Главная > Документ


Модульный элемент 1.1. «Инновационное управление школой в условиях автономии»

образовательного модуля по выбору «Инновационный менеджмент школы»

для фазы 2 «Профессиональная переподготовка»:

  1. Общие подходы к модулю.

  2. Входная диагностика слушателей.

  3. Содержание модульного элемента.

Авторы

Прикот О.Г. доктор педагогических наук, профессор (мод. элемент 1.1, 1.2, 1.3)

Виноградов В.Н. кандидат педагогических наук, доцент (мод. элемент 1.1, 1.2, 1.3)

Глебова Г.Ф. кандидат педагогических наук, доцент (мод. элемент 1.2., 1.3).

Место модуля в образовательном процессе

Модуль «Инновационный менеджмент школы» является модулем по выбору в образовательной программе фазы 2 «Профессиональная переподготовка»

Цель и задачи

Цель:

Формировать и развивать у руководителей образовательных организаций (ОО) и/или образовательных учреждений (ОУ) компетентность в области инновационного менеджмента – управления инновациями, инновационными процессами и отношениями, возникающими в процессе их развития.

Задачи:

Формирование у руководителей ОО и ОУ компетенций, необходимых для управления инновационным развитием образовательного учреждения:

- управлять образовательной организацией в условиях изменений;

- осуществлять эффективную мотивацию членов педагогического коллектива, всех субъектов образовательного процесса на позитивное отношение и участие в инновационных изменениях;

- понимать сущность и развивать в себе качества лидера, знать принципы и владеть методами управления конфликтами;

- формировать и оптимизировать организационную культуру ОУ, осуществлять организационные изменения и организационное развитие ОУ, понимая при этом специфику трудовой деятельности в условиях внедрения проектов;

- осознавать место и роль управления человеческими ресурсами в общей системе стратегического управления сложными образовательными системами;

- планировать маркетинговые мероприятия в соответствии со стратегией образовательной организации и разработки управленческих проектов;

- осуществлять эффективные маркетинговые коммуникации, обеспечивать рациональное использование ресурсов в сфере маркетинга и осознавать значимость маркетинговой деятельности для поддержания конкурентоспособности образовательной организации;

- проектировать программу развития образовательной организации (учреждения);

- управлять инновационным проектом на стадиях разработки, реализации и оценки результативности.

Структура модуля

Модуль содержит 3 модульных элемента:

    1. «Инновационное управление школой в условиях автономии». 2 кредита. Всего часов – 72, из них ауд. – 40 час., СРС – 32 час. Итоговый контроль – зачет в форме защиты бизнес-плана развития образовательного учреждения (3000 слов).

    2. «Организационная культура школы и менеджмент воспитательной работы». 2 кредита. Всего часов – 72, из них ауд. – 36 час., СРС – 36 час. Итоговый контроль – зачет в форме презентации аналитического доклада об организационной культуре ОУ (3000 слов) или защита проекта программы развития системы воспитательной работы ОУ.

    3. «Управление инновационными проектами». 2 кредита. Всего часов – 72, из них ауд. – 36 час., СРС – 36 час. Итоговый контроль – зачет в форме защиты инновационного проекта: а) в соответствии с Положением об инновационном продукте или грантовым конкурсом; б) Программы развития школы.

Итого на модуль 6 кредитов; 216 часов, из них ауд. – 108 час., СПС – 108 час.

Итоговая форма аттестации по модулю – экзамен.

Актуальность модуля «Инновационный менеджмент школы»:

Ключевым направлением достижения экономического роста и повышения качества жизни населения в современном мире является развитие инновационной деятельности, широкое распространение инновационных технологий, продуктов и услуг.

В настоящее время в развитых странах 70-85% прироста валового внутреннего продукта приходится на долю новых знаний, воплощаемых в инновационных технологиях производства и управления. Это позволяет социологам делать вывод о становлении общества, основанного на знании. Знание, воплощенное в инновационной продукции, становится основным капиталом в обществе на постиндустриальной стадии его развития. Поэтому говорят о формирующейся новой цивилизации как о цивилизации инноваций.

