Главная > Руководство


Категории библиотечных работников

В общедоступных библиотеках, как правило, должны работать следующие категории сотрудников:

  • дипломированные библиотекари

  • младшие библиотечные сотрудники

  • специализированный персонал

  • вспомогательный персонал.

Дипломированные библиотекари – это специалисты, которые прошли курс обучения библиотечному делу и деятельности в области информации и получили диплом о высшем образовании. Количество дипломированных специалистов должно увеличиваться за счет обеспечения непрерывного обучения и повышения квалификации сотрудников, а также за счет проведения аттестаций.

Каждый специалист один раз в пять лет должен обновлять знания по установленной (лицензированной) программе и проходить аттестацию на присвоение квалификационной категории в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

Примерный перечень специализаций дипломированных библиотекарей предполагает использование их профессиональных знаний для выполнения самых различных обязанностей, таких как:

  • анализ потребностей населения в библиотечных фондах и информационных ресурсах;

  • разработка правил пользования библиотекой (библиотечного обслуживания) и следование им;

  • планирование библиотечно-информационных услуг и участие в их предоставлении;

  • разработка услуг для удовлетворения потребностей конкретных групп;

  • поиск и представление необходимой информации;

  • удовлетворение запросов на предоставление справок и информации с использованием соответствующих материалов;

  • оказание помощи читателям в вопросах использования библиотечных ресурсов и информации;

  • создание и ведение баз данных для удовлетворения потребностей библиотеки и ее пользователей;

  • управление и административная деятельность, связанная с библиотечными и информационными системами;

  • каталогизация и классификация библиотечных материалов;

  • развитие библиотечных служб;

  • оценка библиотечных служб и систем и определение их эффективности;

  • отбор, оценка, управление и подготовка сотрудников;

  • составление бюджета;

  • стратегическое планирование;

  • участие в планировании конфигурации и структуры новых и переоборудованных библиотек и передвижных библиотек;

  • обеспечение соответствия современным тенденциям в области библиотечного дела, включая развитие соответствующих технологий.

В числе дипломированных специалистов могут быть специалисты в области филологии, педагогики, дефектологии, информационных технологий, других смежных отраслях знания. Такие специалисты должны обладать профессиональными знаниями, умениями и навыками в области библиотечного дела, библиотековедения, в области информационных технологий, в т.ч. адаптивных, знать инструменты дефектологии, специальной педагогики и психологии, владеть приемами реабилитационной и информационной работы с читателями. Не менее 90% библиотечных работников специальной библиотеки для инвалидов по зрению должны быть дипломированными специалистами.

Дипломированные библиотекари поддерживают регулярные контакты с представителями местного сообщества. В их состав также должны входить специалисты в конкретных областях, например, в области детской литературы, специалисты по информации и по работе со справочными материалами, по обслуживанию лиц с какими-либо ограничениями жизнедеятельности.

Обязанности младших библиотечных сотрудников включают функции, связанные с повседневной выдачей материалов и выполнением таких оперативных задач, как размещение книг на стеллажах, проверка расстановки книг, обработка библиотечных материалов, введение данных, заполнение карточек, секретарская работа и работа по запросам читателей на базовом уровне.

Младшие библиотечные сотрудники общаются с читателями чаще своих коллег, и поэтому важно, чтобы они прекрасно владели навыками общения и коммуникации и проходили соответствующую подготовку.

К работе в крупных библиотеках может привлекаться специализированный персонал для выполнения функций, связанных с управлением компьютерными системами, администрацией, финансами, подготовкой кадров и маркетингом и др. Квалификация таких специалистов может скорее относиться к областям их специализации, а не к библиотечному делу.

В состав вспомогательного персонала входят гардеробщики (смотрители), уборщики, водители и охранники. Они являются неотъемлемой частью библиотечного персонала и выполняют важные задачи, способствуя бесперебойной деятельности библиотеки.

Состав сотрудников должен учитывать состав населения, которое они обслуживают. Например, если на территории муниципального образования представлено значительное число лиц, относящихся к той или иной этнической группе, в состав сотрудников библиотеки должны входить представители этой группы, что поможет привлечению пользователей из всех слоев населения.

Профессиональная квалификация библиотечных работников

Общедоступная библиотека оказывает услуги, ориентированные на всех представителей местного сообщества с различными и меняющимися потребностями. В этой связи библиотечные работники должны иметь комплекс профессиональных качеств и навыков, в том числе умение общаться с другими людьми и понимать социальную ситуацию, навыки коллективной работы и руководства, владение организационными процедурами и практикой.

