Главная > Руководство


Уровни технологического оснащения библиотек

Уровень оснащения библиотеки означает соответствие имеющейся техники и технологии существующим на данный момент нормам и стандартам библиотечного производства и библиотечных услуг.

Разработка нормативов для средств технико-технологического оснащения доступа к источникам информации во всем мире находится на ранней стадии. В то же время наличие этих средств является для муниципальных общедоступных библиотек необходимых ресурсом развития, т.к. позволяют им обеспечивать более широкий и более оперативный доступ к информации, формируемой не только на местном уровне, но и на уровне региона, страны и мира, существенно сократив разрыв между «бедными» и «богатыми» в информационном отношении территорий.

Основные требования и характеристики к ресурсному обеспечению интерпретируются в контексте функций и целей конкретной библиотеки. Уровень информатизации определяется исходя из конкретных социально-экономических условий, стратегических и текущих целей системы библиотек или конкретной библиотеки, от потребностей пользователей в новых ресурсах и услугах.

Минимальный уровень: локальная сеть в пределах библиотеки; базовое периферийное оборудование: 1-2 рабочих места библиотекаря; модем, 1 принтер; доступ к электронной почте на один адрес; доступ к Интернет по коммутируемой телефонной линии (или беспроводной системе).

Минимальный уровень соответствует функционированию библиотеки в режиме развития, обеспечивая работу с информационными технологиями в рамках базисного регионального компонента.

Этот уровень, как правило, характеризуется экстенсивным первоначальным насыщением библиотеки вычислительной техникой.

Одновременно намечается формирование основ информационной культуры, а также начало компьютерного освоения имеющихся информационных ресурсов.

Большинство библиотек, прежде всего расположенных в небольших сельских и городских поселениях, в разных географических зонах России, в разных социально-экономических и демографических условиях и являющихся, как правило, филиалами общетерриториальных библиотек, должны быть минимально обеспечены компьютерной техникой, позволяющей поддерживать технологические связи внутри библиотечной системы и предоставлять современные услуги местным жителям.

Первые ПК, направленные, прежде всего, на удовлетворение информационных потребностей пользователей (Интернет, правовые базы, информация на CD-ROM и т.п.), позволят улучшить качество обслуживания, увеличить возможности библиотечно-информационного ресурса, закрыть хотя бы часть лакун в фонде.

Оптимальный уровень: локальная сеть в пределах нескольких подразделений, сервер, развитое периферийное оборудование, в том числе: 2-3 рабочих места библиотекаря; обеспечение персонализации информационного ресурса; доступ к электронной почте на несколько адресов; доступ к Интернет по выделенной линии; комплект технических средств разного назначения.

Этот уровень обеспечивает развитие библиотеки в режиме функционирования, предполагает интенсивное применение компьютерной техники на различных участках работы, а также возрастание компьютерной грамотности как библиотекарей, так и пользователей.

Перспективный уровень: структурированная локальная (общебиблиотечная) сеть, сервер данных; развитое периферийное оборудование: 3 и более рабочих мест библиотекаря; многопользовательский доступ к электронной почте и Интернет по оптоволоконной или выделенной линии; информационные киоски; комплект технических средств разного назначения: видеопроекционное оборудование; сканер, принтер цветной печати, видео-проектор, электронная фото/видеокамера, пишущий CD-ROM и др.

Этот уровень соответствует оснащению библиотеки в режиме развития, обеспечивающий формирование интегрированных информационных ресурсов с возможностями удаленного доступа и при последующем развитии к наиболее полному удовлетворению информационных потребностей, приводящий к высокому уровню информационной культуры библиотекарей и пользователей.

Для библиотек общетерриториального значения одной из фундаментальных задач является создание ЭК и организация доступа к нему через Интернет, т.к. в этих библиотеках находится наиболее полное собрание документов, которые должны быть доступны для всего населения территории, которые можно заказывать по МБА или ЭДД, заказывать копирование. Межпоселенческая библиотека или центральная библиотека муниципального района, городского округа обеспечиваются, как правило, наиболее полным комплектом информационно-коммуникационных средств, что должно способствовать перспективному развитию не только данной библиотеки, но всей библиотечной системы территории.

