Главная > Документ


Статья может быть теоретической (аналитической), содержать изложение хода и результатов экспериментальных исследований, чем, в частности, бывает определена ее структура. В принципе статья строится как научно-монографическое произведение небольшого объема. Она обычно снабжается библиографическим списком, имеет библиографические ссылки.

Реализация концепции издания осуществляется редактором, начиная с анализа оценки авторского оригинала произведения. Это требует знаний общенаучных понятий, а также научной ситуации в области, к которой относится тема анализируемого произведения, и информационно-коммуникативных запросов читателей. Для правильной и всесторонней оценки авторского оригинала произведения редактору важно опираться на помощь научных консультантов и рецензентов.

Редактор должен обратить внимание на актуальность темы и обоснованность ее выбора. Хотя выбор темы бывает предопределен планом изданий данного издательства и к тому же еще планом научно-исследовательских работ, она ко времени поступления авторского оригинала к редактору может потерять свою актуальность. Кроме того, в современных условиях в системе книгоиздания, в том числе и научного, могут возникать ситуации, когда требуется принять в работу внеплановый авторский оригинал. Актуальность темы определяется ее научным и народнохозяйственным значением, а также соответствием современному уровню и перспективам развития науки и производства.

Оценив актуальность темы, редактор определяет полноту и точность отражения в авторском оригинале вопросов, предусмотренных планом-проспектом. При этом редактор может обсудить с автором и при необходимости обратить его внимание на целесообразность уточнений и изменений, имеющих важное значение для подготовки издания. Тут редактор должен учитывать, что от написания проспекта до завершения авторского оригинала проходит порой значительное время, поэтому отступления от ранее принятого плана могут быть обусловлены, в частности, логикой объективного развития науки.

На стадии первичного анализа и оценок авторского оригинала редактору следует еще раз обратиться к выяснению того, какое место займет данное издание в ассортименте литературы по освещаемой теме. Для этого требуется знать, когда и какие книги изданы, какие имеются в продаже, какие подготавливаются к печати и т.д.

Анализируя разработку темы, редактор пользуется общими критериями, применяемыми в теории и практике редактирования, учитывая при этом специфику научного произведения. Редактор оценивает научность, достоверность, обоснованность фактического материала, его репрезентативность, полноту; структуру произведения, логику его построения, языково-стилистические качества, реализацию замысла (цели исследования), чтобы составить достаточно полное представление о целесообразности работы над подготовкой издания. На методику редактирования конкретных произведений научной литературы оказывают влияние их жанровые особенности, резко выраженная специализация и глубокое расчленение современной науки на отдельные отрасли, что является следствием ее дифференциации и одновременно с этим интеграции. Своей спецификой отличается редактирование произведений в различных областях наук - естественных, общественных, технических. На работу редактора над научным произведением и подготовкой издания налагает отпечаток и взаимодействие наук, которое приобретает все более актуальный характер. Усиление взаимосвязи общественных, естественных и технических наук, что рассматривается в качестве ведущей тенденции современной науки, ставит задачу комплексного подхода к редакторскому анализу и оценке содержания научного произведения.

Содержательную основу научного произведения составляет фактический материал. Факты научно документируют процесс и результат исследования, обусловливают научную значимость полученного результата и его новизну. Анализируя фактический материал, редактор должен учитывать, что подлинная наука ничего не должна принимать на веру, она существует и развивается на почве достоверных фактов. Под фактом понимаются объективно существующая вещь, свойство, явление, событие, рассматриваемое обособленно от своей системы и условий, т.е. как нечто единичное, познанное человеком. До времени пока явление или событие не установлено и не познано, его нельзя считать фактом науки. Когда же оно установлено и доказано, оно становится и отображается как объективная истина.

Первая элементарная операция с фактами начинается с описания, она сводится к фиксированию, перечислению, группированию и установлению их связи с научными понятиями. Последующая задача заключается в том, чтобы обобщить факты, объяснить их, найти их закономерную связь. Объяснить данный факт - значит поставить его в объективно существующую причинную, закономерную взаимосвязь с другими фактами, со всей совокупностью известных фактов, поставить в связь со всеми существующими положениями науки. Отдельно взятые, случайные факты в лучшем случае могут служить лишь иллюстрацией, отдельными примерами в суждении, но не доказательством его истинности. Умение различать необходимые и случайные факты позволяет редактору выяснить их важность в развитии логики научного исследования.