Современный этап реализации Концепции модернизации образования в России опирается на необходимость внедрения новой модели управления образовательными учреждениями. Прежняя модель государственного администрирования образования в соответствие с новой редакцией Закона об образовании, 122 ФЗ, и решениями Коллегии Министерства образования и науки РФ уходит в прошлое. Новая модель предполагает в качестве объекта управления ориентироваться не столько на деятельность образовательного учреждения, сколько на деятельность образовательной организации. В этой связи в деятельность руководителя образовательного учреждения входят многие элементы современного менеджмента, требующие понимания правовых и экономических основ управления организацией. Руководителю предстоит самостоятельно принимать решения в противоречиях между доступностью качественного образования и платными образовательными услугами, между минимальными государственными социальными стандартами и требованиями ЕГЭ, между возможностями общего и требованиями высшего образования.

Помощь руководителю может оказать новая область профессионального знания – инновационный менеджмент в образовании – сфера науки, изучающая инновационные процессы развития профессиональной (высшей, средней) и общеобразовательной школы, связанные с созданием новой практики образования.

Инновационный менеджмент - это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций.

Инновационный менеджмент школы основывается на следующих ключевых моментах:

- Поиск идеи, служащей фундаментом для конкретной инновации.

- Организация инновационного процесса для развития данной инновации.

- Процесс продвижения и реализации инновации на рынке образовательных услуг.

В результате обучения у руководителя образовательного учреждения (организации) будут сформированы компетенции:

- управлять образовательной организацией в условиях изменений;

- осуществлять эффективную мотивацию членов педагогического коллектива, всех субъектов образовательного процесса на позитивное отношение и участие в инновационных изменениях;

- понимать сущность и развивать в себе качества лидера, знать принципы и владеть методами управления конфликтами;

- формировать и оптимизировать организационную культуру ОУ, осуществлять организационные изменения и организационное развитие ОУ, понимая при этом специфику трудовой деятельности в условиях внедрения проектов;

- осознавать место и роль управления человеческими ресурсами в общей системе стратегического управления сложными образовательными системами;

- планировать маркетинговые мероприятия в соответствии со стратегией образовательной организации и разработки управленческих проектов;

- осуществлять эффективные маркетинговые коммуникации, обеспечивать рациональное использование ресурсов в сфере маркетинга и осознавать значимость маркетинговой деятельности для поддержания конкурентоспособности образовательной организации;

- проектировать программу развития образовательной организации (учреждения);

- управлять инновационным проектом на стадиях разработки, реализации и оценки результативности.

Структура и содержание программы:

Модульные элементы:

Объем

Форма контроля

«Инновационное управление школой в условиях автономии»

(2 кредита:72часа)

Бизнес-план развития образовательного учреждения (3000 слов)

«Организационная культура школы и менеджмент воспитательной работы»

(2 кредита:72 часа)

Аналитический доклад об организационной культуре одного из образовательных учреждений (3000 слов).

Защита программы развития системы воспитательной работы ОУ.

«Управление инновационными проектами»

(2 кредита: 72 часа)

Защита инновационного проекта образовательного учреждения в рамках Положения об инновационном продукте / грантовом конкурсе или защита проекта Программы развития школы (право выбора).

Модульный элемент 1.1. «Инновационное управление школой в условиях автономии»

Авторы

Прикот О.Г., доктор педагогических наук, профессор,

Виноградов В.Н. , кандидат педагогических наук, доцент

Место модульного элемента в образовательном процессе

Модульный элемент 1.1. «Инновационное управление школой в условиях автономии» является составляющей модуля по выбору «Инновационный менеджмент школы»

Цель и задачи

Цель:

Формировать и развивать у руководителей образовательных учреждений компетентность в области инновационного управления школой в условиях автономии.

Задачи:

Формирование у слушателей компетенций, необходимых для инновационного управления образовательной организацией в условиях автономии в контексте модернизации образования:

- применять знания в области теории инновационного развития организации в процессе управления автономной школой в условиях осуществления основных направлений государственной образовательной политики;

- понимать сущность инновационного развития школы как автономной образовательной организации в современных условиях;

- осуществлять эффективную мотивацию персонала на разработку, поиск и внедрение образовательных инноваций;

- определять приоритеты инновационного развития школы как автономной образовательной организации в условиях модернизации образования;

- руководить школой в условиях сетевых взаимодействий;

- проектировать цели и задачи, планировать, прогнозировать, руководить разработкой и внедрением программ и проектов инновационного развития школы, действующей в условиях автономии исходя из требований современной образовательной политики;

- способствовать формированию проектной культуры основных субъектов инновационного развития школы;

- участвовать в разработке и руководить реализацией маркетинговой стратегии автономной образовательной организации;

- способствовать вовлечению персонала и общественности в процесс принятия управленческих решений в условиях автономии школы.

