Главная > Экзаменационные вопросы


68. Великая Отечественная война в русской прозе (на примере одного произведения).

    Василь Быков — один из наиболее глубоких современных художников, в чьем творчестве центральное место занимает тема войны. С ней связано содержание почти всех его произведений 50—80-х годов. В повестях Быкова нашли отражение ведущие тенденции развития военной прозы этих лет. По признанию писателя, его интересуют не исторические события как таковые, а «возможности человеческого духа», проявляющиеся на войне.
    
     «Сотников». Здесь получила глубокое философское решение одна из ключевых проблем творчества Быкова — проблема нравственного выбора. Он писал, что хотел показать, на что способен человек, когда «возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно». Перед лицом страшных испытаний, безысходностью смерти в повести показываются попавшие в руки полицаев два партизана — Сотников и Рыбак. Первостепенное значение для Быкова имеет не ответ на вопрос, какой выбор делают герои, а почему они поступают так или иначе. Психологический анализ в повести направлен на выяснение мотивов их поступков.
    
     Рыбак в ситуации выбора проявляет предельную активность. Его жаждущая действия натура не может примириться с мыслью о необходимости смерти. Сотников же, напротив, внешне пассивен. Но это объясняется не его покорностью судьбе, а способностью трезво оценить ситуацию. Выбор смерти, совершаемый Сотниковым, — результат осознания им жизненной необходимости, проявление истинной свободы духа.
    
     Рыбак, несмотря на его внешнюю активность, по сути дела не выбирает, а подчиняется обстоятельствам. Ведь истинно свободный выбор возможен лишь в том случае, если человек способен его осмыслить, если его поступки являются результатом процесса самосознания. Рыбак по натуре — исполнитель, нравственные принципы для него — сфера сугубо дисциплинарная, а не результат внутренней убежденности. Поэтому, когда он сталкивается с необходимостью выбирать самостоятельно, ему оказывается не на что опереться духовно. Жизненный опыт учил его в минуты опасности «действовать больше инстинктивно, без размышлений». Поэтому, оказавшись в ситуации, где невозможно «прибегнуть к испытанному средству — силе», он растерялся («он ничего не решил конкретно и нес к следователю полное смятение в душе»). Его согласие на службу в полиции — результат подчинения обстоятельствам, а отнюдь не следствие свободного выбора. Только после того, как Рыбак принял участие в казни Сотникова, он вдруг понял, что его надежды перехитрить полицаев и немцев и сбежать в лес к партизанам рухнули. Он сам отрезал себе путь назад. Внутренняя несвобода, подчиненность обстоятельствам помешала Рыбаку и в его попытке покончить жизнь самоубийством. В случившемся он готов винить кого угодно: немцев, войну, полицаев, Сотникова, наконец, — только не себя самого. Примечателен вывод, к которому Рыбак приходит в финале: «Наверное, ничего уже не поделаешь — такова судьба».
    
     Сотников в повести Быкова отнюдь не герой без страха и упрека. Он постоянно учится жизни и по мере развития событий меняется сам. Его выбор — результат напряженной душевной работы, в процессе которой он обращается к жизненному опыту и других людей, и к своему собственному, переосмысленному заново. Поэтому Сотников уходит из жизни несколько иным человеком, чем был прежде. Он утрачивает свойственную ему ранее уверенность в собственном праве выносить приговор и судить других, освобождается от жестокого максимализма и категоричности оценок, становится человечнее и мудрее. Главное открытие, которое он делает на пороге смерти, — осознание человеческой жизни как высшей ценности. Это позволяет ему в последние минуты спасти старосту Петра, безвинных Демчиху и Басю. И хотя это ему не удается (их казнят вместе с ним), финал жизни Сотникова можно назвать настоящим подвигом во имя людей.

69. Подвиг человека на войне (по одному или нескольким произведениям о Великой Отечественной войне).

