Главная > Рабочая программа


21


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе ВолГУ

С.Г.Сидоров

“_____”_____________2003 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебной дисциплине «Профессиональная этика юриста»

Специальность 021100 «Юриспруденция»

Курс 2

Семестр 3

Всего аудиторных занятий, час. 72

Лекции, час. 36

Практические (семинарские) занятия, час. 36

Экзамен 3

Волгоград 2003

Рабочая программа составлена на основании учебного плана дневного отделения на 2003-2004 учебный год.

Составители рабочей программы:

д.ю.н., профессор _______________________ Ф.В.Глазырин

старший преподаватель __________________ А.В.Боровков

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры международного права и прав человека «_______» _____________________ 200__ г. протокол №_____.

Заведующий кафедрой ______________________________ Ф.В.Глазырин

Одобрено учебно-методической комиссией юридического факультета «___»__________2003г.

Председатель учебно-методической комиссии ___________ ______________

Декан юридического факультета,

профессор А.Г.Егоров

Раздел 1. Цели и задачи учебной дисциплины
«Профессиональная этика юриста»
    1. Цель преподавания .

Дисциплина «Профессиональная этика юриста» преподается на начальных курсах юридического обучения, когда студенты еще не овладели достаточными знаниями по основам правовых и специальных дисциплин и не получили должных навыков в расследовании преступлений, проведении судебного разбирательства и других действий, составляющих профессиональную деятельность юриста. Очевидно, что владение основами знаний по этике, в том числе профессиональной, является одним из важнейших факторов как нравственного, так и профессионального совершенствования личности. В связи с этим, изучение теории профессиональной этики юриста способствует развитию как морального сознания, так и правосознания, наличие которых является неотъемлемой частью профессиональной деятельности юриста.

Поэтому цельюизучения данной дисциплины является выработка у студентов дневного отделения системы знаний и четкого представления о том, что является предметом и задачами профессиональной этики юриста, выделяющих ее в самостоятельную дисциплину среди юридических и философских наук; каковы традиционные представления об общечеловеческих началах этики и каковы этические критерии, в соответствии с которыми оценивается профессиональная деятельность лиц – участников судопроизводства; в чем нравственная специфика работников юридического труда. Эта общая цель конкретизируется путем решения в процессе обучения частных задач.

    1. Задачи изучения дисциплины.

В результате успешного освоения данной учебной дисциплины студент должен знать:

  • основные положения о понятии, сущности и функциях морали;

  • основные нравственные принципы профессиональной деятельности юриста;

  • основные категории, применяемые при изучении данной дисциплины

  • нравственные аспекты деятельности представителей отдельных юридических профессий;

  • нравственную специфику осуществляемой им профессиональной деятельности.

При этом задачами изучения дисциплины «Профессиональная этика юриста» является научить студента:

  • анализировать и оценивать с точки зрения нравственности ситуации, возникающие в сфере действия правовой регуляции;

  • анализировать и оценивать нравственные аспекты деятельности участников судопроизводства;

  • использовать способы моральной регуляции в своей профессиональной деятельности в целях повышения ее эффективности и, в конечном итоге, осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с предъявляемыми профессиональной этикой требованиями.

    1. Взаимосвязь учебных дисциплин

Поскольку курс «Профессиональная этика юриста» преподается на втором курсе дневного отделения, то для его успешного освоения необходимы знания из предшествующих ему правовых дисциплин: теория государства и права; конституционное право РФ; история отечественного государства и права; правоохранительные органы РФ. В дальнейшем, знания из курса «Профессиональная этика юриста» будут способствовать успешному изучению ряда правовых дисциплин, предусмотренных учебным планом. Таковыми являются: уголовный и гражданский процесс, криминалистика и юридическая психология и другие.

Круг вопросов, включенных в настоящую рабочую программу, выходит за рамки отдельных учебных пособий по профессиональной этике юриста. Лекционный курс и семинарские занятия в известной мере восполняют имеющийся дефицит информации, но выполнение учебной программы требует от студентов умения самостоятельно обращаться с учебной и методической литературой при подготовке к занятиям и экзамену.

Раздел 2. Содержание учебной дисциплины

№ п/п

Наименование темы, наименование вопросов, подлежащих изучению

Кол-во часов, отводимых на лекцию

Кол-во часов, отводимых на семинарские (практические) занятия

Форма контроля

1

2

3

4

5

1

Основы общей этики.

