Главная > Закон


Е.И. Голубева,

засл. раб. культуры,

гл. библиотекарь РГДБ,

член Русской ассоциации чтения

Ключевые слова: сетевая культура, книга или компьютер, библиотека или Интернет, библиотека как информационная среда, поисковые системы в библиотеке, информационный запрос, опросы учителей и библиотекарей, общество знаний, основы организации знания, формирование критического мышления, виртуальное общение и личная безопасность

Сетевая культура – это не «другая» культура…

Это часть общечеловеческого достояния – культуры. В самом широком смысле слова.

Для чего люди с начала своего существования как биологического вида очень постепенно, но последовательно создают это нечто, которое мы теперь называем культурой? Для обустройства среды собственного обитания, для привнесения элементов человекосообразности во внешний, не всегда дружественный мир, для устройства таких взаимоотношений между членами человеческой семьи (ведь учёные подтверждают, что у всех ныне живущих общий предок), которые способствовали бы сохранению нашего вида.

Культура объединяет или разъединяет?

Поведение людей направляется и корректируется именно культурой. Поэтому очень важно каждому человеку иметь представление о культурном наследстве, которое он получает, входя в этот мир, и о закономерностях развития культуры, в котором он поневоле примет участие. Даже если «вклад» его будет отрицательным.

В свете этих рассуждений мне представляются, прежде всего, неправомерными сами противопоставления: книга или компьютер, библиотека или Интернет, культура в Сети и культура вообще. Конечно, способы и формы реализации «культурных действий» разные. Конечно, к достижениям науки и техники (в частности, в области информационных, а теперь и цифровых технологий) нужно специально приобщаться, и это требует определённых условий и усилий. Но добровольно сходить с дистанции и тем более хватать за полы и удерживать возле себя других, называя это принципиальной защитой традиций, вряд ли продуктивно.

Итак, противопоставление первое: книга или компьютер

На днях просмотрела больше десяти сайтов о Гарри Потере. Привлекательный дизайн, интерактивность, меню на все вкусы. Есть откровенно учебные материалы, незамаскированные. Есть учебные, но в занимательной обертке. А есть и развлекательные, игровые, рекреационные. Об активности посетителей судить не берусь. Но сколько же там нужно читать!!! Порой, вся игра сводится к переписке. Играющие письменно рассказывают друг другу свои истории. Визуальный ряд также присутствует минимум в изображении (настоящем или выдуманном) корреспондентов (игроков). Стало быть, есть и текст, и иллюстрации. Только в электронном виде. Так что я разделяю позицию тех, кто считает, что роль письменного текста, роль чтения в наше время только возрастает.

Читать нам, не перечитать…

Противопоставление второе: библиотека или Интернет

Внедряемое в наше сознание часто с помощью СМИ, оно приводит, порой, к экстремистским суждениям о том, что библиотеки уже не нужны. Среди школьников распространён миф, что, мол, в Интернете можно найти любую информацию в готовом виде без особого труда. Зачем же тогда идти в библиотеку?!

Между тем, от Максима Мошкова (не нуждающегося, уверена, в представлении пользователям Интернета) совсем недавно я услышала (в передаче «Тем временем» А. Архангельского по ТV - каналу «Культура») утверждение, что три четверти всех изданных книг недоступны для Сети. Что же касается поиска «без труда», то, наверное, каждый, кто работает в Интернете, может поделиться многочисленными примерами того, как непросто разобраться в тысячах ссылок, как иногда только на четвёртой-пятой странице попадаешь, наконец, на адрес официального сайта нужной организации, какого индивидуального подхода требуют разные поисковые системы, как непросто выработать адекватную стратегию поиска.

Между тем, учим ли мы школьников ориентироваться в разных информационных средах? А к их числу правомерно отнести и книгу (особенно учебник), и Интернет, и традиционную библиотеку.

