Главная > Руководство


Устройства для чтения электронных книг

Ввиду интенсивного развития выпуска электронных книг, большое значение приобретает вопрос о рынке устройств для их чтения.

В результате расширения проникновения Интернета, роста доступности электронных книг, активной рекламы магазинов электронных книг устройства для чтения электронных книг привлекли к себе внимание массовой аудитории, которая ранее не проявляла интерес к приобретению ридеров. Лидерами рынка ридеров в 2009 г. были «PocketBook»; «Sony»; «lBook»; «ORSiO»; «Азбука». Основной канал продаж устройств для чтения электронных книг представляли Интернет-магазины. С точки зрения технических характеристик, доминировали модели с 6-дюймовым e-Ink-экраном и разрешением 800х600. Все предлагаемые устройства снабжены экраном с технологией «электронные чернила», то есть процесс чтения с этого экрана не отличается от чтения бумажной страницы обычной книги. Единожды приобретя издание, пользователь получает к нему неограниченный доступ из любого места, с любого компьютера.

В 2010 г. на рынок выведены новые устройства для чтения электронных книг, производители которых предпочтут технологии электронных чернил более дешевые аналоги или новейшие разработки. Новые ридеры, имеющие сенсорный экран, цветной дисплей, значительный запас прочности, предложит компания «Amazon» - лидер потребительского рынка.

Показатели обеспеченности

библиотеки средствами доступа к мультимедиа информации

Наименование средства

Требования к работе аппарата

Норма для библиотеки

1

2

3

телевизор с диагональю не менее 21*, 72 см усилителем слабого сигнала и дистанционным управлением (например, Samsung CS21K3Q Plano)

Должен работать в условиях большого разброса питающих напряжений

1 ед. на библиотеку

Видеопроигрователь, видеоплеер (например, класса Samsung SVR-155)

1 ед. на библиотеку

Устройства для чтения электронных книг (book reader)

По необходимости

обеспечивается любая библиотека

Мультимедиапроектор

работает с компакт-дисками и компакт кассетами, обеспечивает воспроизведение звука на колонки с выходной мощностью до 100 Вт на канал при минимальных искажениях

1 ед. на библиотеку с числом пользователей более 2 тыс. чел.

Мультимедийный компьютер

Игровой компьютер Intel PIV-1600 (Northwood) или AMD XP-1800+

Музыкальный компьютер Intel PIV-1600 (Northwood) или AMD XP-1800+

Имеет привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет,

оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками, пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).

Сpедства пакета пpогpамм Multimedia Windows - опеpационной сpеды для создания и воспpоизведения мультимедиа-инфоpмации) обеспечивают pаботу с pазличными типами данных мультимедиа

1 ед. на библиотеку с числом пользователей более 2 тыс. чел.

наушники для индивидуального прослушивания и/или просмотра

Презентативные средства: экран (на штативе или навесной) - 1,25Х1,25 м;

цифровая видеокамера;

цифровая фотокамера

1 ед. на библиотеку любого уровня

Как правило, мультимедийные продукты ориентированы либо на компьютерные носители и средства воспроизведения (CD-ROM), либо на специальные телевизионные приставки (СD-i), либо на телекоммуникационные сети и их системы.

Библиотека, обслуживающая инвалидов по зрению, обеспечивается специальными адаптированными техническими средствами для слепых и слабовидящих (читающие комплексы, адаптированное компьютерное оборудование, тифломагнитофоны, увеличивающие устройства для чтения текста, звуковые сигнализаторы, брайлевские русифицированные принтеры для репродуцирования плоскопечатной литературы в специальный формат).

Вспомогательные тифлотехнические средства и адаптивные устройства для обслуживания инвалидов по зрению включают: тифлоплееры, тифломагнитофоны, тифлофлэшплееры, читающие машины, лупы, телевизионные увеличивающие устройства (ТУУ), электронные увеличивающие устройства (ЭРВУ) - электронную лупу, электронный ручной видеоувеличитель и др.

