Главная > Руководство


Новые модели общедоступных библиотек

В настоящее время организация библиотек и библиотечного обслуживания испытывает воздействие факторов, каждый из которых становится важнейшей предпосылкой формирования новых моделей общедоступных муниципальных библиотек, как в условиях сельской местности, так и в городах.

Первый фактор заключается в том, что библиотечная сфера, в том числе и общедоступные муниципальные библиотеки России, вступила в новый исторический этап своего развития. Информатизация вносит существенные изменения в технологии библиотечного производства на основе компьютеризации, использования информационно-коммуникационных средств.

Второй по значимости фактор для муниципальных библиотек – это административные реформы, становление местного самоуправления, сопровождаемое упорядочением границ территорий муниципальных образований и разделением муниципальной собственности, а также социально-экономические преобразования в системе учреждений бюджетной сферы, включая муниципальные библиотеки, в том числе посредством оптимизации10 и реструктуризации их сети.

Оба фактора способствуют изменениям не только формы предоставления информации и доступа к ней, но также трансформации организационной структуры и многих традиционных способов работы библиотек, возникновению новых форм библиотечного обслуживания и новых требований к выполняемым библиотеками функциям.

За следующие два-три десятилетия образ общедоступной библиотеки должен существенно измениться в результате эволюции социальных функций, замены технологического оборудования, носителей информации, а также изменяющихся потребностей в библиотечно-информационных услугах. Применение новых технологий потребует пересмотра основных представлений о библиотеке как социокультурной системе, механизмах ее функционирования в новом качестве.

Под влиянием новых тенденций сами понятия «библиотека» и «библиотечное обслуживание» уже сейчас наполняются новым содержанием и приобретают обновление.

Ниже приводятся отдельные модификации общедоступных муниципальных библиотек и структурных организаций с участием муниципальных библиотек в условиях сельских районов и городских округов.

Модельная сельская библиотека11 формируется на базе библиотеки сельского поселения как общедоступное многофункциональное учреждение, соответствующие современным требованиям. Библиотека располагает необходимыми ресурсами для осуществления информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности.

Создание одной такой библиотеки включает поставку информационно-справочных и программно-технических комплексов «Модельная сельская библиотека» в сельскую местность, а также обучение сельских библиотекарей.

Модельная библиотека может быть самостоятельной, иметь статус юридического лица или входить в качестве филиала в состав библиотечной системы.

Проект по созданию модельных сельских библиотек, реализуемый в российских регионах с 2006 г. в рамках ФЦП «Культура России» (поддержка средств федерального бюджета в среднем составляет - 500 тыс. руб.), направлен на сохранение и развитие культуры на селе, преодоление различий культурного статуса города и деревни и формирование культурного потенциала страны в целом.

Одной из важнейших целей проекта является привлечение внимания к социальным проблемам провинции со стороны различных структур общества.

Положения о таких библиотеках, принятых в регионах, определяют основные принципы, условия их организации и требования к услугам для населения. Так, например, для модельных сельских библиотек на территории Свердловской области определены следующие условия организации модельной библиотеки: количество жителей в селе не менее 1000 человек; наличие сельскохозяйственного, перерабатывающего производства, дорог с твердым покрытием; развернутая социальная инфраструктура  (средняя школа, детский сад, почта, фельдшерский пункт и т.д.). Библиотека, претендующая на участие в проекте «Модельная библиотека» должна иметь удобное, отапливаемое помещение не менее 70 – 100 кв.м, книжный фонд 6-10 тысяч экземпляров, отдельный телефон.

