Главная > Книга


Изначальная Традиция, рисуя священную прародину, выделяет пять основных идей: *

/. Центральность — центральный камень, Столп,

Мировое Древо или Гора, сакральный пуп земли,

Полюс, мандала, свастика.

  1. Стабильность — остров посреди вод, скала, неподвижный дворец, вокруг которого вращается город, остров или весь мир.

  2. Недоступность — невидимый замок, подземный город, город за высокой стеной, пещера, Иной мир, страна, в которую не ведет ни одна дорога, подводная страна.

  3. Солнечность — страна света, дом солнца, земля, где солнце светит постоянно (обратная идея — страна вечной тьмы, непрерывной ночи, земля, где солнце похищено).

  4. Золото — земля, где сохранился Золотой век, где живет «золотое поколение людей», царство Кроноса.

Эти идеи всегда имеют отношение к примордиальной Традиции — к полярной прародине, к Гиперборее и к эпохе Золотого века. Изначальная Традиция соединяет все эти мотивы и располагает цивилизацию Золотого века в северном полярном регионе. Можно с уверенностью утверждать, что изначальная Традиция, восходящая к поколению Золотого века, имеет гиперборейское происхождение. Так, Генон рассматривает «происхождение традиции как нордическое и даже более точно как полярное»; он призывает считать изначальную традицию «по происхождению "полярной" в буквальном смысле слова»1. Именно из арктического полярного региона предки индоевропейцев расселились по Европе и Азии, дошли до Африки и Америки, где заложили основы цивилизаций. Поскольку впоследствии эта полярная прародина затонула вследствие поднятия уровня океана, то в мифах о ней говорится как о потерянной, недоступной, невидимой, но желанной стране.

1 Генон Р. Избранные произведения: Традиционные формы и космические циклы. Кризис современного мира. С. 31, 39.


Гиперборейский миф запутан, поскольку он описывает события, произошедшие не с нами и вне нашего пространства и времени. В начале Золотого века герои создают полярную Гиперборею. На самой вершине мира, на Северном полюсе, они строят свои круглые города, как подобие движения небесных сфер и перемещения звезд вокруг неподвижной Полярной звезды. Эта Гиперборея ориентирована в направлении Полярной звезды и неподвижна в пределах движения. Именно поэтому сакральным знаком Гипербореи становится свастика. Круговое вращение мира вызывается свастикой, хотя сама она остается неподвижной. Полюс всегда уравновешен и несет в самом себе устойчивость, стабильность и идеальную неподвижность. Правосторонняя свастика — это совершенный знак полюса, в котором соединяются неподвижность сакрального

Центра и правостороннее движение арктического Солнца. Свастика управляет движением мира, хотя сама остается нетронутой и неподвижной в своем центре. Осевой принцип только усиливает этот факт. Гиперборейский солнечный бог Аполлон — это Неподвижный Двигатель творения. Неподвижность, внутреннее спокойствие, холодное безразличие, невозмутимость, недеяние — вот характерные признаки гипербореев. Туле — это магическая точка явления истинных героев, ариев.

Однако затем осуществляется великая гиперборейская Драма. Острова Туле становятся невидимыми, недостижимыми, сначала лед, а затем и воды океана поглощают их. Эта утрата становится расплатой за гордыню, за беспечность, за удаленность и оторванность от мира, за божественную избранность. Слепой Хёд, рукой которого управлял злобный Локи, убил Бальдра, не желая этого. Духовная слепота и беспечность, управляемая злой темной силой, убивает самое прекрасное и светлое в мире. Такова причина гибели Гипербореи. Это миф конца Золотого века, истинный Рагнарёк, смерть Бога. Бальдр уе вернется, пока все боги и люди на земле не попросят его об этом. Гиперборея не вернется, пока все боги и люди не станут гипербореями.

Гиперборея располагалась на самом Северном полюсе мира, она была выше, чем все существующее на этой планете. Ее высшее место определялось ее существованием. Поэтому она не погибла в огне (как Содом и Гоморра растленной южной Лемурии), ее не надо было очищать огнем. Она застыла во льдах, замерзла, ее чистота застыла и поэтому сохранилась неприкосновенной, сохранилась для нас. Гиперборея должна была погибнуть и благодаря этому должна была сохранить свою чистоту. Ее гибель — залог сохранения чистоты. Во льдах сохраняется чистота Гипербореи. Она подготовилась к гибели и скрылась подо льдами, опустилась под воду и ушла во Внутреннюю Землю, в великий С ид. Солнечная Гиперборея стала пещерами сидов, Айрьяна Ваэджо превратилась в Вару. Артур уходит в Авалон, Кронос засыпает в пещере. Герои покидают этот погибающий мир и расселяются по земле.

