Главная > Учебно-методическое пособие


6.1. Методика написания реферата

Референту рекомендуется применение следующей методики написания реферата:

а) отразить мировоззренческие подходы к проблеме авторов реферируемых материалов;

б) охарактеризовать базу источников, особенно новых, редких, малоизвестных;

в) рассмотреть основные направления реферируемых исследований, обратив особое внимание на наиболее ценную и новую аргументацию, фактографию и интерпретацию известных фактов. На этой основе выделить центральные мысли авторов исследований, скомпоновать близкие и сходные. Целесообразно детализировать основные направления исследования выводами и аргументами, подтверждающими эту центральную мысль.

г) Референт обязан уделить основное внимание постановке новых проблем, выявлению различных гипотез (при их наличии), способных стимулировать дальнейший научный поиск и представляющих собой своего рода ценную пищу для размышлений.

Требования к стилю и языку реферата: полное исключение неграмотности, претенциозности, псевдонаучного стиля изложения. Краткость и сжатость изложения, исключается переписывание реферируемого источника. В реферате следует избегать всего, что может загромождать и затруднять чтение, не злоупотреблять иностранными терминами. Неповторимые особенности реферируемого материала, которые присущи оригиналу, должны передаваться референтом в виде кратких ключевых цитат.

Автор реферата не имеет права на сознательное (умышленное) искажение в исследовании мысли цитируемого автора. Он не должен давать оценку тому, насколько удачно автор (авторы) справился с освещаемой темой. Но реферирование недопустимо без критического отношения референта к положениям явно ошибочным или заведомо ложным. Референт, не проявляя своих симпатий или антипатий, обязан выказать свою оценку по поводу сомнительных концепций автора (авторов) в его реферате.

Требования к терминологии в реферате целесообразно использовать терминологию политологии и наук социогуманитарного цикла (философии, экономической теории, политических учений, культурологии, социологии, политической социологии и политической психологии), а также других общественных наук. При реферировании недопустимо прибегать к подмене одних научных терминов (если они не знакомы референту) другими или допускать в изложении неизвестные, сложные термины. Референт обязан давать четкое истолкование приводимых в реферате терминов.

Для написания реферата используется научный стиль речи.
В научном стиле легко ощутимый интеллектуальный фон речи создаютследующие конструкции:

  • Предметом дальнейшего рассмотрения является…

  • Остановимся прежде на анализе последней.

  • Эта деятельность может быть определена как…

  • С другой стороны, следует подчеркнуть, что…

  • Это утверждение одновременно предполагает и то, что…

  • При этом … должно (может) рассматриваться как …

  • Рассматриваемая форма…

  • Ясно, что…

  • Из вышеприведенного анализа… со всей очевидностью следует…

  • Довод не снимает его вопроса, а только переводит его решение…

  • Логика рассуждения приводит к следующему…

  • Как хорошо известно…

  • Следует отметить…

  • Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что …

Многообразные способы организации сложного предложения унифицировались в научной речи до некоторого количества наиболее убедительных. Лишними оказываются главные предложения, основное значение которых формируется глагольным словом, требующим изъяснения. Опускаются малоинформативные части сложного предложения, в сложном предложении упрощаются союзы. Например:

Не следует писать

Следует писать

Ми видим, таким образом, что в целом ряде случаев…

Таким образом, в ряде случаев…

Имеющиеся данные показывают, что…

По имеющимся данным

Представляет собой

Представляет

Для того чтобы

Чтобы

Сближаются между собой

Сближаются

Из таблицы 1 ясно, что…

Согласно таблице 1.


6.2. Конструкции, связывающие все композиционные части схемы-модели реферата.

Переход от перечисления к анализу основных вопросов статьи.

В этой (данной, предлагаемой, настоящей, рассматриваемой, реферируемой, названной...) статье (работе...) автор (ученый, исследователь...; зарубежный, известный, выдающийся, знаменитый...) ставит (поднимает, выдвигает, рассматривает...) ряд (несколько...) важных (следующих, определенных, основных, существенных, главных, интересных, волнующих, спорных...) вопросов (проблем...)