Основные профессиональные качества и навыки, которыми должны владеть библиотечные работники, можно определить следующим образом:

  • навыки позитивного общения с людьми;

  • умение понимать потребности читателей;

  • умение сотрудничать с отдельными представителями и группами местного сообщества;

  • знание и понимание культурного многообразия;

  • знание материалов, составляющих библиотечные фонды, и способов доступа к ним;

  • понимание и поддержка принципов библиотечной службы;

  • умение работать с другими людьми в интересах обеспечения эффективных библиотечных услуг;

  • организационные навыки и достаточная гибкость для понимания и перспективный подход, открытость навстречу новым идеям и методам работы;

  • знание информационных и коммуникационных технологий.

Особыми навыками, умениями и компетенциями должны обладать библиотекари, работающие с юношеством, в том числе:

  • понимание уникальных постоянно развивающихся потребностей юношества;

  • уважение к юношам как к личности;

  • знание молодежной культуры и интересов данной возрастной группы;

  • умение создать партнерство с другими возрастными группами в зоне действия библиотеки для удовлетворения потребностей юношества;

  • способность улавливать изменения в потребностях и интересах юношества и меняться в зависимости от этих изменений;

  • умение защищать интересы юношества как внутри библиотеки, так и за ее пределами;

  • умение работать в партнерстве с юношеством;

  • знание всех видов медиа, включая книги и ресурсы всех форматов;

  • умение мыслить критически.72

Профилирующие профессии

Профилирующие профессии определяются ключевыми задачами, возникающими в определенных областях профессиональной деятельности, и требуют определенного набора знаний, полученных путем систематической профессиональной подготовки кадров, которые призваны успешно справляться с кругом обязанностей, возникающих в связи со специфическими профессиональными потребностями.

К таким профилированным специализациям для работы в общедоступной библиотеке относятся, например73:

  • Разработчик мультимедийных продуктов;

  • Разработчик сценариев электронных продуктов;

  • Координатор информационного содержания продукта;

  • Редактор мультимедийных и электронных продуктов;

  • Библиотекарь медиатеки;

  • Web-мастер

  • и др.

Специалист, специализирующийся в области информатики должен иметь представление:

  • о понятии информационной системы, ее составных частей, динамическом описании информационной системы;

  • о возможностях новых информационных технологий и путях их применения в технических областях;

  • о влиянии компьютерной технологии на наглядность информации;

  • о представлении видеоинформации в информационных системах, о применении интерактивной графики;

  • ставить и решать задачи, связанные с организацией диалога между человеком и информационной системой, средствами имеющегося инструментария;

  • проводить выбор интерфейсных средств, при построении информационных систем;

  • знать: инструментальные средства компьютерной графики и графического диалога в информационных системах; инструментальные средства ввода и редактирования звуковых фрагментов;

  • иметь опыт: выбора технологии и инструментальных средств и на их основе разработки, составления, отладки, тестирования и документирования программы на языках высокого уровня для задач обработки числовой, символьной и графической информации.

  • возможности наращивания технических средств компьютера и подключении к машине устройств ввода информации (видео и аудиомагнитофонов, цифровых камер, сканеров) и демонстрационной техники (мониторов, телевизоров, мультимедийных проекторов).

Библиотекари информационного центра обязаны владеть навыками не только в области сбора, аналитико-синтетической переработки информации, методов ее создания и использования, но и в области технических знаний ИКТ.

Одной из ведущих специализаций библиотечного специалиста является формирование и поддержка электронного каталога и баз данных. Опыт библиотек Белгородской области свидетельствует, что с этой целью, целесообразно в каждой муниципальной библиотеке иметь как минимум двух сертифицированных редакторов электронного каталога (для обеспечения взаимной заменяемости и непрерывной работы по вводу записей в сводный электронный каталог). Редакторы каталога должны быть выбраны из числа самых подготовленных сотрудников библиотеки и иметь перспективы многолетней дальнейшей работы в библиотеке. Администрация библиотеки должна позаботиться о материальном стимулировании и обеспечении комфортных условий работы сотрудников, имеющих сертификат «Белгородского центра обучения «ЛИБНЕТ»». Редактор электронного каталога должен иметь доступ к отдельному персональному компьютеру, который должен быть установлен в комнате отдела обработки. Аппаратная и программная части этого компьютера должны соответствовать конфигурации рабочей станции средней производительности с выходом в Интернет по ADSL линии.

В том случае, если в библиотеке происходит смена сотрудников, новый редактор электронного каталога в обязательном порядке должен пройти сертификацию на базе «Белгородского центра обучения «ЛИБНЕТ»». Каждый редактор несет персональную ответственность за качество всего сводного каталога.

Специалисты по работе с аудиовизуальными и мультимедиа ресурсами должны обладать знаниями о ситуации на рынке аудиовизуальной продукции, а также в области кино, музыки и др. Особое значение такие знания приобретают в процессах сетевого взаимодействия с другими библиотеками и организациями.