    В повести «Батальоны просят огня» Ю. Бондарев ставит проблему ответственности за человека. Основной конфликт связан с приказом командования нескольким батальонам форсировать на одном из участков Днепр. Но быстро изменившаяся обстановка внесла в замыслы командования коррективы. Приказ пришлось отменить. Только двум батальонам эта новость осталась неизвестной — они уже вступили в бой. Один из батальонов лишился обещанной огневой поддержки и, по сути, был обречен. Можно ли оправдать ситуацию? Герои Бондарева по-разному отвечают на эти вопросы. Капитан Ермаков судит трагический для его однополчан исход самым беспощадным образом. Прежде всего он винит себя. Он чувствует свою ответственность за погибших людей. «Я командовал батальоном — и остался один. Так разве это не смерть? Так зачем я еще живу, когда все погибли? Я один?..» Он думал о погибших товарищах: «Память его, не угасая даже в мгновения забытья, была дана ему как в наказание». В неожиданной корректировке приказов он увидел слабость своих командиров, которые, решая стратегические задачи, позволили подставить под удар два батальона. Командование думало в целом о судьбе операции. Ермаков — о конкретных людях. В этом кроется одно из самых сложных противоречий войны.
    
     Командира дивизии Иверзева не мучили угрызения совести. Оказавшись перед выбором, куда направить огонь артиллеристов — в поддержку двух батальонов или всей дивизии, он после недолгих раздумий остановился на последнем. «Этого требовали сложившиеся обстоятельства». Войну он понимал как трудную работу, где потери неизбежны. По военным законам Иверзева вряд ли можно осуждать. И Ермаков, бросивший комдиву тяжкие обвинения, с точки зрения устава, безусловно, совершенно справедливо оказался подвергнутым аресту. Но как быть с нравственной точки зрения? В душе Иверзева появились сомнения. Не случайно во время решающего боя, от которого зависел успех всей операции, командир дивизии лично поднялся в атаку, поведя за собой залегших от плотного немецкого огня бойцов. Необходимости личного участия Иверзева в боевых событиях не было. Не дело комдива ходить в атаку. В бой его повело появившееся чувство вины. Иверзеву думалось, что успех дивизии при взятии города в чем-то простит ему гибель двух батальонов.

70. Герои рассказов В.М.Шукшина (на примере одного рассказа).

    В. Шукшин пришел в литературу со своим героем. Его герои — деревенские люди, живущие простой на первый взгляд жизнью. Наблюдая эту жизнь, автор задумывается: а был ли в ней какой-то большой смысл? Шукшин отвечает на поставленный вопрос: смысл их жизни — в духовности, нравственности бытия, истинной человечности.
    
     Человек духовный чувствует красоту искусства, природы, народного творчества («Мастер», «Чудик», «Думы»), он непременно откликается на горе другого человека («Как зайка летал на воздушных шариках», «Горе»), старается доставлять людям радость («Сапожки»), если видит зло — борется с ним («Рыжий»). Сердце его открыто навстречу людям и всему прекрасному. Такой герой часто говорит, что у него «душа болит», «ноет», «тоскует». Мне интереснее всего исследовать характер человека... не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а следовательно, крайне естествен. Но у него всегда разумная душа», — писал Шукшин.
    
     Герой «Штрихов к портрету», телевизионный мастер Николай Николаевич Князев — человек, обеспокоенный тем, что вокруг «нет порядка». В свободное от работы время он пишет трактат «О государстве», где размышляет о том, что нужно сделать, чтобы каждый нес максимум государству: «Вы только вдумайтесь: никто не ворует, не пьет, не лодырничает — каждый на своем месте кладет свой кирпичик в это грандиозное здание». По мнению Князева, такое возможно лишь при разумной организации государства, которое ему представляется в виде «многоэтажного здания, все этажи которого прозваниваются и сообщаются лестницей». «Представим себе это огромное здание в разрезе, — размышляет Князев. — А население этажей — в виде фигур, поддерживающих этажи. Таким образом, все здание держится на фигурах. Для нарушения общей картины представим себе, что некоторые фигуры на каком-то этаже — «х» — уклонились от своих обязанностей, перестали поддерживать перекрытие: перекрытие прогнулось. Или же остальные фигуры, которые честно держат свой этаж, получат дополнительную нагрузку; закон справедливости нарушен. Нарушен также закон равновесия — на пульт управления летит сигнал тревоги. С пульта управления запрос: где провисло? Немедленно прозваниваются все этажи...»
    
