Главная > Руководство


готовые разработки различных моделей, которые могут быть созданы на базе библиотек, с определением структуры, штатного расписания, необходимых площадей, оборудования, дополнительных объемов финансирования;

  • подготовку регламентирующих и нормативных документов, регулирующих их деятельность;

  • наличие полноценного фонда документов на различных носителях;

  • подключение и оптимизация подключения библиотек к сети Интернет и в единую информационную сеть;

  • наличие в штате библиотеки обученного персонала для организации полнофункциональной работы;

  • организацию образовательных центров и курсов для повышения квалификации и переподготовки кадров;

  • наличие источников и размеров финансирования библиотек, утверждение бюджета программы развития.

    Возникновение различных вариантов организационных структур и новых моделей библиотечного обслуживания могут кардинально влиять на изменение не только приоритетов и функциональной специфики библиотек, но также и на типологию учреждений и статус, в том числе юридический.

    Однако, в любом варианте должны находиться разумные доводы в пользу сохранения библиотечной системы, различные звенья которой несут определенную функциональную нагрузку, в то же время усиливая потенциал всей системы, приобретающей в условиях информатизации динамичный характер, и в зависимости от условий и целевой функции изменяющей свою структурно-функциональную организацию.

    Муниципальные библиотечные системы могут состоять из общедоступных библиотек, объединенных на основе полной или частичной централизации процессов и/или средств. Наиболее эффективному способу сохранения и развития библиотечных систем, безусловно, способствуют процессы информатизации, обеспечивающие сетевое взаимодействие библиотек. Библиотечные информационные центры (БИЦ), созданные в ряде городов Свердловской области, объединяют  в единую сеть  центральную городскую (или  районную) библиотеку,  детскую библиотеку и библиотеки-филиалы. Наличие технической базы и телекоммуникационная инфраструктура центральных библиотек и филиалов обеспечивают условия для корпоративной работы по каталогизации, для открытого доступа к фондам крупнейших библиотек региона, получения электронных копий документов.

    Более рационально строится вся библиотечная система: ЦБ выступает как ресурсно-информационный центр для всех библиотек территории и обеспечивает местные библиотеки необходимыми ресурсами, которые, в свою очередь, предоставляют качественные библиотечно-информационные услуги в непосредственной доступности для местных жителей.

    Муниципальная общедоступная библиотека, библиотечная система может принимать на себя дополнительные полномочия и функции других библиотек (например, школьных) по обслуживанию населения при соответствующем материальном и ином обеспечении, при условии, что это не влечет за собой ухудшение обслуживания, сокращения номенклатуры услуг, ограничение доступа к библиотечным фондам и информации. В состав других муниципальных библиотечных систем могут также входить и ЦБС как целостные структурные образования.

    Самостоятельные библиотеки поселений могут объединяться в межпоселенческие библиотечные системы. Так, например, межпоселенческое библиотечное объединение Нижнеингашского района Красноярского края включает 32 муниципальные библиотеки,   имеющие статус юридического лица.

    Право жителей Нижнеилимского муниципального района (Иркутская область) на библиотечное обслуживание обеспечивается органом местного самоуправления путем организации межпоселенческой централизованной библиотечной системой (МЦБС) - структурно – целостного учреждения, функционирующего на основе централизации технологических процессов, общего фонда, имущества и штата, единого административного и методического руководства. В состав МЦБС в качестве административных единиц входят межпоселенческая (центральная) библиотека, центральная детская библиотека и обособленные структурные подразделения – библиотеки поселений.

    Для совместного решения вопросов в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут быть образованы межмуниципальные объединения и другие межмуниципальные организации, заключены договоры и соглашения между органами местного самоуправления.

    Одним из таких объединений может быть и межмуниципальная библиотечная система как добровольное объединение юридически самостоятельных библиотек, библиотек-филиалов, действующее на основе соглашения между органами местного самоуправления. Межмуниципальная библиотечная система может состоять из библиотек разных муниципальных образований, объединенных на основе полной или частичной централизации функций и/или средств с сохранением юридической самостоятельности каждой муниципальной библиотеки и (или) других библиотек территории – участников библиотечной системы.17

    Участие библиотеки одного муниципального образования в обслуживании (полного или частичного) населения другого (других) муниципального образования возможно на основе объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов. Объектами библиотечного сотрудничества и финансирования должны становится такие проекты, как создание сводных электронных каталогов, координированное комплектование, организация совместного хранения книг (создание депозитариев), создание общих книжных фондов в дополнение к фондам различных библиотек (например, фонд изданий для оказания помощи учащимся средних школ).