Структура модульного элемента

Модульный элемент 1.1. «Инновационное управление школой в условиях автономии» содержит в себе три дидактические единицы:

1.1.1.Сущность и характеристика основных системообразующих звеньев инновационного менеджмента школы. Компетентностная модель инновационного менеджера. Всего часов - 20, из них ауд. – 10 час., СРС – 10час. Итоговая форма контроля – письменный зачет.

1.1.2.Государственная политика в сфере образования. Требования к современной школе.

Всего часов - 20, из них ауд. – 10 час., СРС – 10 час. Итоговая форма контроля – письменный зачет.

1.1.3. Автономное учреждение. Алгоритм перехода школы в статус автономного учреждения.

Всего часов – 32, из них ауд. – 20 час., СРС – 12 час. Итоговая форма контроля – письменный зачёт.

Итого на модульный элемент 2 кредита; 72 часа, из них ауд. - 40 час., СРС – 32 час.

Итоговая форма аттестации по модулю – зачет.

Дидактические единицы

Методы и формы

организации образовательного процесса

Формы

контроля

и оценки

Объём времени

Источники

1.Сущность и характеристика основных системообразующих звеньев инновационного менеджмента школы. Компетентностная модель инновационного менеджера.

Сущностные характеристики, цели и задачи инновационного менеджмента школы.

Понятийная модель инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент как система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций.

Стратегия и тактика управления как составляющие инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент как система управления самостоятельной организацией. Управляемая (объект управления) и управляющая (субъект управления) подсистемы инновационного менеджмента. Объект управления как совокупность инновационного процесса в организации и социально-экономических отношений между участниками рынка инноваций.

Сущность связи субъекта управления с объектом управления. Передача информации как процесс управления инновациями.

Два типа функций менеджмента инноваций. Функции субъекта управления. Функции объекта управления.

Риски, возникающие при выделении инновационного процесса в проект. Рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и распространению инноваций (инновационных продуктов). Необходимость создания сбалансированных проектных команд.

Основные этапы процесса организации инновационного менеджмента в образовательной организации.

Выбор стратегии управления инновациями как ключевой этап процесса организации инновационного менеджмента в образовательной организации. Зависимость результативности и эффективности инноваций от правильно выбранной стратегии управления.

Зависимость подходов к приемам по управлению инновациями от цели управления, конкретных задач по управлению.

Разработка программы управления инновацией и организация работы по выполнению намеченной работы как этапы организации инновационного менеджмента. Программа управления инновацией как согласованный по срокам, результатам и финансовому обеспечению комплекс действий для достижения поставленной цели.

Контроль как важный этап организации инновационного менеджмента.

Анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией.

Возможная корректировка приемов управления инновацией как заключительный этап организации инновационного менеджмента

Основные понятия инновационного менеджмента.

Инновация: (англ. Innovation – нововведение, буквально: «инвестиция в новацию») конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Новаторство: процесс интеллектуальной деятельности людей, имеющий творческий характер и приводящий к появлению нового научного знания, открытий, изобретений, рационализаторских предложений и других результатов новаторских решений.

Новация: (лат. novation — изменение, обновление) какое-то новшество, которого не было раньше. По гражданскому праву новация означает соглашение сторон о замене одного заключенного ими обязательства другим обязательством.

Инновационная деятельность: процесс, направленный на разработку и на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

Инновационная инфраструктура: (лат. infra — под, structura — строение, устройство) организации (учреждения), способствующие осуществлению инновационной деятельности, то есть комплекс организаций (учреждений), имеющих подчиненный и вспомогательный характер, обслуживающих инновацию и обеспечивающих условия нормального протекания инновационного процесса. В состав инфраструктуры входят инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации.

Инновационная политика государства: совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологии и расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

Инновационная программа: комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологии).

Инновационный потенциал: совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, информационные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Инновационный потенциал: совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, информационные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Компетентностная модель инновационного менеджера как система когнитивных, функциональных, личностных и этических компетенций.

Входная диагностика: Тест «Профиль компетентности руководителя школы»;

Лекции: «Ценностный подход к инновационному управлению школой»,

«Система инновационного менеджмента».

Дискуссия: «Проблемы управления инновационным развитием школы»;

Практические работы:

- «Работа с ключевыми понятиями инновационного менеджмента»;

- «Педагогический бестселлер»;

Проектная игра: «Сказки» для управления изменениями.