     Герою неравнодушному, задумавшемуся о себе, об окружающей жизни, о том, как преобразовать мир, живется трудно, не всегда он находит взаимопонимание. Князев попадает в милицию, правда, его трактат «О государстве» заинтересовал начальника милиции.
    
     И тем не менее шукшинский обеспокоенный человек крайне необходим людям. «Есть люди, в городе или на селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут «чудаками». А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает разве только то, что талантливы они и красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут», — характеризовал своих героев Шукшин.

71. Духовная красота героев В.П.Астафьева (на примере одного произведения).

    В рассказе Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет» речь идет о 30-х годах. Ребятишки, запечатленные на фотографии, выглядят «бедновато, слишком бедновато». В школе нет ни парт, ни скамеек, ни учебников, ни тетрадей, ни карандашей. Фотографирование воспринималось как «неслыханно важное событие».
    
     Но под пластом бедности — материальной и духовной — живет и пробивается наружу другое, что не дает душе очерстветь и что делает человека стойким перед лицом испытаний. С каким чувством вспоминает рассказчик о любви бабушки к цветам или к украшению зимних окон!
    
     Но главное в рассказе — это человеческие характеры и отношения между людьми. Бабушка может обругать внука за непослушание, выговорить деду за то, что тот заспался, замешкался. Но она же всю ночь напролет проведет с больным мальчиком; брань ее незлобливая, ворчливая, добродушная, и нет сомнения в том, что это человек с золотым сердцем. Ее своеобразная, певучая, яркая речь свидетельствует о подлинно народном характере.
    
     Конечно, в деревне есть и пьяницы, и «ненадежные люди». Но не они определяют нравственную атмосферу жизни. И ребятишки иногда могут поссориться, подраться, но это ненадолго, и их скрепляет дружба и взаимная забота. Особенным уважением пользуется учитель — не только за свои знания, но и за то, что сам уважает каждого, взрослого и ребенка, и сам готов поучиться даже у ребят. С большим тактом крестьяне проявляют любовь к нему: то тайком сгрузят у его крыльца воз дров, то «забудут» в его избе крынку молока или сметаны, то помогут беременной жене.
    
     Заглядывая в далекие годы своего детства, рассказчик находит там высокие нравственные ценности. «Деревенская фотография — своеобразная летопись нашего народа, настенная его история». Заурядный случай, происшедший с деревенским мальчишкой, помогает писателю поставить вопрос о непреходящей исторической памяти народа.

72. Произведение В.Г.Распутина, которое вы прочитали, его идейный смысл.

    Герой повести В. Г. Распутина «Живи и помни» Андрей Гуськов был артиллеристом, но в конце войны вдруг дезертировал. Он решил после госпиталя заехать домой, обидевшись, что ему не дали отпуск. Но в душе для себя он уже определил: хватит, отвоевался. Страх смерти оказался сильнее Гуськова и заставил его изменить своему долгу. Так начался путь нравственного разрушения личности.
    
     Жена Гуськова испытывает сложные чувства и переживания: ее любовь к мужу наполнена женской самоотверженностью, преданностью, но в то же время ей стыдно «и перед Андреем, и перед людьми, и перед собой».
    
     Были у Гуськова минуты, когда он испытывал угрызения совести: «Господи?! Что я наделал?! Не ходи ко мне больше», — говорит он Настене. Но постепенно его совесть затихает, а в душе растет злость и ненависть ко всему окружающему его миру. Гуськов не может освободиться от своей памяти, он заглушает ее жестокими поступками, даже с каким-то удовлетворением отмечает появление у себя звериных повадок. Прогрессирующий нравственный распад Гуськова приводит к тому, что он перестает видеть красоту природы, наступающее весеннее обновление пугает его. Ночью чем «ярче сияла луна, тем беспокойнее и удушливей ему было».
    
