Главная > Анкета


Научно-практическая конференция младших школьников

«Я познаю мир»

Секция: «Мир вокруг нас»

Автор:

Схоменко Дарья

3 класс «А» МОУ СОШ №2

Динского района, ст. Динской

Научный руководитель:

Долганова Е. А.,

учитель начальных классов

Ст. Динская 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…1-2

Глава 1 … 3-11.

  1. 1. Тайна возникновения шахмат. …4.

  1. 2. История возникновения шахмат….4-5.

  1. 3. Шахматы в России….6.

  1. 4. Шахматы в современном образовании…. 7.

  1. 5. Шахматы в искусстве… 8

1.6. Наука и шахматы… 8-9

1.7. Математика на шахматной доске. … 9-10

1.8. Компьютерные шахматы.…10-11.

1. 9. Чемпионы мира по шахматам…. 11.

Глава 2. … 12.

2.1. Анкета «Шахматы – это интересно». … 12.

Заключение … 13.

Список литературы …14.

Приложения … 15.

Приложение I. Фотографии. … 16-19.

Приложение II. Награды…. 20-21.

Приложение III. Фотографии и имена чемпионов мира по шахматам….22-30.

Краткая аннотация

В работе рассказывается об истории шахмат – когда возникли шахматы, что означает само слово «шахматы», когда появились первые шахматные задачи, какие были раньше правила игры, перечисляются имена чемпионов мира.

Проведено анкетирование учащихся, с целью выяснить, почему надо дружить с шахматами, как относятся к этой игре мои одноклассники.

Сделаны выводы и даны рекомендации.

Аннотация

Цель исследования:

  • узнать историю шахмат – когда возникли шахматы, что означает само слово «шахматы», когда появились первые шахматные задачи, какие были раньше правила игры, имена чемпионов мира;

  • изучить, как относятся к этой игре мои одноклассники.

Задачи исследования:

  • прочитать и изучить информацию, касающуюся происхождения шахмат, историю этой игры;

  • узнать имена чемпионов мира по шахматам;

  • провести анкетирование учащихся и выяснить, почему надо дружить с шахматами;

  • сделать выводы и рекомендации.

Для написания работы были использованы следующие методы:

1. Метод теоретического исследования (анализ исторического материала, литературы по данной теме).

2.Обобщение результатов своей деятельности в шахматном кружке.

3. Метод анкетирования и наблюдения (анкетирование учащихся своего класса).

4.Обобщение данных и составление работы.

В работе затронуты следующие вопросы:

  • Тайна возникновения шахмат.

  • История возникновения шахмат.

  • Шахматы в России.

  • Шахматы в современном образовании.

  • Шахматы в искусстве.

  • Наука и шахматы.

  • Математика на шахматной доске.

  • Компьютерные шахматы.

  • Чемпионы мира по шахматам.

Проведено анкетирование учащихся своего класса «Шахматы – это интересно».

Сделаны следующие выводы:

В шахматы я научилась играть в 7 лет. Я постоянно участвую в шахматных турнирах и по итогам соревнований получаю грамоты, медали и подарки. (Приложение I. Фотографии), (Приложение II. Награды)

В нашем классе многие ребята занимаются шахматами уже третий год и для своего возраста играют хорошо. Этому во многом способствует наш классный руководитель, благодаря которому в нашем классе регулярно проходят занятия по шахматам.

Являясь древней игрой, шахматы имеют очень интересную историю с различными мифами и легендами.

В течение многих и многих лет, в различных странах, у разных народов, шахматы менялись внешне (фигуры) и внутренне (правила игры). В современные дни шахматы добрались даже до космоса.

С шахматами нужно дружить, потому что эта игра развивает ум, логическое мышление, способность мыслить на несколько шагов вперед, делает детей более организованными, собранными и внимательными.

Являясь увлекательной игрой, шахматы учат меня быть более вдумчивой, принимать правильные решения для достижения цели. В этом заключается спортивный азарт, что закаляет характер, а победы в турнирах дают большой эмоциональный заряд!

Считаю, что данный предмет необходим в начальной школе.

ВВЕДЕНИЕ

Я испытываю сожаление к лю­дям, не знающим шахмат, как бывает жаль человека, не изве­давшего чувства любви. Как любовь, как музыка, шахматы обладают способностью де­лать человека счастливым.

Зигберт Тарраш, международный гроссмейстер.

А. Краткая характеристика современного состояния проблемы.

