Главная > Программа


Планируемый результат:

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать еѐ реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приѐмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнѐра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

1. Личностные универсальные учебные действия.

У выпускника будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности,

включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как

регуляторов морального поведения;

• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

• установка на здоровый образ жизни;

• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учѐта позиций партнѐров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• установки на здоровый образ жизни и реализации еѐ в реальном поведении и поступках;

• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

2. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

• различать способ и результат действия;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

• выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.

Выпускник получит возможность научиться:

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

3. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

• строить сообщения в устной и письменной форме;

• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

• основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять синтез как составление целого из частей;

• проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

• устанавливать аналогии;

• владеть рядом общих приѐмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

• осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• произвольно и осознанно владеть общими приѐмами решения задач.

4. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе

средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнѐра высказывания, учитывающие, что партнѐр знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• контролировать действия партнѐра;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учѐта интересов и позиций всех участников;

• с учѐтом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

2.8 План формирования универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия

Предметная деятельность

Внеурочная деятельность

1. Личностные

Мотивационная основа учебной деятельности, ориентация на содержательные моменты школьной действительности, учебно-познавательный интерес.

  • Активные методы обучения.

  • Применение инновационных технологий.

  • Педагогическая поддержка ученика.

  • Классные часы.

  • Внеклассные мероприятия.

  • Виды внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление, художественно-эстетическое направление, научно-познавательное направление, проектная деятельность, общественно-полезная.

Способность к самоанализу, самоконтролю результата и к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

  • Введение элементов рефлексии.

  • Организация взаимопроверки и самопроверки.

  • Проведение уроков проектов.

  • Использование элементов проблемного обучения.

  • Проектно-исследовательская деятельность.

  • Тренинговые занятия с психологом.

  • 3)Участие в работе школьного научного общества.

  • Организация ГПД.

Формирование гражданской позиции, нравственных и моральных качеств, эстетических чувств.

  • Работа с текстовой информацией на уроках литературного чтения, окружающего мира.

  • Формирование эстетических чувств на уроке музыки, искусства, ИЗО, труда, технологии.

  • Реализация направлений воспитательной работы школы и класса.

  • Формирование основ здорового образа жизни

  • Применение здоровьесберегающих технологий.

  • Введение предмета ОЗОЖ

  • Интеграция через уроки окружающего мира

  • Реализация региональных программ «Разговор о правильном питании».

  • Реализация школьных программ «Школа- территория здоровья»

  • Организация спортивно-массовых мероприятий.

  • Развитие основ экологической культуры

  • Через предмет окружающий мир

  • Через общественно-полезную деятельность, экскурсии, социальное проектирование, экологические акции.

2. Регулятивные

Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

  • Применять алгоритмические методы решения на уроках математики, русского языка, литературного чтения.

  • Проектно-исследовательская деятельность учащихся

  • Умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения результатов.

  • 1)Использование приемов по самоконтролю и алгоритма работы (например, при решении задач по математике:

  • сделай первое действие

  • проверь результат….)

  • 2)Постановка развивающей цели урока: развитие мышления, внимания, памяти, логики.

  • Применение игровых технологий

  • Введение игр по правилам.

  • 2)Классные часы по темам «Распорядок дня», «Организация моей самоподготовки»

  • Различать способ и результат действий, вносить коррективы в учебные действия, выполнять учебные действия.

  • Отработка общеучебных умений, навыков по предметам.

3. Познавательные

Умение работать с информацией: добыть, изучить, преобразовать, сообщить в устной или письменной форме.

  • Использование на уроках сообщений, докладов по предметам

  • Внедрение в урок метода проектов.

  • Участие в конференциях и фестивалях различного уровня.

  • Умение применять Эффективные способы решения задач, осуществлять синтез, анализ и сравнение логических операций.

  • Применение на уроках русского языка, окружающего

  • Игры и проектно-исследовательская деятельность.

  • мира, чтения методических приемов, способствующих анализу и синтезу материала.

  • Развитие логического мышления на уроках

4. Коммуникативные

Умение строить планы с окружающими: учитывать разные мнения, формулировать собственные, договариваться.

  • Использование ролевых игр на уроках.

  • Групповой метод работы на уроке.

  • Использование технологий проблемного обучения, критического мышления.

  • Работа кружков, студий, секций различной направленности, внеклассных мероприятий, предполагающих групповую работу.

