Главная > Программа


Учебный план негосударственного общеобразовательного учреждения «Ногинская гимназия» составлен на основе базисного учебного плана 2004 года (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 года № 1312 «об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»), инструктивно-методического письма Министерства образования Московской области от 01.07.2011 № 5911-06о/о7 «О реализации базисного учебного плана в общеобразовательных учреждениях Московской области в 2011-2012 учебном году» с опорой на примерный учебный план основных общеобразовательных учреждений Московской области.

Учебный план составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения качества обучения школьников, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также с учетом гигиенических требований, предъявляемых к условиям обучения и воспитания школьников и сохранения их здоровья.

Учебный план гимназии нацелен на решение следующих задач:

  • обеспечение базового образования каждого обучающегося;

  • развитие творческих способностей обучающихся;

  • обновление содержания образования;

  • удовлетворение социальных запросов;

  • осуществление предпрофильной и профильной подготовки учащихся.

Учебный план объединяет три блока содержания образования:

  • базовую часть, которая соответствует государственным образовательным стандартам;

  • вариативную часть, которая обеспечивает решение задач гуманитарного и технического образования, индивидуальный характер развития учащихся в соответствии с их потребностями и определяет реализацию регионального компонента;

  • гимназический компонент, обеспечивающий реализацию познавательных интересов гимназистов с учетом их склонностей и способностей.

Изменения в учебном плане гимназии осуществлены за счет часов вариативной части базисного учебного плана при выполнении регионального, компонента образовательного учреждения и гимназического компонентов и создании предпосылок для предпрофильного и переходе к профильному образованию, а также с учетом социальных запросов и реализации интересов, наклонностей и потребностей обучающихся при адаптации их к общественной жизни.

Содержание образования распределено по ступеням следующим образом:

1 ступень:

  • Филология

  • Математика

  • Естествознание

  • Искусство

  • Физическая культура

  • Технология

2 ступень:

  • Филология

  • Математика

  • Обществознание

  • Естествознание

  • Искусство

  • Физическая культура

  • Технология и предпрофильная подготовка

3 ступень:

  • Филология

  • Математика

  • Обществознание

  • Естествознание

  • Физическая культура

  • Технология и предпрофильная и профильная подготовка

В целях сохранения единого образовательного пространства и единых требований к уровню подготовки выпускников каждая образовательная область представлена предметами регионального и гимназического компонентов, компонента образовательного учреждения.

Учебный план НОУ «Ногинская гимназия» разработан на основе:

  • Закона РФ «Об образовании (ст.7 с изменениями от 08.11.2010)

  • Типового положения об образовательном учреждении. Постановления Правительства РФ от 19.03.2001 №196;

  • Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. Распоряжения Правительства РФ от 29.12.2001г;

  • Решения коллегии МО Президиума Российской академии образования от 23.12.2003г. № 21/12, приказа МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г. № 1089 (с изменениями от 19.10.2009г.)

  • .Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, (приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования» (с изменениями от30.08.2010г

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от24.12.2010 №2080 «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных(допущенных) к использовании в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 учебный год.

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373.

  • Учета результатов изучения образовательных потребностей обучающихся на 1, 2 и 3 ступенях, их родителей, а также социального заказа общества;

Нормативных требований САНПиНа к составлению учебного плана (постановление Главного государственного санитарного РФ 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва ";Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 ";Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";";)

В учебном плане отражена целостность систем обучения. Рекомендованные и фактические учебно-методические комплексы совпадают с Федеральным перечнем учебников на 2011-2012 учебный год.

Требование целостности образовательной среды гимназии достигается интеграцией содержания основного и дополнительного образования учебной, воспитательной деятельности школьников.

Особенности образования на 1 ступени обучения:

В начальной школе НОУ «Ногинская гимназия» реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 года (далее ФГОС).

Учебный план начальной школы составлен на базе БУП 2004 года, что связано с обновлением содержания образования и переходом к системе предпрофильной подготовки и профильного образования.

Базовый компонент представлен следующими областями:

  1. Филология: обучение грамоте, письмо и развитие речи, русский язык, обучение грамоте, чтение и развитие речи, чтение и начальное литературное образование, чтение, английский язык.

  2. Математика

  3. Естествознание: окружающий мир (интегрированный курс для учащихся 2 классов – Окружающий мир+ПДД – в целях предупреждения перегрузки, осуществления преемственности в обучении и вооружения обучающихся знаниями по сбережению жизни и здоровья, предупреждению травматизма на дорогах).В 3-4 классах по 1 часу окружающий мир и история.

  4. Искусство: музыка, изобразительное искусство

  5. Физическая культура

  6. Технология: Трудовое обучение для учащихся 2 классов по 1 часу и для учащихся 3-4 классов по 2 часа, из которых 1 час предусмотрен на изучение предмета «Информатика и ИКТ» в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология»).

