Главная > Литература


Оглавление

Оглавление 1

1. Искусство как феномен культуры 3

2. Эстетические основы искусства и его отдельных видов 19

3. Художественное творчество 23

4. Художественный образ 28

5. Художественное восприятие 34

6. Основные художественные стили в искусстве 42

66

7. Литература как предмет истории культуры 66

8. Жанры и стили литературного творчества 78

9. Классические литературные жанры античности 111

10. Литература европейского Средневековья 119

12. Литература Возрождения 133

11. Основные литературные направления Нового Времени 140

13. История русской литературы 309

ЛИТЕРАТУРА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ. 314

Модернистская литература начала века. 322

Экспрессионизм 327

Модернизм. Марсель Пруст. Франц Кафка. Андре Жид. Поль Валери. 328

Франц Кафка (1883-1924) 331

Авангардизм. Экзистенциализм (Сартр, Камю). 333

Сюрреализм. 334

Абстракционизм 338

Экзистенциализм. 338

Жан-Поль Сартр 339

Альбер Камю (1913-1960). 340

Литература и война. 342

Литература «потерянного поколения» 342

Эрнст Хемингуэй (1898-1961). 343

Русская литература 347

Серебряный век как явление культуры и литературы 351

1. Искусство как феномен культуры

1.1. Искусство как общественное явление. Сущность искусства

Вопрос о сущности искусства, его природе и функционировании в обществе на протяжении всей истории эстетической мысли был сложным и дискуссионным. Таковым он остается и сейчас. Современное состояние искусства уже невозможно вписать в рамки ленинской теории отражения, которая на протяжении 70 лет оставалась методологией для теории искусства в советской эстетике.

Суть теории отражения и её применение в искусствоведении и эстетике тесно, неразрывно связаны с идеологией марксизма-ленинизма. На словах утверждая первичность материи, общественного бытия, объективность законов развития природы и общества, эта идеология на деле исходила из незыблемого убеждения в том, что её основоположники и приверженцы единственные, кто понял данные законы. Идеологи марксизма утверждали, что мир, общество движется к коммунизму и иной дороги у них нет. Более того, кто с этим был не согласен, кто в этом сомневался, кто хотя бы пытался самостоятельно обосновать подобный вывод – становились смертельными врагами идеологии, партии и власти, руководящей воплощением коммунистической утопии.

Искусство с этой точки зрения имеет право на существование и поддержку, только в том случае, если оно ";отражает"; жизнь в ее революционном развитии, т.е. служит этой утопии.

Духовные искания, нравственный выбор, полнота и противоречивость человеческой жизни, муки творчества и творческие озарения - все что оказалось вне революционной борьбы пролетариата и строительства бесклассового общества, осуждалось, отвергалось беспощадной цензурой, преследовалось и уничтожалось. Так было во времена существования СССР.

Однако изменение парадигмы общественного развития в России в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ в. не отменило дискуссионности, касающейся проблем искусства. В центре внимания как прежде, так и сейчас оставался и остается вопрос о том, что делает искусство: то ли оно воспроизводит действительность, то ли творит ее ? Разница принципиальная. Она требует глубокого осмысления. Вот почему необходимо в этом серьезно разобраться.

Долгое время для анализа искусства в марксистско-ленинской эстетике были незыблемы положения теории отражения, суть которой изложена в работе В. И. Ленина ";Материализм и эмпириокритицизм";. В ней Ленин писал: ";... наше сознание есть лишь образ внешнего мира, и понятно, что отражение не может существовать без отображаемого";. Или ";вне нас существуют вещи. Наши восприятия и представления - образы их";.

На этом основании делался вывод: искусство есть форма отражения действительности. А отсюда получалось, что ";Бурлаки на Волге"; И. Репина, ";Ночь на Днепре"; А. Куинджи, ";Юноша с лютней"; Караваджо, ";Обнаженная"; О. Ренуара - это искусство истинное, поскольку отображение здесь правдоподобное. Но вот что делать с произведениями Ф. Гойи и И. Босха, С. Дали и М. Шагала? Что считать предметом изображения в творчестве сюрреалистов - абстракционистов, ташистов? Какую действительность отображают они? Ответить на этот вопрос не так-то просто. И как тут не вспомнить американского эстетика Сюзанну Лангер, которая утверждала: ";В искусстве все создается, ничто никогда не заимствуется из действительности";. В отличие от эстетиков-марксистов она видит основную задачу эстетики не в том, чтобы устанавливать, как ";принципы жизни отражаются в принципах искусства, а в выяснении существенных отличий образов искусства от действительности";. С этим утверждением трудно спорить, т. к. образы искусства качественно отличаются от фактов жизни, о чем речь пойдет ниже в теме ";Художественный образ";.