     О победе в войне Гуськов узнал, когда услышал шум, пальбу и голоса в Атамановке. Но к этой народной радости он чувствовал себя мало причастным.
    
     Узнав о скором рождении ребенка, он обидел жену подозрением в том, что она расскажет людям о существовании мужа, и пригрозил, что наложит на себя руки. Невыносимыми стали для Настены последние дни ее жизни. В деревне узнали о будущем ребенке. Обстоятельства складывались так, что некому открыться, облегчить душу. Вина Гуськова тяжелой ношей была переложена на женские плечи.
    
     Финал повести трагичен. Холодная весенняя Ангара приняла в свои воды Настену с ее неродившимся ребенком. Деревенские женщины «предали Настену земле среди своих» на кладбище в Атамановке. Андрей Гуськов обречен на одиночество, страшные последствия его предательства никогда не уйдут из его памяти, нет у него права на прощение.

73. Человек и природа в русской прозе XX века (на примере одного произведения).

    «Я думаю, что такого природо-люба, такого проницательного знатока природы и чистейшего поэта ее, как Вы, в нашей литературе не было», — писал М. Горький М. М. Пришвину.
    
     Как видит и как изображает природу Пришвин? Во-первых, он всегда достоверен. В то же время его видение природы поэтично, недаром он иногда говорил про себя в шутку, что он поэт, распятый на кресте прозы, а свои короткие зарисовки природы в шутку же называл поэмами. Фотографическая точность в прозе Пришвина чудесным образом сочетается с высокой поэзией — это главная отличительная черта Пришвина как художника. Пришвин живет как бы в некоем микромире, где не бросающиеся в глаза детали и подробности выходят на первое место. Это внимательное разглядывание природы. «Разве я не понимаю незабудку: ведь я и весь мир чувствую иногда при встрече с незабудкой, а скажи — сколько в ней лепестков, не скажу». Природа попадает на страницы пришвинской прозы, если рождает в художнике движение души и мысль.
    
     «Вода сегодня такая тихая, что кулик над водой и его отражение в воде были совершенно одинаковые: казалось, летели нам навстречу два кулика» . «В лесах я люблю речки с черной водой и желтыми цветами на берегах; в полях реки текут голубые, а цветы возле них разные».
    
     Тонкое наблюдение, поэзия, чистый простой язык. Иногда Пришвина упрекали в равнодушии к человеку в том смысле, что у него в книгах мало людей, действующих лиц. Это заблуждение.
    
     Основная тема творчества Пришвина, основной объект его художественного исследования — человек. Человек и Природа. Восприятие природы человеком, влияние природы на человека, взаимодействие человеческой души и природы, тончайшие и глубокие движения человеческой души в ответ на те или иные проявления природы.
    
     Душа человека в ее сокровеннейших переживаниях — вот источник всего творчества Пришвина.
    
     «Золотой луг», «Лесная капель», «Календарь природы». Повествуя о природе, он прежде всего сосредоточивает внимание на ответственности человека в ней.
    
     В. П. Астафьев продолжает гуманистические традиции русской классики. Цикл рассказов «Конь с розовой гривой». Рассказ «Зачем я убил коростеля?» автобиографичен. Это признание взрослого человека в давнем детском проступке: глупой и жестокой мальчишеской забаве — охоте на живое с палкой, рогаткой, хлыстом. Должно быть, игра эта передается мальчишкам с кровью далеких предков, бесчисленные поколения которых добывали пищу, охотясь на зверя и птицу. Инстинкт, когда-то спасительный для человеческого рода, утратил ныне свой смысл, сделался врагом природы и самого человека. Подчинившись ему, герой рассказа однажды в детстве догнал и захлестал насмерть подраненную, плохо бегающую птицу, которую даже не принято употреблять в пищу. Но его сердца хватило, чтобы понять всю бессмысленную жестокость своего поступка, пусть и с опозданием, ужаснуться себе, азартно бьющему сыромятной плетью по беззащитному крохотному живому тельцу. Этот запоздалый ужас и преследует его всю дальнейшую жизнь мучительным вопросом, вынесенным в заглавие рассказа. В устах человека, прошедшего всю великую войну, много раз бывшего на краю гибели и стрелявшего по врагам, этот вопрос звучит особенно взыскующе. Потому что нравственность именно в ответе на вопрос: зачем насильственная смерть?
    
