Главная > Документ


Примечание: 1 ученица занималась по индивидуальному плану, экзамен по трудовому обучению не сдавала (2010-2011 учебный год).

II. Образовательная программа, концепция развития школы

2.1 Образовательная программа, концепция развития учреждения

Образовательная программа школы составлена на основе анализа результатов работы школы и структурирована по следующим модулям:

1 модуль. Введение.

2 модуль. Информационная справка о школе, в которой отражены миссия школы, ключевая проектная идея, дан анализ структуры школы, общая характеристика учреждения.

3 модуль. Принципы образовательной политики школы.

4 модуль. Аналитическое обоснование программы, данный модуль включает аналитико-прогностическое обоснование программы, дан анализ контингента учащихся, родителей и педагогов, отражены потребности обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, интересов и возможностей, а также их родителей, общественности и социума.

5модуль. Цели, задачи, направления образовательной программы.

6 модуль. Учебный план и его программно-методическое обеспечение.

7 модуль. Особенности образовательного процесса в школе включают в себя анализ особенностей образования на каждой ступени его развития, противоречия целей и ориентиров, взаимосвязь конкретных условий с собственной моделью организации обучения, воспитания и развития школьников.

8 модуль. Воспитательная работа.

9 модуль. Дополнительное образование.

10 модуль. Мониторинг общего образования содержит особенности воспитывающей деятельности, структуру дополнительного образования, особенности деятельности учащихся, характеристику здоровьесберегающих технологий, используемых в образовательном процессе.

11 модуль. Методическое обеспечение выполнения образовательной программы включает в себя анализ программного обеспечения образовательного процесса первой и второй половины дня.

12 модуль. Управление реализацией образовательной программы, в котором представлены прогнозируемые педагогические результаты в следующих областях: образовательная деятельность, ИКТ, работа с социальным окружением, в области управления.

Образовательная программа школы отражает специфику учреждения, деятельность которого направлена на создание условий для коррекции отклонений в развитии учащихся средствами образования и трудовой подготовки, социально- психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. Содержание коррекционно-развивающего образования и воспитания учащихся варьируется доступными, дифференцированными, развивающими формами и методами обучения с использованием средств психолого-педагогического и социокультурного сопровождения индивидуального развития каждого ребенка.

Система образования в образовательном учреждении строится на следующих принципах: гуманизации, гуманитаризации, дифференциации и индивидуализации обучения, развивающем характере образования, непрерывности образования, системности, управляемости реализацией программы.

Такой подход позволяет сохранить преемственность в организации обра­зовательного процесса, побуждает к творческой деятельности педагогический коллектив, создает условия для внедрения инновационных технологий, способ­ствующих дальнейшей социализации и соцадаптации учащихся с нарушением интеллекта.

Образовательная программа – это внутренний образовательный стандарт, который способствует реализа­ции права родителей на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества образования. Для педагогического коллектива образовательная программа определяет главное в содержании образования и способствует координации деятельности всех учителей. Образовательная программа регламентирует организацию всех видов деятельности обучающихся, их всестороннее образование.

В связи с тем, что образовательная программа направлена на все субъекты образовательного процесса: обучающихся, учителей, родителей, то и создавалась она коллегиально. В разработке данного документа принимали участие админи­страция школы, педагогический коллектив, представители родительской общественности.

Наряду с традиционными технологиями в процессе обучения широко используются следующие технологии компетентностно-ориентированного обучения:

  • развивающее обучение;

  • проблемное обучение;

  • разноуровневое обучение;

  • проектные методы обучения;

  • технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

Главным целевым ориентиром в реализации образовательного процесса становится образ выпускника.

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

Направления

Начальная школа
(1-4)

Основная школа
(5-9)

Уровень учебных

и трудовых возможностей

  • подготовка по общеобразовательным предметам в соответствии с индивидуальными показаниями учебных и трудовых возможностей учащихся с нарушением интеллекта

  • завершение подготовки по общеобразовательным предметам в соответствии с индивидуальными показаниями учебных и трудовых возможностей учащихся с нарушением интеллекта;

- подготовка к самостоятельной трудовой деятельности по одному из профилей трудовой адаптации, изучаемых в школе

Нравственные качества

  • доброта;

  • уважение к старшим;

  • умение жить в коллективе;

  • любовь к школе;

  • честность

  • порядочность;

  • обязательность;

- понятие чести, достоинства;

  • взаимопонимание и взаимовыручка;

- культура толерантного отношения к любой индивидуальности;