Отличие искусства от действительности исследовали многие философы , мыслители, психологи, в числе которых был и 3игмунд Фрейд. Он считал, что ";искусство не стремится быть ничем другим, кроме как иллюзией... , оно никогда не стремится вторгаться в сферу действительности";. В качестве примера Фрейд ссылался на творчество Кафки, считая, что тот строит свои произведения по типу сновидений. В связи с этим невольно возникает вопрос, а может ли существовать такое искусство, в котором нет изображения реальной действительности? Разумеется, может. И дело здесь заключается в следующем.

1.2. Искусство как способ очеловечивания действительности

Искусство - это не только форма отражения действительности, а это есть форма художественного освоения мира. Освоить - значит самому приспособиться к осваиваемому объекту или, напротив, приспособить его к своим нуждам, потребностям, включить его в систему понятий и представлений субъекта, выразив данный объект в тех или иных формах материальной или духовной деятельности человека. Иными словами речь идет о том, что искусство дает возможность человеку сделать окружающий его мир своим, увидеть то, что недоступно каждому, открыть чужое для себя и тем самым постичь то, что окружает человека.

Если вспомнить и задаться вопросом, что дает нам изображение леса на картинах А. Куинджи, И. Шишкина, И. Левитана, М. Чюрлениса, то окажется, что, во-первых, оно дает нам эмоциональную заразительность и мы имеем возможность ощутить сырой туман, подымающийся в глубине чащи в знаменитой картине ";Утро в сосновом лесу"; И. Шишкина, почувствовать поэзию солнечного света, которая разлита в ";Березовой роще"; А. Куинджи, испытать чувство затаенности и даже страха в ночном лесу М. Чюрлениса.

Во-вторых, на этих картинах мы видим сходство с реальной природой, узнаем знакомый нам вид леса. В данном случае все три художника воспроизводят разные виды и состояния леса и это дает нам право говорить об отраженной реальной действительности. Но вопрос-то заключается в другом: зачем художнику еще раз рисовать лес, зачем дублировать то, что есть в природе, зачем переносить на полотно то, что очевидно само собой и в жизни намного богаче и разнообразнее? Ответ кроется в следующем.

Дело в том, что похожесть, узнаваемость в искусстве имеет диалектический характер. Одно дело - мир предметный, вещественный, материальный и тогда понятны изображенные на картинах и лес, и море, и люди, и фрукты, и войны, и революции, и смерть, и все то, что имеет место в жизни. Другое дело - мир духовный, который заключает в себе всю сферу человеческих переживаний, чувств, идеалов, волевых устремлений, эмоциональных состояний, мыслей и страстей, мечтаний и воспоминаний, сомнений и огорчений, радостей и печалей и мн., мн. др. Этот мир уже невозможен без субъекта, без его творчества.

Не то, что мните вы, природа –

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф. Тютчев

";Творческий акт человека нуждается в материи, он не может обойтись без мировой реальности, он совершается не в пустом, не в бездушном пространстве. Но творческий акт человека не может целиком определяться материалом, который дает мир, в нем есть новизна, не детерминированная извне миром";.

Мы вправе спросить: что это за новизна, о которой писал Н. А. Бердяев? - Она заключается в том, что художник творит принципиально инуюдействительность. Эта действительность озарена привнесением в нее человечности, она выражает отношение автора ко всему происходящему и в этом смысле ставит его выше всего, что есть. И снова возникает вопрос: что это за отношение? – Оказывается - оно особое, т. е. ценностное и понимать его надо как выражениезначения для художника того или иного явления, предмета, события или человека. Вчитайтесь в стихотворения А. Майкова ";В лесу"; и И. Никитина ";Лес"; и вы поймете, какие чувства и мысли вызвал к жизни лесной пейзаж у этих авторов, какое значение он приобрел для них.

ЛЕС

Шуми, шуми, зеленый лес!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой, и блеск небес

Над головой твоей кудрявой.

Я с детства понимать привык

Твое молчание немое

И твой таинственный язык

Как что-то близкое, родное.

Как я любил, когда порой

Краса угрюмая природы,

Ты спорил с сильною грозой

В минуты страшной непогоды,

Когда больших твоих дубов

Вершины темные качались

И сотни разных голосов

В твоей глуши перекликались...