     Настоящий охотник никогда не поднимет руку на глухариную самку, если та кормит и согревает своих еще не оперившихся птенцов и живот у нее выщипан догола, потому что, высиживая яйца, она должна дать им больше тепла, а перья этому мешают («Капалуха»). Не против добычи куньего меха, а против глупого равнодушия к природе обращен и рассказ «Белогрудка» — как ребятишки сгубили выводок белогрудой куницы, и она, обезумев от горя, мстит всему окружающему свету, изничтожая домашнюю птицу в двух соседних деревнях, пока не погибает сама от ружейного за- ряда.
    
     «Стрижонок Скрип» — по форме, по жанру — натуралистическая сказка. Но, читая, как папу стрижонка убили из рогатки озорные мальчишки, мы невольно вспомним то место из рассказа «Конь с розовой гривой», где говорится, как Санька с Витькой подбили камнем стрижа и он, захлебываясь кровью, умер у них на руках.
    
     Сказку о дружной стрижиной стае, которая не дает погибнуть осиротевшему птенцу, питает правда, означающая в сказке, как и в жизни, далеко не всегда радость, но обязательно победу светлых, добрых начал.

74. Русские поэты XX века о духовной красоте человека. Чтение наизусть одного из стихотворений.

    Формула «Людей неинтересных в мире нет» была заявлена Е. Евтушенко уже в 1960 г. Это стихотворение обращено к людям, которых иногда принято называть «простыми». Поэт видит в каждом человеке свой большой и неповторимый мир, в будничном и обыкновенном — необыкновенное. В стихотворении «Старухи» он увидел великого достоинства женщин, настоящих наследниц декабристок, еще более сильных духом. «Размышления над Клязьмой» — лирический герой, соприкоснувшись с живой природой, понимает, что как-то незаметно утратил с ней непосредственную связь, перестал ощущать и радоваться природе. А вот девчонки-фрезеровщицы, юноши солдаты полны какого-то свечения при встрече с природой и отдаются радости этой встречи естественно и самозабвенно, значит, они богаче, щедрее, свободнее в счастливее его. Смешная и наивная девочка-кассирша поднята на недосягаемый нравственный пьедестал за свою чистоту и наивность («Кассирша»).
    
     Нравственный стержень лирического характера у Евтушенко проявляется в стихах о людях, которые уже прошли жесточайшую проверку на прочность и выдержали ее на войне. Это такие стихотворения, как «Свадьбы», «Фронтовик», «Армия», «Настя Карпова». В стихотворении «Фронтовик» герой — раненый солдат, фронтовик, предмет величайшего обожания мальчишек и подростков. При этом мы видим самое решительное осуждение моральной уступчивости фронтовика, который, сильно подвыпивши, приставал со своими ухаживаниями то к одной, то к другой девушке и «слишком звучно, слишком сыто вещал о подвигах своих». Не только дети, герои стихотворения, но и поэт связывает нравственный идеал с людьми, сражавшимися на фронте, поэтому он не позволяет ни малейшего отклонения от него фронтовику, поэтому упорно твердит, что «должен быть он лучше, лучше, за то, что он на фронте был».
    
     Одна из самых драматических нравственных коллизий раскрыта в стихотворении «Настя Карпова». Опять-таки предъявляя высочайший моральный счет фронтовику, солдату, который стоял лицом к лицу со смертью и вышел победителем из войны, поэт не прощает ему черствости, внутренней глухоты, возвышая моральную стойкость и благородство молодой женщины.