Переход от перечисления к анализу некоторых вопросов.
Варианты переходных конструкций:

  • Одним из самых существенных (важных, актуальных...) вопросов, по нашему мнению (на наш взгляд, как нам кажется, как нам представляется, с нашей точки зрения), является вопрос о...

  • Среди перечисленных вопросов наиболее интересным, с нашей точки зрения, является вопрос о...

  • Мы хотим (хотелось бы, можно, следует, целесообразно) остановиться на...

Переход от анализа отдельных вопросов к общему выводу:

  • В заключение можно сказать, что...

  • На основании анализа содержания статьи можно сделать следующие выводы...

  • Таким образом, можно сказать, что... Итак, мы видим, что...

При реферировании научной статьи обычно используется модель: автор + глагол настоящего времени несовершенного вида.


6.3. Группы глаголов, употребляемые при реферировании.


1. Глаголы, употребляемые для перечисления основных вопросов в любой статье:
Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, разбирает, излагает (что); останавливается (на чем), говорит (о чем). Группа слов, используемых для перечисления тем (вопросов, проблем): во-первых, во-вторых, в-третьих, в четвертых, в-пятых, далее, затем, после этого, кроме того, наконец, в заключение, в последней части работы и т.д.

  1. Глаголы, используемые для обозначения исследовательского или экспериментального материала в статье:

Автор исследует, разрабатывает, доказывает, выясняет, утверждает... что.
Автор определяет, дает определение, характеризует, формулирует, классифицирует, констатирует, перечисляет признаки, черты, свойства...
3. Глаголы, используемые для перечисления вопросов, попутно рассматриваемых автором:

Кроме того) автор касается (чего); затрагивает, замечает (что); упоминает (о чем).

    1. Глаголы, используемые преимущественно в информационных статьях при характеристике авторами события, положения и т.п.:
      Автор описывает, рисует, освещает что; показывает картины жизни кого, чего; изображает положение где; сообщает последние новости, о последних новостях.
      5. Глаголы, фиксирующие аргументацию автора (цифры, примеры, цитаты, высказывания, иллюстрации, всевозможные данные, результаты эксперимента и т.д.):

Автор приводит что (примеры, таблицы); ссылается, опирается ... на что; базируется на чем; аргументирует, иллюстрирует, подтверждает, доказывает ... что чем; сравнивает, сопоставляет, соотносит ... что с чем; противопоставляет ... что чему.
6. Глаголы, передающие мысли, особо выделяемые автором:

Автор выделяет, отмечает, подчеркивает, указывает... на что, (специально) останавливается ... на чем; (неоднократно, несколько раз, еще раз) возвращается ... к чему.
Автор обращает внимание... на что; уделяет внимание чему сосредоточивает, концентрирует, заостряет, акцентирует... внимание ...на чем.
7. Глаголы, используемые для обобщений, выводов, подведения итогов:

Автор делает вывод, приходит к выводу, подводит итоги, подытоживает, обобщает, суммирует ... что. Можно сделать вывод...
8. Глаголы, употребляющиеся при реферировании статей полемического, критического характера:

  • передающие позитивное отношение автора:
    Одобрять, защищать, отстаивать ... что, кого; соглашаться с чем, с кем; стоять на стороне ... чего, кого; разделять (чье) ч пение; доказывать ... что, кому; убеждать ... в чем, кого.

  • передающие негативное отношение автора:
    Полемизировать, спорить с кем (по какому вопросу, поводу),отвергать, опровергать; не соглашаться ...с кем, с чем; подвергать... что чему (критике, сомнению, пересмотру), критиковать, сомневаться, пересматривать; отрицать; обвинять... кого в чем (в научной недобросовестности, в искажении фактов), обличать, разоблачать, бичевать.

7. ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ РЕФЕРАТА

Тема реферата выбирается в течение двух недель после начала занятий, а законченный текст реферата сдается преподавателю ко времени проведения

семинара на соответствующую тему. Текст должен быть вложен в папку-

скоросшиватель, при этом нет необходимости вкладывать каждый лист в

отдельный файл, так как это только затрудняет работу преподавателя при

чтении работы.

Учитывая возросшие информационные и технические ресурсы учебного

процесса, изменились и возросли требования к подготовке, оформлению и

защите реферата. Помимо правильного оформления работы необходимо кратко и свободно в пределах 7-10 минут излагать ее содержание, не читая текст.

Поэтому сегодня защита реферата представляет собой устное выступление

с изложением основных задач и проблем темы, с раскрытием основных пунктов плана и выводов по проделанной работе. Преподаватель в ходе выступления может задавать дополнительные и уточняющие вопросы, ответы на которые позволяют сделать вывод о степени усвоения материала.

Для активизации обсуждения, разворачивания дискуссии по теме, преподаватель может также назначить оппонентов или рецензентов из числа

студентов, которые заранее знакомятся с работой и свои замечания или

вопросы высказывают на занятии.

Защита реферата может осуществляться как на семинарском занятии, так и на научной студенческой конференции в виде доклада, так и на зачете или экзамене в качестве одного из вопросов, а также на индивидуальной консультации с преподавателем в форме собеседования.

Устный доклад существенно выиграет, если основные его положения будут сопровождаться небольшой (от 5 до 10 слайдов) компьютерной презентацией.

Так как публичное выступление - весьма непростое дело даже для подготовленного человека, рекомендуется написать текст вашей речи, как это обычно делается при защите дипломных работ.

В связи с этим ниже приводятся практические рекомендации по его представлению аудитории и защите.

  1. В начале речи коротко остановитесь на том, что послужило толчком к данному выступлению.

  2. Текст делите на простые предложения, что очень облегчит для вас чтение при заучивании, а для аудитории - восприятие в процессе защиты.

  3. Избегайте использования в тексте малознакомых аудитории слов. Пусть содержание чуть проиграет в оригинальности, но зато вы сможете быть уверены в том, что вас поймут однозначно.

  4. Найдите золотую пропорцию между размерами частей текста.

  5. Не злоупотребляйте цифрами: их должно быть ровно столько, сколько требуется для объективного взгляда на ситуацию. Кроме того, обилие цифр может запутать не только слушателей, но и выступающего. Подберите цитаты, шутки. Подумайте, какие могут возникнуть к вам вопросы по ходу защиты - отвечать на них сходу всегда трудно.

  6. Еще раз вникните в содержание предлагаемой для освещения темы и

составьте в голове самый общий порядок изложения материала вашего

выступления. Проверьте наличие логических связок между всеми его

частями.

  1. Заучивание и предварительное проговаривание текста завершает процесс

подготовки выступления. Труднопроизносимые слова повторите

несколько раз. Отметьте в тексте места, в которых вам будет необходимо

изменить интонацию. Сделайте хронометраж выступления - время

предварительного чтения текста должно совпадать с тем, которое вам

отведено для произнесения речи на защите реферата (от до минут).

  1. Из специальных ораторских приемов можно посоветовать следующее:

говорите достаточно громко и отчетливо - этим вы привлечете внимание

и облегчите процесс слушания.

  1. Не забудьте и о роли глаз – используйте их для того, чтобы войти в контакт с аудиторией. Смотрите своим слушателям прямо в глаза, переводя взгляд с одного лица на другое: обычно это вызывает чувство, будто вы обращаетесь персонально к каждому из присутствующих, и побуждает их также не спускать с вас

глаз.

10. Используйте компьютерную презентацию

Реферат считается защищенным при условии свободной ориентации

студента в избранной теме. При оценке учитываются: содержание, актуальность, степень самостоятельности, качество использованного материала, правильное оформление, соответствие темы и текста реферата; в случае устного доклада - ораторское мастерство, умение уложиться в отведенное время; дополнительно оценивается наличие электронной презентации.