На основе фактов, правильного их объяснения рождается научная теория. Факты, взятые в их объективной связи, служат критерием степени научности, т.е. содержательной стороны теории. Связь с фактами, неотрывность от них имеет решающее значение для устойчивости теории, ее незыблемости. Связь теории с фактами заключается и в том, что она выражает знания о законах соответствующей науки и диктует критерии точности и адекватности при оценке фактов и определении их достоверности. Наконец, научная теория сама является фактом. Факты в научном произведении отражают все многообразие информации, относящейся к предмету исследования, как исходной, так и получаемой и привлекаемой в ходе исследования и являющейся ее результатом. Это все то, что составляет информационную опору исследования и новое научное знание. Сюда относятся данные наблюдений и ранее выполненных научных работ, гипотезы и экспериментальные данные, известные и новые теории, законы и закономерности, классификации и типологии как формы научного знания, авторские методы, приемы доказательств, суждения и т.п. Относят к фактическому материалу также систематические сведения, имена, названия, даты, формулы, цитаты. Все факты должны рассматриваться как элементы определенной системы и в связи с темой научного произведения и предметом исследования; они должны иметь целостный характер и вписываться в иерархическую структуру системы, их целесообразность, наличие и необходимость должны быть обусловлены целью и задачами исследования.

Поскольку одна из задач редактирования состоит в том, чтобы обеспечить гармоничное единство содержания и формы научного произведения, большое значение имеет анализ его структуры. Детальное изучение структуры, сознательная акцентировка внимания на этом аспекте анализа позволяют добиться ясности изложения материала, сконцентрировать интерес читателя и направить его восприятие на первоочередное постижение наиболее значительных в научном отношении фрагментов текста.

Работа над структурой, усовершенствование ее в процессе редактирования - весьма важная и ответственная задача, решение которой требует глубокого осмысления произведения в целом. Одно из основных требований к структуре произведения - чтобы материал излагался по четкому плану. Реализация этого требования достигается, когда в произведении отражена внутренняя логика развития и характер отражаемого предмета или явления, когда изложение содержания отражает жанровую специфику произведения и подчинено целевому назначению издания. Весьма важно, чтобы структура научного произведения обеспечивала возможность ясно видеть, как достигнута цель исследования.

В принципе в научных произведениях, составляющих основу научных изданий, в таких, как научная монография, статья, доклад, можно выделить три части: вводную, основную и заключительную. Каждая из них имеет свое назначение, построение и содержательное наполнение.

Во вводной части обычно обосновывается актуальность темы и целесообразность ее разработки (решения научной проблемы или задачи), приводится цель исследования; могут быть обозначены условия, в которых проведено исследование, изложен метод; дается краткая характеристика и оценка результатов (новизна, теоретическая и практическая значимость); указывается степень апробации и реализации результатов; отмечаются особенности исследования, изложения материала. Задача вводной части - подготовить читателя к восприятию произведения в целом, ориентировать его в материале.

Основная часть имеет цель показать процесс исследования проблемы и разработки темы, пути получения результатов и сами результаты. Здесь приводятся постановки задач, их решения, необходимые описания и объяснения, доказательства и обоснования. Основная часть служит формированию нового научного знания на основе анализа и синтеза информации.

В заключительной части в соответствии с логикой исследования подводится итог работы, формулируются выводы, приводятся рекомендации, указываются возможные направления последующих научных исследований, чем подчеркивается непрерывность науки, ее динамичность и постоянство развития.

Анализируя и оценивая структуру произведения, редактор обязан обратить внимание на то, имеется ли четкая постановка задачи, учитывается ли читательский адрес, как выделены результаты исследования. Структура должна обеспечивать быстрое, точное, доходчивое доведение содержания до читателя.

Анализируя авторский оригинал произведения, редактор обязан оценить значимость его различных частей и соотношение между ними. Нужно убедиться, что текст не перегружен второстепенными материалами и особенно такими, которые представляют собой черновые, предварительные, рабочие варианты без необходимых обобщений и выводов. Одно из основных требований заключается в том, чтобы материал был изложен по четкому плану. Отсюда от редактора требуется оценить план изложения в целом и по отдельным частям. Не следует удовлетворяться только тем, что научное произведение имеет достаточно выраженное деление на вводную, основную и заключительную части. Не менее важно установить, насколько логично деление основной части на разделы, главы, параграфы и абзацы. Система рубрик является наглядной формой реализации внутренней структуры научного произведения. Однако не следует принимать без анализа рубрикацию, предложенную автором. Может случиться так, что предложенное им оглавление не во всем отражает содержание произведения. Поэтому в процессе чтения авторского оригинала редактору следует составить свой план, имея в виду, что рубрикация является важным средством, обеспечивающим реализацию авторского замысла, всесторонне исследовать взятый им предмет, выявить его существенные отличительные черты и связь с другими, ему подобными, предметами действительности. Таким образом, структура научного произведения неразрывно связана с содержанием и логикой его изложения, она подчинена созданию условий удобства работы читателя над произведением, быстрого и точного нахождения нужной информации.

