Главная > Руководство


РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

ПО РАЗВИТИЮ ОБЩЕДОСТУПНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК

РЕСУРСЫ ОБЩЕДОСТУПНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК: НОРМАТИВНЫЙ ПОДХОД

(практическое руководство пособие)

СПб

2010

Составитель: Л.В.Куликова

Важнейшим направлением  развития общедоступных муниципальных библиотек с учетом их удельного веса в системе библиотек России должно стать совершенствование материально-технической базы и технологическая модернизация. Этого требует необходимость создания эффективных условий для реализации прав граждан на доступ к информации и культуре.

Настоящее пособие разработано с учетом рекомендаций Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки (ред. 2001 г. и 2008 г.), Руководства ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек (2002 г.) и нормативного документа РБА «Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований» (2007 г.).

В пособии широко использованы рекомендации международных профессиональных документов, отражающих современные тенденции библиотечного строительства, опыт работы публичных библиотек России и зарубежных библиотек, в том числе в области информатизации, а также основные нормативные документы официального характера.

Комплексный подход к ресурсному обеспечению деятельности общедоступных муниципальных библиотек с учетом их специфики и места в системе обслуживания населения соответствует потребностям формирующегося информационного общества и современным требованиям их удовлетворения.

Соблюдение рекомендуемого в руководстве минимума призвано выравнивать возможности для граждан, проживающих в разных географических зонах России, в разных социально-экономических и демографических условиях, в разных административно-территориальных образованиях, в получении качественного библиотечного обслуживания за счет равномерного развития сети библиотек, полноценного формирования их библиотечно-информационных ресурсов, обеспечения помещениями, оборудованием и техническими средствами, информационно-коммуникационными технологиями, персоналом.

Основные характеристики ресурсного обеспечения должны интерпретироваться в контексте функций и целей библиотек и корректироваться в зависимости от специфики и возможностей конкретной территории.

Рекомендации данного практического руководства не распространяются на общедоступные (публичные) библиотеки гг. Москвы и Санкт-Петербурга, где Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. ФЗ от 31.12.2005 г. № 199-ФЗ, от 29.12.2006 г. № 258-ФЗ) в отношении организации библиотечного обслуживания не действует.

Содержание

Раздел 1. Общие положения………………………………………………………………………………. 5

Раздел 2. Виды общедоступных муниципальных библиотек ………………………………………… 9

Новые модели общедоступных библиотек…….………………………………………………… 15

Раздел 3. Размещение и территориальная доступность библиотек…………………………………. 28

Показатели территориальной доступности библиотек.…….. ……………………………….. 32

Раздел 4. Здания и помещения……………..……………………………………………………………...38

Размещение библиотек в зданиях ...………………………………………………………………..40

Организация внутрибиблиотечного пространства ….. ………………………………………... 45

Группы помещений (зон) по функциональному назначению……….…………….…….47

Организация публичного пространства………………………………………………….. 50

Специальная зона обслуживания инвалидов.……………………………………………..51

Раздел 5. Библиотечно-информационные ресурсы …………………………………………………..56

Требования к формированию библиотечного фонда..……………………………………….…57

Нормативный объем фонда………….…………………….................................................... 62

