Главная > Документ


Развитие информационно – образовательной среды лицея с учетом требований к современной инфраструктуре школы

Введение

«Одна из базовых тем - создание комфортной и здоровой среды обитания для учеников. За этими словами, естественно, кроются самые разные позиции. Это и стандарты проектирования школьных зданий, современное оснащение этих зданий, медицинское наблюдение, медицинская помощь, качественное питание школьников, ну и, наконец, это просто создание открытой современной творческой атмосферы в обучении»

Д.А.Медведев

«Школу надо наполнить творчеством и информацией…

Д.А.Медведев

В инициативе «Наша новая школа» подчеркивается, что облик современной школы, как по форме, так и по содержанию должен измениться в ближайшем будущем. Школа должна стать центром не только обязательного образования, но и центром занятий творчеством, спортом и другими видами досуговой деятельности. В связи с этим должна качественно измениться школьная инфраструктура.

В настоящее время изменился и заказ государства по подготовке выпускников. Необходимо, чтобы они умели ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, быть способными, творчески мыслить, уметь грамотно работать с информацией, самостоятельно повышать собственный культурный уровень, нравственный потенциал. При традиционном подходе к образованию эту задачу решить трудно. Сегодняшний день диктует необходимость соединения образования с информационно-коммуникативными технологиями, а это в свою очередь требует перехода на управление качеством образования через создание единой образовательной информационной среды и активное использование ИКТ в образовательном процессе.

Системно проблему создания современной инфраструктуры школы мы начали решать в 2006г. Через реализацию проекта «Создание и управление развитием единой информационной среды МОУ «Лицей» на 2006-2010г.г.» (Приложение №1)

Мы определяем инфраструктуру лицея как совокупность всей материально-технической, организационной и методической базы, всех служб, а так же связей с организациями обеспечивающих необходимые условия для деятельности лицея в целом.

Данное исследование посвящено проблеме формирования современной инфраструктуры образовательного учреждения в условиях информатизации современной школы, поиску путей и методов реализации развития модели информационно-образовательной среды лицея как важный фактор, обеспечивающий необходимое качество образования и предоставляющий необходимые условия для развития всех субъектов образовательного процесса.

Актуальность данного проекта заключается в том, что:

  • инфраструктура образовательных учреждений на современном этапе должна стать электронной;

  • в школах сегодня идет отработка методики развития информационно-образовательной среды и использования ее ресурсов в учебно-воспитательной деятельности;

  • вопросы повышения качества образования, обновления способов педагогической деятельности во многом определяются качеством и уровнем развития информационно-образовательной среды.

Цель исследования:

Проанализировать созданную модель развития и управления единой информационно-образовательной средой лицея с учетом требований к современной инфраструктуре школы, обеспечивающей повышение качества образования и предоставляющей необходимые условия для развития всех субъектов образовательного процесса.

Объект исследования – совершенствование современной инфраструктуры лицея в процессе создания модели развития и управления единой информационно-образовательной средой.

Предмет исследования – модель развития и управления единой информационно-образовательной средой лицея.

Гипотеза исследования:

ЕСЛИ процесс развития и управления единой информационно-образовательной средой учебного учреждения будет эффективным, управляемым и технологичным:

  • будут определены и теоретически обоснованы специальные условия для развития информационно-образовательной среды;

  • будут определены показатели и критерии оценивания эффективности единой информационно - образовательной среды ОУ;

  • на основе теоретического анализа и опыта работы по данной проблеме будет разработана и экспериментально проверена эффективность функционирования модели развития ИОС учебного учреждения,

ТО будет создана современная инфраструктура школы, обеспечивающая повышение качества образования и предоставляющая необходимые условия для развития всех субъектов образовательного процесса.

Задачи исследования:

  • изучить основные требования, предъявляемые к современной инфраструктуре образовательного учреждения;

  • определить и теоретически обосновать специальные условия для развития информационно-образовательной среды;

  • проанализировать опыт внедрения модели развития и управления информационно-образовательной средой учебного учреждения;

  • обобщить опыт работы по отработке модели информационно-образовательной среды учебного учреждения;

  • провести анализ внедрения информационной системы Net-Школа

  • определить показатели и критерии эффективности ЕИОС

Для решения поставленных задач применялся комплекс методов педагогического исследования: общетеоретические (анализ литературы, продуктов деятельности, понятийно-терминологической системы, прогнозирование; эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, обобщение опыта, экспертные оценки, опрос).

Ключевые слова исследования:

Инфраструктура - infra - под + structura - взаиморасположение, строение; англ. infrastructure) - комплекс отраслей экономической и социальной жизни, имеющих подчиненный и вспомогательный характер, обслуживающих производство (производственная И.) и обеспечивающих условия жизнедеятельности населения (социальная И.).

