Главная > Документ


Токсеитова А.С.

Семипалатинский государственный университет имени Шакарима

Влияние всемирного экономического кризиса на социальную

сферу Республики Казахстан.

Нынешний мировой экономический кризис оказался крупнейшим, глубоким и системным. Впервые за многие десятилетия во всех развитых экономиках мира произошло одновременное падение ВВП. Причиной текущего кризиса стали дисбалансы мировой экономики, приведшие к провалу сложившейся финансовой системы. По мнению экспертов и аналитиков, к странам, на которые кризис оказал самое сильное отрицательное воздействие, относится большинство государств СНГ. В свою очередь, среди них одним из первых его негативное влияние ощутил Казахстан.

Темпы экономического роста снизились с 8,5% в 2007 году до 3% в 2008. За январь-март 2009 года ВВП Казахстана сократился на 2,2%. В целом, в нынешнем году страну, скорее всего, ждет его нулевая динамика. Официальный прогноз Национального банка по темпам роста ВВП страны в 2009 году составляет 0 – 1%. Как следует из «Информационно-аналитического обзора экономики Казахстана» за май 2009 года, «снижение производства в большинстве отраслей (промышленность, строительство, транспорт, торговля) и замедление роста в сельском хозяйстве и связи может привести к дальнейшему ухудшению состояния ВВП».

По данным исследования в социальной сфере в текущий момент сохраняется относительно стабильная обстановка. Экономический кризис хоть и сказался на самоощущении граждан страны, но к существенным колебаниям общественного настроения не привел. Казахстанцы в своем большинстве сохраняют положительную оценку в восприятии собственных жизненных условий. Как и прежде доминирующим настроением в обществе является надежда на улучшение ситуации. Около 60% населения живут с ожиданием позитивных изменений в будущем. В то же время, по сравнению с 2004 и 2005 годами, у людей заметно снизилась уверенность в завтрашнем дне: сейчас только десятая часть населения твердо верит в улучшение жизни (в 2005 - каждый пятый). Взамен наблюдается усиление чувства тревожности граждан страны относительно дальнейших перспектив. По последним данным, сейчас доля сомневающихся в своем будущем респондентов составляет 21% против 15% в 2005 году.

Правительством Казахстана принят План совместных действий по стабилизации экономики и финансовой системы. Было заявлено, что его главной целью является смягчение негативных последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечение необходимой основы для будущего качественного экономического роста. План выделяет пять основных направлений: стабилизация финансового сектора; решение проблем на рынке недвижимости; поддержка малого и среднего бизнеса, развитие агропромышленного комплекса и реализация индустриальных и инфраструктурных проектов.

Послание лидера страны народу ";Через кризис к обновлению и развитию"; призвано стать руководящим планом вступления нашей республики в новый, посткризисный этап. Сегодня перед нами стоят большие задачи по преодолению последствий кризиса и подготовке последующего экономического роста. Одна из важнейших приоритетов, определенных в Послании – забота о благополучии населения, рынке труда и достаточности рабочих мест.

Особую социальную нагрузку антикризисных мер в Казахстане приобрела программа «Дорожная карта». Этот комплексный план нацелен на преодоление последствий спада в промышленности и включает бюджетные ассигнования в развитие дорожного строительства, социальной сферы и ЖКХ. При этом действует система массового переобучения и переподготовки кадров.