В ХХI веке и последующих столетиях человечеству придется решать ряд сложнейших проблем, назревших к концу ХХ века, вплоть до сохранения жизни на планете. Справиться с этими проблемами смогут только высокообразованные и высоконравственные люди. Мировой педагогической практикой давно признано, что уникальным средством обучения и развития является игра. Именно поэтому можно рассматривать интеллектуальную игру как одну из перспективных форм работы в школе, способную развивать не только ученика, но и саму систему образования…. Игра – хороший тренер.

Итак, школа, и, в первую очередь, начальная школа, нуждается в учебном предмете, который бы обеспечивал игровой характер обучения, улучшение логического мышления детей, способствовал бы изучению процесса принятия детьми решений, воспитывал бы ответственность за принимаемые решения и в то же время являлся бы интеллектуальной игрой. В качестве такого предмета в начальной школе могут быть использованы и уже используются шахматы.

Шахматы... Это одно из самых древних и прекрасных изобретений человечества. На протяжении многих столе­тий шахматы волнуют сердца миллионов людей. В чем же главная притягательная сила этой древней и вечно молодой игры? Ответ напрашивается сам со­бой. На шестидесяти четырех клетках дере­вянные фигурки в миниатюре воспроизводят жизнь и борьбу человека, силу и слабость его духа, его дости­жения и упущения, радости и печали. Они развивают смекалку и математиче­ские способности, воспитывают характер и волю. С помощью шахмат человек может на­учиться держать себя в руках в самых разных жизненных ситуациях, поскольку в этой игре каждый имеет возможность, как почувствовать вкус победы, так и ощутить горечь поражения. Кроме того, шахматы учат противостоять пси­хологическому давлению соперника. Именно этот опыт позволяет человеку безболезненно переносить любые жизненные испытания… Но главное их достоинство заключается в том, что это один из самых лучших и увлекательнейших видов досуга, когда-либо придуманных человечеством. Вот почему, когда я встречаю людей, которые не знают, как ходят шахматные фигуры, мне становится жаль их. Иногда мне кажется, что это почти то же самое, что не владеть азбукой! Впрочем, людей, незнакомых с шахматами, сейчас все меньше и меньше, и скоро вы их совсем не найдете.

1.

Б. Обоснование актуальности выбранной темы.

Актуальность заключается в том, что во все времена, в далекие прошлые и в настоящие современные, шахматы привлекали и привлекают к себе большое внимание, как детей, так и взрослых. Мудрость, увлекательность и спортивный азарт этой игры никогда не позволят ей стать неинтересным и скучным занятием. Шахматы были, есть и будут всегда!

В. Практическое значение работы.

Я занимаюсь в шахматном кружке и хочу, чтобы как можно больше ребят играло в эту игру. Считаю, что начальная школа, нуждается в учебном предмете, где могут быть использованы шахматы.

Исследование может быть использовано классными руководителями при проведении тематических классных часов, может быть взято учениками и их родителями на вооружение; дать ответы на некоторые интересующие вопросы.

Г. Цель и задачи исследования.

Цель моей работы

  • узнать историю шахмат – когда возникли шахматы, что означает само слово «шахматы», когда появились первые шахматные задачи, какие были раньше правила игры, имена чемпионов мира;

  • изучить, как относятся к этой игре мои одноклассники.

Исходя из данной цели, я определила для себя следующие задачи:

  • прочитать и изучить информацию, касающуюся происхождения шахмат, историю этой игры;

  • узнать имена чемпионов мира по шахматам;

  • провести анкетирование учащихся и выяснить, почему надо дружить с шахматами;

  • сделать выводы и рекомендации.

2.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

А. Обзор литературных источников

Книги:

  • Анатолий Карпов « Учитесь шахматам», Эгмонт Россия ЛТД 1997 г.

  • Большая Советская энциклопедия, Москва 1973 г.

  • Ликум А. «Всё обо всем», Москва 1994 г.

Интернет ресурсы:

  • Viki. rdf. ru.

Б. Для написания работы я использовала следующие методы:

1. Метод теоретического исследования (анализ исторического материала, литературы по данной теме).

2.Обобщение результатов своей деятельности в шахматном кружке.

3. Метод анкетирования и наблюдения (анкетирование учащихся своего класса).

4.Обобщение данных и составление работы.

3.

