Главная > Автореферат диссертации
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Департамент труда и занятости населения Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
СОСТОЯНИЕ
УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА
В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ – ЮГРЕ
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЗОР - 2010
г. Ханты-Мансийск, 2011
Состояние условий и охраны труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре: региональный обзор. – Ханты-Мансийск. – 2011 г. – 145 стр.
Руководители проекта
Ким А. М. – первый заместитель Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
Варлаков А. П. - директор Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
Снисаренко В. А. – заместитель директора, начальник Управления труда Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Ответственные исполнители
Дубовец Д. С. – начальник отдела охраны и экспертизы условий труда Управления труда Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
Садриева В. В. – главный специалист отдела охраны и экспертизы условий труда Управления труда Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Региональный обзор по охране труда подготовлен в рамках сотрудничества Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии Международной Организации Труда в соответствии с «Методическим руководством для составления Регионального обзора по охране труда».
В региональном обзоре приводится информация о законодательстве и механизмах формирования государственной политики в сфере охраны труда, структурах социального партнерства, деятельности различных органов и организаций в сфере охраны труда, статистических данных и показателях состояния и условий охраны труда, общих демографических данных, проблемах и трудностях, а также о направлениях дальнейшего развития охраны труда в регионе.
Содержание:
Предисловие к Региональному обзору…………………………… | 5 | |
Введение в Региональный обзор………………………………….. | 6 | |
1. | Нормативно-правовая основа системы охраны труда…………… | 8 |
1.1. | Положения Устава Ханты-Мансийского автономного округа-Югры об условиях и охране труда………………………………... | 8 |
1.2. | Основные региональные законы в сфере условий и охраны труда………………………………………………………………. | 8 |
1.3. | Основные региональные правовые подзаконные акты по охране труда………………………………………………………………… | 8 |
1.4. | Международные договоры региона, содержащие требования охраны труда……………………………………………………….. | 9 |
2. | Иные региональные законы и подзаконные акты, имеющие отношение к вопросам обеспечения требований безопасности и охраны труда……………………………………………………….. | 9 |
3. | Механизмы формирования региональной политики в сфере охраны труда……………………………………………………….. | 10 |
3.1. | Основные направления реализации государственной политики в сфере охраны труда в регионе…………………………………... | 10 |
3.2. | Механизмы регионального законотворчества и нормотворчества…………………………………………………… | 11 |
3.3. | Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права……………………… | 14 |
3.4. | Разработка региональных программ по охране труда…………... | 14 |
3.5. | Экономические методы стимулирования деятельности работодателя в сфере охраны труда………………………………. | 17 |
3.6. | Формы общественного поощрения и распространения опыта в сфере охраны труда………………………………………………... | 18 |
4. | Механизмы социального партнерства и координации деятельности………………………………………………………... | 19 |
4.1. | Региональный уровень…………………………………………….. | 21 |
4.2. | Территориальный (муниципальный) уровень……………………. | 22 |
4.3. | Корпоративный уровень/уровень работодателя…………………. | 22 |
4.4. | Динамика развития социального партнерства…………………… | 24 |
4.5. | Деятельность Трехсторонней комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по регулированию социально-трудовых отношений………………………………………………. | 27 |
5. | Организация системы охраны труда: средства и органы………... | 27 |
5.1. | Компетентные государственные органы, в обязанности и в ответственность которых входят вопросы охраны труда……….. | 27 |
5.2. | Региональные научно-исследовательские и проектно-конструкторские учреждения (институты, центры, лаборатории), работающие в области охраны труда…………….. | 49 |
5.3. | Профессиональное образование, подготовка, переподготовка и повышение квалификации в области охраны труда и безопасности производства и информационно-разъяснительная работа………………………………………………………………... | 53 |
5.4. | Специализированные научные, технические и медицинские учреждения, связанные с различными аспектами охраны труда.. | 63 |
5.5. | Работники, связанные с охраной труда………………………….. | 67 |
6. | Состояние производственного травматизма и профессиональной заболеваемости…………………………….. | 69 |
6.1. | Основы квалификации случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний…………………. | 69 |