  1. Понятие и предмет этики.

  2. История развития этики.

  3. Характеристика основных этических категорий.

2

2

экзамен

2

Профессиональная этика юриста: понятие предмет, структура

  1. Понятие и предмет профессиональной этики юриста.

  2. Методологические проблемы профессиональной этики юриста.

  3. Специфика нравственных проблем юридической деятельности.

  4. Структура профессиональной этики юриста.

  5. Нравственный конфликт в профессиональной этике юриста.

  6. Понятие служебного этикета, его основные принципы и формы.

4

4

экзамен

3

Понятие, сущность и функции морали

  1. Понятие и сущность морали.

  2. Структура морали.

  3. Функции морали.

  4. Социальный характер морали.

  5. Нравственная свобода выбора.

  6. Цель и средства нравственной деятельности.

  7. Понятие и признаки моральных норм, их иерархия.

  8. Моральное сознание и моральная практика.

4

4

экзамен

4

Этикет в профессиональной деятельности юриста

  1. Понятие и содержание этикета.

  2. Особенности этикета служебных отношений.

  3. Виды юридического этикета.

2

2

экзамен

5

Нравственные основы судопроизводства

  1. Нравственные начала судебного процесса

  2. Нравственные аспекты процессуального принуждения.

  3. Нравственное содержание презумпции невиновности.

  4. Нравственные аспекты учения о доказательствах.

2

2

экзамен

6

Нравственные основы гражданского судопроизводства

  1. Ведущая роль судьи в обеспечении нравственного характера судебного процесса

  2. Нравственные основы речи прокурора

  3. Нравственные основы выступлений защитника

  4. Этические основы в содержании выносимых решений

4

4

экзамен

7

Этические начала деятельности представителей отдельных юридических профессий

  1. Нравственные основы деятельности судьи

  2. Нравственные основы деятельности прокурора

  3. Нравственные основы деятельности адвоката

  4. Нравственные основы деятельности нотариуса

  5. Нравственные основы деятельности следователя

  6. Нравственные основы деятельности юриста фирмы (предприятия)

6

6

экзамен

8

Этические начала проведения отдельных следственных действий

  1. Нравственные основы проведения следственных действий

  2. Нравственные аспекты осмотра места происшествия.

  3. Этические особенности проведения обыска

  4. Нравственные основы допроса

  5. нравственные основы предъявления для опознания.

  6. Нравственные основы очной ставки.

  7. Нравственные основы следственного эксперимента.

  8. Нравственные основы избрания меры пресечения.

8

8

экзамен

9

Отдельные нравственные аспекты деятельности представителей юридической профессии

  1. Нравственные аспекты взаимодействия юриста со средствами массовой информации.

  2. Нравственные начала использования помощи общественности в правоприменительной практике

  3. Нравственные аспекты пользования юристом предоставленными ему властными полномочиями

4

4

экзамен

ИТОГО:

36

36

экзамен

Раздел 3. Учебно-методические материалы дисциплины

    1. Практические (семинарские) занятия

№ п/п

Тема практического (семинарского) занятия

Объем, час.

1

Основы общей этики

2

2

Профессиональная этика юриста: понятие, предмет, структура

4

3

Понятие, сущность и функции морали

4

4

Этикет в профессиональной деятельности юриста

2

5

Нравственные основы судопроизводства

2

6

Нравственные основы гражданского судопроизводства

4

7

Этические начала деятельности представителей отдельных юридических профессий

6

8

Этические начала проведения отдельных следственных действий

8

9

Отдельные нравственные аспекты деятельности представителей юридической профессии

4

ИТОГО:

36

    1. Методические рекомендации по подготовке

к практическим (семинарским) занятиям по дисциплине

«Профессиональная этика юриста»

В процессе изучения учебной дисциплины «Профессиональная этика юриста» практические (семинарские) занятия играют значительную роль. Они призваны закреплять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания лекционного материала, ознакомления с учебной и научной литературой. Этим семинарские занятия способствуют закреплению студентами наиболее качественных знаний, а также позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью.

Перед подготовкой к семинарскому занятию студенты должны внимательно ознакомиться с планом семинарского занятия, а также с учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. После этого необходимо изучить конспект лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой, рекомендованными к этому занятию. К наиболее сложным вопросам темы целесообразно составлять конспект ответов. Студенты должны готовить все вопросы семинарского занятия и обязаны уметь давать определения основным категориям, которыми оперирует данная учебная дисциплина.

Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения, свободно оперировать этическими понятиями и категориями. Семинарские занятия преподаватель может проводить в различных формах: обсуждение вопросов темы, выполнение письменных и контрольных работ, заслушивание рефератов по отдельным вопросам и их обсуждение на занятии, ролевые игры и т.д.

3.3. Планы практических (семинарских) занятий

Список основной рекомендуемой литературы ко всем темам:

  1. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. - М., 1985

  2. Ароцкер Л.Е. Судебная этика. - М., 1969

  3. Ароцкер Л.Е. Тактика и этика судебного следствия. - М., 1975

  4. Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права. - М., 1998

  5. Букреев В.И.. Этика права: от истоков этики и права к мировоззрению: Учеб.пособие . - М., 1998.

  6. Выгорбина А.Е. Культура дискуссии (требования этики и логики в обсуждении спорных проблем) . - М., 1999.

  7. Горский Г.Ф., Кокорев Л.Д., Котов Д.П. Судебная этика. - Воронеж, 1973

  8. Гусейнов А.А. Введение в этику. - М., 1985

  9. Гусейнов А.А.. Этика: Учебник для вузов- М., 1998.

  10. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. – Минск, 1997

  11. Зеленкова И.Л. Этика: Учеб.пособие и практикум. - Минск, 1995.

  12. Золотухина-Аболина Е.В.. Курс лекций по этике: Учеб.пособие для студ.вузов. - М.,Ростов-на-Дону, 1999.

  13. Ибрагимов М.М., Куличенко В.В., Съедин Б.Г. Профессиональная этика и этическая культура сотрудников органов внутренних дел .- Киев, 1990

  14. Иванов В.Г. История этики Древнего мира: Учеб.пособие для вузов - СПб., 1997.

  15. Кобликов А.С. Юридическая этика. - М., 1999

  16. Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации//Утв. Приказом МВД РФ от 19.11.93 г.

  17. Кодекс чести судьи Российской Федерации//Законность. - 1994, № 2

  18. Кокорев Л.Д., Котов Д.П. Этика уголовного процесса. - Воронеж, 1993

  19. Кондрашов В.А. Этика. - Ростов-на-Дону, 1998.

  20. Котов Д.П. Вопросы судебной этики. - М., 1976

  21. Краткая история этики . – М., 1987.

  22. Краткий словарь по этике / Под ред. О.Г.Дробницкого, И.С.Кона. - М.,1965.

  23. Кропоткин П.Е. Этика. - М., 1991

  24. Кукушкин В.М. Твоя профессиональная этика. - М., 1994

  25. Леоненко В.В. Профессиональная этика участников уголовного судопроизводства. - Киев, 1981

  26. Москальскова Т.Н. Этика уголовно-процессуального доказывания (стадия предварительного расследования). - М., 1996.

  27. Основы профессиональной этики адвокатов//Адвокат. - 1998, № 1

  28. Основы этических знаний: Учеб.пособие для вузов / Отв.ред. М.Н.Росенко. – СПб., 1998.

  29. Проблемы судебной этики/Под ред. Строговича М.С.- М., 1974

  30. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учеб. пособие / Под ред. А. В. Опалева, Г. В. Дубова. - М.: Щит-М, 1997.

  31. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учеб.пособие / Под ред. Г.В.Дубова,А.В.Опалева. - 2-е изд.; испр.и доп. - М., 1998.

  32. Словарь по этике / Под ред. А.А.Гусейнова и И.С.Кона. - 6-е изд. - М., 1989.

  33. Словарь по этике / Под ред. И.С.Кона. - 5-е изд. - М., 1983.

  34. Солодухина А.О. Юридический диалог: теория и практика, круг проблем. - М., 1998.

  35. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. - М., 1990

  36. Хрестоматия по этике / Сост. О.В.Сухомлинская. - М.: Педагогика, 1990.

  37. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике .- М., 1994

  38. Шрейдер Ю.А..  Этика. Введение в предмет: Учеб.пособие. - М., 1998.

  39. Этика и этикет: Учеб.пособие. - М., 1995.

  40. Этика: Избранные труды / П. А. Кропоткин. - М, 1991.