Основой произведения является текст, в нем заключено содержание, он служит носителем основной информации. Именно поэтому в работе редактора над произведением главное внимание уделяется тексту. Отсюда важно знать, что текст должен обладать такими свойствами, как развернутость, целостность, системность, связность, завершенность. Как носитель содержания, как основа произведения текст создается автором с определенным целевым назначением, с помощью текста автор устанавливает связь со своим собеседником - читателем книги, включается в систему научной коммуникации.

Строго логическое построение текста, плавное его развитие, когда каждая авторская мысль не только вытекает из некоторых посылок, но и имеет закономерные ассоциативные связи с другой, причастной к ней информацией, включая личный авторский опыт, можно считать лишь идеалом. Редактору следует учитывать, что в структуре научного текста можно выделить понятийно-логическую, оценочную составляющую и композицию содержания. Эти компоненты являются средством обеспечения таких отличительных свойств текста, как единство и связность. Потребность в связях становится затем необходимой в процессе синтеза информации. Для этого используется логическая связь, которая обеспечивает смысловую последовательность и непротиворечивость изложения и определяет способ группирования материала. При этом важно соблюдать единый подход к рассматриваемым явлениям (предметам).

Редактор оценивает целесообразность использования различных методов изложения. Обычно изложение ведется от частного к общему - методом индуктивного рассуждения, умозаключения, либо от общего к частному - дедуктивным методом рассуждения. Процесс индуктивного обобщения сводится к переносу знания, полученного путем исследования некоторой совокупности предметов, на более широкий круг предметов. Индуктивный метод играет большую роль в формировании общего научного знания - в открытии законов, выдвижении гипотез; он создает научную базу для формирования и введения в науку новых понятий. Индуктивное положение обладает высокой степенью доказательности, хотя и считается менее экономичным, чем дедуктивное, с точки зрения требуемого объема текста. Индукция тесно связана с дедукцией, поскольку любой единичный факт может быть понят только через включение его в уже сложившуюся систему понятий. Вместе с тем дедукция зависит от наблюдения, эксперимента и индукции. Дедуктивный метод является основным при построении и обосновании теорий.

Метод изложения определяется природой предмета исследования, характером информации и читательским адресом. В научном произведении используются логический и исторический методы изложения. Первый дает возможность проследить ход авторского рассуждения, создать модель научного исследования, всесторонне рассмотреть тот или иной объект. Изложение строится на основе показа причины и следствия, элементов и результата их взаимодействия, исследования отдельных частей и всей структуры в целом. Логический метод предполагает последовательное членение материала на смысловые фрагменты. Чаще всего он используется в произведениях, где всесторонне анализируются свойства предмета или явления, различные стороны одного объекта научного познания. Этот метод отличается высокой информативностью.

Исторический метод изложения позволяет показать процесс развития событий или явлений в их строгой, чаще всего хронологической последовательности. Он эффективен в тех произведениях, которые призваны отразить развитие изучаемого явления последовательно, этап за этапом, с выявлением и всесторонним анализом причинно-следственных связей. Исторический метод динамичен и относительно несложен для восприятия.

Сочетание логического и исторического методов изложения содержания служит основой более сложных в познавательном отношении методов построения произведений научной литературы. К ним относятся метод восхождения от абстрактного к конкретному и метод спирали, используемые в крупных теоретических работах и являющиеся свидетельством диалектического осмысления научных фактов.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному дает возможность на основе глубокого анализа научных понятий синтезировать конкретное знание об изучаемом предмете или явлении. Синтез всегда начинается с простейших абстракций и фиксирует единство многообразного синтеза существующих определений научного понятия.

Метод спирали предполагает постепенное развертывание признаков анализируемого в произведении научной литературы предмета или явления. Он не только отражает структуру научного материала, но и дает возможность оказать целенаправленное влияние на ход читательского восприятия. Метод спирали основан на постепенном развитии мысли путем повторения ее каждый раз на новом, более высоком уровне обобщения.