Финансирование модельных библиотек осуществляется на долевых началах в рамках ФЦП «Культура России». Обязательным условием является поддержка муниципальных, поселенческих властных структур. Муниципальные власти вкладывают средства в обновление, ремонт здания, обеспечение условий безопасности и сохранности фондов и оборудования (решетки, сторожа и пр.); в формирование и  дальнейшее развитие информационных ресурсов (телефонизацию, подключение библиотеки к  Интернет, создание сетей, оплата услуг сетевого сопровождения, связи); комплектование фондов библиотеки на всех видах носителей (книги и периодика, лицензионные видеокассеты и компакт-диски с образовательными программами, электронными энциклопедиями и т.п.); приобретение лицензионного программного обеспечения; приобретение видео-аудио аппаратуры, множительной техники; организацию библиотечного пространства, создание комфортной среды для сотрудников и пользователей: (приобретение мебели и оборудования, материалов, предметов дизайна и т.д.).

Выделяются также средства на обучение кадров работе с ПК, методике выполнения «виртуальной справки», формированию и распространению информационных ресурсов и др.

Общедоступный информационно-образовательный медиацентр для детей и юношества создан в рамках проекта Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, в том числе на базе детских библиотек муниципальных образований в Ставропольском крае (Изобильненский район, г. Невинномысск) и в Ивановской области (Комсомольский район, г. Шуя).

В каждом из таких медиацентровформируются технические и ресурсные комплексы «Образование», «Информация», «Творчество», осуществляющие поддержку учебного процесса в школах, средних и высших учебных заведениях, обучение этих возрастных категорий навыкам работы с информацией, а также формирующие навыки чтения, культуру восприятия художественных текстов.

Комплекс информационно-библиотечного обслуживания (КИБО)12 обеспечивает организацию библиотечного обслуживания жителей, проживающих в малонаселенных и труднодоступных сельских населенных пунктах, удаленных

от культурных и экономических центров и, как правило, не имеющих библиотек. Появляется гораздо больше возможностей предоставлять библиотечные услуги не только в самих библиотеках, но и там, где это удобно пользователям.

Такой мобильный библиотечный комплекс обладает всеми качествами стационарной библиотеки. Фонд его включает 1000 разнообразных по тематике книг и 200 мультимедийных изданий на различных носителях (CD, DVD). Необходимые новейшие технические средства и ресурсы позволяют комплексу выполнять функции современной библиотеки и мультимедийного центра с учетом потребностей жителей данной местности. Читатели могут также пользоваться услугами абонемента и заказывать книги из центральных библиотек. Для облегчения доступа людей с ограниченными возможностями КИБО оснащен специальным подъемным устройством, а для маленьких читателей в автобусе есть детский уголок с разнообразными развивающими книгами, играми, наборами для рисования, игрушками.

Мобильная библиотека оборудована двумя компьютерами и многофункциональным устройством (сканер, принтер, копир) для свободного пользования посетителями библиотеки. Выход в Интернет осуществляется посредством мобильной спутниковой интернет-платформы с двухсторонней связью, смонтированной на крыше, которая может быть использована как точка беспроводного доступа WiFi. Спутниковая платформа обеспечивает возможность выхода в Интернет из любой точки России. Автоматизированный антенный пост не требует дополнительных знаний и навыков от оператора и позволяет в кратчайший срок (5-15 мин.) развернуть оборудование и обеспечить выход в сеть Интернет в любых условиях.

В ряде регионов России, где уже функционируют экспериментальные мобильные библиотеки, библиотечное обслуживание населения осуществляется на более высоком уровне, заменяя малоэффективные и морально устаревшие формы стационарного обслуживания в библиотеках и, в то же время значительно повышая качество традиционного внестационарного обслуживания.

Наряду с такими мега-проектами, как «Пушкинская библиотека», «Модельная библиотека», защищает права российской глубинки на интеллектуальное развитие, образование, информацию Программа Содружества «Не дать свече погаснуть»13.

Павленковские библиотеки выполняют мемориальную функцию, являются памятниками культуры и уникальными краеведческими объектами в своих регионах, консолидируют усилия по сохранению книжной культуры и лучших традиций Российской провинции, взаимно обогащают профессиональную жизнь сельских библиотек опытом профессионалов из разных регионов России.

