Главная > Книга


«Основы Аюрведической медицины» Введение
Книга И.И. Ветрова

К читателю

История создания этой книги была долгой.

С детства я очень интересовался философией, и к девятому классу школы был знаком с трудами Платона, Аристотеля, Канта, Гегеля, Толстого и Достоевского, которые обогатили мой интеллект, но оставили спокойным сердце.

Встреча со Шрилой Вишнупадом в 1980 году полностью перевернула мою жизнь. Этот замечательный человек, будучи учеником А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, приехал в Москву и принес уникальное знание традиции Брахма-Мадхава-гаудья-сампрадаи (одного из философско-религиозных направлений древних ариев). В то время Шрила Прабхупада уже покинул Землю, оставив после себя тысячи последователей и основав 108 храмов в разных уголках планеты. Не меньшей его заслугой было то, что он сделал адаптированные переводы основных Ведических канонов, объем которых вместе с комментариями к ним составил около пятидесяти томов. Он уехал из Индии в семидесятилетнем возрасте и в течение почти двух десятилетий путешествовал по всему миру, до самой смерти не прекращая работу над переводами и комментариями к важнейшим Ведическим канонам. Совершенно очевидно, что без его помощи ни европейцы, ни американцы не смогли бы понять секретов древних ариев.

Шрила Вишнупад стал одним из его первых учеников. Ему было поручено просвещать население Советского Союза и стран социалистического лагеря. Нетрудно представить, каким нападкам и гонениям со стороны всемогущего в то время КГБ он подвергался. В чем только его не обвиняли… Его ученики испытывали жесточайшие репрессии. Многие из моих друзей оказались в то время в тюрьмах и психиатрических больницах. Их выгоняли с престижной работы, из институтов. Вишнупада, начиная с 1980 и в течение десяти лет не пускали в СССР, и мы могли поддерживать с ним связь только по телефону или посредством конспиративных писем. Те лекции, которые он давал в других странах, были для нас настоящим кладезем знаний. В 1981 году я получил от Харикеши Свами Вишнупада духовное посвящение и имя Ачьютананды даса, и с тех пор он является моим духовным отцом. Я уверен, что, если бы не он, моя жизнь сложилась бы совершенно иначе…

Мои родители (особенно отец, который был военным медиком) мечтали, что я стану врачом, но у меня были другие планы. Если бы незадолго до окончания школы мне сказали, что меня ожидает медицинская стезя, я бы рассмеялся в ответ. В то время меня манила скорее юридическая карьера. Я собирался стать оперативником и ловить преступников, и поэтому занимался боевыми искусствами и даже возглавлял отряд «Дзержинец». Однако за два месяца до окончания школы я понял, что мои духовные устремления и регулярные практики не могут иметь ничего общего с криминальным миром. Тогда я принял решение поступать в Военно-Медицинскую академию им. Кирова, чтобы пойти по стопам своего отца. Я набрал «проходной балл» и прошел «курс молодого бойца», но сразу после этого забрал документы и поступил в I-й Ленинградский медицинский институт им.Павлова.

Первый год обучения показался мне подобным аду. Я спрашивал себя: во имя чего я пошел в медицину? Более того, на втором курсе я испытал глубокое разочарование в будущей профессии, поскольку узнал, что ни одно хроническое заболевание не лечится, а все острые недуги проходят сами по себе. Тогда я подумал, а не стать ли мне хирургом, ведь они, по крайней мере, реально помогают своим пациентам.

Тут надо упомянуть, что я с детства постоянно болел хроническим бронхитом, причем во время учебы в институте болезнь стала принимать все более и более тяжелое течение. Стоило простудиться, и кашель не прекращался в течение трех месяцев. Тогда мне посоветовали обратиться к корейскому студенту со старшего курса. Я прошел у него иглоукалывание и очень тщательно соблюдал все его рекомендации по питанию и фитотерапии. С тех пор моя болезнь исчезла навсегда. Я очень вдохновился подобным успехом, и, наряду с изучением Ведической традиции и регулярными мантра-медитациями, стал изучать восточную медицину.