    Целесообразность сохранения библиотечных систем с учетом определенной их реорганизации диктуется соображениями экономичности и сохранения единого библиотечного и информационного пространства на основе кооперирования и взаимодействия библиотек в пределах одной или нескольких территорий.

    В настоящее время все отношения между органами местного самоуправления по передаче функций и полномочий в отношении библиотечного и информационного обслуживания оформляются договором.18

    Раздел 3. Размещение и территориальная доступность библиотек

    Процесс реструктуризации сети библиотек предполагает установление нормативных показателей доступности библиотечного обслуживания для жителей отдельных поселений и населенных пунктов, прежде всего – плотность населения19, степень удаленности от места жительства, время пешеходной или транспортной доступности. Сокращение небольших маломощных библиотек в большинстве случаев объективно обусловлен, однако этот процесс должен сопровождаться укрупнением других библиотек, способных качественно обслуживать большую территорию и большее число населения.

    Базовые нормы размещения библиотек на территориях муниципальных образований ориентированы на принципы территориальной организации местного самоуправления с учетом границ муниципальных образований (Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 29.12.2006 № 258-ФЗ, статья 11).

    Районом библиотечного обслуживания является территория муниципального образования, закрепленная за общедоступной библиотекой с соблюдением нормативов по числу жителей и расстоянию до ближайшей библиотеки.

        Расчет количества библиотек для территории с малонаселенными пунктами производится с учетом принципа библиотечного районирования, когда в район библиотечного обслуживания могут быть включены несколько малонаселенных пунктов, каждый из которых в отдельности не обязательно соответствует указанной норме, но в совокупности отвечает ей. При определении потребности в учреждениях социальной сферы, включая библиотеки, в сельской местности следует иметь в виду, что важнейшим фактором доступности социальных учреждений для населения является степень удаленности этих учреждений от мест проживания населения20.

    На территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте (Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статья 11, п.9).

    В труднодоступных и отдаленных населенных пунктах (с населением менее 200 жителей) при отсутствии налаженных коммуникаций, затрудненном сообщении с другими более крупными населенными пунктами может открываться стационарная библиотека либо пункт выдачи. При отсутствии стационарной библиотеки жителям любого населенного пункта должна быть предоставлена любая другая удобная форма библиотечного обслуживания: библиотечный пункт, стоянка библиобуса (КИБО) и др.

    Для расчета нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах культуры предназначена «Методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах культуры и искусства», разработанная на основании нормативов обеспеченности населения объектами культуры, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.07.2007 № 923-р).

    Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований при размещении библиотек рекомендуют учитывать также группы факторов влияния при организации библиотечного обслуживания населения на территориях России, отражающие их региональные особенности.21

    Принцип доступности библиотечного обслуживания населения реализуется путем размещения общедоступных библиотек всех уровней с учетом максимальной пространственной доступности:

    • на расстоянии, не превышающем 30 минут передвижения пешком или на общественном транспорте (не более 3 км);

    • удобством месторасположения библиотеки в ключевых точках населенного пункта или жилого квартала, на пересечении пешеходных путей, вблизи транспортных коммуникаций, в наиболее часто посещаемых культурных, торговых, деловых местных центрах;

    • режим работы библиотеки с учетом потребностей местных жителей и интенсивности ее посещения не должен полностью совпадать с часами рабочего дня основной части населения;

    • передвижные формы обслуживания работают в населенных пунктах не реже 1 раза в 2 недели.

    Библиотека должна быть обозримой и вписываться в окружающую среду посредством элементов, которые увеличивают ее привлекательность:

    • автомобильная стоянка, навес для велосипедов;

    • садик, терраса;

    • места для игр, малые архитектурные формы;

    • сопутствующая торговля (книжный киоск, магазин, кафетерий);

    • система уличных указателей.

    Подходы к библиотеке должны быть свободными, прилегающая территория содержаться в порядке и чистоте, название библиотеки должно быть видимым и легко узнаваемым, включать наружную рекламу библиотеки, ее фирменный уличный знак и т.п.

    Библиотечное обслуживание инвалидов различных групп, как правило, осуществляется всеми библиотеками. Предоставление инвалидам равноценных с другими группами читателей условий при пользовании услугами библиотечно-информационных учреждений (доступность библиотек для инвалидов всех категорий, проживающих в зоне обслуживания библиотеки) на основе взаимодополняющего развития сети стационарных объектов, имеющих специализированные отделы специальных библиотек для обслуживания инвалидов, передвижных и выездных форм и средств библиотечного обслуживания наименее подвижных категорий инвалидов.