В случае существенных недостатков реферат может быть возвращен студенту для доработки. Зачет по реферату часто является одним из условий допуска к зачету или экзамену.

Реферат, который является основой доклада на научную конференцию,

оценивается, как правило, более высоко, но и требует для своей подготовки

больших усилий и ресурсов.

ПОДГОТОВКА ПРЕЗЕНТАЦИИ

Презентация должна включать следующие обязательные элементы:

  1. Титульный лист (например)

  1. Основные положения доклада, которые могут быль перечислены, либо представлены табличкой, а в процессе рассказа прокомментированы более подробно.

ПРИМЕР 1

ПРИМЕР 2

  1. Статистика, отражающая важные моменты

  2. Диаграммы

  3. Фотографии упоминаемых событий, лиц,

  4. Основные понятия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В методических рекомендациях представлена информация, необходимая

студенту, изучающему дисциплину для выполнения рефератов, а впоследствии курсовых и дипломных работ. Рассмотрен весь процесс подготовки учебного реферата - от выбора темы до его защиты.

В работе также содержатся рекомендации по оформлению реферата.

Изложены типичные проблемы, возникающие при написании работы,

приведены полезные советы по выбору темы, работе с источниками

информации, подготовке реферата к устной защите.

Данная методическая разработка поможет студентам создать качественный интеллектуальный продукт, получить опыт и навыки самостоятельной научно- исследовательской деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задачи реферата по политологии продиктованы программой для вузов по предмету

Из типовой программы по политологии для высших учебных заведений:

Задачами курса «Политология» являются:

– усвоение студентами основных политологических понятий и проблем, формирование соответствующих компетенций – предметных и операциональных;

– развитие устойчивого интереса к общественно-политическим процессам, стремления к политическому самообразованию;

– ориентирование студентов на осмысление и анализ политических процессов, протекающих в стране и мире;

– утверждение гражданственности, активной личностной позиции будущих специалистов в решении общественно-политических и профессиональных проблем;

– формирование навыков принятия управленческих решений, понимания тенденций развития сфер общественной жизни, политики государства, реализуемой в конкретных областях (сельского хозяйства, здравоохранения, образования, спорта и т.д.).

В результате изучения дисциплины (и написания реферата) студент должен знать:

– основные теоретико-методологические проблемы политологии;

– ключевые подходы к анализу политических явлений, методы политических исследований;

– специфику формирования и функционирования политической системы Республики Беларусь;

– природу и сущность государства, политической власти, ее субъектов и объектов, взаимоотношения политики с другими сферами общества;

– специфику политических процессов, тенденции развития современного мира;

– сущность и функции политического сознания, политической культуры, основные идеологические течения.

Выпускник должен уметь:

– формировать и аргументировать свою политическую позицию;

– анализировать конкретные политические ситуации и процессы в современном мире и Республике Беларусь;

– участвовать в функционировании политической системы общества как избиратель, гражданин, проявлять культуру политического участия;

– взаимодействовать с государственными структурами, формулировать собственные интересы и выражать их через структуры гражданского общества;

– применять политологические знания к решению профессиональных проблем, учитывать влияние политики на другие сферы общественной жизни;

– воспитывать в себе лидерские качества, стремиться к достойному выполнению своего гражданского и профессионального долга;

– оценивать перспективы развития современных политических процессов, предлагать пути решения возникающих проблем.

– осуществлять поиск и анализ необходимой информации, оценивать ее значимость, использовать в процессе принятия решений.

