Главная > Документ


М. Мазаев.

Рысь

Рысь (Lynx) — род хищных млекопитающих из сем. кошачьих, характеризующийся признаками: умерено большая голова снабжена оканчивающимися кисточкой ушами и по большей части густыми бакенбардами; тело сжатое, на сильных высоких ногах; короткий хвост, не доходит до земли; последний коренной зуб нижней челюсти только с 2 бугорками, носовые кости отделены от верхнечелюстных сильно развитыми межчелюстными отростками лобной кости. Водятся во всех частях света, кроме Австралии, главным образом в лесистых местностях. 1) Обыкновенная P. (Lynx vulgaris) — наиболее широко распространенный вид, почти истребленный в Западной Европе и удержавшийся лишь в Пиренеях, Альпах, Карпатах и в Скандинавии; в северной России, Полесье, на Кавказе и Сибири она обыкновенна. 2) Пардовая P. (Lynx pardina) водится на больших полуов ах южной Европы, в особенности на Пиренейском. 3) Болотная Р. или чаус (Lynx chaus) водится почти во всей Африке, в южной и западной Азии (вокруг Каспийского и Аральского морей). 4) Северная или полярная Р. или пишу (Lynx borealis) водится в Северной Америке на С от Великих озер. 5) Рыжая или красная P. (Lynx rufa) — в Северо Американских Соед. Штатах. 6) Степная Р. или каракал (Lynx caracal) распространена по всей Африке и в Индии.

Г. Я.

Р. (охотн.) — питается всевозможными зверями, от самого мелкого до оленя и лося включительно, и птицами, чем наносит значительные опустошения в среде полезных промысловых животных. Несмотря на кровожадность этого зверя, охота на него не представляет опасности, так как раненая P., если имеет возможность бежать, всегда удаляется не только от человека, но и от собаки; если же она чувствует, что ей не уйти, то, защищаясь, яростно бросается на ближайшего врага и, пуская в дело когти, нередко наносит, особенно собакам, смертельные раны; вследствие этого нужно остерегаться подходить к раненой Р. Специальные охоты на нее — облава и с собаками (гончими, лайками и дворняжками), которые, вспугнув P., должны горячо преследовать ее до тех пор, пока она не вскочит, по своему обыкновению, на дерево; иногда P., обманув собак, бросается по их же следам в обратную сторону и, таким образом, попадает под выстрел следующих за собаками охотников. На дереве же Р. легко подпускает охотника и нередко выдерживает, не убегая, несколько выстрелов; утверждают, что при случайной встрече с P., сидящею на дереве, можно успеть сходить домой за ружьем, развесив свое платье на ветках. Кроме того, Р. добывают капканами, луками и пастями, ставя эти ловушки на рысьих тропах или около трупов животных, ими задавленных; иногда их подманивают криком зайца, а также загоняют на лыжах. Цена шкурки Р. колеблется между 5 и 20 руб., смотря по качеству. См. А. Черкасов, «Записки охотника Вост. Сибири» (СПб., 1867); Н. Дублянский, «Краткий очерк охоты в Суржанском у.» («Природа и Охота», 1885, ХII).

С. Б.

Рыцарский роман

Рыцарский роман. — Идеалы и традиции рыцарства отразились, наряду с лирическою поэзиею трубадуров или миннезингеров, в многочисленных романах, составлявших любимое чтение высшего общества и постепенно получивших своеобразную окраску в духе рыцарского кодекса, с которым сюжеты некоторых из них, относившиеся к более ранней эпохе, первоначально не имели ничего обоего. Р. мотивы проникают, например, в романы так назыв. бретонского цикла, которые были связаны с личностью легендарного короля Артура и витязей Круглого Стола. Христианские легенды вызвали к жизни знаменитые стихотворные романы Робера де Борона (XII в.) «Иосиф Аримафейский», «Мерлин», «Парцифаль», прозаически роман Вальтера Мапа («Св. Грааль») и др. Наряду с этими произведениями, носящими религиозную окраску, в состав цикла входили и чисто светские романы, воссоздававшие жизнь, подвиги и любовные похождения сподвижников Артура или таких лиц, деяния которых были только впоследствии отнесены к эпохе британского короля и поставлены в связь с героями Круглого Стола (Тристан, Ланселот и др.). Постепенно в обеих категориях бретонских романов стали определенно сказываться отголоски рыцарского миросозерцания, и эти романы стали в одно и то же время и ярким отражением рыцарских идеалов — благодаря чему они имели воспитывающее значение для ряда поколений, были настольною книгою всех рыцарей, желавших найти образец, достойный подражания, — и довольно правдивою, несмотря на значительное количество фантастических подробностей, картиною жизни европейского общества в эпоху рыцарства. Французский трувер XII в. Кретьен из Труа в особенности содействовал тому, что рыцарские идеалы придали совершенно новую окраску романам бретонского цикла, сделав из них как бы иллюстрацию или наглядное подтверждение того кодекса нравственности, религиозности, благородства, самоотвержения, мужества, соблюдение которого считалось обязательным для всякого истинного рыцаря. Лучшие из витязей, окружающих Артура, наделяются высокими нравственными качествами, входившими в состав Р. идеала; сам Артур становится типичным средневековым государем, а его двор с турнирами, пирами, отважными походами против врагов и культом женщины, в значительной степени списан с придворной жизни, как она сложилась в XI — XII вв. В одном из романов о Ланселоте lа Dame du Lac знакомит главного героя, еще в годы его отрочества, с правилами Р. кодекса, объясняет ему символическое значение доспехов. которые он будет носить, рассказывает историю происхождения самого института рыцарства. Тристан получает воспитание в рыцарском духе при дворе своего дяди, Марка Корнваллийского, с тем, чтобы отправиться затем странствовать по белу свету, ища подвигов и опасностей, сражаясь с чудовищами, посещая разные страны, причем в Ирландии ему предстоит встретить красавицу Изольду, неразрывно связанную с ним в народной памяти. Получившие Р. окраску бретонские романы оказали влияние на Тасса, Ариоста, Баярдо; заметны следы их воздействия на Спенсера, даже на Шекспира. Особенно пришлись они по вкусу немецким поэтам, которые не раз переводили или переделывали их; так напр. Вольфраму фон Эшенбаху принадлежит одна из лучших обработок легенды о Парцифале, о Готфриде Страсбургском; он по новому осветил легенду о Тристане и Изольде. Путем различных анахронизмов и свободного обращения с историей Р. идеалы проникли и в такую область, где они, казалось, были совершенно не на месте: в романы так назыв. античного цикла. Они придали оригинальную окраску роману о Троянской войне, написанному Бенуа де Сент Мором в XII в. Роман этот, не имеющий ничего общего с Илиадою и придерживающийся апокрифических сочинений троянца Дареса и критянина Диктиса, произвел громадное впечатление на проникнутое рыцарскими идеалами общество и вполне подошел к его вкусам, что доказывается переводами и переделками его, появившимися в Германии и Италии, позднее — в Польше и Сербии, а чрез их посредство — и в старой Руси. Герои Троянской войны у Бенуа де Сент Мора — чистокровные рыцари; Приам мало чем разнится от Артура и является, подобно ему, типичным средневековым правителем; его двор имеет все признаки той эпохи, когда турниры, блестящие сборища вассалов, походы против общего врага были в порядке вещей. То же самое мы видим в другом романе античного цикла — об Александре Македонском, авторами которого были Lambert le Court и Alexandre de Веrnау; в этом обширном стихотворном романе, изображающем фантастические приключения, героем которых будто бы был Александр Вел., знаменитый завоеватель всецело проникнут рыцарским духом, обнаруживает благородство души, чисто христианские добродетели, галантность по отношении к женщинам. Образование, будто бы им полученное в юности, совпадает с тем, которое в средние века считалось обязательным для человека из высшего круга. Популярность Р. романов держалась долго, даже когда рыцарство уже пало и его традиции были почти забыты, они продолжали интересовать и вдохновлять читателей в различных европейских странах; даже в начале XVII в. автору «ДонКихота» пришлось осмеивать увлечение своих соотечественников старыми романами, все еще не забытыми. Ср. Panlin Paris, «Les romans de la Table Ronde» (1868 — 1877); Abortion, «Histoire de la lagngue et de la litterature francaise au moyen age» (1876); Gaston Paris, «La litterature francaise au moyen age» (1888); John Colin Dunlop, «History of prose fiction» (т. 1, Лонд., 1888); A. Joly, «Benoit de S te More et le Roman Troyen» (1871); Talbot, «La legende d'Alexandre» (1850). Ю. Beceлoвcкий.