В штате крупных библиотек необходимо иметь сотрудников, специально обученных для обслуживания пользователей мультимедиа. Штатное расписание информационно-библиотечного центра на селе также предполагает не менее двух работников: заведующего центром и библиографа-медиаспециалиста.

По возможности, следует привлекать технических специалистов в состав штата библиотеки, либо приглашенных из внешних организаций. Их помощь может потребоваться при разработке концепции обслуживания с использованием новых технологий.74

Заключение

На современном этапе новым шагом к созданию максимально удобной среды развития интеллектуальных потребностей общества, организации свободного доступа к знаниям для всех слоев населения, в том числе, подрастающего поколения является поддержка модернизации библиотек и библиотечного обслуживания.

Органы государственного управления и местного самоуправления играют важную роль в содействии развитию библиотечной сети, в технологической модернизации библиотек, в строительстве современных библиотечных зданий, в обеспечении качества библиотечных и информационных услуг, необходимых населению. Их действия должны быть направлены, прежде всего, на такие цели, как:

  • финансирование комплектования фондов, включая приобретение новых книг, электронных изданий, мультимедийных документов, подписку на периодику;

  • автоматизация библиотек: обеспечение оборудованием и средствами ИКТ, приобретение, замена и обновление компьютерного и иного технического оборудования, модернизация компьютерной техники;

  • расходы на сетевое сопровождение и программное обеспечение, услуги связи, др.;

  • содержание зданий и помещений, занимаемых библиотеками, включая коммунальные услуги, текущий и капитальный ремонт, аренда, техническое обслуживание зданий, приобретение мебели и оборудования, др.;

  • поддержка инновационных проектов, связанных с реорганизацией общедоступных библиотек, созданием на их базе современных информационных и культурных комплексов;

  • финансовая и организационная поддержка в работе библиотек с особыми группами населения (дети, юношество, инвалиды, другие проблемные группы);

  • формирование и поддержка системы многоуровневого обучения, многосторонних программ профессиональной подготовки персонала библиотек;

  • помощь библиотекам в организации межотраслевого сотрудничества в области ИКТ;

  • популяризация примеров успешной деятельности библиотек и поощрение распространение положительных результатов посредством различных каналов.

Полноценное обеспечение доступа граждан к современным средствам информации и культуры является одним из важнейших условий готовности к развитию и самого муниципального образования.

В качестве оценки готовности муниципальных образований к дальнейшему развитию могут рассматриваться такие параметры, как: наличие местной отраслевой программы модернизации в области культуры и библиотечного обслуживания и бюджетная политика в этой сфере; уровень организационного обеспечения проводимой политики; развитость информационно-коммуникационной инфраструктуры (стационарная и мобильная телефонная связь, персональные компьютеры, сети); наличие и доступность Интернета; наличие системы мониторинга, оценки в улучшение состояния дел, реальной полезности и новых возможностей для пользователей, др.

В последнее время много говорится о необходимости внедрения инноваций, о развитии инновационной деятельности библиотек, в частности, способствующей выработке новых качеств и стандартов библиотечного обслуживания.

Инновационная деятельность библиотеки – это деятельность, направленная на ее качественные изменения, отвечающие потребностям времени и реализуемые в новом содержании.75 Для многих библиотек технологическая модернизация становится, по-сути, инновационной деятельностью или, по крайней мере, важнейшим шагом к инновационному развитию, внедрению новых форм работы и услуг.

Но в отличие от модернизации, предполагающей, прежде всего, организационно-технологические нововведения, результатом инновационной деятельности должна быть новая политика библиотеки, ее взаимоотношения с населением, властными структурами и другими структурами общества.

Инновационные процессы, развиваемые в библиотеке должны стать тем фактором, который обеспечит не только новое качество ее функционирования, но и ее роль в общественном пространстве. Однако, такая деятельность требует наличия в штате библиотеки специалистов, в том числе профессионально владеющих навыками методической деятельности, менеджмента, маркетинговой деятельности, умеющих внедрять культурные и социальные достижения в процессы производства и распространения информации, ориентироваться на требования рынка и др.

Профессиональным библиотекарям необходимо развивать и углублять новые специализации с четко определенным профессиональными требованиями, быстрым реагированием на технологические перемены, а также управленческие способности, для того, чтобы понимать, оценивать и осуществлять перемены, которые еще ждут библиотеки в XXI веке.

Использованные документы

Официальные документы общего назначения

  1. Конституция Российской Федерации. 1993.

  2. Федеральный закон О библиотечном деле (№ 78-ФЗ). 1994.

  3. Федеральный закон Об обязательном экземпляре документов (№ 77-ФЗ). 1994.

  4. Федеральный закон Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (№ 124-ФЗ). 1998.

  5. Федеральный закон Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (№ 131-ФЗ). 2003 (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 29.12.2006 № 258-ФЗ).