В 2005-2006 годах мною был проведен анкетный опрос группы учителей г. Москвы для выяснения их профессиональной установки на рекомендацию дополнительных материалов в учебных целях, на использование Интернет-ресурсов. В случайную выборку попали преподаватели школьных предметов из разных областей знания: естественных (физика, биология, химия); точных (математика); гуманитарных (русский и иностранные языки, литература, история, обществознание); области «Искусство» (мировая художественная культура, изобразительное искусство); а также информатики и ИКТ. Несколько человек из опрошенных занимали должности заместителя директора школы по информатизации. Они представляли достаточно широкий спектр типов учебных заведений: государственные общеобразовательные школы, ГОУ с гимназическими и профильными классами, ГОУ с углубленным изучением английского языка, гимназии, центры образования.

По опыту преподавательской работы группа была разнородна: 3 человека имели стаж до 2-х лет, 5 человек – от 2-х до 5-ти, и 5 человек свыше 25 лет. Подавляющее большинство трудилось в школе от 5 до 25 лет. Поскольку опрос проводился в процессе занятия на курсах повышения квалификации, можно с уверенностью говорить о профессиональной зрелости респондентов, об их устойчивой мотивации на профессию.

Что же показал опрос?

На вопрос анкеты «Часто ли Вы рекомендуете ученикам использовать другие источники информации, кроме учебников?» в 60% случаев был получен ответ «систематически». Еще около трети опрошенных выбрали вариант ответа «В основном при работе над проектами». И каждый десятый ответил «практически никогда» и «в исключительных случаях».

Большой блок вопросов анкеты был посвящен тому, как учителя ориентируют школьников на использование образовательных Интернет-ресурсов. Хотелось выяснить не «платоническую» симпатию или наоборот, не благопожелательное отношение, а степень практического использования. На прямой вопрос «Рекомендуете ли Вы своим ученикам использовать Интернет для выполнения домашних заданий?» каждый десятый ответил твердо «Никогда», и только один (!) человек сказал «Всегда». Ответы «Редко» и «Систематически» в количественном отношении были представлены почти на одном уровне (около 40%).

Привлечь школьников к использованию образовательных Интернет-ресурсов можно, конечно, не только прямой рекомендацией (или заданием), но и обращением к ним во время урока, хотя бы в форме обсуждения разных материалов. На вопрос о практике обсуждения материалов из Глобальной Сети около 70% опрошенных ответили «Обсуждаем время от времени», но каждый пятый сказал «Нет» или «Очень редко и в основном материалы не учебного характера». Пока всего 4% составляют ответы «Всегда» и «Систематически». И, пожалуй, это ярко характеризует пока еще не преодоленную растерянность взрослых (и в том числе, учителей) в новой ситуации, когда в чисто техническом владении новыми технологиями дети и подростки опережают своих наставников, а способов повлиять на их пользовательское поведение в плане содержания ни родители, ни учителя еще не нашли.

Одной из таких форм влияния можно считать использование Интернет-ресурсов прямо на уроке по разным предметам. Это может помочь в достижении разных педагогических целей: познакомить учащихся с интересными и надежными порталами и сайтами, продемонстрировать разные пути поиска, критерии оценки качества найденных материалов, возможности их применения. Но часто препятствием является состояние технической оснащенности школы, возможности, продиктованные применяемой технологией подключения к Интернету. Об этом тоже был задан вопрос респондентам «Имеете ли Вы возможность использовать Интернет во время урока?». Больше половины (54%) опрошенных (а это учителя московских школ!) не имели такой технической возможности. Чуть больше 8% составил ответ «Всегда». И вдвое меньше скептический - «Вообще сомневаюсь в целесообразности тратить на это драгоценное время урока». Была озвучена и такая позиция: «Возможность есть, но нужно только на информатике». Но 15% ответов составляет оптимистический «В последнее время все чаще».

А как обстоят дела в библиотеке?

Туда учителя, увы!, сами редко заглядывают, но учащихся всё-таки отсылают. По результатам анкетирования половина опрошенных учителей бывают только в школьной библиотеке, а каждый четвертый признался, что никогда не был в ближайшей районной.