Организационные требования к эксплуатации ИКТ

ПК библиотечной системы объединяются в локальную сеть, не менее 50 % ПК - к сети Интернет.

Доступ в Интернет обеспечивается с использованием альтернативных источников: модем, адаптированный для скоростной работы с подключением к выделенному каналу связи; беспроводный Интернет.

Возможности  спутниковой связи  открывают путь к  автоматизации  библиотек   сельских территорий. По предложению  ГИВЦ Министерства культуры Российской Федерации,  создание информационной спутниковой  сети учреждений культуры возможно на паритетных началах в рамках реализации всероссийской информационной системы в области культуры на основе спутниковых каналов связи.

Подключение к Интернет включает оплату регистрации, оплату за выделение почтового ящика, авансовые платежи за канал и трафик (ориентировочно на год вперед).

Для муниципалитета целесообразно объединение коммерческих средств и средств из местного бюджета с целью получения для своих нужд необходимых каналов связи и объединения в сеть муниципальных организаций и учреждений (создание муниципальной интрасети). На базе муниципальной сети возможно создание более доступной и эффективной системы по предоставлению информационных услуг населению на основе муниципальных информационных ресурсов и сети Интернет, а также обеспечение поддержки этих ресурсов.

Гарантийное обслуживание проводится поставщиками оборудования. Постгарантийное техническое обслуживание производится подрядчиками в соответствии с договорами на техническую поддержку.

Для поддержания оборудования и техники в рабочем состоянии,   модернизации технической базы библиотеки ежегодно на эти цели должно выделяться не менее 10 % от стоимости уже имеющегося оборудования и техники без учета амортизации.  Техническая поддержка компьютерной аппаратуры, ремонт, приобретение необходимой мебели и подключение к Интернету осуществляется за счет регионального и местного бюджетов.

 Представляется достаточным режим, при котором ежегодно ресурсы обновляются не менее чем на 25 %; необходимо постоянно осуществлять замену физически и морально устаревшей компьютерной техники, срок использования которой составляет более 10 лет.

Ежегодное приобретение и обновление компьютерной техники, программного обеспечения осуществляется из расчета не менее 20 % от средств, выделяемых на пополнение и обновление фонда муниципальных библиотек.

Спецификации оборудования и программных средств представляются на стадии подготовки конкретного проекта после анализа предложений разных поставщиков.

Сметы для каждой библиотеки составляются с учетом оценки возможностей существующего оборудования и статуса в системе. Закупка оборудования производится централизованно по результатам изучения предложений фирм-производителей.

Общие требования к условиям пользования ИКТ

В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03», помещения доступа к ИКТ должны удовлетворять следующим требованиям:

  • помещение должно иметь естественное и искусственное освещение;

  • окна в помещении преимущественно должны быть ориентированы на север и северо-восток. Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.;

  • площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с монитором на базе электронно-лучевой трубки должна составлять не менее 6 кв.м и с ВДТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) - не менее 4,5 кв.м;

  • у рабочего места должны быть установлены электрические розетки с заземляющим контактом.

  • для внутренней отделки интерьера помещения должны быть использованы диффузно отражающие материалы с коэффициентом отражения для потолка - 0,7 - 0,8; для стен - 0,5 - 0,6; для пола - 0,3 - 0,5;

  • помещение должно быть оборудовано защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации ПЭВМ;

  • помещение должно быть оснащено оборудованием для поддержания температуры, влажности и скорости движения воздуха в соответствии с действующими санитарными нормами микроклимата производственных помещений;

  • помещение должно быть оборудовано противопожарной системой и средствами порошкового пожаротушения;

  • помещение должно быть оборудовано системой охраны.

Помещения библиотеки, обслуживающей инвалидов, должны быть оснащены типовым оборудованием, в том числе специализированной мебелью для инвалидов и техническими средствами в соответствии с требованиями к уровню обслуживания.

