Главная > Книга


189.

2 Уоррен У. Ф. Указ. соч. С. 55, 152, 239, 247.

3 См.: Генон Р. Символика креста. М., 2004. С. 334.

4 Дао: гармония мира. М.; Харьков, 2000. С. 154.


Эти четыре реки, разделяющие полярный континент на четыре части, могли послужить основой для предания об Острове четырех Властелинов. «Чжуанцзы» сообщает, что «Высочайший правил народом Поднебесной и навел порядок [в стране] среди морей, [а затем] отправился навестить четырех учителей на далекой горе Охотниц-прорицательниц»4. Уже известно, что гора Охотниц-прорицательниц — полярная гора. Четыре «учителя», живущие на ней, — повелители четырех регионов полярного континента, разделенного четырьмя реками. Это описание полностью совпадает с кельтским преданием о четырех островах на далеком Севере. Генон отмечает, что воспоминание .об «острове четырех Властелинов» у кельтов «встречается и в китайской традиции и похоже, что на этот факт ни разу не обращали внимания...»1. Вообще название «остров четырех Властелинов» прикладывалось у разных народов к разным землям, но оно, по словам Генона, «применялось ранее для другой земли, расположенной гораздо севернее и в настоящее время неизвестной, возможно исчезнувшей, Ogygie или, скорее, Thьle, бывшей одним из главных духовных центров, если вообще не высшим центром, определенного периода»2. Thьle тождественна Острову четырех Властителей. Это и есть полярный континент Гиперборея. Стоит заметить, что в «Египетской книге мертвых» райские кущи («Поля покоя») представлены на виньетке к главе СХ в виде поля с четырьмя водоемами, которые изображаются в виде четырех речных потоков. На острове сидят четыре бога — Властители рая3.

1 Генон Р. Царь Мира. С. 65.

2 Там же.

3 Уоллис Бадж Е. А. Путешествие Души в Царстве Мертвых («Египетская Книга Мертвых»). М., 1997. С. 256-260.

4 Генон Р. Царь Мира. С. 68.

5 Генон Р. Символы священной науки. М., 2002. С. 122.

6 Философы из Хуайнани. С. 52.


Слово Thьle Генон соотносит с санскритским словом tula, что означает «весы». Именно так в Индии называлось зодиакальное созвездие Весов, а также и созвездие Большой Медведицы. Полярный континент мог называться Thьle, поскольку на Полюсе действительно находится точка равновесия нашего мира4. Генон отмечает, что «символ Весов находится в соотношении с именем Тула, изначально обозначавшим гиперборейский центр примордиальной традиции...»5. В Китае мы находим ту же картину. «Хуайнаньцзы» гласит: «Центр называется Равновесное небо. Его звезды: Рог, Шея, Основа»6. Равновесное небо — это и есть полярные Весы. Рог («Цзюэ») — это а и г| Девы, Шея («Кан») — i, к, ц и (р Девы, а Основа («Ди») — а, Я, у, i Весов. Сыма

Цянь указывает: «Далее к юту находится созвездие Ди («Основа»), [название которого] говорит о том, что все сущее и все растения достигли определенного предела», и также «созвездие Ди («Основа») служит небесной опорой»1. Созвездие Весов оказывается «небесной опорой», а все сущее под этим знаком «достигло предела». Бытие, достигшее предела, — указание на совершенство священного Полюса, который и является опорой мира. Также в китайской астрономии имеется связь между Весами и Большой Медведицей. Е (эпсилон) Большой Медведицы называется Хэн, или Тйнь-хэн, — «Весы», или «Небесные весы». Так оказывается, что древнейшая китайская традиция полностью соответствует изначальной полярной Традиции индоевропейского племени.

1 Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. IV. М., 1986. С. 102, 117.

2 Макгрегор Мазере С. Л. Разоблаченная каббала. М., 2009. С. 69.