Практически в то же время был проведен пилотный опрос работников публичных библиотек Краснодарского края1. Ответы этих респондентов свидетельствуют о тесном сотрудничестве с учителями. Почти все отметили: учителя ближайших школ посещают библиотеки, чтобы ознакомиться с имеющимися ресурсами для рекомендации ученикам. Кроме личных визитов, отмечены в ответах такие способы связи, как «спрашивают об этом по телефону», «приглашают в школу с информацией».

Среди источников информации, которые библиотекари рекомендуют школьникам для удовлетворения познавательного интереса2, наряду с журналами, газетами, познавательной литературой, справочниками, словарями, энциклопедиями (отмечены почти всеми), предисловиями и комментариями к изданиям художественной литературы (около 13% от всех выборов) названы и электронные документы, а также Интернет-ресурсы (примерно 9% от общего количества выборов). Для выполнения учебных заданий, при работе над проектами, докладами, рефератами библиотекари рекомендуют школьникам, судя по их ответам, не довольствоваться одним источником. При выполнении запросов работники библиотек и сами прибегают к Интернету. В ответах на вопрос, «Какие Интернет-ресурсы Вы рекомендуете использовать своим читателям для выполнения учебных заданий?», библиотекари назвали поисковые системы (27%), образовательные порталы (27%), электронные каталоги библиотек 21%). Службу «Виртуальная справка» упомянул почти каждый десятый респондент, сайты библиотек названы в ответах чуть чаще (15%). В библиотеках пока еще нечасто, но происходит обмен мнениями с читателями по поводу информации, полученной из Интернет. Почти половина опрошенных (судя по их ответам) предварительно беседуют с читателями о необходимости критического отношения к информации, о способах ее перепроверки.

Одной школы для образования недостаточно!

Действующие программы обучения в средней школе вынуждают учителей преподносить учащимся достижения отдельных наук и сфер человеческой деятельности. И, несмотря на наличие современных теоретических разработок, на иногда блистательные методические находки, учителям не удаётся уделять достаточное внимание в учебном процессе методам работы с информацией, способам изучения мира, обучать приемам познания. Одной школы для образования недостаточно. Тем более, что школу заканчивают, как правило, в 16-17 лет, а учимся мы всю жизнь.

Как в этом может помочь библиотека?

В апреле 2007 года в режиме блиц-опроса (5 минут без подготовки) сотрудники крупнейшей детской библиотеки России (РГДБ, Москва) поделились непосредственными впечатлениями об уровне умений и навыков в работе с информацией своих читателей. Из почти 100 названий различных действий и процессов информационной деятельности (которые в таких условиях успели вспомнить участники опроса) лишь 5, по их мнению, в какой-то мере сформированы у школьников: брать, использовать, передавать, перерабатывать, получать.

На вопрос, в формировании каких сторон информационной компетентности школьникам могут помочь библиотекари, были отмечены: анализировать, адаптировать, запрашивать, искать, обобщать, обрабатывать, обсуждать, осмысливать, проверять, синтезировать, систематизировать, структурировать, уточнять. Если отмеченные глаголы расположить не по алфавиту, а в логике работы с информацией (во всяком случае, в учебных целях), то получим последовательность, которая описывает этапы этой работы от поиска до использования:

  • искать – запрашивать;

  • анализировать – осмысливать – адаптировать;

  • структурировать – систематизировать – обобщать;

  • обсуждать – проверять – уточнять;

  • обрабатывать – синтезировать.

И профессионально подготовленные библиотекари готовы прийти на помощь читателям: проконсультировать, предоставить возможности для тренировки, развития необходимых для достойной жизни в информационном обществе умений, для формирования у школьников информационной компетентности.

Как мы строим ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ

Одна из важных методологических задач школьного образования – заложить основы организации знаний. Понятие знание (о чём-то или чего-либо) в определении Российского энциклопедического словаря3 можно трактовать как систематизированную информацию предметно и/или тематически близкую. Личное знание каждого, т.е. освоенная систематизированная информация, нередко целенаправленно собранная и переработанная, всегда окрашено ещё и личностной оценкой.