Мастерские: «Алгоритм перевода школы в инновационный режим»; «Как изготовить инновационный образовательный продукт».

Участие в дискуссии и мастерских.

Выполнение практических работ.

Эссе на тему «Инновация в профессиональной деятельности».

20

Л - 4

Сем. -6

СРС - 10

6,7,8,9,11,

15,16,18,21,

25,26,30,33,34,38,40,41,42,43.

Текущий контроль

- письменный зачет по теории образовательной инноватики: 12 вопросов;

- презентация портрета – образа инновационного менеджера. (свободная форма).

2. Государственная политика в сфере образования. Требования к современной школе.

Методологические основания инновационного управления школой в условиях модернизации образования.

Ценности субъектов образования: гуманистические, технократические, естественнонаучные, эзотерические, витацентристские.

Этапы современной образовательной реформы в России.

«Черты времени» как основы реформ
в образовании.
Особенности поколения NEXT (виртуализация сознания, релятивизм ценностей, абсолютизация индивидуальных ценностей, «презрение к будничной работе», игровое сознание – «мир – понарошку»). Непрерывность образования Вероятная «демистификация» (деинституализация и «дешколяризация» образования). Нелинейность мираи линейность школы. Компетентностный подход как инструмент нелинейной трансформации образования. «Новая фундаментализация» образования. Человеческий капитал как основа социально-экономического развития («конкурентоспособная» личность). Сетевая организация социальных систем. Инновационное сознание как основа общественного развития

Базовая характеристика понятия «социально успешная личность» в контексте реализации целей современных образовательных реформ.

Основные направления Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (04.02.2010): переход на новые образовательные стандарты; система поддержки талантливых детей; совершенствование учительского корпуса; изменение школьной инфраструктуры; сохранение и укрепление здоровья школьника; расширение самостоятельности школ.

Стратегическая цель государственной политики в области образования до 2020 года: повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Характеристика системных изменений по итогам современной образовательной реформы в России:

- новых образовательных стандартов, основанных на компетентностном подходе;

- новых подходов к оценке качества педагогического труда;

- непрерывного образования (постдипломного, профессионального, общего; формального, неформального, информального);

- перехода на финансирование образования по нормативам;

- сетевой организации образования на всех уровнях;

- паритетного общественного участия в управлении образованием;

- социальных основ образования (обеспечение «равных стартов»);

- становления образования как формы социальной защиты (для инвалидов, с одной стороны, для одаренных, с другой);

- становления системы оценки качества образования как общественного договора;

- многообразия форм и статусов существования ОУ;

- глобализации и интернационализации образования;

- становления инновационной инфраструктуры в образовании;

- становления проектной культуры в образовании как инструмента внедрения инноваций.

Нормативно-правовое обеспечение требований к инновационному развитию школы (проект ФЗ «Об образовании в РФ», ФЗ № 83, ФЗ № 309».)

Общая характеристика проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Триединая цель проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Проект федерального закона как интегратор общих положений и положений, регулирующих отношения во всех подсистемах образования, кодификатор правовых норм в сфере образования.

Сохранение и дополнительная детализация в законопроекте базовых принципов и норм, закрепленных действующим законодательством об образовании и оправдавших себя на практике.

Обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями; признание равенства субъектов, осуществляющих образовательную деятельность; открытость системы образования внешним запросам как новые, нормативно закреплённые принципы развития образования в России.

Основные понятия и термины, которые предполагается применять в будущем законе.

Современные требования к образованию, закреплённые в законопроекте. Внедрение в образовательную практику новых форм реализации и освоения образовательных программ, образовательных технологий, форм и методов обучения (кредитно-модульная система организации образовательного процесса и система зачетных единиц (кредитов); сетевое взаимодействие образовательных и иных организаций при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения обучающимся отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях; использование дистанционных и электронных образовательных технологий в образовательном процессе; обучение по интегрированным образовательным программам; образовательные и информационные ресурсы в образовательном процессе).

Условия ведения экспериментальной и инновационнойдеятельности в сфере образования.

Обновление с учетом новых требований гражданского и бюджетного законодательства моделей экономической деятельности в сфере образования. Новые инструменты экономической деятельности в образовательной сфере (образовательное кредитование, коммерческая концессия (франчайзинг), инвестиции в сферу образования, формирование целевого капитала, обязательное страхование гражданской ответственности образовательной организации).

Сущность сетевой организации. Сетевое лидерство в образовании.

Проектная культура как инструмент инновационного мышления руководителя.

