Главная > Отчет


Окончание таблицы 4.2

1

2

3

4

Основы права

( книги предназначены для студентов 9 факультетов)

  1. Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс, 1994

29

  1. Кодекс законов о труде Российской Федерации: Официальный текст по состоянию на 30 декабря 2001 года – Петрозаводск, 2002

6

  1. Комментарий к трудовому кодексу Российской Федерации, 2002

2

  1. Конституция Российской Федерации, 2002

2

  1. Основы права: Учеб. / Под ред. З.Г.Крыловой, 2000

Рек. МО РФ

95

  1. Правоведение: Учеб. / Под ред. О.Е.Кутафина, 2001

Доп. МО РФ

15

  1. Теория права и государства: Учеб. / Под ред. В.В. Лазарева, 1996

Доп. МВД РФ

77

  1. Шкатулла В.И. Правоведение: Уч. пос., 2001

Рек. Уч-метод. объединением вузов РФ по пед. образ.

29

  1. Трудовое право России: Учеб. \ Под ред. С.П.Маврина, Е. Б. Хохлова, 2002

Рек. Уч. пос.-метод. Советом по образ.

100

Как уже отмечалось в прошлом отчете, некоторые дисциплины специальности «историко-архивоведение» недостаточно обеспечены учебной литературой, что отражает общее положение дел в российских вузах, где развивается специальность. По ряду дисциплин учебники отсутствуют вообще, в других случаях используются учебники, вышедшие 40-50 лет назад. В течение отчетного периода кафедра приложила немало усилий для приобретения необходимой учебно-методической литературы. Однако она выпускается незначительными тиражами и потому малодоступна. Членство в УМО по специальности дает возможность получать новейшие учебно-методические разработки. Однако перечень и количество присылаемых изданий недостаточны для кардинального решения проблемы.

Проблему недостатка учебных, учебно-методических и научных изданий отчасти решают издательская деятельность кафедры (См. п. 4.12.), формирование кафедральной библиотеки (См. также 4.10.), использование кафедральной копировальной и множительной техники, размещение на сайте кафедры учебных материалов.

Кафедральная библиотека полностью обеспечивает студентов учебниками по вспомогательным историческим дисциплинам и делопроизводству. Кроме учебной, справочной и научной литературы в библиотеке имеются годовые комплекты журналов « Вопросы истории», «Отечественная история», «Этнографическое обозрение», «Гербовед», «Генеалогический вестник», «Вестник архивиста», «Отечественные архивы», «Делопроизводство», «Секретарское дело», «Делопроизводство и документооборот на предприятии», «Кадровое делопроизводство».

Преподаватели в своей учебной работе широко используют электронные источники информации - каталоги ведущих российских библиотек, электронные учебники, журналы и альманахи, монографии и сборники статей, архивные и музейные сайты. В учебном процессе также используется подготовленный Историко-архивным институтом РРГУ CD ";Архивистика";.

Основными источниками учебно-методической информации по дисциплинам кафедры отечественной истории являются государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, примерные программы учебных дисциплин и другие материалы федерального портала «Российское образование», документы учебно-методического объединения вузов по истории, материалы профессиональной периодической печати.

4.3 Управление учебно-методической деятельностью

На историческом факультете сложилась достаточно эффективная система управления учебно-методической деятельностью, целью которой является создание условий, ведущих к повышению эффективности и качества учебного процесса на основе комплексного подхода к совершенствованию содержания, организации и методов обучения. Факультет поддерживает тесные связи с УМО по истории и историко-архивоведению, участвует в обсуждении выносимых на заседания УМО вопросов, оперативно информирует преподавателей о принятых УМО решениях. Руководит учебно-методической работой истфака Ученый Совет и декан факультета. Вопросы, затрагивающие учебно-методическую деятельность, являются приоритетными в плане работы Ученого Совета. Решение по ним принимаются, как правило, после тщательного обсуждения и конструктивной дискуссии. Экспертным органом Совета является методическая комиссия факультета. Она работает в тесном взаимодействии с учебно-методическим управлением, деканатом и кафедрами. Работа методической комиссии осуществляется в соответствии с годовым планом, утверждаемым Ученым советом факультета. Методкомиссия отчитывается о своей работе на заседаниях Ученого совета факультета (ежегодно) и на заседаниях УМС университета (последний отчет заслушан осенью 2007 г.) В настоящее время в состав методкомиссии входят Бутвило А. И., Веригин С. Г., Дианова Е. В., Киселева О. А., Кожанов А. А., Никулина Т. В, Пашков А. М., Перова В. И., Суни Л. В., Такала И. Р., Филимончик С. Н., ., Юсупов А. Ф., Яловицына С. Э.