Научное знание по своей форме имеет субъективный характер, поскольку «выражается и резюмируется в виде понятий, которые, как и ощущения, суть субъективные образы объективного мира». Субъективный момент в содержании научного знания возрастает по мере перехода от естественных наук к техническим и далее к общественным. Следовательно, процесс и результат исследования зависят не только от разработки и выбора правильного, объективного метода, но и личных качеств исследователя.

Данное положение имеет прямое отношение к редактированию. Известно, что накопление разрозненных фактов, противоречащих теории, никогда не ведет к ее разрушению. Обычно ученые не спешат отвергать хорошо сконструированную научно-теоретическую систему до тех пор, пока не появится другая, столь же стройная концепция, которая сумеет объединить отдельные, необъяснимые ранее факты в целостную картину. Противоположная ситуация возникает из того, что любая система знаний приобретает характер устойчивого равновесия, вследствие чего складывается стереотип мышления. Эта устойчивость придает автору убежденность в правоте, которую он может отстаивать с напором и активностью, находясь во власти стереотипа, в то время как в первом случае автор может выступить с поспешным выводом. Если у редактора нет убедительных аргументов, ему трудно вызвать сомнения у автора и поколебать его ошибочную убежденность.

Эти качества связаны между собой, они зависят, прежде всего, от соблюдения логики в изложении. Не меньшее значение имеют краткость, лаконичность. Растянутость, многословие - верный прием скрыть отсутствие подлинной мысли. Часто это проявляется в том, что автор прибегает к нагромождению множества терминов, к длиннотам и путанице в языково-стилистических оборотах.

Большое значение для выполнения изложенных требований имеет использование терминов. В научном тексте, в котором основным средством отображения содержания является понятийный аппарат, терминологической лексике отводится весьма важная роль. Использование научной терминологии - наиболее оптимальный вариант обеспечения точности изложения содержания. За счет тщательного выбора наиболее подходящих терминов и других языковых средств - лексических, грамматических и синтаксических - достигаются адекватность и однозначность передачи смысла.

Анализ терминологии относится к одной из обязательных составляющих работы редактора над подготовкой научного произведения к изданию. Важно не допустить ошибочного использования терминов и добиться точного и однозначного их употребления. Возможные ошибки могут быть следствием нарушения существующих отношений между отражаемыми в произведении понятиями, что может проявляться в так называемой ложной синонимии. Ее причинами могут стать отсутствие четких границ между понятиями, смешение терминов различных научных дисциплин, использование профессионализмов в качестве терминов. Очевидно, что многозначность термина в пределах одного произведения может оказаться серьезной помехой для читателя. Терминологические ошибки в научном произведении одной многозначностью не ограничиваются. Редактору необходимо внимательно анализировать и оценивать терминосистему, придавая этому такое же значение, как и работе над фактическим материалом.

Особенностью научного стиля является широкое использование слов и словосочетаний, которые выполняют роль связующих средств или так называемых скрепов. Благодаря их умелому использованию достигается связность текста, его логическое развитие и развернутость; эти языковые средства служат оформлению ретроспективно-сопоставительных оценок в процессе исследования, применяются в рассуждениях, доказательствах, являются важным средством при обосновании достоверности фактов. Редактор должен с пониманием относиться к этим языковым средствам, оценивая их использование с позиций целесообразности.

В научном произведении, пожалуй, как ни в каком другом, используются все известные средства отображения содержания - текст, формулы, таблицы, иллюстрации; используются элементы всех литературных жанров - информационного, аналитического, художественно-публицистического. При всем стремлении оставаться объективным ученым исследователь так или иначе выражает свое отношение к предмету и ходу исследования, он не бывает бесстрастным в оценках работ, принадлежащих другим авторам, и равнодушным к своим результатам. Экспрессивность как выразительная сила высказывания может находить свое проявление в использовании соответствующих языковых средств или их определенной организации, а также в оценках. Конечно, редакторская оценка стиля изложения научного произведения базируется прежде всего на соответствии авторской манеры нормам и стандартам научной коммуникации, жанровым и видовым особенностям будущего издания. Должно соблюдаться и основное требование - доказательность и объективность всех суждений и оценок как основа достоверности научного результата. Однако при всем при этом эмоциональные и экспрессивно-оценочные моменты, личные пристрастия, автора могут иметь место в произведении, с чем редактору нужно считаться. Главное, чтобы это было в рамках морали и этики.

2.5.