Требования к предметным компетенциям выпускника учитывают, что понимание политического аспекта экономических, экологических, культурных, технических проблем весьма важно для будущего специалиста, участвующего в процессе принятия управленческих решений. Изучение, понимание сложных политических проблем профессионально необходимы специалистам разных сфер.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Темы рефератов и научных работ по политологии

  1. Аграрная политика в Республике Беларусь

  2. Антивоенное движение в современном мире

  3. Антиглобализм - политическое движение современности

  4. Античные проекты идеального политического устройства

  5. Апартеид как политическое явление

  6. Программы ООН в Беларуси (программы - на выбор)

  7. Республика Беларусь в современной мировой политике

  8. Беларусь и Евросоюз: тенденции и перспективы сотрудничества.

  9. БРСМ и его роль в идейно-политическом воспитании студенческой молодежи (на примере Гродненских ВУЗов и СУЗов)

  10. Взаимодействие государственной власти и бизнеса в современной Беларуси

  11. Власть и личность.

  12. Влияние мирового финансового кризиса на экономику Республики Беларусь

  13. Военный конфликт как форма политического конфликта.

  14. Возникновение и деятельность движения ";зелёных"; в современном мире

  15. Геноцид в современном мире

  16. Глобальные проблемы современности иполитические аспекты глобализации

  17. Геополитические последствия распада СССР для Республики Беларусь

  18. Демографическая политика в Республике Беларусь.

  19. Европа: формирование новой геополитической обстановки в конце ХХ – начале ХХ1 вв.

  20. Идеология исламского фундаментализма

  21. Идеология современного демократического социализма

  22. Избирательные системы (сравнительный анализ).

  23. Интернет и политика

  24. Исторические формы демократии.

  25. Конституция Республики Беларусь о формах реализации законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

  26. Ксенофобия в современном мире

  27. Культ личности: история и современность.

  28. Легитимность современной политической власти в Беларуси.

  29. Международное сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности.

  30. Международные организации как субъекты мировой политики.

  31. Международный терроризм как угроза мировому сообществу.

  32. Место и роль политологии в современном общественном развитии.

  33. Молодежная политическая субкультура

  34. Молодежь и политика 

  35. Национализм в современном мире

  36. Национальная безопасность Беларуси.

  37. Национально-государственные интересы Беларуси.

  38. Национальный политический лидер в современном мире

  39. Общественные организации республики Беларусь и их роль в формировании гражданского общества.

  40. Оппозиция как политическое явление (как феномен политики)

  41. Основные мировые политические течения: либерализм и неолиберализм, консерватизм и неоконсерватизм, социализм, фашизм, национальные идеологии (на выбор).

  42. Основные модели политической системы (Д. Истон, Г. Алмонд, К. Дойч и др.)

  43. Особенности политических культур Запада и Востока

  44. Особенности политической культуры современной Беларуси

  45. Особенности разделения политической власти в современной Беларуси.

  46. Политика «Золотого миллиарда» в современном мире

  47. Политика и спорт

  48. Миграция населения как политическая проблема

  49. Политическая активность и абсентеизм (опыт Беларуси и других стран СНГ)

  50. Политическая социализация студентов вузов

  51. Политическая элита современной Беларуси

  52. Политические конфликты в современном мире: причины и характеристика. (по выбору)

  53. Политические лидеры Беларуси: история и современность.

  54. Политические ориентации и электоральное поведение белорусов

  55. Политические партии современной Беларуси: программа и деятельность (по выбору, одна - две партии).

  56. Политический лоббизм: сущность, формы, методы.

  57. Политический менеджмент и его роль в управлении политическим процессом.

  58. Политический миф как элемент политической культуры: понятие причины, пути формирования, функции.

  59. Политический терроризм в современном мире

  60. Политическое значение ядерного оружия в современной мировой системе

  61. Политологическая концепция М. Вебера

  62. Правительство Республики Беларусь как основной инструмент реализации экономической политики.

  63. Проблемы современной демографической политики в Республике Беларусь

  64. Продовольственная безопасность как фактор национального суверенитета

  65. Процесс глобализации и тенденции перераспределения политической власти и экономических ресурсов в современном мире

  66. Психологические концепции лидерства

  67. Психологические средства в политике

  68. Религия как инструмент современной политики

  69. Республика Беларусь в мировой политике

  70. Республика Беларусь на геополитической арене

  71. Республики Беларусь как правовое государство

  72. Республики Беларусь как социальное государство

  73. Роль социальной политики в оптимизации жизни общества.