Рыцарство

Рыцарство. — P., как военное и землевладельческое сословие, возникло у франков в связи с переходом, в VIII в., от народного пешего войска к конному войску вассалов. Подвергшись воздействию церкви и поэзии, оно выработало нравственный и эстетический идеал воина, а в эпоху крестовых походов, под влиянием возникших тогда духовно рыцарских орденов, замкнулось в наследственную аристократию, сознававшую себя международным военным орденом. Усиление государственной власти, перевес пехоты над конницей, изобретение огнестрельного оружия, создание постоянного войска превратили феодальное рыцарство, к концу средних веков, в политическое сословие нетитулованной знати. — Еще в VII в. у франков преобладает пешее войско свободных, а на конях являются только дружинники короля (антрустионы); но затем от вестготов, в связи с нападениями арабов, проникает и во франкское государство конный строй. Так как свободным крестьянам было не под силу нести конную службу в отдаленных походах, то Каролингам, для создания конницы, пришлось опираться на сеньорат, на отношение между сеньором и его зависимыми людьми. Потребность во всадниках вызвала при Карле Мартелле и его сыновьях раздачу церковных земель на условиях прекария. Карл Мартелл раздавал церковные земли своим дружинникам (газиндам) и требовал от них конной службы. Затем на тех же условиях стали раздаваться и коронные земли, как бенефиции. С VIII в. для состояния газиндов является имя вассов, вассалов. Свободный, но, по недостатку собственности, неспособный к несению конной службы человек мог, как вассал, получить бенефиций или, как поселенец (Hintersasse) — участок оброчной земли. Наделение оброчной землей преследовало хозяйственные цели, раздача бенефиций — военные. В вассальные отношения становились отчасти свободные люди, отчасти несвободные. Свободный становился вассалом путем коммендации (mаnibus incites se tradit) и приносил своему сеньору присягу на верность (per sacramenitum fidelitas promittitur). В конце VIII в. присяга на верность требуется и от несвободных (servi), которые получали бенефиции или должности (ministeria) или становились вассалами. Карл Вел. еще применял в своих войнах пехоту; Людовик I и Карл II собирали в поход только конницу. В 865 г. от владельца 12 гуф земли требовалась кольчуга или чешуйчатый панцирь, т. е. принадлежности тяжелой конницы; легкая конница должна была являться с копьем, щитом, мечом и луком. Везде ниже панцирных рыцарей свободного состояния (milites) стояли легковооруженные всадники, несвободные по происхождению (vavassores, caballarii). Из оброчного населения можно было подняться в министериалы, получив должность при дворе сеньора, нести службу легковооруженного всадника, а затем, заслужив соответствующий бенефиций, перейти в тяжелую конницу и стать рыцарем. Таким путем из среды несвободных выделился привилегированный класс дворовых слуг (vassi, servi ministeriales, pueri) при богатых феодалах. Они занимали при феодальных дворах, подражавших двору королевскому, придворный должности — маршалка, сенешалка, шенка, кеммерера — или должности в домовом и поместном управлении — ключников, старост, — или несли конную службу, как вестники и конвойные. С развитием ленной системы министериалы получали лены и привлекались к рыцарской службе. В Германии министериалы с XI в. составляют особое сословие динcтмaннoв (Dienstmannen), стоявшее выше горожан и свободного сельского населения, тотчас позади свободных рыцарей. Признаком их несвободного состояния являлась невозможность бросить службу по произволу. Преимущества сословия министериалов побуждали свободных, а с половины XII в. — даже знатных добровольно подчиняться сеньорам, на правах министериалов. Это повышало положение класса в общественном мнении. Первое место среди министериалов принадлежало динстманнам короля и духовных князей (Reichsdienstmannen), далее шли министериалы светских князей. Прелаты, не равные князьям, и свободные феодалы не князья держали если и не динстманнов, то всетаки несвободных рыцарей, стоявших ниже министериалов. В южной и западной Германии такие milites (eigene Ritter) встречались даже на службе у тех же динстманнов. В Австрии и Штирии герцогским динстманнам удалось во второй половине XIII в. сравняться с местной знатью (они стали Dienstherren); их место, как динстманны, заняли несвободные рыцари (Eigenmannen). В северной Германии, где князья раздавали лены преимущественно динстманнам, знать с половины XII в. стала массами переходить в министериалы. Право являться в графском суде и быть шеффенами с половины XIII в. везде признано за динстманнами. В XIV веке совершенно забыто их несвободное происхождение, память о котором до XV в сохранилась для eigene Ritter. В XII в. рыцари свободные и рыцари министериалы различались как ordo equestris maior et minor. Переход новых слоев несвободных классов или свободного, но не военного населения в рыцарство был задержан в половине XII в.; с Гогенштауфенов немецкое Р. замыкается в наследственное сословие. Постановление Фридриха I от 1156 г. (Constitutio de расе tenenda) запрещало крестьянам носить копье и меч; даже купец не смеет опоясываться мечем, а должен привязывать его к седлу. Эта конституция вводить и понятие о рыцарском происхождении (Ritterburtigkeit); miles (всадник) имеет право на поединок, если может доказать свое рыцарское происхождение (quod autiquitus cum parentibus suis natione legitimus miles existat). По Саксонскому зерцалу у истинного рыцаря (von ridderes art) уже отец и дед должны были быть рыцарями. Другая конституция Фридриха I (Constitutio contra incendiarios, 1187 — 88 гг.) запрещала сыновьям священников, диаконов и крестьян опоясываться мечем по рыцарски. Во Франции знатными людьми считались собственники знатных земель, т. е. феодов (fiefterre); вторым признаком знатности сделалось допущение к посвящению в рыцари. Хотя простые люди и попадали иногда в рыцари, но преобладающим правилом было, что в рыцари посвящался владелец лена. Наделенные ленами министериалы, т. е. люди несвободных состояний (sergent fieffe, serviens), приравнивались к вавассорам, т. е. к низшей знати. Пока владение феодом было главным признаком знатности, горожане и даже крестьяне могли приобретать ее простой покупкой ленов. В конце XIII в. покупка феодов незнатными людьми была затруднена тяжелым побором (droit de franc fief), но в это время в знать можно было попадать и по пожалованию (lettre d'anoblissement) суверена; право пожалования в знать стало привилегией короля. В Англии право посвящать в рыцари (knight) рано стало прерогативой короны. Генрих III и Эдуард I требовали обязательного посвящения в рыцари от любого ленника, владевшего ежегодным доходом с земли не ниже 20 фн. Факт владения цензом взял верх над происхождением лица. Влияние церкви на военное сословие шло сначала через присягу на верность, затем через присягу земскому или Божьему миру, наконец — через обряд освящения оружия перед вручением его воину при достижении зрелости. «Верность» включает в себя исполнение христианского долга служить Богу, соблюдение государева мира по отношению к церквам, вдовам, сиротам, обязанность блюсти справедливость и т. п. Земский и Божий мир (treuga и pax), скрепляемый присягой, устанавливается государями и соборами. Pax охраняет от насилий все невоенное население — клериков, женщин, купцов, крестьян; treuga ограничивает распри между самими рыцарями. — Уже во времена Тацита вручение оружия молодому германцу в присутствии народного собрания означало признание его совершеннолетним; оружие вручал кто либо из вождей племени, или отец, или родственник юноши. Карл Вел. в 791 г. торжественно опоясал мечем своего 13 летнего сына Людовика, а Людовик, в 838 г. — своего 15 летнего сына Карла. Этот германский обычай лег в основание средневекового посвящения в рыцари, как в члены военного сословия, но был прикрыт римским термином; возведение в рыцари в средневековых латинских текстах обозначалось словами: «надеть воинский пояс» (cingulum militare римского солдата). Рыцарем долгое время мог быть сделан каждый, но на деле обыкновенно посвящались только сыновья рыцарей (дамуазо). «Дамуазо» проходили школу Р. при дворах своих будущих сеньоров, в звании оруженосцев (ecuyer). Сначала Р. давалось, по германской традиции, в 12, 15, 19 лет, но в XIII веке заметно стремление отодвинуть его к совершеннолетию, т. е. 21 му году. Посвящение чаще всего совершалось в праздники Рождества, Пасхи, Вознесения, Пятидесятницы; отсюда вытек обычай «ночной стражи» накануне посвящения (veillee des armes). Каждый рыцарь мог посвящать в рыцари, но чаще всего это делали родственники посвящаемого; сеньоры, короли и императоры стремились утвердить это право исключительно за собой. Посвящение в ХI II вв. еще просто. К германскому обычаю вручения оружия прибавились сначала только обряд подвязывания золотых шпор, облачение кольчуги и каски, ванна перед облачением; colee, т. е. удар ладонью по шее, вошел в употребление