Только структурированное знание может явиться основой адекватной картины целостного мира. На каком-то отрезке времени знание может быть неполным, даже односторонним. Но если оно встроено в определённую систему координат, т.е. определено место конкретного знания о чём-то по горизонтали (современный срез более общего знания) и по вертикали (место его в истории познания), это залог его дальнейшей корректировки, видоизменения, обогащения. Навыки структурирования, систематизации информации, имеют универсальный характер и работают как на уровне освоения информации, так и на уровне выработки знания.

Какова роль библиотеки в реализации этой задачи?

Библиотеки – лаборатории, в которых проектируется мир.

В. Шкловский

Такой социальный институт, как библиотека, за более чем 3,5 тысячелетия своей истории наработала много эффективных инструментов взаимодействия с информацией. И, прежде всего, это, конечно, различные поисковые системы. Практически любой информационный запрос пользователя может быть удовлетворен, любая поисковая задача может быть решена с помощью соответствующей части СБА (справочно-библиографического аппарата) современной библиотеки. И электронный каталог, в том числе, сводный, это не единственное и не универсальное средство поиска. Библиотеки давно ведут в ряду других систематические каталоги отдельных изданий и картотеки статей. Систематические каталоги позволяют вести тематический поиск. Результат такого поиска – не только несколько найденных конкретных изданий, в которых предположительно освещены темы и вопросы, интересующие читателя. Сам процесс поиска закладывает основы организации знаний.

Как это происходит?

Прежде, чем обратиться к тому или иному разделу систематического каталога, мы должны решить не всегда простую задачу на систематизацию – отнести искомую тему к той или иной области знания. Потом определиться с более узким разделом. Затем, двигаясь от одной каталожной карточки к другой, переходя от одного вида разделителя к другому (центральные, правосторонние, левосторонние – их значение объяснит библиограф-консультант), на которых все детальнее и детальнее будут обозначены подразделы, воочию убедимся и в разветвленности современной системы знаний, и в множестве точек пересечения наук и областей применения (ссылочные карточки), и в многоаспектности рассмотрения вопросов, близких нашему. Т.е., проводя осмысленный поиск, мы будем анализировать и синтезировать получаемую информацию. Это естественный процесс, протекающий непрерывно в нашем мозгу, поскольку информация к нам поступает постоянно.

Конечно, поиск по теме или ключевым словам в электронном каталоге оперативнее, но менее результативен. А иногда на выходе может быть просто констатация того, что в данной библиотеке ничего из запрошенного нет.

Уважаемый читатель! Если Вы дочитали до этого места, я Вам благодарна за внимание, но, боюсь, что у Вас уже зародилась скептическая мысль о кулике и болоте. Конечно, это мойлюбимый конёк, но сейчас мною движет желание показать, что в основе всякой работы с вербальной информацией, зафиксированной на материальном носителе, лежит чтение. А в основе культуры пользования такой сравнительно новой информационной средой, как Интернет, лежит древняя культура работы в библиотеке. И чем выше уровень этой читательской культуры, чем больше накопленный опыт, тем свободнее себя человек чувствует и в новой среде, тем продуктивнее его работа.

В современных библиотеках собираются, систематизируются и предоставляются пользователям не только книги и периодические издания, но справочные и энциклопедические издания, статистические сборники, художественные альбомы, ноты, материалы на CD и DVD, звуко- и видеозаписи и др. Причём в отличие от книжных магазинов, разных лет издания. Так что это очень насыщенная информационная среда и, что важно особенно для детей, дружественная и безопасная. Здесь всегда есть возможность обратиться к профессионалу за разъяснением или консультацией по конкретному вопросу.

Ещё одна важная особенность библиотеки – её неангажированность. Она финансируется на средства налогоплательщиков,, а не рекламодателей.

