Главная > Документ


Таблица 1- Эволюция термина «предприниматель»

Таким образом, рассмотрев все исторические определения предпринимательства, можно прийти к логическому аспекту и выявить основные составляющие этого понятия: инициатива, риск, ответственность, планирование, организация, контроль, свобода распоряжения средствами, поиск новых решений. Категория предпринимательство ассоциируется с рядом других понятий – таких, как «бизнес», «дело», «предприятие», «предприимчивость». Бизнес – это «экономическая деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по извлечению природных благ, производству или приобретению и продаже товаров или оказанию услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций». Так, в зарубежной теории предпринимательство («enterpreneurship») рассматривается как процесс создания нового бизнеса, удовлетворяющего определенные потребности в продуктах или услугах на базе использования имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов. В последнее время предпринимательство ставится в один ряд с основными факторами производства. В Энциклопедическом словаре предпринимателя понятие «предпринимательство» трактуется как «инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени и под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультативную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами».

Предпринимательство в рыночной экономике выполняет следующие функции: общеэкономическую, ресурсную, творческо-поисковую, социальную и организаторскую.

В результате, к важнейшим чертам предпринимательства следует отнести:

- самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, в рамках правовых норм;

- экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства – получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует достижению общественного интереса;

- хозяйственный риск и ответственность. При любых самых выверенных расчетах неопределенность, риск остаются.

Перечисленные важнейшие признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно.

Для формирования предпринимательства необходимы определенные условия: экономические, социальные и правовые. Экономические условия – это в первую очередь предложения товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые они могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, то есть на их возможности приобретения товаров. Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Прежде всего, это стремление покупателей приобретать товар, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах эти потребности меняются. Существенную роль играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально- культурной среды. Эти нормы оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и посредством этого – на спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение отдельного индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к величине заработной платы, к условиям труда, предлагаемым бизнесом. Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий. Это в первую очередь наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства: упрощенная и ускоренная процедура открытия и регистрации предприятий; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности.

Для характеристики предпринимательства как экономической категории необходимо раскрыть его субъекты и объекты. Субъектами предпринимательства могут быть как частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производств), так и объединения партнеров. Объект предпринимательства – наиболее эффективная комбинация факторов производства для максимизации дохода.

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: по срокам существования, по виду, по темпам роста, по формам собственности и другие.

По срокам существования можно разделить на новые и уже существующие предприятия. По темпам роста и уровню прибыльности есть медленно- и быстрорастущие предприятия, низкорентабельные и высокорентабельные, медленно-наращивающие темпы развития, низкорисковые и высокорисковые. По виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, финансовую и консультативную. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе. Эта классификация связана с типовыми фазами воспроизводственного цикла (производство – обмен – распределение – потребление). Производственное предпринимательство можно назвать ведущим видом предпринимательства. Здесь осуществляется производство продукции, товаров, работ, оказание услуги, создаются определенные духовные ценности. Наибольшее развитие получило коммерческое предпринимательство. Оно характеризуется операциями и сделками по купле – продаже товаров и услуг. Если производственная деятельность обеспечивает, как правило, 10-20% рентабельности предприятия, то коммерческое – 20-30%, а нередко и выше. Особенным видом предпринимательской деятельности является финансовая. Его сфера – обращение, обмен стоимостей. Финансовая деятельность проникает и в производственную, и в коммерческую. Однако она может быть и самостоятельной: банковское, страховое дело.

По признакам законности существует законное, незаконное и лжепредпринимательство.

В зависимости от распределения деятельности на различных территориях: местное, региональное, национальное, международное, мировое.

По количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной.

По формам собственности имущество предприятия может быть частным, государственным, муниципальным, а также находится в собственности общественных объединений.

Формы предпринимательства, в свою очередь, можно разделить на организационно-правовые и организационно-экономические. В числе организационно-правовых форм – товарищества, общества, кооперативы. Товарищество представляет собой объединение лиц, созданное для осуществления предпринимательской деятельности. Участники товарищества подразделяются на две группы: полные товарищи (товарищество с неограниченной ответственностью) и коммандитные товарищи (товарищество с ограниченной ответственностью). Общества создаются по соглашению не менее двух граждан либо юридических лиц путем объединения их вкладов (как в денежной, так и в натуральной форме) в целях осуществления хозяйственной деятельности. Наиболее распространенными являются акционерные общества. Предприятие, созданное группой лиц для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, называется кооперативным. Обязательным в кооперативе является личное трудовое и иное участие его членов в деятельности кооператива, а также объединение его участниками имущественных паевых взносов.