позднее. К концу обряда рыцарь вспрыгивал, не касаясь стремени, на лошадь, скакал галопом и ударом копья поражал манекены (quintaine), утвержденные на столбах. Иногда сами рыцари обращались за освящением оружия к церкви; таким образом стало проникать в обряд христианское начало. Под влиянием церкви германский военный обряд становится сначала религиозным, когда церковь только благословляет меч (Benir l'epee, в XII в.), а затем и прямо литургическим, когда церковь сама опоясывает рыцаря мечем (ceindre l'epee, в XIII в.). В древних епископских обрядниках различают Веnеdictio ensis et armorum (благословение оружия) от Benedictio novi militis (посвящение рыцаря). Древнейшие следы посвящения рыцаря церковью найдены в римской рукописи начала XI в., но затем до XIII в. нет следов Benedictio novi militis; можно думать, что этот обряд возник в Риме и распространился оттуда. Удар при посвящении в рыцари впервые упоминается в начале XIII в. у Ламберта Ардрского (Lambertus Ardensis), в истории графов де Гинь и д'Ардр (здесь канцлер Фома Бекет опоясывает меч, подвязывает шпоры и дает алапу молодому графу Балдуину де Гинь, служившему у него в качестве miles Edelknappe; в 1181 г. гр. Балдуин де Гинь сам дает алапу, опоясывает меч и подвязывает шпоры своему сыну Арнольду, уже испытанному воину). Алапа проникла и в церковный обряд Benedictio novi militis. По епископскому обряднику Гильома Дюран, епископ, после обедни, приступает к благословению меча, который обнаженным лежит на жертвеннике; затем епископ берет его и влагает в правую руку будущему рыцарю; наконец, вложив меч в ножны, опоясывает посвященного, со словами: Accingere gladio tuo super femur etc. (да будут препоясаны чресла твои мечом); братски целует нового рыцаря и дает alapa, в виде легкого прикосновения рукой; старые рыцари привязывают новому шпоры; все оканчивается вручением знамени. Рыцарский удар распространялся во Франции с севера. Современники видели в нем испытание смирения. Для несвободных всадников принятие в рыцари было равносильно освобождению, а потому вероятно именно при их посвящении и появляется впервые colee удар, который надо в таком случае сопоставить с римской формой освобождения per vindictam, сохранявшейся до VIII в. (формула отпуска раба на волю в церкви составлена по формуле освобождения per vindictam; в англонорманском праве встречается освобождение в народном собрании графства, путем вручения оружия). Под влиянием церкви окончательно сложились и заповеди Р. В 1330 г. Гильом, граф д'Остреван, получил, как рыцарь, следующие наставления от епископа города Камбрэ: ежедневно слушать натощак обедню; если нужно, умереть за веру; покровительствовать вдовам и сиротам; не начинать войны без причины; не поддерживать несправедливого дела, но защищать невинно угнетенных; во всех делах соблюдать смирение; охранять имущество своих подданных; не предпринимать ничего враждебного против своего сеньора. В Германии древний обряд при посвящении в рыцари знает только опоясывание мечем при совершеннолетии (Schwertleite); существование «удара» (Ritterschlag) до XIV в. не доказано. Граф Вильгельм Голландский не был еще посвящен в рыцари, когда в 1247 г. его избрали римским королем. У Иоганна Беки (ок. 1350 г.) сохранилось описание его посвящения в рыцари путем удара. Рыцарь должен быть «m. i. l. e. s.», т. е. magnanimus (великодушный), iugenuus (свободнорожденный), largifluus (щедрый), egregius (доблестный), strenuus (воинственный). Рыцарскою присягою (votum professionis) требуется, между прочим: ежедневно слушать обедню, подвергать жизнь опасности за католическую веру, охранять церкви и духовенство от грабителей, охранять вдов и сирот, избегать несправедливой среды и нечистого заработка, для спасения невинного идти на поединок, посещать турниры только ради воинских упражнений, почтительно служить императору в мирских делах, не отчуждать имперских ленов, жить безупречно перед Господом и людьми. Распространение в Германии colee могло быть в связи с французским влиянием при Карле IV. Рыцарский удар теперь получал тот, кто уже раньше владел оружием, тогда как в старые времена вручение оружия при совершеннолетии и посвящение в рыцари всегда совпадали. Простое вручение оружия осталось обязательным для каждого воина; торжественное освящение меча, золотые шпоры и «удар» стали признаком принятия воина в рыцарский орден. Молодой человек, получивший оружие, становится оруженосцем (scutarius, Knappe, Knecht, armiger, ecyyer). Но так как P. в социальном отношении замкнулось в высший слой военной знати, то из «оруженосцев» попадают в рыцари только сыновья рыцарей (chevalier, Ritter, knight); несвободные, повышаясь и получая тяжелое рыцарское вооружение, не называются теперь рыцарями, а попадают в среду знати как низший ее слой, под тем же именем «оруженосцев», которое сыновья рыцарей (Edelknecht, armiger nobilis) носят временно, перед посвящением в члены ордена. Р. становится не столько учреждением, сколько — по примеру Франции — идеалом для всего военного сословия средних веков. Поэтому не в анналах, а в поэзии (былины о поколениях героев, Chansons de geste XI в., в рукописях XII — XIII вв.) ярче всего запечатлелись образы рыцарей. Рыцарские доблести — мужество (pronesse), лояльность (loyaute), щедрость (largesse), благоразумие (le sens, в смысле умеренности), утонченная общительность (courtoisie), чувство, чести (honneur); рыцарские заповеди — быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелие, защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать свое слово, блюсти чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро и т. п. Позднее романы «Круглого Стола» вообще труверы и миннезингеры поэтизируют переутонченное придворное рыцарство XIII в. Среди всадников министериалов и оруженосцев, заслуживающих рыцарские шпоры при дворах сюзеренов, мог возникнуть и культ дам; долг повиновения и уважения по отношению к жене сеньора, как существу более высокому, превратился в поклонение идеалу женщины и служение даме сердца, по большей части замужней женщине, стоящей по общественному положению выше поклонника. Столетняя война между Францией и Англией в XIV в. внесла идею «национальной чести» в среду Р. обеих враждебных стран; идея национального соперничества в рыцарской доблести оживляет лучшие стороны сословия. Фруассар, в хрониках, посвященных преимущественно истории столетней войны, прославлял современное ему французское и английское Р. (напр. Эдуарда III и коннетабля Бертрана Дюгеклен); французский шамбеллан той же эпохи, Жоффруа де Шарни (Charny), написал целый трактат о рыцарстве. В отдельных воинах первоначальный идеал Р. воскресал иногда и в XVI веке — напр. в Баярде, рыцаре без страха и упрека, в императоре Максимилиане I, — но, как учреждение, Р. в сущности умерло вместе со средними веками. О вооружении рыцарей см. Доспех и Оружие. Когда тяжеловооруженные рыцари защищали себя одними только кольчугами, тогда (в XI — XII вв.) легковооруженные всадники являлись в битву совершенно без металлических доспехов; но в XIII в., по мере того, как тяжеловооруженная конница запасается нагрудниками и корсетами, у легковооруженных всадников появляется кольчуга. Каждый тяжеловооруженный рыцарь брал с собой в битву трех лошадей и одного, двух или трех оруженосцев, которые обыкновенно набирались из зависимых людей или рыцарских сыновей, не получивших еще посвящения в рыцари; эти оруженосцы первоначально шли в битву пешими и оставались во время схваток сзади линии, с запасными лошадьми и оружием. Когда в XIV в. укоренился среди рыцарей обычай спешиваться во время битвы, то оруженосцы стали набираться из легких всадников; счет рыцарскому войску стал идти по «копьям», считая по три всадника на одно рыцарское копье. На Рейне для той же рыцарской единицы появилось название «gleve» (glaive). Обыкновенным построением для отряда рыцарей в средние века был cuneus. т. е. клин. На такой «клин» иногда шло несколько сотен рыцарей, а иногда несколько тысяч. Чаще всего все рыцарское войско выстраивалось перед битвой в три боевые линии, одна за другой, а каждая боевая линия распадалась на «клинья» и имела центр и два крыла. В связи с военным бытом Р. зародились во Франции турниры и оттуда проникли уже в Германию и Англию (соuflictus gallici). Памятниками средневекового Р. остаются замки XII — XIV вв. С одичанием Р. такие замки превращались иногда в разбойничьи гнезда, опорные пункты для систематического грабежа соседей и проезжающих (Raubritter). Рудольфу Габсбургскому принадлежит честь уничтожения в Германии большого числа разбойничьих гнезд таких рыцарей грабителей. См. Gautier, «La Chevalerie» (Пар., 1884); Roth von Schreckenstein, «Die Ritterwurde und der Ritterstand» (Фрейбург на Бр., 1886); Alwin Schulz, «Das hofische Leben zur Zeit der Minnesinger» (1879 — 80, 2 изд., 1889); Kobler, «Die Entwickelung des Kriegswesens und der Kriegfubrung in der Ritterzeit». Популярный очерк дает Henne am Rhyn, «Geschichte des Rittertums» (Лпц.).