Или когда светило дня

На дальнем западе сияло

И ярким пурпуром огня

Твою одежду освещало.

Меж тем в глуши твоих дерев

Была уж ночь, а над тобой

Цепь разноцветных облаков

Тянулась пестрою грядой.

И. Никитин

В ЛЕСУ

Шумит, звенит ручей лесной,

Лиясь блистающим стеклом

Вокруг ветвей сосны сухой,

Давно, как гать, лежащей в нем.

Вкруг темен лес и воздух сыр:

Иду я, страх едва тая...

Нет! Здесь свой мир, живущий мир,

И жизнь его нарушил я...

Вдруг все свершавшееся тут

Остановилося при мне,

И все следят за мной и ждут,

И злое мыслят в тишине,

И точно любопытный взор

Ко мне отвсюду устремлен,

И слышу я немой укор,

И дух мой сдавлен и смущен.

А. Майков

Не менее яркие впечатления выразил литовский композитор М.Чюрленис в своей симфонической поэме ";В лесу";, где в музыкальных звуках передана вся гамма авторских чувств и страстей, рожденных на основе величия природы, леса, его мощи и красоты.

Таким образом, можно говорить о том, что искусство - это способ очеловечивания действительности. А иначе, зачем рисовать еще раз лес, писать о нем стихи и сочинять музыку?!

1.3. Происхождение искусства

Мифология как историческая основа развития искусства

Изучение мировой эстетической мысли, включая и искусство, невозможно осуществлять без знания и понимания мифологии, как формы общественного сознания, как особого способа понимания мира, который был характерен на ранних стадиях общественного развития и который в преобразованных формах остается актуальным для всех последующих эпох, включая ХХI век.

В основе культуры всего человечества лежит огромный пласт мифов. Они постоянно вторгаются в нашу жизнь. Об этом очень убедительно написал в своей книге «Легенды и мифы Древней Греции» Н. А. Кун. В ней он показал, что ярким подтверждением тому может служить «современная астрономия, где названия целого ряда планет солнечной системы, неподвижных звезд и целых созвездий взяты из античной мифологии: это планеты – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Марс, Венера, Меркурий, Плутон; звезды – Кастор и Поллукс; созвездия – Персея, Пегаса, Ориона, Андромеды, Кассиопеи и др.

Многие военные суда различных европейских стран назывались в XVII-XX вв. именами римских мифологических божеств и героев. Среди них крейсеры «Аврора», «Минерва», «Диана», русский героический шлюп «Меркурий». Боевые корабли английского флота «Нестор», «Мельпомена», броненосцы «Аякс», «Агамемнон», российский парусный фрегат «Паллада», пушечный бриг «Ясон», германское судно «Ариадна» носят имена древнегреческих богов и царей. Названия отечественных пушечных кораблей «12 апостолов», «Санкт-Михаил», «Евангелист Марк» заимствованы из библейской мифологии.

Мифологическими сюжетами изобилует огромное количество произведений искусства. В области музыки к ним относятся «Дидона и Эней» Г. Перселла, «Тезей» Ж. Люлли, «Орфей» К. Монтеверди, «Ифигения в Авлиде» К. Глюка, «Идоменей» В. Моцарта, «Кастор и Поллукс» Ж. Рамо, «Самсон и Далила» К. Сен-Санса, «Антигона» К. Орфа, «Эдип» Д. Энеску, «Дафнис и Хлоя» М. Равеля, «Аполлон Мусагет» И. Стравинского, «Орестея» С. Танеева, «Юдифь» А. Серова и мн. др.

Скульптурными группами, созданными на сюжеты древнегреческой мифологии, украшены многие замечательные здания, построенные в Москве и Санкт-Петербурге в XVII-XIX вв. Это и величественный портик колоннады Большого театра в столице России, который украшен бронзовой скульптурной группой, изображающей древнегреческого бога Аполлона, мчащегося на колеснице, запряженной четверкой коней. Это и огромное количество скульптурных групп и отдельных статуй, изображающих античных и древнерусских мифических божеств и героев, на зданиях Адмиралтейства, Эрмитажа, в аллеях Летнего сада Санкт-Петербурга. Это и великолепные парки и внутреннее убранство помещений Петродворца, Пушкина, Павловска, роскошные дома и сады богатейших подмосковных дворянских усадеб XVIII в. — Кускова, Останкина, Архангельского, превращенных ныне в музеи. На сюжеты, взятые из древнегреческой библейской мифологии, писали картины выдающиеся художники мира: П. Рубенс(«Персей и Андромеда», «Венера и Адонис»), А. ван Дейк («Марс и Венера»), Х. Рембрандт («Даная», «Голова Паллады Афины»), Н. Пуссен («Эхо и Нарцисс», «Нимфа и сатир»), Ф. Буше («Аполлон и Дафна»), С. Ботичелли («Рождение Венеры»), В. Тициан («Венера перед зеркалом»), Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», А. Иванов («Явление Христа народу»), К. Брюллов («Сатурн и Нептун на Олимпе», «Встреча Аполлона и Дианы»), В. Серов («Одиссей и Навсикая»), М. Врубель («Пан») и мн., мн. др.