Позднее, работая врачом на «скорой помощи», а потом в НИИ кардиологии, я продолжал под руководством опытных наставников из Китая обучаться Тибетской медицине, астрологии и сигнатурологии.

В 1990 году мне посчастливилось наконец-то попасть в Индию, где я провел три месяца, путешествуя по святым местам. Там я вновь, после десятилетней разлуки, встретился со Шрилой Вишнупадом, вдохновившим меня на глубокое изучение Аюрведической медицины. В то время мне удалось посетить Бенарес, где находится одна из древнейших школ Дханвантари-Сушрута-сампрадаи. Там я понял — все, что я знал ранее — лишь поверхность глубокого океана, и осознал, что, дабы стать мастером Аюрведы (кавираджем), понадобится вся жизнь.

В следующем году я встретился со своим духовным учителем в Баварии в день его Вьяса-пуджи (День Рождения). Он сказал мне, что я должен продолжать свои усилия, поскольку такова воля Господа.

Вернувшись из Германии, я бросил незаконченную диссертацию, посвященную ишемической болезни сердца. Покинув стены НИИ кардиологии, я снял маленькое полуподвальное помещение, где имелись медицинская кушетка и стол, и стал принимать пациентов. Признаться, в тот период я ничего толком не умел. Я даже удивляюсь, что ко мне тогда приходили люди — три-четыре пациента в день. Мне не хватало денег на жизнь, и я брал машину отца и по ночам «халтурил по городу».

Потом у меня появился первый ученик, которого я обучил точечному массажу, а сам ставил иглы и проводил консультации.

Осенью 1993 года мы стали думать об открытии Центра, поскольку нас было уже трое. Один из моих пациентов предложил мне занять у кого-нибудь тысячу долларов и съездить с ним в Турцию. «Ты заработаешь деньги и откроешь свой Центр», — говорил он мне. «Но я же не умею торговать…» — сомневался я. «Не переживай! Я помогу тебе сбыть товар…» Я согласился, и в первый же день в Стамбуле нас «кинула» курдская мафия. Мы потеряли все деньги, и мне пришлось съездить в Турцию еще три раза, чтобы отдать этот злосчастный долг.

В декабре того же года один из моих пациентов в благодарность за помощь, оказанную в лечении его дочери, отдал нам свой офис, поскольку сам эмигрировал в Аргентину. Так появился Центр Аюрведической и Тибетской медицины, который мы назвали «Дханвантари», по имени основателя Аюрведы. На следующий год я поехал в Индию и продолжил свое обучение. Постепенно к нам присоединялись все новые и новые специалисты, проходя специализацию в области Аюрведы. И вот в 1996 году нам предложили переехать в прекрасный особняк на Крестовском острове, где, как известно, находится один из наиболее мощных участков положительной магнитной аномалии. С тех пор в Центре прошли консультации и лечение более двадцати пяти тысяч человек. Позднее мы открыли филиалы Центра в Финляндии и Латвии.

В марте 1998 года я познакомился с Александром Павловичем Цейко, который, будучи последователем святого Саи Бабы, прожил около пяти лет в Индии. Он вернулся в Россию по желанию своего духовного учителя, чтобы распространять знание Аюрведы.

Он занимался поставками аюрведических препаратов из Индии, а я ездил по России и бывшим республикам СССР

с лекциями. В 1999 году он попросил меня написать книгу, но мои литературные способности были далеки от совершенства, и, кроме того, я не мог быстро излагать свои мысли на бумаге. Мне было легче давать лекции. Тогда мы решили создать журнал «Аюрведа — наука жизни», чтобы постепенно формируя журнальные статьи, набрать материал для книги. С 2000 года мы издали восемь полноцветных альманахов объемом по 64 страницы. Наконец-то пришло время взяться за книгу. Однако все, что я написал прежде, казалось мне несовершенным. Я думал, что все это надо переписать заново…

Моим первым помощником в создании этой книги стала Юлия Владимировна Сорокина, вместе с которой мы работали над журналом. В свое время Юлия занималась переводом «Аштанга Хридая Самхиты», считающейся одним из наиболее прославленных медицинских канонов Востока, и создала интернет-ресурс , на сегодняшний день единственный русскоязычный веб-проект, посвященный истории Аюрведы. Подготовка материалов, связанных с древними трактатами, и проведенная ею редакционная обработка журнальных статей и лекционных материалов позволила нам летом 2002 года начать работу над книгой. Были написаны несколько глав, и начала складываться общая логическая структура книги.

