Главная > Документ


Кафедра естественнонаучных и математических дисциплин КРИПКиПРО

О ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КЕМЕРОВСКОЙ

ОБЛАСТИ В 2012-2013 УЧЕБНОМ ГОДУ

Трушкина Т. П., методист кафедры

естественнонаучных и математических дисциплин

В 2011-2012 учебном году преподавание математики в общеобразовательной школе осуществляется с опорой на следующие документы:

  • приказа Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • приказа Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • приказа Министерства образования РФ от 18.07.2003 г. №2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»;

  • инструктивно-методического письма Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

  • методических рекомендаций по составлению учебных планов для 1-11 классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области на 2011-2012 учебный год ( Приказ ДОиН Кемеровской области № 1199 от 16.06.2011

«Об утверждении методических рекомендаций по составлению учебных планов для 1-11 классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области

на 2011-2012 учебный год»

Во всех вышеперечисленных документах предмет «Математика» представлен в качестве единого курса без деления на привычные для нас предметы «Алгебра», «Геометрия» в основной школе и «Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия» в старшей школе.

В 2009 - 2011 годах государственная (итоговая) аттестация за курс среднего (полного) общего образования проводилась по математике. Содержание экзаменационных материалов в форме ЕГЭ ориентировалось на освоение выпускниками содержательных линий в рамках одного предмета.

В 2010 году произошли изменения нормативной правовой базы Российской Федерации, регулирующей проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов и приведением её в соответствие с действующими стандартами основного общего образования (федеральным компонентом ГСОО 2004г.). Поэтому государственная (итоговая) аттестация за курс основного общего образования в будущем будет проводиться не отдельно по алгебре и геометрии, а по единому курсу предмета «Математика».

В связи с изложенным, считаем целесообразным преподавание математики в 7-9 классах на ступени основного общего образования, в 10-11 классах ступени среднего общего образования, как на базовом, так и на профильном уровнях выстраивать единым курсом. При этом предполагается как в основной, так и старшей школе построение курса математики в форме последовательности тематических блоков с чередованием материала по алгебре, анализу, дискретной математике, геометрии.

При составлении рабочих учебных программ по математике учесть необходимость освоения в полном объеме всех содержательных линий по предмету «Математика»:

  • арифметики, алгебры, геометрии, элементов комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики на этапе основного общего образования;

  • алгебры, функций, начал математического анализа, уравнений и неравенств, геометрии, элементов комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики на этапе среднего общего образования.

Изучение всех перечисленных блоков является обязательным и необходимым для подготовки обучающихся к обязательной государственной (итоговой) аттестации.

Обращаем внимание на следующий момент, что в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по математике содержательная линия «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей» (в старшей школе, «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей») становится обязательной для изучения, как в основной, так и в средней школе. Анализ рабочих программ по математике, поступающих в институт на рецензирование показывает, что до сих пор стохастическая линия, как в основной, так и в средней школе не изучается вообще или изучается на уровне ознакомления. Данная линия отражает современное содержание математического образования в школе и усиливает его практико-ориентированное значение, и направленное, прежде всего, на формирование функциональной грамотности обучающихся – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты.

На изучение математики согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации:

  • на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч из расчета 5 часов в неделю с 5 по 9 класс. Примерная программа рассчитана на 875 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 90 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. При желании образовательное учреждение за счет школьного компонента может увеличить количество часов на изучение математики в основной школе.

  • на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне отводится не менее 280 часов из расчета 4 часа в неделю. Примерная программа рассчитана на 280 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 30 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий;

  • на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне отводится не менее 420 ч из расчета 6 ч в неделю. При этом учебное время может быть увеличено за счет школьного компонента и доводится до 8 часов в неделю без учета элективных курсов, что соответствует углубленному уровню математического образования. Примерная программа рассчитана на 420 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 50 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Посещение уроков и беседы с учителями с математики показывают, что до сих некоторыми учителями не осознаются изменения в государственном стандарте редакции 2004 года в сравнении со стандартами 1998-1999 годов. Так, минимум содержания обучения математике в основной школе отличается от предыдущего общеобразовательным характером, он ориентирован на интеллектуальное развитие учащихся и на возможности применения математики в повседневной жизни. Конкретные математические знания, приобретаемые учащимися в этом курсе, обеспечивают возможность изучения других предметов и продолжения обучения в любом из профилей старшей школы. Кроме этого в документе более четко определены границы между минимумом содержания образования и требованиями к уровню подготовки выпускников основной и средней школы. Это позволяет обеспечить дифференциацию процесса обучения, при этом общий уровень образования не снижается. В стандарте усилена прикладная, практико-ориентированная направленность стандарта путем включения в требования знаний, умений и навыков, востребованных в повседневной жизни ученика.