6.2. | Основные показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости…………………………….. | 72 |
6.3. | Основные формы учета случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости……………… | 76 |
6.4. | Основные формы сбора статистической информации…………... | 77 |
6.5. | Число зарегистрированных несчастных случаев на производстве со смертельным исходом (за пятилетний период) | 78 |
6.6. | Число зарегистрированных несчастных случаев на производстве (за пятилетний период)…………………………….. | 83 |
6.7. | Число зарегистрированных случаев профессиональных заболеваний …………………………..…………………………… | 86 |
6.8. | Число работающих в неблагоприятных условиях труда………… | 90 |
6.9 | Оценка масштабов неполной отчетности………………………… | 92 |
7. | Регулярные мероприятия и постоянная работа в области охраны труда: отдельные примеры………………………………………… | 93 |
7.1. | Регулярные мероприятия на региональном уровне……………… | 93 |
7.2. | Международное сотрудничество………………………………….. | 98 |
8. | Анализ сильных и слабых сторон региональной системы управления охраной труда…………………………………………. | 100 |
9. | Общие выводы по данным Регионального обзора……………….. | 101 |
10. | Законодательная база и Информационные ресурсы…………….. | 102 |
11. | Описание методик оценки различных статистических показателей, используемых в обзоре……………………………... | 103 |
12. | Общие сведении о регионе………………………………………… | 104 |
13. | ПРИЛОЖЕНИЯ | 113 |
Предисловие
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре за последние 11 лет проделана определенная работа по воссозданию и обеспечению функционирования в новых социально-экономических условиях государственной системы управления охраной труда.
В целом сформирована нормативная правовая база, регулирующая данную сферу социально-трудовых отношений. Разрабатываются и реализуются программы, мероприятия по улучшению условий и охраны труда на региональном, муниципальном уровне и на уровне организаций. Осуществляются государственный надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства о труде.
Вместе с тем, сложившаяся система государственного управления охраной труда требует дальнейшего совершенствования.
Несмотря на тенденцию сокращения числа несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, остаются значительными социальные и экономические потери, обусловленные такими происшествиями.
Анализ состояния государственного управления охраной труда в автономном округе указывает на необходимость более активного применения наряду с административными, правовыми, организационными подходами и формами экономических рычагов управления охраной труда.
Требуется существенно усилить профилактическую направленность решений в области охраны труда на всех уровнях и, прежде всего, в направлении разработки и внедрения методов прогнозирования основных тенденций, отражающих состояние условий и охраны труда на производстве.
Актуальность продвижения продукции региональных производителей на международных рынках, повышения ее конкурентоспособности обусловливают необходимость совершенствования системы управления охраной труда и ее гармонизации с международными нормами.
Введение
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра расположен в серединной части России. Он занимает центральную часть Западно-Сибирской равнины. На севере округ граничит с Ямало-Ненецким автономным округом, на северо-западе - с Республикой Коми, на юго-западе со Свердловской областью, на юге - с Тобольским и Уватским районами Тюменской области, на юго-востоке и востоке - с Томской областью и Красноярским краем.
Округ размещается на территории 534,8 тыс. кв.км. Pельеф представлен сочетанием равнин, предгорий и гор. Выделяются возвышенные равнины (150-301 м), низменные (100-150 м), а также низины (менее 100 м). В поймах Оби и Иртыша абсолютные высоты составляют 10-50 м. Для уральской части округа характерен среднегорный рельеф. Протяженность горной области составляет 450 км при ширине 30-45 км. Максимальные высоты: г. Народная, 1894 м (Приполярный Урал) и г. Педы, 1010 м (Северный Урал).
Речную сеть округа формируют реки Обь и Иртыш, 12 их притоков (Сев. Сосьва, Конда, Вах, Юган, Казым, Пим, Тромъеган, Аган, Б. Салым, Ляпин, Лямин, Назым), а также множество мелких речек. Общее число рек в округе - около 30 тыс.
В округе насчитывается около 290 тыс. озер площадью более 1 га. К категории больших (площадью свыше 100 кв.км) относятся Кондинский Сор, Леушинский Туман, Вандэмтор и Тромэмтор.
Растительность представлена сообществами лесов, болот, лугов, водоёмов, горных тундр. Лесистость территории округа составляет 52,1%.
Климат
Климат резко континентальный. Средняя температура января от -18 до -24 градусов по Цельсию, средняя температура июля от +15,7 до +18,4 градусов по Цельсию.