    В библиотеках с фондами более 200 тыс. единиц хранения обслуживание инвалидов может быть организовано в отдельном специализированном блоке, размещенном на первом этаже здания.

    При разработке планировочных решений зданий и помещений библиотек необходимо предусматривать применение оборудования и приспособлений, обеспечивающих ориентацию инвалидов и облегчающих их передвижение по библиотеке: пандусы при входе-выходе; при уровневых переходах; специальные держатели, ограждения, лифты, поручни, световые табло, окраску стен, световые акценты на стенах и полу и т.д.22

    Каждая библиотека должна широко информировать население о режиме работы, предоставляемых услугах с помощью понятных вывесок, объявлений, путеводителей, проспектов, рекламы. С целью обеспечения гласности и открытости информации библиотека устанавливает правила пользования библиотекой, определяет и указывает перечень основных и дополнительных услуг, условия и порядок их предоставления. Перечень услуг и Правила пользования библиотекой должны быть обозримы и привлекать внимание пользователей библиотеки.

    Информационная среда в самой библиотеке должна оказывать визуальное и психологическое воздействие на ее пользователей. В библиотеке для них должны быть созданы условия для свободы выбора и передвижения с помощью информационных стендов, световых табло, схем, указателей о размещении входа-выхода, различных служб библиотеки, фамилии (имени, отчества), должностных лиц, осуществляющих обслуживание.

    Ориентация в пространстве как внешней, так и внутренней среды библиотек для инвалидов может быть облегчена за счет средств дизайна, визуальной и звуковой информации. Элементы рекламы и информации, дизайна и мебели, предназначенные для инвалидов, требуют высокого качества исполнения, что может стать дополнительным средством функционального обогащения информационной насыщенностью внешней и внутренней среды библиотеки.

    Показатели территориальной доступности библиотек23

    Административно- территориальный уровень

    Вид библиотеки

    Норма обеспечения

    Примечания

    1

    2

    3

    4

    Муниципальный район

    Общее число общедоступных библиотек на территории муниципального района определяется в соответствии с нормами для библиотек сельских и городских поселений

    В состав муниципального района могут входить сельские и городские поселения

    Административный центр муниципального района

    Межпоселенческая библиотека

    Центральная районная библиотека

    1 библиотека

    Детская районная библиотека

    1 библиотека

    Вариант: обслуживание взрослых и детей на базе межпоселенческой (или центральной районной) библиотеки; организация детского отдела в межпоселенческой (или центральной районной) библиотеке

    Сельское поселение

    Библиотека административного центра сельского поселения

    1 библиотека независимо от числа жителей

    В сельских поселениях с числом жителей свыше 2000 дополнительно создаются общедоступные библиотеки из расчета – 1 библиотека на каждый самостоятельный участок территории сельского поселения с числом жителей не менее 1000 и при расстоянии не менее 3 км до ближайшей библиотеки

    Детская библиотека административного центра сельского поселения

    1 библиотека при наличии в районе обслуживания не менее 20% жителей в возрасте до 14 лет

    Вариант: обслуживание взрослых и детей на базе библиотеки административного центра сельского поселения (отдел библиотеки сельского поселения)

    Библиотека в составе социально-культурного комплекса сельского поселения

    Обязательно сохранение специфики библиотечной работы и ресурсного обеспечения выполнения библиотечных процессов и услуг в соответствии с базовыми нормами для библиотек сельских поселений

    Сельский населенный пункт, не входящий в состав сельского поселения, на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях

    Библиотека при наличии менее 500 жителей

    Библиотечный пункт или обслуживание с помощью передвижных средств при наличии до 100 жителей

    Внестационарное обслуживание организует библиотека поселения или межпоселенческая библиотека (или центральная районная библиотека)

    Библиотека в составе сельского социально-культурного комплекса

    Обязательно сохранение специфики библиотечной работы и ресурсного обеспечения выполнения библиотечных процессов и услуг для жителей сельского населенного пункта

    Городское поселение

    Библиотека городского поселения

    Общее число общедоступных библиотек на территории городского поселения определяется из расчета: 1 библиотека на каждый самостоятельный участок территории поселения с населением не менее 2000 жителей и при расстоянии до ближайшей библиотеки не менее 3 км

    Административный центр городского поселения

    Библиотека административного центра городского поселения

    1 библиотека

    Библиотека может выполнять функции центральной городской библиотеки (или межпоселенческой библиотеки)