- культура общения и взаимоотношений

Гражданские качества

  • знание своих прав и обязанностей;

  • любовь к родному краю, стране;

  • уважение к традициям народа;

  • осознанность своих поступков;

- правдолюбие

  • знание своих прав и обязанностей с опорой на законы РФ;

  • патриотизм;

  • умение принимать решение;

  • независимость убеждений;

  • долг и ответственность перед семьей и школой;

- понимание преимущества законопослушного поведения и бесконфликтного общения

Общая культура

  • чувство прекрасного;

  • внешний опрятный вид;

  • приобщение к ценностям своего народа, традициям, обычаям

  • культура поведения;

  • приобретение навыков этикета;

  • приобщение к художественным ценностям;

  • знание норм морали;

  • уважительное отношение к прошлому;

- соцадаптированность и социализированность

Труд

- уважительное отношение к результатам чужого и своего труда

  • формирование осознанности труда как источника всех ценностей на земле;
    - формирование потребностей в труде;
    - развитие умения самовыражения в труде;

  • трудовая адаптация и конкурентоспособность;

- получение профессии, адекватной своим способностям и возможностям

Здоровье и ЗОЖ

  • здоровый образ жизни

  • поддержание экологии своего организма;
    - добровольный отказ от вредных привычек;
    - формирование убеждённости в том, что физическое и психическое здоровье - основа самой жизни и развития;

  • здоровый образ жизни;

  • сохранение здоровья

Семья

  • культура отношений между членами семьи

  • развитие потребности ориентации на семью;
    - осознание семьи как социальной ценности;
    - культура отношений между членами семьи;

- формирование навыков ведения домашнего хозяйства

2.2 Принципы составления учебного плана.

Содержание образования ГОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 991 определяется учебным планом и образовательными программами для учащихся с нарушением интеллекта, учитывающим особенности психофизического развития и индивидуальные возможности обучающихся.

В 2011-2012 учебном году школа будет работать в соответствии с распоряжением МКО № 48-Р от 28.05 2002 года «Об утверждении Московского регионального базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» по Московскому базисному плану общего образования умственно отсталых детей (с лёгкой и средней степенью) и Базисному плану общего образования учащихся с тяжелой степенью умственной отсталости по 5-ти дневной рабочей неделе. Учебный план для 1-3 классов составлен на основании письма Департамента образования города Москвы № 2-30-1239 от 24 августа 2009 года «О примерных учебных планах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений I – VIII вида».

  Учебный план сохраняет в необходимом объёме все содержание образования, которое является обязательным, с соблюдением преемственности между ступенями обучения, отдельными предметами и построен так, чтобы уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимую.

Каждая образовательная область учебного плана реализуется сис­темой предметов, неразрывных по своему содержанию и преемственно продолжающихся от начальной до старшей школы, что по­зволяет практически осуществлять системную, комплексную работу по развитию ребенка с ОВЗ средствами образования с уче­том его возрастной динамики.

Учебный план на 2011-2012 учебный год предусматривает обязательный 9-ти летний срок обучения как наиболее оптимальный для получения учащимися с особыми образовательными потребностями общего образования и профессионально-трудовой подготовки.

Организационные и гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса, максимальная нагрузка на обучающихся, общее число часов к финансированию устанавливаются по 5-ти дневной рабочей неделе в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами финансирования.

Продолжительность урока:

  • 1 класс – 1-2 четверть - 35 минут;

  • 1 класс - 3-4 четверть - 45 минут;

  • 2 – 9 классы - 45 минут.

Базисный учебный план включает в себя общеобразовательные предметы, содержание которых адаптировано к возможностям учащихся с нарушением интеллекта, специфические коррекционные предметы, индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

Базовый компонент состоит из двух ступеней образования: 1 - 4 классы, 5-9 классы.

Структура

специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 991





V-IX классы

Средний и старший этап обучения

(продолжение обучения общеобразовательным предметам. Вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность)



I-IV классы

Начальный этап обучения

(образовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой)



Первая ступень образования – начальная школа (1-4 класс) представлена четырехлетним сроком обучения.

Основными задачами начального обучения в 1-4-м классе являются:

- формирование основ учебной деятельности, элементарного усвое­ния образовательных областей в соответствии с психофизическими возможностями учащегося;

- реализация коррекционных мероприятий по физическому и пси­хическому оздоровлению детей, устранение или сглаживание спе­цифических, индивидуальных нарушений в доступных видах деятельности.