В Содружество входят библиотеки Кировской, Курганской, Орловской, Пермской, Свердловской, Томской, Челябинской, Волгоградской областей, республик Коми и Удмуртии.

Библиотеки развивают линию меценатства, привлекают в качестве попечителей и спонсоров среди известных людей, издательских домов и др. Спонсоры не только дарят комплекты книг и периодических изданий, но и предоставляют транспорт для доставки книг в самые отдаленные территории области.

Библиотекам нередко приходится «соперничать» с другими субъектами социокультурной сферы как за условия деятельности, продвижения своих услуг к потребителю и свободное время населения, так и за материально-технические ресурсы, источники финансирования и информации, каналы связи и распространения информации.

В этих обстоятельствах важно объединить ресурсы и усилия для лучшей организации обслуживания, совместить библиотеку с другими организациями для согласованного или совместного решению общих и схожих проблем, прежде всего с учреждениями культуры, досуга, образования, социальной поддержки населения.

Подобный подход решает проблему единого культурного и информационного пространства, доступного местному сообществу для реализации различных сторон жизнедеятельности и создает особую среду обитания, в которой любой житель находит для себя что-то полезное и интересное.

Современная общедоступная библиотека все более «выходит за границы исключительно книжных форм деятельности», становясь центрами информации, культуры, досуга. Изменение определений и смена приоритетов в перечислении функций библиотеки вызвана деформацией (реформированием) сферы социальных отношений и объясняет новое отношение (понимания) общества к ней, в первую очередь как к информационному феномену.14

Взаимодействие библиотек с другими организациями значительно расширяет и возможности самих библиотек, обогащая их новыми или дополнительными ресурсами, которые в библиотеках становятся общедоступными.

Интегрированные организационные структуры (информационно-ресурсные центры) создаются по решению органов местного самоуправления в целях эффективного расходования бюджетных средств, как правило, за счет соответствующего объединения (перераспределения) ресурсов, укрупнения имеющихся малоэффективных и разрозненных учреждений, особенно в условиях сельских поселений.

Получили распространение такие модели с участие библиотек, как библиотека-музей; библиотека-клуб; библиотека в составе культурно-общественного, культурно-образовательного, культурно-информационного, культурно-досугового, социально-культурного комплекса,15 обладающие значительными материально-техническими и информационными ресурсами, способные оказывать населению услуги многопрофильного характера, обеспечивать лучшие стандарты обслуживания на основе непосредственного взаимодействия всех входящих в них учреждений и психологическую свободу выбора.

В настоящее время подобные образования рекомендовано учитывать в качестве сетевых единиц учреждений культурно-досугового типа16 (наряду с межпоселенческими РДК, городскими ДК, самостоятельными сельскими ДК и др.), в которых соответственно строится организация работы, управление, учет и отчетность, решаются финансово-экономические проблемы.

В то же время сельская библиотека, являясь важнейшей составной частью подобной организационной структуры, не перестает быть общедоступной для всех сельчан, выполняет свои непосредственные функции, не утрачивает своей специфики и своего статуса во взаимодействии с библиотечной системой.

Как показывает опыт, такие интегрированные структуры могут быть эффективными при обязательном соблюдении определенных условий, включая:

  • индивидуальный подход к выбору оптимального организационного варианта с учетом местных потребностей и условий развития территории;

  • учет функциональной (технологической или отраслевой) специализации, специфики типа каждого учреждения, включая библиотеку;

  • соблюдение интересов пользователей, обеспечение доступности для всего населения муниципальных услуг и библиотечного обслуживания.