Именно библиотека с ее ресурсными возможностями, и в том числе, возможностью получения информации из Интернета, способна предоставить пользователю материалы, отражающие разные авторские позиции по тому или иному вопросу. Это способствует формированию критического мышления человека, развивает его познавательную активность. Полезный для жизни опыт приобретается при самостоятельной выработке критериев оценки материалов, применении различных способов его освоения в соответствии с конкретными задачами, способов переработки информации и создания вторичных текстов (конспектов, тезисов, рефератов, обзоров).

Я не встречала, к сожалению, материалов исследований, в которых изучалось бы влияние библиотек на развитие мышления человека. Но собственный опыт, наблюдения убеждают, что пользование библиотекой, её справочно-поисковым аппаратом напрямую соотносится с очень индивидуализированными, интимными процессами организации знания и формирования картины мира.

Противопоставление третье: культура в Сети и культура вообще

Все большее усложнение социального мира и процессов социального взаимодействия в настоящее время определяет актуальность проблем коммуникации. Исследованиями в области организации общения людей занимаются специалисты различных наук и сфер деятельности. Например, одна из современных концепций развития культуры (в широком смысле) определяет сегодня в качестве ведущего направления удовлетворение потребности людей в общении: создание условий для коммуникации, организация площадок для общения.

Что касается культуры отношений в Сети, то и здесь, по-моему, работает мудрость, приписываемая Конфуцию: «Не делай другим того, чего не хочешь испытывать от них по отношению к себе» (в другом переводе: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим»). Святое дело - поздороваться с корреспондентом в электронном письме, а в конце попрощаться. Воспитанность определяет форму обращения, так же, как и при очном общении (уважаемый…, дорогая… и т.п.). Если подключился к обсуждению в форуме, выступай, когда есть что сказать по существу, а не просто заявить о себе; формулируй мысль четко, не злоупотребляй смайликами.

Для того чтобы овладеть искусством общения, нужно, прежде всего, научиться понимать собственное состояние, мотивы и задачи деятельности и адекватно выражать свои эмоции, отношение, оценку, мысли, стремясь быть понятым партнером. Но не менее важно научиться воспринимать и партнёров по общению как равноправных участников коммуникации, имеющих право на высказывание, право быть услышанным. Для овладения искусством понимать других, нужен опыт восприятия иной точки зрения, иного взгляда. Именно библиотечные ресурсы позволяют познакомиться с материалами, отражающими разные авторские позиции по тому или иному вопросу. А библиотекарь-педагог поможет их сравнить, чтобы сформировать свое мнение.

Особый режим взаимодействия, со-трудничества с читателем предоставляет библиотекарю-педагогу разнообразные возможности расширения личного информационно-образовательного пространства школьника. И это нужно связывать не только с количественным увеличением объема информации, но с изменениями качественного характера, с возможностью выхода на личностную образовательную траекторию ученика.

Конечно, требования соблюдения этических норм, наличие определенного уровня коммуникативной культуры должны быть предъявлены не только к пользователям, но и к учредителям порталов, держателям сайтов, веб-мастерам, модераторам форумов. В их условный кодекс чести должны входить такие понятия, как ответственность, благожелательность по отношению к пользователям, библиографическая грамотность. Чтобы сетевые материалы вызывали доверие, пользователю необходимо всегда знать периодичность обновления сайтов, дату размещения конкретного материала, фамилию и контактный адрес ответственного лица.

О проблемах педагогического сопровождения работы школьника в Интернете

В знаниево-компетентностной парадигме образования никак не умаляется значение знаний, в т.ч., и фундаментальных, но ведущая роль отводится способу получения этих знаний, стимулированию самостоятельности в их «добывании» и приобретению опыта их применения для решения учебных и жизненных задач. Учитель, библиотекарь-педагог .становятся не трансляторами определённого объема сведений или «подавальщиками» конкретного тома энциклопедии, а проводниками, гидами, сталкерами, сопровождающими школьника на пути познания.