  6. Федеральный закон Об информации, информационных технологиях и о защите информации (№ 149-ФЗ). 2006.

  7. Федеральный закон О пожарной безопасности (№ 69-ФЗ). 1994.

  8. Федеральный закон Российской Федерации Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (№ 8-ФЗ). 2009.

Официальные документы в области информатизации

  1. Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2010годы)» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации 08.12.2005 г. № 740).

  2. Федеральная целевая программа Электронная Россия (2002-2010 годы).

  3. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (приняты Распоряжением Правительства 17.11. 2008 г. № 1663-р).

  4. Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 г. и план действий по их реализации (согласованы с Правительством Российской Федерации 01.06.2006 № МФ-П44-2462).

  5. Указ Президента РФ от 01.11.2008 № 1576 О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации (вместе с Положением о Совете при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации).

  6. Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)».

  7. Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (принята Распоряжением Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212).

  8. Концепция формирования в Россий­ской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Фе­дерации от 06. 05. 2008 г. № 632-р.

  9. Концепция региональной информатизации дл 2010 года (одобрена Распоряжением Правительства 17.07.2006 г. № 1024-р).

  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 г. № 478 О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

  11. Концепция единой системы информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет (одобрена постановлением Правительства РФ от 15. 06. 2009 г. № 478).

  12. Доклад «О развитии информационных и коммуникационных технологий в Российской Федерации» 16.02.2006.

Официальные документы нормативного характера

  1. Указ Президента Российской Федерации от 23.05.1996 г. № 769 Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

  2. Социальные нормы и нормативы обеспеченности населения объектами культуры, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 03. 07. 1996 г. № 1063-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 13. 07. 2007 г. № 923-р).

  3. Методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19. 10. 1999 г. № 1683-р.

  4. Изменение, которое вносится в методику определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.10. 2009 г. № 1767-р.

  5. Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации. Утверждена Постановление Правительства Российской Федерации 30. 07. 1998 г. № 862.

  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 г. №707-р «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с низкий и высокой плотностью населения».

  7. Решение Коллегии Министерства культуры Российской Федерации от 24. 12. 2003 г. № 21 «О проблемах сохранения и развития сельских библиотек».

  8. Основные положения организации сети муниципальных общедоступных (публичных) библиотек в субъектах Российской Федерации. Приложение 1 к Приказу Минкультуры РФ от 14 ноября 1997 г. № 682.

  9. Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25 мая 2006 г. № 229 «Об утверждении методических указаний по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов и методических рекомендаций по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества».

  10. Нормативы минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений), утвержденные приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 20. 02. 2008 г. № 32.

  11. Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках (утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 03.02. 1997 г. № 6).

  12. Приказ Министерства культуры СССР от 29.01.1979 г. № 53 «Об утверждении временных типовых штатов централизованных библиотечных систем Министерства культуры СССР»

  13. Правила пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации (ВППБ 13-01-94), введены в действие приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.11.1994 № 736.

  14. Письмо Министерства культуры Российской Федерации от 09.12.2002 г. № 01-149/16-29 о Модельном стандарте деятельности публичной библиотеки (об использовании при разработке региональных и муниципальных стандартов).

  15. Письмо Министерства культуры Российской Федерации от 26.11.2009 г. № 2274-05-23 (Об использовании показателей оценки результативности библиотечных услуг в соответствии с рекомендацией Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки).

  16. ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды».

  17. ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения».

  18. ГОСТом 7.50-2002 «Консервация документов. Общие требования».

Система нормативных документов в строительстве

  1. Инструкция по проектированию библиотек СН 548-82 (утв. приказом Государственного Комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 20.02. 1982 г. № 63).

  2. Нормали планировочных элементов жилых и общественных зданий. Вып. НП 5.4.1- 74. Библиотеки.

  3. Общественные здания и сооружения. СНиП 2.08.02-89 (утв. постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 г. № 78 с изменениями от 28. 06. 1991 г., 30. 04. 1993 г., 26. 01. 1999 г., 12. 02. 2001 г., 23. 06. 2003 г.).

  4. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений. СНиП 2.07.01-89 (Принимается в зависимости от климатических условий и региональных особенностей).

  5. Культурно-зрелищные учреждения. Нормы проектирования. СНиП 31-06-2009 (вводится с 01.01.2010 г., действует взамен ВСН 45-86 Гражданстрой).

  6. Пожарная безопасность зданий и сооружений. СНиП 21-01-97.. Строительные нормы и правила Российской Федерации.

  7. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.2. 178-02.

  8. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарные правила и нормы (СанПиН) 2.2.2/2.4 1340-03.

  9. ГОСТ Р 52872- 2007. Интернет - ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению.

Общественно-профессиональные документы

  1. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех».

  2. Программа PULMAN. 2002-2003.