Eвг. Щепкин.

Рэлей

Рэлей (John William Rayleigh, род. в 1842 г.) — англ. физик, воспитанник Trinity College в Кембридже, до 1873 г. назывался J. W. Strutt, а с этого времени получил звание лорда Р. С 1879 г. заместил Максвелла, став профессором экспериментальной физики в университете в Кембридже; с 1873 г. состоит членом лондонского королевского общества. Его работы по весьма разнообразным отделам физики, преимущественно по акустике, оптике и электричеству, помещены, главным образом, в «Phil. Mag.», «London Math. Soc. Proc.» «London Roy. Soc. Proc.» и др. журналах. Лорду P., вместе с Рамзаем, принадлежит честь открытия в 1894 г. новой составной части воздуха — аргона.

Pюрик

Pюрик — имя русских князей: 1) Рюрик — первый русский князь, призванный «Чудью, Весью, Словенами и Кривичами», «из Варяг» (из племени Русь), «княжить и володеть ими»; в 862 г. занял Ладогу, а через два года, по смерти своих братьев Синеуса и Трувора, присоединил к ней и их владения — Белоозеро и Изборск; перенес столицу в Новгород и срубил город над Волховом (нын. Городище), где впоследствии жили новгородские князья. В другие города (по летописи — Полоцк, Ростов и Белоозеро) он послал «своих мужей». В 866 г. он отпустил к Царьграду двух своих бояр, Аскольда и Дира. По позднейшим летописям «П. С. Л.», т. IХ, 9) видно, что им далеко не все были довольны в Новгороде; многие бежали от него в Киев, а какойто Вадим возбудил восстание против него, но Р. одолел восставших. В 879 г. он умер, вручив правление и малолетнего сына своего Игоря своему родственнику Олегу. По некоторым известиям. у Р. была еще дочь и пасынок Аскольд. См. в VII томе «Полн. Собр. Лет.» (под 6367 г.) легенду о происхождении Р. от Пруса, брата имп. Августа. Потомство Р. правило в России слишком 700 лет, до смерти Федора Иоанновича (1598). Одни исследователи объясняют имя Р. из древне норманского языка, другие находят аналогичные ему и в славянском языке. 2) Рюрик, сын Ростислава Владимировича, правнук Ярослава Мудрого, князь леремышльский; участвовал в 1084 г. в изгнании Ярополка Изяславича из Владимира Волынского, а вскоре сам был выгнан Владимиром Мономахом. Умер в 1092 г. 3) Рюрик Василий, сын великого князя киевского Ростислава Мстиславича, правнук Владимира Мономаха, великий князь киевский. Впервые упоминается под 1157 г., как Овручский князь и участник с смольнянами в походе вел. князя Изяслава Давидовича на Туров. В 1159 г. отец послал его на помощь к кн. полоцкому Рогволоду Борисовичу против Ростислава Глебовича, и в том же году — к Святославу Ольговичу, против Изяслава Давидовича и половцев. В 1162 г. Р. ходил из Торческа против Изяслава Давидовича и отнял у Владимира Мстиславича Слуцк; в 1169 г., по смерти отца, участвовал в приглашении на киевское княжение Мстислава Изяславича и по его зову ходил походом на половцев, но в следующем же году, поссорившись с ним, помогал Андрею Боголюбскому разграбить Киев, за что Андрей посадил его в Новгороде (1170). Не поладив с новгородцами, он скоро уехал обратно в Овручь. Когда в 1174 г. Андрей Боголюбский, по подозрению в убийстве своего брата Глеба, хотел выслать братьев Р. из южной Poccии, он соединился с ними и занял Киев; затем осадил вел. князя Михаила Георгиевича в Topчecке, от которого, по мирному договору, получил Переяславль и, преследуемый огромною ратью Андрея Боголюбского, заперся в Белгороде. Избавясь от осады и возвратясь, в 1177 г., с неудачного похода на половцев, Р. уступил Киев Святославу Всеволодовичу Черниговскому, «не хотяче губити русской земли». Во время бегства Святослава за Днепр, в 1180 г., он вновь занял киевский стол, но, несмотря на победу над половцами, приведенными сыном Святослава Игорем, вторично уступил ему Киев, ибо, как говорит летописец, «возлюби мир паче ратных и пожити хотя в братолюбьи». В 1183 г., вместе с вел. кн. Святославом и другими князьями, разбил наголову половцев; вообще много способствовал спокойствию южной Руси, чем снискал себе любовь «крестьян и поганых». Когда умер Святослав, Рюрика с «радостию» приветствовали в Киеве и народ, и духовенство (1194). Став великим князем, он старался жить в мире с Всеволодом III Владимирским, которого считал старшим, и этим много предупредил усобиц на юге Руси. Однако, в 1202 г. Всеволод поссорил Р. с Романом Мстиславичем, которому он вынужден был уступить Киев. В следующем году, при помощи Ольговичей и половцев, Р. вновь занял Киев и предал его сильнейшему разграблению, «якого же зла не было от крещенья под Кыевом». В 1205 г. он совершил, вместе с Романом и другими князьями, удачный поход на половцев, но на обратном пути был насильно пострижен Романом в монашество, от которого избавился по смерти Романа (1206) и снова «седе Кыеве», но не надолго: во время его похода, вместе с Ольговичами, на Галицкую землю, Киев занял Всеволод Чермный, которому P., после некоторой борьбы, окончательно уступил великокняжеский стол, а сам занял Чернигов, где и умер в 1215 г. Р. и его брату Давиду автор «Слова о Полку Игореве» говорит: «Ваши шлемы позлащенные издавна обагряются кровию; ваши мужественные витязи ярятся как дикие волы, уязвленные саблями калеными». Р. приписывается построение в Киеве церкви во имя св. Василия (1207) и в Выдубецком монастыре — каменной стены (1199). Он был женат на дочери половецкого хана Белука. От него происходят князья Вяземские (см. «Полное Собрание Летоп.», т. II и VII).

В. Р — в.