  41. Этика: Словарь афоризмов и изречений: пособие для студ.вузов / Сост В.Н.Назаров,Е.Д.Мелешко. - М., 1995.

  42. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред: Р.Г.Апресяна, А.Л.Гусейнова. - М., 2001.

Тема №1. Основы общей этики (2 ч.)

1. Понятие и предмет этики.

2. История развития этики.

3. Характеристика основных этических категорий.

Темы рефератов:

  1. Основные учения об этики в Древней Греции.

  2. Основные этические учения в эпоху Средневековья.

  3. Счастье как одна из этических и философских категорий.

Дополнительная литература к теме №1:

  1. Анчел Е. Этос и история.- М., 1988

  2. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики.- М., 1987

  3. Мур Дж. Принципы этики.- М., 1984

  4. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: основы этики. – М., 1991

  5. Иванов В.Г. История этики древнего мира.- С.-Пб., 1997

  6. Кругляницо Т.Ф. Этика и этикет.- М., 1995

  7. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика.- Ростов-на-Дону, 1999

  8. Бардин С. Этика взаимных отношений.- М., 1969

  9. Ильин И.А. Естественное право. Требование справедливости// Правоведение.- 1992, № 3

Тема№ 2. Профессиональная этика юриста: понятие предмет, структура (4ч.)

1 занятие

1.Понятие и предмет профессиональной этики юриста.

2..Методологические проблемы профессиональной этики юриста.

3.Специфика нравственных проблем юридической деятельности.

Темы рефератов:

  1. Основные методологические проблемы профессиональной этики юриста и возможные пути их разрешения.

2 занятие

1. Структура профессиональной этики юриста.

2. Нравственный конфликт в профессиональной этике юриста.

3. Понятие служебного этикета, его основные принципы и формы.

Темы рефератов:

  1. Значение и роль этикета в работе юриста.

  2. Способы предотвращения конфликта в профессиональной деятельности юриста.

Дополнительная литература к теме №2:

  1. Громов И.А. Этика взаимоотношений в трудовом коллективе. - Л., 1973

  2. Чернышева М.А. Этика деловых отношений. - Л., 1988

  3. Карпец И.И. Уголовное право и этика. - М., 1985

  4. Строгович М.С. Судебная этика, ее предмет и сущность//Советское государство и право - 1971, № 12

  5. Строгович М.С. О судебной этике//Проблемы государства и права на современном этапе .- М., Вып. 7

  6. Шахов В. О судебной этике//Советская юстиция. - 1965, № 1

  7. Петрушин А. Всегда быть этичным//Социалистическая законность. - 1983, №6

Тема №3. Понятие, сущность и функции морали (4ч.)

1 занятие

1. Понятие и сущность морали.

2. Структура морали.

3. Функции морали.

Темы рефератов:

  1. Парадокс моральной оценки.

  2. Реализация воспитательной функции морали в работе юриста.

  1. занятие

1. Социальный характер морали.

2. Нравственная свобода выбора.

3. Цель и средства нравственной деятельности.

4. Понятие и признаки моральных норм, их иерархия.

5. Моральное сознание и моральная практика.

Темы рефератов:

  1. Соотношение морали и права.

  2. Соотношение целей и средств их достижения м позиции моральных норм современности.

Дополнительная литература к теме №3:

  1. Дробницкий О.Г. Понятие морали.- М., 1974

  2. Мухортов Н.М. Мораль в системе общественных отношений. - Воронеж, 1976

  3. Агешин Ю.А. Право, политика, мораль. - М., 1982

  4. Василенко В.А. Мораль и общественная практика. - М., 1983

  5. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. - М., 1974

  6. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. - М., 1986

  7. Феофанов Ю.В. Закон и мораль. - М., 1970

  8. Лапина Т.С. Разрешение противоречий между правом и моралью как условие

  9. Функционирования правового государства//Правовое государство: связь веков. - М., 1991

Тема №4. Этикет в профессиональной деятельности юриста (2ч.)

1. Понятие и содержание этикета.

2.Особенности этикета служебных отношений.

3. Виды юридического этикета.

Темы рефератов:

  1. Этикет как необходимость в деятельности юриста.

  2. Особенности реализации юридического этикета.

Тема №5. Нравственные основы судопроизводства (2ч.)

1.Нравственные начала судебного процесса

2. Нравственные аспекты процессуального принуждения.