Учителя часто обращаются за консультацией по поводу того, что представляет собой учебно-методический комплекс по математике. Учебно-методический комплекс предмета (УМК) представляет собой учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, состоящее из нормативной и учебно-методической документации, спроектированных на основе программно-целевого подхода, средств обучения, средств контроля. УМК разрабатывается на основе проекта образовательного стандарта и образовательной программы по учебному предмету.

Приведем примерный перечень УМК по математике:

  • нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение преподавания учебного предмета «Математика»;

  • программное обеспечение учебного предмета «Математика»;

  • учебно-методическое и дидактическое обеспечение учебного предмета «Математика»;

  • материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «Математика».

  1. Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение преподавания учебного предмета «Математика» обязательно включает в себя следующие документы:

  • Федеральный базисный учебный план. Примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (Приказ МО РФ № 1312 от 09.03.2004 г.);

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) его образования (Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г.);

  • методическое письмо о преподавании учебного предмета «Математика» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта (математика).

Данный перечень может быть дополнен документами регионального, муниципального уровней и локальными актами школы, если такие существуют. Кроме того, рекомендуем включить в данный перечень и методические письма, подготовленные ФИПИ о преподавании математики в текущем учебном году по результатам экзаменов на итоговой государственной аттестации выпускников 9-х и 11-х классов за прошедший учебный год.

  1. Программное обеспечение учебного предмета «Математика».

Под учебной программой подразумевают модель (проект) учебного курса, в которой определено содержание образования и способы организации его усвоения учащимися. Обращаем внимание, что в настоящее время нет типовых учебных программ, утвержденных или рекомендованных МОиН РФ. Существуют программы, соответствующие выбранному учебнику, так называемые авторские программы.

Но обращаем внимание, что в соответствии со статьей 32, п.7 Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». В редакции Федерального закона от 01.12.07 г.

№ 309-ФЗ обозначено, что основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов, установленных соответствующим федеральными государственными образовательными стандартами (п.5). В пункте 5.2 этой же статьи указано, что примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности включают в себя базисный учебный план и примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). Исходя из вышеизложенного, образовательное учреждение должно разрабатывать рабочие программы учебных курсов, опираясь на примерные основные образовательные программы по математике и авторские программы к учебникам. В реальной практике образовательные учреждения опираются на авторские программы к учебникам, и утверждается на школьном уровне только тематическое планирование. При переходе к блочному планированию единого курса «Математика» разработка рабочей программы становится обязательной, так как основные учебники идут отдельно к курсам алгебры и геометрии, соответственно обеспечиваются и разными программами. Рекомендаци

  1. Учебно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания учебного предмета «Математика» обязательновключает:

  • учебные пособия для учащихся (учебники, тетради на печатной основе, справочники, сборники задач и упражнений, пособия для поступающих в вузы, учебная и научно-популярная литература);

  • методические пособия для учителя (стандартные и общие методики, проблемные методические руководства, периодические издания, пособия для контроля образовательных достижений учащихся);

  • электронные пособия (электронные учебники и другие цифровые ресурсы);

  • инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания математического образования);

В данный перечень могут быть также включены:

  • учебные материалыиллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);

  • учебные материалыинструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся);

  • варианты разно уровневых и творческих домашних заданий;

  • материалы внеклассной, проектной и исследовательской работыпо предмету (перечень тем рефератов и исследований по математике, требования к научно-исследовательской работе, рекомендуемая литература).

Выбор учебников и пособийнеобходимо осуществлять в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 24.12. 201 г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе, на 2011/2012 учебный год».

В этих учебниках учтены требования федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Не допускается использование устаревших учебников и пособий, не получивших грифа МОиН РФ. Перечень учебников по математике на 2011/2012 учебный год можно найти на сайте .

Перечень учебников и соответствующих им программ, которые наиболее широко используются в учебном процессе при обучении математике в Кемеровской области, приведены в таблице 1.

Таблица 1

Учебники по математике и соответствующие им программы

п/п

Учебники

Программа

5-6 классы

Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С. и др. «Математика. 5», «Математика. 6» − М.: Мнемозина

Жохов, В. И. Программа. Планирование учебного материала. по математике. 5-6 классы. – М.: Мнемозина, 2009.– 31 с.

Дорофеев Г. В. , Шарыгин И. Ф., Суворова С. Б. и др. «Математика. 5», «Математика. 6» − М.: Просвещение

Программы для общеобразовательных учреждений. МАТЕМАТИКА 5-6 классы./ сост. Т. А. Бурмистрова. – М.: Просвещение,2009. – 157 с. – С. 29-77.

Дорофеев Г. В., Петерсон Л.Г. «Математика 5», «Математика 6» − М.: Ювента.

Дорофеев, Г. В. Программа «Учусь учиться» по математике для 5-6 классов средней школы по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…». – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2007. – 96 с.