Глава 1

1. 1. Тайна возникновения шахмат. (2)

Несмотря на исторические изыскания и ар­хеологические находки, истинное время возник­новения шахмат до сих пор не удалось назвать ни одному исследователю, поскольку до 570 года в литературе не встречается никаких упомина­ний об этой игре. Однако существует несколько легенд, согласно которым шахматы были приду­маны во времена более ранние, чем те, что под­тверждаются историческими свидетельствами.

Так, в одной из легенд говорится о том, что шахматы были изобретены около 1000 года до нашей эры индийским математиком, который также открыл возведение числа в степень.

В этой легенде рассказывается, что матема­тик научил правителя играть в шахматы. Прави­телю очень понравилась эта увлекательная игра и он решил вознаградить своего учителя, спро­сив последнего, что он хочет получить в знак благодарности. Математик ответил на это так: «Положите на первую клетку шахматной доски одно зерно, на вторую - два, на третью - че­тыре и так далее. Дайте мне то количество зерна, которое получится, если заполнить все 64 клетки доски». Другими словами, математик предложил правителю возвести число «2 в 64-ю степень. Также существуют легенды, согласно кото­рым шахматы были изобретены в 3000—2000 го­дах до нашей эры в Египте. Но поскольку, как уже го­ворилось, до 570 года в исторических документах и литературе об этой игре не упоминается, офи­циально считается, что шахматы возникли имен­но в это время.

1. 2. История возникновения шахмат. (2)

Первые упоминания о шахматах встречают­ся в персидских поэмах (570-600 годы), в кото­рых написано, что эта игра была изобретена в Индии. Стоит отметить также, что в древних персидских книгах в мельчайших подробностях дается шах­матная терминология, а также названия и дей­ствия различных шахматных фигур. В X-XI веках шахматы попали в Скандина­вию, а в конце XI века игра из Италии была за­везена в Богемию. Доказательством того, что шахматы попали в Россию с Востока, являются археологические находки, обнаруженные при раскопках в Нов­городе. Кроме того, названия шахматных фи­гур в России указывают на арабское происхож­дение этой игры.

Согласно исследованиям историков, древнейшая форма шахмат - военная игра чатуранга - появилась в первые века нашей эры в Индии. Чатурангой назывался строй войска, включавший боевые колесницы, слонов, конницу и пеших воинов. Игра символизировала битву с участием четырех родов войск, которыми руководил предводитель. Они располагались по углам 64-клеточной квадратной доски, в игре участвовало 4 человека. Движение фигур определялось бросанием костей. Чатуранга существовала в Индии до начала 20 века и стала со временем называться «чатурраджа» — игра четырех королей; при этом фигуры стали окрашиваться в 4 цвета — черный, красный, желтый и зеленый. Преемницей чатуранги стала игра шатранг, которая возникла в Центральной Азии в конце 5 - начале 6 веков и имела два «лагеря» фигур; играли два соперника. Цель игры — поставить мат королю соперника. Так «игру случая» заменила «игра разума». В 8-9 веках шатранг распространился из Центральной Азии на Восток и

4.

Запад, где стал известен под арабским названием шатрандж. В шатрандже (9-15 веков) сохранилась терминология и расстановка фигур шатранга, но изменился внешний вид фигур. Ввиду запрещения исламом изображения живых существ, арабы использовали миниатюрные абстрактные фигурки в виде небольших цилиндров и конусов, что упрощало их изготовление, способствовало распространению игры.

Благодаря абстрактным фигурам игра постепенно перестала восприниматься в народе как символ военного сражения и все более ассоциировалась с житейскими перипетиями.

В Византии, на Руси и Болгарии игра в шахматы стала известна примерно в 10-12 веках. С этим периодом связано и появление так называемой описательной нотации, благодаря которой стала возможной запись сыгранных партий. О появлении шахматной игры в России нет исторических указаний. Одни указывают на занесение ее татарами во времена татарского нашествия, другие - на переход ее к нам из Европы при посредстве тевтонских рыцарей.

Несмотря на яростное сопротивление первоначально мусульманской, а затем и христианской церкви, приравнивавшей шахматы к азартным играм в кости и считавшей их «бесовским наваждением», шахматы постепенно становились одной из популярных игр не только среди феодальной знати, но и в народе.

По свидетельству историков, Иоанн Грозный умер за шахматной партией. Петр Великий нередко развлекался шахматами на ассамблеях и покровительствовал этой игре. Великий князь Потемкин Константин Николаевич был сильным игроком и часто играл с лучшими игроками того времени.