Весы прежде всего указывают на равновесие. В свою очередь равновесие — это гармония, возникшая в результате примирения противоположностей. Равновесие весов подразумевает наличие не только противоположностей, но и центральной точки, неподвижной середины, в которой противоположные силы полностью примиряются, а их взаимодействие сменяется полным покоем. Наличие бездвижного Центра и становится в весах основой уравновешивания сил. Это учение о равновесии весов считается одной из основополагающих идей каббалы. Поэтому «Книга Сокровенной Тайны» начинается с определения, что это «книга о равновесии весов»2. Сама по себе фраза указывает как на полярное происхождение системы каббалы, так и на время формирования этой традиции, когда небесный полюс располагался в центре Млечного Пути, стороны которого и представали на ночном небе в виде уравновешенных космических весов.

Трактат отмечает, что «пока не установилось равновесие, лицо не видело лица»1. Это означает, что создание нашего мира прямо связано с установлением равновесия космических весов. До установления равновесия мир не существовал, не был сотворен и установлен как бытие. Отсюда «Книга Сокровенной Тайны» делает вывод: «Равновесие пребывает в области небытия, заключенной в Древнем»2. Эти слова указывают на примерное расположение Древнего небесного Полюса. Он, находясь на Млечном Пути (в равновесии), не был связан с конкретной звездой, а приходился на пустое небесное пространство («область небытия»). Эта мысль развивается далее: «В форме Его (форме Древнего) заключено равновесие; оно непостижимо, оно незримо»3. Итак, небесный Полюс незрим, но служит точкой равновесия космических весов и представляется в качестве места пребывания Древнего — Абсолюта. Эта идея могла сформироваться только в точке сакрального Центра, на Северном полюсе, и до того, когда космическое равновесие было нарушено, а полярная Туле затонула.

1 Там же.

2 Там же. С. 70.

3 Там же. С. 71.

4 Баоцзюань о Пу-мине. С. 219.


В даосской, а позднее и буддийской мифологии изначальная страна, древняя прародина, из которой пришли люди и откуда до сих пор приходят в мир учители и где живут бессмертные, — гора Куньлунь. Будучи древней прародиной и обителью бессмертных, Куньлунь сохраняет все черты полярной земли. Там царит долгий, многодневный (вечный) день и вечная весна. «На вершине Куньлунь как раз и есть нирвана. <...> [Там] денно и нощно постоянно светло. Нет стужи, нет зноя. [Бушующие] волны вдруг соединились в гармонии. [Явилась] золотая гора на морском острове»4. С ее вершины стекают четыре великие реки. Это место райского блаженства: «На вершине [горы] Куньлунь [царит] истинное блаженство»1. Куньлунь — макушка земли, сакральный Центр, здесь размещается «Нижняя столица Небесного Владыки»2. То есть небесный Полюс соединяется с земным Центром. На вершине Куньлунь стоит дворец из белого нефрита. Этот нефрит был так мягок, что из него можно было лепить какие угодно фигуры. Его даже можно было растопить и пить. Это, конечно, воспоминание о снеге и о домах из снега и льда3.

В преданиях постоянно отмечается, что Куньлунь располагается где-то на западе. Действительно, на самом деле существует горная цепь Куньлунь, располагающаяся на запад от китайских земель. Однако следует заметить, что здесь опять происходит смешение двух временных пластов — воспоминания о древнейшей полярной прародине и впечатления от реальной «горы» Куньлунь. В легенде сообщается, что Куньлунь находится на острове, где царит долгий день. Это не имеет ничего общего с горной грядой Куньлунь, которая располагается на севере Тибета. Дело в том, что народы, расселяясь чпо земле, несли с собой память о своей прародине. Они довольно часто давали старые названия новым природным объектам (рекам, горам, морям) там, куда они пришли и где стали жить. Такой перенос названий помогал людям лучше адаптироваться на новом месте, сохранить память о потерянной прародине и, что самое главное, сохранить преемственность изначальной Традиции.

1 Там же. С. 287.

2 Гань Бао. Записки о поисках духов. СПб., 2000. С. 175.

3 Мифы и легенды народов мира: Восточная и Центральная Азия. Сборник. М., 2004. С. 61, 64.