Сеть, сетевое лидерство, сетевые взаимодействия. Сетевые взаимодействия как добровольные взаимоотношения между субъектами сети, осуществляемые для достижения общих целей на основании согласованных личных ценностей

Проектная культура современного образовательного учреждения. Проектная культура как инструмент инновационного мышления, реализуемых в процессе взаимодействий сетевых лидеров.

Проблемы управления школой в современном социально-экономическом контексте.

Анализ содержания действий руководителя образовательной организации в рамках алгоритма принятия управленческого решения.

Подготовка руководителя к разработке проектов развития образовательного учреждения в условиях реформирования системы образования.

Принятие управленческого решения в условиях реформирования образования. Принятие управленческого решения как результат сознательного выбора среди имеющихся вариантов или альтернатив действий, направленных на решение проблемы. Алгоритм принятия управленческого решения в условиях инновационного реформирования образования.

Построение рынка образовательных услуг. Конкурентоспособность образовательного учреждения.

Образовательная услуга как категория экономики образования. Договор возмездного оказания услуг как консенсуальный, двусторонний и возмездный. Характеристика предмета договора.

Сущность процесса оказания образовательной услуги. Его особенности.

Анализ специфики процесса «производства» качественной образовательной услуги. Этапы указанного процесса.

Критерии оценки качества образовательной услугипо параметрам «функциональность», «структурность», «технологичность», «управляемость».

Изменения модели финансирования образования: нормативно-подушевое финансирование, софинансирование, бюджетирование, ориентированное на результат.

Сущность концепции нормативно-подушевого финансирования образования. Образовательное учреждение (движимое и недвижимое имущество) как условие обеспечения качественной реализации образовательной программы.

Бюджетное финансирование образования в рамках концепции бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). Внедрение бюджетирования, ориентированного на результат как основа бюджетной реформы в России. БОР и повышение эффективности государственных расходов в сфере образования.

Основополагающий принцип бюджетирования, ориентированного на результат как обеспечение тесной взаимосвязи между выделяемыми бюджетными ресурсами и ожидаемыми результатами их использования. Требования к бюджетному учреждению в рамках БОР. Специфика процесса получения образовательным учреждением бюджетных средств.

Структура и содержание программ развития образовательных учреждений, разрабатываемых в соответствии с принципами бюджетирования, ориентированного на результат.

Требования к структуре и содержанию системы показателей мониторинга и оценки программ образовательных учреждений.

Внедрение БОР и участие образовательных учреждени в среднесрочных целевых программах Министерства образования и науки.

Лекции: «Государственная политика в сфере образования»;

«Нормативно – правовое регулирование образования в период реформ»;

«Образовательная реформа как феномен социальной политики».

Дискуссия: «Ответственность школы за результаты образовательной деятельности»;

Практические работы:

- «Анализ нормативно-правового обеспечения принятия управленческих решений»;

Мастерская «Обеспечение лидерства школы в образовательной сети».

Участие в семинаре практикуме, дискуссии и круглом столе.

Выполнение практических работ

Эссе на тему «Возможности и риски инновационного развития школы».

20

Л -4

Сем. -6

СРС - 10

1,2,10,12,1417,20,27,3136,39.

Текущий контроль

- аналитический отчёт по анализу содержания документов, определяющих основные направления политики модернизации образования (до 1000 слов).

3. Автономное учреждение. Алгоритм перехода школы в статус автономного учреждения. Реинжиниринг бизнес – процессов в образовании. Педагогические кадры школы как человеческий капитал. Основные черты государственно-общественного управления.

Автономия школы как общеевропейская тенденция в образовании. Нормативно-правовое обеспечение автономности образовательного учреждения.

Актуальность ФЗ 2006 г. «Об автономных учреждениях» (АУ). Цели и задачи создания АУ. Нормативно – правовые гарантии их работы. Имущество АУ. Доходы АУ, принципы распределения доходов АУ, специфика взаимоотношений АУ с учредителем – собственником имущества, процедуры контроля за деятельностью АУ.

Создание АУ как обеспечение наиболее полных институциональных гарантий сохранения профильной деятельности организации, использования закрепляемого за ней имущества по прямому назначению и соблюдения интересов работников реорганизуемых учреждений.

Возможности для развития образовательной организации, предоставляемые организационно – правовой формой АУ.

Сущность концепции программно – целевого планирования. Отказ от модели сметного финансирования образования. Изменение модели взаимодействия государства с бюджетными учреждениями в социальной сфере.