Шахматная игра представляла как бы картину трудностей войны. Независимо от уменья выбрать удачно позицию и расположить на ней силы, шахматист должен был уметь предусмотреть и разгадать различные хитрости, которые то воздвигались, то разрушались по мере хода игры. Конечная цель каждой шахматной партии состояла и состоит в возможно скорейшей постановке мата королю противника, и, следовательно, весь ход игры с каждой стороны должен подчиняться этому главному условию. Для достижения этой главной цели шахматной партии теорией и практикой выработаны лучшие способы начинать игру. Бесконечная многочисленность вариаций комбинирования на шахматной доске представляет чрезвычайную преграду к достижению успеха в шахматной игре. Определить число способов разыгрывания даже очень немногих первоначальных ходов возможно лишь приблизительно.

5.

1. 3. Шахматы в России. (2)

На территорию Руси шахматы попали с Востока. Первые письменные упоминания об этой игре датируются XIII ве­ком, однако археологические находки свиде­тельствуют о том, что шахматы на Руси были известны еще X—XI веках. Шахматные фигуры были найдены при раскопках во многих русских городах, что свидетельствует о том, что эта иг­ра уже в XII-XIV веках была широко распро­странена на Руси. Популярность шахмат на Ру­си подтверждается также тем, что об этой игре упоминается в сказаниях и былинах о русских богатырях.

Как известно, игре в шахматы уделяли вни­мание Иван Грозный, Борис Годунов, Алексей Михайлович, Пётр I. В шахматы играли на петровских ассамблеях.

Однако историки до сих пор не могут от­ветить на вопрос, когда в России появились но­вые шахматы. Доподлинно известно, что во вре­мена Петра I играли уже по новым правилам.

Первый русский учебник по шахматам вы­шел в свет только в 1821 году. Его автором был И. Бутримов, который при написании учебника опирался на популярное немецкое руководство по шахматам И. Коха.

В 1824 году вышла книга «Шахматная игра, приведенная в систематический порядок», авто­ром которой был сильнейший русский шахма­тист того времени А. Петров.

В кон­це 1840-х - начале 1850-х годов в Петербурге появилась плеяда талантливых шахматистов, са­мыми выдающими из которых были И. Шумов, Д. Урусов и В. Михайлов.

Основоположником русской шахматной школы считается М. Чигорин, который был пер­вым русским шахматистом, вступившим в борь­бу за высший шахматный титул. Он открывал шахматные клубы, издавал шахматные журна­лы, вел шахматные отделы в периодической пе­чати, являлся организатором соревнований.

Считается, что отечественные мастера со­здали так называемую советскую школу шах­мат, основателем которой был Ботвинник. Главным достижением советской шах­матной школы явилась разработка научно обос­нованных методов разностороннего обучения шахматистов и их подготовки к соревнованиям — теоретической, практической, физической и пси­хологической.

В 1948 году Ботвинник стал первым советским чемпионом мира по шахма­там, борьба за этот титул в основном проходи­ла между советскими шахматистами.

Седьмым чемпионом мира был В. Смыслов, восьмым - М. Таль, девятым - Т. Петросян, десятым — Б. Спасский.

Одиннадцатым чемпионом мира по шахма­там в 1972 году стал американец Роберт Фишер, но после того, как он через три года вступил в конфликт с ФИДЕ и отказался защищать свое звание, двенадцатым чемпионом мира стал Ана­толий Карпов. Этот выдающийся шахматист в течение 10 лет успешно защищал свое звание, но в 1985 году проиграл матч на первенство мира Гарри Каспарову, который и стал тринадцатым чемпионом мира. На шахматном троне Каспаров царствовал 15 лет. А, начиная с 1993 года, Каспаров играл матчи на первенство мира вне ФИДЕ (Международная шахматная федерация).

Несмотря на то, что в 2000 году Каспаров проиграл матч за шахматную корону россияни­ну В. Крамнику, в настоящее время он по-преж­нему считается сильнейшим шахматистом мира. Помимо Каспарова, есть еще два чемпиона - Пономарев и Крамник (вне версии ФИДЕ).

6.