  3. Проект Calimera/Применение в области культуры: Использование электронных ресурсов организациями на местах. Практические рекомендации. 2007.

  4. Декларация о библиотеках, информационных службах и интеллектуальной свободе. ИФЛА. Глазго. 2002.

  5. Копенгагенская декларация о публичных библиотеках. 1998.

  6. Конвенция о правах ребенка (ратифицирована Россией 20.11.1989).

  7. Конвенция о правах инвалидов. 2006. (ратифицирована Россией 2008).

  8. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г.), Декларация независимости инвалида.

  9. Требования по доступности Интернет-ресурсов, выработанные Консорциумом W3C.

  10. Рекомендации Севильской конференции Медиаобразование молодежи. ЮНЕСКО. 2002.

  11. Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о публичной библиотеке. 1994.

  12. Манифест РБА о публичной библиотеке. 2003.

  13. Манифест ИФЛА об Интернете. 2002.

  14. Манифест ИФЛА о поликультурной библиотеке. 2008.

  15. Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьной библиотеке.2000.

  16. Александрийский Манифест о библиотеках (принят по результатам конференция ИФЛА/ЮНЕСКО «Библиотеки – информационное общество в действии»). 2005.

  17. Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря. РБА. 1996.

  18. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки. РБА. 2001; 2008.

  19. Руководство по продвижению библиотеками своих взглядов на местном, региональном и международном уровнях в контексте реализации Направлений действий Всемирного Саммита по информационному обществу. ЮНЕСКО «Информация для всех». 2008.

  20. Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек. 2002.

  21. Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по Манифесту ИФЛА об Интернете. 2006.

  22. Руководство ИФЛА для детских библиотек. 2003.

  23. Руководство по библиотечному обслуживанию юношества. ИФЛА. 2008.

  24. Руководство по аудиовизуальным и мультимедийным документам для библиотек и других организаций. ИФЛА. 2005.

  25. Мультикультурные сообщества: Руководство по библиотечному обслуживанию. 2009.

  26. Руководство по краеведческой деятельности муниципальных библиотек (централизованных библиотечных систем). РБА. 2005.

  27. Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований. РБА. 2007.

1 Алфимов М.В. Электронные библиотеки – стратегический путь информационного обеспечения науки, образования и промышленности в России. Библиотековедение. 2004. № 4. с.1.

2 Пояснительная записка к проекту протокольного решения заседания Правительства Российской Федерации 1 ноября 2007 г. по вопросу «О развитии библиотечного дела».

3 Конвенция о правах инвалидов. 2006 (ратифицирована Россией в мае 2008 г.)

4 Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.05. 2006 г. № 229 «Об утверждении методических указаний по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов и методических рекомендаций по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества».

5 Общедоступная библиотека в соответствии с ФЗ «О библиотечном деле» определяется как библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии.

Публичная библиотека в соответствии с ГОСТом 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» определяется как общедоступная библиотека, предназначенная для удовлетворения информационных потребностей широких слоев населения.

Понятие «публичная библиотека» используется в профессиональных документах ИФЛА/ЮНЕСКО и РБА с целью подчеркнуть общедоступность и роль в жизни общества библиотек данного типа.

6 Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.05. 2006 г. № 229 «Об утверждении методических указаний по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов и методических рекомендаций по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества».

7 Понятие «межпоселенческая библиотека» введено в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. ФЗ от 31.12.2005 г. № 199-ФЗ, от 29.12. 2006 г. № 258-ФЗ: статья 15, п.1, пп.19; статья 50, п.3, пп.12, 17).

8 В соответствии с ФЗ Об обязательном экземпляре документов» № 78-ФЗ от 29.12. 1994 г. (в ред. № 28-ФЗ от 26.03.2008 г.) .

9 Хартия читателя. Международный Комитет книги и Международная ассоциация издателей. 1992.

10 Оптимизация (optimus - лучший) – 1. процесс выбора наилучшего варианта из возможных вариантов; 2. приведение системы в наилучшее (оптимальное) состояние.

11 В принципе, понятие «Модельная сельская библиотека» может и должно означать направление развития сельских библиотек в результате их модернизации.

12 Исполнитель государственного заказа на разработку концепции по созданию мобильной системы библиотечного обслуживания населения и на создание первых образцов «библиомобилей» - Фонд «Пушкинская библиотека». Созданная система получила название КИБО (комплекс информационно-библиотечного обслуживания).

13 Российская Межрегиональная общественная организация Содружество Павленковских библиотек создана под эгидой ЮНЕСКО в 1996 г. Штаб-квартира Павленковского движения находится в Екатеринбурге (http://book.uraic.ru/ - сайт СОУНБ им. В.Г. Белинского).

14 Берестова Т.Ф. Библиотека как элемент информационного пространства (к разработке концепции). Библиотековедение. 2004. № 6.