В январе 2003 года я встретился со своим старым другом — Андреем Владимировичем Кузьменко. Мы знакомы около тридцати лет, и сколько я его помню, он всегда проявлял литературные способности. После школы мы вместе поступили в ВМА им.Кирова и вместе ушли оттуда, благополучно сдав вступительные экзамены... Когда мы учились в I Медицинском институте им.Павлова, наше общение становилось все более редким, хотя еще в десятом классе школы А.В. Кузьменко живо интересовался ведической культурой и философией. После окончания института он работал психиатром вначале в амбулатории, затем в судебно-психиатрической экспертизе, а с 1998 года вовсе оставил официальную медицину и посвятил себя литературной деятельности в одном из лучших издательств Санкт-Петербурга. По окончании института мы виделись с ним редко, но после очередной встречи зимой 2003 года я понял, что мне необходим именно такой соратник, сочетающий в себе знание медицины и ведической культуры и обладающий литературным даром.

С марта он активно включился в работу над книгой и мы завершили ее за полгода. Андрей написал практически все притчи и истории и провел тщательную литературную редакцию, поэтому я посчитал, что он достоин быть соавтором данного труда. В настоящее время он работает врачом в Центре «Дханвантари» и продолжает вместе со мной готовить к изданию том «Основы Аюрведической системы питания», который наш творческий коллектив предполагает закончить к февралю 2004 года.

Я искренне признателен Александру Павловичу Цейко и его супруге Светлане Павловне Шин, ибо благодаря их поддержке данная книга смогла выйти в свет.

Глава 1.

Часть 1.

Аюрведа (букв. — «наука жизни») является частью Ведической культуры древней арийской цивилизации Бхарата-Варша или Арияварта, существовавшей много тысячелетий назад. В своё время эта культура охватывала целый ряд стран и оказывала благотворное влияние на всю планету.

Изучая дошедшие до нас древние манускрипты, можно оценить широту кругозора и величайшую мудрость людей, живших в ведическую эпоху. Когда западный мир познакомился с ведическими канонами, его представление о древних людях как о примитивных дикарях было полностью развенчано. Теперь мы знаем, что древние арии сознательно избегали технократического развития, ибо понимали, что оно не в состоянии дать людям счастье — напротив, может разрушить всю планету. Поэтому девизом ариев было: «Жить просто и думать возвышенно».

Современная цивилизация, наоборот, очень гордится своими достижениями в области техники и электроники. Построены гигантские города, в которых так удобно жить и работать. Многоэтажные дома наполнены самой разнообразной техникой. Мы перемещаемся на автомобилях и поездах, и огромные авиалайнеры позволяют всего за несколько часов достичь любой точки планеты. Мы без труда общаемся с людьми, находящимися за сотни километров. Полностью автоматизированные технологические линии заводов и фабрик дают возможность, не прикладывая большого физического труда, производить невиданное количество продукции. Но какой ценой мы добились всего этого? Чем мы заплатили за весь тот материальный комфорт, которым так гордимся?

Сегодня наша цивилизация пожинает чудовищные, разрушительные плоды своей безответственности. Создано страшное оружие, способное в несколько дней уничтожить всё живое на планете. Леса почти полностью вырублены, реки и моря превратились в сточные канавы, воздух отравлен химическими отбросами предприятий и автомобилей, и все больше животных и птиц попадает в «Красную книгу».