Гиперборея должна погибнуть, чтобы ее герои пришли в этот наш мир и даровали нам истинное Откровение Северного полюса, заложили основы нашей цивилизации. После разрушения Гипербореи все должно было начаться вновь, но уже во льдах. Во льдах родились инеистые великаны, из льда родился космический человек Имир и весь мир оформился как чудесное творение богов в космическом противостоянии льда и огня, севера и юга, полюса и экватора, Гипербореи и Лемурии. В этой космической битве герою открывается генетическая память об утраченном полярном рае.

Полярная Туле должна была погибнуть, чтобы в душе каждого ария зародилась благородная тоска — тоска по утраченной священной родине и желание вернуться в Гиперборею. Это чувство ложится в основу великого духовного странствия, поиска, и проявляется в мистериях ариев, в их гимнах и мифах. Нордическому человеку, как замечает М. Серрано, принадлежит «миф о возвращении в Гиперборею, к полярному Туле, в котором находится подлинное место выхода к звездам первоистока, куда, благодаря духовной и биологической мутации полубожественного в божественное, также как и нескольких зверо-людей в полубожественных существ, должно происходить возвращение. И это должно было произойти с помощью силы Вриля, Хварено»1. Тоска по Гиперборее — это тоска по целостности Я, по сверхчеловеку, наделенному космической силой и энергией Хварено.

1 Серрано М. Указ. соч. С. 203.


Поиски Гипербореи — путешествие по кругам Вечного Возвращения. Но в этих бесконечных кругах гиперборейские боги теряют воспоминание о своем полярном происхождении, их сила Вриль уменьшается, а Свет Севера затемняется. Тогда они воплощаются в богах и героях на новых землях, далеких от Полюса. В этих богах уже нет чистой белизны снега и сияния льдов. Священная белизна севера сменяется чернотой юга, полюс сменяется экватором, Откровение Полюса затемняется и на осколках северной Гипербореи возникает западная цивилизация Атлантиды. Одна только неизбывная тоска продолжает тянуть героя на север, к Полюсу. Туда, в затерянную во льдах Туле, отправлялись цари и герои Атлантиды, чтобы пройти там все круги посвящения и обрести божественность. Путь богов принадлежит лишь гиперборейскому воину, герою, и ведет его к самому Полюсу. Герой, чтобы вернуть утраченную Гиперборею, совершает путешествие на Север, и там, в оазисах льда, происходит его посвящение в лучах Черного Солнца полярной Полуночи — в день зимнего солнцестояния. Свет распространяется только с Севера. Это свет Полюса, исходящий от Черного Солнца дня зимнего солнцестояния. Это свет преображения.

Лишь там герой может убежать из кругов Вечного Возвращения и обрести неподвижность, встав точно в точке Северного полюса. В этой точке и в этот момент Гиперборея найдена, но еще не обретена. Чтобы обретение произошло, должно быть совершено алхимическое Делание: черное должно превратиться в белое, а из белого должно явиться красное. В своей душе герой должен найти чашу Грааль, а остров Туле должен подняться из поглотивших его вод.

Энергия, необходимая для осуществления полярной алхимии, является сконцентрированно в виде Зеленого Луча, исходящего от божественного изумруда, сияющего на ночном небе, — от планеты Венера. По этому Лучу когда-то в древности божественные Учители спустились на нашу планету в своих Вимана и создали на Северном полюсе свою цивилизацию. Этот же Зеленый Луч необходим герою, чтобы пробудить силу Вриль и совершить алхимическое действо превращения и индивидуации. Этот Луч должен разбудить спящего Кроноса, Сатурна, Артура. Спящий Кронос, бог времени, означает, что его царство, Гиперборея, находится вне времени и, следовательно, вне пространства — в вечности или в ином времени и пространстве. Кронос ждет своего пробуждения, чтобы вернуть миру Золотой век и вновь явить полярный Рай. Миф Гипербореи — миф о возвращении; гиперборейская мистерия — тоска по возвращению на Полюс. Возвращение Гипербореи — это пробуждение Кроноса и его выход из глубокой Пещеры, из семи пещер Тулана, из Агарты к Зеленому Лучу Возрождения. Полярное Черное Солнце и есть окно для Зеленого Луча. Путь в Гиперборею — это невидимая дорога Зеленого Луча, этапы которой отмечены стадиями посвящения и трансмутации.

