Главная > Программа


п/п

Содержание:

Страницы

Пояснительная записка.

2-15

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

16-27

Базисный учебный план образовательного учреждения НОУ «Ногинская гимназия».

28-42

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

43-58

Программы отдельных учебных предметов, курсов.

59-525

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

526-546

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

547-550

Программа коррекционной работы.

551-554

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

555-577

Программа по внеурочной деятельности.

578-746

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

Данный документ разработан педагогическим коллективом НОУ «Ногинская гимназия» в составе:

  • зам. директора по УВР начальной школы Числовой С. И.

  • зав. кафедрой учителей начальной школы Горяиновой Ж. Н.

  • учителей начальной школы: Шульгиновой И. Н., Воробьёвой М. Ф., Берестовской О. Л., Головановой О. Н., Просяник С. Л., Яхиной Н. Б., Данилиной Т. А. в соответствии:

  • с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;(Москва «Просвещение»,2011)

  • с рекомендациями Примерной программы, (Москва «Просвещение», 2010)

  • с возможностями Учебно-Методической Модели, составленной учителями ОУ НОУ «Ногинская гимназия», которая составлена из завершённых предметных линий учебных курсов;

  • с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающегося, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

На основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования разработана основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения НОУ «Ногинская гимназия», имеющего государственную аккредитацию, с учётом типа и вида данного образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Разработка образовательным учреждением НОУ «Ногинская гимназия» основной образовательной программы начального общего образования осуществлялась самостоятельно с привлечением органов самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Основные принципы образовательного процесса в НОУ «Ногинская гимназия»

  • Образовательная деятельность осуществляется по индивидуальному учебному плану,составленному на основе базисного учебного плана (федеральный компонент +гимназический компонент = учебный план гимназии).

Инвариантная часть полностью обеспечивает выполнение государственных образовательных стандартов, а вариативная часть-гимназического компонента.Например, гимназическим компонентом является изучение с 1 класса английского языка,занятие по хореографии и психологии; в основной школе-углубленное изучение литературы, русского языка, истории, математики, введение второго иностранного языка (французского или немецкого); а с 5 класса – уроки психологии, философии, стилистики, истории мировой культуры, хореографии.

  • Преемственность ступеней образования.Центр дошкольной подготовки «Шаг за шагом» -начальное звено – среднее звено – старшая школа – Центр довузовского обучения.

  • Учебный план ежегодно согласовывается с Управлением образования Ногинского р-на и утверждается директором гимназии.

  • Осуществление учебного плана обеспечено разнообразными образовательными программами, превышающими государственный стандарт и способствующими интеллектуальному и творческому развитию уч-ся. В начальной школе реализуется программа развивающего обучения Эльконина-Давыдова, в основной и средней школе-Виленкин (математика),Софонова, Соловова (анг. Яз), Кацва (история) и др.

8-9 классы –предподготовка к поступлению в профильные классы,деление классов на подгруппы (базовая и углубленная группа)

(профильные предметы ведут преподаватели ЦДО РГГУ). 10-11 классы-профильные классы-двухгодичная модель обучения

Кадровый состав НОУ «Ногинская гимназия»:

Численность педагогических работников-80 человек.

Число совместителей(вместе с дополнительными структурами)- 20 чел.

Молодых специалистов- 7 человек.

В гимназии преподают:

  • Кандидаты наук- 4 чел.

  • «Заслуженный работник культуры Московской области»-1 чел.

  • «Заслуженный работник образования Московской области»-2 чел.

  • «Почетный работник общего образования Российской Федерации»-6 чел.

  • «Отличник народного просвещения»-5 чел.

  • Награждены Почетной грамотой Министерства образования Моск.обл.-3 чел.

  • Награждены Премией губернатора Московской области-2 чел.

  • Награждены Премией Главы Ногинского муниципального района-3 чел.

  • Лауреаты премии Сороса-2 чел.

Анализируя количественный состав преподавателей гимназии по разрядам в 2009-2010 уч. Году, следует отметить, что:

  • 55% преподавателей гимназии –учителя высшей квалификационной категории,

  • 11%-учителя 1 квалификационной категории

  • 20%-учителя 2 квалификационной категории

  • 11%-учителя 11-8 разрядов

Миссия гимназии:

Подготовка на основе современных технологий и педагогики образованных, нравственно воспитанных, физически развитых, культурных молодых людей, способных к адаптации, межкультурному взаимодействию, совершенствованию,саморазвитию в быстро меняющихся социально- экономических условиях и информационном простпанстве общественной жизни.

Цели и задачи реализации программы

Целями реализации основной образовательной программы начального общего образования являются:

  1. Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье и безопасность учащихся, обеспечить им эмоциональное благополучие.

  2. Развить творческие способности школьников с учётом их индивидуальных особенностей, сохранить и поддержать индивидуальность каждого ребенка.

  3. Сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления и сознания; помочь им приобрести опыт осуществления различных видов деятельности.

  4. Создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику.

  5. Помочь овладеть школьнику основам различных видов грамотности (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуально-художественной, языковой, математической, естественнонаучной, технологической).

  6. Дать каждому ребенку опыт и средства ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах деятельности.

