Главная > Документ



Структура самообследования:

  1. Организационное - правовое обеспечение образовательной деятельности.

3

  1. Структура подготовки специалистов

5

  1. Содержание подготовки специалистов:

5

    1. Прием студентов;

7

    1. Организация учебного процесса;

7

    1. Учебные планы и необходимая учебно-методическая документация;

9

    1. Контроль знаний;

10

    1. Организация практик;

12

    1. Методическая работа: учебники и учебные пособия;

13

    1. Аспирантура, докторантура;

14

    1. Научно-исследовательская деятельность, основные научные направления, научно-исследовательские работы, монография;

15

    1. Воспитательная работа;

24

    1. Инновационные методы обучения;

25

  1. Оценка качества подготовки специалистов:

26

4.1. Анкетирование студентов

26

4.2. Анализ промежуточных аттестаций

26

4.3. Итоги ГАК

27

4.4. Трудоустройство и востребованность выпускников.

27

4.5. Управление качеством подготовки специалистов.

28

5.Условия, определяющие качество подготовки специалистов:

29

5.1. Кадровое обеспечение;

29

5.2. Социально-бытовое обеспечение: обеспеченность общежитиями предприятиями общественного питания

33

5.3. Материально-техническая база;

33

5.4. Оснащенность библиотечно-информационными ресурсами;

35

5.5. Международное сотрудничество;

36

5.6. Финансовое обеспечение;

37

6. Основные достижения за последние 5 лет.

37

7. Заключение. (оценка самообследования).

40

8. Устранение недостатков, выявленных предыдущей аккредитацией.

42

ВВЕДЕНИЕ

На основании заявления ректора, решения Ученого Совета Иркутского государственного университета в соответствии с Программой аттестации образовательных учреждений (утвержденной председателем государственной инспекции по аттестации учебных заведений России от 20.03.1977 года) назначена государственная лицензионная экспертиза образовательной программы специальности 020205 – ФИЗИОЛОГИЯ.

Для проверки соблюдения лицензионных требований подготовки специалистов-физиологов создана экспертная комиссия из числа сотрудников биолого-почвенного факультета ИГУ.

В состав комиссия вошли:

А.Н. Матвеев, декан биолого-почвенного факультета, зав. кафедрой зоологии позвоночных; А.И. Вокин, заместитель декана по учебной работе; заведующие кафедрами:, проф.Б.Н. Огарков, проф. В.П. Саловарова, доц.Н.И. Гранина, доц. В.Г. Шиленков, доц. А.В.Лиштва; доц.Н.Ю. Копылова, исполняющая обязанности зав. кафедрой: доц.О.В. Музалевская.

Председатель комиссии – А.Н. Матвеев, заместитель председателя – А.И. Вокин

Основные целисамообследования, поставленные комиссией:

  • установить степень соответствия уровня содержания и качества подготовки специалистов требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Физиология»;

  • провести анализ работы коллектива преподавателей по подготовке и выпуску квалифицированных дипломированных специалистов;

  • определить возможности и ресурсы для повышения качества различных направлений учебной и исследовательской подготовки специалистов-физиологов.

Объектом проверки является основная образовательная программа высшего профессионального образования по специальности 020205 – «Физиология», а также процесс, условия и результаты ее разработки и реализации на биолого-почвенном факультете ИГУ за последние пять лет.

1. Организационное - правовое обеспечение образовательной деятельности.

Подготовка выпускников по специальности 020205 – «Физиология» осуществляется в соответствии с лицензией Министерства образования РФ (№ 166902 от 09.10.2006 года) и приказом о лицензировании специальности на основании следующих нормативных документов:

    • законы РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

    • Устав ИГУ (утверждён 14.02.2002 г) и Изменения в Устав ИГУ (от 19.04.2005 г.);

    • Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 020205 -«Физиология» (М., 2000);

    • Примерный учебный план и программы дисциплин, утвержденных Учебно-методическим объединением Совета университетов РФ и его Специализированного совета по физиологии;

    • Государственный план набора;

    • Приказы Министерства образования РФ, ректора ИГУ, решения Ученого совета ИГУ и Ученого совета биолого-почвенного факультета.

    • Положение о кафедре (принято на заседании Учёного Совета ИГУ, протокол № 7 от 28 мая 2004 г.);

    • Правила внутреннего распорядка (принято на заседании Учёного Совета ИГУ, протокол № 10 от 24.06.05).