В сельских библиотеках из-за ограниченных возможностей помещений габариты технических средств могут быть минимизированы с максимальным использованием вертикальных конструкций размещения техники и компактных стоек для хранения электронных изданий.

Оборудование ИКТ должно функционировать при определенных параметрах окружающей среды: температура - от +5 град. до +40 град. C; уровень относительной влажности от 10 % до 85 %.

Техническое обслуживание здания и помещений включает:

  • текущий и капитальный ремонт помещений;

  • уборка помещений;

  • обеспечение подачи тепла во время отопительного периода;

  • техническое обслуживание систем климат - контроля;

  • обеспечение электроснабжения рабочих помещений напряжением 220 вольт;

  • обеспечение безопасности пользователей и персонала, а также сохранности компьютерного оборудования и иных материальных ценностей с использованием собственной системы охраны;

  • обеспечение прохода пользователей в помещения доступа и внешней рекламы;

  • обеспечение противопожарной безопасности в помещениях доступа;

  • обеспечение коммунально-бытовых услуг.

Раздел 9. Требования к персоналу

Штатная численность персонала

«Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек» рекомендует следующее базовое число сотрудников с учетом различий местного характера: одна полная ставка штатного сотрудника на 2 500 человек населения; треть всех сотрудников (за исключением вспомогательного персонала) должны составлять дипломированные библиотекари. При отсутствии надежной демографической статистики эти базовые рекомендованные уровни должны меняться в зависимости от местных потребностей, от размеров библиотеки, круга ее функций и числа читателей. Так, численность персонала в библиотеках Италии, например, составляет от 0,7 до 1,2 единиц на каждые 2000 жителей.68

В соответствии с рекомендациями «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки» РБА (ред. 2001 г. и 2008 г.) в качестве одного из вариантов нормативная потребность в штатных работниках определяется, исходя из количества населения:

  • в городах с числом жителей до 50 000 – из расчета 1 работник на 2000 жителей;

  • в городах с числом жителей от 50 000 и более – из расчета 1 работник на 2500 жителей;

  • а также – 1 работник на 1000 жителей в возрасте до 14 лет;

  • в сельской местности – из расчета 1 работник на 500 - 1000 жителей; а также – 1 работник на 500 жителей в возрасте до 14 лет.

В соответствии с рекомендациями «Базовых норм организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований» РБА (2007 г.) в качестве минимальной нормы принимается 1 библиотечный работник на библиотеку поселения с числом жителей 1000 и 1 библиотечный работник на библиотеку городского округа с числом жителей 2000.

В случаях сохранения стационарной библиотеки, имеющей в районе обслуживания от 500 до 1000 жителей, устанавливается базовая норма – 1 библиотечный работник на 500 жителей.

При установлении фактической численности для библиотек различного уровня рекомендуются следующие нормативные показатели:

  • Библиотека сельского или городского поселения - 1 библиотекарь на 500 пользователей.

  • Библиотека городского округа - 1 библиотекарь на 750 пользователей.

При необходимости библиотекарь (с соответствующей оплатой) может дополнительно к библиотечной вести клубную работу или совмещать свою основную работу с выполнением других обязанностей (например, социального работника, почтальона), вести другую работу по поручению администрации поселения.

  • Детская библиотека (библиотека, обслуживающая детей) - 1 библиотекарь на 500 пользователей – детей в сельской местности.

  • Детская библиотека (библиотека, обслуживающая детей) - 1 библиотекарь на 600 пользователей - детей в городе.

В «Модельном стандарте деятельности публичной библиотеки» обозначена нормативная потребность в штатных работниках, исходя из необходимости обеспечения основных библиотечных процессов, в том числе:

  • комплектование и обработка документов - из расчета 0,7-1 человек на 1000 томов;

  • организация фонда - из расчета 1 - 1,2 человек на 60 000 томов;

  • обслуживание пользователей - из расчета 3 - 3,5 человек на 1000 жителей;

  • информационная, библиографическая деятельность - из расчета 1 - 1,5 человек на 1000 жителей.