1. 4. Шахматы в современном образовании. (4)

Как отмечалось выше, школа, и, в первую очередь, начальная, нуждается в учебном предмете, который бы обеспечивал игровой характер обучения, улучшение логического мышления детей, способствовал бы изучению процесса принятия детьми решений, воспитывал бы ответственность за принимаемые решения и в то же время являлся бы интеллектуальной игрой. В качестве такого предмета в начальной школе могут быть использованы и уже используются шахматы. Достоинство и преимущество шахмат перед другими предметами как модели для изучения на шахматном материале некоторых универсальных понятий и закономерностей в начальной школе именно в том, что это интеллектуальная игра. Игра в шахматы – хороший тренер, она учит принимать решения и, может быть, неординарные; выслушивать мнение других и уметь настоять на своем; достойно выигрывать и проигрывать; радоваться не только собственным успехам, но и успехам друзей. Шахматы являются деятельностью, которая при умелом подходе педагога может заинтересовать школьника и в то же время они являются идеальной средой именно для создания интеллектуальных моделей. Шахматы предоставляют ребенку условия, при которых могут возникать интеллектуальные модели.

В игре ребенок чувствует себя именно созидателем, полководцем, руководителем – одним словом, человеком, который управляет ресурсами. Причиной этому является сам характер игры. Ученые давно уже обратили внимание на факт поразительного сходства деятельности шахматиста и полководца. Применительно к современности можно говорить о том, что шахматы – это управление ресурсами, причем ресурсами не только военными, но и любыми другими, например, экономическими. И, может быть, именно поэтому шахматам обучают в начальных школах многих стран мира. И, следовательно, игра, безусловно, позволяет моделировать элементы менеджмента, неотъемлемой частью которого является процесс принятия решений.

О важности влияния на формирование личности посредством шахмат размышлял второй чемпион мира по шахматам, доктор философии и математики Эмануил Ласкер: «Способность размышлять и создавать планы всегда остается живой, и может принести пользу не только в шахматной игре, но и в жизни. Если даже недостаток свободного времени не позволяет уделять шахматам много внимания, и человек не может, поэтому достигнуть высокого мастерства в игре, то все же приобретенная привычка к самостоятельному составлению планов сама по себе является значительной ценностью, и она пригодится ему в различных жизненных ситуациях. Усилия, затраченные для приобретения и развития этой способности, даром не пропадут».

Выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский особо выделял роль и значение шахмат в воспитании культуры мышления, умственном развитии младшего школьника: «…Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления. Без шахмат невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры». Немецкий ученый Г. Клаус так говорил о шахматах: «Точное логическое мыш­ление легче тренировать посредством шахмат­ной игры, нежели использовать для этой цели учебники логики. Известно, что человек гораз­до охотнее обучается в процессе игры, чем при ином способе обучения». Эти слова справедли­вы и по отношению к ребенку. 7.

1. 5. Шахматы в искусстве. (3)

Справедливо определение шахмат, данное десятым чемпионом мира Т. Петросяном: «Шахматы — это по форме игра, по содержанию — искусство, а по трудности овладе­ния игрой — наука».

Уже само появление на свет этой игры оказалось органи­чески связано с изобразительным искусством, так как первые шахмат­ные фигуры представляли собой вырезанные из слоновой кости тон­чайшей художественной работы скульптурки всадников, слонов, бо­евых колесниц, пеших воинов. В дальнейшем на протяжении многих веков безвестными творцами при­кладного искусства был создан це­лый мир шахматных фигур, симво­лически отображающих жизнь на­родов, быт эпохи, крупнейшие ис­торические события.

С ростом популярности игры об­ратились к шахматной теме и ху­дожники. Живописные миниатюры стали украшать страницы шахмат­ных трактатов и средневековых ху­дожественных произведений.

В странах, где шахматы имеют многовековую историю, они нашли отражение в народном творчестве. О шахматах складывались легенды, пословицы и поговорки, они органично входи­ли в сказки, былины и другие произве­дения народного творчества. Шах­матные мотивы нередки в произве­дениях художественной литерату­ры, которые восходят к фольклор­ным истокам.

В средневековом сборнике ска­зок «Тысяча и одна ночь» впервые представлен образ женщины - шах­матистки, которая побеждает в ре­шающем поединке шахматиста - мужчину. Это сказки «Повесть о царе Омаре и его сыне Шерр-Кане» (ночь 49-я) и «Рассказ о Таваддуд» (ночи 460-я и 461-я). В повести рассказывается об игре юной красавицы с влюб­ленным в нее Шерр-Каном. Лю­бовь мешала Шерр-Кану сосредо­точиться на игре: «Всякий раз, когда он хотел посмотреть, как он ходит, смотрел на ее лицо и ставил коня на место слона, а слона на место коня». Обыграв юношу не­сколько раз, красавица объявила ему, что он совсем не умеет играть. «О, госпожа, — отвечал Шерр-Кан, — тому, кто играет с тобой, как не быть побежденным?»