Рюриковичи

Рюриковичи — русский княжеский род. раздробившийся с течением времени на множество ветвей. Разветвление начинается с Владимира Св., при чем прежде всех отделяется линия князей Полоцких, потомков Изяслава Владимировича. По смерти Ярослава Мудрого (1054) его потомство дробится на ветви, из которых наибольшее значение приобретает потомство его второго сына — Святослава и третьего — Всеволода. Святославичи распадаются на линии Давидовичей Черниговских, Ольговичей Новгород Северских и Ярославичей Муромо Рязанских; Всеволодовичи — или, собственно, Мономаховичи — на линии Изяславичей Волынских (впоследствии и Галицких), Ростиславичей Смоленских и Юрьевичей (или Георгиевичей) Суздальских (от Юрия Долгорукого). Последняя линия с конца XII в. приобрела преобладающее значение между князьями всей Руси; из ее происходят вел. князья Владимирские, впоследствии вел. князья и цари московские. Со смертью Федора Иоанновича (1598) династия Р. прекратилась, но отдельные княжеские фамилии продолжали существовать и до нашего времени. Вот перечень всех княжеских фамилий, причисляемых к P.: 1) от князей Полоцких: Витебские, Изяслсавскиe, Минские и Полоцкие. 2) Перемышльских: Галицкие 1 й ветви и Перемышльские. 3) Черниговских: Барятинские *), Белевские, Волконские, Воротынские, Горенские, Горчаковы, Долгоруковы, Елецкие, Звенигородские Рюмины, Зв. Барашевы, Зв. Спячие, Зв. Шистовы, Зв.Звенцовы, Зв. Токмаковы, Зв. Ноздреватые, Карачевские, Кашины, КлубковыМасальскиe, Козельские, Кольцовы Масальские, Конинские, Курлятовы, ЛитвинoвыMaсальcкиe, Лыковы, Масальские, Мачевские, Мезецкие, Ногтевы Оболенские, Оболенские, Оболенские Стригины, Об. Ярославовы, Об. Нагие, Об. Телепневы, Об.Овчинины, Об. Черные, Об. Белые, Об. Золотые, Об. Серебряные, Одоевские, Осовицкие, Перемышльские (Перемышля Калужского), Пенинские, Репнины, РепниныВолконские, Святополк Мирские, Святополк Четвepтuнcкиe, Спашские, Торусские, Тростенские, Туренины, Тюфякины, Хотетовские, Щепины Оболенские и Щербатовы. 4) Рязанских: Муромские и Пронские. 5) Галицких (Галича Южного): Бабичевы, Бакриновские, Волынские, Друцкие, Др. Озерецкие, Др. Соколинские, Др. Горские, Др. Любецкие, Др. Подбережские, Заславские, Луцкие, Острожские и Кутятины. 6) Смоленских, старшей ветви — Вяземские, младшей — Березуйские, Дашковы, Жижемские, Козловские, Коркодиновы, Кропоткины, Порховские, Селеховские, Соломерецкие и Фоминские. 7) Ярославских: Алабышевы, Аленкины, Бельские, Великогагины, Голыгины. Дуловы, Деевы, Жировы Засекины, Заозерские, Засекины, Зубатые, Кубанские, Курбские, Львовы, Моложские, Морткины. Охлябинины, Пенковы, Прозоровские,Сандыpeвскиe, Сисеевы, Сицкие, Сонцовы, Сонцовы Засекины, Судцкие, Темносиние, Троекуровы, Ухорские, Ушатые, Хворостинины, Юхотские, Шамины, Шастуновы. Шаховские, Шехонские, Шуморовские и Щетинины. 8) Ростовских: Бахтеяровы Ростовские, Бритые Р., Буйносовы Р., Бычковы P., Гроздевы Р., Голенины Р., Голубые Р., Касаткины Р., Катыревы Р., Ласткины P., Лобановы P., Приимковы P., Пужбальские Р., Темкины Р., Хохолковы Р., Щепины Р. и Яновы Р. 9) Белозерских: Андомские, Белосельские, Видбольские, Карголомские, Кемские, Сугорские (2 х ветвей), Ухтомскиe и Шелепшанские. 10) Суздальских: Барашины, Брюхатые Шуйские, Глазатые Шуйские, Горбатые Шуйские, Кирдяпины Шуйские, Нижегородские, Ногтевы Суздальские, Скопины Шуйские и Шуйские. 11) Московских: Боровские, Верейские, Волоцкие, Галицкие, Можайские, Углицкие и Шемякины. 12) Тверских: Дорогобужские, Кашинские, Микулинские, Телятевские, Холмские и Чернятинские. 13) Стародубских: Гагарины, Голибесовские, Гундуровы, Ковровы, Кривоборские, Льяловские, Небогатые, Неучкины, Осиповские, Палецкие, Пожарские, Ромодановские, Ряполовские, Татевы, Тулуповы и Хилковы. Кроме этих княжеских фамилий от Рюрика происходят еще следующиие дворянские фамилии, утратившие княжеский титул: 1) от князей Черниговских: Огинские, Пузины и Сатины, 2) Смоленских: Аладьины, Бокеевы, Внуковы, Всеволожи, Губастые, Даниловы, Дмитриевы Мамоновы, Еропкины, Заболоцкие, Карповы Далматовы, Кислеевские, Молодые, Монастыревы, Mycoргские, Нетшины, Полевы, Ржевские, Рожественские, Судаковы, Татищевы, Толбузины, Травины, Цыплетевы и Шукаловские; 3) Галицких (1й ветви Галича Северного): Березины, Ивины, Ильины, Ляпуновы, Осинины. См. П. Долгоруков, «Российская Родословная Книга» (СПб., 1855). В. Р в.

Рябина

Рябина (Sorbus aucuparia L.) — древесное растение из сем. розанных, достигающее до 15 м. высоты. Почки войлочно пушистые. Листья крупные непарно перистые, о 11 — 23 почти сидячих, продолговатых, остропильчатых, в молодости волосистых, потом почти голых листках. Белые многочисленные цветки собраны в густые щитовидные соцветия, появляющиеся на концах ветвей. В цветке развит околопестичный околоцветник из чашечки и венчика, много тычинок и пестик о трех столбиках. Плод — шарообразная или овальная ярко красная ягода с мелкими семенами. Семена по краю округлые. Р. широко распространена; она растет отдельными экземплярами, не образуя сплошных зарослей, по лесам, рощам, между кустарниками, по всей Европе, доходит до крайнего севера, а в горах поднимается до самой границы растительности, где она становится уже кустарником, по всей Азии и в Сев. Америке. Р. часто разводится как декоративнее дерево; плоды ее идут в пищу, а древесина для столярных изделий.

С. Р.

Рябина, вследствие большой ее распространенности и невысокого качества ее плодов, принадлежит к числу малоценных плодовых деревьев. Наиболее известна так называемая обыкновенная P. (S. aucuparia), которая растет в изобилии в наших садах и лесах, без всякого ухода. Плоды Р. идут в довольно значительном количестве на приготовление столь распространенной в России настойки — рябиновки, а равным образом — потребляются в сыром виде, слегка подмороженным, затем, в пастиле и в варенье. Из видоизменений Р. назовем желтоплодную, с довольно крупными ягодами, и сладкую P., с мелкими ягодами, почти без кислоты и горечи, разводимые прививкою на обыкновенной рябине, которая, в свою очередь, размножается семенами, а также на груше или боярышнике. Рябина на почву довольно неприхотлива и уживается одинаково как на солнцепеке, так и в тени, как на влажных, так и на сухих почвах, но лучше удается на черноземной почве, не сырой, но и не сухой, и в хорошо освещенном месте. В южных, юго западных и отчасти в средних губерниях разводится крымская, крупноплодная P. (Sorbus domestica), выведенная в Крыму татарами. Ягоды этой Р. достигают величины обыкновенной сливы; в средней полосе России сорт этот требует на зиму покрышки. Третий сорт — шведская P. (Sorbus intermedia), применяемая, как и первые две, в качестве подвоя для груш особенно в формовой культуре. В этом отношении Р. имеет большое значение и большую будущность, нежели как плодовое дерево.

Е. К.