В 1-4 классах из традиционных обязательных учебных предметов изучаются: русский язык (письмо и развитие речи; письмо), чтение (чтение и развитие речи), развитие речи, математика, пение и музыка, изобразительное искусство, физкультура, трудовое обучение.

Вторая ступень образования - основная школа (5-9 клас­сы) - является продолжением начальной школы, но в отличие от нее расширяет и углубляет понятийную и практическую основу образовательных областей, закрепляет навыки самостоятель­ной учебной деятельности, завершает подготовку по общеобразователь­ным предметам в соответствии с индивидуальными показаниями учеб­ных возможностей учащихся специальной (коррекционной) школы.

В 5-9 классах изучаются русский язык (чтение и развитие речи, письмо и развитие речи), математика, биология, история, география, изобразительное искусство, пение и музыка; осуществляется физическое воспитание, профессионально-трудовое обучение, в 5-х классах вводится природоведение, в 8-9-х классах - обществоведение.

В классах с умеренной степенью умственной отсталости изучаются такие предметы, как: развитие речи, чтение, письмо, математика, мир растений, мир животных, изобразительное искусство, музыка и пение, физкультура, трудовая подготовка (ручной труд, самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, ремесло); коррекционные курсы: развитие устной речи, СБО, музыкально-ритмические занятия.

Чтение – базовая основа обучения всем другим предметам, источник нравственного и духовного воспитания на всех этапах обучения, самый востребованный навык для получения информации в повседневной жизни. Обучение чтению один из самых трудных учебных процессов. Навык чтения легко утрачивается без постоянного подкрепления.

Трудовое обучение является приоритетным.

Образовательная область «Технология» включает «Трудовое обучение» (1-4 классы); «Профессионально-трудовое обучение» (5-9 классы), где учащиеся обучаются различным видам труда (столярное дело, швейное дело, картонажно-переплетное дело, кожгалантерейное дело, цветоводство и декоративное садоводство), в зависимости от возможностей и особенностей каждого ребенка, потребностей социума в кадрах, материально-технического и кадрового обеспечения школы; «Ручной труд», «Самообслуживание», «Хозяйственно-бытовой труд», «Ремесло» - для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости.

Для занятий по трудовому обучению классы делятся на две подгруппы (4-9 классы). С учетом состояния познавательных возможностей и психофизических особенностей детей распределение по подгруппам может быть неравным по числу обучающихся.

Образовательная область «Социально–бытовая ориентировка» является вторым по жизненной практической значимости учебным предметом для социальной адаптации и интеграции выпускников школы VIII вида. Для занятий по СБО классы делятся на две подгруппы.

Образовательная область «Математика» представлена элементар­ной математикой и в ее структуре - геометрическими понятиями. Содержание программного материала максимально приближено к жизненным потребностям и социально-бытовым условиям жителя современного социума. В 5-9 классах из уроков математики один час отводится на изучение элементов геометрии.

Содержание программного материала по «Русскому языку» (письмо и развитие речи) приближено к жизненным потребностям и социально-бытовым условиям современного социума.

К школьному компоненту относятся занятия по выбору и факультативные курсы. Школьный компонент увеличивает вариативные возможности учебного плана. Количество часов занятий по выбору входит в общее количество недельных часов, определяемых как «максимальная нагрузка» обучающихся и в общее число часов к финансированию.

Часы занятий по выбору отведены на изучение курса «Веселая физкультура» (1аб, 2аб, 3аб, 4абв, 5б классы), «Экология» (5а класс).

Факультативные занятия представлены следующими курсами: «Основы здорового образа жизни» (5а класс), ОБЖ (6аб, 7аб, 8аб, 9а классы). Для учащихся с умеренной степенью интеллектуальных нарушений введены курсы: «Речевой этикет» (5б, 8в классы) и «ОЗОЖ» (5б).

В 5-9 классах за счет школьного компонента введен дополнительный, 3 урок физической культуры. Образовательная область «Физкультура» направлена на коррекцию психофизического раз­вития учащихся, выполнение общеразвивающей функции, включает (дифференцированно, в зависимости от индивидуальных особенностей школьников) элементы спортивной подготовки.

Введение факультативного курса «Речевой этикет» направлено на привитие учащимся навыков культуры общения, коммуникативного и общего развития личности.

Курсы «Основы безопасности жизнедеятельности», и «Основы здорового образа жизни» предназначены для формирования знаний, умений и навыков учащихся по защите жизни и здоровья в условиях обычных, опасных и чрезвычайных ситуаций, формирования навыков здорового образа жизни и ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Программы факультативных курсов составлены педагогами школы в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями и возможностями учащихся с интеллектуальными нарушениями, скорректированы с программой школы по охране и укреплению здоровья учащихся, не противоречат требованиям государственного образовательного стандарта коррекционно-развивающего обучения.

