Главная > Руководство


7. Технологии обработки, защиты и идентификации документов

Технология обработки документов путем их штрих-кодирования применяется в библиотеках при автоматизированой книговыдаче. Появление этой технологии позволяет все процессы, связанные с обработкой информации, сделать более быстрыми и точными, экономить время регистрации и обработки новых поступлений, время обслуживания, а также сократить нагрузка на библиотекарей, повысить производительность их труда и качество обслуживания пользователей.

Технология штрихового кодирования включает следующие основные этапы:

  • создание штрихового кода56;

  • вывод на печать;

  • маркировка изданий штриховым кодом.

Возможно применение 3-х видов нанесения штрих-кодов: 1) распечатка этикеток со штрих-кодом напрямую из АБИС, используемой в библиотеке; 2) использование при создании штрих-кодов специальной программы, поставляемой вместе с оборудованием для штрих-кодирования; 3) покупка наклеек с уже нанесённым штрих-кодом и последующая обклейка фонда с занесением номера штрих-кода в соответствующее поле записей, составляющих электронный каталог.

Основное требование к штриховым кодам – уникальность их номеров.

Нанесённый штрих-код можно прочитать специальным устройством. Чаще всего для этих целей используют сканеры штрих-кода. Для чтения штрих-кода при помощи сканера не обязателен непосредственный контакт с самим штрих-кодом: максимальное расстояние считывания может меняться в зависимости от модели сканера от 20 до 300 мм.

Сканер распознает и считывает штрих-код, переводит данные штрих-кода в электронный вид и передает для дальнейшей обработки в ПК непосредственно в используемое программное обеспечение.

Основными компонентами системы электромагнитного противокражного оборудования являются противокражные ворота, деактиватор и гибкие датчики. Противокражные ворота устанавливаются на выходе из зала (из библиотеки). При обнаружении попытки кражи они сообщают об этом звуковым и визуальным сигналом тревоги.

Использование технологии штрих-кодирования в процессе обслуживания включает следующие обязательные условия:

  • занесение всего фонда библиотеки в электронный каталог;

  • штрих-кодирование фонда, в первую очередь наиболее используемой его части;

  • внедрение электронного читательского билета и формуляра;

  • техническое обеспечение библиотеки;

  • подготовка сотрудников библиотеки к работе в условиях новой технологии.

Данная технология целесообразна в том случае, если библиотека провела ретроконверсию карточного каталога и пополнила электронный каталог (хотя бы на 80-90%), поставила компьютеры для доступа в каталог для пользователей и для библиотекарей, установила считывающую технику.

В этом случае переход на штрих-кодирование инвентарных номеров изданий и номеров читательских билетов является естественным развитием.

Автоматизация процесса книговыдачи в библиотеках (межпоселенческих, центральных районных или центральных городских) Белгородской области потребовала специальной подготовки электронного каталога, для чего каждый экземпляр фонда необходимо было обеспечить штрих-кодом и ввести соответствующие сведения в электронный каталог.

Все муниципальные библиотеки области, работающие по единой программе, должны были придерживаться следующего правила формирования штрих-кодов57:

1) штрих-код книги должен состоять из 9 цифр;

2) первые 2 (3) цифры слева – телефонный код района (города);

3) для районных библиотек следующие 2 цифры – резервные, поэтому заполняются нулями, для городских библиотек резервной остается одна позиция и тоже заполняется нулем.

4) оставшиеся 5 цифр – инвентарный номер книги или сквозная нумерация цифр от 0 до количества книг в фонде.

Для обеспечения в ЦРБ штрих-кодами документов, нужно иметь этикетки для штрих-кодов с напечатанными на них значениями штрих-кодов. Для этого можно:

  • заключить договор с БГУНБ о выполнении работ по созданию этикеток со штрих-кодами для ЦРБ. При этом ЦРБ должна будет закупить расходные материалы (бабины этикеток и картриджы для принтера), предоставить эти материалы в Белгородской государственной универсальной научной библиотеке (БГУНБ) и оплатить работу ее сотрудникам по печати этикеток.

  • самостоятельно закупить оборудование и расходные материалы и создавать этикетки со штрих-кодами.