В рамках специальности «Физиология» осуществляется подготовка по двум специализациям:

  • «Физиология человека и животных» - обеспечивается кафедрой физиологии и психофизиологии (зав. кафедрой к.б.н., доц. Н.Ю. Копылова)

  • «Физико-химическая биология» - обеспечивается кафедрой физико-химической биологии (зав. кафедрой д.б.н., профессор В.П. Саловарова)

Кафедра физиологии человека и животных была образована на биологическом факультете ИГУ в 1940 году и была переименована в кафедру физиологии и психофизиологии в 2001 году.

Кафедра физико-химической биологии была образована в 1978 году как межфакультетская кафедра ИГУ (Приказ № 275 Министра Высшего и ССО СССР от 21.06.78 и Приказ ректора ИГУ № 198 от 07.07.1978). В состав биолого-почвенного факультета кафедра физико-химической биологии переведена в 1994 (Решение Ученого Совета ИГУ, протокола № 7 от 29.04.1994).

Сотрудники кафедры физико-химической биологии и кафедры физиологии и психофизиологии осуществляют преподавание дисциплин естественнонаучного и обще-профессионального профиля учебного плана специальности «Физиология», специальных дисциплин, организацию и проведение учебных и производственных практик, выполнение курсовых и дипломных работ в рамках специализаций «Физико-химическая биология» и «Физиология человека и животных».

Кроме этого, кафедры принимают участие в подготовке специалистов по специальностям 020201 – «Биология», 020801 - «Экология», 020400 - «Психология», 020209 – «Микробиология», 010701 - «Физика» и бакалавров по направлению 020100 - «Химия».

В 2005 г. кафедры получили право на реализацию основной образовательной программы подготовки магистров по магистерской программе 510614 - «Биология клетки» и 510617 – «Психофизиология» с присвоением квалификации Магистр биологии.

На кафедре физиологии и психофизиологии проводится подготовка специалистов высшей научной квалификации через аспирантуру ИГУ по специальности «Физиология», на кафедре физико-химической биологии проводится подготовка специалистов высшей научной квалификации через аспирантуру ИГУ по специальности «Биохимия», а с 2010 года по специальности 03.01.06 - «Биотехнология, в том числе бионанотехнологии».

Организация учебного процесса регламентируется учебным планом, (разработанным и утвержденным на основе Государственного образовательного стандарта по специальности), расписанием занятий, авторскими программами и программами дисциплин. Учебный процесс обеспечивается учебно-методическими материалами, разработанными преподавателями кафедры, включая экзаменационные билеты, методические указания к лабораторным, практическим занятиям, учебные пособия, лабораторные практикумы, компьютерные программы, тесты, рефераты, контрольные задания и задачи по дисциплинам кафедры.

Предложения по совершенствованию организации учебного процесса обсуждаются на заседаниях кафедр, Учебно-методической комиссии факультета и утверждаются Ученым Советом факультета (Положение о структуре, управлении и Ученом Совете факультета ИГУ, принято на заседании Учёного Совета ИГУ, протокол № 1 от 3 октября 2003).

Регулярно проводятся заседания кафедр, ведутся протоколы заседаний, оформляются соответствующие выписки, разрабатываются и утверждаются ежегодные планы работы кафедр, индивидуальные планы преподавателей, отчеты о работе кафедр, с указанием результатов учебно-методической, научно-исследовательской, воспитательной работы. Протоколы заседаний кафедр и отчеты сдаются в архив университета. Выполнение планов контролируется зав. кафедрами и учебно-методическим управлением ИГУ.

Заведующие кафедрами избираются в соответствии с «Положением о выборах заведующего кафедрой в ИГУ» (принято Учёным Советом ИГУ, протокол № 1 от 03.10.03). Заведующие кафедрами осуществляют руководство деятельностью кафедр, распределяют обязанности и учебную нагрузку между сотрудниками, делегируя им в необходимых случаях отдельные свои полномочия, принимают решения о порядке использования внебюджетных средств кафедр (в соответствии с Положением о кафедре и Положением о факультете).

Избрание на должность профессорско-преподавательского состава осуществляется в соответствии со следующей документацией:

  • Положение о дифференцированном заключении трудовых договоров с профессорско-преподавательским составом (принято на заседании Учёного Совета ИГУ, протокол №3 от 26.11.04);

  • Приказ ректора ИГУ «О внесении поправок при заключении трудовых договоров» № 279 от 01.12.2004;

  • Положение о порядке проведения единовременной аттестации работников системы высшего образования (К постановлению Комитета по высшей школе Миннауки России от 14.11.92 № 108).