    Детская библиотека административного центра городского поселения

    1 библиотека при наличии в районе обслуживания не менее 17% жителей в возрасте до 14 лет

    Городское поселение, на территории которого находится администрация муниципального района

    Библиотека муниципального района (центральная районная библиотека)

    Районная библиотека, по совместному решению администраций муниципальных образований, может выполнять функции обслуживания жителей городского поселения

    Городской округ

    Библиотека городского округа

    Общее количество библиотек определяется из расчета: 1 библиотека на каждый самостоятельный участок территории с числом жителей не менее 15 тыс. и при расстоянии не менее 2 км до ближайшей библиотеки

    При организации библиотечного обслуживания может учитываться градостроительная специфика: в районах с многоэтажной застройкой - библиотека на 20 тыс. жителей; со среднеэтажной застройкой - 1 библиотека на 10-15 тыс. жителей

    Детская библиотека городского округа

    Общее количество детских библиотек определяется из расчета - 1 библиотека при наличии 17 % жителей в возрасте до 14 лет.

    Административный центр городского округа

    Центральная городская библиотека

    Независимо от числа жителей на территории административного центра

    Детская библиотека

    административного центра городского округа

    Независимо от числа жителей в возрасте до 14 лет на территории административного центра

    Юношеская библиотека административного центра городского округа

    Вариант: детско-юношеская библиотека.

    Вариант: обслуживание юношества (в возрасте от 15-23 лет) на базе Центральной городской библиотеки.

    Городской округ при наличии районного деления

    Библиотека административного района города

    Не менее 1 библиотеки в каждом административном районе города

    Общее количество библиотек определяется из расчета - 1 библиотека на каждый самостоятельный участок территории с числом жителей не менее 15 тыс. и при расстоянии не менее 2 км до ближайшей библиотеки

    Детская библиотека административного района города

    Не менее 1 детской библиотеки в каждом административном районе города

    Городской округ при наличии на его территории администрация муниципального района

    Библиотека муниципального района (центральная районная библиотека)

    Районная библиотека, по совместному решению администраций муниципальных образований, может выполнять функции обслуживания городских жителей, в том числе в небольших городах - функции центральной городской библиотеки

    Городской округ при наличии сельских поселений на территории городского округа

    Общедоступная муниципальная библиотека

    1 библиотека на каждый участок сельского поселения на территории округа с численностью жителей не менее 1000 и при расстоянии не менее 3 км до ближайшей библиотеки

    Город – административный центр субъекта Российской Федерации (без отнесения к городскому округу)

    Центральная городская библиотека

    1 библиотека в каждом городе - административном центре субъекта РФ

    Общедоступные муниципальные библиотеки, включая центральную городскую библиотеку, в городах - административных центрах субъектов Российской Федерации создаются при наличии в них национальных (республиканских), краевых, областных библиотек на расстоянии не ближе 2 км от них.

    При наличии районного деления в городе – административном центре субъекта Российской Федерации создаются библиотеки административных районов города в соответствии с нормативами для городских библиотек



  • Скачать документ

    Похожие документы:

    1. Российская библиотечная ассоциация секция по библиотечной политике и законодательству организация библиотечного обслуживания

      Документ
      ... на базе муниципальныхобщедоступныхбиблиотек. Данная тема не только получила практическое воплощение в библиотечной практике, по и широко ...
    2. Российская библиотечная ассоциация единство в действии

      Книга
      ... практическое значение и «Базовых норм организации сети и ресурсного обеспечения общедоступныхмуниципальныхбиблиотек» ... С. Ф. Роль Секции публичных библиотекРоссийскойбиблиотечнойассоциации в развитиимуниципальныхбиблиотек // Управление и кадры. ...
    3. Российская библиотечная ассоциация

      Документ
      26 Российскаябиблиотечнаяассоциация Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступныхбиблиотекмуниципальных образований 2007 «Базовые нормы ...
    4. Конференция российской библиотечной ассоциации xi ежегодная сессия

      Программа
      ... Руководствомпо ... библиотек и Секция по библиографии Российскойбиблиотечнойассоциации ... практической конференции «Библиографическая деятельность российскихбиблиотек ... общедоступныхбиблиотек ... муниципальных нужд" как стимул для развитиябиблиотечного ...
    5. Библиотечный вестник Карелии (2)

      Документ
      ... общедоступныхбиблиотек. В настоящее время РоссийскойбиблиотечнойАссоциацией разработан модельный стандарт деятельности общедоступных (публичных) библиотек, в котором отражен принцип общедоступности ...

    Другие похожие документы..