Честность, открытость, доброта, скромность и милосердие уступили место страшным порокам. Мир пропитан лицемерием, завистью, алчностью и гордыней; ненависть и вражда раздирают человечество на части. Как следствие — появились невиданные доселе, смертельно опасные болезни. Неудивительно поэтому, что в нынешнем веке вырос интерес Запада к Востоку, особенно — к восточной медицине, сохранившей живые корни ведической культуры. Возвращение к истокам древнего знания в начале третьего тысячелетия дает надежду на исцеление нашего больного общества.

Арии указывают в своих канонах, что цивилизации гибнут, как правило, не в результате космических катастроф, глобальных стихийных бедствий и войн, но из-за того что каждый начинает думать только о себе, только о том, чтобы брать, а не давать другим. А ведь основной принцип гармонии — обмен энергиями. Только он открывает сердца людей для любви и делает мир счастливым…

Аюрведа, будучи не столько медицинской, сколько философской системой, была дана не какой-то избранной нации или отдельным людям — она была принесена в дар всему Человечеству. Универсальная и достаточно гибкая, Аюрведа содержит алгоритмы, которые можно применять в любом месте и во все времена. Но это не означает, что знание следует прививать механически. Его необходимо адаптировать к определённым географическим, климатическим, культурным и социальным условиям в соответствии с ведическим принципом передачи знания деша-кала-патра («место-время-обстоятельства»). Что же лежит в основе тех знаний, о которых здесь говорится?

Неотъемлемая составляющая ведической культуры, Аюрведа основывается на философской системе Санкхья, описывающей во всех деталях строение материального мира и его законы, на Джьотиша-шастре, включающей в себя астрономию, биокосморитмологию, астрологию, и на ведической натуропатии (естественных методах профилактики и лечения заболеваний).

Санкхья (букв. «исчисление») — философское направление, основанное древним мудрецом Капилой. Оно связано с перечислением первоначал и в каком-то смысле напоминает современную физику (правда, последняя открыла далеко не все упомянутые Санкхьей законы). Иллюстрируя поговорку «Новое — это хорошо забытое старое», данный раздел ведического знания содержит, например, описание знаменитой формулы Эйнштейна «E = mc2».

Санкхья исследует главным образом строение различных объектов материального мира. Ее суть изложена в 13-й главе «Бхагавад Гиты»: маха-бхутани аханкаро буддхир авьяктам эва ча индрияни дашайкам ча панча чендрия-гочарах иччха двешах сукхам дуккхим сангхаташ четана дхритих этат кшетрам самасена са-викарам удахритам («Пять главных элементов: эго, разум, непроявленное, ум и десять чувств (индрий), пять объектов чувств, желание, отвращение, радость, страдание, совокупность, признаки жизни и убеждения — все это составляет поле деятельности и его взаимодействия») (13.6-7). Согласно ведическим учениям, в основе объектов материального мира лежат 24 элемента. В своей философии Капила муни (муни — так называли современники наиболее почитаемых мудрецов (прим. ред.) подробно исследует каждый из них и их взаимодействие.

В данной системе знаний материя изначально имеет форму энергии, которая под влиянием воли Брахмы «уплотняется» в вещество, создавая всё многообразие видимых и невидимых нашему глазу объектов Вселенной. В основе каждого — пять составных частей этого мира, так называемых «грубых» материальных элементов или стихий (маха-бхутов), которые суть:

• «земля» (притхви), являющая принцип структуры или твёрдого состояния вещества (энергия, упакованная в вещество),

• «вода» (джала) — принцип взаимодействия или жидкого состояния вещества,

• «огонь» (агни) — принцип выделения энергии из вещества (распаковка энергии) или плазменного состояния,

• «воздух» (ваю) — принцип движения материи или газообразного состояния вещества, и наконец,

• «эфир» (акаша) — субстанция пространства, некий аналог такого понятия современной науки, как физический вакуум или физическое поле материи.