Подготовка справочного аппарата

Неотъемлемой составной частью каждой научной книги является ее справочный аппарат. Его необходимость и значение определяются тем, что он ориентирует читателя в содержании книги, обеспечивает удобство пользования ею, быстрое и безошибочное отыскание нужных сведений. Аппарат служит связующим звеном данной книги с другими источниками информации, указывает ее место в научно-коммуникативном потоке. Огромна роль аппарата научной книги при решении информационно-поисковых задач, когда требуется обнаружить и отыскать книгу в потоке источников информации или получить сведения о ее содержании. Еще в середине прошлого века ученых беспокоило положение, которое складывалось с информационном обеспечением науки. Академик С. И. Вавилов писал тогда: «Современный человек находится перед Гималаями библиотек в положении золотоискателя, которому нужно отыскать крупинки золота в массе песка».

Аппарат научной книги является основным идентификационным элементом при всех вариантах ее разыскания и особенно при автоматизированном поиске. Согласно стандарту справочный аппарат входит в состав авторского текстового оригинала произведения. Однако на практике авторы ему уделяют аппарату недостаточно внимания; его подготовкой нередко пренебрегают, считая (и не без основания) эту работу трудоемкой и длительной. К тому же она требует определенной квалификационной подготовки и ведет к удорожанию книги.

Ответственность за оснащение издания аппаратом лежит на редакторе. Ему приходится учитывать все факторы, которые связаны с подготовкой аппарата, помня при этом, что аппарат является важнейшим элементом культуры издания. Редактор принимает во внимание жанровою специфику произведения и вид издания, характер информации, область науки, к которой относится издание, сложившиеся в книгоиздании традиции, требования, стандарты, роль аппарата в работе с книгой, научной коммуникации и информационном поиске.

Такой элемент аппарата, как выходные сведения, есть в любом издании. Оформляются выходные сведения согласно ГОСТ 7.4-95 и традициям издательства.

В научной книге на обороте титульного листа в зависимости от научной области помещают реферат или аннотацию. Первый публикуется в изданиях по естественным и техническим наукам, в нем приводится краткое изложение содержания произведения: предмет (проблема) исследования, его цель, основной результат и его научно-информационная значимость. В аннотации, которая является элементом издания в области общественных наук, приводится краткая характеристика содержания.

Научная книга не обходится безбиблиографического аппарата, к которому относятся библиографические ссылки и библиографические списки. Это объясняется тем, что каждое научное исследование обычно начинается и затем проводится на основе изучения предшествующих и современных научных достижений. Исследователю приходится составлять и вести списки источников, по ходу работы делать ссылки на использованные источники. В изданиях научной литературы широко используются практически все виды библиографических ссылок, установленных стандартом (ГОСТ 7.1-84). По завершении научной работы и при письменном оформлении ее результатов составляется библиографический список источников, который также предусмотрен указанным стандартом.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Редакторская подготовка изданий

    Автореферат диссертации
    Антонова. Редакторскаяподготовкаизданий Глава 1. Видо-типологический состав и классификация изданий Концепция и общая модель изданияРедакторская работа в книжном деле ...
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины литературное редактирование обучающихся по направлению подготовки бакалавров москва

    Учебно-методический комплекс
    ... Текст]: учебник для вузов / С.Г. Антонова, В.И. Васильев, И.А. Жарков [и др.]; под ред. С.Г. Антоновой. – М.: МГУП, 2002. – 468 с. Антонова, С.Г. Редакторское дело в современных условиях ...
  3. М инистерство образования и науки (34)

    Рабочая программа
    ... И.А. и др. Редакторскаяподготовкаизданий: Учебник/ под ред. Антоновой С.Г. – М.: МГУП, 2002. – 468 с. Антонова С.Г. Принципы формирования иллюстративного ряда издания. Редакторские ...
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины литературное редактирование москва

    Учебно-методический комплекс
    ... Текст]: учебник для вузов / С.Г. Антонова, В.И. Васильев, И.А. Жарков [и др.]; под ред. С.Г. Антоновой. – М.: МГУП, 2002. – 468 с. Антонова, С.Г. Редакторское дело в современных условиях ...
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины литературное редактирование москва

    Учебно-методический комплекс
    ... . – 256 с. Антонова, С.Г. [и др.] Редакторскаяподготовкаизданий [Текст]: учебник для вузов / С.Г. Антонова, В.И. Васильев, И.А. Жарков [и др.]; под ред. С.Г. Антоновой. – М.: МГУП ...

Другие похожие документы..