Распространение беспроводной связи, появление новых пакетов коммуникаций, навигационных систем помогает осуществить переход к новому классу «виртуальных» услуг.

Показатели базовой обеспеченности библиотек компьютерной техникой

Вид библиотеки

Число жителей (тыс.)

Норма обеспечения АРМ пользователя

библиотеки61

Норма обеспечения АРМ работника библиотеки

1

2

3

4

Библиотека сельского поселения

500-1000

1 ПК на каждые 500 жителей, обеспечивающий доступ к общим ресурсам библиотечной системы и в Интернет

1 ПК для работы в локальной сети и в сети Интернет

(1 комплект на 2 библиотекарей)

Библиотека городского, сельского поселения

Менее 20

1 ПК на 2 тыс. жителей

(1 комплект на 400 пользователей)

2 ПК для работы в локальной сети и в сети Интернет (1 комплект на 2 библиотекарей)

То же

Более 20

1 ПК на 2 тыс. жителей и 1 ПК на каждые последующие 10 тыс. жителей

2 ПК для работы в локальной сети и в сети Интернет

Межпоселенческая библиотека

Центральная библиотека муниципального района

50 и выше

1 ПК на каждые 5 тыс. жителей

3 ПК для работы по обработке литературы, созданию ЭК и информационному обмену в локальной сети и в Интернет

Центральная городская библиотека

Менее 50

1 ПК на каждые 5 тыс. жителей

То же

То же

Свыше 50

1 ПК на каждые 5 тыс. жителей в пределах 50 тыс. человек и 1 ПК на каждые последующие 10 тыс. жителей

То же

Специальная библиотека для детей (детско-юношеская библиотека)

не менее 20% лиц в возрасте до 14 лет в районе обслуживания

1 ПК на каждые 500 читателей

(не менее 1 компьютерного класса на библиотеку)62

2 ПК для работы по обработке литературы, созданию ЭК и информационному обмену в локальной сети и в Интернет

Библиотека, обслуживающая взрослых и детей

1 ПК дополнительно для читателей в возрасте до 14 лет

Специальная библиотека для инвалидов (по зрению)

1 АРМ63 на 500 читателей

1 АРМ на 250 читателей

1 АРМ для каждого незрячего работника библиотеки (с полной или частичной потерей зрения);

3 ПК для обеспечения всех библиотечных процессов

Стандарты для электронного информационного оборудования, приведенные в «Руководстве ИФЛА/ЮНЕСКО для развития службы публичных библиотек» в качестве примеров, демонстрируют разнообразие их использования в зависимости от региональной специфики:

** В Канаде в качестве норматива принято считать одну точку доступа к компьютеру на 5 000 жителей.

** В соответствии с нормативом, недавно разработанным в Англии, рекомендуется располагаться не менее чем 0,7 рабочих мест на 1 000 жителей, в том числе для онлайновой работы с каталогами общественного пользования.

** В Квинсленде (Австралия) рекомендованы следующие нормативы:

  • для населения численностью менее 50 000 человек – доступом к одному персональному компьютеру на каждые 5 000 жителей;

  • для населения численностью свыше 50 000 человек – доступом к одному персональному компьютеру на каждые 5 000 жителей в пределах 50 000 человек и один персональный компьютер на каждые дополнительные 10 000 жителей.

В соответствии с этими нормативами рекомендуется, чтобы каждый компьютер был подключен к принтеру, а не менее половины имели выход в Интернет.

В регионах России также принимаются собственные нормы технической обеспеченности общедоступных библиотек, в основном на основе имеющихся возможностей и с учетом местной специфики64.

Так, «Модельный стандарт общедоступной библиотеки муниципального образования Архангельской области» рекомендовал в качестве минимальных нормативов технического оснащения принять следующие:

  • «в библиотеке сельского поселения должно быть не менее 1 персонального компьютера, 1 принтера, 1 сканера или ксерокса, 1 телефона и 1 модема для подключения к Интернет, 1 телевизора, 1 видеомагнитофона или DVD-проигрывателя, 1 музыкального центра;

  • в библиотеке городского поселения должно быть не менее 2 персональных компьютеров, объединенных в локальную компьютерную сеть, 1 принтера, 1 сканера, 1 ксерокса, 1 модема для подключения к Интернет, 1 телевизора, 1 видеомагнитофона или DVD-проигрывателя, 1 музыкального центра;

