Главная > Пояснительная записка


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

      1. Пояснительная записка.

      2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

      3. Учебный план начального общего образования.

      4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

      5. Программы отдельных учебных предметов, курсов.

      6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

      7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

      8. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Нормативно-правовая база ООП НОО

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №40 является основным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образования на начальной ступени и разработана с учетом требований следующих нормативных документов:

Закон РФ «Об Образовании»

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»

Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002г. № 44 о введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Устав ОУ № 40

Правила внутреннего распорядка ОУ № 40

Другие локальные акты ОУ, регламентирующие образовательную деятельность (приложены в папке с документами по ФГОС)

2. Адресность ООП НОО

Программа адресована участникам образовательного процесса МОУ СОШ № 40, к числу которых относятся:

-педагоги начальной школы,

-родители обучающихся 1 – 4 классов,

-дети школьного возраста, принятые в 1-4 класс МОУ СОШ № 40,

-представители общественности, являющиеся членами Управляющего совета и других выборных органов ОУ.

Функции, права и обязанности участников образовательного процесса закреплены в локальных актах ОУ (Уставе школы, Положении о родительской общественности, Положении об Управляющем совете и т.д.)

3. Принципы реализации Программы

Основными принципами реализации Программы являются:

- предоставление равных возможностей всем уч – ся,

- открытость образовательного пространства родителям, представителям общественности, являющимся членами Управляющего совета и других органов ОУ,

- первостепенность интересов обучающихся,

- свобода выбора для обучающихся (темпа учения, уровня выполняемых заданий…)

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ № 40 разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования 2010 года в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009г. №373) и Концепцией Образовательной системы «Школа России», определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Срок реализации программы 2010 – 2015 г.г.

МОУ СОШ № 40 имеет государственную аккредитацию приказ МО и Н Челябинской области от 12 апреля 2007 №03-1531, тип ОУ – муниципальное учреждение, вид – общеобразовательная школа.

Программа создана для классов начального образования , реализующих введение ФГОС второго поколения.

Образовательная программа «Школа России».

Основная образовательная программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Кадровые условия реализации программы.

Кадровое обеспечение образовательной программы сформировано на основе социального заказа системы педагогического образования и соответствует требованиям к подготовке нового поколения педагогов способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих высоким уровнем методической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования.

Учителя первых классов имеют базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимаются научно-методической деятельностью.

В педагогическом коллективе школы есть все необходимые специалисты: учителя-предметники, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель ГПД, библиотекарь, педагог дополнительного образования.

Учителя первых классов:

Бурова О.В.- (педаг.) стаж работы 29 лет, имеет высшее образование и высшую категорию, Ничкова С.Ю. – стаж 22 года, с высшим образованием, 1 категория, Кузнецова С.Г. – стаж 9 лет, образование высшее; работала на ГПД в МОУ СОШ №10 и организатором внеклассных мероприятий; начнет работать в нашей школе с сентября 2011 года после декретного отпуска. Бурова О.В. и Ничкова С.Ю. прошли курсы в 2010 году при ЧИППКРО. Ничкова С.Ю после прохождения курсов получила удостоверение тьютора. Кузнецова С.Г. прошла курсы при ЧИППКРО в июне 2011г.

Общее количество учащихся 1 классов 78 человек.

Образовательная программа - «Школа России»:

Русский язык - Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Канакина В.П.

Литературное чтение – Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.

Математика – Моро М.И. и др.

Окружающий мир – Плешаков А.А.

Изобразительное искусство - Неменский Б.М.

Технология - Роговцева Н.И.

Музыка – Критская Е.Д и др.

Физическая культура – Лях В.И.

Основная образовательная программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном при знании и самовыражении;

• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

• центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

• развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитывались существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Задачи:

- закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;

- формирование УУД в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации учебной деятельности;

- формирование УУД способами организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников;

- формировать осознанность системы представлений об окружающем мире, о социальных и межличностных отношениях, о нравственно-этических нормах.

Учтены образовательные потребности родителей в планировании и разработке программ внеурочной деятельности. Материально-техническая база предусматривает наличие:

- АРМА учителя;

- мебели, окон в учебных кабинетах, соответствующих санитарным нормам.

