Главная > Методические указания
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ГОУ ВПО Вологодская государственная
Молочно -хозяйственная академия им. Н.В.Верещагина
инженерный факультет
Кафедра тракторов, автомобилей
и теплотехники
ТЕПЛОТЕХНИКА
.
Методические указания и задания к
выполнению КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
для студентов инженерного факультета по
с п е ц и а л ь н о с т я м 110301 и 110304
г.Вологда-Молочное
2011 г.
УДК 62.112.9
ББК 31.36
Авторы: доцент Зефиров И.В., старший преподаватель Шевкопляс Л.А., старший преподаватель Ножнин С.Р., старший преподаватель Бирюков А.Л.
Рецензенты: Зав. кафедрой теоретической механики профессор Туваев В.Н.,
Теплотехника. Методические указания/ Сост. Зефиров И.В.,
Шевкопляс Л.А., Ножнин С.Р., Бирюков А.Л.
Вологда-молочное: ИЦ ВГМХА, 2011- с
Методические указания и задания к выполнению контрольных работ по теплотехнике для студентов инженерного факультета составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования от 2000г и УМК по дисциплине для специальностей 110301 ";Механизация сельского хозяйства";, и 110304 ";Технология ремонта и обслуживания машин в АПК";
Методические указания и задания к выполнению контрольных работ по теплотехнике для студентов инженерного факультета рассмотрены и рекомендованы к изданию методической комиссией факультета механизации сельского хозяйства (протокол № __ от ___________2011года)
УДК 62.112.9
ББК 31.36
Зефиров И.В.
Шевкопляс Л.А.
Ножнин С.Р.
Бирюков А.Л.
Оформление ИЦ ВГМХА
Таблица вариантов контрольных заданий.
№ вари- анта | №№ Задач и вопросов | № вари- анта а | №№ задач и вопросов | № вари- анта | №№ задач и вопросов | № вари- анта а | |
01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 | 1;11;21;31 2;12;22;32 3;13;23;33 4;14;24;34 5;15;25;35 6;16;26;36 7;17;27;37 8;18;28;38 9;19;29;39 10;20;30;40 1;12;23;34 2;13;24;35 3;14;25;36 4;15;26;37 5;16;27;38 6;17;28;39 7;18;29;40 8;19;30;31 9;20;21;32 10;11;22;33 1;13;25;37 2;14;26;38 3;15;27;39 4;16;28;40 5;17;29;31 | 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 | 6;18;30;32 7;19;21;33 8;20;22;34 9;11;23;35 10;12;24;36 1;14;27;40 2;15;28;31 3;16;29;32 4;17;30;33 5;18;21;34 6;19;22;35 7;20;23;36 8;11;24;37 9;12;25;38 10;13;26;39 1;15;29;33 2;16;30;34 3;17;21;35 4;18;22;36 5;19;23;37 6;20;24;38 7;11;25;39 8;12;26;40 9;13;27;31 10;14;28;32 | 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 | 1;16;22;36 2;17;23;37 3;18;24;38 4;19;25;39 5;20;26:40 6;11;27;31 7;12;28;32 8;13;29;33 9;14;30;34 10;15;21;35 1;17;24;39 2;18;25;40 3;19;26;31 4;20;27;32 5;21;28;33 6;22;29;34 7;23;30;35 8;24;21;36 9;15;22;37 10;16;23;38 1;18;26;32 2;19;27;33 3;20;28;34 4;11;29;35 5;12;30;36 | 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 | 6;13;21;37 7;14;22;38 8;15;23;39 9;16;24;40 10;17;25;31 1;19;28;35 2;20;29;36 3;11;30;37 4;12;21;38 5;13;22;39 6;14;23;40 7;15;24;31 8;16;25;32 9;17;26;33 10;18;27;34 1;20;30;38 2;11;21;39 3;12;22;40 4;13;23;31 5;14;24;32 6;15;25;33 7;16;26;34 8;17;27;35 9;18;28;36 10;19;29;37 |
ВВЕДЕНИЕ
Студент-заочник, руководствуясь программой курса и методическими указаниями к ней, самостоятельно изучает материал учебника и учебных пособий и выполняет письменные контрольные работы. Со всеми непонятными вопросами нужно обращаться за консультацией на кафедру. В период экзаменационной сессии по наиболее сложным вопросам преподаватели читают лекции.