Шахматные мотивы фигурируют в эпосе таджи­ков, узбеков и других народов Сред­ней Азии, народов Дальнего Восто­ка, в тувинском героическом эпосе «Сказание о богатырях», в калмыц­ком народном сборнике сказок и других произведениях устного народного творчества.

Шахматы воспевались русскими былинными певцами и сказителями.

В произведениях народного творчества шахматы фигурируют прежде всего как игра, тренирую­щая человеческий ум, как любимый досуг воинов. В русском героичес­ком эпосе шахматы соперничают с такими состязаниями, как стрельба из лука и борьба. В шахматы играют герои русского былинного эпоса — Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. В былине «Илья Муромец и Калин-царь» упомина­ется, что киевская дружина накану­не сражения с врагом отдыхает за игрой в шахматы. Аналогичный мо­тив встречается и во французском рыцарском эпосе — в поэме «Песнь о Роланде» (12 век) в эпизоде празд­нования воинами Карла Великого победы над маврами.

8.

Для большинства произведений средневекового эпоса характерно описание игры в шахматы на ставку: ею могли быть богатства, рука доче­ри знатного человека, жизнь сопер­ника.

В эпосе ряда европейских наро­дов рассказывается о красивой и умной женщине, хорошо играющей в шахматы. Этот образ воссоздан в былине «Ставр Годинович», где его жена Василиса Микулична своей игрой «удивляет всех да людей доб­рых» и, обыграв киевского князя Владимира, выручает из заточения своего мужа.

У народов, издавна знакомых с шахматами, есть пословицы, пого­ворки с шахматными мотивами.

  • Шахматы — это море, из которо­го комар может напиться и в кото­ром слон может искупаться. Индия.

  • Не время в шахматы играть, ког­да твой дом огнем объят. Италия.

  • Можно сбить с ног противника шахматной доской, но это вовсе не будет означать, что вы более силь­ный игрок. Англия.

  • Шаханья много, да мат один. Россия.

1.6. Наука и шахматы. (3)

Шахматы сближают с наукой и характер самого мышления во вре­мя партии, и прежде всего сложный анализ вариантов и конкретная оценка позиции (синтез!).

Интересна и органическая взаи­мосвязь шахмат со многими облас­тями науки. Например, психология, стремясь проникнуть в тайны мозга, тайны человеческого мышления, именно в шахматной игре нашла прекрасную базу для своих научных экспериментов. Современные пси­хологи обратили, например, особое внимание на способность шахмати­ста играть, не глядя на доску, одно­временно несколько партий, на удивительную быстроту реакции че­ловека в цейтноте или при расчете многоходовой форсированной ком­бинации.

Шахматисты могут гордиться тем, что именно их игра сыграла и играет важную роль в за­рождении и развитии такой важной области науки, как кибернетика, в прогрессе современных компью­теров.

Во многом именно характер мы­шления человека в этой игре послу­жил одним из мотивов обращения и современной педагогической науки к шахматам.

Для этимологии того или иного языка представляет научную цен­ность исследование «живой старины шахмат» — названий фигур и игры.

Счет таких взаимосвязей шахмат с самыми различными областями науки и жизни человека можно зна­чительно расширить. Они под­тверждают, что в своем многовеко­вом развитии шахматы стали неотъ­емлемой частью мировой культуры.

    1. Математика на шахматной доске. (1)

Как и математика, шахматы уходят своими корнями в глубокую древность. Однако, не в этом основа того сродства между ними, которое интуитивно ощущается всеми и которое ведет к известной конкуренции между этими двумя сферами интеллектуальной деятельности.

9.

Шахматная партия раз­ворачивается в точном соответствии с правилами игры, не оставляющими сомнения, какой ход возможен, а ка­кой – нет. Подобно этому и математическая теория развивается на основе своих «правил игры» - аксиом и правил вы­вода из них. Как и шахматный ход, каждый этап мате­матического доказательства должен быть разрешен прави­лами. Решение шахматной задачи так же неоспоримо, как доказательство математической теоремы: вся шахматная игра целиком укладывается в рамки математики, пред­ставляя собой один из видов, так называемых исчислений. Однако, шахматное исчисление очень сложно и пока не поддается - с тем, скажем, практическим вы­ходом, чтобы уметь указывать наилучшие ходы в различ­ных позициях (хотя такие ходы заведомо существуют и даже существует алгоритм, указывающий для каждой позиции наилучший ход: этот алгоритм может быть найден, например, путем перебора всех мыслимых партий.