На ступениначального общего образования осуществляется решение следующих задач (в соответствии со Стандартом):

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся;

  • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению;

  • формирование желания и умения учиться;

  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.

Цели и задачи НОУ «Ногинская гимназия»:

  • Закрепить за гимназией статус образовательного центра, в котором царит дух сопричастности гимназическому братству и атмосфера партнерства и доверия между всеми членами коллектива.

  • сформулировать у учащихся устойчивые представления о нормах поведения в цивилизованном обществе и навыки этого поведения.

  • создать максимально благоприятные условия для формирования в гимназии творческой и интеллектуальной элиты общества, способной в дальнейшем стать во главе управленческих структур.

  • создать условия для пробуждения любви и уважения к своему ОТЕЧЕСТВУ ,к родному городу.

  • дать прочные знания,позволяющие учащимся продолжить образование в высшей школе.

Принципы и подходы к формированию программы

Обеспечение:

  • равных возможностей получения качественного начального общего образования;

  • духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования , становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

  • преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

  • сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

  • единство образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных программ и видов образовательных учреждений;

  • демократизации образования и всей образовательной деятельности;

  • формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;

  • условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами,

определёнными Федеральными государственными требованиями:

  • содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и педагогики;

  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей младшего школьного возраста;

  • строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями учащихся, спецификой и возможностями образовательных областей;

  • основывается на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса;

  • равных возможностей получения качественного начального общего образования;

  • духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;

  • преемственности основных образовательных программ;

  • сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа России;

  • единства образовательного пространства России;

  • демократизации образования;

  • формирования критериальной оценки результатов освоения ООП;

  • обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся.

Кроме того, при разработке Программы учитывались принципы и подходы ее формирования, определённые главной целью Образовательной программы развивающего образования Эльконина – Давыдова.

Деятельностно - ориентированные принципы:

  • Принцип обучения деятельности.

Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой деятельности , в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.

  • Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие.

Предлагает опору на предшествующее спонтанное ( или не управляемое прямо), самостоятельное , «житейское» развитие ребёнка.

  • Креативный принцип.

Необходимо «выращивать» у школьников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности , инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Концептуальные положения

Развивающаяся личностно-ориентированная система обучения основывается на последних достижениях педагогической науки и практики, в том числе:

  • на проблемно- ориентированном развивающем образовании (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов)

  • системно-деятельностном подходе к обучению (Л,С, Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин)

  • на идеях непрерывности (наличие последовательной цепи компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов и приемов, форм и результативности), а также преемственности образования (дошкольный центр «Шаг за шагом»– школа – вуз).

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующим основную образовательную программу;

  • ориентацию на достижение цели и основного результат образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающегося;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающегося, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Концептуальные идеи, положенные в основу программы развития НОУ «Ногинская гимназия»:

  1. Научность и инновационность – приоритеты дальнейшего развития гимназического общества НОУ «Ногинская гимназия»

  2. Полная осведомленность обо всех образовательных стандартах, приоритетах и инициативах Министерства образования РФ и их оперативное внедрение в гимназическую среду.

  3. Ориентация на «принцип конвергенции» в процессе создания совершенной образовательной среды.

  4. Мультимедийность и коммуникативность как необходимые элементы современного образовательного процесса.

  5. Уроки чести, достоинства и человечности.

  6. От индивидуальных маршрутов к открытому миру современных российских профессий (нацеленность гимназистов жить и работать в России и для России)

  7. Поддержание гимназического духа.

  8. Психологический фактор в основе раскрытия потенцмала юной личности.

  9. Акцент на здоровьесберегающие технологии.

  10. Мониторинг и стимулирование творческого потенциала преподавательского состава гимназии.

Общая характеристика ООП

  • достижение планируемых результатов освоения Основной программы всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья на основе занятий логопеда и психолога;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, через систему развивающего обучения;

  • организацию интеллектуальных марафонов, предметных недель и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению учащихся;

  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

  • возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды города Ногинска для приобретения опыта реального управления и действия на основе краеведческой, природоохранной деятельности и социальных практик.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (8)

    Документ
    Планируемыерезультатыосвоенияобучающимисяосновнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования Целью реализации основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования является обеспечение планируемыхрезультатов по ...
  2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

    Документ
    Планируемыерезультатыосвоенияобучающимисяосновнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования Федеральный государственный образовательный стандарт начальногообщегообразования представляет собой совокупность требований, обязательных ...
  3. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (10)

    Пояснительная записка
    ... программыначальногообщегообразования. 1.ПланируемыерезультатыосвоенияобучающимисяосновнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразованияПланируемыерезультатыосвоенияосновнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования ...
  4. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (2)

    Пояснительная записка
    ... и нормативами. Приложение № 1 ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯОБУЧАЮЩИМИСЯОСНОВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫНАЧАЛЬНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯПланируемыерезультатыосвоенияосновнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования МБОУ СОШ №39 ...
  5. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (6)

    Пояснительная записка
    ... . 2. ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯОБУЧАЮЩИМИСЯОСНОВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫНАЧАЛЬНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯПланируемыерезультатыосвоенияосновнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования (далее — планируемыерезультаты ...

Другие похожие документы..