15 Комплекс – понятие, близкое к понятию «система», но отличается тем, что представляет из себя набор (совокупность) структурных и функциональных элементов, предназначенных для функционирования системы. Структурные элементы преобразуют комплекс в систему путем формирования связей различного типа (информационных, управленческих и т.п.).

16 В соответствии с Методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах культуры и искусства, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.07.2007 № 923-р).

См. также: Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.05. 2006 г. № 229 «Об утверждении методических указаний по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов и методических рекомендаций по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества».

17 Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.05. 2006 г. № 229 «Об утверждении методических указаний по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов и методических рекомендаций по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества».

18 Основные положения организации сети муниципальных общедоступных (публичных) библиотек в субъектах Российской Федерации. Приложение 1 к Приказу Минкультуры РФ от 14 ноября 1997 г. № 682 (пп. 5,6, 10).

19 Плотность населения определяется в соответствии с положениями Федерального Закона от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 г. №707-р «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с низкий и высокой плотностью населения».

20 Общее число таких населенных пунктов в Российской Федерации по данным Всероссийской переписи населения 2002 г. – 155 тыс. 289 с число жителей в них – 38 млн 737 тыс. 682 (26,6 % от общей численности населения России). Из них 28,7 % проживает в населенных пунктах с численностью до 100 жителей и от 100 до 500 жителей). Более 19% сельских жителей составляют лица в возрасте до 14 лет.

21 На основании учитываемых факторов влияния целесообразно применять поправочные коэффициенты, например для библиотек сельских и городских поселений:

Фактор влияния Значения поправочных коэффициентов к разновидностям нормЧисло жителей на библиотекуКнижный фондНовые поступленияПомещениеПерсоналНагрузкаСуровый климат 0,3–0,5–––1,20,9Сложность рельефа местности 0,5-0,81,21,21,21,20,9Радиус района обслуживания более 6 км или наличие в районе более 10 населенных пунктов 0,5-0,71,1-1,21,1-1,21,21,20,9Многонациональное население –1,21,21,21,20,8

22 Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребности инвалидов и других маломобильных групп населения. МДС 35-8.2000 (Выпуск 14) «Общественные здания и сооружения. Кинотеатры, клубы, библиотеки, музеи». Разработаны АО ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева. Рекомендации являются развитием и дополнением положений ВСН 62-91 Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения.

23 Показатели территориальной доступности воспроизводятся по документу РБА «Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований». 2007.

24 Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации 30. 07. 1998 г. № 862).

Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.05. 2006 г. № 229 «Об утверждении методических указаний по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов и методических рекомендаций по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества».

25 По данным Коллегии Министерства культуры Российской Федерации «О реализации проекта Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации до 2012 г. «Развитие библиотечного дела» (29. 09. 2009 г.) 8,4% общедоступных библиотек находятся в аварийном состоянии, подавляющее большинство библиотек не ремонтировалось 20-30-40 лет.

26 На определенном этапе повышенное внимание к активной компьютеризации общедоступных библиотек Финляндии стало возможным, т.к. библиотеки этой страны, как правило, расположены в хороших зданиях, многие из которых построены по индивидуальным проектам известных в стране архитекторов (Публичные библиотеки в зарубежных странах. Информационный сборник. СПб., 2003).

27 Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений СНиП 2.07.01-89 (Принимается в зависимости от климатических условий и региональных особенностей).

28 Наличие посадочных мест для чтения в общедоступной библиотеке является обязательным, их число не может быть менее 5.

29 В отличие от городов, села и поселения не разделяются на систему градостроительных элементов, а представляют в каждом случае более или менее автономные образования, удаленные друг от друга на значительные расстояния. В соответствии с этим, ступенчатая система библиотечного обслуживания здесь определяется условиями районной планировки и сложившимися хозяйственными, транспортными и административными связями в пределах административно-территориальных образований.

30 Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО для развития службы публичных библиотек (Приложение 4 «Нормативы для библиотечного здания»).

31 Детские и юношеские библиотеки могут быть самостоятельными или объединенными библиотеками для детей и юношества в зависимости от региональных или местных особенностей.

32 Стандарт для библиотек Онтарио (1997 г.) – 56 кв. м на 1000 жителей для поселения с населением до 100 тыс. человек. Стандарты для публичных библиотек Англии в отношении чистой площади - 23,0 кв.м на 1000 жителей и 22,5 кв.м на 1000 человек прироста. Площади итальянских библиотек - от 0,5 до 0,7 кв.м на каждые 10 жителей.

33 В том числе, на основе следующих документов: Инструкция по проектированию библиотек СН 548-82 (утв. приказом Государственного Комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 20.02. 1982 г. № 63); Нормали планировочных элементов жилых и общественных зданий. Вып. НП 5.4.1- 74. Библиотеки.