Требования к обновлению фонда …………………………………………………………...65

Раздел 6. Оборудование и средства технического оснащения….…………………………………… 68

Технические средства копирования и тиражирования документов…………………………70

Раздел 7. Технологии обработки, защиты и идентификации документов………………………….76

Раздел 8. Информационно-коммуникационные технологии .…………………………………………82

Уровни технологического оснащения библиотек ……………………………………………….88

Показатели базовой обеспеченности библиотек компьютерной техникой …….………… 90

Мультимедийные технологии……….……………………………………………………………. 93

Устройства для чтения электронных книг……..………………………………. 98

Показатели обеспеченности библиотеки мультимедийными средствами………….……… 99

Организационные требования к эксплуатации ИКТ………………………………………….101

Общие требования к условиям пользования ИКТ …….…….. ……………………………….102

Раздел 9. Требования к персоналу………………………………………………………………………..104

Штатная численность персонала ……………………………………………………………… 104

Категории библиотечных работников …………………………………………………………109

Профессиональные квалификации библиотечных работников……………….……………111

Профилирующие профессии….………………………………………………………………… 112

Заключение ……………………………………………………………………………………………….…114

Использованные документы ………………………………………………………………………..…….117

Раздел 1. Общие положения

Изменения в сфере техники и технологий радикально обновляют предметную среду, в которой непосредственно протекает жизнедеятельность современного человека. Одновременно возникают новые типы коммуникаций, способы хранения и передачи информации, связи и отношения в человеческих сообществах, новые формы взаимодействия различных культурных традиций.

«Для России с ее огромными территориями и распределенными интеллектуальными ресурсами выход только один – максимально быстро развивать библиотеки – насыщать их электронной информацией, создавать базы всех ресурсов, имеющихся в каждой библиотеке, создавать и поддерживать инфраструктуру информационного обеспечения ученых, учителей, менеджеров, медицинских работников. Если мы хотим избежать дискриминации и предоставить всем гражданам страны равные возможности доступа к информации, приоритет должен быть отдан электронным ресурсам».1

Обеспечение открытого, беспрепятственного доступа граждан России к информации и знаниям на основе единой библиотечно-информационной системы, объединяющей ресурсы всех библиотек страны, является стратегическим направлением развития библиотечного дела.

В целях обеспечения пользователей библиотек качественными услугами приоритетными направлениями называются следующие: 2

  • обеспечение сохранности библиотечных фондов как части культурного наследия и информационного ресурса России в интересах нынешнего и будущих поколений;

  • обеспечение систематического поступления в библиотеки новой литературы на различных видах носителей;

  • организация обеспечения доступа населения к социально значимой информации, особенно в малых городах и сельской местности, преодоление информационного неравенства граждан России, создание передвижных систем библиотечного обслуживания;

  • развитие информационных ресурсов библиотек и их интеграция в мировое пространство в целях повышения качества информационного и библиотечного обслуживания населения на основе внедрения передовых информационно-коммуникационных технологий, в том числе корпоративных;

  • создание условий для обеспечения прав детей, молодежи, инвалидов и других социально незащищенных групп населения на библиотечно-информационное обслуживание путем совершенствования комплектования по целевым группам потребителей и реконструкции специализированных библиотек с учетом современных стандартов;

  • укрепление и развитие материально-технической базы библиотек и библиотечного дела.

Основные направления государственной политики в сфере культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 г. включают комплекс мер по поддержке библиотек путем создания на их базе общественных центров повышения компьютерной грамотности, общедоступных справочных и образовательных порталов, «электронных библиотек», развития системы общественного доступа к сети Интернет, внедрения технологий «дистанционного образования» и «дистанционной информационной среды».

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (распоряжение Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212) предусматривает создание системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам (ЦОД), где в части развития библиотечного дела должна продолжиться деятельность, направленная на развитие публичных центров правовой информации (ПЦПИ), а также центров деловой и социально-значимой информации, сформированных на базе региональных и муниципальных библиотек.

Решение заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 8 июля 2010 г. направлено, в частности, на обеспечение подключения до конца 2012 г. муниципальных публичных библиотек к сети Интернет и оснащение их необходимым компьютерным оборудованием и программным обеспечением для управления библиотечным фондом и доступа к нему.

Условия свободного и комфортного доступа населения к информации и культуре становится одним из основных критериев эффективности библиотечного обслуживания. Общедоступные муниципальные библиотеки являются воплощением принципов общедоступности и равнодоступности, что означает следующее:

  • библиотекой могут пользоваться все;

  • пользоваться в непосредственной близости к дому;

  • пользоваться с помощью библиотеки ресурсами других библиотек, как бы далеко они не были расположены.

Основные библиотечно-информационные услуги в общедоступных библиотеках предоставляются бесплатно.