Рязанское великое княжество

Рязанское великое княжество — составилось из земель, прежде принадлежавших Чернигову, и выделилось в самостоятельное владение, сначала под названием Муромо Р. княжества, в 1127 г., когда Ярослав Святославович, воспользовавшись борьбою Святославичей черниговских с киевским князем, утвердил за собою Муром и Рязань. После его смерти в Муроме сел старший его сын Святослав, а следующий, Ростислав — в Рязани; последний, перейдя по смерти брата в Муром, в Рязани посадил своего младшего сына Глеба (1145). Уже при Ростиславе Р. князья начали подпадать под влияние суздальских князей. Несмотря на довольно упорную борьбу, особенно при Глебе Ростиславиче, это влияние стало настолько сильно, что Всеволод III Юрьевич свободно распоряжался и князьями P., и их войсками и землями. Он являлся в Р. область для улажения междоусобиц Р. князей, дважды опустошил страну и город Рязань (1186 и 1208 гг.), отвозил в плен князей и ставил вместо них своих наместников. Главною причиною такого порабощения Р. князей были их взаимные усобицы. В 1217 г. шестеро Р. князей было убито Глебом Владимировичем. В 1219 г. Ингвар Игоревич овладел всею Р. областью. При его преемнике Юрии Игоревиче, великом князе P., Р. княжество достигло больших размеров, по среднему течению р. Оки, с ее притоками, и имело множество городов, большая часть которых была основана Юрием (Старая Рязань, Переяславль Рязанский, Пронск, Белгород, Ростиславль, Ижеславль, Дубок, Перевитск, Коломна и др.). В 1237 г. в пределы Р. княжества вступил со своими полчищами Батый; Юрий Игоревич, тщетно обращавшийся за помощью к соседним князьям, решился один защищать Рязань, но на шестой день осады был убит, а город взят татарами и разорен до основания, вместе с некоторыми соседними городами. Кроме Юрия погибли еще его брат Олег, племянники Роман, Глеб и Давид и сын Федор, с женою Евпраксией и сыном Иваном. Единственному оставшемуся в живых Ингварю Ингваревичу (умер 1252) пришлось очень много потрудиться над внутренним устроением города. После него Р. князьями были: его брат Олег (умер 1258); Роман Олегович, замученный татарами в 1270 г. и причисленный к лику святых; Федор Романович (умер 1294), при котором татары дважды опустошили Р. область и самую Рязань; Ярослав Романович (умер 1299); Константин Романович, разбитый Даниилом Александровичем Московским и убитый в плену в 1306 г.; Василий Константинович, убитый в орде в 1308 г.; Иван Ярославович, против которого сражался в 1320 г. Юрий Данилович и который был убит татарами в 1327 г.; Иван Иванович Коротопол, участвовавший в походе Ивана Калиты на Новгород (1333) и изгнанный из Рязани татарами (1342); Ярослав Дмитрий Александрович (умер 1344); Иван Иванович (умер 1351). С самого начала XIV в. Р. князья вступают в борьбу с московскими и, вследствие своего взаимного соперничества, особенно борьбы Пронска с Рязанью, подпадают под сильное влияние Москвы. С вступлением на великокняжеский стол Олега Ивановича (1351 — 1402) начинается эпоха наибольшего могущества Р. княжества. Неблагоприятные географические и исторические условия помешали, однако, Олегу создать из Рязани особый центр, около которого могла бы собраться юго вост. Россия. История Р. княжества при преемниках Олега Ивановича представляет собою постепенный переход от самостоятельности к окончательному соединению с Москвою. Уже сын Олега, Федор (умер 1427), был вполне подчинен московскому князю. За ним следовал его сын, Иван, впервые упоминаемый в летописи под 1430 г., когда он вступил в союз с Витовтом, обязавшись ему «служить верно», «без воли его никому не пособлять, ни с кем не доканчивать». Вскоре этот союз он заменил союзом с московским князем, которому помогал в борьбе его с Юрием Дмитриевичем Галицким; после поражения Василия соединился с Юрием (1437), но чрез семь лет снова был в союзе с московским князем, хотя не прерывал сношений и с литовским. При нем татары несколько раз опустошили Р. область. Перед смертью (1456) Иван Федорович поручил свое княжение и сына московскому князю, который, после восьмилетнего управления Рязанью чрез своих наместников, возвратил ее Василию Ивановичу, княжившему до 1483 г. в полном согласии с соседями и с Москвой, чему очень много способствовала мать его, княгиня Анна Васильевна, любимая сестра Иоанна III. После него правили Иван Васильевич (умер 1500) и Иван Иванович. Последний владел уже незначительною частью Р. обл., так как еще в 1503 г. его дядя Федор завещал свой удел Иоанну III. Заподозренный в сношениях с крымцами, Иван Иванович был вызван московским вел. князем в Москву и там заключен под стражу (1520). В следующем году, во время нашествия на Москву крымцев, ему удалось бежать из Москвы; не принятый в Переяславле, он ушел в Литву и получил от Сигизмунда I в пожизненное владение мст. Стоклишки в Ковенском повете, где и умер в 1534 г. С пленением Ивана Ивановича прекратилось существование Р. княжества; оно стало областью Москвы, управляемою ее наместниками. Из позднейших событий в Р. области можно указать только на разорение ее татарами (1521, 1541, 1564 и 1594 гг.) и на участие рязанцев, в эпоху самозванщины, в защите и освобождении Москвы от поляков. О двух других уделах Р. земли, Муромском и Пронском, см. XX, 214 — 215 и XXV, 446 — 447. Ср. Т. Я. Воздвиженский, «Историческое обозрение Р. губ.» (М., 1822), Д. Иловайский, «История Р. княжества» (М.; 1858); А. Экземплярский, «Великие и удельные князья северной Руси в татарский период, с 1238 по 1505 г.» (СПб., 1891, т. II); «Труды Р. Архивной Комиссии», в 13 тт. которых много историч. и археологического материала о Р. крае.

В. Р — в.

Рязань

Рязань — губ. гор., на р. Трубеже, в 2 вер. от впадения ее в Оку, на железнодорожном пути, соединяющем Москву с Казанью и со всем юго востоком России. Много садов; город расположен красиво на крутых и высоких берегах Трубежа. Жит. 44552 (24704 мжч. и 19848 жнщ.). Р. принадлежит к старейшим городам Русского государства; он упоминается в летописи, под именем Переславля Рязанского, в 1095 г. Укрепления города, в начале XIII в., образовали собою кремль, остатки которою еще сохранились. На месте кремля ныне помещаются Спасский м р и архиерейский дом. Из 36 правосл. церквей более древние: црк. Бориса и Глеба (XII ст.; около церкви — пирамидальный памятник, на месте погребения св. Василия, еп. рязанского); Христорождественский храм (прежде Успенский), в период ряз. княжества служивший усыпальницею вел. князей и княгинь; Архангельский собор, построенный, как полагают, при вел. кн. Олеге Ивановиче и служивший домашнею церковью кн. рязанских, впоследствии — усыпальницей рязанских иерархов. Успенский кафедр. собор замечателен в архитектурном отношении: он имеет в дл. 55 арш., в шир. 33, в высоту 102 ар.; в нем ик. Божией Матери Федотьевская, явившаяся в 1487 г. близ с. Федотьева, и икона Божией Матери Муромской, принесенная в Р. св. Василием в XIII ст. Монастыри Спасский муж. (XV ст.), Троицкий муж. и Казанский жен. Муж. гимназия и прогимназия (487 уч.), жен. гимназия (316), учител. семинария с образцовой школою (127), духовн. семинария (627 уч.), училища: жен. епарх. (556), духовн. муж (268), городское (146). Всех учебных завед. в 1896 г. было 31, с 3862 учениками (2316 мальчиков и 1546 девочек). Р. губ. ученая архивная комиссия; при ней исторический музей (значительная коллекция древностей губернии), архив и библиотека. Общ. врачей, с библиотекой и музеем. Общ. сел. хозяйства. Братство св. Василия (миссионерское) имеет библиотеку и книжный склад. Благотворительное общ.; общ. для пособия учащим в народн. шк.; вспомогательное общ. приказчиков общ.; для пособия воспитанникам и воспитанницам гимназии, духовн. сем. и жен. епар. уч. Богаделен 6, приютов 2; в них призревалось детей 471, взрослых об. п. 245. больница и дом умалишенных губ. земства, уезд. зем. больница, 3 аптеки. Городских доходов в 1894 г. получено 172670 руб., из них с недвижимых имущ. 51186 руб., с документов на торговлю — 12489 р., с трактирных и т. п. заведений — 11400 руб. Израсходовано 170722 р., в том числе: на город. управление 16658 р., на учеб. зав. 8309 руб., на благотворительность 2902 руб., на врача 687 руб. Отд. банков госуд., дворянского и крестьянского, обществ. банк Сергея Живаго, отделения некоторых столичных банков. Фабрик и заводов в 1896 г. было 20, с производством на 657400 руб., при 532 рабоч.; из них более значительные — 3 зав. восковых свечей (309 тыс. руб.), 1 сел. хоз. орудий (220 тыс. руб.) и 1 винокуренный (47500 руб.). Ремесленников 3689. В Р. и ее пригородных слободах развито плетение кружев. Всех документов на право торговли выдано в 1896 г. 1864, в том числе свидет. 1 й гильдии 40, 2 й — 740 и на мелочной торг 441. Телефон. Ср. Диттель, «Святыни и древности г. P.»; «Рязанские достопримечательности»: Смирнов, «Святыни г. P.»; Добролюбов, «Ист. стат. описание церквей и монастырей рязанской епархии».