75. Тема любви в современной поэзии. Чтение наизусть одного из стихотворений.

    Тема любви занимает одно из главных мест в творчестве Е. Евтушенко. В первых стихах о любви сказались и робость, неуверенность в себе, и неясность чувства, заставляющего подозревать, что оно не настоящее («Ты большая в любви...»), и искреннее, глубокое обожание, бережное отношение к любимой («Не понимать друг друга страшно»), и первая любовная коллизия — переживание от «разобщенности близких душ» («Со мною вот что происходит...»).
    
     С годами любовная тема приобретает более драматический характер. Лирический герой пытается вырваться из тисков житейской драмы, укрыться от всех треволнений жизни на мосту, «навеки в небо врезанном», на мосту, суть которого всегда свята, на мосту, простертом надо временем, надо всем, что ложь и суета... Но мост остается мечтой. Жизнь взваливает на плечи нелегкую но шу любви. Образ любимой усложняется («Ты начисто притворства лишена...»).
    
     Одно из лучших творений любовной лирики Евтушенко — его «Заклинание». Достоинство и благородство, с которым выражено чувство в этом стихотворении, удивительно органично сочетается с напевной мелодией стиха и кольцевой композицией. Глубокое лирическое волнение все нарастает с каждой строкой, чтобы достичь кульминации в последнем вздохе:
    
     Молю тебя — в тишайшей тишине, или под дождь, шумящий в вышине, или под снег, мерцающий в окне, уже во сне и все же не во сне — весенней ночью думай обо мне, и летней ночью думай обо мне, осенней ночью думай обо мне и зимней ночью думай обо мне.
    
     Лирический герой начинает искать успокоения от житейских неурядиц в тихой гавани женской любви («Всегда найдется женская рука...»). Происходит объяснение с самим собой, очень напоминающее объяснение в любви к музе, но более искреннее и лишенное театральных эффектов.
    
     Самое жесткое в любовном цикле стихотворение «Я разлюбил тебя... Банальная развязка...». В нем нет ни жалости к себе, ни к своей возлюбленной, герой боится жалости: «Когда размякнешь вновь, наобещаешь вновь...» Он боится, что снова придется спасать тонущий корабль любви.

76. Современная авторская песня (на примере двух-трех произведений).

    Булат Окуджава — признанный основоположник авторской песни. Успех пришел к Окуджаве потому, что он обращался не к массе, а к личности, не ко всем, а к каждому в отдельности. Предметом поэзии в его мире стала обыденная, повседневная жизнь.
    
     Полночный троллейбус плывет по Москве,    
     Москва, как река, затихает,    
     И боль, что скворчонком стучала в виске,    
     Стихает,    
     Стихает.    
     («Полночный троллейбус»)
    
     Через текст стихотворения проходит развернутая метафора: троллейбус уподобляется кораблю: синий троллейбус (казалось бы, чисто внешняя деталь). Затем упоминается «крушение»: смысловой акцент приходится на человеческие чувства, на страдания разных и незнакомых людей. И вот уже пассажиры становятся «матросами», троллейбус «плывет», а город сравнивается с рекой. Расширение смысла — главный прием Окуджавы (развернутое сравнение).
    
     Особый балладный ритм стихотворения создается за счет усеченной строки и повторов.
    
     Окуджава заново открыл Москву. В его песнях это не парадный, а таинственный город, несущий в себе память о простых людях, об их трагических судьбах.
    
     Ах, Арбат, мой Арбат,    
     Ты — мое призвание.    
     Ты — и радость моя, и моя беда.    
     («Песенка об Арбате»)
    
     Опять расширение смысла. Небольшая улочка — источник размышлений о высших ценностях, истинных идеалах. Идеалах, верность которым не порабощает человека, а наполняет его жизнь духовным содержанием. «Ты — моя религия».
    
     Военной теме посвящена песня «Ленька Королев».    
     Потому что на войне, хоть и правда стреляют, Не для Леньки сырая земля,    
     Потому что (виноват), но я Москвы не представляю Без такого, как он, короля.
    