Невозможно понять великую всемирную литературу, не зная мифологии. Это касается как античных поэтов и драматургов Гомера, Софокла, Еврипида, Аристофана, Пиндара, так и многих отечественных писателей. В качестве примера можно привести следующие пушкинские строки:

Играй, Адель

Не знай печали.

Хариты, Лель

Тебя венчали …

Для тех, кто не ведает, что хариты – древнегреческие боги радости и красоты, а Лель – бог любви в древнеславянской мифологии, смысл текста становится непонятным.

Мифологические персонажи многократно упоминаются в баснях И. Крылова, стихотворениях М. Лермонтова, В. Жуковского, Ф. Тютчева, Г. Державина, В. Брюсова, Ф. Сологуба, М. Волошина и мн.,мн. др. На заимствованные из греческой мифологии сюжеты писали произведения выдающиеся французские драматурги второй половины XVII в. – П. Корнель и Ж. Расин.

Литература ХХ в. стала брать из мифов не только образы и сравнения, но нередко и способ подхода к действительности. Например, в замечательном романе колумбийца Габриэля Гарсиа Маркеса « Сто лет одиночества» не только широко использованы индейские мифы, но и сам он весь насыщен мифологическим мироощущением. Более того, по воспоминаниям писателя, он добивался, чтобы «латиноамериканская литература соответствовала латиноамериканской жизни, где на каждом шагу встречаются вещи самые невероятные».

Имена и образы древнегреческих мифологических божеств и героев упоминали в качестве метафор основоположники марксизма. В своей докторской диссертации, рассуждая о прогрессивных мыслителях, К. Маркс привел в качестве примера страданий за убеждения мифического героя – Титана Прометея, который восстал против бога «Зевса» и явил собой образ самого благородного святого и мученика в философском календаре.

Говоря о мифологическом наследии нельзя не вспомнить и о том, что в обыденной речи, зачастую, употребляются имена, названия, образные выражения, заимствованные также из древнегреческой мифологии. Так, в разговорном языке люди часто употребляют следующие выражения: «титаническая борьба», «гигантский размер», «пигмей», «рог изобилия», «яблоко раздора», «панический страх», «олимпийское спокойствие», «ахиллесова пята», «муки Тантала», «Сизифов труд» и др. Применяя эти метафоры, многие не в состоянии точно объяснить их первоначальный смысл, так как не знакомы с содержанием античной мифологии.

Таким образом, все вышеприведенные примеры убеждают нас не только в том, что отсутствие знаний в области мифологии не дает возможности постичь всю глубину, содержание мировой культуры и искусства, но и существенно обедняет уровень эстетической культуры человека, его духовный мир и интеллектуальный багаж.

Слово миф имеет два значения: во-первых – вымысел, а во-вторых, -(в переводе с греческого «mythos») - «предание, сказание», передающее представления древних народов о происхождении мира, человека, природы, богов, легендарных героев и т.д. В соответствии с этим мифы делятся на:

космогонические – о происхождении мира, вселенной;

астрологические – о происхождении Солнца, Луны, звезд;

антропогонические ­– о происхождении человека;

теогонические – о происхождении богов;

этногонические - о происхождении рода и его институтов;

эсхатологические – рассказы-пророчества «о конце света» (в христианстве, иудаизме, исламе);

этиологические – объясняющие возникновение тех или иных явлений;

близнечные –о культурных героях, введении культурных благ (добывание огня, изобретении орудия земледелия и др.);

календарные – воспроизводящие природные циклы (например, миф об Осирисе, Дионисе);

культовые – разъясняющиерелигиозные обряды.