К основным организационно-экономическим формам предпринимательства можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы. Концерны – это многоотраслевое акционерное общество, контролирующее предприятия через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними. Ассоциации – мягкая форма добровольного объединения экономически самостоятельных предприятий, организаций, которые одновременно могут входить в другие образования. Консорциум – это объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции (например, осуществление значительных инвестиций в крупный промышленный проект). Синдикат – объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции между ними. Картель – это соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем объеме производства. Новой организационно-экономической формой предпринимательства служат финансово-промышленные группы (ФПГ). Они представляют собой объединение промышленного, банковского, страхового и торгового капиталов, а также интеллектуального потенциала предприятий и организаций.

Также предпринимательская деятельность классифицируется по размерам на большие корпорации, малые и средние фирмы. Существует разграничение субъектов предпринимательства по следующей градации:

- микро-бизнес – предприятия численностью до 10 человек;

- малый бизнес – предприятия численностью до 50 человек;

- средний бизнес – предприятия общей численностью от 51 до 200 человек;

- крупный бизнес – предприятия общей численностью от 200 человек и выше.

Таким образом, рассмотренные формы и виды предпринимательской деятельности свидетельствуют о том, что предпринимательство – одна из главных составляющих рыночной экономики.

Кажиева Ж.Х.

СГУ имени Шакарима, г. Семей

Салимбетова Ж.Х.

Казахский Экономический университет им. Рыскулова

Проблема продовольственной самообеспеченности

Восточно-казахстанского региона

В настоящее время в Казахстане, несмотря на увеличение физической доступности продовольствия, в связи с существенным ростом цен на сельскохозяйственное сырье и продукты его переработки произошло уменьшение его экономической доступности, потребление основных продуктов питания не соответствует физиологическим нормам, удельный вес импортного продовольствия в общем объеме потребления на 37 % превышает рекомендованный Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН пороговый уровень продовольственной безопасности.

При решении проблемы обеспечения национальной продовольственной безопасности серьезного внимания заслуживают вопросы самообеспечения страны основными видами продуктов питания.

Самообеспечение продовольствием означает удовлетворение потребности в нем, прежде всего путем внутренних поставок при минимальной зависимости от внешней торговли. Для достижения самообеспеченности, характеризующей уровень физической доступности продовольствия, необходимо осуществлять производство качественной продукции в объемах, позволяющих удовлетворить потребность населения в ней на пороговом уровне по ценам, гарантирующим доступность большинства продуктов для всех социальных групп населения на всей территории республики.

Пищевую и перерабатывающую отрасль области представляют 879 предприятий, где преобладают мелкие и средние предприятия, к числу крупных относятся 30 производств.  Объем производства пищевых продуктов в целом по области, включая напитки, достигает 50,6 млрд. тенге, индекс физического объема составил 102%. 

В настоящее время развитие предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности осуществляется за счет привлечения  инвестиций. Перерабатывающими предприятиями области освоено около 2,0 млрд. тенге инвестиций, в том числе из средств областного бюджета 260,0 млн. тенге, банков второго уровня 1335,0 млн. тенге и  из регионального фонда предпринимательства «Даму-Регионы» - 455,0 млн. тенге.

Развитие отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности осуществляется по следующим основным направлениям:

 развитие перерабатывающих производств в упраздненных районных центрах.

 внедрение в производство инновационных технологий.

 формирование кластерного подхода при производстве и переработке сельхозпродукции.

В упраздненных районных центрах за счет средств областного бюджета предусмотрено открыть 4 убойных цеха для промышленного забоя скота: в селе Катон-Карагай Катон-Карагайского района, в селе Теректы Курчумского района, в селе Бозанбай Уланского района, в селе Акшокы Урджарского района. В селе Самарское Кокпектинского района запланировано проведение реконструкции и модернизации  мукомольного цеха. Для повышения конкурентоспособности своей продукции на молочном заводе ТОО «Исток-1» Шемонаихинского района проводится внедрение инновационных технологий по производству молочной продукции с длительным сроком хранения. В Катон-Карагайском районе создается кластерное предприятие по производству и первичной переработке продукции пчеловодства.