Образовательный процесс как бизнес-процесс в образовательном учреждении. Управление бизнес-процессами как инновационный менеджмент управления школой.Бизнес-план развития образовательной организации. Реинжениринг бизнес процессов в образовании.

Реинжиниринг бизнес процессов - BusinessProcessReengineering (BPR) как стратегия, тактика и план преобразований организации, обеспечивающие её постоянное совершенствование и достижение поставленных целей. Основополагающая особенность BPR. Рассмотрение организации в целом как важнейший принцип BPR.

Модель образовательного процесса как бизнес-процесса. Сущность методологии BPR. Основные и вспомогательные процессы образовательной организации. Декомпозиция ключевых бизнес – процессов. Степень детализации декомпозиции.

Процессная модель образовательной организации как источник информации, инициирующей действия по совершенствованию деятельности организации.

Уровни методологии BPR: разработка новых процессов; реинжиниринг существующих процессов; постоянное совершенствование существующих процессов.

Разработка инновационного бизнес-проекта в условиях реформирования системы образования. Факторы, способствующие разработке инновационного бизнес – проекта.

Зависимость эффективности работы образовательного учреждения в современных условиях от личностных качеств руководителя образовательной организации, его предпринимательской активности.

Педагогические кадры образовательного учреждения как человеческий и социальный капитал организации. Государственно-общественное управление автономной организацией.

";Человеческий капитал"; как запас знаний, навыков, способностей и мотиваций человека, имеющих экономическую ценность. Сущность понятия. Роль человеческого капитала в развитии современного общества. Человеческий капитал как мотивирующий фактор инновационного развития. Сопоставление уровня развития человеческого капитала и инвестиционной активности.

Определение роли человеческого капитала в государственных документах, определяющих инновационное развитие образования. ( Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы), Федеральной целевой программе развития образования до 2010 года, Федеральной целевой программе развития образования на 2011 – 2015годы и др.)

Дополнение культурологического смысла образования экономическим смыслом посредством внедрения в образовательную теорию и практику понятия человеческого капитала.

Развитие человеческого капитала педагогического коллектива образовательной организации. Специфика человеческого капитала в образовательных системах. Деятельность руководителя образовательной организации по развитию человеческого капитала персонала и своего собственного. Персонификация процессов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов. Роль руководителя в процессе аттестации педагогических кадров. Включение коллектива в процесс стратегического планирования развития образовательной организации. Организация инновационной и экспериментальной деятельности в образовательном учреждении. Грантовая деятельность в ОУ.

Государственно-общественное управление образованием как постоянное ответственное участие и взаимодействие в управлении образованием, с одной стороны, различных субъектов, выражающих и представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования, и, с другой стороны, различных субъектов, выражающих интересы в области образования гражданского общества, населения, семьи.

Государственно-общественное управление образованием как процесс гармонизации социальных отношений субъектов управления образованием на основе их согласия и самоуправления, обеспечение необходимых условий для самореализации каждого участника образовательного процесса, создания и функционирования коллегиальных органов управления.

Идея государственно-общественного управления в образовании как одного из ведущих принципов развития образования в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, ";Модели для инновационной экономики: российское образование – 2020"; (2008), проекте Государственной программы ";Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы (2008) и других документах, определяющих стратегии развития отечественного образования на краткосрочный и долгосрочный периоды.

Институционализация общественного участия в управлении образованием. Общественное участие в оценке качества образования. Роль руководителей образовательных систем различного уровня в процессе организации государственно-общественного участия в управлении образованием. Обучение общественных управляющих. Обеспечение эффективности мер по расширению общественного участия в реализации основных направлений комплексной модернизации образования. Основы частно-государственного партнёрства в образовании.

Нормативно-правовое обеспечение внедрения принципа государственно-общественного управления. Основные пути обеспечения «открытости школы».

Лекции: «Автономия школы и статус автономного учреждения».

«Бизнес-план развития образовательной организации».

Дискуссия: «Новые возможности и риски работы школы как автономного учреждения»;

Практическая работа:

- «Анализ образовательной программы как условия развития автономного учреждения»;

- «Разработка бизнес-плана автономного учреждения»

Проектная игра: «Создание наблюдательного совета автономного учреждения».

Участие в семинаре практикуме, дискуссии.

Выполнение практических работ

Эссе на тему «Конкурентоспособность автономного учреждения».

32

Л -8

Сем. -12

СРС - 12

3,4,5,19,23,28,29,32,35,37.