2.9. Мониторинг сформированности УУД.

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий вклячает в себя:

1. мониторинг личностных и метапредметных достижений,

2. предметные результаты.

Методики психологической диагностики уровня развития УУД

Мониторинг изучения учебной мотивации Гинсберга.

Мониторинг и изучения организованности личности обучающихся (методики Н.И.Рожкова).

Методика «Базовые стремления», автор О. Мотков кандидат психологических наук

Методика «Индекс жизненной удовлетворѐнности», автор Я. В. Панина

Тест на оценку самоконтроля в общении, автор М. Снайдер.

Тест-опросник для определения уровня самооценки, автор С. В. Ковалев

Методика «Репка».

Тест оценки коммуникативных умений.

Методика «Уровень общительности» Ряховского.

Методика «Диагностики коммуникативной установки», автор В.В. Бойко.

Мониторинг сформированности здоровьесберегающих компетенций у учащихся

5.ПРОГРАММЫ ОТДЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, КУРСОВ

5.1.Программа по русскому языку

Программа развивающего обучения Эльконина Б. Д. –Давыдова В. В.

Авторы: Репкин В. В., Ломакович С. В., Тимченко Л. И.

Составитель: Воронцов А. Б.

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Специфика курса «Русский язык» состоит в том, что основная задача, отвечающая его предметному конструкту, — усвоение системы понятий науки о языке, овладение; способами действий с языковыми единицами и формирование на этой основе мышления и сознания учащихся — подчинена цели формирования коммуникативной компетенции школьников, которая является важной составляющей общих метапредметных компетенций, определяющих успешность ученика в овладении другими предметными курсами начальной школы.

Предмет «Русский язык* в системе Д.Б. Эльконина - В.В, Давыдова представляет собой полноценный образовательный концентр, в рамках которого закладываются основы языкового мышления, первоначально осваиваются все виды речевой деятельности.

Основными целями изучения курса «Русский язык* являются:

  1. формирование основ научного мышления ребенка на основе систем­ных знаний о языке, отражающих сущность языка как системы и важнейше­го средства человеческого общения;

  2. овладение коммуникативными компетенциями в каждом из видов речевой деятельности; умение оценивать соответствие используемых средств природе языка, отбирать их с учетом условий и особенностей языкового общения, стилевой целесообразности, а также знание и последовательное соблюдение языковых норм, правил речевого этикета.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе коллективной деятельности, которая стимулирует развитие как диалогической, так и монологической речи учащихся.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в началь­ной школе по системе Д,Б. Эльконина — В.В. Давыдова программой предус­мотрено решение следующих задач:

  • осознание закономерностей русской графики и орфографии, овладе­ние на этой основе общим способом решения орфографических задач, при­меняемым для проверки орфограмм в разных значимых частях слова, а так­же основами пунктуационной грамотности;

  • усвоение системы основных понятий науки о языке в области фонети­ки, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и овладение способами анализа основных единиц языка;

  • обучение осмысленному слушанию и правильному осознанному чте­нию;

  • овладение действиями говорения и письма: обнаруживать умение от­бирать языковые средства с учетом условий и особенностей речевого обще­ния, создавать тексты разных жанров и стилевой принадлежности, демон­стрировать достаточный лексический запас, умение строить предложения и текст, соблюдать нормы языка, следовать правилам речевого общения;

  • совершенствование каллиграфических умений учащихся, привитие культуры оформления письменных работ;

  • формирование познавательного интереса к русскому языку, воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к нему.

Особое место в решении задач, определяемых целями изучения курса «Русский язык», отведено овладению таким видом речевой деятельности, как письмо. Своеобразие программы определяет то, что формирование этого практического действия опирается на языковую теорию — общий (фонема­тический) принцип, лежащий в основе русского письма. Усвоение этого принципа позволяет раскрыть перед учеником ряд существенных для языка явлений: между звуковой оболочкой слова и его лексическим значением, а также связь между звуковым составом слова и его буквенной записью: бук­вы соответствют не реальным звукам, а фонемам, различающим значения слов. Эти знания необходимы для постановки орфографической задачи (она отражена в понятии об орфограмме) и определения общего способа орфографического действия, который затем распространяется на решение ряда орфографических задач. В процессе этой работы школьник неизбежно выходит за рамки фонетики и орфографии, обращаясь к разнообразным свойствам слова как центральной единицы языка: к его лексическим и грам­матическим значениям, к морфемному составу (из каких значимых частей слово состоит, как образовано, каким членом предложения является). По­нятно, что, изучая слово, ученик анализирует и другие единицы языка: зву­ки (фонемы), морфемы, части речи, словосочетания, предложения. Это зна­чит, что он овладевает различными способами языкового анализа: лексичес­ким, морфемным, словообразовательным, морфологическим и синтаксичес­ким. Метод обучения письму на основе введения младших школьников в те­орию языка обеспечивает формирование теоретического типа мышления с самого начала их обучения в процессе решения практических, жизненно важных для них задач, создавая надежные предпосылки для успешного усво­ения собственно языковой теории и способов действий с единицами языка как в начальной, так и в основной школе.