По инвестиционным направлениям «дорожной карты», в частности по жилищно-коммунальному хозяйству, утеплению больниц и школ, реконструкции дорог планируется создать 278,5 тыс. рабочих мест, при этом необходимый объем финансирования составит 170 млрд. тенге. 5,5 млрд. тенге дополнительно выделяется на создание более 61 тыс. социальных рабочих мест, а 3,1 млрд. тенге - для прохождения практики молодежью на 34,5 тыс. рабочих местах. Финансирование этих двух направлений пойдет из средств республиканского бюджета. Среднемесячная номинальная заработная плата работников, занятых во всех видах экономической деятельности за январь 2009 года составила 49870 тенге и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2008 года на 12,2%. Выше, чем в среднем по Восточно-Казахстанской области отмечен рост среднемесячной заработной платы в здравоохранении и социальных услугах – на 26,4%, в торговле; ремонте автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования – на 21,8%, в сельском хозяйстве, охоте и лесоводстве – на 19,5%, в образовании – на 16,6%, в предоставлении коммунальных, социальных и персональных услуг – на 16,4%, в государственном управлении – на 12,3%. В реальном выражении среднемесячная номинальная заработная плата увеличилась на 3,8%. Уровень номинальной заработной платы превысил величину прожиточного минимума (11491 тенге) в 4,3 раза, минимальный размер оплаты труда (13470 тенге) – в 3,7 раза.

Казахстан не только разрабатывает, внедряет социальные проекты, но и стремительно идет к цели. Системный характер работы, консультации НПО по разработке законов и нормативных актов в различных отраслях, мобилизация потенциала профильных объединений для решения общественно значимых проблем - все это широко и системно практикуется центральными органами власти в основе такого партнёрства лежит Концепция развития гражданского общества на 2006-2011 гг., утвержденная главой государства. Учитывая опасные тенденции мирового кризиса, национальная экономика Казахстана была переориентирована на социальную поддержку и защиту, благодаря чему в стране удалось создать 250 тысяч дополнительных рабочих мест. Эффективные антикризисные меры в стране позволили снизить уровень инфляции (по сравнению с 2008 годом), который составил в октябре 2009 г. 7,6 %.

Индекс потребительских цен в октябре 2009г. по сравнению с предыдущим месяцем составил 100,4%.

  1. индекс цен на продовольственные товары составил 100%;

  2. цены на непродовольственные товары выросли на 0,4%;

  3. платные услуги подорожали на 0,9%.

За период с начала года (октябрь 2009г. по сравнению с декабрем 2008г.) цены и тарифы на потребительские товары и услуги увеличились на 5,1%, продовольственные товары – на 2,4%, непродовольственные – на 7,4% и платные услуги – на 6,7%.

Для выхода из кризисной ситуации и подъема производства необходимо активное участие государства. Необходимо поощрять отечественного производителя. Наши организации и предприятия сейчас душат огромными налогами, из-за чего, и увеличиваются издержки на производство – что вынуждает предприятий сокращать численность своего персонала. Проблему отсутствия научно-технических достижений можно решить путем активного финансирования в области научных разработок.

Для того чтобы сохранить стабильность финансовой системы, Правительство предоставило дополнительную ликвидность банкам. Была увеличена сумма гарантированного возмещения по вкладам физических лиц с 700 тыс. до 5 млн. тг. Государство помогло снизить риски банковского сектора, связанные с внешним заимствованием.

Для сохранения деловой активности в стране Правительство оказало беспрецедентную финансовую поддержку субъектам малого и среднего бизнеса в объеме 275 млрд. тг. Введен в действие новый Налоговый кодекс, значительно снизивший ставки по основным налогам. По сравнению с прошлым годом корпоративный подоходный налог в 2009 году снижен на 1/3 и составляет 20%. Ставка НДС снижена до 12%. Вместо регрессивной шкалы ставок социального налога введена единая ставка в размере 11%.

На развитие агропромышленного комплекса было выделено 280 млрд. тг, реализацию инфраструктуры – 120 млрд. тг.

Как и было запланировано, в 2010 году зарплата бюджетников и стипендии будут увеличены на 25 %, а в 2011 году – еще на 30%.

Средний размер пенсий будет увеличен в 2010 году на 25%, в 2011 – 30%. При этом к 2011 и году размер базовых пенсионных выплат возрастет до 50% от размера прожиточного минимума.

Для обеспечения региональной занятости и переподготовки кадров Правительство выделит не менее 140 млрд. тг. Для тех, кто потеряет работу, будут созданы рабочие места, будут обеспечены работой как минимум 350 тыс. казахстанцев.