Таким образом, о полной связи шахмат с математикой пока еще сказать рано. Однако можно выделить область таких связей. Речь идет о «занимательных задачах». Одна из таких задач, уходящая в глубины математического фольклора, связана как раз с легендой о зарождении шахмат; это задача о числе зерен на шахматной доске. Задачи, так или иначе связанные с шахматами, часто встречаются на математических олимпиадах, на занятиях математиче­ских кружков для школьников, на страницах популярных математических журналов, брошюр, задачников. Шахмат­ная тематика нашла свое отражение и в одной из самых замечательных популярных книг по математике - в «Ма­тематическом калейдоскопе» Г. Штейнгауза.

Формы мышления математика и шахматиста довольно близки, и не случайно математические способности часто сочетаются с шахматными. Проанализировав деятельность многих выдающихся шахматистов, приходим к выводу, что чаще всего дарования к той и другой области знаний, имеет место. Примеры тому, чемпион мира доктор математики Эмануил Ласкер, одна из формул которого и ныне приводит­ся в курсах алгебры, и доктор Макс Эйве, преподававший математику и воз­главлявший крупнейший в Голлан­дии вычислительный центр. Первый советский чем­пион мира доктор технических наук М. Ботвинник в по­следние годы занимался созданием алгоритма шахматной игры для ЭВМ. Математическими способностями обладали также М. Таль и А. Карпов, однако ради шахмат они вынуждены были «пожертвовать» математикой...

1.8. Компьютерные шахматы. (1)

Дол­гое время, ещё начиная со средних веков, человеку не давала покоя мысль о создании машины, играю­щей в шахматы. В 18 веке Ф. Кемпелен изобрел такой «автомат», однако внутри него оказался искусно спря­танный шахматист. И только 2 столетия спустя, в связи с бурным развитием электроники и появлением элек­тронно-вычислительных машин (ЭВМ), давняя идея приняла, нако­нец, реальные очертания.

10.

В середине 1950-х американский ма­тематик и инженер Клод Шеннон сформулировал общие принципы такого программирования, что от­крыло путь к созданию первых «эле­ктронных шахматистов». Сила их игры стремительно возрастала бла­годаря быстродействию машин, способных «обдумывать» сотни ты­сяч, а затем и миллионы ходов в се­кунду.

В то же время появилась потреб­ность в создании играющих микро­компьютеров, с тем чтобы любой шахматист мог иметь дома достой­ного партнера. Они стали появлять­ся в конце 70-х, а уже с 1980 между ними начали проводиться чемпио­наты мира. Вначале побеждали аме­риканские микрокомпьютеры, а с 1984 и далее 7 лет подряд — западно­германские «Мефисто».

Главным «мерилом силы» уни­версальной ЭВМ, как и следовало ожидать, стало ее состязание с чело­веком. В конце 80-х группа амери­канских ученых из университета в Питсбурге разработала программу «Дип Сот» («Глубокая мысль»), ко­торая оказалась способной состязаться с гроссмейстерами.

В связи с созданием совершен­ных компьютерных программ мно­гих беспокоит будущее шахмат. Од­нако гибель им не грозит. Конечно, многое изменилось и в регламенте соревнований, с тем чтобы нельзя было» использовать их «подсказки» во время игры. Так, во время по­следнего матча на первенство мира Каспаров - Крамник (Лондон, ок­тябрь — ноябрь 2000) перед началом каждой партии служба безопаснос­ти проверяла одежду и даже волосы участников в поисках специального передатчика ходов со стороны со­вершенного компьютера.

Возросли также роль и функции компьютеров в творчестве шахма­тистов. Многим гроссмейстерам они уже помогают в сборе дебютной информации, поступающей от все возрастающего потока соревнова­ний, в разработке эффективных ме­тодов анализа, особенно техничес­ки сложных окончаний. Поэтому прав был М. Таль, утверждая, что машина явится прежде всего «по­мощником и секундантом, а не со­перником человека». Все большее значение имеют микрокомпьютеры и в обучении шахматной игре детей в начальных и средних школах.

Если еще недавно шахматисты могли гордиться тем, что их игра способствовала прогрессу киберне­тики и совершенствованию ЭВМ, то теперь уже сами компьютеры служат шахматам.

  1. 9. Чемпионы мира по шахматам.

(Приложение III. Фотографии и имена чемпионов мира по шахматам.)

11.