3. Нравственное содержание презумпции невиновности.

4. Нравственные аспекты учения о доказательствах.

Темы рефератов:

  1. Презумпция невиновности в России – миф или реальность?

  2. Этические аспекты решения вопроса о недопустимости доказательств.

Дополнительная литература к теме №5:

  1. Кони А.Ф. Нравственное начало в уголовном процессе. Собр. соч., т. 4.- М.,1969

  2. Ароцкер Л.Е. Тактика и этика судебного допроса. - М., 1969

  3. Томин В.Т. Цель и средства в уголовном судопроизводстве. - Н.Новгород, 1991

  4. Петрухин И.Л. Свобода личности и уголовно-процессуальное принуждение. - М., 1985

  5. Элькинд П.С. Цели и средства их достижения в советском уголовно-процессуальном праве. - Л., 1976

  6. Зубарев В.С., Крыскин Л.П., Статкус В.Ф. Язык и стиль обвинительного заключения. - М., 1976

  7. Некрасов С. Допустимость доказательств: вопросы и решения// Российская юстиция .- 1998, № 8

Тема №6. Нравственные основы гражданского судопроизводства (4ч.)

1 занятие

1. Ведущая роль судьи в обеспечении нравственного характера судебного процесса.

2. Нравственные основы речи прокурора.

2 занятие

1. Нравственные основы выступлений защитника.

2. Этические основы в содержании выносимых решений.

Темы рефератов:

  1. Основа содержания судебного решения (приговора) – закон или мораль?

  2. Моральные особенности выступлений защитника.

Тема №7. Этические начала деятельности представителей отдельных юридических профессий (6ч.)

1 занятие

1. Нравственные основы деятельности судьи.

2. Нравственные основы деятельности прокурора.

2 занятие

1. Нравственные основы деятельности адвоката.

2. Нравственные основы деятельности нотариуса.

3 занятие

1. Нравственные основы деятельности следователя.

2. Нравственные основы деятельности юриста фирмы (предприятия).

Дополнительная литература к теме №7:

  1. Понятие о нравственных началах следствия//Руководство для следователей./Под ред. Селиванова Н.А.- М., 1997

  2. Ватман Д.П. Адвокатская этика. - М., 1977

  3. Цыпкин А.Л. Этика советского следователя//Вопросы уголовного процесса. - Саратов, 1977, вып. 1

  4. Бойков А.Д. Этика профессиональной защиты по уголовным делам .- М., 1978

  5. Трубочкина В. Нравственные начала в деятельности следователя/ /Российская юстиция. - 1997, № 11

  6. Ратинов А., Зархин Ю. Следственная этика// Социалистическая законность. - 1970, № 10

  7. Бойков А.Д. Этические нормы деятельности советского адвоката//Советская юстиция .- 1961, № 10

  8. Строгович М. Этика судебной защиты по уголовным делам//Социалистическая законность. - 1976, № 10

  9. Барщевский М.Ю. Адвокатская этика . - 2-е изд.; испр. - М., 2000.

Тема №8. Этические начала проведения отдельных следственных действий (8ч.)

1 занятие

1. Нравственные основы проведения следственных действий

2. Нравственные аспекты осмотра места происшествия.

Темы рефератов:

  1. Особенности нравственной оценки поведения следователя во время осмотра места происшествия

2 занятие

1. Нравственные основы проведения обыска.

2. Нравственные основы предъявления для опознания.

Темы рефератов:

  1. Этические требования, предъявляемые к следователю при проведении обыска.

  2. Нравственные аспекты предъявления для опознания живых лиц.

3 занятие

1. Нравственные основы допроса.

2. Этические особенности очной ставки.

Темы рефератов:

  1. Этические требования при проведении допроса несовершеннолетних.

  2. Нравственные основы использования гипноза, полиграфа.

4 занятие

1. Нравственные основы следственного эксперимента.

2. Нравственные основы избрания меры пресечения.

Темы рефератов:

  1. Этические особенности подготовки и проведения следственного эксперимента.