В процессе становления института местного самоуправления именно эти библиотеки наиболее успешно способны выполнять формирующую роль посредством реализации информационной, образовательной, культурно-досуговой функции. Общедоступные библиотеки, являются неотъемлемой частью инфраструктуры муниципального образования, наряду с образовательной, информационной, социальной, благотворительной и иными сферами деятельности.

Им принадлежит ведущая роль в собирании, хранении, изучении и популяризации региональной и местной культуры, в сохранении этнического, культурного, языкового и религиозного разнообразия и самобытности, воспитании культуры межнациональных отношений.

Участие библиотек проявляется и в таких конкретных социально значимых направлениях, как:

  • предоставление пользователям социально значимой, правовой и деловой информации;

  • помощь в профессиональной самореализации, адаптации, обеспечение занятости и деловой активности граждан, в том числе молодежи;

  • подготовка граждан к активной деятельности в условиях информационного общества;

  • создание единой информационной и культурной среды на основе взаимодействия с общественными и другими организациями, действующими в сфере культуры и искусства и др.

Библиотеки сотрудничают с другими организациями в реализации целевых программ информационного и культурного развития детей и юношей, пенсионеров, оказывают информационную поддержку представителям местной власти, деловых структур общества, участвуют в правовом просвещении граждан.

Одной из актуальных проблем развития современного общества является интеграция и социализация людей с особыми нуждами, в том числе инвалидов различных категорий. Требования к среде обитания инвалидов заключаются в том, чтобы она способствовала их социальной интеграции, максимальной адаптации и реализации возможностей интеллектуальных контактов, исключала психологическую изоляцию инвалидов от здоровых читателей библиотеки.

В целях наиболее полной реализации прав инвалидов библиотеки выявляют места их сосредоточения и организации (органы социальной защиты населения, реабилитационные центры и др.), занимающиеся их проблемами, налаживает с ними связи, сотрудничает со специализированными библиотеками, научными и учебными специальными организациями. Таким образом, практически каждая библиотека становятся участниками национальной программы по социальной и культурной реабилитации инвалидов, решая проблему доступности для них информации.3

Для полноценной адаптации инвалидов в физическом и в содержательном отношениях библиотека должна быть приспособлена и оборудована в соответствии с правилами библиотечной техники специальной библиотеки, а также на основе информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих доступность информации и позволяющих значительно активизировать жизнь людей с ограничениями жизнедеятельности.

Создание в библиотеках доступной среды для инвалидов в настоящее время может рассматриваться как долгосрочная программа, включающая, помимо решения технических задач (приобретение и установка специального оборудования), психологические задачи, связанные с необходимостью специальной подготовки сотрудников, обслуживающих инвалидов.

Стратегическим вопросом самого существования общедоступных муниципальных библиотек становится выход на современный коммуникативный уровень и превращение в комплексные информационные, образовательные и культурно-просветительские центры.

Создание таких центров включает комплекс организационных преобразований, начиная от облика здания библиотеки, оформления её интерьера, технического и технологического оснащения и завершая значительным расширением спектра предлагаемых гражданам услуг с использованием новейших технологий и в соответствии с требованиями стандартов качества.

Решению этих задач должна соответствовать ресурсная база муниципальных библиотек, при формировании которой необходимо учитывать их специфику, место и роль в системе библиотечно-информационного обслуживания, в том числе статус административного образования, демографический состав и численность населения, плотность расселения, уровень социально-экономического развития и др.

Ответственность за обеспечение деятельности муниципальных библиотек и формирование современной библиотечно-информационной сети возложена на учредителя: на местные органы власти или действующие от их имени органы культуры, к исключительной компетенции которых относится, в частности учреждение и реорганизация библиотек, утверждение их уставов; разработка и принятие местных нормативов финансового обеспечения библиотек; строительство библиотечных зданий и обустройство прилегающих к ним территорий и др.4

Библиотеки должны иметь гарантии, что материально-технические, информационные и библиотечные ресурсы, используемые для обслуживания граждан, а также необходимое для этих целей финансовое обеспечение, являются достаточными и соответствуют требованиям каждой реализуемой программы.