После завершения алхимического Делания, после акта Преображения и Возрождения герой должен понять, что он сам и есть Гиперборея. Гиперборея — это Герой, принесший себя в жертву и воскресший во льдах Полюса. Гиперборея всегда и была в нем, только скрыто, в лучах Черного Солнца. Но теперь, когда черное превратилось в белое и стало красным, она открыта, освещена Зеленым Лучом, вновь обретена в самом Герое, который только после этого и становится истинным арием, дваждырожденным. Поэтому кровь героев ближе к Гиперборее, нем молитвы святых. В крови Героя живет память о Черном Солнце, сила Вриль и предчувствие Зеленого Луча.

Этого Героя видит Кронос в своих снах ледяного Полюса. Пока бог спит, только Герой продолжает борьбу в темноте ночи за свет Гипербореи. Гиперборейский бог стал пленником, он заточен в пещере. Только Герой в темных лучах Черного Солнца способен освободить его; только Зеленый Луч, исторгнутый планетой Венера, способен его пробудить; и лишь алхимическое действо способно его воскресить. Чтобы стать гипербореем, недостаточно родиться гипербореем, но следует родить Гиперборею в себе. Для этого Герой нуждается в Посвящении. Он должен пережить мистическую Смерть, чтобы возродиться, стать дваждырожденным. Таинство света Черного Солнца требует, чтобы Герой, висящий на Космическом Древе, стал подобен великому Одину — умер и воскрес. В момент смерти ему откроется черная пустота Выхода к полярному Черному Солнцу, и этот Выход — единственный путь к тому, чтобы переродиться и стать бессмертным. Путь Посвящения ведет героя через Могилу, через Север, через Выход к Полюсу.

Гиперборейская инициация — это чисто мужское, героическое посвящение, о котором так писал М. Серра-но: «Мужское, солнечное, нордическое посвящение индивидуалистично и иерархично, поскольку оно, как было сказано, покоясь на основах мужских союзов, является героическим»1. В этом полярном Посвящении Герой преодолевает в себе все человеческое и становится чем-то4 что выше не только человека, но даже и бога — сверхчеловеком. Апогей гиперборейского процесса Посвящения — момент вспышки Зеленого Луча, который освещает душу Героя и огненно преображает его в алхимическом акте. Это Посвящение восстанавливает ту божественность гиперборея, которая была утрачена в конце Золотого века после утраты земной полярной Гипербореи.

1 Серрано М. Указ. соч. С. 140.


Возвращение на полярную прародину — это не ее возрождение или восстановление, это ее воплощение. Возвращение на абсолютный Север и есть залог воплощения, реализации, нового открытия этого духовного Центра. Полярный человек мыслит образами и категориями абсолютного Севера. Утративший эту чистоту индоевропеец может только мечтать о таком возвращении. В этом «северном» мышлении главное — понимание того, что Север — это и есть Центр (Полюс). Северные земли — не просто «земли будущего», это земли будущих людей, гиперборейцев.

Образ не просто Севера, а именно Полюса формирует истинную трансцендентную Традицию. Мистика Полюса—в его скрытости, запредельности, неподвластности земным законам, в его трансцендентности. На Полюсе тварный мир утрачивает свою стабильность, свою безусловность и начинают действовать иные, божественные законы. На Полюсе мир количества переходит в мир качества, причем качества иного, высшего, совершенного и северного. Осознав себя в качестве Центра и Полюса, Север примиряет противоположности и выходит за их пределы. Воплощение полярной Традиции снимает противоречия между различными религиями, так как по происхождению все они являются лишь разными ветвями примордиального полярного Откровения.