Годовое количество осадков по округу от 400 до 550 мм. Высота снежного покрова от 50 до 80 см. В июле выпадает максимум осадков, около 15% годового количества.
Полезные ископаемые
Основными полезными ископаемыми являются нефть и газ. Наиболее крупные месторождения нефти и газа - Самотлорское, Федоровское, Мамонтовское, Приобское.
В округе добывается россыпное золото, жильный кварц и коллекционное сырье. Открыты месторождения бурого и каменного угля. Обнаружены залежи железных руд, меди, цинка, свинца, ниобия, тантала, проявления бокситов и др. Находятся в стадии подготовки к разработке месторождения декоративного камня, кирпично-керамзитовых глин, песков строительных.
Население
Численность постоянного населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 1 января 2009 года составила 1520,0 тыс. человек, в том числе: городское население – 1390,8 тыс. человек (91,5%), сельское население – 129,2 тыс. человек (8,5%). В октябре 2010 года проходила перепись населения и данные на 01.01.2011 года бубут опубликованы в ноябре 2011 года.
Административно-территориальное деление
Каксамостоятельный субъект Российской Федерации, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра включает в себя 9 муниципальных районов и 13 городских округов. В рамках муниципальных районов расположены 26 городских и 58 сельских поселений.
Транспортная инфраструктура
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре основная перевозка грузов приходится на водный и железнодорожный транспорт, 29% перевозится автомобильным транспортом и 2% - авиационным. Общая протяженность железнодорожных путей 1106 км. Протяженность автомобильных дорог - более 18 тыс. км, из них с твердым покрытием - более 13 тыс.км. Протяженность судоходных водных путей составляет 5608 км, из которых 3736 км - боковые и малые реки. Общая протяженность магистральных нефтепроводов на территории округа составляет 6283 км, газопроводов - 19500 км.
1. Нормативно-правовая основа системы охраны труда.
1.1. Положения Устава Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об условиях и охране труда.
Устав Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не содержит положений, затрагивающих сферу охраны труда.
1.2. Основные региональные законы в сфере условий и охраны труда.
Основным региональным законом в сфере условий и охраны труда является Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.02.1998 № 2-оз «Об охране труда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
1.3. Основные региональные правовые нормативные (подзаконные) акты по охране труда.
На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры действуют региональные нормативные правовые акты по охране труда, принятые Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также разработанные и введенные приказами Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Нормативные правовые акты в сфере условий и охраны труда Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:
Похожие документы:
Правительство ханты-мансийского автономного округа - югры постановление
Программа... мероприятий Программы осуществляется ПравительствомХанты-Мансийскогоавтономногоокруга – Югры (далее – Правительствоавтономногоокруга). Департаменттруда и занятостинаселения и Центры занятостинаселения осуществляют контроль целевого ...Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 9 октября 2010 г N 246-п " О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры " Содействие занятости населения на 2011 - 2013 годы"
Программа... рынке трудаХанты-Мансийскогоавтономногоокруга - Югры Задача 1. Содействие занятостинаселения 1.1. Информирование населения и работодателей о положении на рынке трудаХанты-Мансийскогоавтономногоокруга - ЮгрыДепартаменттруда и занятости всего ...Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 9 октября 2010 г N 241-п " О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры " Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе
Документ... государственным имуществом Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга - Югры, Департамент общественных связей Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга - Югры, Департаменттруда и занятостинаселенияХанты-Мансийскогоавтономногоокруга - Югры Цель целевой ...Целевая программа ханты-мансийского автономного округа – югры «профилактика экстремизма гармонизация межэтнических и межкультурных отношений укрепление толерантности в ханты-мансийском автономном округе – югре на 2011-2013 годы»
Программа... Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга – Югры; Департамент внутренней политики Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга – Югры; Департаменттруда и занятостинаселенияХанты-Мансийскогоавтономногоокруга – Югры; Департамент информационных технологий Ханты ...Постановление правительства ханты-мансийского ао - югры от 23 декабря 2010 г n 367-п " о целевой программе ханты-мансийского автономного округа - югры " профилактика экстремизма гармонизация межэтнических и межкультурных отношений
Документ... Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга - Югры; Департамент внутренней политики Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга - Югры; Департаменттруда и занятостинаселенияХанты-Мансийскогоавтономногоокруга - Югры; Департамент информационных технологий Ханты ...