Дополнительная литература к теме №8:

  1. Любичев С.Г. Этические основы следственной тактики - М., 1980

  2. Селиванов Н. Этико-тактические вопросы расследования//Вопросы борьбы с преступностью. - М., 1983, Вып. 38

  3. Комиссаров В.И. Научные, правовые и нравственные основы следственной тактики - М., 1980

  4. Яблоков Н.П. Нравственные аспекты криминалистических приемов и средств ведения расследования//Вестник МГУ.- сер.11 Право, 1999, № 3

  5. Быховский И., Захарченко Н. Этика проведения следственных действий//Социалистическая законность - 1973, № 11-12

  6. Селиванов Н. Критерии допустимости применения тактических приемов при расследовании//Законность. - 1994, № 3

  7. Пичкалева Г. Нравственный аспект принудительного освидетельствования потерпевших // Социалистическая законность. - 1976, № 5

Тема №9. Отдельные нравственные аспекты деятельности представителей юридической профессии (4ч.)

1. Нравственные аспекты взаимодействия юриста со средствами массовой информации.

2. Нравственные начала использования помощи общественности в правоприменительной практике

3. Нравственные аспекты пользования юристом предоставленными ему властными полномочиями

Темы рефератов:

  1. Власть и мораль в деятельности юриста: проблема их взаимоотношений.

3.4. Методические рекомендации по подготовке и сдаче экзамена по дисциплине «Профессиональная этика юриста»

Экзамен представляет собой итоговую форму проверочного испытания по учебной дисциплине; это своеобразный итоговый рубеж изучения чего-либо, позволяющий лучше определить уровень знаний, полученный студентом.

Экзамен по дисциплине «Профессиональная этика юриста», как и по любому другому предмету, преследует три основные функции - обучающую, воспитательную и оценивающую. Обучающая функция реализуется в том, что испытуемый дополнительно повторяет материал, пройденный за время изучения данной дисциплины, знакомится с вопросами, не изложенными на лекциях и семинарских занятиях, исследует новую учебную и научную литератур. Воспитательная функция экзамена позволяет стимулировать развитие у студентов таких качеств, как трудолюбие, ответственное отношение к делу, самостоятельность. Оценивающая функция экзамена состоит в том, что он призван выявить полученных в результате изучения предмета знаний студента.

Для успешной сдачи экзамена по дисциплине «Профессиональная этика юриста» студенты должны принимать во внимание, что:

  • все основные категории данной дисциплины нужно знать, понимать их смысл и уметь его разъяснить;

  • семинарские занятия способствуют получению более высокого уровня знаний и, как следствие, более высокой оценки на экзамене;

  • готовиться к экзамену необходимо начинать с первой лекции и семинара;

При оценке знаний студентов на экзамене по дисциплине «Профессиональная этика юриста» преподаватель руководствуются, прежде всего, следующими критериями:

  • правильность ответов на все вопросы;

  • сочетание полноты и лаконичности ответа;

  • ориентирование в специальной литературе;

  • знание основных проблем, современного состояния данного предмета;

  • логика и аргументированность изложения;

  • культура ответа.

Таким образом, при проведении экзамена преподаватель уделяет внимание не только содержанию ответа, но и форме его изложения.

    1. Контрольные вопросы для подготовки к экзамену
по дисциплине «Профессиональная этика юриста»
  1. Понятие и предмет этики.

  2. Основные этапы исторического развития этических учений.

  3. Понятие и содержание основных категорий этики.

  4. Общечеловеческие начала этики.

  5. Категории «добра» и «зла» в деятельности юриста.

  6. Долг, совесть, ответственность в работе юриста.

  7. Общечеловеческие начала этики.

  8. Понятие и сущность морали.

  9. Структура и функции морали.

  10. Нравственная свобода выбора.

  11. Соотношение императивности и нравственной свободы выбора.

  12. Понятие, признаки и виды социальных норм. Их иерархия.

  13. Моральное сознание и моральная практика.

  14. Понятие, предмет и содержание профессиональной этики юриста.

  15. Профессиональная этика юриста как наука: понятие, структура, содержание.

  16. Методы изучения профессиональной этики юриста.

  17. Виды профессиональной этики юриста.

  18. Нравственные начала использования помощи общественности в правоприменительной практике.

  19. Нравственное содержание презумпции невиновности.

  20. Соотношение целей и средств в профессиональной деятельности юриста.

  21. Социальный характер моральных норм.

  22. Понятие, содержание и функции служебного этикета юриста.

  23. Виды служебного этикета юриста.

  24. Нравственное содержание правовых норм.

  25. Нравственные начала гражданского судопроизводства.

