Главная > Отчет




ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ

ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РОССИИ

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

МОСКОВСКАЯ ШКОЛА
ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

2008


Издано при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве.

Сведения и материалы, изложенные в данной публикации, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО. За представленную информацию несут ответственность авторы.

Образование в области прав человека в России, включая образование в области профилактики ВИЧ/СПИДа: аналитический отчет. / Под ред. А.Я.Азарова. – М.: Московская школа прав человека, 2008. – 454 c.

Авторский коллектив: А.Я.Азаров, Л.И.Глухарева, И.В.Евдокимов, В.Л.Римский, Г.Н.Солнцева, О.Я.Федорова, В.А.Яблоцкий.

Редактор – Н.И.Нейч.

В книге исследуются проблемы образования в области прав человека в России, включая образование по профилактике ВИЧ/СПИДа. Особое внимание уделено нормативно-правовой базе, образовательным стандартам и учебно-методическому обеспечению. Рассматривается практика высшей и общеобразовательной школы, уполномоченных по правам человека, правозащитных НПО по обучению правам человека. Дана оценка учебной литературы по правам человека для вузов. Предложена концепция науки и дисциплины прав человека. Выводы подтверждены специальным социологическим опросом.

Материалы отчета могут быть использованы в научных исследованиях, в практике государственных и неправительственных организаций по совершенствованию образования в области прав человека.

ISBN 5-89888-034-8

© ЮНЕСКО, 2008 г.

© Московская школа прав человека, 2008 г.


«…главными аспектами стратегии являются
содействие развитию научных исследований и
распространению знаний в области прав человека»

Стратегия ЮНЕСКО по правам человека

10 декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека. Она провозгласила их универсальными ценностями и призвала все народы и государства содействовать уважению прав и свобод человека как основы справедливости и мира путем просвещения и образования.

Однако и через 60 лет призыв «Человеческое достоинство и справедливость для всех нас» остается актуальным. Это значит, что мир еще не совершенен и несправедлив, а попрание достоинства личности и нарушения прав человека – все еще жестокая правда. Мировое сообщество, международные организации признают: знание каждым своих прав дает возможность улучшать жизнь каждого в отдельности и всех вместе.

Педагогическая, научная, правозащитная общественность России не осталась безучастной к проблемам образования в области прав человека. Несколько научных форумов были посвящены этим вопросам: Всероссийская научно-методическая конференция по преподаванию прав человека (Москва, 1998), Международный научно-практический семинар «Преподавание прав человека в российских университетах» (Санкт-Петербург, 2003), Между-народная конференция по обучению правам человека (Мурманск, 2007), Всероссийская конференция «Обуче-ние правам человека в общеобразовательной школе» (Москва, 2007), Конференция «Болонский процесс и преподавание истории и прав человека в высшей школе» (Санкт-Петербург, 2008) и другие.

Как видно из проблематики проведенных конференций, они касались какого-то одного сегмента образования, за исключением Всероссийской конференция по преподаванию прав человека, проведенной 10 лет назад. Три последних десятилетия права человека рассматриваются также в контексте эпидемии ВИЧ/СПИДа. Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС) считает образование в области профилактики ВИЧ/СПИДа важной составляющей всего процесса образования в области прав и свобод человека.

Проведение национального исследования по вопросам образования в области прав человека является важным и необходимым этапом в выстраивании системы образования в области прав человека в стране. Это неоднократно подчеркивали документы международных организаций. Несмотря на то, что Россия уже имеет значительный опыт обучения правам человека, комплексного, системного анализа образования в этой области в Российской Федерации не предпринималось.

Восполнить этот пробел и призвано настоящее аналитическое исследование «Образование в области прав человека в Российской Федерации, включая образование в области профилактики ВИЧ/СПИДа: состояние, тенденции и актуальные проблемы».

Исследование состоялось благодаря интеллектуальным наработкам и финансовой поддержке ЮНЕСКО в рамках программы «Преодоление социальных последствий эпидемии ВИЧ/СПИДа посредством информации и образования в области прав человека и социальной интеграции людей, живущих с ВИЧ/СПИДом».