Глава 2

2.1.Анкета «Шахматы – это интересно»

В классе было проведено анкетирование, целью которого было узнать, как мои одноклассники относятся к игре шахматы. В опросе приняло участие 19 учащихся, в том числе 7 девочек и 12 мальчиков.

Результаты анкетирования:

-все учащиеся в классе умеют играть в шахматы;

-из них 4человека познакомились с игрой еще до школы;

-10ребят играют часто;

- большинство (15 человек) считает шахматы увлекательной игрой;

-половина (12 человек) считает шахматы спортивным состязанием;

-большинство (16 человек) назвало самым важным в шахматах знание правил игры;

-половина (10 человек) считает, что самое важное в шахматах – способность мыслить на несколько шагов вперед;

-меньше половины (8 человек) ответили, что самым важным в шахматах является внимательность и собранность;

-большинство (14 человек) считает, что умение играть в шахматы развивает ум;

-всего 2 человека ответили, что шахматы отнимают у них свободное время;

- 12 ребят хотели бы заниматься шахматами более углубленно.

12.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В шахматы я научилась играть в 7 лет. Я постоянно участвую в шахматных турнирах и по итогам соревнований получаю грамоты, медали и подарки. (Приложение I. Фотографии), (Приложение II. Награды)

В нашем классе многие ребята занимаются шахматами уже третий год и для своего возраста играют хорошо. Этому во многом способствует наш классный руководитель, благодаря которому в нашем классе регулярно проходят занятия по шахматам.

Являясь древней игрой, шахматы имеют очень интересную историю с различными мифами и легендами.

В течение многих и многих лет, в различных странах, у разных народов, шахматы менялись внешне (фигуры) и внутренне (правила игры). В современные дни шахматы добрались даже до космоса.

С шахматами нужно дружить, потому что эта игра развивает ум, логическое мышление, способность мыслить на несколько шагов вперед, делает детей более организованными, собранными и внимательными.

Являясь увлекательной игрой, шахматы учат меня быть более вдумчивой, принимать правильные решения для достижения цели. В этом заключается спортивный азарт, что закаляет характер, а победы в турнирах дают большой эмоциональный заряд!

Считаю, что данный предмет необходим в начальной школе.

13.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Книги:

  1. Анатолий Карпов « Учитесь шахматам», Эгмонт Россия ЛТД 1997 г.

  2. Большая Советская энциклопедия, Москва 1973 г.

  3. Ликум А. «Всё обо всем», Москва 1994 г.

Интернет ресурсы:

  1. Viki. rdf. ru.

14.

Приложения

15.

Приложение I.

Фотографии.

16.

17.

18.

19.

Приложение II.

Награды.

20.

21.

Приложение III.

Фотографии и имена чемпионов мира по шахматам.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. (материалы научно-практической конференции) рассказово 2010 г

    Рассказ
    ... районной научно-практическойконференции «Здоровьесбережение школьников». ... и воспитании младшихшкольников…………………………………………………...43-46 ... захватывала нас и заставляла ... темой «Я познаюмир». На ... посещение спортивных секций и кружков ... ребенок вокруг себя видит ...
  2. (материалы научно-практической конференции)

    Рассказ
    ... -практическойконференции «Здоровьесбережение школьников». В предлагаемых ... младшихшкольников…………………………………………………...43-46 10. ... нас и заставляла всерьез ... познаюмир». На третьей полке ... секций и кружков. В ... вокруг себя видит рекламу: ...
  3. (материалы научно-практической конференции)

    Рассказ
    ... -практическойконференции «Здоровьесбережение школьников». В предлагаемых ... младшихшкольников…………………………………………………...43-46 10. ... нас и заставляла всерьез ... познаюмир». На третьей полке ... секций и кружков. В ... вокруг себя видит рекламу: ...
  4. Чёрное море и его обитатели

    Автореферат диссертации
    Научно-практическаяконференциямладшихшкольников «Я познаюмир»Секция: Мирвокругнас Чёрное море и его ... - дружелюбное море, здесь практически не водится опасных для человека ... относиться к окружающей нас природе. Почти каждый школьник, зная или не ...
  5. Ассоциация гимназий санкт-петербурга всероссийская научно-практическая конференция стратегия гимназического образования на современном этапе

    Программа
    ... научно-практическимконференциям «Будущее Севера», интеллектуальным играм, выставкам; проводятся заседания секцийнаучного ... вкусов младшихшкольников. Воспитание ... . Присмотримся – вокругнас очень мало людей ... микроисследования познаетсямир другого ...

Другие похожие документы..