Раздел 2. Виды общедоступных муниципальных библиотек

Общедоступная (публичная) муниципальная библиотека5 – общее определение для всех видов библиотек, расположенных на территории муниципального образования (городской округ, городское поселение, сельский районный центр, сельское поселение, сельский населенный пункт) и являющихся собственностью данного муниципального образования. Библиотеки принадлежат местному сообществу, обслуживают местное сообщество, финансируются из местного бюджета.

В систему общедоступных муниципальных библиотек входят следующие основные виды библиотек:

Библиотека сельского поселения

Библиотека городского поселения

Библиотека сельского населенного пункта

Детская библиотека сельского поселения

Детская библиотека городского поселения

Центральная районная библиотека

Межпоселенческая библиотека

Детская районная библиотека

Библиотека городского округа

Детская библиотека городского округа

Центральная городская библиотека

Библиотека административного района города

По решению администраций муниципальных образований библиотеки сельских и городских поселений могут быть самостоятельными и получать статус юридического лица или становятся подразделениями межпоселенческой библиотеки, центральной районной или центральной городской библиотеки, в том числе, в рамках централизованной библиотечной системы (ЦБС).

Библиотеки городского округа, а также библиотеки административных районов города, по решению администраций муниципальных образований, могут быть самостоятельными и получать статус юридического лица или являться подразделениями центральной городской библиотеки (или централизованной библиотечной системы города, административного района города).

В соответствии с Федеральным законом «О библиотечном деле» № 78-ФЗ с изменениями на 3 июня 2009 г. (Статья 20. Центральные библиотеки) органы местного самоуправления муниципального района могут присваивать ведущей межпоселенческой библиотеке статус центральной районной библиотеки; органы местного самоуправления городских округов могут присваивать ведущей универсальной библиотеке соответствующего городского округа статус центральной городской библиотеки; органы местного самоуправления могут учреждать специальные центральные библиотеки по отраслевому принципу и по обслуживанию особых групп пользователей библиотек (детского и юношеского возраста, слепых и слабовидящих и других).

      Центральная библиотека в пределах обслуживаемой территории обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное универсальное собрание документов, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов, в том числе осуществлять функции межбиблиотечного абонемента и обеспечивать ведение сводного каталога, оказывать методическую помощь библиотекам (пункт в редакции, введенной в действие с 20 июня 2009 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 119-ФЗ).    

Центральная библиотека развивается как интеллектуальный центр, формирует своими средствами информационное и культурное пространство муниципального образования (района, города).

Для создания качественной библиотечной услуги, а также с учетом экономии финансовых средств функции центральной библиотеки должны предусматривать создание специализированного продукта, необходимого для работы всех библиотек поселений, входящих в состав муниципального образования (района, города), прежде всего, комплектование и обработку библиотечных фондов, обслуживание межбиблиотечного абонемента, формирование и предоставление пользователям универсального собрания документов, создание электронного каталога и автоматизированных баз данных, электронной библиотеки, оказание методической помощи6.

Социальные нормативы и нормы, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.07.2007 г. № 923-р, закрепляют за каждой из центральных библиотек региона выполнение функций исследовательского, информационного, консультативного центра по вопросам организации библиотечного обслуживания населения субъекта Российской Федерации. Эти функциональные направления в полной мере характерны также и для наиболее крупных муниципальных библиотек.

Функции центральной библиотеки могут распределяться в установленном порядке между несколькими библиотеками, которые в этом случае обеспечиваются бюджетным финансированием в соответствии с объемом их деятельности.

Межпоселенческая библиотека7 учреждается органом местного самоуправления муниципального района для обеспечения библиотечным обслуживанием населения нескольких поселений (и межселенных территорий), входящих в состав муниципального района.

По решению администрации муниципального района межпоселенческая библиотека может быть создана вновь как самостоятельное учреждение или становится правопреемницей существующей центральной районной библиотеки (центральной городской библиотеки). Межпоселенческая библиотека является ведущей универсальной библиотекой, центральным книгохранилищем и организационно-методическим центром муниципального района, развивается как интеллектуальный центр, формируя своими средствами информационное и культурное пространство муниципального района.