Объектом исследования стали общественные отношения, возникающие в связи с образованием в области прав человека и образованием в области профилактики ВИЧ/СПИДа. Методологической основой этого междисциплинарного исследования являются общенаучные методы познания. В качестве нормативно-теоретической основы исследования принят ряд документов ООН, ЮНЕСКО и Совета Европы, обосновывающих понимание образования в области прав человека в целом и проведение научных исследований по образованию в области прав человека.

Это, в частности, «План действий на Десятилетие образования в области прав человека Организации Объединенных Наций. 1995-2004 годы»; «Руководящие принципы, касающиеся национальных планов действий по образованию в области прав человека»; Стратегия ЮНЕСКО по правам человека; Всемирная программа образования в области прав человека (2005-2007 годы) и другие.

Исследование охватывает период с начала 90-х годов прошлого века по декабрь 2008 года. В территориальном аспекте рассматривалась состояние в целом в Российской Федерации. Для изучения ситуации на местах, ознакомления с постановкой образования в области прав человека в вузах, школах, правозащитных организациях, проведения анкетирования осуществлены полевые исследования в городах Владивосток, Екатеринбург, Чита, Москва, Санкт–Петербург. Было принято во внимание мнение экспертного сообщества, выраженное в материалах и рекомендациях конференций. Анализ и выводы авторов отчета подкрепляется результатами специального социологического исследования, проведенного в рамках данного проекта.

Структура отчета соответствует задачам и логике исследования. Поскольку на национальный контекст образования в области прав человека существенно влияют система доминирующих в обществе ценностей, политические и правовые реалии, то они рассмотрены в первую очередь. Обращено внимание на ошибочное понимание образования в области прав человека как правового образования.

Немаловажное воздействие на внедрение прав человека в образовательные программы оказывают международно-правовые обязательства Российской Федерации, вытекающие из ее участия в договорах по правам человека. Анализу этого аспекта также уделено должное внимание.

Исследована и описана активность основных социальных институтов, ведущих обучение правам человека. В первую очередь это высшая школа. Рассмотрена ситуация с образовательными стандартами и учебно-методическим обеспечением учебного процесса. Дана обобщенная оценка учебной литературы по правам человека для вузов. Приведены краткие рецензии около 30-ти учебников. Предложена концепция науки прав человека. Также показана сложившаяся практика преподавания прав человека в институтах и университетах и, в частности, преподавание международного гуманитарного права в вузах Минобороны России.

Особое внимание было уделено общеобразовательной школе. Проведен анализ образовательных стандартов, учебной литературы. Оценены как недемократичные последние акции по внедрению новых учебников истории и обществознания.

В данном отчете представлена также активность в неформальном секторе образования. Показана просветительская деятельность уполномоченных по правам человека. Проанализированы тенденции развития и участия НПО в просвещении и обучении правам человека. Приведена справочная информация о негосударственных школах и центрах обучения правам человека.

Значительное место в отчете уделено анализу и оценке превентивного образования в области ВИЧ/СПИДа в контексте прав человека. Проанализированы причины стигмы, дискриминации, нарушения прав людей, живущих с ВИЧ. Предложены рекомендации по улучшению ситуации.

Отдельным разделом представлены результаты социологического исследования по теме проекта.

Не претендуя на полноту охвата всего комплекса проблем, этот обзор, как мы полагаем, дает общую картину образования в области прав человека в Российской Федерации. Вне поля нашего изучения остались пока многие важные темы. Представляется, что будущим исследователям необходимо проанализировать, выявить роль и влияние на образование в области прав человека, в частности, следующих факторов:

  • публикации по правам человека, их динамика (популярная и специальная литература, монографии, исследования, материалы конференций, сборники актов, учебно-методическая литература);

  • информационные ресурсы Интернета по правам человека, их использование;

  • научные исследования в области прав человека, их распределение по областям знания (кандидатские и докторские диссертации, публикации научных журналов и т.п.);

  • инициативы субъектов Российской Федерации по образованию / просвещению в области прав человека и смежным темам (правовое, политическое, патриотическое, гражданское воспитание, толерантность, культура мира);

  • проекты, программы, планы действий в области прав человека, осуществляемые в интересах женщин, детей, меньшинств и других социальных групп;

  • динамика стигмы, дискриминации, нарушений прав людей, живущих с ВИЧ;

  • каналы, средства и объемы информации об этических принципах и правах ЛЖВС;

  • роль международных организаций в продвижении образования в области прав человека в России;

  • содействие зарубежных НПО образованию в области прав человека;

  • обучение россиян правам человека в зарубежных центрах, организациях: эффективность и отдача;

  • источники, объемы финансирования деятельности по образованию в области прав человека, распределение средств между исполнителями.