Методическая комиссия факультета в течение каждого учебного года проводит корректировку программ учебных курсов и спецкурсов. Содержание лекций перерабатывалось с учетом современных научных достижений. Большое внимание уделялось развитию активных методов и форм обучения с включением в деятельность студентов элементов проблемности, научного поиска, разнообразных форм самостоятельной работы. Активизировался переход к развивающим, интенсифицирующим способам организации учебного процесса, чтобы создать условия для такого взаимодействия педагогов и студентов, при котором акцент делается не только на обучающей деятельности преподавателя, но и на познающей деятельности обучаемого. Семинарские занятия строились на основе самостоятельной работы студентов с разными видами исторических источников и научной литературы. При этом большое внимание уделялось формированию навыков подготовки студентами аннотаций, рефератов, рецензий монографий и статей отечественных и зарубежных исследователей. Методы исследовательской деятельности осваивались студентами также на спецсеминарах по курсовым работам, при изучении курсов «Историческая эвристика», «Введение в специальность» и др. На факультете разработана методика комплексной оценки курсовых сочинений, научных студенческих докладов. В 2005 г. вышло свет учебное пособие по подготовке дипломных сочинений, подготовленное преподавателями кафедры архивоведения и специальных исторических дисциплин. Систематически обновлялись списки рекомендуемой литературы и источников, тематика контрольных работ, экзаменационные билеты.

Результаты методической работы преподавателей исторического факультета обсуждались на секционных заседаниях в рамках региональных конференций «Университеты в образовательном пространстве региона». На проходившей осенью 2007 г. конференции по методике преподавания истории было заслушано 24 доклада в 4 секциях. Наряду с опытными преподавателями в конференции активно участвовали начинающие преподавательскую деятельность специалисты. Заинтересованное обсуждение вызвали доклады о специфике изучения истории на негуманитарных факультетах, о методическом обеспечении педагогической практики, об овладении новыми технологиями и методами изучения истории. В 2005 и 2007гг.успешно прошли круглые столы по проблеме «Отечественная нордистика: традиции, инновации, перспективы», в которых участвовали преподаватели из Петрозаводска, Мурманска, Новгорода. Заслушанные доклады были посвящены совершенствованию программ учебных курсов по региональной проблематике, методике преподавания дисциплин по истории стран Северной Европы, перспективам интеграции российских вузов в европейскую образовательную систему.

Методкомиссия проводит мероприятия семинарского характера в рамках исторического факультета. Примером такого рода деятельности является обсуждение проблемы повышения качества образования на примере одного из его сегментов – качество обучения на 1 курсе. Выделение такого ракурса представляется вполне обоснованным: именно на первом курсе должны вырабатываться важнейшие умения и навыки, владение которыми отличает профессионала-историка - навык работы с историческим источником и умение читать монографии. Кроме того, вследствие падения уровня школьного образования, а также снижения престижности гуманитарного образования на истфаке растет число студентов с низкой базовой подготовкой, и на первом курсе приходится заниматься тем, что не сделала школа. Как это делать эффективно – методическая проблема. В-третьих, возрастные особенности первокурсников (в большинстве своем это несовершеннолетние подростки) существенно повышают требования к уровню методической и психолого-педагогической подготовки преподавателей. По результатам обсуждения вопроса на заседании методкомиссии было признано целесообразным внести ряд изменений в рабочий план 1 курса, начата работа по изучению трудозатрат первокурсников при разных видах учебной деятельности, ведется подготовка «ридеров», хрестоматий по всем дисциплинам, читаемым на 1 курсе.

Создание филиалов кафедр в КарНЦ РАН, в музее-заповеднике Кижи, укрепление сотрудничества в Национальным архивом РК укрепили профессиональные связи историков в образовательном процессе. Обмену опытом методической работы способствовало приглашение для чтения лекций ведущих ученых и преподавателей других вузов. Для студентов исторического факультета прочли спецкурсы И. Н. Данилевский, А. А. Комаров, В. В. Рогинский, А. В. Толстиков (ИВИ РАН), В. В. Лапин (СПбИИ РАН), М. М. Кром.( ЕУСПб), С. Холм, Ю. Корпела, (Йоэнсуу), В. О. Казанский (Стокгольм), Т. Паавонен (Турку). М. Кормак (Рейкьявик) и др. В свою очередь, преподаватели исторического факультета имели возможность знакомиться с системой образования в западных университетах, читая лекции за рубежом. Так, И. М. Соломещ прочел лекционные курсы в университетах Турку и Йоэнсуу, И. Р. Такала – в университете Хельсинки, Ренвалл-институте и др. В марте 2007 г. проф. А. В. Антощенко провел мастер-класс на научно-методическом семинаре «Историография, теория и методология истории: учебная литература нового поколения» (Москва)

Исторический факультет имеет определенный опыт успешного внедрения образовательных инноваций. Так, в отчетный период была перестроена система вступительных экзаменов: от традиционного устного экзамена перешли к письменному, а с 2006 года начали прием студентов по итогам единого государственного экзамена. Участвующие в работе приемной комиссии преподаватели прошли соответствующую переподготовку. Методическое обеспечение ЕГЭ и результаты экзамена ежегодно обсуждаются на заседаниях Ученого Совета факультета.