34 Развитие системы обслуживания подразумевает создание новых организационных элементов, специализированных залов, служб, центров: например, Центр правовой информации, предназначенный для информационной поддержки правового просвещения граждан; Центр экономико-правовой информации - для обслуживания информационных запросов бизнес-сектора; Служба социальной информации, оказывающая помощь отдельным лицам и коллективам в решении повседневных проблем; Информационно-сервисный центр, оказывающий комплекс справочных, информационных и сервисных услуг для всех желающих – физическим и юридическим лицам; электронный читальный зал (компьютерные посадочные места в котором объединены в локальную сеть) и др.

35 Information and documentation. International library statistics (Электронный ресурс). Женева: ISO. 2006. http://www./

36 Эйдемиллер И.В. Проблемы формирования библиотечных фондов публичных библиотек. Университетская книга. 2009. № 4.

37 В соответствии с ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды» категории библиотечных документов определяются по видам: печатные издания (по периодичности – непериодические издания: книги, брошюры; периодические издания: журналы, газеты, местные, региональные и национальные газеты, информация местного сообщества; по целевому назначению – художественная литература, официальные издания, научная, научно-популярная, учебная, справочная, издания для слепых и слабовидящих)

38 В соответствии с ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения» к этому виду относятся: локальные электронные издания (CD, DVD), сетевые электронные издания (лицензионный доступ, ресурсы открытого доступа), электронные библиотеки.

39 Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. 2009 год: Отраслевой аналитический доклад/Под общ. ред. В. В. Григорьева. М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. 2010.

40Электронные книги выпускаются в 15 форматах, включая fb2, rtf, java и txt, средняя стоимость книги на – 11 руб. 06 коп.

41 Новые технологии. Электронная книга и ее будущее. http://vmo.rgub.ru/technology/e-book.php

42 Руководство по аудиовизуальным и мультимедийным документам для библиотек и других организаций. ИФЛА. 2005.

43 Проект Calimera/ Применение в области культуры: Использование электронных ресурсов организациями на местах. Практические рекомендации. 2007.

44 Используются рекомендации «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки» (ред. 2001 г. и 2008 г.); «Руководства ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек». 2002; Руководство по библиотечному обслуживанию юношества. ИФЛА. 2008.

45 Руководство по библиотечному обслуживанию юношества. ИФЛА. 2008.

46 Модельный стандарт деятельности библиотеки для слепых субъекта Российской Федерации (Проект).

47 Манифест ИФЛА о поликультурной библиотеке. 2008.

48 Рекомендации на основе зарубежного опыта, изложенные в Руководстве ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек. 2002.

49 Формирование и использование библиотечных фондов ЦБС. Метод. рекомендации (сост. В.В. Шилов, А.Ю. Лебедев). Л.: ГПБ. 1989.

50 Действующим правовым документом, определяющим порядок исключения документов из фондов библиотек является «Инструкция об учете библиотечного фонда» (утв. Приказом Министерства культуры от 02.12.98 г. № 590).

51 «Модельный стандарт деятельности сельской библиотеки социокультурного центра Пензенской области», «Модельный стандарт общедоступной библиотеки муниципального образования Архангельской области», «Критерии расчета нормативов и стоимости библиотечных услуг общедоступных (публичных) библиотек Республики Карелия», «Положение об организации библиотечного обслуживания жителей города Челябинска муниципальными библиотеками».

52 Оценка эффективности работы публичных библиотек. М., 1990.

53 В 1999 г. в Государственный образовательный стандарт по специальности "Библиотековедение и библиография" введен курс "Материально-техническая база библиотеки", который вобрал в себя все наработки по курсам "Технические средства библиотечной работы", "Автоматизация и механизация библиотечных процессов" и т.п.

54 Библиотеки обязаны обеспечивать сохранность фонда и нормальное физическое состояние документов в соответствии с ГОСТом 7.50-2002 «Консервация документов. Общие требования».

55 Среди отечественных ЭГКА в настоящее время наиболее используемыми являются ЭРА. РЭМ, ЭФКА, ЭР-11, ЭР-12; среди зарубежных - Xerox 5380, Ricon FT-4220, MiB DC-1755, Konica 112, Sharp SF-7800, Canon NP-6020 и др.

56 Штрих-код - графическая метка, в которой по определенным правилам закодирована информация (как правило, это алфавитно-цифровой код-идентификатор).

57 Полный текст «Рекомендаций муниципальным библиотекам области по внедрению и использованию информационно-коммуникационных технологий» предлагается приобрести в БГУНБ.