А. Ф. С.

История. Под именем Резань, Резань и, наконец, Рязань с 1096 г. в летописи упоминается нынешнее село Старая Рязань, основанная, вероятно, около 1060 г. Святославом Ярославичем Черниговским и бывшая столицею Рязанского княжества. Со времени татарского нашествия Р. почти не упоминается в летописях, а все главнейшие события в истории княжества сосредоточиваются около Переславля Рязанского, т. е. нынешней Р. Основание последнего относится к 1095 г. и приписывается Ярославу Святославичу. Вторым и главнейшим устроителем Переяславля Рязанского был епископ Арсений, укрепивший его в 1198 г. В течение XIII в. (кроме 1294 г.) Переславль Рязанский в летописях не упоминается. Приблизительно с половины XIV в. он был столицею Рязанского княжества. Много раз он подвергался опустошениям, особенно сильным в 1320, 1356, 1377, 1513 гг., но оставался самым укрепленным пунктом в стране и наиболее многолюдным. По воеводским спискам 1684 г., он состоял из двух частей — Кремля и Острога. Первый имел вид четырехугольника, 768 саж. в окружности, и с трех сторон был окружен высокими и крутыми берегами pp. Трубежа и Лыбеди, а с четвертой, западной, защищен искусственно. Острог, упоминаемый впервые в 1513 г., был окружен деревянною стеною; возле него, на берегу Трубежа, находился владычий двор, в котором до 1564 г. жили рязанские епископы, потом перешедшие в Кремль. В 1708 г. Переславль Рязанский был причислен к Московской губ., а через 11 лет сделан ее провинциальным городом. В 1778 г., при образовании Рязанского наместничества, он переименован в Рязань и сделан губернским городом, каким оставлен и по новым штатам 1796 г. Слово «Рязань» прежде неправильно производили от глагола резать, затем сближали его с словом ряса, означающими топкое, болотистое место, поросшее кустарником; с большим вероятием г. Любомудров производит его от названия мордовского племени Эрзи, на том основании, что до прибытия сюда славян (вятичей) Рязанская область была заселена мордовскими племенами.

В. Р — в.

Рязанский уезд занимает площадь в 3942,4 кв. вер., а за исключением озер — 3898,9 кв. вер. или 405456 дес. Удобных земель (по исследованию земства) 385651 дес. Окою уезд делится на 2 части: южную, холмистую и густонаселенную, на северную низменную, лесистую, местами болотистую и заселенную лишь по северной, более возвышенной окраине. Почвенные условия обеих частей у. также совершенно различны. Жирная суглинистая, местами черноземная почва южной половины хотя и требует удобрения, но дает посредственные урожаи на местах; где унаваживание производится не ежегодно; сплошного удобрения здесь нельзя встретить даже в лучших. хозяйствах. Песчаная, местами иловатая почва сев. части у., без постоянного удобрения, совершенно неплодородна. По берегам р. Оки прекрасные заливные луга. С покосов на Ю уезда сено получается сочное, душистое, в северной (Заокской или Мещерской) сторон луга тощие. Богатые залежи фосфоритов (разрабатываются); добывается также торф. Уезд орошается рекою Окою и ее притоками, из которых более значительные: Вожа, Меча, Трубеж и Пра; судоходна одна Ока; на ней в пределах уезда 10 пристаней. Озер и болот много по левой стороне Оки, в сев. части у. Озера лежат среди болот или в долине р. Оки; все озера незначительны. Особенно болотиста часть у., прилегающая к границе Спасского у.; из болот более обширное — Большое, которое, соединяясь со многими другими, оканчивается громадными Родовицкими болотами. Начиная с 1867 г. в уезде осушено болот более 1 тыс. дес. В 1887 г. лесами занято было 125820 дес. (св. 30% площади у.) Леса сосредоточены в северной части уезда; на юг от Оки они встречаются небольшими рощами. Жителей в у. (без Рязани) 170959, в том числе 79522 мжч. и 91437 жнщ.; население великорусское, главная масса его — православные; раскольников ок. 4000. По раскладке земства на 1898 г., казне принадлежало 28488 дес., городу 447 дес., частным владельцам 188868 дес., крестьянским обществам 164365 дес. Прежде главная масса частновладельческих земель находилась во владении дворян: в 1865 г. им принадлежало 154039 дес. К 1895 г. дворянское землевладение сократилось до 89773 дес., т. е. на 42%. По данным за 1896 г., из 100 дес. общего количества земли приходилось 35 пахотной, 32 лесной, 23 лугов, выгонов и проч., неудобной 10 дес. Скота у крестьян: раб. лошадей 25440, жеребят 3853, коров 26470, телят 14576, овец 80727, свиней 9730. 1 заводская конюшня, 3 конских завода и несколько заводов рогатого скота. Хлебопашество составляет важнейшее занятие крестьянского населения. В 1897 г. под посевами было: ржи 26000 дес., овса — 11500, гречи — 2000, проса — 3000, картофеля — 5500, чечевицы — 1500, остальных яровых хлебов — 3500 дес. При среднем урожае хлеба не хватает на покрытие потребностей местного населенна. Сады и огороды, расположенные вблизи г. Рязани, имеют промышленное значение. В 1896 г. местными промыслами занимались 14203 чел.; более всего плотников, сапожников, портных и кузнецов. Фабрик и заводов 359, с производством на 2433510 р., при 2744 рабоч.; по оборотам первое место занимают шпалопропиточный завод (186 тыс. р.), 2 машиностроительных (450 тыс. руб.). 5 лесопильных (210 тыс. р.), 25 сенопрессовальных (103 тыс. руб.), 20 ватных фабрик (973 тыс. руб.), 38 суконных и шерстобитных (260 тыс. руб.). Торговых документов в уезде выдано в 1896 г. 1393, из них гильдейских — 281, на мелочную торговлю — 861. Народных школ в Р. у. в 1896 — 97 уч. г. было 123; из них 73 земские (в 1865 г., при введении земских учреждений, шк. в у. было всего 4), 2 минист., частных 6, церк. приход. и грамоты — 42. Учеников 8011 об. пола (ок. 50% всех детей школьного возраста); из них 5380 (67%) обучались в земских школах. На содержание школ израсходовано 61450 р. (в том числе 36192 р. земством). Преподавателей в народных школах 130 чел. (73 жнщ.) и 82 законоучителя. Земская богадельня на 100 чел., колония и приют для малолетних преступников, 3 больницы на 104 кровати; врачей на службе земства 5, низшего медиц. персонала 7, ветеринарный врач 1. По земской смете 1898 г. назначено на расходы 242584 р., из них на содержание управы 15670 р., на народное образование 37632 р., на медицинскую часть и общ. призрение 43902 р. Почт. телеграф. учреждений 3. Церквей правосл. 112 (55 камен. и 57 дер.); м рей 3, два муж. и один женский. Р. у. интересен в археологическом и историческом отношении; несколько старинных церквей, много предметов каменного века (раскопки Парковского могильника около Рязани); найдены клады с арабскими монетами и предметами из драгоценных металлов.

A. Ф. С.

Рязань Старая

Рязань Старая — с. Рязанской губ., Спасского у., при р. Оке, в 2 вер. от уездного города; ныне незначительное селение, в XI — XIII вв. была столицею велик. кн. рязанских. Упоминается впервые в 1096 г.; в 1208 г. была сожжена Всеволодом Юрьевичем, кн. муромским, в 1237 г. разорена Батыем и позже неоднократно подвергалась опустошениям, что и было причиною перенесения столицы в Переяславль Рязанский (ныне гор. Рязань). Как город, Р. Старая упразднена в XVIII в. Остатки укреплений, зданий, гробниц вел. князей; при раскопках находят много древних драгоценных вещей. Пристань на Оке, почта и телеграф.