В рамках целевой программы Пензенской области «Социальное развитие села на период до 2010 года» (утв. Законом Пензенской области от 18.09.2002 г. № 390-ЗПО) реализуется проект «Возрождение», направленный на развитие материально-технической базы сельских библиотек и клубных учреждений и создание социально-культурных комплексов. Благодаря принятому в регионе «Модельному стандарту деятельности сельской библиотеки социокультурного комплекса», библиотеки сохраняют свою специфику и обеспечивают полноценное обслуживание пользователей.

Сотрудничество библиотек с другими организациями, благодаря совместному использованию всех имеющихся ресурсов, включая информационные технологии, стимулирует продвижение инновационных проектов в обслуживании местных сообществ.

В Оренбургском районе Оренбургской области, по инициативе администрации района, реализована модель образовательно-культурного комплекса, включающего несколько средних школ с определенной профильной специализацией (техника, автотехника, земельный участок, сельскохозяйственная техника, теплица, хлебопекарня, компьютерные классы), а также Центр культуры и досуга - Дом культуры с библиотекой.

Инновация призвана способствовать социально-экономическому развитию муниципального образования «Оренбургский район», укреплению институтов гражданского общества и правового государства, развитию местного самоуправления, изменению общественного сознания.

Партнерами данного проекта являются практически все органы управления социокультурной сферы: Отдел образования, Отдел культуры, Отдел спорта, Управление социальной защиты, Центр занятости населения, Районный отдел внутренних дел, Комитет по делам молодежи, Казахская диаспора, СМИ и др.

Составители «Руководства ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек» убеждены в том, что «отношения с местными школами и другими учебными заведениями являются одними из самых важных институциональных отношений для библиотеки. Формы таких связей и сотрудничества включают следующее: совместное пользование ресурсами; совместная подготовка персонала; сотрудничество в пополнении фондов; сотрудничество в разработке программ; координация действий в использовании электронных служб и сетей; сотрудничество в разработке учебных пособий; организация экскурсий учащихся в публичную библиотеку; принятие совместных мер по содействию обучению навыкам чтения и распространению грамотности; подготовка программ ознакомления детей с веб-сайтами; совместное пользование телекоммуникационными и сетевыми инфраструктурами; совместная организация авторских встреч».

В регионах России на уровне отдельных сельских поселений получают распространение объединения общедоступной библиотеки и школьной библиотеки.

Такой вариант нередко вполне согласуется с демографической спецификой и финансовыми возможностями муниципального образования и не входит в противоречие с экономической целесообразностью.

В ряде случаев подобное согласованное сотрудничество можно назвать «объединением» условно. Так, в муниципальных образованиях Пензенской области взаимодействие сельских и школьных библиотек оформляются соглашением, в соответствии с которым библиотеки совместно ежегодно формируют социальный заказ сельской администрации на свое участие в решении задач развития села; совместно решают проблемы качественного улучшения библиотечного обслуживания: принимают меры по уменьшению количества отказов на запрашиваемые источники информации; сокращению сроков выполнения заказов по межбиблиотечному абонементу; расширению объема сервисных услуг, повышению комфортности условий работы читателей в библиотеках; повышению уровня выставочной работы и расширению объема досуговых мероприятий; формированию электронного каталога и предоставлению его в пользование читателям, обеспечению возможности пользования внешними базами данных и др.

Эти библиотеки при формировании заказов на литературу учитывают данные о потребностях читателей и данные об отказах, увеличивают в текущих поступлениях долю изданий, пользующихся наибольшим спросом, справочными изданиями, а также совместно разрабатывают мероприятия по модернизации и расширению компьютерной базы, созданию специальной целевой программы совершенствования библиотечных технологий с использованием компьютеров и других технических средств.

В рамках Межведомственной программы «Реструктуризация учреждений социальной сферы, расположенных в сельской местности» (2005-2008 гг.), областных целевых программ «Культура Тамбовской области (2006-2010 годы)» и «Модернизация системы образования Тамбовской области на 2004-2010 годы» на территории муниципальных образований с участием сельских и школьных библиотек создаются новые муниципальные учреждения - открытые информационно-библиотечные центры (ОИБЦ). Целевое финансирование проектов осуществляют Управление образования и науки и Управление культуры и архивного дела Тамбовской области.