По оценкам Правительства, экспортная специализация позволит создать более 500 тыс. рабочих мести обеспечит около 8% дополнительного прироста ВВП.

В целом в экономику страны в антикризисных целях направлено свыше 2 триллионов 700 млрд. тг. Антикризисные меры, предпринимаемые Правительством Казахстана, дают положительные результаты благодаря стабильности и финансированию.

Устинова Т.А., Бекмухаметова Т.М., Зенкович К.У.

Семипалатинский государственный университет имени Шакарима

Социальный портрет современного предпринимателя

Предприниматель – это человек, обслуживающий процесс предпринимательства, является ключевой фигурой, объединяющей экономические интересы всех субъектов в процессе предпринимательства. Изучение предпринимателя как хозяйственного субъекта связано с общим представлением о человеке и с концепцией социума. Концентрированное выражение наиболее характерных черт человеческого поведения в процессе повседневной рыночной деятельности.

В постсоветском массовом сознании предпринимательство первоначально отождествлялось исключительно с воровством, коррупцией, мошенничеством, социальным паразитизмом. Однако в последней трети 90-х годов ХХ века произошел перелом. Социологические исследования, что хотя казахстанское общество все еще считает исключением ";честного бизнесмена";, бизнес уже не отождествляется с бездельем, паразитизмом, эксплуатацией чужого труда. Степень общественного доверия к предпринимателям сегодня значительно выше, чем к чиновникам и сотрудникам правоохранительных органов. Более того, в предпринимательскую деятельность Казахстана начала ХХ века вовлечена достаточно значительная часть населения.

Можно сказать, что облик типичного предпринимателя это в некотором смысле – человек будущего, это «гражданин гражданского общества», построением которого мы сегодня озабочены.

Составление социального портрета предпринимателя представляется возможным осуществить с помощью анализа многочисленных публикаций, посвященных этой теме и материалов социологических исследований.

Некоторые авторы склонны причислять предпринимателей к представителям «особой группы, имеющей свои ценности», что представляется не вполне правомерным. Приведенные различными авторами характеристики предпринимателя многообразны и некоторые из них несут одинаковую смысловую нагрузку. Поэтому для удобства анализа необходимо их каким-то образом сгруппировать.

Во-первых, необходимо указать, что практически любая литература по предпринимательству обращает внимание на некоторый особый «дух предпринимательства», который в наибольшей степени связан с их выраженной склонностью к лидерству.

К характеристикам лидерства относят такие черты, как стремление к самостоятельности, автономности, независимости, к достижениям в трудовой деятельности, к карьере и власти, а также решительность и уверенность в себе. При этом отмечают также и особые деловые качества – «особую энергетику» предпринимателя: это, несомненно, инициативность и предприимчивость, деловая активность, умение действовать в условиях недостатка информации (авторы называю это особым «чутьем», которое вырабатывается в самом процессе предпринимательской деятельности), настойчивость и умение брать ответственность на себя.

Особые интеллектуальные способности предпринимателя характеризуются таким образом: гибкость мышления и аналитический склад ума, умение думать, генерировать идеи, в том числе коммерческие, это творчески мыслящий человек, обладающий смекалкой и широтой мировоззрения, умеющий находить нестандартные решения.

Как предрасположенность к предпринимательской деятельности отмечаются также и особые психологические характеристики личности: восприимчивость к переменам, склонность к новаторству, инновациям, риску и одновременную устойчивость к стрессам.

И последнюю группу особых качеств предпринимателя составляют так называемые коммуникативные способности, к ним относят: умение понимать людей и выстраивать с ними взаимоотношения, то есть быть коммуникативным, умение подбирать себе компаньонов и исполнителей и также выстраивать отношения в интересах дела. Некоторые авторы указывают также на важность такой поведенческой характеристики, как агрессия, другие же, напротив, считают характерным стремление к сотрудничеству.

Экономические характеристики: стремление к умножению богатства, к инновациям и их осуществлению, действия по соединению материальных и денежных средств, а также труда с целью возрастания их совокупной стоимости.