Ряса

Ряса — верхняя одежда христианских священнослужителей, которую они носят вне богослужения. Это — широкая прямая одежда (иногда лишь несколько суживающаяся в поясе), покрывающая все тело от шеи до пят, с большими рукавами, от половины руки расширяющимися. Цвета она может быть, для всех лиц белого духовенства и для епископов, всякого (не исключая и белого), для лиц монашествующих — только черного. В первые три века христианские священнослужители в своей частной жизни одевались, вероятно, как миряне. Отправляя апостолов на проповедь (Map. VI, 9), Христос сказал им: обувайтесь в сандалии, но не облачайтесь в две ризы. Это не установляло, однако, общего правила относительно одежды духовенства: иначе апостолы не употребляли бы впоследствии, поверх хитона, фелони (2 Тим. IV, 13). Слова Христа обусловливались, вероятно, временем года, когда апостолы отправлены были на проповедь. Паллий (в его первоначальном виде) был, по видимому, предпочтительно употребляем клиром в качестве верхней одежды или P., еще со времен апостольских. Еще до христианства верхней одеждой людей серьезных, например, посвящавших себя изучению наук, был преимущественно паллий, называвшийся плащом философов. Его усвоили себе, с некоторыми изменениями, и клирики, бывшие прежде философами. Такой плащ или паллий носил блаж. Иероним, которого, поэтому, не один раз принимали за философа, а иногда за обманщика, который чужою формой одежды хотел усвоить себе не свое звание, о чем сам Иероним пишет к Марцелле (послан. XXXVIII, 5). Pallium asceticum надевали иногда и епископы, не бывшие аскетами, напр. Мартин Турский (IV в.), но большинство их воздерживалось от употребления этого костюма, непопулярного в народе. Известно, что pallium ascelicum не носили ни Киприан Карфагенский, ни блаж. Августин. Папа Целестин (V в.) запретил клирикам этот вид одеяния; в VI в. его уже вовсе не существовало. Епископы в IV в. иногда носили верхнюю одежду белого цвета, но этот обычай не был общим. С V в. начинает упоминаться habitus religionis — одежда «религиозного характера», которая могла быть употребляема клириками в их обыденной жизни, подобно тому, как священные облачения употребляются ими при богослужении. Особая одежда — «церковная» (clericalis) — дается Герману Оксерскому и Цезарию Арльскому, при первом их вступлении в клир. На существование особого и от богослужебных облачений, и от одежд мирских костюма клириков в это время указывает Аполлинарий Сидоний, в письме к одному из своих друзей, вступившему в клир. В VI в. стали одеваться по новому, по образцу варваров, покоривших римские области; место длинного костюма римского, полного «важности и достоинства», заступили одежды короткие. Церковь держала себя в стороне от этих новшеств и тщательно хранила вид и материал древней одежды церковной. Собор агдский (506 г., прав. XX) обязывает клириков носить одежду и обувь, какие употреблялись ими дотоле, При Григории Вел. клирики одевались «поримски», в одежды длинные, чем они отличались от мирян. Эту одежду св. папа называет «одеждой религиозной», «святой» — название новое, неизвестное в предыдущие века. Мартин, епископ пражский (572 г.), предписывает клиру иметь верхнюю одежду до пят. На Востоке только в VII в. одежда клириков стала отличаться от одежды мирян. Трулльский собор в прав. 27 установляет, что клирики должны носить одежды «уже определенные» для состоящих в клире. VII й всел. собор, в прав. 16, говорит, что «всякая роскошь и украшение тела чужды священнического чина и состояния». По словам Вальсамона (в толковании на вышеупомянутое правило), клирики носили во время собора особенно роскошные одежды, так наз. «экзанитовые», у которых нижние части были не только другого цвета, но и златотканые. В VIII в. однообразие одежды клира на Востоке снова исчезло, под влиянием иконоборства. В Х веке все клирики носили обязательно одежду черную. В западной церкви цвет одежды клириков не был определен канонически до XVI в. Действующие правила относительно одежды клириков в римской церкви санкционированы триентским собором. Особенно разнообразны в католичестве одежды церковных орденов. Некогда главные цвета монашеского одеяния на Западе были — темно красный каштановый и коричневый.

Н. Б — в.

Ряска

Ряска (Lemna L.) — родовое название растений из сем. рясковых. Это — крохотные многолетние растеньица, плавающие обыкновенно в громадном количестве на поверхности тихо стоячих вод. Между цветковыми растениями Р. наиболее редуцированы: у них нет расчленения на стебель и лист, и все тело их представлено зеленою пластинкою, несущею снизу один корень, а по бокам сзади боковые, такие же пластинчатые побеги, сидящие в особых углублениях, так наз. кармашках. Побеги разрастаются, обособляются и таким образом происходить размножение Р. Цветут они крайне редко. Цветки мелкие, невзрачные, однополые, появляются в кармашке. Они собраны в мелкие соцветия, состоящие из двух мужских цветков, низведенных до 2 тычинок, и одного женского цветка, представленного лишь пестиком. Соцветие снабжено небольшим листовым придатком, напоминающим крыло у початкоцветных. Завязь одногнездная с 1 — 4 — 6 семяпочками. Плод — мешочек. Семя имеет толстую кожуру и небольшой белок; при прорастании оно вскрывается крышечкою. Род Lemna распадается на подроды: 1) Hydrophace (завязь с одною семяпочкою; белок трехслойный; сюда относится обычное в наших водах L. trisulca L. — погруженное в воду растение, побег имеет вид продолговатоланцетного прозрачного листка с тонкою ножкою; боковые побеги не отделяются от произведшего их, отчего растеньице кажется очень ветвистым. L. minor L., также обычное у нас растеньице, плавающее на поверхности воды; тельце его округлое, эллиптическое, непрозрачное; не суженные в ножку боковые побеги вскоре обособляются от произведшего их; 2) Telmatophace (завязь с 4 6 семяпочками; белок однослойный; сюда относится редкое у нас растение L. gibba L., раздутое тельце которого содержит воздушные полости). Представители Р. встречаются во всех странах света как в умеренных, так и с тропическим климатом, но только в пресной воде. Р. идет в пищу свиньям, курам, гусям и уткам («утиная трава»). С. Р.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Энциклопедический словарь (С) Словарь Брокгауза и Ефрона – 12 Савва

    Документ
    ... в СПб. 10,7°; в Москве 11,2°, в Христиании 11,2°, в Копенгагене 12,8° в Берлине ... сельскохозяйственного отдела в «ЭнциклопедическомСловаре»Брокгауза и Ефрона, где помещены, между ... благословении и праведнии, в рай невозбранно». Ангел сверху накладывает ...
  2. Энциклопедический словарь (К) Словарь Брокгауза и Ефрона – 6 Кааба

    Документ
    ... «Вагант» Ф. А. Брокгауз, И. А. ЕфронЭнциклопедическийсловарь (К) СловарьБрокгауза и Ефрона – 6 Кааба Кааба ... — 0,7 куб. м.) 7,0 — 16,2%; среднее 11,6 и крупных стволов (0,7 — 2,0 куб. м.) ... замечателен портрет д ра Раухфуса, последняя предсмертная ...
  3. Энциклопедический словарь (К) Словарь Брокгауза и Ефрона – 6 Кааба

    Документ
    ... «Вагант» Ф. А. Брокгауз, И. А. ЕфронЭнциклопедическийсловарь (К) СловарьБрокгауза и Ефрона – 6 Кааба Кааба ... — 0,7 куб. м.) 7,0 — 16,2%; среднее 11,6 и крупных стволов (0,7 — 2,0 куб. м.) ... замечателен портрет д ра Раухфуса, последняя предсмертная ...
  4. Энциклопедический словарь (Х Я) Словарь Брокгауза и Ефрона – 14 Хабаровск Хадж

    Документ
    ... «Вагант» Ф. А. Брокгауз, И. А. ЕфронЭнциклопедическийсловарь (Х Я) СловарьБрокгауза и Ефрона – 14 Хабаровск Хабаровск ... 13/4%, итальянцев 11/2%, шотландцев 11/2%, датчан 11/2%, голландцев 1%, ... (у гр. Фюрстенберга) и «Рай, Чистилище и Ад» (последняя ...
  5. Энциклопедический словарь (Х‑Я) Словарь Брокгауза и Ефрона – 14 Хабаровск Хадж

    Документ
    ... «Вагант» Ф. А. Брокгауз, И. А. ЕфронЭнциклопедическийсловарь (Х‑Я) СловарьБрокгауза и Ефрона – 14 Хабаровск Хабаровск ... 13/4%, итальянцев 11/2%, шотландцев 11/2%, датчан 11/2%, голландцев 1%, ... (у гр. Фюрстенберга) и «Рай, Чистилище и Ад» (последняя ...

Другие похожие документы..