Учебно-вспомогательный персонал кафедр трудится в соответствии с занимаемой должностью, руководствуясь должностными инструкциями, утверждёнными ректором университета.

Взаимодействие между структурными подразделениями осуществляется Ученым Советом факультета, в состав которого входят представители кафедр, профсоюзной организации факультета и студенческого совета. Руководит Советом председатель – декан факультета. Работа координируется также при помощи еженедельных оперативных совещаний – планерок в присутствии заместителей декана и заведующих кафедрами.

Научно-исследовательская работа преподавателей и студентов представлена в годовых отчетах кафедры и ежегодных отчетах о НИР и НИРС.

Промежуточная оценка знаний студентов осуществляется в соответствии с Положением о сессии. В соответствии с АПИМ проводится ежегодная проверка остаточных знаний студентов по дисциплинам Федерального компонента Государственного образовательного стандарта. Разработана программа организации самостоятельной работы студентов, система контроля знаний, составлено расписание и выделены аудитории, оборудованные для проведения самостоятельной подготовки студентов.

На кафедрах ежегодно составляется график проведения открытых лекций, оформлены и ведутся учетные журналы, в т.ч. журналы учета выполнения учебной нагрузки, проведения открытых занятий, журналы результатов вступительных и кандидатских экзаменов в аспирантуру и др.

Таким образом, подготовка студентов по специализациям «Физиология человека и животных» и «Физико-химическая биология» в рамках специальности «Физиология» ведется на основе вузовских нормативных документов, требований законодательства, нормативных положений в системе образования и соответствует лицензионным требованиям.

2. Структура подготовки специалистов

Структура подготовки специалистов-физиологов определяется образовательной программой высшего профессионального образования по специальности 020205 – «Физиология», разработанной и реализуемой в ИГУ в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности 020205 – «Физиология» (М., 2000 г.) и других нормативных актов.

Основная образовательная программа по указанной специальности рассчитана на 5 лет обучения на основе полного среднего (общего) образования. Подготовка специалистов в области физиологии ведется только по очной форме обучения.

Программа нацелена на подготовку студентов для работы в научно-исследовательских и научно-производственных организациях, а так же учреждениях среднего и профессионального образования в соответствии с квалификационной характеристикой выпускников. В рамках специализации «Физико-химическая биология» осуществляется подготовка специалистов, знающих закономерности молекулярного и клеточного уровней организации живой материи, владеющих набором лабораторно-диагностических методов, необходимых для научной и практической деятельности в области биохимии, молекулярной биологии и генетики, биотехнологии, в том числе бионанотехнологий, биофизики, биоинформатики.

Программа характеризуется большой практической направленностью – большинство студентов четвертого и пятого курсов работают в подразделениях РАН и РАМН, выполняя научно-исследовательскую работу.

Студенты, специализирующиеся на кафедрах физико-химической биологии и физиологии и психофизиологии, обучаются на местах, обеспеченных бюджетным финансированием.

Процесс обучения студентов специальности 020205 – «Физиология» разбит на два основных блока:

1) «Базовый» блок охватывает первые два года обучения. В этот период изучаются дисциплины трех циклов:

  • общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (ГСЭ);

  • общие математические и естественнонаучные дисциплины (ЕН);

  • обще-профессиональные дисциплины (ОПД).

Указанные блоки содержат дисциплины федерального и регионального компонентов, а также дисциплины по выбору студентов (ДВ).

Важным этапом первого блока является учебная практика (4 семестр), которая носит ознакомительный характер и во время которой студенты знакомятся с методами, характерными для данной специальности. Во время этой практики студенты не только знакомятся со спецификой исследовательской работы физиологов, но также получают представление о том, какие именно профессиональные и личные качества необходимы для успешной карьеры в избранной ими специальности.

2) Блок «Специализация» рассчитан на 3 года. На этом этапе студенты выбирают одну из двух специализаций: «Физиология человека и животных» или «Физико-химическая биология». Основное место в учебном процессе на этом этапе занимают дисциплины специализации. Особое внимание уделяется дисциплинам, отражающим современные научные достижения. Например, в рамках специализации «Физико-химическая биология» преподается дисциплина «Биоинформатика», знакомящая студентов с новейшими исследованиями в области биоинформационных технологий, а в рамках специализации «Физиология животных и психофизиология» – дисциплина «Нейрофизиология», позволяющая лучше понимать принципы переработки информации в ЦНС и психофизиологию ощущений и восприятия, аспекты поведения на нейрональном уровне.