Если вернуться к обсуждению вопроса, как учить школьников ориентироваться в разных информационных средах, как убедить их использовать преимущественно образовательные, развивающие Интернет-ресурсы, то понятно, что путь запретов здесь непродуктивен. Не очень помогает и сообщение теоретических сведений впрок или наши «воспитательные» предостережения. А вот ситуация совместной работы, позиция «взрослый рядом» (родитель, учитель, библиотекарь) в путешествии по просторам Сети – это, наверное, решение проблемы. Иногда это приобретает смысл обеспечения личной безопасности4. Особенно если речь идет о детях и подростках.

В свете распространения новых педагогических технологий правомерно было бы назвать эту позицию по отношению к обучающимся педагогическим сопровождением.

Взрослый не обязан быть универсальным энциклопедистом (даже учитель), не обязан быть всегда правым. Но ведь можно совместно искать решения задач, вместе преодолевать трудности, постигать новое. И самое главное - учиться друг у друга. В контексте совместной деятельности так естественно передаются молодым согражданам наши нравственные и этические ценности, .приёмы решения проблем, образцы поведения, в том числе, информационного поведения, основы мировоззрения, наконец.

Таким образом, задача педагогического сопровождения школьников при работе с информацией стоит сегодня и перед семьей, и перед школой, и перед библиотекой.

1 Материалы предоставлены зав. отделом социологических исследований Российской государственной детской библиотеки канд. пед. наук В.П. Чудиновой.

2 Ограничения в количестве выборов не было.

3  «Знание, достоверное, истинное представление о чем-либо в отличие от вероятностного мнения. Это противопоставление мнения и знания (греч. докса и эпистеме) было разработано в древнегреческой философии». Российский Энциклопедический словарь. Интересно сравнить с соответствующей статьёй в Словаре Брокгауза и Ефрона: «Знание   самое общее выражение для обозначения теоретической деятельности ума, имеющей притязание на объективную истину (в отличие, например, от мышления или мысли, которые могут быть заведомо фантастическими)».

4 Бондаренко С.В. Виртуальные сетевые сообщества девиантногоповедения// /texts/bondarenko4.htm.

Шевченко И.С. Психологические особенности Интернет-общения // Материалы международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов». Выпуск 5. - М: Изд-во МГУ, 2000. -С. 320-321.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Информационная среда современной культуры»

    Рабочая программа
    ... содержание (Средство коммуникации – это сообщение) // Информационная эпоха ... необходимо проанализировать НЕ МЕНЕЕ 15 ... и понятие «сетевое общество». «Культура реальной виртуальности»: ... Постман Н. «А теперь, ... о другом...»). СМК и сфера публичного: работа ...
  2. Лессиг л свободная культура как медиаконцерны используют технологии и законы для того чтобы душить культуру и контролировать творчество оглавление и нформационная контрреволюция

    Документ
    ... средств массовой информации». Развитие сетевых технологий придало этому процессу ускорение почище горбачевского ... , загвоздка не в свободе культуры. Все культуры в определенной степени свободны. Вопрос в другом – насколько свободна сама этакультура ...
  3. Физической культуры»

    Автореферат диссертации
    ... К настоящему времени на сетевом диске сервера академии в ... абитуриенты. Интересы этих субъектов рынка и образовательного процесса не всегда совпадают, ... преподавателей, тренеров и других категорий работников сферы физической культуры, спорта и туризма; ...
  4.  публичный доклад моу «истоковская сош» за 2010-2011учебный год

    Доклад
    ... культура 4. Гузяев Иван Физическая культура 5. Голышева Василина Физическая культура ... павших», концерты и многое другое). Все это повысило интерес учащихся к ... сетевого взаимодействия школы с инновационными общеобразовательными учреждениями РФ. 6. Не ...
  5. Теория и история культуры уфа 2004

    Документ
    ... . Но в современной культуреэти потребности часто подменяются другими. Человек предпочитает не думать о творчестве, о познании ... децентрализация производства, переход от иерархических к сетевым структурам; в) особое внимание уделяется экологической ...

Другие похожие документы..