58 Оснащение общедоступных библиотек компьютерной техникой осуществляется медленно и уровень оснащенности остается крайне незначительным, особенно острой эта проблема остается для сельских библиотек: к 2009 г. из 36,2 тыс. сельских библиотек модернизировано 6,4 тыс. (17,7%), в них находятся 10,4 тыс. компьютеров, доступ в Интернет имеют только 2 тыс. таких библиотек (данные Коллегии Министерства культуры Российской Федерации «О реализации проекта Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации до 2012 г. «Развитие библиотечного дела». 29. 09. 2009 г.).

59 Рекомендации Копенгагенской декларации о публичных библиотеках (Бельгия, 1998), в частности, направлены на создание необходимой информационной инфраструктуры для поддержания развития национальной политики в информационном веке.

60 В данном случае не ставится специальная задача делать обзор существующих АБИС.

61 Норма предлагается в качестве социального стандарта по обеспечению пользователей ПК.

62 Этот показатель является социальным стандартом по обеспечению данных категорий пользователей.

63 АРМ незрячего пользователя должно быть оснащено также сканером, колонками, наушниками. Программное обеспечение АРМ незрячих пользователей должно быть адаптировано в соответствии с рекомендациями Консорциума Всемирной сети (C3W).

64 По мере развития библиотек нормы их технической оснащенности при необходимости должны увеличиваться.

65 Термин «медиа» происходит от латинского “medium” (средство, посредник), “media” (средства, посредники) и в современном мире повсеместно употребляется как аналог термина СМК – средства массовой коммуникации (печать, фотография, радио, кинематограф, телевидение, видео, мультимедийные компьютерные системы, включая Интернет). В пеpеводе с английского multimedia означает многосpедность.

Понятие «мультимедиа» следует рассматривать в виде любой комбинации двух или более средств передачи информации, представленной в цифровом виде, которые эффективно интегрированы для управления с помощью единого интерактивного интерфейса или управляющей компьютерной программы.

66 Цифровая внешняя память CD-ROM за последние годы практически вытеснила альтернативные решения, также как аналоговые видеодиски и видеоленты.

67 Парижская программа или 12 рекомендаций по медиаобразованию.(Париж, ЮНЕСКО, 21-22 июня 2007 г.

68 Публичные библиотеки в зарубежных странах. Информационный сборник. СПб., 2003.

69 Типовые штаты специальных библиотек для слепых (не отнесенных к группам по оплате труда работников), утв. Министерством культуры РСФСР 30. 12. 1969 г.

70 Действующий Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих утв. Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 21.08. 1998 г. № 37 (последние ред. – Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25.07.2005 г. № 461; от 07.11. 2006 г. № 749; от 17. 09. 2007 г. № 605; от 29.04. 2008 г. № 200).

Раздела квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих по должностям и профессиям, специфичным для музеев и библиотек, не существует.

71 Данный опыт представлен на сайте Новоуральской ЦБ, являющейся штаб-квартирой Секции ПБ РБА : /librarians/rba/npb-opit-public-libraries-6-obosnovanie.htm

72 Руководство по библиотечному обслуживанию юношества. ИФЛА. 2008.

73 Новые профилированные профессиональные и квалификационные требования к специалистам в области информации, занятым в индустрии культуры, а также в организациях и учреждениях культуры (Проект Рекомендаций представлен на 17-м заседании Совета по культурному сотрудничеству Комитета по культуре Совета Европы 17 сентября 1998 г. \ Информационно-библиотечная сфера: международные акты и рекомендации. М. Либерия. 2001.

74 Руководство по аудиовизуальным и мультимедийным документам для библиотек и других организаций. ИФЛА. 2005.

75 Инновационное развитие библиотек: концептуальный подход. Библиотековедение. 2004. № 2.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российская библиотечная ассоциация секция по библиотечной политике и законодательству организация библиотечного обслуживания

    Документ
    ... на базе муниципальных общедоступных библиотек. Данная тема не только получила практическое воплощение в библиотечной практике, по и широко ...
  2. Российская библиотечная ассоциация единство в действии

    Книга
    ... практическое значение и «Базовых норм организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных муниципальных библиотек» ... С. Ф. Роль Секции публичных библиотек Российской библиотечной ассоциации в развитии муниципальных библиотек // Управление и кадры. ...
  3. Российская библиотечная ассоциация

    Документ
    26 Российская библиотечная ассоциация Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований 2007 «Базовые нормы ...
  4. Конференция российской библиотечной ассоциации xi ежегодная сессия

    Программа
    ... Руководством по ... библиотек и Секция по библиографии Российской библиотечной ассоциации ... практической конференции «Библиографическая деятельность российских библиотек ... общедоступных библиотек ... муниципальных нужд" как стимул для развития библиотечного ...
  5. Библиотечный вестник Карелии (2)

    Документ
    ... общедоступных библиотек. В настоящее время Российской библиотечной Ассоциацией разработан модельный стандарт деятельности общедоступных (публичных) библиотек, в котором отражен принцип общедоступности ...

Другие похожие документы..