Генон говорит о таком перемещении имени полярной прародины: «...что бы там ни происходило с ее расположением в течение различных фаз истории земного человечества, она всегда оставалась полярной в символическом смысле, так как, в сущности, она представляет собой фиксированную ось, вокруг которой происходит вращение всех вещей»1. По мифам же, расположение священной земли блаженных «изначально было полярным, даже в буквальном смысле»2. В силу этого, мифологическая гора Куньлунь как прародина и обитель блаженных не имеет ничего общего с известным горным хребтом Куньлунь. Географический Куньлунь — лишь вторичный центр по отношению к мифологическому. Это его земное воплощение или воспоминание о древней прародине, историческое воплощение сакральной энергии.

«Шань хай цзин» описывает Куньлунь, соединяя географические и мифологические сведения: «В пределах морей, на северо-западе, находится гора Куньлунь. Это земная столица Предков. Гора Куньлунь занимает в окружности восемьсот ли, в высоту [она вздымается] на десять тысяч жэней. На ее вершине растет хлебное дерево высотой в пятьсот сюней, шириной в пять обхватов. [На горе] той девять колодцев, огороженных нефритом, и девять ворот, их охраняет животное Открывающий Свет. Здесь живет множество богов. По восьми краям [высятся] отвесные скалы, [их] окружает река Красная»3. Животное Открывающий Свет живет на вершине горы Куньлунь и смотрит на восток. Это солярное божество. Поскольку говорится, что оно охраняет девять ворот, через которые солнце восходит на небо, что это можно понять как указание на девять солнечных месяцев в году. Такое явление невозможно в средней полосе или в тропиках, но его можно,,наблюдать в районе Северного полюса.

1 Генон Р. Царь Мира. С. 60.

2 Там же.

3 Каталог гор и морей. С. 135—136.


То ли на горе Куньлунь, то ли где-то недалеко от нее находится дворец богини запада Сиванму (рис. 3). Богиня — «повелительница Полюса». Она испытывает героя.


Только через объединение с ней возможно утверждение сверхъестественного и царского качества героя, его трансценденция. Она дает герою ключ к бессмертию.

У Сиванму, где Нефритовый пруд, за высокой стеной растут персиковые деревья. «Когда такое дерево посадят, тысячу лет оно возрастает, только через три тысячи лет покажется цветок, через десять тысяч лет образуется плод и еще десять тысяч лет проходит, пока он созреет. Если человек съест один персик, он проживет три тысячи счастливых лет»1. Расположение персикового дерева в Центре мира свидетельствует о том, что перед нами один из многих вариантов мотива Мирового Древа.

1 Шихуа о том, как Трипитака Великой Тан добыл священные книги. С. 118.


Мировое Древо, растущее в Центре Мира, — столп, соединяющий земной и небесный Полюс, основа мира,

Ось Мира1. Само по себе Мировое Древо имеет значение Оси и благодаря этому располагается в самом Центре Мира — на Полюсе. Поскольку солнце отдыхает или живет на его ветвях, то оно также называется Древом Света. Одновременно с этим оно получает название Древа Жизни, поскольку на его ветвях растут плоды, дарующие бессмертие, а у корней течет источник молодости. Достижение Центра мира, проникновение в царство богов уже означает и обретение бессмертия. Поскольку в мифе полярный Центр — место обитания богов, то и человек, достигший этого земного рая, обретает божественные качества, из которых главное в данном случае — бессмертие, вечная молодость. Напиток бессмертия мистически связан с Древом Жизни, и все они вместе — с мифологемой Центра, Полюса.

1 Биррел А. Китайские мифы. М., 2005. С. 91-92.

2 Вильяме К. А. Энциклопедия восточного символизма. М., 1998. С. 378.