Исчезновение Гипербореи, как и смерть Бальдра, — это предвестие и начальный этап Рагнарёк, гибели богов. Однако за этим следует возрождение Золотого века и возвращение Гипербореи. «Старшая Эдда» пророчествует, что «вздымается снова из моря земля, зеленая как прежде; падают воды...»1. «Младшая Эдда» описывает возвращение Гипербореи так: «Поднимется из моря земля, зеленая и прекрасная. Поля, незасеянные, покрываются всходами»2. Боги вновь поселятся на Идавёлль-поле, где раньше находился Асгард, и прекраснейший из богов Бальдр вернется из мира мертвых.

1 Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах. С. 189.

2 Младшая Эдда. С. 94.


Рагнарёк — смена реальностей. Новый мир создается из остатка прежней реальности. Этот остаток есть то, что в прежней реальности (которая погибла) совершило алхимическую трансформацию, метаморфозу и стало благоприятным для будущей реальности (которая созда

ется). Небольшой остаток, уцелевший в эпоху Рагнарёк, оказывается семенем, несущим в себе зародыш будущей реальности. В траве поля, где раньше располагался Асгард, находят обломки золотых предметов, принадлежавших когда-то асам1. Это обломки прежнего Золотого века и семена будущего Золотого века. Сама смена реальностей оказывается возможной лишь потому, что в эпоху прежнего мира с этими остатками произошла метаморфоза, открывшая в них ценности будущего мира. Это и будет возвращение Гипербореи.

ГЛАВА 2

ВОЛЯ СЕВЕРА ЗАЖИГАЕТ СВЕТ С ВОСТОКА

Если «мы — гипербореи», то в таком случае мы должны жить и действовать в соответствии с гиперборейской Традицией. Однако для этого нам, прежде всего, следует узнать, что это такое, что составляет эту Традицию, как она возникла, как развивалась в позднее время и где сохранилась. Всестороннее изучение мифологических систем разных народов дает неожиданный на первый взгляд результат: полярная Традиция весьма полно, связно и целостно представлена в китайской мифологии и натурфилософии.

Бросается в глаза, что китайская мысль направлена на осознание и адекватное описание земель, окружающих Китай. Хотя географические труды часто имеют явно мифологизированное содержание, в них довольно подробно описаны регионы Дальнего Севера. Стоит обратить внимание на то, что за сакральной географией скрываются яркие картины Северного полюса.

1 Дао: гармония мира. М.; Харьков, 2000. С. 91.


Трактат «Лецзы» гласит: «На Севере, где нет ни деревьев, ни трав, находится Пучина — океан. Это — Небесный водоем»1. Там живет гигантская рыба по имени Кит и космическая птица Феникс. О том же сообщает «Чжу-анцзы»: «В Северном океане водится рыба, имя ей —

Кит. Сколько тысяч ли он величиной — неведомо. [Этот Кит] превращается в птицу, имя ей — Феникс. Сколько тысяч ли длиной его спина — неведомо»1. Значительно более реалистическое описание северных земель можно найти в трактате «Хуайнаньцзы»: «Север начинается от Девяти озер и кончается Великой теменью, на севере доходит до долин Линчжэн. Там мерзлота, холод, скопление льда, снег, град, иней, снежная крупа. Таков этот край, управляемый Чжуаньсюем и Сокровенной тьмой»2. Предание фиксирует: «Север называется Великая тьма, называется Студеное озеро»; «Север называется Скопление льда»; «Север — страна тьмы, там нет света. Это место, где закрываются небеса, где скапливаются лед и холод. Там ползают насекомые, уходящие в спячку»3. Интересное описание содержит «Шань хай цзин»: «В землях Севера лежит гора под названием Обитель Мрака. Оттуда вытекает Черная река. <...> Есть гора Великой Черноты (Дасюань), есть народ Горы Великой Черноты. Есть царство Великого Мрака»4. Один путешественник забрел в далекую страну Суймин. Там не было ни солнца, ни луны. Дня не было, й царила вечная тьма. Однако люди этой страны умели разводить огонь при помощи трения5. У Северного моря находится гора Юду, которая служила входом в Юду — Столицу тьмы. С ее вершины видна страна Даюго — Страна великой тьмы, жители которой круглый год не видят солнечных лучей6.

1 Там же. С. 151, 152.

2 Философы из Хуайнани / Хуайнаньцзы. М., 2004. С. 104-105.

3 Там же. С. 77, 81.