В дальнейшем необходимо было бы вести периодический мониторинг образования в области прав человека.

Проведение социологического опроса, анкетирование, сбор информации в регионах стали возможными благодаря нашим давним контактам и отклику новых единомышленников из школ, вузов, неправительственных, правозащитных организаций.

Мы должны высказать искреннюю благодарность многим нашим коллегам. Среди них: Аноприкова Н.Г. – г. Томск, Баринова А.К. – Москва, Борисова Т.В. – г. Петропавловск-Камчатский, Бирюкова В.Н. – Москва, Бравок Н.Д. – г. Дальнереченск, Приморский край, Вавилин М. – г. Казань, Грибачева Н.И. – г. Саянск, Гусева Н.А. – г. Златоуст, Добужская Е.Ю. – г. Железнодорожный Московской обл., Должиков А.В. – г. Барнаул, Карпович И.Е. – г. Чебоксары, Куперман М.А. – г. Южно-Сахалинск, Курскова Г.Ю. – Москва, Мещанинова Т.А. – г. Иваново, Папулова З. – г. Екатеринбург, Романченко Т.Н. – г. Владивосток, Рубцова О.В – г. Челябинск, Чабанянц М.Б. – г. Ставрополь, Чикильдина А.Ю. – г. Волгоград, Макеева А. и другие студенты юридического факультета РГГУ – Москва. Особо хотелось бы поблагодарить Н.И.Шугая, заместителя руководителя Аппарата Уполномоченного по правам человека в Приморском крае за результативное содействие в реализации проекта.

Мы приносим строгому читателю извинения за допущенный местами отход от академического стиля изложения материала, за полемическую форму. Авторы этого исследования – не нанятые со стороны «доценты с кандидатами». И нам не безразлична ситуация с обучением правам человека, и в конечном счете с уважением достоинства каждого, формированием культуры прав человека, как одной из ценностных основ современной России. Мы были не только «включенными наблюдателями» в рамках этого исследования, но и сами были участниками процесса зарождения, становления образования в области прав человека в течение последних полутора десятилетий.

Материалы отчета могут быть использованы как при разработке политики и нормативно-правовой базы, так и практических мероприятий по улучшению образования в области прав человека на федеральном и региональном уровнях.

Хотелось бы надеяться, что результаты нашей работы будут востребованы научными работниками, преподавателями высшей школы, аспирантами; педагогами и методистами системы общего образования; государственными и неправитель-ственными правозащитными организациями для совершенствования образования в области прав человека.

Мы также полагаем, что это исследование будет интересно и полезно нашим зарубежным коллегам и внесет свою лепту в реализацию Всемирной программы образования в области прав человека.

А.Азаров,

директор Московской школы прав человека,
Дипломант Премии ЮНЕСКО
за образование в области прав человека

1. РОССИЙСКИЙ КОНТЕКСТ

1.1. Права человека и ценности
российского общества

В советском обществе, где приоритетными являлись интересы государства, где личность имела подчиненное значение, естественным было и соответствующее понимание сущности и значения прав человека – в рамках классового подхода и идеологической заданности. Правовое государство, разделение властей, гражданское общество не рассматривались как научные категории. Они трактовались как «антинаучные, реакционные, буржуазные понятия», но отнюдь не как универсальные мировоззренческие ценности и основы демократического общества. Права и свободы человека, ценности демократии как «пацифистские», «космополитические», «общечеловеческие» идеалы не могли быть признаны прошлым тоталитарным режимом. Неприятие общепризнанных прав человека прикрывалось идеологическими лозунгами: «Извращенному и опошленному буржуазной и ревизионистской пропагандой толкованию понятий демократии и прав человека,– говорил Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев,– мы противопоставляем самый полный и реальный комплекс прав и обязанностей гражданина социалистического общества. На весы истории мы кладем действительно эпохальные завоевания трудящихся, достигнутые благодаря власти рабочего класса под руководством Коммунистической партии»1.