В соответствии с соглашениями между органами местного самоуправления муниципальных образований, заключаемых в порядке, предусмотренном действующим законодательством, как межпоселенческая библиотека, так и центральная библиотека осуществляют:

  • предоставление библиотечных, справочно-библиографических и информационных услуг в режиме локального и удаленного доступа жителей своего района библиотечного обслуживания (административного центра) и жителей всего муниципального района (городского округа);

  • организацию внестационарного обслуживания жителей муниципального района (городского округа);

  • виртуальное обслуживание пользователей (он-лайновые услуги: бронирование, заказ изданий, виртуальные справки и выставки, дистанционные курсы обучения);

  • обслуживание по межбиблиотечному абонементу (МБА), через электронную доставку документов (ЭДД);

  • комплекс работ по комплектованию собственного наиболее полного универсального фонда, в том числе на основе обязательного экземпляра муниципального образования8, а также централизованное комплектование библиотечных фондов библиотек поселений (библиотек городского округа), включая: изучение читательского спроса, формирование сводного заказа на литературу и закупку изданий на различных носителях, их систематизацию и каталогизацию, индивидуальный и суммарный учет, техническую обработку и распределение по библиотекам, ведение финансового учета, отчетности и документации;

  • создание и ведение сводного каталога (электронного каталога), автоматизированных баз данных, других поисковых систем;

  • координацию совместного использования ресурсов библиотек поселений в пределах муниципального района (городского округа);

  • обслуживание по межбиблиотечному абонементу (МБА), через электронную доставку документов (ЭДД), организацию внестационарного обслуживания населения муниципального района (городского округа);

  • ведение учета и предоставление государственной статистической отчетности о деятельности, в том числе о деятельности библиотек поселений;

  • методическое обеспечение деятельности библиотек поселений, повышение квалификации библиотечных работников.

Детская районная (городская) библиотека по решению органа местного самоуправления может быть учреждена как специальная центральная библиотека по обслуживанию особых групп пользователей детского и юношеского возраста. Такая библиотека обслуживает детей и подростков своего района библиотечного обслуживания (административного центра), а также всего муниципального района (городского округа) и выполняет функцию организационно-методического центра по библиотечной работе с детьми на всей территории муниципального района (городского округа).

Другие детские библиотеки, имеющиеся на территории муниципального образования, могут быть самостоятельными и получать статус юридического лица или становятся подразделениями центральной библиотеки для детей (в том числе, в рамках централизованной библиотечной системы). В зависимости от региональных особенностей библиотеки, обслуживающие взрослое население, могут иметь специальные отделения (отделы) для читателей-детей.

В России, подобно другим странам мира, на муниципальном уровне отсутствуют специальные библиотеки для юношества (молодежи). Как правило, эта возрастная категория обслуживается в общедоступных библиотеках, многие из которых обладают для этого ресурсами и специальными методиками.

Миссия библиотеки, придающая значение обслуживанию этой возрастной категории, состоит в том, чтобы помочь формирующейся личности успешно перейти от детства к взрослости, создавая как доступ к ресурсам, так и среду для интеллектуального, эмоционального и социального развития, отвечающую специфическим потребностям юношества.

«Подросткам нужно особое внимание, так как в этом возрасте многие бросают читать вообще. Приобщение к широкому кругу книг в период, когда интересы очень расширяются и очень быстро меняются, должно сопровождаться действиями библиотекарей, которые хорошо разбираются в психологических и эмоциональных особенностях этого возраста».9

Библиотека должна приложить все усилия, чтобы сотрудничать с социальными и правовыми службами, органами здравоохранения, службами занятости и другими институтами, способными помочь библиотеке узнавать о новых общественных явлениях, привлекать тех молодых людей, которые обычно не посещают библиотеку, в том числе по причине инвалидности.