Для межпоселенческой библиотеки, центральной библиотеки нормативная потребность штатной численности обеспечивается в соответствии с необходимостью выполнения основных библиотечных процессов как внутри самой библиотеки, так и централизованного производственно-технологического обеспечения библиотек сети (комплектование, обработка, создание сводного каталога и др.).

В специальной библиотеке для инвалидов по зрению (а также в библиотеке, обслуживающей инвалидов по зрению) с учетом специфики работы и в соответствии с нормативами на обслуживание слепых и слабовидящих читателей69, при формировании штатной численности сотрудников предусматриваются следующие показатели:

  • на 250 читателей, обслуживаемых стационарной библиотекой – 1 работник абонемента. (в библиотеках с количеством читателей свыше 250 человек, на каждые 150 читателей сверх указанного количества устанавливается дополнительно по 0,5 должности работника);

  • на 1200 посещений в год читального зала – 1 работник. (в библиотеках, в которых число посещений меньше, устанавливается 0,5 должности работника);

  • на 180 читателей надомного или заочного абонемента – 1 работник.

В настоящее время большинство общедоступных муниципальных библиотек при формировании кадрового состава продолжают руководствоваться Приказом Министерства культуры СССР от 29.01.1979 г. № 53 «Об утверждении временных типовых штатов централизованных библиотечных систем Министерства культуры СССР», а фактическую численность работников определяют на основе действующих «Межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках» (1997 г.).

При определении должностей и профессий для библиотек используется, прежде всего, Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), принятый постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 г. № 367.70

Для библиотек предлагается ограниченный перечень основных должностей (библиотекарь, библиограф, редактор, методист), а квалификационные требования к этим должностям определяются как набор знаний и навыков, необходимых работникам для выполнения ими традиционных видов работ и процессов.

Несмотря на внесенные в ОКПДТР изменения (с 1996 по 2008 гг.), он не отражает объективно сложившуюся в библиотеках практику введения должностей руководителей, специалистов и служащих, направленную на обеспечение эффективного решения поставленных задач.

Вместе с тем, социально-экономические реформы, стремительное развитие информационных технологий привели к значительному  усложнению функций библиотек, появлению новых видов работ, как по объему и технологиям, так и по содержанию. Характер выполняемых в библиотеках работ перестал соответствовать типовым штатам, установленным в СССР более 30 лет назад. Несоответствие объема и характера выполняемых работ количеству и должностному составу сотрудников современной библиотеки отчетливо просматривается при определении нормативного фонда рабочего времени и  расхода рабочего времени.

И если на основе расчетов с учетом бюджета рабочего времени и норм времени на работы можно определить нормативную потребность в штатных работниках для выполнения традиционных видов работ, то для новых видов работ (например, создание полнотекстовых баз данных, web-сайта, поиск в Интернет и многих других) официальные нормы отсутствуют.

Развитие библиотек как информационных и культурных комплексов предусматривает не только выполнение новых видов работ, расширение списка услуг для населения, но и требует для этих целей новых профессиональных квалификаций сотрудников, обладающих значительным образовательным потенциалом и опытом работы, а также упорядочения их штатного расписания. Новые подразделения (службы, отделы, центры) библиотеки, создаваемые для выполнения новых видов и объемов работы и для расширения информационных услуг населению, должны быть укомплектованы дополнительными штатными единицами.

Задача обеспечения библиотек современными специалистами, способными превратить их из обычного хранилища книг в информационно-аналитические и досуговые центры была сформулирована в 2007 г. в Послании Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию.