Взаимно независимые в административном и финансовом отношении, библиотеки объединяются на добровольной основе, целостность объединения обеспечивается соглашением между ними.

Корпоративные ресурсы способствуют ликвидации параллелизма в работе библиотек разных ведомств, формированию единого информационного пространства региона и повышению социокультурного и образовательного уровня населения.

Каждый такой ОИБЦ функционирует как традиционная библиотека с элементами медиатеки, включая абонемент, читальный зал, медиазону (мультимедийный зал). Комплектование и обработку изданий осуществляют сотрудники обеих библиотек. В медиазоне осуществляется библиотечно-библиографическое обслуживание с использованием современных информационных технологий, электронная продукция, поступающая как в школьную, так и в сельскую библиотеки, собирается и используется совместно.

Пользователям предоставляется информация на всех имеющихся видах носителей: бумажном, магнитном (аудио- и видеокассеты), цифровом (электронные носители, CD-диски) и телекоммуникативном (Интернет).

В процессе выбора экспериментальной площадки для создания ОИБЦ определяющими стали следующие моменты:

  • наличие в штате образовательного учреждения должности школьного библиотекаря;

  • размещение школьной и сельской библиотек в одном здании;

  • численность населения села более 500 человек;

  • объем фондов не менее 5 тыс. экз.;

  • наличие специального образования работников библиотек.

Перспективная программа развития центра направлена на повышение престижа библиотек как основного звена в развитии образовательного и культурного потенциала местного сообщества, в том числе за счет:

  • создания единой базы информационных ресурсов библиотек-партнёров;

  • организации свободного доступа к информации для всех категорий пользователей местного сообщества;

  • целенаправленного библиотечно-информационного обслуживания педагогов, учащихся и других категорий пользователей;

  • формирования навыков информационной культуры, продвижения знаний и умений по информационному самообеспечению пользователей в процессе учебной, профессиональной и иной познавательной деятельности;

  • расширение ассортимента услуг, повышение их качества на основе использования традиционных и современных информационных технологий;

  • всестороннее изучение и учет потребностей пользователей местного сообществ.

Многофункциональные библиотечные комплексы с функциями информационных, образовательных, культурно-просветительных и досуговых центров возникают в настоящее время, как правило, на базе наиболее крупных библиотек, имеющих общетерриториальное значение - центральных или межпоселенческих библиотек.

Необходимая материально-техническая база и технологическое оснащение позволяет развивать принципиально новые направления работы с различными категориями пользователей, как по тематике, так и по видам информационных ресурсов.

В зависимости от превалирующего контингента пользователей и наличия необходимых ресурсов (в том числе, свободных площадей) здесь, наряду с традиционными формами библиотечного и информационного обслуживания, могут развиваться принципиально новые направления, такие как:

  • внутрисистемная интернет-видеостудия (связь между библиотеками библиотечной системы);

  • компьютерная студия звукозаписи;

  • компьютерная многофункциональная мастерская (видеомонтаж, электронный композитор и т.д.);

  • видеозал с проекционным оборудованием;

  • издательский комплекс и др.

Библиотека-центр должна представлять собой благоприятную среду для взаимодействия людей, представляющих различные культуры. Мероприятия, выставки и совместные заседания по культурным проблемам и социальному вовлечению должны давать возможность представителям различных культур учиться друг у друга, практиковаться и улучшать языковые навыки, лучше понимать другой образ жизни и его перспективы, завязать новые знакомства.

Получают распространение и такиеразновидности многофункциональных библиотечных комплексов, как Интеллект-центры, Информационно-сервисные центры и др. Спецификой таких центров становится участие в организации интеллектуального досуга и формирования многогранной, гармоничной личности, в повышении образовательного уровня населения, в том числе компьютерное обучение детей и взрослых.