После получения готовых этикеток со штрих-кодами, они подлежали наклеиванию их на издания, начиная с фонда отдела абонемента (для формирования значений штрих-кодов на эти экземпляры использовалась нумерация через порядковый номер) и текущих поступлений. Параллельно с наклеиванием этикеток, вводились в сводный электронный каталог муниципальных библиотек сведения о наличии штрих-кода за соответствующим экземпляром книги.

Для перехода центральной районной (муниципальной) библиотеки на автоматизацию регистрации пользователей и книговыдачи соблюдались необходимые условия:

1. Наличие электронного каталога на фонд библиотеки (что обеспечивается выполнением перечисленных выше рекомендаций).

2. Наличие электронного читательского каталога, который формировался в муниципальной библиотеки после обучения в БГУНБ и получения соответствующих прав на работу с системой «OPAC-Global».

Взаимосвязь между электронным каталогом на фонд библиотеки и читательским каталогом поддерживается с помощью АБИС «OPAC-Global».

Для выдачи книг в автоматизированном режиме штрих-коды книг должны считываться сканером. По значению штрих-кода программа находит в электронном каталоге библиографическую запись на книгу и записывает в электронный читательский формуляр. Читательский билет тоже должен иметь штрих-код для поиска читателя в электронной базе данных читателей. Таким образом, для обеспечения процессов автоматизации книговыдачи необходимо иметь следующее оборудование:

1. принтер для печати читательских билетов;

2. расходные материалы для принтера;

3. персональные компьютеры, с которых будет обеспечиваться ведение каталогов и обслуживание пользователей;

4. цифровой фотоаппарат (или ВЕБ-камера) для получения фотографии пользователя и размещения ее на читательском билете;

5. сканеры для считывания штрих-кодов с читательских билетов и книг.

При подготовке библиотеки к автоматизации операций по книговыдаче нужно приобрести полностью либо частично перечисленное оборудование. Можно сэкономить средства на печати читательских билетов, не приобретая для муниципальной библиотеки дорогостоящее оборудование, которое 90% рабочего времени будет простаивать, а заказав печать читательских билетов в БГУНБ.

После приобретения техники, создания электронной базы данных читателей и ввода в сводный электронный каталог муниципальных библиотек всех необходимых сведений, можно приступать к освоению технологии книговыдачи в автоматизированном режиме.

В последнее время появилась новая технология (RFID – Lib), имеющая более широкие возможности. Это технология автоматической бесконтактной идентификации объектов при помощи радиочастотного канала связи, совмещающая в себе возможности штрих-кодирования и электромагнитных противокражных систем.

Система автоматизации работы библиотеки RFID – Lib ускоряет, упрощает и избавляет от ошибок такие операции, как прием, выдача, инвентаризация литературы, затрудняет хищение книг и др. Она позволяет:

  • контролировать перемещение книг внутри библиотеки;

  • значительно ускорить операции выдачи и приема изданий, благодаря способности настольных считывателей регистрировать несколько книг одновременно;

  • уменьшить количество ошибок при выдаче и приеме изданий;

  • проводить быструю инвентаризацию;

  • предотвратить хищение и подмену литературы;

  • существенно уменьшить влияние человеческого фактора при подборе, поиске и сортировке книг;

  • регистрировать выдачу и возврат книг без участия библиотекаря.

Система предоставляет и дополнительные возможности, в том числе обеспечивая контроль размещения изданий в фондах открытого доступа (в случаях застановок); самостоятельную без помощи библиотекаря регистрацию читателями выдаваемых им и возвращаемых ими изданий.

Внедрение RFID не требует замены АБИС. Все преимущества технологии бесконтактной идентификации доступны в привычной программной оболочке.

Процесс перехода не нарушит работу библиотеки, причинит минимум неудобств и не потребует специального обучения сотрудников.

Показатели обеспеченности библиотек техническими средствами

обработки, защиты и идентификации документов

Наименование средства

Требования к работе аппарата

Норма для библиотеки

1

2

3

Принтер штрих-кодов (этикеточный принтер) – BZB – 2

Принтер для печати штрих-кодов не может быть использован для печати других документов

Один комплект

на библиотеку

Обеспечивается общетерриториальная библиотека (межпоселенческая, центральная)

Прибор для активации/деактивации защитных меток

Сканер CCD мультиинтерфейсный

SEBEXZ-3080

Сканер Metrologic - ручной шрих-код

универсальная станция выдачи/программирования меток для защиты документов библиотечного фонда и организации электронной технологии обслуживания пользователей;

электронная станция для инвентаризации фондов;

электронные (акустико-магнитные) защитные ворота

В состав комплекта поставки технических средств должны быть включены расходные материалы: дискеты, картриджи и бумага для принтеров и копировальных аппаратов и др.