В Китае именно персик, а не яблоко, считается плодом бессмертия. В даосизме плод персика оказывается одним из ингредиентов эликсира жизни. Также бог бессмертия изображается рождающимся из персика. Персиковое дерево растет в саду Сиванму, и божества со всего мира слетаются к ней, чтобы отведать созревшие плоды2. Почему же именно персик стал плодом бессмертия и знаком Полюса в Китае? Косточка персика располагается в центре плода, покрыта плотью и максимально спрятана. Поскольку она укрыта, то и возникает идея ее «неуязвимости», «недостижимости». Этими же качествами наделяется и страна бессмертных — Куньлунь, Пэнлай. Твердая косточка персика также обозначает неуничтожимость, ненарушимость внутреннего пространства обители бессмертных и священного полюса. Будучи ненарушимой, «нетленной», косточка персика представляет собой «ядро бессмертия» в душе человека. Являясь семенем, косточка персика становится зародышем будущего мира, как полярная Традиция, будучи разнесена по всему миру и «засеяна» в сознании людей разных народов, даст всходы и возродит на земле утраченное изначальное состояние рая. Обретение бессмертия, или «чувства вечности», связано с достижением «изначального состояния» земного рая, который и есть Центр Мира, Полюс.

Центр Мира — это зародыш или семя всех творений. Возрастая, семя становится древом (косточка персика становится персиковым деревом). Это дерево и есть Мировое Древо, Ось Мира, обозначающая полярный Центр. Генон отметил, что «зерно есть центр; возникающее из него дерево есть ось, непосредственно исходящая из этого центра»1. Это древо-ось становится «божественной опорой» существования нашего мира и в то время оказывается знаком высшего состояния бытия. Это проявление Воли Неба в китайской философии. Мировое Древо являет полноту всемирного строения и целостность «изначального (полярного) состояния».

Древо как образ мировой оси могло располагаться, только в Центре, на центральной Горе. Мировое Древо, Мировая Гора — это разные воплощения центральной Оси. Ось мира, объединяющая вертикальной прямой линией небо и землю, представима лишь на Северном полюсе. Древо и Гора в качестве Оси Мира — полярный знак. Сакральность Древа и Горы (Оси) определяет содержание полярной мифологии — идеи Вечного Возвращения, непрерывного вращения, бессмертия. Эта Ось обозначает сущностную непрерывность между небом и землей, богом и человеком.

1 Генон Р. Символы священной науки. С. 473.


Полярный рай, Центр Мира не просто недоступен сегодня, но он именно скрыт (не случайно император Цинь Шихуан организовывал экспедиции в поисках островов блаженных, но все они оказались безуспеш


ными). Этот Центр присутствует скрыто, но оказывает влияние на людей именно этим скрытым присутствием. Как правило, скрытый Центр оказывает воздействие через свои вторичные земные, исторические проявления. Так, «полярный Куньлунь» являет себя для китайцев в горной цепи Куньлунь. Хотя два эти явления оказываются различными, и мифологический Куньлунь ни в коем случае нельзя смешивать с географическим и реальным, но земной Куньлунь становится воплощением полярного и считается энергетическим и мистическим Центром для Китая.

Изначальным императором полярной страны был, вероятно, Хуан-ди (рис. 4). Именно он, Желтый император, назван в мифе Владыкой Центра1. Он — правитель центрального, а следовательно, — полярного региона. Борясь за утверждение своей верховной власти, он воюет с Чи-ю (рис. 5) и побеждает его. Вполне возможно, что в этом мифе описывается восстание касты воинов (Хуан-ди) против власти касты жрецов (Чи-ю), древнейшая революция, произошедшая еще на полярной прародине.

Во время финальной битвы Чи-ю при помощи магии наслал на войско Хуан-ди туман. Однако небесная дева Сюаньнюй сошла на землю и приказала построить повозку, названную «компасной», чтобы с ее помощью не заблудиться в тумане. «Куда бы эту повозку ни поворачивали — направо или налево, — стоявший на ней деревянный истукан пальцем вытянутой вперед руки всегда указывал точно на юг»2. По другой версии, «колесницу, указывающую на юг», смастерил один из сановников Хуан-ди по имени Фэн-хоу3. Дж. Нидем пришел к выводу, что такой повозкой мог быть специальный прибор, использующий «принцип обратной связи». Фигурка, установленная на нем, благодаря сложной,, системе передач всегда указывала на юг, куда бы ни поворачивала повозка, даже если она ездила по кругу4.

1 Ежов В. В. Указ. соч. С. 26, 99.

2 Ло Гуаньчжун. Фэн Мэнлун. Развеянные чары: Роман. М., 1983. С. 31.