4 Каталог гор и морей (Шань хай цзин). М, 2004. С. 163.

5 Ежов В. В. Мифы древнего Китая. М., 2003. С. 206.

6 Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М.,.1987. С. 201.


У читателя сразу должен возникнуть вопрос: почему описание северных регионов (а это в принципе может быть и Монголия, и регион озера Байкал) постоянно связывается с морозом, льдом и вечной тьмой? Не идет ли здесь речь о долгой многодневной полярной ночи и о полярной зиме? Во всяком случае, феномен полярной ночи и вечного льда должен был быть хорошо известен китайским авторам. Эти знания должны быть отнесены к глубокой древности. Дело в том, что описания долгой ночи имеются не только в географической и философской литературе, но и в фольклоре — в мифах и сказках. Так, в сказке «Как небо и землю разделили и как солнце вставили на небо» говорится, что в древнейшие времена небо и земля еще не были разделены, солнца на небе не было и «только тянулась долгая ночь — не сосчитать, сколько страж прошло»1. Такой мотив мог возникнуть только под впечатлением от долгой, многодневной полярной ночи. Характерно, что жизнь предков в таких условиях относится к «изначальным временам», к глубокой древности.

В сказке народности хань «Поиски солнца» рассказывается, что когда-то давно однажды утром солнце не взошло над горизонтом. Причина заключалась в том, что Король Демон похитил солнце. Однако это не было кратковременное затмение. Солнце исчезло надолго. Люди заволновались, так как вместе с тьмой пришли сильные морозы: «Без солнца все люди на земле замерзнут и умрут от голода»2. Хорошо известно, что только на Полюсе можно наблюдать такой природный феномен, как сочетание долгой многодневной ночи и зимы. В средней полосе ночь бывает и летом, не приводит к заморозкам, а зимой бывают и светлые дни, хотя и короткие. Здесь же говорится о прямой связи лютой зимы и долгой непрерывной ночи.

1 Сказки Китая. М., 1993. С. 307.

2 Stealing the Rhinoceros' Pearls and Other Folk Tales from China (Ninth Series). Beijing, 1985. P. 94.


Стоит заметить, что в преданиях Китая далекий Север часто представлен как Центр мира. Один из героев «Чжуанцзы» говорит: «Я стою в центре пространства, в центре времени. Зимой одеваюсь в шкуры, летом — в тонкую ткань из травы. Весной пашу и сею, даю телу потрудиться, осенью собираю урожай, даю телу отдохнуть. С восходом начинаю трудиться, с заходом — отдыхать. Среди неба и земли [мне] привольно, в сердце, в мыслях — доволен собой»1. Это отрывок, где проводятся очень любопытные параллели. Для человека, который находится в «центре пространства», начало работы ассоциируется одновременно с весной и с началом утра, а конец работы и отдых — с осенью и закатом. Однако такое совпадение весны и рассвета или осени и заката в реальности может наблюдаться только на Полюсе. То есть на самом деле в «центре пространства», как и сказано в тексте.

1 Дао: гармония мира. М.; Харьков, 2000. С. 340.

2 Фэн Мэнлун. Путь к Заоблачным Вратам // Красные листья. Восточный альманах. Вып. 8-й. М., 1980. С. 519.

3 У Чэнъ-энъ. Путешествие на Запад: Роман. В 4-х т. Т. 1. М., 2007. С. 105, 127.


На Северном полюсе солнце движется так, что день и ночь составляют не сутки, а год, то есть год представляется там как один день и одна ночь. В мифах же эта ситуация поворачивается наоборот: герой проводит в стране богов один день, а на земле проходит несколько лет (один год или сто лет — традиционное эпическое преувеличение). Так, в повести китайского писателя Фэн Мэнлуна «Праведник Ли уходит к Заоблачным Вратам» художественно обработана древняя легенда о человеке, попавшем в царство блаженных. Герой пробыл там «не больше года», а в мире людей «прошло семьдесят два года»2. Утверждение, что «день в мире богов равен году в мире людей», так глубоко проникло в китайскую культуру, что даже появляется в знаменитом романе У Чэнь-эня «Путешествие на Запад»3. Ситуация, когда время в мире богов течет медленнее, чем в мире людей, обычный мифологический мотив.