Итоговый контроль:

Зачет. Форма: Разработка и защита бизнес-плана развития образовательного учреждения (3000 слов)

Литература

  1. О порядке создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования // Официальные документы в образовании. - 2009. - № 26. - С. 54-69.

  2. Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 г.» // Официальные документы в образовании. - 2008. - № 25. - С. 32-40; № 26. - С. 70-79; № 27. - С. 61-77.

  3. Автономные учреждения: «госкорпорации» в социальной сфере или мостик к рынку? /texts.php?folder_id=80&mat_id=414

  4. Автономные учреждения: за и против /archive/tax.fhdbu/200705/16135509.html

  5. Аренков И. А., Багиев Е. Г. Бенчмаркетинг и маркетинговые решения. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997.

  6. Астафьева Н. Нормативное бюджетное финансирование как фактор инновационных изменений регионального образования / Н.Астафьева // Народное образование. - 2006. - № 10. - С. 106-113.

  7. Ахметшин Р.Я. Инновационные проекты в образовательной деятельности / Р.Я. Ахметшин // Среднее профессиональное образование. - 2007. - № 8. - С. 4-5.

  8. Бовин А.А., Управление инновациями в организации / А.А. Боровин.- М., «Омега-Л», 2006 г

  9. Виноградов В.Н., Прикот О.Г. Управление инновационным развитием университета: проектные технологии. Учебно-методическое пособие. – Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2007.- 188 с.

  10. Виноградов В.Н. Программа развития современной школы: рабочая книга для руководителей образовательных учреждений и организаций / В.Н. Виноградов, Г.Ф. Глебова, О.Г. Прикот; отв. ред. Г.Ф. Глебова; Смол. гос. ун-т. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, ГОУ ДПОС «СОИУУ», 2008. – 212 с.

  11. Вифлеемский А. Новая система оплаты труда и инновационное развитие образования / А. Вифлеемский // Народное образование. - 2009. - № 2. - С. 21-23.

  12. Водянский А. Что тормозит инновационные процессы в школе? / А.Водянский // Народное образование. - 2009. - № 8. - С. 77-81.

  13. Волов В.Т. Инновационные принципы системы образования / В.Т. Волов // Педагогика. - 2007. - № 7. - С. 108-114.

  14. Вютрих Х.А., Филипп А.Ф. Виртуализация как возможный путь развития управления // Проблемы теории и практики управления. – 1999. – № 5.

  15. Гольдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998.

  16. Гольдштейн Г. Я. Стратегический менеджмент образовательного учреждения (ВУЗа) // Известия ТРТУ. – 1998. – № 1.

  17. Государственная политика в сфере образования и инновационные модели управления образовательным учреждением: составители О.Г.Прикот, В.Н.Виноградов – Петрозаводск, 2010

  18. Гунин В.Н. и др. Управление инновациями.- М.: ИНФРА-М, 2000. - 272 с.

  19. Ершов В.Ф. Бизнес-проектирование: руководство по применению. - СПб, Питер, 2005.

  20. Квасникова Н. Жизненный цикл организации и инновационные процессы в образовании /Н. Квасникова//Народное образование. - 2008. -№8.-С. 85-92.

  21. Кристенсен К., М.Рейнор. Решение проблем в инновационном бизнесе. - М.: Альпина Паблишер, 2003.

  22. Лаздина Т.И. Технология мотивационного управления инновационной деятельностью учителей / Т.И. Лаздина // Начальная школа плюс до и после. -2006.-№2.-С. 19-23.

  23. Никитин М. Образовательный аутсоринг - инновационная модель управления / М. Никитин // Народное образование. - 2007. - № 9. - С. 122-128.

  24. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы / И.В. Никишина. - Волгоград: Учитель, 2008. - 93 с.

  25. Новикова Т. Экспертиза инноваций в образовании. Подготовка экспертов гражданских институтов / Т. Новикова // Народное образование. - 2006. - № 4.-С. 104-109.

  26. Поляков С. Национальный проект «Образование» как инновация / С. Поляков // Народное образование. - 2008. - № 9. - С. 30-41.

  27. Пономарев Н.Л. Образовательные инновации. Государственная политика и управление / Н.Л. Пономарев, Б.М. Смирнов. - М: Академия, 2007. - 208 с.

  28. Порядок создания автономного учреждения АУ/ /articles/432/

  29. Прикот О.Г., Виноградов В.Н Проектное управление развитием образовательной организации. Научно-методич. пособие для руководителей ОУ. - Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2006. – 256 с.