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:

– формирование гражданской идентичности обучающихся;

– приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;

– готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;

– формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

– личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Реализация начального образования в гимназии осуществляется по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова, которая ставит целью формирование у младших школьников научных теоретических понятий, развивает способности детей к постановке задач по самовоспитанию и самообразованию, что обеспечивает переход на следующий этап возрастного развития. В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с учителем и другими учениками. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности.

В гимназии используется полный учебно-методический комплект для начальной школы, работающей по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. Все учебники прошли экспертизу Министерства образования РФ и имеют рекомендательный гриф.

Учебная литература по предмету ";Русский язык"; для начальной школы представлена программой С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко. Учебники отличают системный подход к изучению русского языка; высокий уровень научности при сохранении необходимого уровня доступности; стилевое и жанровое разнообразие текстов; сочетание серьезности содержания с занимательностью формы.

Букварь является частью учебно-методического комплекта по русскому языку по системе развивающего образования (Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова), соответствует содержанию программ «Обучение грамоте» и «Русский язык» (авторы В.В. Репкин и др.) и предназначен для первых классов четырехлетней общеобразовательной школы.

Учебная литература по предмету ";Математика"; для начальной школы представлена программой Э.И.Александровой.

В основу учебника положена оригинальная методика обучения математике, основанная на организации деятельности самого ребенка. Эта методика позволяет сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету.
Учебная литература по предмету ";Литературное чтение"; представлена программой Е.И. Матвеевой .Цель учебников – ввести ребенка в мир книги, всесторонне развить его познавательные интересы, сформировать навыки быстрого, грамотного, выразительного чтения, познакомить с разными литературными жанрами и помочь понять, как рождается художественное произведение.

Часть, формируемая участниками образовательного процесса (ФГОС), обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся.

Время, отводимое на вариативную часть внутри предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки при 5-дневной учебной неделе используется на:

– расширение и углубление предметного содержания;

– обеспечение регионального компонента содержания начального образования

– организацию курсов, в которых заинтересованы сам обучающийся, его родитель, образовательное учреждение

В рабочей программе по русскому языку в условиях введения ФГОС определена новая содержательная линия «Развитие речи». Младшие школьники овладеют умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема. Поэтому на вариативную часть по русскому языку отведено по 1 часу в третьих и четвертых классах.

Изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств обучающихся, способного к творческой деятельности.

В изучении математики для формирования у учащихся устойчивого интереса к предмету на вариативную часть выделено по 1 часу во вторых классах.

Во 2-4 классах начальной школы проводятся занятия по учебному предмету «Основы православной культуры» - 1 час в неделю ( рег. комп.)

В рамках гимназического компонента для удовлетворения социального заказа родителей и учащихся в классах увеличено количество часов на преподавание литературного чтения на 2 часа во 2- 4 классах с целью проведения уроков внеклассного чтения, что способствует обогащению читательского опыта ребенка; для усиления лингвистической направленности обучения на преподавание английского языка отведено по 1часу во 2- 4 классах.

С целью повышения речевой и языковой культуры, развития языковой рефлексии, усиления интереса к изучению языка в рамках гимназического компонента увеличено количество уроков русского языка на 2 часа во 2 – 4 классах.

Изучение математики направлено на овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи. На гимназический компонент выделено по 1 часу в 3 – 4 классах.

Разработаны и проводятся уроки хореографии во 2-4 классах по 1 часу в неделю, которые являются динамической паузой и снимают напряжение у учащихся.

Особенности образования на 2 ступени обучения:

Вторая ступень общего образованияобеспечивает освоение учащимися общеобразовательных программ в условиях становления и формирования личности ребенка и направлена на развитие его склонностей, интересов и способностей к социальному и профессиональному самоопределению. За счет гимназического компонента реализуется личностно-ориентированный подход к обучению, составляется индивидуальный образовательный маршрут каждого учащегося.

Базисный учебный план для V – IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования.

Инвариантная часть базисного учебного плана призвана обеспечить достижение государственного стандарта основного общего образования и представлена следующими учебными предметами: русский язык, иностранный язык, математика, информатика и ИКТ, история, обществознание (включая экономику и право), география, природоведение, физика, химия, биология, искусство (музыка, изо), технология, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура.

В рамках преподавания предмета «Основ безопасности жизнедеятельности»в 5-9 классах предусмотрены часы в пределах учебного времени на изучение правил дорожного движения.

Вариативная часть базисного учебного плана на второй ступени обучения представлена компонентом образовательного учреждения и направлена на реализацию следующих целей:

- развитие личности ребенка, его познавательных интересов;

- выполнение социального образовательного заказа;

- удовлетворение образовательных потребностей учащихся;

- реализация предпрофильной подготовки;

- подготовка к ситуации выбора профиля обучения в старшей школе.