Основную методическую работу на факультете ведут кафедры на основе годового плана методической работы, составленного в соответствии с тематикой и направлениями, заданными УМС, учебно-методическим управлением и методической комиссией факультета, а также с учетом необходимости решения актуальных задач методической работы на кафедре. Методической работой на кафедре руководят заведующий кафедрой и кафедральная методическая комиссия.

Управление учебно-методической деятельностью кафедры истории стран Северной Европы осуществляется зав. кафедрой и методической комиссией кафедры (Л.В. Суни, И.Р. Такала, И.М. Соломещ, Н.С. Сабурова). Перечень регулярно рассматриваемых вопросов: методика проведения практических занятий; подготовка билетов к экзаменам; обсуждение изменений в рабочих программах; распределение поручений на учебный год; разработка тестового контроля к практическим занятиям; вопросы оснащения наглядными пособиями и учебно-методическими материалами. С 2006 г. идет разработка учебных планов бакалавра и магистра по направлению «история», специализация «История Финляндии и Скандинавских стран».

Дважды, в 2005 и 2007 гг., учебно-методические вопросы преподавания истории стран Северной Европы рассматривались на круглых столах «Отечественная нордистика: традиции, инновации, перспективы» с приглашением коллег из России и Финляндии.

Управление учебно-методической деятельностью кафедры всеобщей истории осуществляется при участии методической комиссии кафедры (Юсупов А.Ф., Суворов Ю.В., Дорохова И.А., Чернякова И.А., Перова В.И., Смирнова Е.Л.). На заседаниях кафедры утверждаются все рабочие программы курсов, обсуждаются планы выпуска методической литературы, регулярно заслушиваются отчеты преподавателей об их учебно-методической деятельности. На семинарах кафедры делаются доклады по методике преподавания дисциплин региональной компоненты учебного плана, так как эти дисциплины не относятся к устоявшимся. Методическая комиссия собирается для обсуждения возникающих вопросов по мере необходимости, но не реже одного раза в семестр.

Работа методической комиссии кафедры истории дореволюционной России осуществляется по плану, утверждаемому на заседании кафедры, на заключительном (в учебном году) заседании кафедры заслушивается ее отчет. Методическая комиссия по истории обычно собирается для обсуждения плановых вопросов не реже 2-3 раз в год, однако в последние два года заседания проводились чаще, что было вызвано производственной необходимостью. Главной задачей комиссии было совершенствование учебно-методического обеспечения кафедральных дисциплин и курсов по отечественной истории для неисторических факультетов университета. Одним из важных результатов ее работы было реформирование программы курса по отечественной истории дореволюционного периода, билетов к курсовым и государственным экзаменам.

Кроме того, члены комиссии приняли участие в разработке учебно-методической документации для новых специальностей и специализаций, оказывали посильную методическую помощь кафедре истории Кольского филиала ПетрГУ, преподавателям истории городских школ.

Учебно-методическая деятельность на кафедре архивоведения и специальных исторических дисциплин осуществляется в соответствии с приказами и распоряжениями Министерства образования и науки РФ, Росархива, решениями УМО по соответствующим специальностям и направлениям ВПО, приказами и распоряжениями ректората ПетрГУ, деканатов соответствующих факультетов, решениями Советов факультетов и рекомендациями методических комиссий факультетов.

Для конкретного решения учебно-методических вопросов при кафедре создана методическая комиссия, заседания которой проходят 1 раз в два месяца. В 2006/2007 и 2007/2008 уч. гг. были проведены два методических семинара, посвященные обсуждению проекта ГОС ВПО по направлению «Документоведение и архивоведение» и разработке программы обучения английскому языку по специальности «историко-архивоведение».

Управление учебно-методической деятельностью на кафедре отечественной истории осуществляется путем обсуждения и решения соответствующих вопросов на заседаниях кафедры и кафедральной методической комиссии, издания распоряжений заведующего кафедрой, организации учебно-методической деятельности в процессе оформления соответствующей учебно-методической документации.

4.4 Организация учебного процесса

Организация учебного процесса на факультете возложена на деканат исторического факультета. На заседании деканата с участием заведующих кафедрами в начале каждого учебного года утверждается график учебного процесса, который выдерживается в течение всего учебного года. Деканат осуществляет контроль за его исполнением.

Перед каждой сессией издается распоряжение декана о порядке организации сессии, допуск к ней студентов, порядок пересдачи экзаменов и зачетов, порядок отчисления и др.

Организация учебного процесса находится также в центре внимания всех кафедр факультета.