Раздел 8. Информационно-коммуникационные технологии

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) представляют собой совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие). ИКТ, признанные в мире ключевыми технологиями XXI в., на ближайшие десятилетия будут являться залогом экономического роста государства и основным двигателем научно-технического прогресса.

Особенность сферы культуры, включая библиотеки, состоит в том, что она является не только потребителем ИКТ для своих нужд (учет, каталогизация фондов и др.), но и одним из основных источников мультимедийного контента, новых электронных продуктов и услуг для граждан. Библиотеки, сохраняя культурно-исторические традиции, нуждается в полноценной поэтапной модернизации, главным инструментом которой должно стать массовое внедрение информационно-коммуникационных технологий в библиотечную практику, развитие на этой основе новых моделей обслуживания.

Информационные технологии позволят значительно расширить возможности базового библиотечно-информационного обслуживания, предоставить пользователям доступ к локальным (корпоративным) и глобальным информационным сетям, повысить уровень библиотечного сервиса и качество обслуживания, сократить разрыв между «бедными» и «богатыми» в информационном отношении территориями.

Библиотеки должны научить людей с самого детства и на всех этапах их жизнедеятельности не бояться этой информации, научить ею пользоваться, с ней работать и правильно распоряжаться. Критерием эффективности работы библиотек должен быть не только уровень технического оснащения и наличие ресурсов, но и возможность свободного доступа к ним населения, их активное использование, востребованность. Для этого требуется создание условий доступа для пользователей, в том числе, выделение для них персональных компьютеров (ПК), обучение основам компьютерных знаний, навыкам самостоятельной работы с электронными базами данных.

Перед ними стоит ряд важных проблем, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и обеспечения равных возможностей доступа к информационным ресурсам и сервисам всех категорий граждан вне зависимости от их места проживания, социальной или этнической принадлежности.

К числу проблем, для решения которых необходим комплексный подход, относится, в частности, недостаток современной компьютерной техники в общедоступных библиотеках, локальных вычислительных сетей, которые позволили бы объединить имеющиеся технические и информационные ресурсы в целостную систему, недостаточная развитость телекоммуникационной инфраструктуры, способной обеспечить библиотечные учреждения качественным доступом к национальным и мировым информационным ресурсам.58

При разработке типовой спецификации комплекта поставляемой техники и оборудования для библиотеки сельского поселения приходится учитывать специфику их использования, включая такие факторы, как качество каналов связи, нестабильность питающей сети (возможность бросков, внезапных временных отключений), ограниченность помещений для размещения техники и др.

Внедрение и использование ИКТ в библиотеках предполагает новые технологические возможности, создает преимущества их развития на основе повышения инновационной активности и эффективности труда, изменения содержания, методов и организационных форм работы. В центре внимания проводимых преобразований, связанных с модернизацией библиотек, стоит формирование нового качества библиотечного обслуживания.

Библиотеки используют компьютеры для автоматизации библиотечных процессов, работы с базами данных, электронной почтой и поиском в ресурсах Интернета, применяют издательские, мультимедийные технологии.

Наиболее крупные общедоступные муниципальные библиотеки работают в различных АИБС, имеют Web-сайт, предоставляют электронный каталог в сети Интернет, разрабатывают проекты электронных библиотек.

Основные инициативы библиотек на основе внедрения и использования ИКТ наиболее ярко проявляются в следующих направлениях:

  • создание единого библиотечно-информационного и культурного пространства, социальной интернет-среды взаимодействия людей;

  • обеспечение равных возможностей в получении качественной информации с использованием электронных ресурсов (электронные библиотеки, электронные базы, системы справочно-методической поддержки и т.д.);

  • создание условий для реализации индивидуального обслуживания пользователей и для поэтапного перехода к новому уровню обеспечения качества обслуживания, в том числе дистанционного для людей с ограниченными возможностями;

  • реализация возможностей постоянной переподготовки персонала и др.