3 Ежов В. В. Указ. соч. С. 102.

4 Нидем Дж. Кибернетическая машина // Курьер ЮНЕСКО. 1988. Ноябрь. С. 14-15.


Стоит заметить, что истукан указывал направление именно на юг, а не на север, как традиционно ориентирован обычный компас. Это имеет особый смысл, если предположить, что события, описанные в мифе, происходят в полярном регионе. Дело в том, что на Полюсе север «здесь», а юг «вокруг», поэтому компас там не имеет смысла. К тому же магнитный Полюс в значительной степени не совпадает с географическим.

На полюсе нет также и сторон света. Есть только сам Полюс, а все остальное — юг. Солнце восходит на юге, и все ориентиры соотнесены с югом. Для ориентации в пространстве должен был быть построен механизм, не использующий магнитное поле и все время показывающий на юг. Этот аппарат и описан в мифе о Хуан-ди.

Вскоре после победы над Чи-ю Хуан-ди удалился от дел и уступил власть Чжуаньсюю — владыке Севера1. Чжуаньсюй стал одновременно владыкой Севера, Центра и Верховным Небесным Правителем. Такое соединение титулов возможно лишь для правителя страны, находящейся в районе Северного полюса. Именно он приказывает разрушить лестницы, соединявшие небо и землю. Такое соединение небесного и земного центра вертикальной прямой (Осью) возможно представить, только находясь на Полюсе.

В одном из мифов Хуан-ди убивает животное по имени Куй и делает из его кожи барабан. Этот Куй имеет облик быка с одной ногой. Сам же он — божество грома, которого зовут также Шовэнь — Одноногий дракон2. Этот китайский бог грома Куй, одноногий бык, одноногий дракон, полностью соответствует ведическому божеству молнии Аджа Экапад (Одноногий козел), а также древнейшему полярному божеству индейцев майя Хуракану — одноногому божеству молнии3. Эта одноно-гость божества — признак его прямой связи с Центром мира, указание не его осевую природу. Как видно, миф о Хуан-ди переполнен полярными знаками.

1 Ежов В. В. Указ. соч. С. 106.

2 Каталог гор и морей. С. 145, 279; Биррел А. Указ. соч. С. 70.

3 Телегин С. М. Словарь мифологических терминов. М., 2004. С. 93.


Еще один важный мотив: известно, что родовое имя Хуан-ди — Сюаньюань. Так же в Китае называется созвездие Льва. Это означает, что мифический герой имеет прямое отношение к этому созвездию, является его олицетворением или воплощением на земле. В мифе Желтый император воюет с богом солнца Янь:ди за власть над Поднебесной. Этот миф содержит в себе астральный код: новое солнце, имеющее отношение к созвездию Льва, борется за власть со старым солнцем. В такой трактовке миф сообщает нам о времени, когда солнце в день весеннего равноденствия впервые появилось в созвездии Льва. Начало эры Льва относится к 10 970 г. до н. э. К этой дате и следует отнести создание мифа. С этой датой Б. Г. Тилак связывает существование полярной цивилизации индоариев1. Чи-ю, который также воевал с Хуан-ди, объявив себя при этом «настоящим» Янь-ди (то есть — солнцем), был, судя по всему, олицетворением северного сияния — ложного света в полярной ночи.

1 Тилак Б. Г. Арктическая родина в Ведах. М., 2001. С. 489.

2 О'Нил Т Кто правит миром? Архетип мирового правителя и процесс всеобщего возрождения // Культура времен Апокалипсиса / Под ред. А. Парфрея. Екатеринбург, 2005. С. 86.


Хуан-ди — это образ Царя Мира. Образ Царя Мира, всемирного Правителя имеет огромное архетипиче-ское значение для психологии современного человека и для политики. Он связан с Полюсом, с льдом и снегом Крайнего Севера. Связь с Полюсом определяет его высший духовный авторитет и власть (центральное и высшее положение), а снег — чистоту, нетронутость и надчеловеческую холодность. Т. О'Нил пишет по этому поводу: «Представление о том, что Правитель действует тайно и незаметно, естественным образом способствует возникновению атмосферы всеохватного заговора с метафизическими ответвлениями, берущими начало на глубинных физических уровнях и достигающими самых тонких материй»2. Он обладает нечеловеческими и сверхчеловеческими возможностями и способностями. Царь Мира — это тот, кто «крутит колесо», то есть, находясь в неподвижном Центре мира (на полюсе), управляет его движением и циклическим развитием, не принимая в этом, однако, никакого участия.