Восемь перерабатывающих предприятий области сертифицированы по системе менеджмента качества в соответствии с ИСО серии 9000. В настоящее время 18 предприятий находятся на стадии разработки и внедрения системы менеджмента качества продукции. В области реализуется  прорывной проект по производству молочных продуктов «Создание вертикально-интегрированной структуры по производству сельскохозяйственной продукции, ее переработки»  (реконструкция Усть-Каменогорского гормолзавода). Осуществлением данного проекта занимаются Алматинская фирма «Raimbek Voctok» и Усть-Каменогорская фирма ТОО «Восток-Молоко». Проект предусматривает проведение технического переоснащения молокозавода в г. Усть-Каменогорске, открытие цеха по производству упаковки молочных продуктов. В результате реализации проекта будет дополнительно производиться до 10 тонн молочной продукции в сутки. В целом имеющиеся мощности в действующих  перерабатывающих предприятиях позволяют комплексно переработать всю производимую сельскохозяйственную продукцию области.

Для обеспечения стабильности цен на продовольственные товары в области принимаются следующие меры:

 для стабилизации цен на муку и хлеб в области сформирован областной стабилизационный фонд зерна, заключен меморандум с предприятиями  Кустанайской и Акмолинской областями о закупках  зерна, подписаны меморандумы с  крупными мукомольными предприятиями и хлебопеками области о формировании единой цены на пшеничный хлеб;

 для стабилизации цен на мясо заключены договора между акимами городов Усть-Каменогорск, Семей и акимами близлежащих районов по поставкам мяса в торговую сеть областного центра и г.Семей по фиксированным ценам;

 в целях насыщения внутреннего рынка молоком и молочной продукцией и сдерживания цен на них заключен меморандум между производителями молока и предприятиями перерабатывающей промышленности о формировании ценового уровня на закупку сырого молока и реализацию молочной продукции в торговую сеть.

  Тем не менее, как в области, так и в целом по республике существуют проблемы с экономической доступностью продовольствия. Экономическая доступность продовольствия определяется как возможность приобретения населением продовольственных товаров при сложившемся уровне цен и доходов в размерах, заложенных в минимальной потребительской корзине.

В начале 2008 г. уровень экономической доступности продовольствия для малоимущих слоев населения республики составил 93,1 %, для малообеспеченных пенсионеров – 107,2 %.

Из таблицы 1, видно, что республика испытывает проблемы с обеспечением продовольственной безопасности, поскольку по двум индикаторам из семи получены положительные значения, по четырем – отрицательные, а самообеспеченность продовольствием достигнута лишь по двум из шести важнейших пищевых продуктов.

Так, например, рыночные ресурсы Восточного Казахстана на 100 % обеспечены цельномолочной продукцией регионального производства. В то же время 100 % потребности в сгущенном молоке удовлетворяется за счет импорта. Обеспеченность области мясом птицы местного производства составляет 90 %, мясными и мясорастительными консервами – 35,9 %, колбасными изделиями – 52 %, рыбой и рыбопродуктами – 70 %, сыра и мороженного – 50 %.

Результаты анализа уровня самообеспеченности ВКО в соответствии с физиологическими нормами потребления свидетельствуют о том, что область является самообеспечивающейся лишь по хлебу и хлебопродуктам. В то же время уровень самообеспеченности ВКО картофелем составляет 64,6 %, ово-щами и бахчевыми культурами – 53,2 %, фруктами и ягодами – 25,4 %, мясом и мясопродуктами – 54,9 %, молоком и молочными продуктами – 59,7 %, яйцами – 43,0 %, рыбой и рыбопродуктами – 51,1 %. Таким образом, в Восточно-Казахстанской области существуют серьезные проблемы с обеспечением региональной продовольственной безопасности.

Таблица 1 – Индикаторы продовольственной безопасности Казахстана

Индикатор

Норматив

Факт

2007 г.

Отклонение от норматива (+,–)

1 Объем переходящих запасов зерна, остающихся на хранение до уборки следующего урожая

Не менее 25 % годового потребления

(90 дней)

27 %

или 97 дней

+ 2 (+ 7 дней)

2 Производство зерна в расчете на душу населения, тонн.