  30. Прикот О.Г. Методологические проблемы реформирования образования в России (Попытка ценностной интерпретации) // Актуальные проблемы дидактики высшей школы: современные технологии обучения. Межвузовский сборник научных статей по материалам проекта повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений./ Министерство образования и науки РФ; Смол. гос. ун-т. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2007. – с.7-22.

  31. Прикот О.Г. Основания сетевого лидерства как феномена развития региональной образовательной системы до 2020 года // Инновационные процессы в образовании: проблемы и практика проектирования.- Межвузовский сб. научных статей и проектных работ по материалам курсов повышения квалификации «Проектная культура преподавателя современного университета.».- Смоленск: СмолГУ, 2009.- с.8-15.

  32. Проектная культура в современном образовательном учреждении: рабочая книга для руководителей образовательных учреждений, педагогов и учащихся / В.Н.Виноградов, О.Г.Прикот, А.С.Родиков, Д.Н.Серебренникова; научн. ред. О.Г.Прикот; Агентство распространения инноваций в образовании. – Санкт-Петербург: Изд – во TVP inc.,2009, - 292 с.

  33. Скютта Осмо. Инновационный менеджмент: перевод с финского. TACIS. 1999. - 179 c.

  34. Стратегический инновационный менеджмент Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. /books/m92/vved.htm

  35. Суханова Е. Организационные изменения и качество инновационного развития / Е. Суханова // Народное образование. - 2009. - № 8. - С. 73-76.

  36. Тарасова И. Экономическое стимулирование инновационного развития муниципальной системы образования / И. Тарасова // Народное образование. -2007.-№10.-С. 146-150.

  37. Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компании: современные подходы, алгоритмы, опыт / А.В. Тычинский. - Таганрог. ТРТУ. 2006

  38. Уваров А. Информатизация образования как инновационный процесс / А. Уваров // Народное образование. - 2007. - № 9. - С. 139-145.

  39. Управление бюджетными и внебюджетными доходами бюджетных и автономных учреждений. /node/47

  40. Управление инновациями в образовании /upravlenie-innovaciyami-v-obrazovanii

  41. Фурсенко А. Комплексная модернизация образования как механизм обеспечения инновационного развития социально-экономической сферы / А. Фурсенко // Народное образование. - 2008. - № 9. - С. 11-14.

  42. Фурсенко А. Национальная инновационная система / А. Фурсенко // Народное образование. - 2008. - № 5. - С. 7-10.

  43. Шапоренкова Г.А. Инновационное развитие муниципальных систем образования / Г.А. Шапоренкова // Среднее профессиональное образование. -2009.-№ 8.-С. 58-60.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательного модуля по выбору «инновационный менеджмент школы» для фазы 2 «профессиональная переподготовка»

    Документ
    ... культура школы и менеджмент воспитательной работы» образовательногомодуляповыбору «Инновационныйменеджментшколы»дляфазы 2 «Профессиональнаяпереподготовка»: Общие подходы к модулю. Входная диагностика слушателей. Содержание модульногоэлемента ...
  2. Профессиональная переподготовка (фаза ii) базовый модуль «образовательный менеджмент и организационное развитие» вариативный модуль «организацилнное развитие вуза» (три модульных элемента – 6 кредитов 216 часов)

    Документ
    ... модульногоэлемента в образовательном процессе Модульныйэлемент «Организационная культура и менеджмент воспитательной работы вуза» относится к Фазе II «Профессиональнаяпереподготовка» и является вариативным модульнымэлементоммодуляповыбору ...
  3. Для xxi века

    Доклад
    ... длямодульного образования в высшей школе. ... инновационногоуправления только начинает формироваться, причем образовательные ... элементов выступает креативный менеджмент. Его обеспечение требует от менеджеров творческого, темпового принятия профессионально ...
  4. Управление инновациями теория и практика

    Автореферат диссертации
    ... менеджмента на первый план выдвигается управление проектами. Управление проектами как элементинновационногоменеджмента приобретает особую важность для ...
  5. Д епартамент образования города москвы информационно-справочные и аналитические материалы для итоговой научно-практической конференции москва

    Презентация
    ... в управлении - в переподготовке кадров. На основании этой типологии можно описать инновационное поле ... условиям реализации основной образовательной программы подготовки специалиста» указываются требования к прохождению студентами дисциплин повыбору ...

Другие похожие документы..