Информатизация образования - целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях.

Информационно-коммуникационная среда – совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом (в том числе распределенным информационным ресурсом) с помощью интерактивных средств информационных и коммуникационных технологий и взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью. Информационно-коммуникационная среда включает множество информационных объектов и связей между ними, средства и технологии сбора, накопления, передачи (транслирования), обработки, продуцирования и распространения информации, собственно знания, средства воспроизведения аудиовизуальной информации, а также организационные и юридические структуры, поддерживающие информационные процессы.

Информационное обеспечение субъектов образовательного процесса -система широкого доступа каждого субъекта (учителя, ученика, родителя) образовательного процесса к информационно-методическим фондам и базам данных, сетевым источникам информации, по содержанию соответствующим полному перечню учебных предметов, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем видам деятельности, а также наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

Информационно-образовательная среда (ИОС) образовательного учреждения - специально организованный комплекс компонентов, обеспечивающих системную интеграцию информационных технологий в образовательный процесс с целью повышения его эффективности, представляющий собой совокупность нормативно-регламентирующего обеспечения образовательного процесса, телекоммуникационной программно-аппаратной среды, мультимедийных инструментальных компьютерных средств, информационных ресурсов накопления, хранения, распространения знаний, включая электронные издания учебного назначения, и организационную структуру по обеспечению эффективного взаимодействия пользователей – субъектов образовательного процесса.

Виртуальную методический кабинет - электронный учебно-методический комплекс по всем предметам, пополняющийся через локальную сеть. Учебно-методический комплекс размещен в локальной сети и содержит все образовательные области и компоненты учебного плана, используемые в управленческой деятельности, психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса, школьных программах и технологиях.

Модель (например, процесса взаимодействия источника информации и аудитории) - любой образ (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, план и т.п.) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве его ";заместителя";, ";представителя";.

Ожидаемый результат:

Для учащихся: раскрытие личностного потенциала и реализация индивидуальных образовательных траекторий

Для педагогов: освоение новых современных форм и методов организации образовательного процесса, расширение возможности выхода на творческий уровень в профессиональной деятельности.

Для администрации: новые возможности в организации управления лицеем.

Для родителей: возможность дистанционного участия в жизни лицея.

Мониторинг

В лицее разработана и функционирует система оценки качества информационной среды школы, которая является составной частью процесса управления качеством образования. Информационно-образовательная среда учебного заведения может считаться качественной на современном этапе, если она обеспечивает:

•доступность информации (в том числе электронных информационных ресурсов);

• разнообразие форм и качества информационных ресурсов;

• полноту, оперативность и достоверность получаемой информации;

• комфортность получения информации.

• существует организационная структура, накапливающая и хранящая информационные ресурсы и оказывающая информационные услуги;

• разработана и функционирует система оценки качества информационной среды школы, которая является составной частью процесса управления качеством образования;

• информационная среда интегрирована с региональными, российскими и зарубежными ресурсами для обеспечения учебного процесса и повышения квалификации преподавателей;

• информационная грамотность преподавательского состава и учащихся адекватна современному уровню развития информационных технологий, проводятся курсы повышения компьютерной грамотности преподавателей, спецкурсы для учащихся;

• имеющиеся информационные ресурсы разнообразны и ориентированы на различные категории потребителей.

Практическая значимость проекта

Реализация проекта помогает решить одну из основных задач, которую выдвигает концепция модернизации российского образования - повысить качество подготовки всех субъектов образовательного процесса в области практического использования информационных и коммуникативных технологий как будущих специалистов любой сферы деятельности, что позволит выпускникам школ активно продвигать свои ресурсные возможности на рынки труда и успешно конкурировать на них.

Практическое значение опыта

Положения и выводы, основанные на опыте работы, подтверждены практикой и могут быть рекомендованы к внедрению в деятельность общеобразовательных школ для создания и управления развитием информационно - образовательной среды. Разработанные технологии нацелены на оперативное получение объективной информации, анализ которой позволяет управлять образовательным процессом на основе мониторинга ИОС, оценивать уровень ИОС учебного учреждения.

Глава 1.Формирование современной инфраструктуры лицея

Инфраструктура школы – это все, что прямо или косвенно способствует организации и успешной реализации учебно-воспитательного процесса

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулировал требования к современной школе так:

Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала.

Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива. (Послание Федеральному собранию, 5 ноября 2008 г.).

Цель и задачи модернизации образования в Лицее - Формирование компетентной личности, способной к саморазвитию, самоопределению и самореализации в современном информационном обществе.