Развитие технической базы и телекоммуникационной инфраструктуры общедоступных библиотек (как общетерриториальных, так и филиалов или самостоятельных местных библиотек) должно стать средством их рационального взаимодействия при котором общетерриториальная (межпоселенческая или центральная) библиотека выступает как ресурсно-информационный центр для других библиотек территории и создает для местных библиотек дополнительные возможности для обслуживания в непосредственной доступности местных жителей.

Эффективное использование информационных ресурсов, программного обеспечения возможно только в том случае, если будет создана соответствующая информационно-коммуникационная инфраструктура, обеспечение библиотек вычислительной и организационной техникой, программными средствами.

Наличие этих средств является для муниципальных общедоступных библиотек стратегическим ресурсом, позволит обеспечивать более широкий и оперативный доступ к информации, формируемой не только на местном уровне, но и на уровне региона, страны и мира. После создания необходимого материально-технического базиса общедоступная муниципальная библиотека любого уровня может реализовывать заложенные компьютеризацией технологические возможности, наращивать информационные электронные ресурсы, в том числе через участие в корпоративных проектах, расширять спектр библиотечно-информационных услуг.

Сетевая инфраструктура должна стимулировать практическое сотрудничество библиотек, а также объединять все органы создания информации, особенно традиционные институты наследия (библиотеки, музеи и архивы) в целях совместного использования информации и создания объединенных ресурсов.

Решение более сложных задач по применению ИКТ, информатизации работы библиотек потребуют не только продолжения оснащения современной компьютерной техникой, но и интеграции их в единую информационную среду и, в результате - изменения самой стратегии развития библиотек. 59

В этой связи последовательная информатизация библиотеки должна включать:

  • создание материально-технической базы, в том числе определение необходимого количества автоматизированных рабочих мест (АРМ) для сотрудников и пользователей;

  • приобретение лицензионных программных продуктов, лицензионных операционных систем, в том числе обеспечивающих доступ незрячих пользователей к электронным ресурсам;

  • формирование локальной вычислительной сети (ЛВС), подключение к сети Интернет;

  • автоматизацию всех основных библиотечных процессов: управленческих, технологических (комплектование, обработка и каталогизация, создание справочно-библиографического аппарата и др.), библиотечного обслуживания, информационного обеспечения читателей, управление библиотекой (библиотечной системой);

  • реализацию новых технологических возможностей, в том числе: формирование и наращивание информационных электронных ресурсов, создание Web-сайта библиотеки для размещения информации о ресурсах и услугах, предоставление удаленного доступа к электронным ресурсам и виртуальным услугам, участие в корпоративных проектах.

Для библиотек как потребителей продуктов и услуг ИКТ имеют значение следующие компоненты: оборудование; программное обеспечение (ПО), сопровождение и поддержка средств ИКТ; информационно-телекоммуникационные услуги; информационно-телекоммуникационные ресурсы.

Компонентная структура ИКТ библиотеки

Оборудование

Программное обеспечение

Информационно-телекоммуникационные услуги

Информационно-телекоммуникационные ресурсы

1

2

3

4

ПК (настольные, портативные), серверы, периферийные устройства (мониторы, принтеры и др.), комплектующие, телекоммуникационное оборудование

(беспроводные решения; телефония, др.);

специальное аудио- и видео оборудование.

Локальная сеть как основа аппаратной части автоматизированной библиотечно-информационной системы (АБИС).

Инфраструктурное/ системное ПО, «коробочное» ПО, инструментальные средства разработки, прикладное ПО.

Средства автоматизации профессиональной деятельности (АБИС).

Телекоммуникационные услуги. Сетевая интеграция (разработка, внедрение). Эксплуатация, обслуживание технических средств, поддержка ПО, обслуживание транзакций и др.

Обучение и тренинги, консультирование.

Разработка и интеграция системы данных.

Дизайн, реклама, маркетинг.

Web-сайт (контент, сервисы),

средства коммуникации, дизайн.

Web–портал.

Электронная библиотека. Электронный каталог в сетевом доступе.

БД (тематические, адресные, интернет–ресурсов, др.), информационно-поисковые справочные системы.

Интерактивные сервисы.

Автоматизированная библиотечно-информационная система (АБИС)60 обеспечивает комплексную автоматизацию всех библиотечных процессов: комплектование литературы; создание и ведение электронного каталога и электронных баз данных; систематизацию; обработку поступающих изданий; учет библиотечного фонда; хранение литературы; составление информационно-библиографических пособий и др.