Социальные характеристики: инициативность, организаторский талант, включая умение осуществлять организацию и реорганизацию социально-экономических механизмов, готовность рисковать.

И психологические характеристики: присутствие творческого начала и стремление к новизне, к самостоятельности, желание чего-либо добиться или достигнуть.

Предприниматель по-западному – это новатор, реформатор и революционер в способах производства. Главное отличие отечественного и зарубежного предпринимателя может состоять в том, что стремление к умножению богатства не является главной целью деятельности. И это можно увидеть, анализируя значимость для отечественного предпринимателя тех или иных ценностей.

С развитием предпринимательства многие связывают надежды на улучшение в стране: предпринимательство возродит нашу экономику и приведет к изобилию товаров и услуг. Это позволяет говорить о переломе в сознании людей: предпринимательству стали доверять.

Хотя предпринимательство все больше набирает силу, тем не менее, оно сталкивается с немалыми трудностями и нуждается в поддержке со стороны органов власти и управления.

Большое значение имеют социально-психологические мотивы предпринимательской деятельности. Какими же мотивами руководствуется предприниматель в своей деятельности, зачем он ею занимается, и что от нее ожидает получить? При ответе на этот вопрос необходимо учитывать две точки зрения: мнение предпринимателей о самих себе и взгляд со стороны, т.е. непредпринимателей.

Сами предприниматели основными целями бизнеса считают реализацию своих творческих способностей, экономическую свободу и укрепление национальной экономики. Лишь 7% предпринимателей отмечают обогащение в качестве цели. Эти данные говорят о том, что деньги отнюдь не самоцель для предпринимателей, хотя и выступают важным мотивом их деловой активности. Более всего эти люди стремятся обрести материальную и моральную независимость от государства. Одной из составляющих независимости является для них достойный уровень жизни.

Однако большинство ";непредпринимателей"; считают, что основной целью предпринимательства является обогащение, в то время как реализацию творческих способностей отмечают лишь 7%. Таким образом, они считают предпринимателей людьми, которых волнует прежде всего собственное материальное благополучие, все же остальные цели у них остаются на втором плане. Но при оценке самих себя, отвечая на вопрос о том, какая цель была бы главной для них, если бы они были предпринимателями, значительно меньшее число из них отмечают цель обогащения и большее – такие цели, как реализация своих творческих способностей, укрепление национальной экономики, рост материального благополучия народа.

В целом, образ бизнесмена в сознании людей – это образ эгоистичного человека, стремящегося исключительно к собственной выгоде и накоплению богатств, ";делающего деньги"; ради денег.

Интересно отметить, что имеются отличия в оценках тех или иных ценностей в отношении их значимости у самих предпринимателей и у населения.

Население считает, что для предпринимателей наиболее значимыми должны быть ";деньги";. На первом же месте для предпринимателей выступает ";иметь надежных друзей";.

Все вышеназванные черты характера, трактуемые как отличительные особенности предпринимателя, в сущности, могут считаться присущими любому человеческому существу. Речь может идти лишь о степени их развитости, в том числе о стремлении к лидерству. Более внимательное их прочтение позволяет увидеть, что практически любое качество может, если не должно быть - развито. Исключения могут составлять либо особые характеристики психологической структуры личности (в частности, ярко выраженные интраверты теоретически менее склонны к участию в предпринимательской деятельности), либо какие-то аномалии, имеющие органическую природу.

В малом и среднем бизнесе сегодня занято около четверти экономически активного населения, а в крупных городах Казахстана этот показатель приближается к 40%.