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

Для осуществления целей Программы сформирована необходимая образовательно-развивающая среда, включающая в себя ресурсы школы, микрорайона:

1. Кружок «Шахматы» - клуб «Вертикаль»

2. Кружок «Английский язык» - школа

3. Баскетбол – школа

4. ЮИДД – школа

5. Вокал – школа

6. Юный художник – школа

7. Театр – школа

8. Ритмика – школа

9. Бассейн – дворец спорта

10. Оригами – ЦДОД «Радуга»

11. Спортивные танцы – «Радуга»

12. Сувенир – «Радуга»

13. Мульттерапия – СГ-КК

14. «Уроки творчества» (ТРИЗ) - школа

6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для реализации программы в ОУ созданы следующие условия:

- кадровые (перечислены выше)

- материально-технические:

МОУ СОШ № 40 располагает материальной и информационной базой, обеспечивающей организацию всех видов деятельности младших школьников, соответствующей Санитарно-эпидемиологическим и противопожарным правилам и нормам.

В области материально-технического обеспечения образовательного процесса в МОУ СОШ № 40 оборудовано:

  • кабинеты второго этажа № 27, 28, 30. Один АРМ учителя у Ничковой С.Ю.

  • 3 кабинета английского языка

  • Оборудован кабинет музыки

  • Актовый зал для занятия хореографией

  • В кабинетах оборудованы игровые зоны для первого класса

  • Оснащен медицинский кабинет

  • Кабинет психолога

  • Кабинет психологической разгрузки

  • Логопедический кабинет

  • Стадион

Имеется выделенная Интернет линия, создан собственный сайт.

- учебно-методическое и информационное обеспечение ОП (МОУ СОШ располагает полным комплектом методической литературы, соответствующей современным требованиям ФГОС, учебники на 80 человек по программе «Школа России», которую выбрали учителя, используется комплекс интерактивных средств обучения: компьютер, мультимедийный комплекс, интерактивная доска)

- санитарно-гигиенические (малый спорт.зал, наличие медицинского кабинета, столовая с горячим питанием, расписание учебных занятий в первую смену, учебный план на пятидневную неделю, расписание внеучебной деятельности).

- финансовые условия (используется региональный нормативно-подушевой принцип, в основу которого положен норматив финансирования реализации программы в расчете на одного обучающегося. Используется бюджетное финансирование.

МОУ СОШ № 40 реализует преемственность в обучении и воспитании дошкольников и младших школьников с МДОУ №26 и 40.

7. РЕЖИМ РАБОТЫ ОУ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

МОУ СОШ № 40 работает в одну (первую) смену с восьми часов.

В первых классах уроки по 35 минут, с двумя физ.минутками. После второго урока проходит динамическая пауза (40 минут) на воздухе. В сентябре и октябре каждый день по 3 урока, с ноября – по 4. В феврале - дополнительные каникулы (1 неделя). Всего – 33 учебные недели.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;

• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит следующие разделы:

• пояснительную записку;

• планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

• базисный учебный план образовательного учреждения;

• программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

• программы отдельных учебных предметов, курсов (приложение 1);

• программу духовно нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования ;

• программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни(приложение 2);

• систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Содержание основной образовательной программы начального общего образования формируется с учётом социокультурных особенностей и потребностей Саткинского района, в котором осуществляется образовательный процесс.

Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план образовательного учреждения, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса1, включающую в том числе внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д

Участниками образовательного процесса в общеобразовательном учреждении являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся (пункт 44 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации в редакции от 23 декабря 2002 г. № 919).

При этом формы, средства и методы обучения, духовно нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются уставом образовательного учреждения и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России1.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (8)

    Документ
    Планируемыерезультатыосвоенияобучающимисяосновнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования Целью реализации основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования является обеспечение планируемыхрезультатов по ...
  2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

    Документ
    Планируемыерезультатыосвоенияобучающимисяосновнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования Федеральный государственный образовательный стандарт начальногообщегообразования представляет собой совокупность требований, обязательных ...
  3. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (10)

    Пояснительная записка
    ... программыначальногообщегообразования. 1.ПланируемыерезультатыосвоенияобучающимисяосновнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразованияПланируемыерезультатыосвоенияосновнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования ...
  4. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (2)

    Пояснительная записка
    ... и нормативами. Приложение № 1 ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯОБУЧАЮЩИМИСЯОСНОВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫНАЧАЛЬНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯПланируемыерезультатыосвоенияосновнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования МБОУ СОШ №39 ...
  5. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (7)

    Программа
    ... планируемыхрезультатовосвоенияосновнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования; программа внеурочной деятельности. 2.ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯОБУЧАЮЩИМСЯОСНОВНЫХОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХПРОГРАММНАЧАЛЬНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ ...

Другие похожие документы..