Зубарева, И.И. Мордкович А. Г. «Математика 5 кл.», «Математика 6 кл.» − М.: Мнемозина

Зубарева, И.И. Программы: Математика 5-6 кл., Алгебра 7-9 кл., Алгебра и начала анализа 10-11 кл. / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович – М.: Мнемозина, 2009. – с. 62–С. 3-14

Муравин Г. К., Муравина О. В. «Математика». 5 класс, «Математика» 6 класс. − М.: Дрофа.

Муравин, Г. К.«Программа курса математики для 5—11 классов общеобразовательных учреждений» / Г. К. Муравин, О. В. Муравина. – М.: Дрофа, 2009. – с. 157–С. 6-33

Никольский С.М., Потапов М. К., Решетников Н. Н. и др. «Математика 5 класс», «Математика 6 класс», − М.: Просвещение

Программы для общеобразовательных учреждений. МАТЕМАТИКА 5-6 классы./ сост. Т. А. Бурмистрова. – М.: Просвещение,2009. – 157 с. – С. 78-103.

7-9 классы

Алимов Ш.А., Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров «Алгебра 7 класс», «Алгебра 8 класс», «Алгебра 9 класс». – М.: Просвещение

Программы для общеобразовательных учреждений. АЛГЕБРА. 7-9 классы./ сост. Т. А. Бурмистрова. – М.: Просвещение,2008. –с. 255–С. 61-95

Башмаков, М. И. «Алгебра 7 класс», «Алгебра 8 класс», «Алгебра 9 класс». – М.: Просвещение

Программы для общеобразовательных учреждений. АЛГЕБРА. 7-9 классы./ сост. Т. А. Бурмистрова. – М.: Просвещение,2008. – с. 255–С. 218-253.

Дорофеев Г.В., Суворова С. Б., Бунимович Е. А. и др. «Алгебра 7 кл.», «Алгебра 8 кл.», «Алгебра 9 кл.» − М.: Просвещение

Программы для общеобразовательных учреждений. АЛГЕБРА. 7-9 классы./ сост. Т. А. Бурмистрова. – М.: Просвещение,2008. – с. 255С.136-188

Макарычев Ю.Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И. и др. «Алгебра 7 кл.», «Алгебра 8 кл.», «Алгебра 9 кл.» − М.:Просвещение

Программы для общеобразовательных учреждений. АЛГЕБРА. 7-9 классы./ сост. Т. А. Бурмистрова. – М.: Просвещение,2008. – с. 255С.22-60

Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Феоктистов И.Е. «Алгебра. 7 кл», «Алгебра 8 кл.», «Алгебра 9 кл.». Учебники для предпрофильной подготовки − М.: Мнемозина

Феоктистов И. Е. Программы для ОУ. Планирование учебного материала. Алгебра. 7-9 классы. − М.: Мнемозина

Мордкович А. Г. «Алгебра 7 кл.», «Алгебра 8 кл.», «Алгебра 9 кл.» − М.: Мнемозина

Зубарева, И.И. Программы: Математика 5-6 кл., Алгебра 7-9 кл., Алгебра и начала анализа 10-11 кл. / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович – М.: Мнемозина, 2009. – с. 62. – С. 15-44

Муравин К. С. Муравин Г. К., Муравина О. В. «Алгебра. 7 кл», «Алгебра 8 кл.», «Алгебра 9 кл.» − М.:Дрофа.

Муравин, Г. К.«Программа курса математики для 5—11 классов общеобразовательных учреждений» / Г. К. Муравин, О. В. Муравина. – М.: Дрофа, 2009. – с. 159. С. – 34-75

Никольский С.М., Потапов М. К., Решетников Н. Н. и др. «Алгебра 7 кл.», «Алгебра 8 кл.», «Алгебра 9 кл.» − М.: Просвещение

Программы для общеобразовательных учреждений. АЛГЕБРА. 7-9 классы / сост. Т. А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2008. – 253 с. – С. 96-135

Александров А. Д., Вернер А. Л., Рыжик В. И. «Геометрия 7 кл.», «Геометрия 8 кл.», «Геометрия 9 кл.» (углубленное изучение) – М.: Просвещение

Программы для общеобразовательных учреждений. ГЕОМЕТРИЯ. 7-9 классы./ сост. Т. А. Бурмистрова. – М.: Просвещение,2008. – 157 с. – С. 95-111.

Александров А. Д., Вернер А. Л., Рыжик В. И. «Геометрия 7 кл.», «Геометрия 8 кл.», «Геометрия 9 кл.» – М.: Просвещение

Программы для общеобразовательных учреждений. ГЕОМЕТРИЯ. 7-9 классы./ сост. Т. А. Бурмистрова. – М.: Просвещение,2008. – 157 с. – С.79-94.

Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия 7-9 кл. – М.: Просвещение

Программы для общеобразовательных учреждений. ГЕОМЕТРИЯ. 7-9 классы./ сост. Т. А. Бурмистрова. – М.: Просвещение,2008. – 157 с.

Погорелов А.В. Геометрия. 7-9 кл.) – М.: Просвещение

Программы для общеобразовательных учреждений. ГЕОМЕТРИЯ. 7-9 классы./ сост. Т. А. Бурмистрова. – М.: Просвещение,2008. – 157 с. – С.43-78

Смирнова И. М., Смирнов В. А. Геометрия.7 класс – М.: Мнемозина

Смирнова И. М. Программы, тематическое планирование, дидактические материалы по геометрии. [Текст]: Методическое пособие / И. М. Смирнова, В. А. Смирнов -М.: Просвещение, 2009.

10-11 классы

Алимов Ш. А., Колягин Ю. М., Ткачева М. В. и др. «Алгебра и начала математического анализа» (базовый уровень) – М.: Просвещение

Программы для общеобразовательных учреждений. АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. 10-11 классы./ сост. Т. А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2009. – 159 с.

Башмаков М. И. «Математика 10 кл.», «Математика. 11 кл.» (базовый уровень) – М.: Издательский центр «Академия»

Башмаков М. И. Математика: программа для 10-11 классов (базовый уровень) – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 16 с.

Виленкин Н. Я., Ивашев-Мусатов О. С, Шварцбурд С. И. «Алгебра и начала математического анализа. 10 кл.», «Алгебра и начала математического анализа. 11 кл.» (профильный уровень) – М.: Просвещение

Программы для общеобразовательных учреждений. АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. 10-11 классы./ сост. Т. А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2009. – 159 с. – С..

Колмогоров, А. Н. Алгебра и начала математического анализа. 10-11. (базовый уровень) Учебник для общеобразовательных учреждений. / Колмогоров А.Н., Абрамов A.M., Дудницын Ю.П. и др. – М.: Просвещение

Программы для общеобразовательных учреждений. АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. 10-11 классы./ сост. Т. А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2009. – 159 с. – С. 31-48.

Колягин Ю. М., Ткачева М. В., Федорова Н. Е. и др., под ред. Жижченко А. Б. «Алгебра и начала математического анализа. 10 кл.», «Алгебра и начала математического анализа. 11 кл.».(базовый и профильный уровни) – М.: Просвещение

Программы для общеобразовательных учреждений. АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. 10-11 классы./ сост. Т. А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2009. – 159 с. – С. 49-84.

Колягин Ю. М., Сидоров Ю. В., Ткачева М. В., и др. «Алгебра и начала математического анализа. 10 кл.», «Алгебра и начала математического анализа. 11 кл.».( профильный уровнь) – М.:Мнемозина

Примерное распределение времени на изучение в 10-11 классах различных тем приводятся в пособии Федорова Н.Б., Ткачева М.В. «Алгебра и начала анализа». 10-11 кл.: Методические рекомендации для учителя – М.: Мнемозина




  1. Похожие документы:

    1. Особенности организации учебного процесса в 2012-2013 учебном году

      Закон
      ... учебных планов для 1-11 классов общеобразовательныхучрежденийКемеровской области на 2011-2012 учебныйгод (актуально и в 2012-2013учебномгоду ... методики преподаванияучебныхпредметов при одновременном использовании дополнительных учебных, ...
    2. Города красноярска людмилы петровны юдиной за 2010-2011 год

      Публичный отчет
      ... учебногогода. Качество преподавания Задача повышения качества преподавания ... Кемеровской ... общеобразовательнымучреждением, ... предметы: русский язык; математика; история; обществознание; физика; химия; биология; география Впервые в этом учебномгоду ...
    3. Основной общеобразовательной школы № 17

      Пояснительная записка
      ... общеобразовательноеучреждение основная общеобразовательная ... годам обучения) (таблица 2). Таблица 1. Учебный план урочной деятельности Предметная область Учебныйпредмет ... Учебныйпредмет «Математика» ... преподаванииучебных ... Кемеровской обл ... 2013 уч.г. 2013 ...
    4. Доклад «о реализации национальной образовательной инициативы «наша новая школа» в 2011 году» москва март 2012 года

      Доклад
      ... преподавания» (лидеры и аутсайдеры), % Удовлетворенность качеством преподавания ... Вологодской, Кемеровской, Костромской, ... предметам (математике ... общеобразовательныхучреждений на 2011–2012 учебныйгод, утвержденный решением Совета ректоров высших учебных ...
    5. О состоянии и результатах деятельности мбоу «средняя общеобразовательная школа № 2»

      Автореферат диссертации
      ... общеобразовательногоучреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» г.Топки Кемеровской области: директором школы О.Л.Картышовой, заместителями директора по учебно ...

    Другие похожие документы..