Само создание мифов было первым шагом человека к творчеству и

познанию самого себя. Постепенно из отдельных сказаний, зародившихся в различных уголках земли, сложились целые циклы о судьбах героев и покровительствующих им богах.

Мифы возникли в период становления культуры первобытного общества и присущи всем народам мира. Последнее не случайно, потому, что в различных уголках земного шара наши предки не могли не задумываться над тем, что само обращало на себя внимание. Так, чувство глубокого изумления вызывали ветер и дождь, гром и молния, движение солнца и луны, радуга и облака, пожары и зори и т.д. Не могли люди не видеть и того, что все в мире соткано из противоположностей: жизнь и смерть, день и ночь, добро и зло, расцвет и упадок, дружба и вражда, шторм и штиль, здоровье и болезнь и мн. др. Отсюда можно ли было не размышлять над этими и тысячами других противопоставлений, определяющих сущность личности, общества и природы?! – Скорее всего нет. Сопоставляя и анализируя окружающие явления и предметы человек закономерно приходил к выводу о том, что если мир существует в ожесточенном противоборстве и, тем не менее, не гибнет, распадаясь на составные элементы, если смерть не уничтожает окончательно все живое, мировые воды не одерживают верха над теплом огня, а солнце не иссушает без остатка живительную влагу, значит, есть нечто такое, что удерживает его в постоянном устойчивом равновесии, значит существует некая универсальная первооснова бытия, из которой некогда возникло все сущее и в которую все обратиться в конце времен. Отсюда проблема исходного правещества, праматерии по праву была в глазах древних мифотворцев и мыслителей одной из важнейших и первостепенных. Вместе с тем осмысление какого-либо явления природы и общества зависело от конкретных природных, хозяйственных и исторических условий, а также от уровня социального развития, при котором жили народы – носители данной мифологии. Карл Маркс во введении к философско-экономическим рукописям 1857 –1858 гг. задавался вопросом возможно ли было появление Ахиллеса (одного из величайших героев Троянской войны) в эпоху пороха и свинца? Размышления привели его к мысли - что, очевидно, нет, т.к. первые мифы определенным образом отражали низкий уровень производительных сил первобытно-общинного строя

Вышесказанное подтверждает следующее: мифы возникали у всех без исключения народов мира, причем на стадии, когда индивид не обладал развитым производством и научным познанием, когда он чувствовал свое бессилие в борьбе с природой. Поэтому человек вынужден был создавать в своем воображении сверхъестественный мир. Отсюда миф – это, во-первых, вымысел. Во-вторых, форма мировосприятия,формапонимания мира и самого себя человеком первобытного общества. В-третьих, миф есть первоначальная форма духовной культуры, которая не могла не возникнуть, поскольку человек должен был каким-то образом объяснить самому себе откуда берется земля и небо, море и суша, человек и животное и мн. др. Таким объяснением как раз и стала система фантастических представлений об окружающей людей природной и социальной действительности.

Эта система включала в себя нерасчлененность первобытного мышления, т.е. синкретизм. Для нее было характерно отождествление людей и животных, очеловечивание окружающей природной среды, когда человек наделял деревья, камни, реки и мн. др. разумом, волей, когда он переносил на природные объекты свои собственные свойства, приписывал им жизнь, человеческие чувства. Примером могут служить произведения В. Арсеньева «Дерсу Узала», «По Уссурийскому краю», где этот феномен описан удивительно точно и очень ярко.

Темы и сюжеты мифов (происхождение мира и людей, культурных благ,
социального устройства, тайны рождения и смерти и т.д.) затрагивают широчайший, поистине «глобальный» круг коренных вопросов мироздания. Сравнительное изучение мифов народов мира показывает, что они во многом сходны. Сходство выражается в том, что мифы представляют собой попытку объяснить какое-то реальное явление в окружающей человека среде, ответить на вопрос, как это произошло, как это сделано и почему? Ответы на эти вопросы у разных народов соответственно будут разные. Вместе с тем в мифах выделяются две идеи: идея творения и идея развития. По одним мифологическим представлениям мир создан каким-либо сверхъестественным существом: богом-творцом, демиургом, великим колдуном. По другим –( «эволюционным») – мир развивался постепенно из некоего первобытного бесформенного состояния – хаоса, мрака, воды, яйца и пр. Доказательством тому и другому являются примеры из древнегреческой, китайской и библейской мифологии. Согласно первой, вначале существовал вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Из него возник весь мир и бессмертные боги, первыми из которых были Уран (Небо) и Гея (Земля). Кроме того, из Хаоса родились все оживляющая Любовь (Эрос) и мрачный Тартар (ужасная бездна, полная вечной тьмы), темная ночь (Ньюкта) и вечный мрак (Эреб). Последние породили вечный Свет (Эфир) и радостный светлый День (Гемера).