Царь находится в Центре Мира. Являясь «третьим элементом», он объединяет небесный Полюс с земным. Небесная энергия входит в него и через него преобразует землю и соплеменников. При этом сам он не движется, не действует, но все совершается только его простым присутствием. Он действует, не действуя. Неподвижность Царя Мира соответствует его положению в Центре мира. Это и есть дело правителя.

Можно заметить, что в китайском мифе идея Вечного Возвращения непосредственно связана с особыми, сверхчеловеческими качествами полярного жителя. «Лецзы» сообщает, что однажды Желтому предку приснилось, что он попал в страну Всеобщего Процветания. «В этой стране нет ни начальников, ни старших, каждый сам по себе; у народа нет ни алчности, ни страстей, все естественно»1. Здесь мы видим описание Золотого века, эры «первобытного коммунизма». Жителям этой страны не известны никакие эмоции. Им свойственны только холодная отрешенность и недеяние совершенномудрого. «Ни к кому у них нет ни любви, ни ненависти, никто ничего не боится, не опасается... Ступают по воздуху, точно по тверди, спят в пустоте, точно в постели»2. Это холодная отстраненность и самодостаточность благородного мудреца.

1 Дао: гармония мира. М.; Харьков, 2000. С. 49.

2 Там же.


О характере и образе жизни людей на древней прародине пишет и Чжуанцзы: «Люди древности еще при хаосе вместе со [всеми] современниками обретали безмятежность и спокойствие. [Силы] жара и холода тогда соединялись в покое, души предков и боги не причиняли вреда, четыре времени года проявлялись умеренно, [вся] тьма вещей не страдала, ничто живое не умирало преждевременно. Хотя у людей и были знания, их нельзя было применить. Это и называлось высшим единством. В те времена не совершали деяний, и постоянной была естественность»1. Настоящий человек в философии Чжуанцзы — справедливый и естественный, беспристрастный, любит одиночество и чистоту без прикрас, строг и возвышен, двигается и действует только по принуждению. Он живет по принципу: «Наслаждайся сердцем в бесстрастии, соединись с эфиром в равнодушии, предоставь каждого естественному [пути], не допускай ничего личного...»2. Здесь чистота крови сочетается с холодностью льда. Чем благороднее человек, тем он сдержаннее, отрешеннее, холоднее.

В этой холодности, отстраненности, уравновешенности проявляется аристократический характер совершенного человека древности. «Чжуанцзы» гласит: «Я называю бесстрастным такого человека, который -не губит свое тело внутри любовью и ненавистью; такого, который всегда следует естественному, и не добавляет к жизни [искусственного]»3. Философ разъясняет: «Настоящий человек древности не ведал любви к жизни, не ведал страха перед смертью»4. Как ни странно, но именно китайская философия подарила нам идею нордического сверхчеловека. Безразличие, отстраненность, бесстрастность — это все ценности души и характера, описанные в даосской литературе, однако они же считаются отличительными чертами и человека нордического типа.

1 Там же. С. 249.

2 Там же. С. 196.

3 Там же. С. 184.

4 Там же. С. 185.

5 Гюнтер Г. Избранные работы по расологии. Изд. 2-е. М., 2005. С. 158-159.

6 Там же. С. 405.


Еще Г. Гюнтер отмечал замкнутость, холодную рассудочность и душевную чистоту в качестве ведущих психических качеств нордической расы5. Отсюда и религиозность нордического типа такая же «холодная», «стремится к равновесию, самообладанию, сдержанности»6. В этом сказывается аристократический характер нордической религиозности. Ф. Ницше уверял, что «высший человек холоднее, жестче, безоглядней и не боится "мнений"; он лишен добродетелей, связанных с "уважением", и безразличен к уважению других, он вообще лишен всего, что относится к "добродетелям стада"»1. Ницше учил, что есть «высшее, более светлое человечество». К нему принадлежит тот, кто «более холоден, светел, дальнозорк и одинок»2. Эти качества свойственны нордическому человеку именно потому, что он живет в Центре Мира — на священном Полюсе.