Разработать и развить инфраструктуру единой информационной среды образовательного пространства Лицея, обеспечивающую повышение качества основного и дополнительного образования, профильного обучения, конкурентоспособности учащихся на современном рынке труда.

Для этого должны произойти существенные изменения в инфраструктуре обеспечения образовательной деятельности, чрезвычайно важной становится задача определения путей целенаправленного формирования информационно-коммуникативной образовательной среды нового типа. Многочисленные социологические исследования наглядно демонстрируют, что взаимодействие современного школьника с окружающим миром на рубеже XXI века происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля, изменения привычного ";фона"; системы образования. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры.

В современном обществе информационная культура становится не набором прикладных знаний, позволяющих ориентироваться в библиотеках, медиатеках, компьютерных сетях, а определенным критерием характеристики личности, имеющей представление о диалогичности, вариативности, открытости знаний.

Чтобы стать человеком XXI века, современному школьнику необходимо не просто овладеть базовыми компьютерными навыками, но и научиться отбирать и анализировать информацию, синтезировать новое знание, выстраивать систему эффективной коммуникации и сотрудничать с людьми разных культур.

Таким образом, необходимо создание современной инфраструктуры обеспечения образовательной деятельности, которая предполагает материальную, методическую и организационную составляющие и требует детального рассмотрения каждой из них:

*Материальная составляющая инфраструктуры направлена на изменение качества условий. Школьное пространство должно быть функционально и эстетически грамотно оформлено, должно обеспечивать физическую и психологическую безопасность, не должно содержать рисков для здоровья. Инфраструктура нашего лицея предполагает использование информационно-образовательной среды для планирования образовательного процесса каждым учителем, который готов для этого, обладает профессиональной ИКТ-компетентностью. Важно, что в как учебной так и внеучебной деятельности мы даем учащемуся и учителю необходимые ИКТ-инструменты деятельности.

*Методическая составляющая инфраструктуры переориентирована на поддержку деятельности каждого учителя: для этого в лицее обеспечено наличие круглосуточного доступа к различным методическим, информационным и консультационным ресурсам; на центральном сервере в информационной системе Net-Школа функционирует Виртуальный методический кабинет. Методическая составляющая инфраструктуры переориентирована на поддержку деятельности каждого учителя. Все педагоги лицея прошли курсовую подготовку по информатизации образования, информационно-коммуникационной и медиакультуре. Осуществляется моральная и материальная стимуляция учителей в их профессиональной и творческой деятельности.

Педагоги школы принимают активное участие в различных конкурсах, являются членами школьных интернет - сообществ:

  • ПскоВики;

  • Сеть творческих учителей;

  • Всероссийский интернет — педсовет.

Неотъемлемой частью методической составляющей инфраструктуры школы является кабинет учителя.

Сегодня урок не должен быть ограничен учебником по предмету, классной доской и учителем. По современным требованиям образовательного стандарта традиционная форма урока не может дать учащимся такой объем информации, каким является урок с использованием информационных технологий, для этого необходимо соответствующее техническое оснащение кабинета. Всего в лицее 31 предметных кабинетов, 30 из них оборудованы телевизорами и DVD плейерами, с подключением к лицейскому телевизионному кабельному каналу, в 29 предметных кабинета есть компьютер с хорошей аудиосистемой, с подключением к локальной сети и выходом в Интернет, внутренним чатом, 17 кабинетов оборудованы презентационным оборудованием (7 интерактивных досок и 15 проекторов с экранами, одна плазменная панель). Всего в лицее 70 компьютеров 68 из них имеют выход в Интернет.

Учителя и учащиеся нашего лицея используют на уроках разнообразные цифровые образовательные ресурсы: электронные учебники, интерактивные пособия, медиапрезентации, видеофильмы. Это позволяет делать урок интересным и увлекательным, способствует увеличению объёма полученной информации, качественному усвоению материала.

Для удобства пользования эти материалы размещены на сервере в оболочке информационной системе Net-Школа

*Организационная составляющая инфраструктуры направлена на создание пространства для социальных коммуникаций, обеспечивающих возможность выстраивания ребенком собственных моделей поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях, на обеспечение высших образовательных достижений учителя и ученика, личностного и профессионального роста, разветвленную систему поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

В школе 21 века в свете модернизации образования необходима особая логика: не только как внешняя деятельность по отношению к ребенку, а как процесс и результат деятельности самого ребенка. Результатом так понимаемого образования является сама личность, ее существенные характеристики, то, что реально определяет поведение человека. Именно это и имел в виду мудрец, сказавший: «Образование - это то, что остается у человека, когда все выученное уже забыто»

Глава 2. Теоретические обоснования создания и управления развитием единой информационно-образовательной среды учебного заведения.