Уран воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. От Урана и Геи пошли дети, среди которых были шесть титанов – Океан, Прометей, Атлас, Астрей, Гипперион и Крон. Помимо них могучая Земля породила трех великанов – циклопов с одним глазом во лбу - и трех гекатохейров – сторуких, громадных как горы, пятидесятиголовых великанов. Таково представление о происхождении мира и богов древними греками.

Совершенно иное мы встречаем в китайской мифологии. Согласно преданиям там небо и земля пребывали в хаосе, подобно тому, как белок и желток в курином яйце. Вот что пишет Юань КЭ в книге «Мифы Древнего Китая». «В то время, когда еще земля и небо не отделились друг от друга, вселенная представляла собой сплошной хаос и по форме напоминала огромное куриное яйцо. В нем зародился первопредок Паньгу, (образ которого напоминает человека с собачьей головой). Прошло восемнадцать тысяч лет, прежде чем он проснулся в яйце, приоткрыл глаза, увидел сплошной черный и липкий мрак. Оглядевшись вокруг и не найдя выхода, Паньгу разрубил яйцо, невесть откуда взявшимся, топором. Раздался оглушительный грохот, какой бывает, когда трескаются горы. Все легкое и чистое тотчас же поднялось вверх и образовало небо, а тяжелое и грязное опустилось вниз и образовало землю. Так небо и земля, представлявшие собой вначале сплошной хаос, благодаря удару топором , отделились друг от друга. После того как это произошло, Паньгу, опасаясь, что они вновь соединятся, уперся ногами в землю и подпер головой небо. Так он стоял еще восемнадцать тысяч лет. За это время небо поднялось очень высоко, земля стала очень толстой, а тело Паньгу выросло необычайно. Наконец небо и земля стали достаточно прочными, и Паньгу мог более не опасаться, что они соединятся вновь, - ведь ему тоже надо было отдохнуть. В конце концов он, подобно людям, упал и умер. Вздох, вырвавшийся из его уст, сделался ветром и облаками, голос –громом, левый глаз – солнцем, правый – луной, туловище с руками и ногами – четырьмя странами света и пятью знаменитыми горами, кровь – реками, жилы – дорогами, плоть – почвой, волосы на голове и усы – звездами на небосклоне, кожа и волосы на теле – травами, цветами и деревьями, зубы, кости, костный мозг и т.п. – блестящими металлами, крепкими камнями, сверкающим жемчугом и яшмой, и даже пот, выступивший на его теле, превратился в капли дождя и росу. Одним словом, Паньгу, умирая всего себя отдал тому, чтобы этот новый мир был богатым и прекрасным.»

Наконец, прямо противоположный взгляд на происхождение мира и человека описан в библейской мифологии. Первая книга Моисея «Бытие» из «Библии» гласит следующее.

«Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, …и создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью. И стало так. И назвал бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

    Книга
    ... КАКФЕНОМЕНКУЛЬТУРЫ Сыктывкар 2005 УДК 168.522 ББК 71 И91 Историческое произведение какфеноменкультуры ... с. 23, 60 ... художественнойкультуры. Однако хотя он распространяет эстетический подход на все сферы своего творчества, искусству ... и оглавления, ...
  2. Оглавление 1 Пояснительная записка

    Программа
    ... по названию, оглавлению, отличать ... художественнойкультуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественномтворчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства ...
  3. Оглавление 1 Пояснительная записка

    Автореферат диссертации
    ... по названию, оглавлению, отличать ... художественнойкультуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественномтворчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства ...
  4. Этика художественного творчества

    Документ
    ... оглавление СТАТЬИ 4 Нравственные стимулы художественноготворчества ... как и для любого подлинно ху­дожественного таланта, выход заключался в «сдвиге мотива не цель». Искусство, художественноетворчество ... эстетическим феноменом. С ... культуры, факт искусства ...
  5. Оглавление стр i модуль

    Учебники
    ОГЛАВЛЕНИЕ ... 1 1 Итого к финансированию 2323 «Утверждаю» Директор ГОУ СОШ № ... видов искусств: музыкального, театрального, декоративно-прикладного и художественноготворчества, ... феноменам, как Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура ...

Другие похожие документы..