Органически сочетается с изучением системы языковых понятий и овла­дением предметными действиями также задача формирования других видов речевой деятельности. В связи с этим решаются задачи обогащения словар­ного запаса учащихся: толкование лексических значений слов, угадывание слов по их толкованию, решение кроссвордов, отгадывание загадок, опреде­ление прямых и переносных значений слов в тексте, подбор однокоренных слов, синонимов и антонимов, нахождение в тексте и составление темати­ческих групп слов, наблюдение над их лексической сочетаемостью, объясне­ние происхождения отдельных слов. В работе над структурным разнообрази­ем устной и письменной речи учащихся предусмотрено формирование таких умений, как вычленение предложений из текста, употребление в собствен­ной речи предложений, разных по цели высказывания, правильное оформ­ление их на письме; распространение предложений словами и словосочета­ниями; использование в их составе однородных членов для наиболее полно­го раскрытия мысли.

Работа со словом и предложением в связи с формированием разных ви­дов речевой деятельности учащихся предполагает анализ этих единиц в сос­таве текста. Текст предстает перед учащимися как особый предмет изучения и предполагает овладение разными способами работы с ним. Это выявление признаков его связности и формирование на этой основе умения озаглавли­вать текст, отражая в названии предмет сообщения, тему или же главную его мысль, анализ структуры текста, восполнение его недостающих частей, восстановление деформированных текстов, отнесение текста к одному из трех типов — описанию, повествованию или рассуждению, составление пла­на текста. В курсе предусмотрен переход от репродуктивных форм работы с текстом — устного и письменного изложения текста по заданному или кол­лективно составленному плану — к заданиям, предполагающим авторство, — созданию собственных текстов (сочинений на заданную тему). Более доступ­ными для младших школьников являются изложения и сочинения повество­вательного характера, которые постепенно осложняются включением эле­ментов описания и рассуждения (комбинированные тексты). Коммуникатив­ная направленность обучения языку реализуется также в предусмотренных программой навыках деловой речи: написание письма, объявления, пригла­шения и т. д. В процессе работы с письменным текстом отрабатываются ор­фографические и пунктуационные навыки: письмо текстов под диктовку, списывание, свободное письмо (сочинение). Работа с текстом охватывает не только письменные, но и устные формы речи — говорение и слушание. Уча­щиеся осваивают формулы речевого этикета, обучаются искусству диалоги­ческой речи: умению обмениваться мнениями, воспринимать отличную от своей точку зрения, убеждать, отстаивать собственное мнение.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (8)

    Документ
    Планируемыерезультатыосвоенияобучающимисяосновнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования Целью реализации основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования является обеспечение планируемыхрезультатов по ...
  2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

    Документ
    Планируемыерезультатыосвоенияобучающимисяосновнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования Федеральный государственный образовательный стандарт начальногообщегообразования представляет собой совокупность требований, обязательных ...
  3. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (10)

    Пояснительная записка
    ... программыначальногообщегообразования. 1.ПланируемыерезультатыосвоенияобучающимисяосновнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразованияПланируемыерезультатыосвоенияосновнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования ...
  4. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (2)

    Пояснительная записка
    ... и нормативами. Приложение № 1 ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯОБУЧАЮЩИМИСЯОСНОВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫНАЧАЛЬНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯПланируемыерезультатыосвоенияосновнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования МБОУ СОШ №39 ...
  5. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (6)

    Пояснительная записка
    ... . 2. ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯОБУЧАЮЩИМИСЯОСНОВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫНАЧАЛЬНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯПланируемыерезультатыосвоенияосновнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования (далее — планируемыерезультаты ...

Другие похожие документы..