  74. Роль средств массовой информации в избирательном процессе.*

  75. Роль экономического фактора в легитимизации политической власти.

  76. Сепаратизм в современном мире.

  77. Современная внешняя политика Беларуси.

  78. Современные PR технологии в избирательных компаниях.

  79. Современные информационные технологии как инструмент манипулирования политическим сознанием

  80. Социальная политика государства как фактор укрепления суверенитета.

  81. Специфика гражданского общества в современной Беларуси..

  82. Сравнительная политология и ее методы.

  83. Средства массовой информации как орудие политики.

  84. Столкновение демократических и авторитарных тенденций в политическом процессе современной Беларуси

  85. Тайные общества и религиозные секты в борьбе за политическую власть - история и современность.

  86. Терроризм в современном мире.

  87. Технологии манипуляции сознанием в политике.

  88. Характеристика наиболее типичных методов и принципов политической рекламы и Public relations.

  89. Харизма и ее роль в политической истории

  90. Харизматический лидер в истории и современности.*

  91. Христианские демократы в современном мире

  92. Феминизм как идеологическая доктрина современного мира

  93. Экологизм как идеология в современном мире

  94. Фашизм как идеология: история и современность

  95. Идеология национализма

  96. Цветные революции как технология смены власти на постсоветском пространстве.

  97. Цветные революции: сущность и роль в политических процессах.

  98. Экономика как основа обеспечения жизнедеятельности политической системы. ( на примере одной из стран РБ…)

  99. Экономическая политика в современной Беларуси.

  100. Этнический конфликт как форма политического конфликта.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа направление подготовки 011800 радиофизика

    Основная образовательная программа
    ... учебного заведения. Дисциплина предназначена длястудентоввсехспециальностейподготовки бакалавров. Содержание данной дисциплины ... Дмитриев Э.М. Методика проведения упражнений по физике во втузе М.,ВШ,1981. Гудаев М.-А.А. Методическиеуказания к ...
  2. Основная образовательная программа направление подготовки 011800 радиофизика (1)

    Основная образовательная программа
    ... учебного заведения. Дисциплина предназначена длястудентоввсехспециальностейподготовки бакалавров. Содержание данной дисциплины ... Дмитриев Э.М. Методика проведения упражнений по физике во втузе М.,ВШ,1981. Гудаев М.-А.А. Методическиеуказания к ...
  3. Основная образовательная программа направление подготовки 011800 радиофизика (2)

    Основная образовательная программа
    ... учебного заведения. Дисциплина предназначена длястудентоввсехспециальностейподготовки бакалавров. Содержание данной дисциплины ... Дмитриев Э.М. Методика проведения упражнений по физике во втузе М.,ВШ,1981. Гудаев М.-А.А. Методическиеуказания к ...
  4. Им » БЮЛЛЕТЕНЬ НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ декабрь 2010 года - январь 2011 года Витебск 2011 От составителей Цель библиографического указателя – дать оперативную текущую информацию об изданиях всех видов и типов поступивших в библиотеку Библиографическое

    Бюллетень
    ... метод. рекомендациидлястудентоввсех спец ... Политология (по напр.)" / С. В. Решетников [и др.] ; под ред. С. В. Решетникова. - Минск : БГУ, 2010 ... Подготовка и написание курсовых и дипломных работ на факультете физической культуры : методическиеуказания ...
  5. Направление работы (2)

    Аннотированный список
    ... самовоспитания. Политология. Структурно-логические схемы курса. Учебно-методическое пособие длястудентоввсехспециальностей очной ... Содержит вопросы дляподготовки, рекомендациипоподготовке к семинарским занятиям, темы рефератов и список литературы ...

Другие похожие документы..