Курс теплотехники рекомендуется изучать в указанной последовательности. Следует иметь в виду, что математические приемы, применяемые в курсе, должны помогать глубокому пониманию разбираемых явлений и процессов, но ни в коем случае не заслонять собой их физической сущности.
При изучении теоретического материала, как и при решении задач, необходимо обращать внимание на единицы измерения величин, с которыми производятся математические операции. Следует помнить, что проверка единиц в процессе математических выкладок помогает не допускать ошибки. Единицы измерения отражают физический смысл величины.
Критерием усвоения темы после изучения теоретического материала является Умение решать задачи и дать правильные ответы на вопросы для самопроверки.
Для лучшего усвоения материала курса рекомендуется составлять конспект (реферат) по каждой теме.
Обязательный элемент изучения курса теплотехники — посещение лекций и выполнение студентом лабораторно-практических заданий под руководством преподавателей.
Цель лабораторно-практических занятий — более прочное и глубокое усвоение студентами теоретических положений курса, а также приобретение ими расчетных и экспериментальных навыков.
К сдаче экзамена допускают студентов, успешно выполнивших контрольные работы и требуемый объем лабораторных работ.
ЛИТЕРАТУРА Основная
1) Нащокин В. В. Техническая термодинамика и теплопередача. М., 1980.
2) Щукин А. А., Сушкин И. Н., Бахмачевский В. И., Лызо Г. П. Теплотехника. М., 1973.
3) Сборник задач по технической термодинамике и теплопередаче / Под ред. Б. Н. Юдаева. М., 1968.
4) Краснощеков Е. А., Сукомел А. С. Задачник по теплопередаче. М., 1975.
5) Панкратов Г. П. Сборник задач по общей теплотехнике. М., 1977.
ПРОГРАММА,МЕТОДИЧЕСКИЕУКАЗАНИЯ КИЗУЧЕНИЮТЕМКУРСА ИВОПРОСЫДЛЯСАМОПРОВЕРКИ
Методические указания
Теплотехника — общетехническая дисциплина, предмет изучения которой способы получения, преобразования, передачи и использования теплоты, а также принципы действия и конструктивные особенности тепло- и парогенераторов, тепловых и холодильных машин, аппаратов и устройств.
Теоретическими основами теплотехники являются техническая термодинамика и теория тепло- и массообмена.
Теплотехническая подготовка студентов инженерных специальностей имеет ряд особенностей, которые обусловлены характером их будущей практической деятельности. Большинство технологических процессов, применяемых на предприятиях отрасли, протекает с выделением или поглощением теплоты, а также с широким использованием электрической и механической энергий, которые вырабатываются в различных теплосиловых установках и тепловых двигателях.
Инженер в своей практической деятельности имеет дело с различными тепловыми процессами и с их конструктивным оформлением в виде теплотехнического оборудования, встроенного в технологические процессы. Поэтому он должен уметь грамотно и эффективно использовать тепловое оборудование, которое применяется в данной отрасли народного хозяйства, руководить эксплуатацией энерготехнологических систем производства, заниматься выявлением и использованием вторичных энергоресурсов и активно участвовать в экономии топливно-энергетических ресурсов на предприятии. Особую важность теплотехническая подготовка инженеров приобретает в связи с рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов нашей страны. Для этого он должен хорошо разбираться в тепловых процессах, конструкциях теплоэнергетических установок и способах экономного использования теплоэнергетических ресурсов в условиях предприятия. Все возрастающее использование топливно-энергетических ресурсов в промышленности с особой остротой ставит проблему защиты окружающей среды от загрязнения ее продуктами сгорания топлива. Без достаточной теплотехнической подготовки инженер не сможет принимать активное участие в эффективном решении этой проблемы для конкретного предприятия, конкретного производства.
Основная задача курса теплотехники — дать необходимую квалифицированную теплотехническую подготовку будущему инженеру.
1 ТЕХНИЧЕСКАЯ ТЕРМОДИНАМИКА
1.1Основные понятия и определения
Программа
Предмет технической термодинамики и ее метод. Термодинамическая система и ее виды. Рабочее тело и внешняя среда. Теплота и работа как формы энергетического взаимодействия внешней среды и рабочего тела. Основные параметры состояния рабочего тела. Термодинамический процесс. Равновесный и неравновесный процессы. Обратимый и необратимый процессы. Графическое изображение обратимых процессов в термодинамических диаграммах. Понятие о круговом обратимом процессе.