Использование системы АИБС обеспечивает также все аспекты обслуживания пользователей:

  • информацию и ориентацию в библиотеке;

  • учет и регистрацию пользователей, пропуск их в библиотеку и в специальные зоны, где хранятся наиболее ценные материалы и материалы особого характера;

  • предоставление доступа к электронным ресурсам с поиском по наиболее существенным признакам (автору, составителю, заглавию, ключевому слову, виду документа и т.д.);

  • автоматизированный заказ документов из хранилищ, межбиблиотечный абонемент, электронную доставку документов;

  • управление заказами пользователей на документы и услуги (время, резервирование места в зале, доступность документа и т.д.);

  • контроль выдачи документов и оплаты дополнительных услуг.

АИБС состоит из пяти подсистем:

  • администратор - подсистема, которая осуществляет администрирование систем и баз данных и выполняет функции по адаптации системы к нуждам пользователей;

  • каталогизатор - подсистема, с помощью которой осуществляется создание и ведение электронного каталога, научная и техническая обработка поступивших изданий, ведение инвентарного учета, формирование книги суммарного учета, формирование стандартных выходных форм, проверка на дублетность и др. Доступ к подсистеме «каталогизатор» осуществляется внутри локальной сети;

  • поиск - подсистема, с помощью которой пользователь производит поиск, просмотр и заказ нужной литературы. Подсистема «поиск» создается в двух видах: с помощью Интернет и локальной сети;

  • комплектование - подсистема, в которой реализуются функции по заказу и учету поступающей и поступившей литературы, контроль поступлений, формирование бухгалтерской отчетности. Подсистема реализуется в рамках локальной сети;

  • абонемент - подсистема, где осуществляется запись и регистрация читателей, выполняется выдача и возврат литературы, осуществляется постановка на очередь, определение задолженности по возврату литературы, обеспечение возможности для формирования статистических отчетов. Доступ к подсистеме «абонемент» осуществляется внутри локальной сети.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) может быть: индивидуальное, групповое, коллективное. В большинстве случаев применительно к библиотечно-информационной сфере АРМ выступает в следующих разновидностях:

  • АРМ пользователя;

  • АРМ комплектатора;

  • АРМ библиотекаря;

  • АРМ библиографа;

  • АРМ администратора сети.

Каждое автоматизированное место должно быть обеспечено:

  • комплексом технических средств, ПК, принтер, сканер, радиотелефонная связь, модем и т.д.;

  • операционными системами и прикладными программами для организации профессиональных задач библиотечно-информационной деятельности;

  • адаптивными программами в библиотеках, обслуживающих инвалидов по зрению (для увеличения текста, экранного доступа, для создания баз данных «говорящих» книг с криптозащитой);

  • массивами информации и свободный доступ к ним;

  • средствами и методами организации, подготовки и повышения кадров;

  • средствами, обеспечивающими нормы безопасности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российская библиотечная ассоциация секция по библиотечной политике и законодательству организация библиотечного обслуживания

    Документ
    ... на базе муниципальных общедоступных библиотек. Данная тема не только получила практическое воплощение в библиотечной практике, по и широко ...
  2. Российская библиотечная ассоциация единство в действии

    Книга
    ... практическое значение и «Базовых норм организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных муниципальных библиотек» ... С. Ф. Роль Секции публичных библиотек Российской библиотечной ассоциации в развитии муниципальных библиотек // Управление и кадры. ...
  3. Российская библиотечная ассоциация

    Документ
    26 Российская библиотечная ассоциация Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований 2007 «Базовые нормы ...
  4. Конференция российской библиотечной ассоциации xi ежегодная сессия

    Программа
    ... Руководством по ... библиотек и Секция по библиографии Российской библиотечной ассоциации ... практической конференции «Библиографическая деятельность российских библиотек ... общедоступных библиотек ... муниципальных нужд" как стимул для развития библиотечного ...
  5. Библиотечный вестник Карелии (2)

    Документ
    ... общедоступных библиотек. В настоящее время Российской библиотечной Ассоциацией разработан модельный стандарт деятельности общедоступных (публичных) библиотек, в котором отражен принцип общедоступности ...

Другие похожие документы..