Кафедра всеобщей истории выполняет академическую нагрузку в рамках учебного процесса, организованного деканатами исторического факультета и факультета политических и социальных наук. Совместно с кафедрой иностранных языков для гуманитарных факультетов организует для студентов специальности «История» с дополнительной квалификацией «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» переводческую практику. Переводческая практика проходит у студентов во время обучения на четвертом (две недели) и пятом курсах (восемь недель), по окончании практической работы на пятом курсе студенты пишут квалификационную работу.

Кафедра истории дореволюционной России выполняет академическую нагрузку в рамках учебного процесса, организованного деканатами исторического, математического, медицинского, экономического факультетов, факультета прибалтийско-финской филологии и культуры, факультета политических и социальных наук, эколого-биологического факультета.

23 ноября 2004 г. декан исторического факультета ПетрГУ С.Г. Веригин и директор Федерального Государственного Учреждения культуры ";Государственный историко-архитектурный музей-заповедник ";Кижи"; Э.В. Аверьянова подписали Договор о создании филиала кафедры истории дореволюционной России ПетрГУ ";Историческое краеведение и музееведение Русского Севера"; в ФГУК ";Государственный историко-архитектурный музей-заповедник ";Кижи";.

Ежегодно кафедра истории дореволюционной России организует учебные практики на базе Музея истории ПетрГУ (экскурсионная и музейная практика), Карельского государственного краеведческого музея(музейная практика) и Государственного историко-архитектурного и историко-этнографического музея-заповедника Кижи (летняя музейная школа).

Учебный процесс на кафедре отечественной истории организован на основе учебного и рабочих учебных планов, графика учебного процесса, распределения учебных поручений, расписания учебных занятий. Образовательную деятельность кафедра осуществляет на основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальностям:

030201.65 – политология, 030401.65 – история, 030402.65 – историко-архивоведение, 030501.65 – юриспруденция, 031001.65 – филология, 040101.65 – социальная работа, 080105.65 – финансы и кредит, 080109.65 – бухгалтерский учет, анализ и аудит, 080504.65 – государственное и муниципальное управление, 080507.65 – менеджмент организации, 150405.65 – машины и оборудование лесного комплекса, 250201.65 – лесное хозяйство, 250401.65 – лесоинженерное дело, 270205.65 – автомобильные дороги и аэродромы, 010700.65 – физика, 020301.65 – геология, 020302.65 – геофизика, 140106.65 – энергообеспечение предприятий, 140211.65 – энергоснабжение, 140400.65 – техническая физика, 200106.65 – информационно-измерительная техника и технология, 210101.65 – физическая электроника, 230100.65 – информатика и вычислительная техника, 230102.65 – автоматизированные системы обработки информации и управления.

Кафедра истории стран Северной Европы выполняет академическую нагрузку в рамках учебного процесса, организованного деканатом исторического факультета. Учебные практики проводятся на базе Лаборатории по проблемам Скандинавских стран и Финляндии (научно-библиографическая) и музея-заповедника «Кижи» (археологическая). Производственная педагогическая практика организована на базе 17 школы-гимназии г. Петрозаводска.

Кафедра архивоведения и специальных исторических дисциплин выполняет академическую нагрузку в рамках учебного процесса, организованного деканатами исторического, математического, медицинского, экономического факультетов, факультета прибалтийско-финской филологии и культуры, факультета политических и социальных наук, эколого-биологического факультета. Об организации и проведении практик см. 5.2.4.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о результатах самообследования по состоянию на 01 06 2008 года (3)

    Отчет
    ... ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет политических и социальных наук ОТЧЕТ о результатахсамообследования факультета политических и социальных наук посостояниюна01.06.2008года ...
  2. Отчет о результатах самообследования по состоянию на 01 06 2008 года

    Отчет
    ... профессионального образования ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ филологический факультет ОТЧЕТ о результатахсамообследования филологического факультета посостояниюна01.06.2008года Утвержден Советом ...
  3. Отчет о результатах самообследования по состоянию на 01 06 2008 года (1)

    Отчет
    ... ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Лесоинженерный факультет ОТЧЕТ о результатахсамообследования Лесоинженерного факультета посостояниюна01.06.2008года Утвержден Советом факультета 06.03.2008. Протокол ...
  4. Отчет о результатах самообследования по состоянию на 01 06 2008 года (2)

    Отчет
    ... образования ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Эколого-биологический факультет ОТЧЕТ о результатахсамообследования эколого-биологического факультета посостояниюна01.06.2008года Утвержден ...
  5. О результатах самообследования (4)

    Отчет
    ... ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Строительный факультет ОТЧЕТ о результатахсамообследования строительного факультета посостояниюна01.06.2008года Утвержден Советом факультета 25.06.2008. Протокол ...

Другие похожие документы..