Идеальный газ. Уравнения состояния идеального газа. Смеси идеальных газов. Способы задания газовых смесей. Определение средней молярной массы и удельной газовой постоянной смеси. Парциальные давления и объемы.
Методические указания
Техническая термодинамика — наука, изучающая взаимопревращения энергии (теплоты и работы) и условия, при которых эти превращения совершаются наиболее эффективно. Она устанавливает взаимосвязь между тепловыми и механическими процессами, которые совершаются в тепловых и холодильных машинах, изучает процессы, происходящие в газах и парах, а также свойства этих тел при различных физических условиях.
Теоретическим фундаментом, на котором базируются все выводы технической термодинамики, является первый и второй законы термодинамики, представляющие собой обобщение опыта познания человеком природы. Основная особенность метода термодинамики — логически последовательное применение аналитических выражений первого и второго законов термодинамики совместно с уравнением состояния рабочего тела. При изучении темы студент должен внимательно разобрать такие понятия, как термодинамическая система, рабочее тело и внешняя среда, равновесное и неравновесное состояния рабочего тела, термодинамический процесс.
Необходимо усвоить определения и физическую суть таких понятий, как равновесный и неравновесный, обратимый и необратимый термодинамические процессы. Понять, что равновесное состояние рабочего тела, так же как равновесный и обратимый процессы, является научной абстракцией, как некоторые идеализированные модели реальных состояний и процессов. Реальные состояния и процессы приближаются к идеализированным при условии очень малых изменений параметров состояния и когда время между последовательными изменениями состояния достаточно велико. Однако именно введение этих идеализированных понятий позволило построить стройный математический аппарат термодинамики, позволяющий получать результаты, достаточно близкие к практике.
Для усвоения последующего материала необходимо уяснить, что теплота и работа представляют собой определенные формы энергии — тепловую и механическую, причем работа может переходить в теплоту, а теплота в работу, т. е. они взаимопревращаемы.
Работа всегда полностью превращается в теплоту, в то время как переход теплоты в работу имеет определенные ограничения даже в идеальном процессе. Взаимное превращение теплоты и работы в тепловой машине осуществляется с помощью рабочего тела, которое благодаря тепловому и механическому воздействию должно обладать способностью значительно изменять свой объем. Поэтому в качестве рабочего тела в тепловых машинах используется газ или пар. Усвоить, что физическое состояние рабочего тела в термодинамике определяется тремя параметрами: абсолютным давлением р(Па),удельным объемом v(м3/кг)и абсолютной температурой Т(К).Эти три параметра называются основными и связаны между собой уравнением состояния F(p,v,Т)=0. Независимые, т. е. выбираемые произвольно - два любых параметра, а третий определяют из уравнения состояния. Например, если р и v— независимые параметры, то Т=f (р,v),где f(р,v)— функция, определяемая при решении уравнения состояния относительно зависимого параметра Т.
Для четкого понимания физической сути изучаемых закономерностей термодинамики и принципов работы различных теплотехнических устройств нужно овладеть принципом графического изображения любых процессов, включая круговые (т.е.циклы) в термодинамических диаграммах. Необходимо уяснить, что графически можно изображать только равновесные обратимые процессы и циклы, которые совершаются рабочим телом.
Во всех теплотехнических установках, в которых в качестве рабочего тела используют газ, он считается идеальным, т. е. газом, состоящим из молекул — материальных точек, не имеющих размеров и между которыми отсутствуют силы взаимодействия (притяжения и отталкивания), кроме упругих соударений. Как известно из физики, такой газ подчиняется уравнению состояния Клапейрона, которое может быть записано для mкг газа (pV=mRT) и для 1 кг газа (pv=RT,где v= V/m— удельный объем газа, м3/кг).
Понятие идеального газа является научной абстракцией, моделью реального газа, дающей хорошую сходимость с практикой, когда состояние газа далеко от состояния сжижения и силы взаимодействия практически равны нулю, т.е. потенциальная энергия молекул намного меньше их кинетической Применение этой модели позволяет построить достаточно простые аналитические зависимости термодинамики, применение которых к тепловым машинам дает, как правило, приемлемую сходимость с практикой.
Для насыщенного пара, т. е. для состояния, близкого к состоянию сжижения, модель идеального газа неприемлема. В этом случае приходится применять очень сложные модели и уравнения реальных газов, в которых учитывают собственные размеры молекул, а также силы взаимодействия между ними.