Информатизация образования, как и информатизация общества, претерпевает бурное развитие. Сейчас редкая школа не использует в своей работе информационно-коммуникационные технологии в образовательной и управленческой деятельности. Наступает время обобщить и систематизировать накопленный к настоящему времени опыт по созданию информационной образовательной среды школы. Для этого нужно иметь представление о структуре информационной среды школы, ее составе и об основных направлениях информатизации образования; иметь ее основные ориентиры.

Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.

В многочисленных публикациях, посвященных информатизации образования, выделяют, как минимум, три основные цели информатизации образования:

  • повышение эффективности образования;

  • повышение гибкости и доступности образования;

  • развитие информационной культуры.

При этом первая цель предполагает, что информатизация образования должна привести к более эффективному выполнению социального образовательного заказа.

Эта цель дифференцируется следующим образом:

  • повышение эффективности формирования специалистов, конкурентоспособных на рынке труда;

  • повышение эффективности формирования граждан общества, имеющих базовую систему ценностей.

Вторая цель предполагает, что информатизация образования должна сделать образование более гибким и доступным в смысле своевременного реагирования на изменения социального образовательного заказа.

Третья цель предполагает развитие общих навыков использования информационных технологий, как преподавателями, так и учащимися для повышения эффективности их деятельности.

В настоящее время большинством авторов, работающих над этой темой, рассматриваются следующие основные направления информатизации образования:

  • информатизация как техническое оснащение образовательного учреждения;

  • информатизация как внедрение новых информационных технологий в образование;

  • информатизация как формирование информационной культуры субъектов образования;

  • информатизация как создание информационного пространства (информационной среды) учебного заведения.

В связи с продвижением процесса информатизации образования среди организаторов образования, практикующих учителей и научной педагогической общественности обсуждаются вопросы появления в стенах школы нового для нашего образования феномена - единой информационной среды образовательного учреждения. При этом спектр обсуждаемых тем достаточно широк: от того, что должна представлять собой информационная среда школы, до того, как она должна управляться и как ее строить.

Информационно-образовательная среда (ИОС) образовательного учреждения - специально организованный комплекс компонентов, обеспечивающих системную интеграцию информационных технологий в образовательный процесс с целью повышения его эффективности. Представляющий собой совокупность нормативно-регламентирующего обеспечения образовательного процесса, телекоммуникационной программно-аппаратной среды, мультимедийных инструментальных компьютерных средств, информационных ресурсов накопления, хранения, распространения знаний, включая электронные издания учебного назначения, и организационную структуру по обеспечению эффективного взаимодействия пользователей – субъектов образовательного процесса. [2]

При внимательном рассмотрении приведенных выше требований можно сделать вывод о том, что они опираются на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Иначе говоря, реализация современных требований к общеобразовательной школе возможна только на основе внедрения ИКТ во все “клеточки” школьной жизни. Причем следует отметить, что приведенные элементы “Школы будущего” имеют не декларативный характер, а очень мощный креативный потенциал, будучи сформулированными в качестве основных требований к современной российской школе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационный вестник управления образования выпуск № 19 (29) май 2011

    Конкурс
    ... развитие и функционирование образовательнойсреды невозможно без потенциала современныхинформационных технологий. У среды появляется новое качество – информационное ... корпуса, формирование современнойинфраструктурышколы. Комплекс мероприятий ...
  2. «Московская школа – школа больших возможностей» Цель

    Программа
    ... Развитиеобразовательнойинфраструктуры реализация адресной инвестиции (1086 школ) развитие ... информационно-образовательнойсреды. В соответствии с требованиями стандарта современнаяинформационно-образовательнаясреда ... реорганизации; Учет мнения ...
  3. Курсовая работа по теме «Создание адаптивной образовательной среды

    Курсовая
    ... сообщество. Образовательно-воспитательная средасовременнойшколы должна быть сформирована, прежде всего, как информационнаясреда, использующая во ...
  4. Информационный вестник управления образования выпуск № 25 декабрь 2011

    Автореферат диссертации
    ... школе во многом определяются качеством и уровнем развитияинформационно-образовательнойсреды (ИОС) образовательного учреждения. Исходя из требований ФГОС, информационно-образовательнаясреда ...
  5. ИНФРАСТРУКТУРА И АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

    Программа
    ... применении информационных технологий обучения и развития телекоммуникационных инфраструктур. Создавая информационно-образовательнуюсреду, мы стремимся к максимальному удовлетворению образовательных потребностей ...

Другие похожие документы..