К. И. Голыгина отмечает эту особенность течения времени в краю блаженных: «Там течение времени медленнее, человек, проведший в "обетованной земле" полгода, при возвращении встречает на земле своих потомков в третьем колене»1. Центр Мира, Полюс — особое, параллельное пространство, время там — параллельно нашему и течет совершенно иначе — медленнее либо вовсе останавливается. Нет сомнений, что этот мифологический мотив мог возникнуть в сознании только тех людей, которые воочию наблюдали особенности полярного движения солнца, при котором смена дня и ночи равна не суткам, а году.

1 Голыгина К. И. Новелла средневекового Китая. М., 1980. С. 209.

2 Шихуа о том, как Трипитака Великой Тан добыл священные книги. М., 1987. С. 121.

3 Там же. С. 120-121.


Этот же мотив встречается и в китайском предании о небесной стране Будды. Там «проживешь один день, а это, может, тысяча дней земных»2. Миф явно описывает полярный регион. Там «нет ночи» (полярный день) и царит вечная весна: «На небе Будды не существует времен года, солнце красное на западе не тонет. Лица молодых не стареют, человек умирает — печали не бывает. Живут до тысячи двухсот лет, в целых десять маховых сажен вырастают. Случись кому-нибудь попасть в край этот, судьба — так через сто веков вернется. Приди ты сюда в двадцать лет, а сколько будет, когда возвратишься, — неизвестно. Уйдут десятки поколений предков, родных и близких уже не застанешь»3. Стоит заметить, что подобные представления о течении времени в краю богов или в древнейшие времена являются общими для разных народов. Древнегреческий философ Эмпедокл учил, что в изначальные времена в мире все происходило не так, как теперь. «Также и Солнце, по его словам, в силу беспорядочности и неустойчивости движения совершало свой дневной путь за столь долгий срок, что он равнялся нынешнему семимесячному периоду»1. Наблюдать дневной путь солнца, длящийся семь месяцев, невозможно нигде, кроме как на Полюсе. Аномальное для средней полосы движение солнца и длительность дневного времени, общее для китайского и греческого предания, свидетельствуют о том, что здесь описаны особенности полярного календаря, известные мифо-творцу на собственном опыте.

1 Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. С. 371.

2 Философы из Хуайнани. С. 83, 298.

3 Каталог гор и морей. С. 159.

4 Там же. С. 128.


Возможно даже, что и такой феномен, как северное сияние, был известен китайцам. Они верили, что на далеком Севере, в царстве вечной тьмы живет Дракон-Светильник. «Хуайнаньцзы» сообщает: «Дракон-Светильник обитает к северу от Гусиных ворот и скрывается за горой Вэйюй — там не видно солнца. У этого бога человеческое лицо, тело дракона и нет ног», но «в зубах он держит свечу»2. «Шань хай цзин» уточняет: «За Северо-западным морем, к северу от Красной реки находится гора Отроги Чжан. [Там] живет дух Прямовос-седающий (Чжэнчэн), с человеческим лицом, туловищем змеи и красными (расположенными один над другим) глазами. Когда он закроет глаза, наступает тьма, откроет — появляется свет. Не ест, не спит, не дышит. Он дарует ветер и дождь. Он освещает Великую Тьму. Его зовут Дракон-Светильник»3. «Каталог заморья севера» специально уточняет: «Имя бога Горы-Колокол — Освещающий Тьму (Чжуинь). Когда смотрит — наступает день, закрывает глаза — опускается ночь. Выдохнет [воздух] — наступает зима, вдохнет — начинается лето. Не пьет, не ест, не дышит. А если вздохнет — поднимается ветер»4. Э. М. Яншина считает, что такие персонажи, как Дракон-Светильник, — носители «олицетворенных в них явлений природы»1. Однако какое природное явление могло быть олицетворено Драконом-Светильником? Если речь идет о свете, неожиданно появляющемся во мраке ночи на далеком севере, то это может быть только северное сияние. Своими прихотливыми переливами и своим «змеящимся» движением оно могло быть воспринято в образе огненного дракона, «освещающего тьму».