Как правило, подобные центры сочетают традиционную библиотеку и медиацентр: фонды включают широкий спектр классической и современной литературы, видео- и аудиоматериалов, электронных носителей информации, сетевых ресурсов, в структуре создаются специализированные службы (психологической, правовой поддержки и др.), в том числе способствующие коррекции поведения детей и молодежи, развитию их интеллекта, речи, навыков общения и социального поведения, информационной культуры.

Эффективное решение этих задач зависит от наличия специалистов не только библиотечной квалификации, но и специалистов информационно-коммуникационного, технологического, педагогического, психологического, юридического и других направлений.

Развитие библиотек в этом направлении целесообразно как в новых районах крупных городов, так и, в большей степени, в городах-новостройках, городах-спутниках, которые обладают достаточным экономическим потенциалом, высокими темпами социально-экономических изменений, но крайне неразвитой культурной инфраструктурой, отсутствием условий для ее саморазвития. Для таких территорий важнейшей задачей становится развитие внутренних ресурсов культуры, культурной среды, важнейшим элементом которой является общедоступная библиотека, выступающая в этом новом качестве не только как социальный институт общества, информационный и культурно-просветительский центр, но и как центр местной истории, культуры и архитектуры.

Роль многофункционального комплекса в организации информационного и культурного пространства данного места (города, района, поселения) должна быть особо подчеркнута, в том числе привлекательным и узнаваемым зданием и обустроенной территорией.

Культурный комплекс «нового поколения» - современный центр культуры и искусств «Чары» создан в селе Болчары (Кондинский район, Ханты-Мансийский автономный округ). Здание центра, возведенное по индивидуальному проекту (с учетом ландшафтных особенностей рельефа; площадь объекта - 4 тыс. кв. м; стоимость - более 210 млн руб.), позволило в едином пространстве объединить несколько учреждений: библиотеку, музыкальную школу, управление делами поселка, службу социальной защиты населения, отдел по молодежной политике и др.

Подобный комплекс становится для жителей села элементом культурной и информационной среды и важнейшей местной достопримечательностью.

Объективная оценка готовности библиотек к модернизации в каждом конкретном случае должна включать комплекс показателей, в том числе:

  • наличие площадей для расширения функциональной деятельности библиотеки без ухудшения условий выполнения основных функций по организации обслуживания читателей;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российская библиотечная ассоциация секция по библиотечной политике и законодательству организация библиотечного обслуживания

    Документ
    ... на базе муниципальныхобщедоступныхбиблиотек. Данная тема не только получила практическое воплощение в библиотечной практике, по и широко ...
  2. Российская библиотечная ассоциация единство в действии

    Книга
    ... практическое значение и «Базовых норм организации сети и ресурсного обеспечения общедоступныхмуниципальныхбиблиотек» ... С. Ф. Роль Секции публичных библиотекРоссийскойбиблиотечнойассоциации в развитиимуниципальныхбиблиотек // Управление и кадры. ...
  3. Российская библиотечная ассоциация

    Документ
    26 Российскаябиблиотечнаяассоциация Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступныхбиблиотекмуниципальных образований 2007 «Базовые нормы ...
  4. Конференция российской библиотечной ассоциации xi ежегодная сессия

    Программа
    ... Руководствомпо ... библиотек и Секция по библиографии Российскойбиблиотечнойассоциации ... практической конференции «Библиографическая деятельность российскихбиблиотек ... общедоступныхбиблиотек ... муниципальных нужд" как стимул для развитиябиблиотечного ...
  5. Библиотечный вестник Карелии (2)

    Документ
    ... общедоступныхбиблиотек. В настоящее время РоссийскойбиблиотечнойАссоциацией разработан модельный стандарт деятельности общедоступных (публичных) библиотек, в котором отражен принцип общедоступности ...

Другие похожие документы..