В учебном плане общеобразовательного учреждения выделены дополнительные часы для развития содержания учебных предметов на базовом уровне за счет часов компонента образовательного учреждения базисного учебного плана:

- в V-VII-х классах – «Русского языка» (3 часа в неделю) с целью формирования лингвистического мышления, повышения речевой и языковой культуры, развития языковой рефлексии, усиления интереса к изучению языка;

- в V-VI, VIII классе – «Литература» (1 час в неделю). В V-VI классах – с целью расширения содержания учебного предмета, продолжением развития навыков работы с текстом, со словом, заложенным в предмете «Русский язык», а в VIII классе – дальнейшим усилением интереса к предмету «Литература» и последующей предпрофильной подготовкой.

Для организации изучения обучающимися содержания образования региональной направленности в V-IX классах выделены часы на изучение следующих предметов:

- в V-VI классах – «Основы православной культуры» (1 час);

- в VII-VIII классах – «Родное Подмосковье» (1 час);

- в IX классах - «Духовное краеведение Подмосковья» ( 1 час).

Региональный компонент содержания общего образования в Московской области представлен учебно-методическим комплексом (комплекты) государственного стандарта общего образования (один час в каждом из указанных классов):

- Л.Ф. Греханкина «Родное Подмосковье» – 7-8 классы;

- Л.Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья» – 8-9 классы;

- Л.Л. Шевченко «Основы православной культуры» – 1-6 классы.

В 9-х классах на организацию предпрофильной подготовки выделено 2 часа в неделю за счет часов компонента образовательного учреждения :

«Русский язык» (1 час) и «Стилистика» ( 1 час).

Предпрофильная подготовка обучающихся 9-х классов – комплексная подготовка к жизненно важному выбору дальнейшей образовательной траектории.

Гимназический компонент представлен следующими предметами:

- «Информатика» в 5-7 классах (1 час в неделю) изучается в целях успешной интеграции школьников в социум, развития коммуникативных компетентностей и овладения информационными технологиями.

- «Психология» в 5 классах (1 час) психологическое сопровождение и адаптация учащихся при переходе на вторую ступень обучения.

- «Математика» в 6 классе (1 час), в 8-9 классах (1/3 часа)

- «Английский язык» в 7 классе (1 час) для усиления лингвистической направленности обучения.

- «Французский/Немецкий язык» в 5-9 классах (2 часа) - для усиления лингвистической направленности обучения.

- «Стилистика» в 8 классе (1 час) как осуществление помощи в раскрытии многообразия стилистических возможностей русского языка в разных функциональных стилях;

Особенности образования на 3 ступени обучения:

Учебный план ориентирован на 2-летний срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования на основе различных сочетаний базовых и профильных предметов для 10-11 классов.

Задачами среднего (полного) общего образования являются развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности.

Среднее (полное) общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального (по сокращенным ускоренным программам) и высшего профессионального образования.

Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения, которое является “системой специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования”.

Профильное обучение

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению позволяет:

  • создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;

  • обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;

  • установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;

  • обеспечить преемственность между общим и профессиональным образование

Профильное обучение на старшей ступени реализуется с учётом «Рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся» (Приложений к письму Департамента общего и дошкольного образования Минобразования России от 20.04.2004 № 14-51-102/13.)

На основе федерального базисного учебного плана в учебный план класса или группы при профильном обучении включены

  • обязательные учебные предметы на базовом уровне (инвариантная часть федерального компонента).

  • не менее двух учебных предметов на профильном уровне (из вариативной части федерального компонента), которые определят направление специализации образования в данном профиле.

  • другие учебные предметы на базовом или профильном уровне (из вариативной части федерального компонента).

В 2011 - 2012 учебном году в школе на старшей ступени в гимназии сформированы классы следующего профильного обучения:

Физико-математический профиль

(профильные предметы – физика, математика);



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (8)

    Документ
    Планируемыерезультатыосвоенияобучающимисяосновнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования Целью реализации основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования является обеспечение планируемыхрезультатов по ...
  2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

    Документ
    Планируемыерезультатыосвоенияобучающимисяосновнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования Федеральный государственный образовательный стандарт начальногообщегообразования представляет собой совокупность требований, обязательных ...
  3. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (10)

    Пояснительная записка
    ... программыначальногообщегообразования. 1.ПланируемыерезультатыосвоенияобучающимисяосновнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразованияПланируемыерезультатыосвоенияосновнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования ...
  4. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (2)

    Пояснительная записка
    ... и нормативами. Приложение № 1 ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯОБУЧАЮЩИМИСЯОСНОВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫНАЧАЛЬНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯПланируемыерезультатыосвоенияосновнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования МБОУ СОШ №39 ...
  5. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (6)

    Пояснительная записка
    ... . 2. ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯОБУЧАЮЩИМИСЯОСНОВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫНАЧАЛЬНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯПланируемыерезультатыосвоенияосновнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования (далее — планируемыерезультаты ...

Другие похожие документы..