  • в библиотеке городского округа должно быть не менее 2 персональных компьютеров, объединенных в локальную компьютерную сеть, 1 принтера, 1 сканера, 1 ксерокса, 1 модема для подключения к Интернет, 1 телевизора, 1 видеомагнитофона или DVD-проигрывателя, 1 музыкального центра;

  • в межпоселенческой библиотеке должно быть не менее 10 персональных компьютеров, объединенных в локальную компьютерную сеть, 1 мультимедиапроектора, 2 принтеров, 1 сканера, 2 ксероксов, 1 модема для подключения к Интернет по ADSL, 1 телевизора, 1 видеомагнитофона или DVD-проигрывателя, 1 музыкального центра.

Основное программное обеспечение персонального компьютера должно включать операционную систему; офисный пакет MS Office, включающий текстовый процессор, электронные таблицы, при необходимости СУБД, и средства создания презентаций, средства для работы с Интернет (как минимум браузер и программа для работы с почтой), антивирусный пакет, программы архивации, просмотра изображений и др.; автоматизированную библиотечно-информационную систему».

Критерием информатизации для муниципальных библиотек республики Карелия является обеспечение доступа читателей к информационным ресурсам Интернет, в том числе к корпоративным ресурсам библиотек Карелии. В качестве норматива предложен следующий набор: для центральных библиотек – телефон, 5 персональных компьютеров, 3 принтера, сканер, ксерокс, 2 модема с подключением к выделенному каналу связи, объединение в локальную компьютерную сеть; для библиотек поселений – телефон, 1 персональный компьютер, 1 принтер, 1 модем.

Стандартный пакет Модельной сельской библиотеки (реализация проекта в рамках ФЦП «Культура России») включает 2 компьютера с периферией и программным обеспечением, копирующее устройство, мультимедийный проектор, а также комплект изданий, в том числе электронных, объемом примерно 1,2 тыс. экз.

Мультимедийные технологии

Новый этап компьютеризации библиотечной деятельности вызван развитием мультимедиа технологий65.  Понятие «мультимедиа» опpеделяет инфоpмационную технологию на основе пpогpаммно-аппаpатного комплекса, имеющего ядpо в виде компьютеpа с сpедствами подключения к нему аудио- и видеотехники.

Мультимедиа - это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь. Такие возможности значительно расширяют традиционные медиа: TV, радио, печатные СМИ.

Возможности мультимедиа обеспечивают:

  • хранение большого объема самой разной информации на одном носителе (до 20 томов авторского текста, около 2000 и более высококачественных изображений, 30-45 минут видеозаписи, до 7 часов звука);

  • увеличение (детализация) на экране изображения или его фрагментов, иногда в двадцатикратном увеличении (режим «лупа») при сохранении качества изображения. Это особенно важно для презентации произведений искусства и уникальных исторических документов;

  • сравнение изображения и обработки его разнообразными программными средствами с научно-исследовательскими или познавательными целями;

  • выделение в сопровождающем изображение текстовом или другом визуальном материале «горячих слов (областей)», по которым осуществляется немедленное получение справочной или любой другой пояснительной (в том числе визуальной) информации (технологии гипертекста и гипермедиа);

  • осуществление непрерывного музыкального или любого другого аудио- сопровождения, соответствующего статичному или динамичному визуальному ряду;

  • использование видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т.д., функции «стоп-кадра», покадрового «пролистывания» видеозаписи;

  • включение в содержание диска баз данных, методик обработки образов, анимации и т.д.;

  • подключение к глобальной сети Интернет;

  • работа с различными приложениями (текстовыми, графическими и звуковыми редакторами, картографической информацией);

  • создание собственных «галерей» (выборок) из представляемой в продукте информации (режим «карман» или «мои пометки»);

  • запоминание «пройденного пути» и создание «закладок» на заинтересовавшей экранной «странице»;

  • автоматический просмотр всего содержания продукта («слайд-шоу») или создания озвученного «путеводителя-гида» по продукту («говорящей и показывающей инструкции пользователя»); включение в состав продукта игровых компонентов с информационными составляющими;

  • свободная навигация по информации и выход в основное меню (укрупненное содержание), на полное оглавление или вовсе из программы в любой точке продукта.