Особенность полярного календаря в циклической смене двух стихий — огня и льда или жары и холода. Эта цикличность становится основой полярного космогонического мифа. Такие идеи появляются, в частности,, у Эмпедокла, который считал, что «небо твердое, состоящее из воздуха, замерзшего под действием огня, ледообразное»2. Эти же теории можно найти и в китайской литературе. «Лецзы» содержит полезную информацию: «В старину мудрые люди считали жар и холод общей основой вселенной. <...> ...путь природы — либо жар, либо холод...»3. «Чжуанцзы»: «Жара и холод друг друга освещают, друг друга губят, друг друга обуздывают»4. Конец мира наступает, по словам «Чжуанцзы», когда силы «жара и холода действуют в беспорядке, небо и землю [охватывает] большое возмущение. <...> Тут наступает крушение, и учению приходит конец»5. Космогонический и эсхатологический принцип объединяются в полярном мифе силами огня и льда.

1 Яншина Э. М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984. С. 52.

2 Фрагменты ранних греческих философов. С. 364.

3 Дао: гармония мира. М; Харьков, 2000. С. 38-39.

4 Там же. С. 329.

5 Там же. С. 331.


Эта теория, имеющая свой исток в полярной мифологии, соответствует китайскому учению о инь и ян. «Хуайнаньцзы» гласит: «Высшая степень инь — это леденящий ветер, высшая степень ян — это иссушающая жара, от их соития образуется гармония и рождается тьма вещей»1. Другой источник сообщает: «Снаружи — яя-огонь, внутри — инь-лел проникают в сокровенное, входят в таинственное»2. Любопытная сторона китайской цивилизации в том, что особенности полярного движения солнца и борьбы огня и льда не только отразились в мифологии, но и повлияли на философскую мысль.

Концепция инь-ян, по словам М. Гране, строится на идее «всеобщности циклического порядка, образуемой единством двух чередующихся и взаимодополняющих проявлений»1. Причем идея противопоставления полярностей в данном случае заслоняется идеей чередования. Инь и ян обозначают не столько дуальности, сколько циклический ритм. В них выражена мысль о ритмической модели пространства и времени. Гране замечает, что «при применении в календарях Инь и Ян выглядят обоснованием ритма смены времен года»4. Однако стоит заметить, что в изначальном восприятии инь и ян соотносятся с понятиями холода и жары, тьмы и света, зимы и лета. Нет сомнений, что деление года на две (а не на четыре — как в средней полосе) части инь и ян, привязанные к понятиям тьмы и света, холода и жары, могло появиться лишь там, где такой годичный цикл можно было наблюдать на самом деле — на Северном полюсе. Так, в течение зимы ян, обманутый хитроумной инь, оказывается заточен в глубинах Подземных источников под обледеневшей землей5. Это типичное полярное соотнесение ян не с обычным суточным движением солнца в средней полосе, а с положением солнод в период полярной ночи и зимы.

1 Философы из Хуайнани. С. 109.

2 Баоцзюань о Пу-мине. М, 1979. С. 222.

3 Гране М. Китайская мысль. М, 2004. С. 89.

4 Там же. С. 90.

5 Там же. С. 94.


Одно из ключевых событий арктического календаря — появление солнца после долгой полярной ночи в день весеннего равноденствия. Сначала низко над горизонтом появляется слабое свечение, которое начинает двигаться вдоль горизонта кругами, постепенно разгораясь с каждым новым витком. Только через несколько дней появляется край солнца, которое также движется кругами, увеличиваясь с каждым днем. Наконец, диск солнца полностью выходит из-за горизонта и, подобно колесу, катится по линии горизонта. Таков полярный рассвет1.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. – гиперборея – священная родина человечства

    Книга
    Телегин С.М. – Гипербореясвященная родина человечства НАУЧНОЕ СПРАВОЧНОЕ ИЗДАНИЕ Издательство ФАИР» ... АЛФАВИТ [К 94(3) К 63.3(0) Т31 Телегин С. М. 1 Гипербореясвященная родина человечества: научное справочное издание / С. М. Телегин ...
  2. – гиперборея – священная родина человечства (1)

    Книга
    Телегин С.М. – Гипербореясвященная родина человечства НАУЧНОЕ СПРАВОЧНОЕ ИЗДАНИЕ Издательство ФАИР» ... АЛФАВИТ [К 94(3) К 63.3(0) Т31 Телегин С. М. 1 Гипербореясвященная родина человечества: научное справочное издание / С. М. Телегин ...

Другие похожие документы..