В соответствии с требованиями стандарта и рабочими учебными планами студенты, начиная с третьего года обучения, выполняют курсовые работы. Так же, начиная с III курса, студенты специальности «Физиология» проходят производственную практику в профильных учреждениях, с которыми заключены договора (подразделения РАН и РАМН, Высшие учебные заведения) под руководством ведущих специалистов. В ходе практики студенты осваивают современные физико-химические методы, методы цитодиагностики, ДНК-диагностики, иммунохимии, способы оценки функционального состояния человека, методы электрофизиологии.

На IV курсе в рамках курсовой работы и производственной практики студенты участвуют в выполнении научно-исследовательских проектов. На V курсе производственная практика носит характер преддипломной, основное содержание которой – сбор и анализ материалов для выпускной квалификационной работы. По окончании производственной и преддипломной практики студенты оформляют отчеты, которые защищают на кафедрах.

В соответствии с ГОС ВПО и решениями Ученого совета ИГУ итоговая государственная аттестация выпускника по специальности «Физиология» включает:

  • сдачу итогового государственного экзамена по специальности, который проводится в форме собеседования;

  • защиту выпускной квалификационной работы.

По результатам итоговой государственной аттестации на основе решения Государственной аттестационной комиссии выпускнику Иркутского государственного университета присваивается квалификация «Физиолог» по специальности 020205 - «Физиология».

3. Содержание подготовки специалистов

    1. Прием студентов

Контрольные цифры приема студентов на специальность «Физиология» за отчетный период представлены в таблице 1.

Абитуриенты зачисляются на первый курс, успешно пройдя вступительные испытания (ЕГЭ) по русскому языку, биологии и математике. Абитуриенты, имеющие среднее (полное) общее образование, но не сдавшие ЕГЭ по профильным дисциплинам, сдают вступительные испытания в форме компьютерного тестирования.

Проходной балл на специальность «Физиология» с учетом числа вступительных испытаний составил в среднем 57,6. Самый высокий показатель зафиксирован в 2005 г (73,6), а самый низкий проходной балл (50,1) - пришелся на 2007 год, что объясняется как низким конкурсом среди абитуриентов, так и заменой в этом году вступительных экзаменов на ЕГЭ. В последние годы, несмотря на продолжающийся демографический спад, наблюдается небольшая тенденция к увеличению проходного балла (57,5 в 2008 и 55,1 в 2009 г).

Сотрудники кафедры физико-химической биологии и кафедры физиологии и психофизиологии постоянно участвуют в профориентационной работе с абитуриентами (Дни открытых дверей, межпредметные Олимпиады, региональная научно-практическая конференция «Шаг в будущее, Сибирь!», «В мир поиска, в мир науки»), а так же принимают участие в работе довузовской подготовки школьников, обеспечивая чтение специальных дисциплин по биологии клетки и физиологии, проводят занятия в воскресном лицее биолого-почвенного факультета.

    1. Организация учебного процесса

По учебному плану специализации 020205 - «Физиология» общий объем теоретического обучения в соответствии с ГОС составляет 7680 ч., в т.ч. аудиторный 4069 ч. (53 %)

График учебного процесса для очной формы обучения имеет следующую структуру:

  • 10 семестров, включая «преддипломный семестр»;

  • 260 недель включая: 142 недели – теоретическая подготовка, 39 недель – практики, 16 недель – подготовка дипломной работы и государственная итоговая аттестация, 38 недель – каникулы);

  • 9 экзаменационных сессий;

  • Практики: 21 нед.- учебные практики, 18 нед. – производственные практики, включая 8 недель преддипломной практики.

График учебного процесса полностью соответствует графику учебного плана и требованиям ГОС.

На основе учебного плана в указанные графиком сроки формируется семестровое расписание учебных занятий. В расписании указан номер учебной группы, учебная дисциплина, вид занятия, дата, время и место его проведения, фамилии преподавателей, проводящих занятие.

Объем еженедельной аудиторной нагрузки составляет в среднем 32 часа, общий объем учебной нагрузки (т.е. аудиторные занятия, контрольные мероприятия, практики, самостоятельная работа студента) равен 54 час. в неделю, что соответствует требованиям ГОС. Продолжительность академического часа (45 минут) соответствует нормативным требованиям.

Учебными планами предусмотрена логическая последовательность изучения дисциплин. Дисциплины в основном равномерно распределены по семестрам. Распределение объема часов по дисциплинам на лекции, лабораторные, практические занятия, семинары и самостоятельную работу соответствует требованиям к освоению теоретического материала, приобретению умений и навыков.