В библиотеках мультимедиа технологии используются в качестве одного из наиболее совершенных носителей и «хранилищ» информации, позволяющий осуществлять: документирование коллекций источников, их каталогизация, научное описание, создание страховых копий, автоматизация поиска и хранения, хранение данных о местонахождении источников, хранение справочной информации, для обеспечения доступа к базам данных, организация работы пользователей не с самими документами, а с их электронными копиями и т.д.

 По мере совершенствования стандартов, имеющих отношение к мультимедийной инфраструктуре, появляются новые виды ресурсов, например, электронные книги, электронные периодические издания, которые можно загружать непосредственно из систем провайдеров на основе покупки, либо на основе заключения лицензионного соглашения о подписке.

Важной особенностью мультимедиа технологии является интерактивностъ - двусторонний процесс, т.е. в диалоге с компьютером пользователю отводится активная роль, предоставлена возможность работы с программой в режиме «вопрос-ответ», операции выбора и т.д.

Интерактивность может быть использована для:

  • представления информации в доходчивой, увлекательной и захватывающей форме;

  • повышения доступности отдельных документов или материалов web-сайта, в том числе для тех, кто имеет ограниченные возможности для работы с печатной продукцией;

  • представления интерактивных программ электронного обучения, с помощью которых пользователи могут «протестировать» свои знания;

  • обеспечения возможности поддержания диалога с пользователями посредством проведения онлайновых опросов мнения, анкетирования, голосования т.д.

Интерактивность позволяет пользователям вносить свой контент, принимать участие в консультациях и опросах мнений, обмениваться информацией с другими людьми на основе общих интересов и с учреждением.

Посредством библиотеки открывается возможность взаимодействия в интерактивном режиме с другими библиотеками, архивами, музеями, средствами массовой информации, местными и федеральными властями, социальными службами, государственными и частными предприятиями и др. Программы «электронного правительства», электронного обучения, «электронного включения» и «электронной доступности» направлены на привлечение к их реализации каждого гражданина.

В качестве носителей мультимедийных продуктов используются средства, способные хранить самую разнообразную информацию. Характерным отличием мультимедиа средств (в настоящее время основным носителем является оптический диск CD-ROM стандартной емкости 640 Мбайт)66 является большой информационный объем, позволяющий создавать множество мультимедийных продуктов: энциклопедии, интерактивные курсы обучения по всевозможным предметам, обучающие программы по иностранным языкам, игры и развлечения, Интернет приложения, тренажёры, средства торговой рекламы, электронные презентации, информационные киоски и др.

Сpеди известных пpодуктов энциклопедического плана - изданные во Фpанции обществом Act Informatic Электpонный словаpь, Электpонная энциклопедия Гpолье, др.

Всеми свойствами мультимедиа обладает полная энциклопедия «Птицы Амеpики»: цветные изобpажения и сопpовождающий текст были взяты из оpигинального пеpвого издания и записаны на диск пpи участии Библиотеки пpиpодных звуков Коpнеллского унивеpситета. Пользователь слышит голоса птиц, «путешествует» по энциклопедии с помощью клавиатуpы, либо с помощью гpафических обpазов, котоpые включают в себя фотогpафии, каpты, экpаны подсказок, электpонные закладки и словаpь состоящий из 150 000 статей.

Пpимеpом пpименения мультимедиа в искусстве могут служить музыкальные CD-ROM, котоpые позволяют не только пpослушивать пpоизведения того или иного композитоpа, но и пpосматpивать на экpане паpтитуpы, выделять и пpослушивать отдельные темы или инстpументы, знакомиться с pецензиями; пpосматpивать текстовые фото- и видеоматеpиалы, относящиеся к жизни и твоpчеству композитоpа, составу и pасположению оpкестpа и хоpа, истоpии к устpойству каждого инстpумента оpкестpа и т.п.

Выпущены, в частности, CD-ROM, посвященные 9-й симфонии Людвига ван Бетховена, «Волшебной флейте» Вольфганга Амадея Моцаpта, «Весне священной» И.Ф. Стpавинского и др.