При изучении материала необходимо разобрать получение уравнения состояния Клапейрона—Менделеева для 1 моля идеального газа. Важно понять различие между удельной газовой постоянной, принимающей определенное значение для каждого газа, и универсальной газовой постоянной, одинаковой для всех газов и равной Rm=8314 Дж/(Кмоль•К).
При изучении газовой смеси необходимо понять, что основным здесь является умение определять газовую постоянную смеси газов, заданной массовым и объемным составом. Знание газовой постоянной смеси позволяет при исследовании термодинамических процессов пользоваться уравнением Клапейрона так же, как и для отдельного газа.
Литература: [1], с. 5—20, 22—26, 28—32, 54—56.
Вопросыдлясамопроверки
1. Приведите определение термодинамической системы.
2. Что такое рабочее тело?
3. Какое число независимых параметров определяет состояние рабочего тела? почему?
4. В чем состоит энергетическое воздействие внешней среды на рабочее тело?
5. Какой процесс называют термодинамическим?
6. Какие процессы называют равновесными и какие неравновесными?
7. Какие процессы называют обратимыми, а какие необратимыми?
8. Какая разница между разомкнутым термодинамическим процессом и круговым (циклом)?
9. Какой газ называют идеальным?
10. Какие известны уравнения состояния идеального газа?
11. Что такое моль газа? Что называют нормальными физическими условиями? 12. Какое соотношение между удельной газовой постоянной и универсальной газовой постоянной и в каких единицах их выражают?
13. Как определяют газовую постоянную смеси идеальных газов, заданную массовыми долями?
14. Как определяют газовую постоянную смеси идеальных газов, заданную объемными долями?
1.2Первыйзаконтермодинамики
Программа
Сущность первого закона термодинамики. Внутренняя энергия. Работа процесса. Графическое изображение работы в pv-диаграмме. Теплота процесса. Принцип эквивалентности теплоты и работы. Аналитическое выражение и формулировка первого закона термодинамики. Энтальпия. Теплоемкость газов. Средняя и истинная теплоемкость. Теплоемкость смеси идеальных газов. Применение первого закона термодинамики к идеальному газу. Теплоемкость идеального газа при постоянном давлении и при постоянном объеме. Энтропия. Вычисление изменения энтропии идеальных газов. Диаграмма Ts.Графическое изображение теплоты в диаграмме Ts.
Методические указания
Студент должен понять особенности применения в термодинамике общего закона сохранения и превращения энергии. Энергетические изменения, происходящие в термодинамической системе, определяют по изменению параметров рабочего тела, которое является объектом анализа.
Аналитическое выражение первого закона термодинамики имеет две фор-
мы: и
.Следует четко разобраться в разнице понятий „работа расширения"; и „располагаемая работа"; и уметь дать геометрическую интерпретацию их в диаграмме pv.
Уяснить принципиальную разницу между внутренней энергией, однозначно определяемой данным состоянием рабочего тела, а также работой и теплотой, которые появляются лишь при наличии процесса перехода рабочего тела из одного состояния в другое и, следовательно, зависят от характера этого процесса. Следует понять разницу между функцией состояния и функцией процесса.
При изучении темы необходимо разобраться с вопросом, что внутренняя энергия
функция (параметр) состояния, которая называется энтропией. Здесь этот параметр служит лишь для упрощения термодинамических расчетов, а главное позволяет графически изобразить теплоту, участвующую в процессе, в диаграмме Ts.Нужно понять, как из выражения можно установить знак теплоты, участвующей в процессе. Знание этого вопроса поможет при пользовании Ts-диаграммой, в которой
,т. е. площадь под кривой процесса в диаграмме Tsопределяет в масштабе количество теплоты, подведенной к рабочему телу (если ds> 0) или отведенной от него (если ds< 0).
Уяснить, почему для всех процессов, в которых рабочим телом является идеальный газ, всегда .
Литература: [1], с. 45—78.
Вопросыдлясамопроверки
1.Что такое внутренняя энергия рабочего тела?
2. Что такое теплота и работа процесса?
3. В чем сущность первого закона термодинамики?
. Что такое энтальпия и энтропия? в чем они выражаются?
. В чем разница между функцией состояния и функцией процесса?
6. Как доказать на примере идеального газа, что энтальпия и энтропия являются функциями состояния?