Ситуация с малым и средним бизнесом в Казахстане улучшилась как с точки зрения факторов роста, так и в отношении оценки социально-политической обстановки в республике. Предпринимательство в Казахстане вышло сегодня на массовый уровень. Об этом говорит, в частности то, что с 2001 по 2009 год в организационно-правовой структуре малого бизнеса доля юридических лиц сократилась в 1,8 раза, в то время как доля индивидуальных предпринимателей увеличилась в 1,4 раза. При этом объем выпускаемой субъектами малого бизнеса продукции возрос почти в 4 раза. Однако коренным образом изменился имидж предпринимателя среди широких слоев населения. Отношение общества к бизнесу существенно улучшилось. В массовом сознании перестали доминировать стереотипы «предприниматель – это спекулянт», «бизнес не бывает человечным». У рядовых казахстанцев исчезла широко бытовавшая в начале рыночных реформ антипатия к предпринимателям.

Примечательно то, что у малого бизнеса в нашей стране женское лицо. Более 60% предпринимателей составляют представительницы женского пола. Предприниматели в подавляющем большинстве (более 50%) – это люди в возрасте старше 40 лет и 3/4 всех предпринимателей имеют либо высшее, либо средне-специальное образование. Таков портрет современно казахстанского предпринимателя.

Предпринимательство органично вплелось в социальную ткань казахстанского общества. Об этом говорит то, что социально-демографический портрет казахстанского малого бизнеса в значительной степени воспроизводит социально-демографическую структуру населения.

По доле малого бизнеса в общем числе субъектов предпринимательства Казахстан сравнялся с развитыми странами, однако по показателям эффективности малого предпринимательства все еще значительно отстает. Это обусловлено как объективными причинами исторического, геополитического, макроэкономического характера, так и факторами законодательства, государственной политики, правоприменительной практики, местного администрирования. Не последнюю роль играет здесь и сложившиеся стереотипы массового сознания.

В среде малого бизнеса стойко доминирует имеющий под собой реальные основания стереотип, согласно которому принципы и установки государственной политики искажаются, а нередко и игнорируются на местном уровне.

Предприниматели, особенно в малых городах и селах, продолжают постоянно испытывать на себе произвол местных чиновников. Показательно в связи с этим специальное изучение категории предпринимателей, вынужденных прекратить или намеренных прервать свой бизнес. Основными причинами этого являются факторы конкурентной среды и внутреннего развития бизнеса. Однако, 18% из числа тех, кто решил закрыть свое дело, в качестве основной причины назвали давление и вымогательство со стороны местных контролирующих и регулирующих органов.

Предприниматели высоко оценивают проведенную налоговую реформу, однако в значительной своей части убеждены, что реформа не повлияла на практику налогового администрирования.

В рейтинге проблем бизнеса предприниматели на первое место ставят недостаток финансовых ресурсов. В качестве наиболее важной проблемы отмечают нехватку собственных финансовых средств и трудности с получением кредитов.

В то же время, предприниматели высоко оценивают работу государства в период мирового финансового кризиса. Но вновь благие намерения на деле оказались еще одним препятствием на пути развития. Существует немало фактов искажения принципов государственной поддержки предпринимательства банками второго уровня. В предпринимательской среде сложился стереотип, что местные отделения банков стали более коррумпированными, чем госорганы. Банки отказываются вести государственные программы и навязывают свои условия предпринимателям.

Особое внимание хотелось бы обратить на возникающий потенциал сознательного отказа от государственной поддержки. Это связано с тем, что в самом начале участия или даже на подступах к участию в государственных программах предприниматели становятся объектом повышенного внимания государственных контролирующих органов, непрерывных проверок с их стороны.

Подавляющее большинство предпринимателей высоко оценивает планы Фонда развития предпринимательства «Даму» по организации Центров поддержки предпринимательства (ЦПП). В то же время они убеждены, что для того, чтобы стать эффективными и полезными, ЦПП должны сосредоточиться не на просветительстве, а на оказании реальной помощи предпринимателям в решении конкретных проблем. Рекомендации, консультации ЦПП должны иметь вес, чтобы предприниматели могли их использовать как аргументы в возможных спорах с налоговыми и иными государственными органами.