После краха коммунистических режимов, распада СССР, самодискредитации марксистско–ленинской идеологии и окончания «холодной войны», для миллионов людей, политических партий и правительств, законодательных органов и глав государств встал вопрос поиска фундаментальных духовных основ, мировоззренческих ценностей, на которых будет формироваться другое общество.

Наряду с экономической, социальной и политической дифференциацией в России происходило также ценностное размежевание общества, достигавшее иногда остроты открытой конфронтации, раскола, вооруженных столкновений. Уход от тоталитарной идеологии сопровождался одновременно и кризисом духовной сферы, девальвацией морально-нравственных ценностей. Начало 90-х годов было характерно отсутствием у широких масс не то чтобы ценностей, но элементарных знаний и адекватных представлений о демократических институтах и правах человека. Результаты регулярно проводимых в то время Московской школой прав человека опросов показывали, что ни педагоги, ни школьники не могли назвать такие институты защиты прав человека как Совет Европы, Европейский Суд по правам человека. К числу правозащитников относили Ст. Разина, Ем. Пугачева, декабристов, Чернышевского, Ленина, Дзержинского...

По выводам исследователей Московского Центра Карнеги во время распада господствовавшей системы идеологизированных советских ценностей (1990-1993 гг.) сформировались противостоящие друг другу ценностные блоки условно: «либерально-рыночный», «советский», «традиционный», «православный» и т.п.

К началу 2000-х годов в России картина несколько изменилась и стали доминировать такие основные ориентации как русский и советский традиционализм, умеренный («просвещенно-патриотический») прагма-тизм, радикальный западнический либерализм и асоциальный индивидуализм.2

От трети до половины российского населения привержены традиционным русским и советским ценностям.

Доля приверженцев умеренного («просвещенно-патриотического») прагматизма, ориентированных как на западные, так и традиционные русские ценности составляет примерно 40-45%.

Примерно 10-15% россиян ориентированы на радикальный западнический либерализм.

Не менее 10-15% населения могут быть отнесены к категории лиц живущих на животных потребностях, вбитых рекламой: «Отрывайся!», «Наслаждайся!», «Бери от жизни все!», т.е. сторонников асоциального индивидуализма.

Конечно этой «крупноблочной» структурой общества по приверженности тем или иным ценностям не исчерпывается все многообразие мировоззренческих предпочтений в современной России. Спектр политических платформ, идейных, национальных (или националистических), религиозных и т. п. движений, организованных форм объединения единомышленни-ков весьма широк: от разнообразных многочисленных посткоммунистических партий до подставной предвыборно-игрушечной проевропейской Демокра-тиической партии России А.Богданова3; от нацболов Э.Лимонова до Движения против нелегальной иммиграции и т.д. Программы, манифесты политических партий периода 90-х, 2000-х годов не обходят также и вопрос о правах и свободах человека4.

Социальной базой образования в области прав человека могли бы быть представители умеренного прагматизма и западнического либерализма, т.е. до 60% населения страны. Однако мотивация получения знаний в области прав человека и их защиты зависит и от других обстоятельств.

Статистика обращений к уполномоченным по правам человека по поводу нарушенных прав и социологические опросы свидетельствуют, что в последние 15 лет россияне обеспокоены, прежде всего, реализацией социально-экономических прав, обеспечивающих выживание и разрешающих повседневные проблемы. Так по данным на конец 2007 г. 67% опрошенных отметили в качестве приоритетных права на бесплатное образование, медицинскую помощь, на обеспечение в старости и при болезни, 51% – право на хорошо оплачиваемую работу, а каждый четвертый – право на гарантированный государством «прожиточный минимум».

Как всегда остаются менее востребованными политические права: только 21% считает важной лично для себя свободу слова, 13% – право на получение информации, 11% – свободу вероисповедания, 10% – право избирать своих представителей в органы власти5.

Непреодоленный патернализм, социальное иждивенчество, ожидание, что государство обеспечит гражданам социальное благополучие, взамен на отказ от гражданских и политических прав, оказываются удобной формой сосуществования как для власти, так и для значительных слоев населения. И многие готовы без сожаления поступиться своими гражданскими и политическими правами и доверяют властям – начиная от президента и кончая местным чиновником – решать за них, как им жить, как думать, как себя вести. Не удивительно, что 68% участников другого опроса, проведенного Левада-Центром, уверены, что сейчас для России важнее «порядок, даже если для его достижения придется пойти на некоторые нарушения демократических принципов и ограничения личных свобод»6.