Не менее

1 тонны

1,294

+ 0,294

3 Средняя калорийность суточного рациона питания населения, ккал

Не менее 2956

2533

– 423

4 Доля сельского хозяйства (в % от ВВП)

Не менее 10

9,8

– 1,4

5 Импорт продовольственных товаров (в % от объема потребления)

Не более 20

22

– 2

6 Самообеспеченность основными видами продовольствия (в % к физиологической потребности):

– молоко

80,8

–3,2

– яйца

57,4

–26,6

– мясо в убойном весе

63,8

–20,2

– овощи и бахчевые

126,1

+ 42,1

– картофель

160,3

+ 76,3

– плоды, ягоды и виноград

20,7

–63,3

7 Темпы роста объемов производства, обеспечивающие достижение порогового уровня продовольственной безопасности в 2009 г. (в % к предыдущему году):

– молоко

Не менее 8,9

5,0

– 3,9

– мясо в убойном весе

Не менее 3,1

5,3

+ 2,2

– яйца

Не менее 11,8

4,5

– 7,3

В связи с тем, что предприятия казахстанского АПК имеют достаточно устойчивое положение на местных региональных рынках, где они пользуются признанием со стороны покупателей в отношении качества продукции, стратегию их поведения целесообразно определить как завоевание дополнительных рынков за счет освоения новых видов продукции и ценовое лидерство.

Для реализации стратегических и тактических задач необходима диверсификация деятельности предприятий АПК и их ориентация на новые рынки Казахстана, стран СНГ, а в будущем – дальнего зарубежья. Кроме того, вследствие повышения уровня жизни населения республики, у предприятий АПК имеется потенциал увеличения объемов продаж сельхозпродукции на местных рынках, поскольку результаты маркетинговых исследований подтверждают, что покупатели, как правило, отдают предпочтение продукции отечественных производителей.

Список литературы:

Кайгородцев А.А. Механизм функционирования и развития системы продовольственной безопасности Казахстана (теория, методология и приоритеты развития)// автореферат, Алматы 2009

Салимбетова Ж.Х. Глобальная продовольственная проблема // ЌазЭУ Хабаршысы. – 2006. – № 6.

Орынбаева А.Ж.

Шәкәрім атындағы Семей мемлекеттік университеті



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Қазақстан республикасының білім және ғылым министрлігі (7)

    Лекция
    ... контроль 7 5 Талдыкорган, 2011 ҚазақстанРеспубликасының білім және ғылымминистрлігі Ө.А.ЖОЛДАСБЕКОВ АТЫНДАҒЫ ЭКОНОМИКА ЖӘНЕ ҚҰҚЫҚ АКАДЕМИЯСЫ Министерство образования и науки ...
  2. Қазақстан республикасының білім және ғылым министрлігі (5)

    Диссертация
    ҚазақстанРеспубликасының Білім және ғылымминистрлігі Қ.Жұбанов атындағы Ақтөбе Мемлекеттік университеті Ә ... іру көкейкесті мәселеге айналып отыр. ҚазақстанРеспубликасының мемлекеттік болмысын қалыптастыру, оның егеменд ...
  3. Қазақстан республикасының білім және ғылым министрлігі

    Учебно-методический комплекс
    ... , Алматы, «Аруна», 2004г. ҚазақстанРеспубликасының білім және ғылымминистрлігі Ө.А.ЖОЛДАСБЕКОВ АТЫНДАҒЫ ЭКОНОМИКА ЖӘНЕ ҚҰҚЫҚ АКАДЕМИЯСЫ Министерство образования и науки ...
  4. Қазақстан республикасының білім және ғылым министрлігі (4)

    Учебно-методический комплекс
    ... обыденного. Алматы, 2005г. ҚазақстанРеспубликасының білім және ғылымминистрлігі Ө.А.ЖОЛДАСБЕКОВ АТЫНДАҒЫ ЭКОНОМИКА ЖӘНЕ ҚҰҚЫҚ АКАДЕМИЯСЫ Министерство образования и науки ...
  5. Қазақстан республикасының білім және ғылым министрлігі (2)

    Учебно-методический комплекс
    ... -М; Весь мир, 2001г. ҚазақстанРеспубликасының білім және ғылымминистрлігі Ө.А.ЖОЛДАСБЕКОВ АТЫНДАҒЫ ЭКОНОМИКА ЖӘНЕ ҚҰҚЫҚ АКАДЕМИЯСЫ Министерство образования и науки ...

Другие похожие документы..