Проведение занятий по дисциплинам кафедр базируется как на традиционных видах учебных занятий (лекции, семинары, лабораторные работы), так на использовании активных методов обучения. Количество экзаменов не более 5 в каждом семестре; зачетов - не более 5. Студенты специальности «Физиология» выполняют курсовые работы, по предварительно выбранной студентом тематике и по выбранной теме продолжают работать над выполнением выпускных квалификационных работ. Темы выпускных квалификационных работ предварительно обсуждаются на заседаниях кафедр, и окончательно тема и её научный руководитель утверждается приказом ректора ИГУ. На кафедрах разработаны методические указания по правилам оформления и защиты курсовых и выпускных работ (/student/diplom.htm).

Основными формами самостоятельной работы студентов являются: выполнение контрольных заданий, решение задач, тестов, подготовка и написание рефератов по предлагаемым темам, включающее работу с литературой, поиск информации в Интернете, подготовка устных сообщений, создание презентаций по предложенной теме, самостоятельное изучение тем, в рамках часов, отведенных в учебном плане на самостоятельную работу. Задания и тематика самостоятельной работы студентов, а так же методические материалы представлены в УМК для каждой дисциплины. Контроль знаний проводится в виде собеседования, выполнения тестовых, контрольных заданий, контрольного опроса, защиты практических работ, рефератов. В середине каждого семестра проводится промежуточная аттестация студентов с последующим анализом результатов.

Большой объем учебной работы выпускающих кафедр занимают летние учебные и производственные практики студентов. Кафедры обеспечивают практики студентов не только специальности «Физиология», но и учебные практики студентов специальностей «Микробиология» и «Экология». Учебные практики по всем вышеперечисленным специальностям проводятся как на базе кафедры «Физико-химической биологии» так и кафедры «Физиологии и психофизиологии».

Производственную и преддипломную практики студенты, специализирующиеся в области физико-химической биологии и физиологии человека и животных проходят в организациях, с которыми заключены договора, под руководством ведущих специалистов. Сведения о местах проведения практик представлены в табл. 5.

По окончании практики студенты оформляют отчеты и защищают их на заседании кафедр. По итогам защиты студент получает оценку или зачет в зависимости от вида практики. Программа практик, порядок ее выполнения и оформления отчетов представлены в методических указаниях, разработанных на кафедрах.

Отзывы о студентах, проходивших практику, показывают, что студенты выпускающих кафедр специальности «Физиология» подготовлены для участия в научно-исследовательских проектах. Они обладают достаточными теоретическими знаниями, современными физико-химическими, биохимическими, молекулярно-генетическими, иммунохимическими, физиологическими методами, умением оформлять и представлять исследовательские отчеты.

Таким образом, организация учебного процесса в целом соответствуют требованиям ГОС ВПО по специальности 020205 – «Физиология».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Структура самообследования (6)

    Анализ
    Структурасамообследования: № Наименование раздела Стр. 1 Организационное - правовое обеспечение образовательной деятельности. 3 2 Структура подготовки ... – А.И. Вокин Основные цели самообследования, поставленные комиссией: установить степень ...
  2. Структура самообследовани я

    Анализ
    Структурасамообследования: № Наименование раздела Стр. 1 Организационное - правовое обеспечение образовательной деятельности. 3 2 Структура подготовки ... – А.И. Вокин Основные цели самообследования, поставленные комиссией: установить степень ...
  3. Структура самообследования (1)

    Анализ
    Структурасамообследования: № Наименование раздела Стр. 1 Организационное - правовое обеспечение образовательной деятельности. 3 2 Структура подготовки ... Заключение (оценка самообследования) По результатам проведенного самообследования установлено, что ...
  4. Структура самообследования (3)

    Документ
    Структурасамообследования: 1 Организационное-правовое обеспечение образовательной деятельности 4 2 Структура подготовки специалистов 4 3 Содержание подготовки специалистов 5 3.1. ...
  5. Структура самообследования (10)

    Закон
    Структурасамообследования: Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности. Структура подготовки специалистов Содержание ... США). 7. Заключение (оценка самообследования). Нормативная и организационно-распорядительная документация ...
  6. Структура самообследования (11)

    Закон
    Структурасамообследования: Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности. Структура подготовки специалистов Содержание ... США). 7. Заключение (оценка самообследования). Нормативная и организационно-распорядительная документация ...

Другие похожие документы..