Кроме этих материальных элементов существуют и более тонкие (полевые) составляющие материи, главными среди которых являются чувства (индрии), ум (манас), интеллект (буддхи) и ложное эго (аханкара). Сегодня большинство учёных не признает их элементами собственно материи, а, в лучшем случае, считает не более чем результатом деятельности мозга. Однако Капилаописывает их как самостоятельную составную часть Природы. Рассматривая Вселенную как единый живой организм, устроенный наподобие человеческого тела, он выводит концепцию тождества макро- и микрокосма. Каждое действие во Вселенной имеет причину и следствие (свойство элемента «огонь»). Каждая точка Вселенной содержит информацию обо всей Вселенной (свойство элемента «эфир»). Что внизу, то и наверху (свойство элемента «воздух»). Все объекты Вселенной находятся в неразрывной связи друг с другом (свойство элемента «вода»). Энергия Вселенной, переходя из одного состояния в другое, никогда не исчезает (свойство элемента «земля»).

Джьотиша-шастра показывает связь человека (микрокосма) с окружающим миром (макрокосмом). «Что происходит наверху, то происходит и внизу». В ее астрономическом разделе удивительно точно рассчитываются расстояния до различных видимых и невидимых невооруженным глазом планет нашей Солнечной системы, описываются их орбиты и скорость вращения около светила. Согласно Джьотиша-шастре, в Солнечной системе существует восемьнадцать планет, а не десять, как считает современная астрономия. И хотя Джьотиша-шастра относит к самостоятельным планетам еще и Луну с некоторыми крупными астероидами, тем не менее познания древних ариев, живших пять-десять тысяч лет назад, кажутся невероятными. Не имея современных крупных телескопов и космических станций, они смогли узнать о существовании Урана, Нептуна, Плутона и даже Прозерпины, самой дальней планеты Солнечной системы, открытой всего несколько лет назад. Кроме того, ими были указаны координаты около пяти миллионов звезд (в настоящее время известно около 14 миллионов) и орбиты наиболее крупных комет, пересекающих Солнечную систему.

Другие разделы Джьотиша-шастры описывают влияние на человека различных космических объектов. По мнению А.Б. Минькова, древние арии изучали три уровня этого влияния: физический, астрологический и магический.

На физическом уровне Солнце, Луна и некоторые ближние планеты воздействуют на нас посредством гравитационных, электромагнитных, инфракрасных и лептонных излучений, изучаемых биокосморитмологией.

На астрологическом уровне космические объекты выступают как индикаторы или своеобразная демонстрационная карта человеческой психики. Имеется в виду не буквальное влияние планет или звезд на человека, а некие законы Вселенной, согласно которым тот связан с координатами и орбитами движения различных небесных тел. Простейшая аналогия: желая узнать, какую температуру имеет в данный момент наше тело или атмосфера, мы смотрим на градуированный столбик ртути или спирта. Саму же температуру мы не видим.

На магическом уровне планета, звезда или комета рассматриваются как живые существа, с которыми можно вступить в контакт. Древние арии считали, что планеты и звезды являются физическими телами обитателей мира Сварги. Поэтому, когда человек общается, скажем, с Землей, на самом деле его собеседник — богиня Бхуми. Юпитер — это царь полубогов Индра или Зевс. Сатурн — бог законов Вселенной Дхармарадж.

Ведическая натуропатия описывает различные свойства продуктов питания, лекарственных растений и минералов применительно к возрасту, полу, типу конституции человека, месту проживания, суточным и сезонным ритмам, предрасположенности к тем или иным болезням. В одном из канонов Аюрведы говорится: «Всё, что нас окружает, — является лекарством, нужно только распознать его и правильно использовать». Аюрведические фиторецептуры имеют многокомпонентные составы, в которых всякое растение занимает своё место в иерархии возможностей получения того или иного эффекта. При сборе каждого лекарственного растения принимаются в расчет космические ритмы: соответствующие лунная фаза, день и время суток. Некоторые травы можно собирать лишь в определенные два-три дня в сезон или только на восходе Солнца; в иное время их эффективность значительно снижается. Немаловажен и характер местности, поскольку одно и то же растение в лесу, на поляне, у озера, на холме или болоте обладает совершенно разными свойствами.