7. Как графически изобразить работу и теплоту процесса?
8. Что такое теплоемкость? какие существуют теплоемкости?
9. В чем разница между средней и истинной теплоемкостями?
10. Как вычислить теплоемкость смеси идеальных газов?
11. Каков физический смысл удельной газовой постоянной? в чем физический смысл уравнения Майера?
12. Как вычислить изменение энтропии идеального газа?
1.3Второйзаконтермодинамики
Программа
Круговые термодинамические процессы (циклы). Прямой и обратный (обратимый) цикл Карно. Обобщенный (регенеративный) цикл Карно. Сущность второго закона термодинамики и его основные формулировки. Аналитическое выражение второго закона термодинамики. Изменение энтропии изолированной термодинамической системы. Максимальная работа и понятие об эксергии.
Методические указания
Непрерывное получение работы за счет подведения теплоты возможно только в цикле и невозможно в разомкнутом процессе. Поэтому следует тщательно изучить все вопросы, относящиеся к циклам, особенно к циклу Карно, который имеет большое значение в термодинамике, так как с его помощью выводят все аналитические зависимости, относящиеся ко второму закону термодинамики, а формула для к. п. д. этого цикла, по существу, является ";техническим выражением существа второго закона термодинамики в применении к тепловым машинам.
Обратимый цикл Карно при выбранных температурах Тmах горячего источника теплоты и Tmhnхолодильника имеет наивысший термический к. п. д. среди любых других обратимых циклов.
Первый закон термодинамики не устанавливает условий, при которых теплота в машине превращается в работу. Это легко уяснить из следующих рассуждений.
Если применить уравнение первого закона термодинамики к циклу и проинтегрировать его по замкнутому контуру цикла, то получим
поскольку и— функция состояния. Отсюда вытекает, что теплота, подведенная к рабочему телу в цикле (#ц), равна работе, полученной в результате совершения цикла (/ц). Последнее может привести к неверному выводу о полном превращении теплоты в работу цикла, что равносильно возможности создания вечного двигателя второго рода. Это противоречие легко устранить с помощью понятия энтропии, как функции состояния. Проинтегрировав выражение по замкнутому контуру цикла, получим
, так как S— функция состояния. Учитывая, что абсолютная температура Тне может быть величиной отрицательной, приходим к выводу, что интеграл
может быть равен нулю только в том случае, если на отдельных участках цикла будет иметь место неравенство
, т. е. будет осуществляться отвод теплоты. Следовательно, при совершении цикла наряду с подводом теплоты к рабочему телу (
) обязательно должны быть процессы с отводом теплоты (
). Именно это и означает, что подведенную к рабочему телу теплоту в цикле нельзя полностью превратить в работу.
Похожие документы:
Гоу впо (11)
Учебное пособие... ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУВПО УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА ... , Тверской, Ярославский, Вологодский уезды. Центрами солеварения ... (с центром в Ташкенте). Государственную самостоятельность сохранили Хивинское ханство и ...Гоу впо (22)
Учебное пособие... ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУВПО УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА ... , Тверской, Ярославский, Вологодский уезды. Центрами солеварения ... (с центром в Ташкенте). Государственную самостоятельность сохранили Хивинское ханство и ...ВЕСТНИК САНКТ_ПЕТЕРБУРГСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ им (ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА) НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ 2009 № 2 ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ 01_1097 © 2009
Документ... ассистент кафедры акушерства и гинекологии ГОУВПО Росздрава Тверской государственной медицинской академии, e-mail: ... – доцент кафедры водоснабжения и водоотведения ГОУВПО «Вологодскийгосударственный технический университет», 160000, ул. Ленина ...Минобрнауки россии (гоу впо «вгпу») (19)
Основная образовательная программа... , холуй, гжель, хохлома, вологодская роспись, владимирские узоры, липецкие ... ГОУВПО «Волгоградский государственный педагогический университет» Маглеванный И.И. к.ф.м.н, доцент кафедры математического анализа, ГОУВПО «Волгоградский государственный ...Минобрнауки россии (гоу впо «вгпу») (32)
Основная образовательная программа... ГОУВПО «Волгоградский государственный педагогический университет». Лопанцев Ю.М. к.ф.н. профессор кафедры философии и политологии ГОУВПО «Волгоградский государственный ... мстера, холуй, гжель, хохлома, вологодская роспись, владимирские узоры, липецкие ...