Предпринимательская деятельность, как уже можно было понять, труд весьма нелегкий, требующий мобилизации всех человеческих способностей и усилий. Вообще именно деятельностный компонент наиболее важен в предпринимательстве, который к тому же приобретает иное смысловое содержание. Ранее труд фактически провозглашался ради самого труда, был в сущности ";бескорыстным"; и направленным на удовлетворение в первую очередь общественных интересов. Предпринимательский труд в первую очередь направлен на удовлетворение личных интересов. Но ";думая о собственной выгоде, предприниматель неизменно решает задачи общественного развития";, ибо само ";служение обществу приносит прибыль";. И сама перемена направленности деятельности делает предпринимательский труд привлекательным.

Можно сказать, что облик типичного предпринимателя это в некотором смысле человек будущего, это ";гражданин гражданского общества";, построением которого мы сегодня также озабочены, что это – ";элемент будущего в настоящем";. И такое оценивание представляется более правомерным, чем утверждение, что предприниматели – это представители особой группы.

В целом, при всех трудностях и проблемах, казахстанский малый и средний бизнес настроен позитивно. Предприниматель еще не занял достойного места в нашем социуме, но уже сегодня казахстанский бизнес сосредоточил в своих рядах наиболее активную и динамичную часть общества.

Список литературы.

  1. Пресс-релиз от 10.02.2010 г. http://www.samruk-kazyna.kz/

  2. Ольга Веселова Бизнес становится массовым http://www.kapital.kz/delo/5026-biznes-stanovitsya-massovym.html

  3. Голубев А.В. Социальный портрет современного предпринимателя /

  4. Зубов Андрей Портрет предпринимателя http://sim.kz/

  5. Гуревич Леонид О феномене постсоветской бизнес-элиты http://www.bisam.kz/ articles/e32002.html

  6. Шерова Н. Формирование человеческого капитала в секторе образования http://www.kisi.kz/

Абанова М.Н., Кажиев Х.Ж..

Семипалатинский государственный университет имени Шакарима



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Қазақстан республикасының білім және ғылым министрлігі (7)

    Лекция
    ... контроль 7 5 Талдыкорган, 2011 ҚазақстанРеспубликасының білім және ғылымминистрлігі Ө.А.ЖОЛДАСБЕКОВ АТЫНДАҒЫ ЭКОНОМИКА ЖӘНЕ ҚҰҚЫҚ АКАДЕМИЯСЫ Министерство образования и науки ...
  2. Қазақстан республикасының білім және ғылым министрлігі (5)

    Диссертация
    ҚазақстанРеспубликасының Білім және ғылымминистрлігі Қ.Жұбанов атындағы Ақтөбе Мемлекеттік университеті Ә ... іру көкейкесті мәселеге айналып отыр. ҚазақстанРеспубликасының мемлекеттік болмысын қалыптастыру, оның егеменд ...
  3. Қазақстан республикасының білім және ғылым министрлігі

    Учебно-методический комплекс
    ... , Алматы, «Аруна», 2004г. ҚазақстанРеспубликасының білім және ғылымминистрлігі Ө.А.ЖОЛДАСБЕКОВ АТЫНДАҒЫ ЭКОНОМИКА ЖӘНЕ ҚҰҚЫҚ АКАДЕМИЯСЫ Министерство образования и науки ...
  4. Қазақстан республикасының білім және ғылым министрлігі (4)

    Учебно-методический комплекс
    ... обыденного. Алматы, 2005г. ҚазақстанРеспубликасының білім және ғылымминистрлігі Ө.А.ЖОЛДАСБЕКОВ АТЫНДАҒЫ ЭКОНОМИКА ЖӘНЕ ҚҰҚЫҚ АКАДЕМИЯСЫ Министерство образования и науки ...
  5. Қазақстан республикасының білім және ғылым министрлігі (2)

    Учебно-методический комплекс
    ... -М; Весь мир, 2001г. ҚазақстанРеспубликасының білім және ғылымминистрлігі Ө.А.ЖОЛДАСБЕКОВ АТЫНДАҒЫ ЭКОНОМИКА ЖӘНЕ ҚҰҚЫҚ АКАДЕМИЯСЫ Министерство образования и науки ...

Другие похожие документы..