Одним из типов мультимедийных приложений являются компьютерные презентации. Компьютерная презентация представляет собой последовательность слайдов, содержащих мультимедийные объекты: числа, текст, графику, анимацию, видео и звук.

Мультимедийные программные приложения проявляет себя с наибольшей пользой в таких сферах деятельности, как образование и обучение (от детского до пожилого возраста).

Начало XXI в. стало временем интенсивного развития российских региональных медиаобразовательных инициатив. Вслед за центрами медиаобразования в Тольятти и Челябинске аналогичные структуры были созданы в Белгороде, Екатеринбурге, Томске и др. На международных и региональных конференциях (в Белгороде, Екатеринбурге, Москве, Таганроге, Томске, Санкт-Петербурге, Челябинске и других городах) организованы секции по тематике медиаобразования, медиакомпетентности, медиаграмотности, медиапедагогики.

В 2005 г. Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, МОО «Информация для всех» и Бюро ЮНЕСКО в Москве начали издание первого в России журнала, посвященного педагогическим проблемам обучения детей, молодежи и взрослых средствами и на материале массовой коммуникации, под названием «Медиаобразование».

МОО «Информация для всех», Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России и Таганрогский государственный педагогический институт при поддержке Администрации Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры выпустили компакт-диск «Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика», в который вошли монографии, учебные пособия и статьи российских экспертов, нормативные и руководящие документы, материалы профильных конференций. Этот компакт-диск был бесплатно разослан в ведущие библиотеки России.

С 2006 г. в Москве выходит журнал медиаобразовательной тематики – «Медиатека», а с 2007 г. в Екатеринбурге - журнал «Образование. Медиа. Общество».

Медиаобразование должно охватывать и привлекать в первую очередь молодежь (в возрасте от 12 до 18 лет), а также детей (от 5 до 12 лет). В то же время медиаобразование можно рассматривать и как процесс качественного получения знаний на протяжении всей жизни и использовать медиа также для взрослых людей как источник информации и знаний, предоставляя им разнообразные обучающие модули, различные методические рекомендации.

Непрерывное образование и самообразование взрослых должно осуществляться на местном уровне при поддержке общественных ассоциаций, неправительственных организаций и экспертов.

Современная концепция медиаобразования включает три основополагающие задачи:

  • предоставлять доступ ко всем видам медиа, являющимся потенциальным инструментарием для понимания общества и участия в демократической жизни;

  • развивать умения критического анализа получаемых сообщений как новостных, так и развлекательных программ для развития способности быть независимыми и активными пользователями;

  • поощрять производство, творчество и интерактивность в различных сферах медийной коммуникации.67

Использование компьютера и мультимедиа-ресурсов в общедоступной библиотеки должно осуществляться также в процессе организации самостоятельной познавательной деятельности пользователей различных возрастных и социальных категорий с целью развития критического мышления, культуры общения, учит выполнять различные социальные роли.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российская библиотечная ассоциация секция по библиотечной политике и законодательству организация библиотечного обслуживания

    Документ
    ... на базе муниципальных общедоступных библиотек. Данная тема не только получила практическое воплощение в библиотечной практике, по и широко ...
  2. Российская библиотечная ассоциация единство в действии

    Книга
    ... практическое значение и «Базовых норм организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных муниципальных библиотек» ... С. Ф. Роль Секции публичных библиотек Российской библиотечной ассоциации в развитии муниципальных библиотек // Управление и кадры. ...
  3. Российская библиотечная ассоциация

    Документ
    26 Российская библиотечная ассоциация Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований 2007 «Базовые нормы ...
  4. Конференция российской библиотечной ассоциации xi ежегодная сессия

    Программа
    ... Руководством по ... библиотек и Секция по библиографии Российской библиотечной ассоциации ... практической конференции «Библиографическая деятельность российских библиотек ... общедоступных библиотек ... муниципальных нужд" как стимул для развития библиотечного ...
  5. Библиотечный вестник Карелии (2)

    Документ
    ... общедоступных библиотек. В настоящее время Российской библиотечной Ассоциацией разработан модельный стандарт деятельности общедоступных (публичных) библиотек, в котором отражен принцип общедоступности ...

Другие похожие документы..