     Соединение разговорности и напевности. В песне нет военных сражений, подвигов. «Все мои стихи и песни не столько о войне, сколько против нее». «До свидания, мальчики!», «Ах, война, что ж ты сделала, подлая...».

77. Ваш ровесник в современной литературе (по одному или нескольким произведениям).

    В повести Ю. Полякова «Сто дней до приказа» описаны несколько дней из жизни рядового Ку-прияшина. От его лица и ведется повествование. Действие основано на конфликте между «стариками» и молодыми солдатами. Почему «старики» вправе использовать труд молодого солдата, объясняя это циничным выражением типа: «Ничего, пусть жизнь узнает! Ему положено!»?
    
     «Дед», ефрейтор Зубов, рьяно воспитывает «сынка» Блина, рядовой Куприяшин, которому Блин симпатичен, пытается этому помешать, но у него это получается не всегда удачно. Рядовой Елин из батареи пропадает. В повести много суждений, характеризующих армейскую службу. Вот как отвечает замполит Осокин, прошедший войну в Афганистане, на замечание, что «дедовщина» — это просто традиция: «Нет, это не забавная традиция, не веселая игра... Это ржавчина. Разъедающая армию изнутри... Без армии нет Родины, а без дисциплины нет армии! И ничего так не разъедает дисциплину, как неуставные отношения!»
    
     Некоторые офицеры пытаются поддержать порядок в казарме с помощью «дедовщины». Это лейтенант Уваров, на котором лежит вся ответственность за воспитание EOHHQB. Главным выводом из повести могут служить слова Блина: «Мы сами придумали это свинство и сами от него мучаемся». Мысли Куприяшина: «Мы, чтоб жить спокойно, часто двигаем на трибуны трепачей, а потом жалуемся, будто ничего не меняется, но ведь ничего не делаем, ничего не делаем сами!»
    
     С. Каледин в повести «Стройбат» рассказывает о нескольких днях из жизни военных строителей. Это сборная часть, своего рода свалка, куда собрали «скверну» из многих стройбатов. Поэтому нравы здесь не так уж отличаются от зоны, да и интересы те же. «Короче, ехали в ад, а попали в рай. Вот ворота, а справа, метров двести, — танцверанда; вот ворота, слева метров двадцать магазин. А в магазине — рассыпуха молдавская, семнадцать градусов, два двадцать литр. С десяти утра. Малинник!» Солдаты пьют и колются. Центральная сцена — грандиозная драка между ротами. Костя Карамычев — герой повести — последние восемь месяцев работал на хлебокомбинате и крал, что только мог. От пьянства «не просыхал». Когда же, «вконец оборзев», попался, командир роты Дощинин «предложил Косте на выбор: или он дело заводит, или Костя срочно чистит все четыре отрядных сортира». Тот выбрал последнее, взяв, разумеется, помощников из молодых. При «дембеле» же этот командир дал Косте следующую характеристику: «За время службы... рядовой Карамычев К. М. проявил себя как инициативный, исполнительный, выполняющий все уставные требования воин... морально устойчив. Характеристика дана для предоставления в Московский университет».

78. Основные темы и идеи современной публицистики (на примере одного-двух произведений).

    Многие современные писатели затрагивают в своих публицистических выступлениях острые проблемы сегодняшнего дня.
    
     Так, Сергей Залыгин считает одной из наиболее актуальных задачу охраны окружающей среды. «При современной технике мы можем очень многое, но «можем» и «можно» — разные вещи. У «можно» есть альтернатива — «нельзя», «не следует», «не нужно», у «можем» такой альтернативы часто не бывает... И теряется чувство предусмотрительности, ответственности. Техническая идея становится для проектанта idee fix... Ведь мы передаем следующим поколениям не только те или иные сооружения. Мы передаем и этику наших производственных отношений, и культуру взаимодействия с природой, нашу ответственность за будущее, которое закладывается в сегодняшних предначертаниях».
    