В школьном компоненте представлены коррекционные технологии, обязательные для преодоления (сглаживания) специфических нарушений у учащихся: ЛФК, ритмика, логопедия, развитие психомоторных процессов. Специфика интеллектуального и личностного недоразвития учащихся специальной (коррекционной) школы требует направленной коррекции не только учебной деятельности, но и развития коммуникативных умений, навыков содержательного взаимодействия со сверстниками, взрослыми, регуляции эмоциональных, нравственно поведенческих и других свойств личности. Предметы коррекционных технологий направлены на усиление коррекционного воздействия на личностное развитие учащихся.

На обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия составляется отдельное расписание, так как часы занятий ребенка со специалистами не входят в максимальную учебную нагрузку на учащегося.

На коррекционные (индивидуальные и групповые) занятия по логопедии, ЛФК, развитию психомоторики и сенсорных процессов по расписанию отводится время, как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность 15 – 25 минут на индивидуальное занятие или одну группу.

Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений, а на занятия ЛФК – в соответствии с медицинскими показателями.

В первую половину дня допустимо в некоторых случаях брать детей:

- на занятия по логопедии - с уроков чтения и развития речи;

- на занятия по ЛФК - с уроков физкультуры.

Часы нагрузки специалистов по коррекционным занятиям входят в общее число часов к финансированию

2.3. Используемые учебные программы

Ступени обучения

Классы для учащихся с легкой степенью умственной отсталости

Классы для учащихся, имеющих сложную структуру дефекта

Классы для детей с диагнозом F71, имеющих сложный дефект

Первая ступень обучения – начальное образование

1-4 классы

(нормативный срок обучения

4 года)

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов.

(под редакцией В.В. Воронковой), 2006 год

  

Адаптированные

программы для детей, имеющих сложную структуру дефекта на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов.

(под редакцией В.В. Воронковой),

2006 г.

Адаптированные программы для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости и сложным дефектом на основе программ обучения глубоко умственно отсталых детей

НИИ дефектологии АПН, 1983 г.

Вторая ступень обучения –

основное общее

образование

5-9 классы

(нормативный срок обучения 5 лет)

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

5-9 классы.

Сборник 1, 2.

(под редакцией В.В. Воронковой),

2001 год

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под ред. И.М. Бгажноковой,

2006 год.

(программы по биологии для 5-9 классов)  

Адаптированные

программы для детей, имеющих сложную структуру дефекта на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

5-9 классы.

Сборник 1, 2.

(под редакцией В.В. Воронковой),

2001 год

Адаптированные

программы по биологии для детей, имеющих сложный дефект на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под ред. И.М. Бгажноковой,

2006 г.

Адаптированные программы для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости и сложным дефектом на основе программ обучения глубоко умственно отсталых детей НИИ дефектологии АПН, 1983 г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Самообследование по направлениям деятельности viii вида № 991

    Документ
    Самообследование по направлениям деятельности Государственного образовательного учреждения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида991 Программы специальных (коррекционных) образовательных ...
  2. Отчет по внутреннему аудиту условий содержания и качества подготовки студентов

    Отчет
    ... кафедрой; - основные направления деятельности кафедры. Основные виды деятельности кафедр представлены по следующим направлениям: планирование деятельности; организация и управление ...
  3. Информационная карта в 2012-2013 учебном году (3)

    Документ
    ... 991 и зарегистрированным межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №6 по ... по VII виду, второй ступени – по VII и VIII виду ... результатах самообследования размещен ... деятельность отведено 9 часов. Внеурочная деятельность организуется по направлениям ...
  4. Анализ работы гбоу сош № 840 за 2011-2012 учебный год

    Задача
    ... образования осуществлялась по видам деятельности: Художественно-эстетической направленности – 5 объединений ... результата образования. Результаты самообследования отражены в карте ... знания: по периоду VIII-XVIII вв. (по темам ... х 44 286 991,61 46 497 ...
  5. И банковского дела (2)

    Научно-исследовательская работа
    ... проведение VIII Межвузовской ... Страхование 1 190 1 991 1 978 2 358 ... Направления деятельности кафедры в 2006/2007 учебном году Направления деятельности кафедры Ответственный Общее руководство всеми видами дея­тельности ... о самообследовании по специальности ...

Другие похожие документы..