  26. Нравственные начала судопроизводства по уголовным делам.

  27. Профессионально необходимые качества юриста, их нравственное содержание.

  28. Соотношение правовых норм и норм нравственности.

  29. Нравственные основы деятельности следователя.

  30. Нравственные основы деятельности адвоката.

  31. Нравственные основы избрания мер пресечения.

  32. Нравственные основы обыска.

  33. Этические основы допроса потерпевшего.

  34. Этические основы допроса несовершеннолетнего.

  35. Этические аспекты использования следователем предоставленных ему властных полномочий.

  36. Нравственные основы очной ставки.

  37. Нравственные основы использования гипноза, полиграфа.

  38. Этические начала взаимодействия следователя со средствами массовой информации.

  39. Нравственные основы деятельности судьи.

  40. Нравственный конфликт в профессиональной деятельности юриста.

  41. Способы предотвращения конфликтных ситуаций.

  42. Соотношение общей и профессиональной этики.

  43. Оценочный характер нравственных норм.

  44. Нравственные основы деятельности прокурора.

    1. Организуемая самостоятельная работа студентов

Форма самостоятельной работы студентов

№ семестра

Срок исполнения

Время на выполнение самостоятельной работы

Изучение учебников, статей и монографий

3

В течении семестра

Подготовка и обсуждение рефератов

3

В течении семестра

Подготовка научных статей для публикации

3

В течении семестра

Подготовка к выступлению и выступление на научной конференции

3

В течении семестра

консультации

3

В течении семестра

ИТОГО:

Раздел 4. Контроль изучения дисциплины
Вид занятий

Форма контроля

Теоретические занятия

Контрольный опрос

Практические занятия (семинары)

Контрольная работа, коллоквиум

Самостоятельная работа студентов

Собеседование, коллоквиум

Экзамен

Экзамен

Раздел 5 . Протокол согласования рабочей программы по дисциплине «Профессиональная этика юриста»

Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Наименование кафедры, с которой проводится согласование рабочей программы

Предложения об изменениях в рабочей программе; подпись зав.кафедрой, с которой проводится согласование

Принятое решение (протокол, дата) кафедры-разработчика

Криминалистика

Юридическая психология

Уголовный процесс

Гражданский процесс

Раздел 6. Лист изменений и дополнений, вносимых в рабочую программу по дисциплине «Профессиональная этика юриста»

Дополнения и изменения

№ протокола, дата пересмотра, подпись зав.кафедрой

Дата утверждения и подпись декана



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа (364)

    Рабочая программа
    ... данную рабочую учебную программу Парфенюк О.В. Рабочаяпрограмма по информатике Информатика 8 - 9 классы Пояснительная записка. Рабочаяпрограмма разработана ...
  2. Рабочая программа (400)

    Рабочая программа
    Рабочаяпрограмма Дисциплина: «Основы экономики ». Разработал: Конев ... : 44(34) 20(10) 20 4 Программа курса ТЕМА 1. Введение в основы экономики ... на рынке труда. Дефицит рабочих рук и незанятые рабочие места. Эластичность рынка труда ...
  3. Рабочая программа (477)

    Рабочая учебная программа
    ... данную рабочую учебную программу Парфенюк О.В. Рабочаяпрограмма по информатике Информатика 8 - 9 классы Пояснительная записка. Рабочаяпрограмма разработана ...
  4. Рабочая программа (541)

    Рабочая программа
    ... деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку. РАБОЧАЯПРОГРАММА Шамсувалиева Роза Равильевна Ф.И.О I квалификационная ... деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку. РАБОЧАЯПРОГРАММА Шамсувалиева Роза Равильевна Ф.И.О I квалификационная ...
  5. Рабочая программа (653)

    Рабочая программа курса
    ... Государственного образовательного стандарта в содержании рабочейпрограммы предполагается реализовать актуальные в ... практическое содержание рабочейпрограммы имеет базовый и продвинутый уровень. Реализация рабочейпрограммы обеспечивает освоение ...
  6. Рабочая программа (664)

    Рабочая программа
    РАБОЧАЯПРОГРАММА по информатике для 9 класса ... -2012 уч.год Пояснительная записка Рабочаяпрограмма по информатике и информационным технологиям ... СПб.: Питер, 2009 При составлении рабочейпрограммы учтены рекомендации иструктивно-методического письма ...

Другие похожие документы..