     Фазиль Искандер высказывает суждения о взаимосвязи политики, экономики и духовной культуры. «Базисом человека и человеческого общества является совесть, а экономика — одна из важнейших надстроек. Экономика без базиса — совести — это зверинец с открытыми клетками, что мы видим сегодня у нас... На вопрос, что мы строим, мы должны иметь мужество ответить: мы строим совестливое государство, мы строим государство совести. «Совестливое государство» сегодня звучит несколько смешно, как слон, плачущий при звуках музыки. Но завтра это может стать естественным и радостным началом жизни». Особую роль в общественной жизни, по мнению Искандера, должна играть интеллигенция. «Настоящий интеллигент — это человек, для которого духовные ценности обладают материальной убедительностью, а материальные ценности достаточно призрачны... Интеллигент — миссионер совести и знаний, которые позволяют человеку жить по совести».
    
     Крупнейший литературовед Д. С. Лихачев выступает в публицистике с вопросами, касающимися развития искусства, литературы, судьбы русского языка. Он обращается к молодому поколению с призывом любить искусство и учиться понимать его: «...будем неустанно учиться ценить... то, что давала и будет еще давать мировая прогрессивная культура и что таится нового в нас самих. Не будем бояться нового и не будем с порога отшибать все, что мы еще не поняли».
    
     Особое внимание обращает Д. С. Лихачев на сохранение чистоты русского языка. «Язык человека — его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает». «Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит». Русский язык, утверждает ученый, — один из совершеннейших языков мира, давший лучшую в мире литературу и поэзию. Надо гордиться таким языком, постоянно совершенствовать свое владение им. «За своим языком — устным и письменным — надо следить постоянно».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ответы на экзаменационные вопросы по истории России 11 класс

    Экзаменационные вопросы
    ... Ответынаэкзаменационныевопросыпо истории России 11 класс. Для удобства пользования вопросы и ответы размещены в хронологическом порядке. Источники: 1) Ответынавопросы/билеты по ... массовыми тиражами дешевую литературудля народы. Огромной ...
  2. Ответы на экзаменационные вопросы по истории россии 9 класс источники

    Экзаменационные вопросы
    ... Ответынаэкзаменационныевопросыпо истории России 9 класс. Источники: Ответынавопросы/билеты по истории России 9 кл. – 48 вопросов ... имело для Руси иго? Ответна первый вопрос очевиден: ... знаменитых постановлений повопросамлитературы, музыки, ...
  3. Ответы на экзаменационные вопросы по истории россии 9 класс источники

    Экзаменационные вопросы
    ... Ответынаэкзаменационныевопросыпо истории России 9 класс. Источники: Ответынавопросы/билеты по истории России 9 кл. – 48 вопросов ... имело для Руси иго? Ответна первый вопрос очевиден: ... знаменитых постановлений повопросамлитературы, музыки, ...
  4. Ответы на экзаменационные билеты по истории россии (9 класс) девятиклассники! здесь выложены приблизительные ответы на новые экзаменационные билеты удачи в изучении учитель истории билет № 1 вопрос 1 древняя русь в ix – начале xii в

    Экзаменационные билеты
    ... Ответынаэкзаменационные билеты по истории России (9 класс) Девятиклассники! Здесь выложены приблизительные ответына новые экзаменационные ... для Екатерины стало решение «польского вопроса» ... харак­терным явлением как в литературе, так и в кинематографе ...
  5. Ответы на экзаменационные билеты по истории россии (9 класс) девятиклассники! здесь выложены приблизительные ответы на новые экзаменационные билеты удачи в изучении учитель истории билет № 1 вопрос 1 древняя русь в ix – начале xii в

    Экзаменационные билеты
    ... Ответынаэкзаменационные билеты по истории России (9 класс) Девятиклассники! Здесь выложены приблизительные ответына новые экзаменационные ... для Екатерины стало решение «польского вопроса» ... харак­терным явлением как в литературе, так и в кинематографе ...

Другие похожие документы..