«Вода и камень точит» — таков принцип действия многих аюрведических лекарств. Они помогают мягко, постепенно и не вызывают побочных эффектов, в отличие от современных фармакологических препаратов, которые подчас более опасны, чем сама болезнь. Аюрведические лекарства не подавляют, а активизируют механизм саморегуляции и детоксикации организма. Они «бьют точно в цель, уничтожая врага, а не здание, в котором тот находится». Они не «загоняют» болезнь внутрь, превращая её в хронический процесс, а «вытаскивают» наружу. Кроме того, они обладают очищающим, тонизирующим и омолаживающим эффектом.

Аюрведическая медицина исповедует холестический (целостный) подход к человеку. Хронические болезни она рассматривает как системные недуги, возникающие в результате поражения многих органов. Поэтому врач, практикующий Аюрведу, должен знать все разделы медицины и уметь помогать любому пациенту независимо от того, старик это или ребёнок, мужчина или женщина, страдает ли у него сердце или желудок. Кроме того, аюрведический врач (вайдья) никогда не строит отношения с пациентом по принципу: «Я лечу, а ты все принимаешь без обсуждения», напротив, он показывает дорогу к исцелению и помогает сделать первые шаги. Основной же путь должен пройти сам пациент, строго следуя предписаниям вайдьи.

Ведическая натуропатия исповедует индивидуальный подход к человеку. С точки зрения Аюрведы, ни одна болезнь не может протекать одинаково у разных людей. Во времена ведической цивилизации вайдья не мог рассчитывать на биохимические лаборатории и компьютеры. Поэтому он ставил точный диагноз по методу «пяти зеркал» — состоянию пульса, радужки глаза, ушной раковины, языка, кожных покровов и слизистых — дающему полную информацию о состоянии пациента. Этот метод позволял не только диагностировать зарождение недуга или его клиническую стадию, но и выявить предрасположенность к тем или иным заболеваниям. У каждого человека должен быть один лечащий врач, досконально знающий его проблемы и наблюдающий его в течение жизни.

Аюрведа сравнивает врача с воином. Как воин, владеющий многими видами оружия, будет наиболее эффективен в сражении, так и врач, обучившийся многим методам лечения, быстрее победит болезнь. Вайдья очень хорошо должен знать принципы питания и образа жизни, которые необходимо назначать пациенту в соответствии с его типом конституции, возрастом, местом проживания и возможными недомоганиями. Он должен владеть наукой мармавидьи (акупунктурой, хиропрактикой, точечным массажем и гирудотерапией) и обладать совершенными знаниями в лечении травами и минералами.

Но, являясь кшатрием в сражении с болезнями, врач обязан быть брахманом в деле просвещения людей и в духовной практике, то есть праведным и чистым человеком, владеющим элементами йоги и методами медитации. Он должен посвятить себя поиску истины и состраданию и относиться к каждому живому существу с любовью.

Аюрведа не рассматривает болезнь только как отрицательное явление. В одном из канонов говорится, что «болезни являются нашими учителями». Они не возникают просто так, но становятся индикаторами нашего эволюционного развития. Аюрведа подробно описывает глубинные корни недомоганий, связанные с нашими мыслями, эмоциями и поступками, и указывает на особые «болезни-друзья», которые приходят, чтобы избавить нас от более тяжёлых недугов. Их нужно уметь распознавать и не торопиться выгнать из тела; и современные медики это подтверждают. Если у больного эпилепсией развивается варикозное расширение вен, то эпилепсия приобретает менее опасное течение, а если человек перенесёт в лёгкой форме туберкулёз, он может вовсе избавиться от бронхиальной астмы.