В проекте Концепции развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 года также поставлена задача «пересмотреть тарифно-квалификационные характеристики работников библиотек, расширив номенклатуру должностей библиотечных учреждений в соответствии с современными потребностями отрасли на основе Единого Всероссийского классификатора должностей. Обеспечить развитие системы непрерывного библиотечно-информационного образования, обеспечивающего комплексное обновление профессиональных знаний, умений и навыков библиотечных кадров посредством регулярного повышения их квалификации и переподготовки по актуальным направлениям модернизации библиотечного дела».

Тем временем руководителям библиотек приходится заботиться о наличии в штате специалистов, обладающих специальными знаниями, необходимыми для выполнения различных функциональных обязанностей, в том числе:

  • для обслуживания особых групп пользователей (дети, юношество, этнические группы, пожилые люди, инвалиды и другие проблемные категории);

  • для работы с определенными видами документов (электронные документы, аудиоматериалы, нотные издания, изоиздания, литература на иностранных языках, материалы рельефно-точечного шрифта и др.);

  • для внедрения и использования информационных и телекоммуникационных технологий, создания электронных ресурсов, предоставления информационных услуг;

  • для организации организационно-методической работы, проведения исследований, опросов, мониторингов (например, методист-аналитик, социолог);

  • для обеспечения программно-проектной деятельности библиотеки (например, проектный менеджер).

Анализ, проведенный в муниципальном учреждении ЦБС г. Липецка в 2007 г., показал, что для выполнения планируемого объема работ потребуется не менее 424 554,5 часов, в то время как в соответствии с межотраслевыми нормами времени на работы, выполняемые в библиотеках, объем рабочего времени должен составить 286 480,8.

Результаты анализа стали основанием для разработки проекта новых типовых штатов этой ЦБС. Он составлен с учетом рекомендаций «Базовых норм организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований», «Модельного стандарта публичной библиотеки», а также с учетом нормативных документов других муниципальных образований и потребностей муниципальных библиотек на современном этапе.

Утверждение типовых штатов, по мнению разработчиков, позволит обеспечить реализацию полномочий органов местного самоуправления по организации обслуживания населения, а также повысить социальную защищенность библиотекарей, стабилизировать кадровый состав, привлечь молодых специалистов в муниципальные библиотеки.

Обоснование проекта типовых штатов ЦБС г. Липецка представляет интерес для профессионального сообщества и может быть использовано другими библиотеками городских и районных муниципальных образований.71

Ниже приводятся подходы, принятые в публичных библиотеках различных стран мира и получившие отражение в «Руководстве ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек». Эти рекомендации должны способствовать проведению более гибкой кадровой политики в российских библиотеках в определении категорий библиотечных работников, профессиональной квалификации, в том числе с использованием современных профилирующих профессий.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российская библиотечная ассоциация секция по библиотечной политике и законодательству организация библиотечного обслуживания

    Документ
    ... на базе муниципальных общедоступных библиотек. Данная тема не только получила практическое воплощение в библиотечной практике, по и широко ...
  2. Российская библиотечная ассоциация единство в действии

    Книга
    ... практическое значение и «Базовых норм организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных муниципальных библиотек» ... С. Ф. Роль Секции публичных библиотек Российской библиотечной ассоциации в развитии муниципальных библиотек // Управление и кадры. ...
  3. Российская библиотечная ассоциация

    Документ
    26 Российская библиотечная ассоциация Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований 2007 «Базовые нормы ...
  4. Конференция российской библиотечной ассоциации xi ежегодная сессия

    Программа
    ... Руководством по ... библиотек и Секция по библиографии Российской библиотечной ассоциации ... практической конференции «Библиографическая деятельность российских библиотек ... общедоступных библиотек ... муниципальных нужд" как стимул для развития библиотечного ...
  5. Библиотечный вестник Карелии (2)

    Документ
    ... общедоступных библиотек. В настоящее время Российской библиотечной Ассоциацией разработан модельный стандарт деятельности общедоступных (публичных) библиотек, в котором отражен принцип общедоступности ...

Другие похожие документы..