1 Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М., 2005. С. 516.

2 Там же. С. 527.

3 Философы из Хуайнани. С. 43.

4 Там же. С. 39.

5 Гране М. Указ. соч. С. 357.


Мудрец «возвращается к началу вещей»3. Он возвращается к изначальному состоянию, in illo tempore. Мудрец, обретший Дао, оказывается в Центре Мира, и он может «нести на голове Великий круг» — небо4. Он оказывается Столпом Мира, объединяющим небесный Центр и земной Полюс вертикальной линией, вокруг которой и вращается колесо мироздания. Святой в даосизме, по словам М. Гране, — это «свободный и безграничный, он растворяется во всеобъемлющем и неназываемом ("у мин") начале, которое, будучи всего лишь осью, столбом, стержнем, пустой втулкой колеса, не имеет ни собственной деятельности, ни самостоятельного существования, вне которого нет ни действительности, ни свободы, ни истины, ибо он — Целостная действенность»5. Находясь в Центре Мира, святой уподобляется втулке колеса. Он неподвижен сам, но вокруг него вращается космическое колесо. Такое соединение нордического характера, мифологемы колеса и идеи Вечного Возвращения могло произойти только на Полюсе. Сверхчеловек и есть тот Центр, вокруг которого вращается мир, и тот исток, к которому он возвращается.

Для того, кто находится в Центре Мира — на его священном Полюсе, — все вращается вокруг него и все возвращается в своем непрерывном движении. Это Вечное Возвращение открыто лишь тому, кто располагается в Центре, но в Центре может жить только сверхчеловек. Нордический сверхчеловек, сидящий в Центре, на Полюсе — это и есть учитель Вечного Возвращения. Учение о Вечном Возвращении есть высшая точка утверждения, самоопределения, поскольку оно включает в себя концепцию неподвижного, неизменяемого и совершенного Центра — Полюса, вокруг которого и вращается мир. Возвращение — вершина становления и его завершение, обретение совершенного бытия и рождение сверхчеловека. Венное Возвращение — это и есть судьба мира и сверхчеловека. Сверхчеловек является причиной и двигателем Вечного Возвращения.

Тайна заключается в том, что он возвращается не к новой жизни, а к той же самой жизни, ибо только так можно возвестить людям о Вечном Возвращении, и иначе оно невозможно. Вечное Возвращение — это весть о сверхчеловеке и трагедия сверхчеловека. Преодолеть эту трагедию можно, только полюбив Вечное Возвращение. Но такая любовь и доступна не простому человеку, а лишь сверхчеловеку. Только один сверхчеловек понимает, что Вечное Возвращение объединяет его со всем миром и с вечностью. Неподвижно сидеть в Центре Мира и любить Вечное Возвращение — вот истинный триумф героя. Лишь в ситуации Вечного Возвращения мир может быть превзойден, а человек преодолен.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. – гиперборея – священная родина человечства

    Книга
    Телегин С.М. – Гипербореясвященная родина человечства НАУЧНОЕ СПРАВОЧНОЕ ИЗДАНИЕ Издательство ФАИР» ... АЛФАВИТ [К 94(3) К 63.3(0) Т31 Телегин С. М. 1 Гипербореясвященная родина человечества: научное справочное издание / С. М. Телегин ...
  2. – гиперборея – священная родина человечства (1)

    Книга
    Телегин С.М. – Гипербореясвященная родина человечства НАУЧНОЕ СПРАВОЧНОЕ ИЗДАНИЕ Издательство ФАИР» ... АЛФАВИТ [К 94(3) К 63.3(0) Т31 Телегин С. М. 1 Гипербореясвященная родина человечества: научное справочное издание / С. М. Телегин ...

Другие похожие документы..