Главное в том, что болезнь приходит к нам, чтобы остановить нас на неправильном пути, предотвратить страшные последствия того, что могло бы с нами случиться. Мы часто думаем, что можем делать всё, что угодно, но это совершенно не так. Мы — часть Вселенной, мы — клеточки Вселенной, и поэтому каждая наша мысль подобна семени, которое мы бросаем в пространство и которое будет расти только в том случае, если мы будем его поливать, то есть подтверждать мысль действием. Если мы посеем добро и подкрепим его добрыми поступками, оно, прорастая, будет изменять к лучшему всё, что нас окружает: всех наших близких, друзей, нацию, весь мир. Если же мы станем сеять и культивировать зло, то оно, набирая силу, будет разрушать и нас самих, и других людей. Каждый человек должен это прочувствовать, наблюдая себя и окружающий мир.

Остановитесь на секунду и посмотрите по сторонам… Может быть, вы действуете по каким-то негативным стереотипам: привыкли завидовать или критиковать? Люди думают, что в осуждении других нет ничего особенного, и, собираясь вместе, тут же начинают кому-то «перемывать косточки», или кого-то жалеть, полагая, что это хорошо. На самом же деле жалость с точки зрения законов Вселенной — это грех, потому что, жалея человека, мы ограничиваем его возможности, подразумевая, что сам он ни на что не способен. В действительности каждый из нас обладает теми или иными уникальными способностями, но часто о них не догадывается или живет в таких условиях, когда эти способности не могут проявиться. Человек реализует только четыре-пять процентов своих потенциальных возможностей и очень страдает от этого. Природа постоянно подталкивает его в нужном направлении, но он не чувствует этого, ибо всё время торопится. Ему кажется, что если он заработает больше денег, получит власть, станет знаменитым или очень сильным, то будет счастлив. Но если он идет в неверном направлении, то есть нарушает законы эволюции, то его останавливает природа, его останавливает Бог. И возникает болезнь, отнюдь не являющаяся наказанием. Болезнь — это спасение для человека, потому что, остановленный, он начинает думать, почему заболел. Он пытается что-то узнать, он приходит к врачам, он начинает что-то менять в себе. Главное — понять, почему это произошло с вами, и тогда вы убережетесь от большего, от худшего, ибо со смертью бренного тела ничто не кончается: ни хорошее, ни плохое!



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Введение Понятие Аюрведы. Аюрведа – древняя Индийская медицинская наука, происхождение которой просл

    Документ
    ... трансформация прочность и устойчивость Основа в физиологии дыхание, кровообращение ... на чем стоит Аюрведическаямедицина. Характеристика типа Вата ... введением лекарств через нос. Все эти процедуры входят в Состав Панчакармы -традиционного Аюрведического ...
  2. Норман Шили Доусон Черч - Медицина души Здоровье и энергия как раскрыть внутренний потенциал организма

    Книга
    ... большинстве культу р для введения человека в измененное состояние ... гавайские, аюрведические и практики американских индейцев. Интуитивная медицина Студенты ... древней медицины, в основе которых лежит системный подход. Холистическая медицина — это медицина, ...
  3. Норман Шили Доусон Черч - Медицина души Здоровье и энергия как раскрыть внутренний потенциал организма

    Книга
    ... большинстве культу р для введения человека в измененное состояние ... гавайские, аюрведические и практики американских индейцев. Интуитивная медицина Студенты ... древней медицины, в основе которых лежит системный подход. Холистическая медицина — это медицина, ...
  4. Фроули давид аюрведическая терапия посвящение

    Автореферат диссертации
    ... из нас. СОДЕРЖАНИЕ: ПРЕДИСЛОВИЕ 3 ВВЕДЕНИЕ. 4 Процесс возникновения болезни с ... силами, которые лежат в основе существования и жизнедеятельности организма, ... принципов китайской и аюрведическоймедицины В китайской медицине существует аналогичное деление ...
  5. Дэвид фроули – аюрведическая астрология

    Документ
    ... человечества. Ведическая астрология и аюрведическаямедицина Ведическая астрология является традиционной ... как ведической астрологии, так и аюрведическоймедицины и основа их взаимосвязи. В этом ... Нежная Здесь я дам только введение в систему накшатр, так ...

Другие похожие документы..