Больше половины россиян вообще не обеспокоены нарушениями прав человека в России, удовлетворены нынешним состоянием дел или готовы пожертвовать правами и свободами ради общего порядка в стране7.

Порядок, твердая рука, как некие идеалы управления делами государства и общества, отражаются на отношениях и внутри учебных коллективов. По данным социологических исследований на конец 90-х годов 46% опрошенных учителей оставались приверженными авторитарным педагогическим методам и приемам8.

Одним из результатов «сдачи» своих гражданских и политических прав может стать окончательная смена политических установок власти. От деклараций приверженности демократическим принципам, правам и свободам человека наблюдается переход к укреплению «вертикали власти», «сильной руки», введению «управляемой демократии» и т.п. конструкциям и, в конечном счете, к утверждению и легитимации авторитарного режима.

По данным исследования, проведенного в рамках настоящего проекта9, 53,9% респондентов считают, что главным фактором, в наибольшей степени препятствующим образованию в области прав человека в российском обществе, является именно сознательная позиция властей – чем меньше люди знают свои права – тем проще править.

Субъективная невостребованность большинством населения знаний о правах человека и механизмах их защиты, пассивная позиция относительно своих же прав, низкий уровень политической культуры и правосознания создают объективные препятствия по внедрению образовательных программ в области прав человека – так считает 51,6% опрошенных.

45,0% опрошенных нами считают, что широкий масштаб коррупции на всех уровнях и во всех структурах власти по сути дела сводит на нет усилия преподавателей работающих с курсами по правам человека. Аргументы о равенстве всех в правах, о равных возможностях защиты нарушенных прав разбиваются об острые социально-экономические проблемы страны, имущественное расслоение общества, нищету – так считают 42,7% преподавателей. И, наконец, на пятом месте из двадцати шести препятствий названа деструктивная роль телевидения, СМИ, пропагандирующих насилие, жестокость, легкую «красивую» жизнь, достижение цели любой ценой, неуважение достоинства личности – таково мнение 41,4% наших респондентов.

Декларации о правах человека как высшей ценности и реальности повседневной жизни, в которой происходят массовые и грубые нарушения экономических, социальных, гражданских и политических прав, разрушают веру людей в возможность реализовать и защитить свои права, ведут к политической апатии, к «гражданскому неучастию» россиян. По этим причинам у многих людей нет мотивации изучать, знать свои права. Доля лиц заинтересованных в повышении знаний о правах человека, не в связи с конкретными ущемлениями прав и попытками их восстановления, а как с неким мировоззренческим контентом, духовным основанием, может быть оценена всего лишь в 10-12% от самодеятельного населения страны.

Помимо этих объективных факторов, препятствующих продвижению прав человека в систему образования и в просветительскую деятельность, есть и идейные борцы с правами человека, толерантностью. Под державно-православными хоругвями, под руководством Русской

Православной Церкви в последние несколько лет развернута целая кампания борьбы с либеральной системой ценностей, и, прежде всего с концепцией прав и свобод человека. Не вдаваясь в полемику, приведем лишь некоторые цитаты из памфлетов противников либерализма.

Известная воительница с правами человека Н.Нарочницкая считает, что «сегодняшние либертарные нигилисты – травмированный тоталитаризмом сектор общества в звездно-полосатых майках (made in USA)». «Совет Европы это тоталитарный IV Интернационал, раздающий аттестаты зрелости на цивилизованность». Стиль и лексика ее посланий, как она, видимо, считает, соответствуют объекту критики – «духовным маргиналам либертарианства»: «Священные коровы» либерализма XXI века – тезисы о «правах человека», «свободе» и «демократии», становятся провозгла-шением права не иметь никакой нравственности» и так далее в этом же непарламентском духе10.

На часть извечного русского вопроса («Что делать?» и «Кто виноват?») наконец-то нашла ответ
г-жа Малер-Матьязова: «именно либеральное мировоззрение является источником всех наших бед, многочисленных мировоззренческих и общественно-политических конфликтов, поскольку оно противоречит практически всем иным ценностным системам (и прежде всего православному мировоззрению), как на философско-идеологическом, так и на общественно-политическом уровне»11.