На муниципальном уровне, как правило, отсутствуют также и специальные библиотеки для инвалидов, в том числе инвалидов по зрению. Обслуживание этих групп граждан в общедоступных библиотеках существенно ограничивается, прежде всего, материально-техническими условиями и возможностями этих библиотек, что нередко является причиной информационной и культурной изоляции инвалидов.

В то же время социальные нормативы организации работы, в частности с инвалидами по зрению, требуют не только создания условий для их обслуживания в общедоступных библиотеках, наряду с другими категориями пользователей, но и предполагают расширение зоны их деятельности, так как библиотеки для слепых субъектов Российской Федерации стараются открывать филиалы в учреждениях и на предприятиях, где учатся и работают инвалиды по зрению, а также при территориальных организациях Всероссийского общества слепых, лечебных, реабилитационных учреждениях.

Размещение филиалов и библиотечных пунктов для обслуживания людей с ограничениями жизнедеятельности зависит от местных условий и их рассредоточенности на территории муниципального образования.

На муниципальном уровне общим требованием к организации библиотечной системы является обязательное обеспечение возможностей получения жителями библиотечно-информационных услуг во всех населенных пунктах, в том числе с числом жителей менее 500, а также в удаленных и труднодоступных населенных пунктах, где нет стационарных библиотек, или расстояние до ближайшей стационарной библиотеки более 3 км (более 0,5 часа пути).

В этих целях внестационарное обслуживание является неотъемлемым элементом системы библиотечно-информационного обслуживания населения муниципальных образований, наряду со стационарными библиотеками. В ряде случаев внестационарное обслуживание может быть предложена как альтернатива стационарному библиотечному обслуживанию. Например, в Псковской области, для которой характерна хуторская система расселения и большая удаленность населенных пунктов от стационарных библиотек (10-15 км), только внестационарными формами могут быть обслужены не менее 10% жителей области.

Внестационарное обслуживание может осуществлять библиотека сельского, городского поселения, межпоселенческая или центральная библиотека посредством организации библиотечных пунктов, выездных читальных залов, передвижных библиотек (библиобус или транспорт другой организации, в том числе сельской администрации) и других форм.

Такая библиотечная услуга широко используется библиотеками для обслуживания малоподвижных категорий (инвалиды, люди преклонного возраста, пациенты больниц и др.), а также может предлагаться отдельным категориям пользователей как дополнительная сервисная услуга (доставка литературы к месту работы, отдыха и т.п.).

Внестационарная форма библиотечно-информационного обслуживания с учетом специфики территории может становиться одним из важнейших направлений библиотечной политики, осуществляемой и контролируемой на уровне государственных органов управления субъекта РФ. Например, в Пермской области Председателем Департамента культуры и искусства утверждено Положение о внестационарном библиотечном обслуживании населения, которое имеет обязательное действие на всей территории области.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российская библиотечная ассоциация секция по библиотечной политике и законодательству организация библиотечного обслуживания

    Документ
    ... на базе муниципальных общедоступных библиотек. Данная тема не только получила практическое воплощение в библиотечной практике, по и широко ...
  2. Российская библиотечная ассоциация единство в действии

    Книга
    ... практическое значение и «Базовых норм организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных муниципальных библиотек» ... С. Ф. Роль Секции публичных библиотек Российской библиотечной ассоциации в развитии муниципальных библиотек // Управление и кадры. ...
  3. Российская библиотечная ассоциация

    Документ
    26 Российская библиотечная ассоциация Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований 2007 «Базовые нормы ...
  4. Конференция российской библиотечной ассоциации xi ежегодная сессия

    Программа
    ... Руководством по ... библиотек и Секция по библиографии Российской библиотечной ассоциации ... практической конференции «Библиографическая деятельность российских библиотек ... общедоступных библиотек ... муниципальных нужд" как стимул для развития библиотечного ...
  5. Библиотечный вестник Карелии (2)

    Документ
    ... общедоступных библиотек. В настоящее время Российской библиотечной Ассоциацией разработан модельный стандарт деятельности общедоступных (публичных) библиотек, в котором отражен принцип общедоступности ...

Другие похожие документы..