По мнению околоправославных патриотов Соловьева А.Ю. и Понкина И.В., – героя многочисленных скандальных историй, «Идеология толерантности представляет собой нечто безграничное и хаотичное, не имеющее в себе различий между добром и злом, … вся эта идеология упорядоченно враждебна по отношению к традиционным духовным ценностям, прежде всего – христианским». «Всемерно препятствуя введению в Москве возможности получения учащимися на основе добровольности выбора знаний о традиционной для них религиозной культуре, Правительство Москвы принимает программу навязывания «культуры мира»12.

И нужно иметь в виду, что это не три-четыре отдельных адепта христианского православия и активных искоренителя либеральных идей. Это лишь представители достаточно влиятельного слоя людей из многих вузов страны, Российской Академии наук, Российской Академии образования. Это силы, которые влияют на содержание образования в школах и вузах России: могут заблокировать продвижение прав человека и могут продвинуть православие и теологию в государственную систему образования.

Россия по-прежнему находится в переходном периоде, когда идет борьба старых стереотипов и устоев организации жизни человека, общества, государства с новыми принципами, идеями, ценностями. По большому счету права человека, культура мира, толерантность, демократия для значительной части российского общества все еще

остаются абстрактными понятиями, ценностями чуждыми как мировоззрению большинства населения России, так и российской системе образования в целом. «...Нам могут сказать, что русский народ вступил чересчур поздно на исторический путь, что нам незачем самостоятельно вырабатывать идеи свободы и прав личности, правового порядка, конституционного государства, что все эти идеи давно высказаны, развиты в деталях, воплощены, и потому нам остается только их заимствовать. Если бы это было даже так, то и тогда мы должны были бы все-таки пережить эти идеи; недостаточно заимствовать их, надо было бы в известный момент жизни быть всецело охваченными ими; как бы ни была сама по себе стара та или другая идея, она для переживающего ее впервые всегда нова; она совершает творческую работу в его сознании, ассимилируясь и претворяясь с другими элементами его; между тем правосознание русской интеллигенции никогда не было охвачено всецело идеями прав личности и правового государства, и они не пережиты вполне нашей интеллигенцией»13,– писал в «Вехах» известный российский правовед Б. Кистяковский.

С тех пор прошло сто лет…



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Обращение к лидерам стран «большой восьмерки» участников конференции «права человека в россии в год ее председательства в «большой восьмерке» и комитете министров совета европы» москва 5 июля 2006 г

    Документ
    ... правозащитных организаций, принявшие участие в конференции «Правачеловека в России в год ее председательства в «Большой ... демократических государств на ухудшающуюся ситуацию с правамичеловека в России (описание проблем и полный список рекомендаций ...
  2. Права человека в сфере медицинской помощи Справочник

    Интернет справочник
    ... международной защите правчеловека, правачеловека в пенитенциарной системе. См. сборник «Медицина в пенитенциарной системе России». / ... Козьминых. /law_met/ind_med.shtml Сайт «Правачеловека в России». Содержит новости правозащитного движения, служит ...
  3. Правила обращения граждан в европейский суд по правам человека

    архив
    ... принимаются Европейским судом по правамчеловека как жалобы против России. Гораздо более сложным ... - и сделать более эффективной систему защиты правчеловека в России, привести ее в соответствие с международными стандартами ...
  4. Пермская гражданская палата Проект «Будущее прав человека в России» 2004-2007 год Р езюме социоинженерного продукта «ZIP КОСМОНАВТЫ РАСТИНЬЯКИ БУМЕРЫ УШЕЛЬЦЫ

    Автореферат диссертации
    Пермская гражданская палата Проект «Будущее правчеловека в России». 2004-2007 год Резюме социоинженерного ... Репозиционирование молодежных практик, близких к идеологии правчеловека. Форма распространения Брошюра, публикация в электронном ...
  5. Высторобец право и экологические права человека в России

    Документ
    Высторобец. Е.А. Международное право и экологические правачеловека в России: декларация и реальность. В кн.: Правачеловека в России: декларации, нормы и жизнь. Материалы Международной ...

Другие похожие документы..