Главная > Документ


1) применении новых материалов и компонентов;

2) введении новых процессов;

3) открытии новых рынков;

4) введении новых организационных форм.

Современные авторы, например Ф. Янсен, под инновацией понимают:

а) событие, возникновение в сфере бизнеса чего-то нового;

б) процесс, при котором одно новшество вызывает другое.

Изменение в технологии приводит к появлению нового продукта, который, если он используется эффективно, требует изменения в организации бизнес-процессов. В конечном счете, новые продукты могут привести к формированию новых рынков и их развитию.

Морозов Ю.П. под инновацией предлагает понимать прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного и иного характера. В то же время, какими бы свойствами, признаками ни наделялась данная категория отдельными авторами, она всегда увязывается с прогрессом. Ряд авторов представляют инновацию как процесс внедрения новшеств. А.А. Трифилова и И.А. Коршунов, в свою очередь, под инновацией понимают процесс введения новых методов в организацию и осуществление хозяйственной деятельности. Б. Санто считает, что инновация есть создание и реализация конкурентоспособного технологического преимущества. М.В. Волынкина под инновацией понимает вовлечение в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности, содержащих новые, в том числе научные, знания с целью удовлетворения общественных потребностей и (или) получения прибыли.

Нет единства в научной среде и в понимании инновационной деятельности. Например, отдельные авторы под ней понимают целенаправленную и организованную творческую деятельность, состоящую из совокупности различных видов работ, взаимосвязанных в едином процессе по созданию и производству инноваций. Другие исследователи под инновационной деятельностью понимают процесс использования нововведений в целях получения прибыли, в коммерческих целях, то есть это не что иное, как разновидность предпринимательской деятельности. М.В. Волынкина под инновационной деятельностью понимает коммерческую деятельность, связанную с получением нового знания и реализацией его другим участникам рынка. На взгляд этого автора, необходимыми компонентами инновационной деятельности являются:

а) получение новых знаний;

б) передача их в сферу производства (образования, культуры, искусства);

в) использование знаний в целях получения новых технологий;

г) передача технологий в коммерческий оборот.

5 августа 2005 г. Правительством РФ были утверждены Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, в которых отсутствуют понятия «инновации», «инновационной деятельности», но содержится понятие «инновационной продукции» — это результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенный для реализации.

Из п. 1 постановления Правительства РФ «О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы», прямо следует, что под образовательными инновациями следует понимать создание и внедрение инновационных образовательных программ, которые представляют собой новые качественно усовершенствованные технологии, методы и формы обучения.

На вопрос, какой вуз можно считать инновационным, был дан ответ, что система образования в инновационном вузе должна быть открыта современным научным исследованиям и современной экономике. В учебном плане вуза должны присутствовать такие формы, как проектные разработки, тренинги, стажировки на производстве, в научно-исследовательских организациях. Технологическое оснащение учебного процесса должно соответствовать уровню, достигнутому в европейских и американских университетах. В настоящее время наиболее успешными в плане обеспечения инновационного характера развития образовательной деятельности становятся такие высшие учебные заведения, в которых одновременно реализуются следующие три типа процессов:

  • разработка студентами реальных проектов в различных секторах экономики;

  • проведение исследований фундаментального и прикладного характера;

  • использование образовательных технологий, обеспечивающих студентам возможность выбора учебных курсов.

Таким образом, под инновациями в сфере образования следует понимать любое новшество, направленное на совершенствование образовательного процесса. Данная трактовка инноваций значительно выходит за границы вышеприведенных пониманий данной категории. Подобная ситуация может порождать определенные проблемы не только в теоретическом, но и в чисто практическом плане. Все это подтверждает необходимость принятия закона об инновационной деятельности. Следует отметить, что Конституция Российской Федерации не определяет предмет введения инновационного законодательства. Отчасти это можно объяснить тем, что на момент принятия Конституции РФ инновационная деятельность не была столь широко востребована.

Научный руководитель:
д-р пед. наук, профессор Ковалев В. П.

Гайдук Е.,

студентка V курса ППФ

Развитие математического мышления учащихся начальной школы

Проблема формирования личности всегда была одной из актуальных проблем общественного развития, а в настоящее время она приобретает особое значение.

Одной из важнейших задач общеобразовательной школы на современном этапе является дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса с целью формирования всесторонне и гармонически развитой, творчески мыслящей личности школьника. Общепризнано, что основой развития личности является деятельность.

В психологии признано, что формирование качества личности возможно лишь при учете наличных потребностей и мотивов, на основе их развития и преобразования, а проблема действенности субъекта находит свое конкретно психологическое выражение в анализе деятельности, посредством которой личность включается в жизнь общества.

Что же это конкретно означает? Формирование личности происходит в процессе присвоения ребенком опыта и достижений предшествующих поколений путем воспроизведения в преобразованном виде той человеческой деятельности, которая привела к этому опыту и достижениям. Это воспроизведение человеческой деятельности, человеческих способностей, присвоение и овладение способами различных деятельностей осуществляются в процессе обучения и воспитания, когда взрослый организует, руководит, помогает ребенку в его собственной деятельности, но не подменяет его. Формирование всесторонне развитой личности не означает, что все дети будут одинаково способны во всех видах человеческой деятельности. Это невозможно и не нужно, так как каждый должен иметь определенную профессию, заниматься определенной деятельностью, к которой он наиболее способен. Всестороннее развитие личности означает создание для всех без исключения равных реальных условий для развития своих способностей.

Формирование социально зрелой, всесторонне развитой личности означает наличие у нее достаточного фундамента научных, правовых и нравственных знаний. Личность проверяется, крепнет и мужает в конкретных делах, в поведении, а также в повседневных поступках. Особое значение имеет готовность личности к активному труду, ее способность к самостоятельному творческому мышлению, являющемуся необходимой предпосылкой творческого труда. На современном этапе это тем более необходимо, ибо только полноценное развитие логико-психологической стороны познавательной деятельности способствует движение вместе с ускоряющимся научно-техническим процессом. Если раньше главной задачей обучения было развитие процессов памяти, то в наши дни от учебного процесса требуется развитие мыслительной деятельности учащихся. Учебный процесс должен быть организован так, чтобы он требовал от учащихся достаточного умственного напряжения, развивал их логическое мышление и ориентировал их на самостоятельную работу.

Это требование в полной мере относится и к математической подготовке учащихся, так как бурное развитие науки и техники требует применения математических методов в различных областях человеческой деятельности, прежде далекой от математики. Как отмечает В. А. Шиханович, «сейчас, как никогда, становится ясным, что математика – это не только совокупность факторов, изложенных в виде теорем, но, прежде всего – арсенал методов, и даже еще прежде того – язык для описания фактов и методов самых разных областей науки и практической деятельности» [9, 231].

Основы математических знаний дети получают в школе. Поэтому именно здесь необходимо добиться такого математического развития и подготовки, которые дают выпускникам школы возможность в дальнейшем самостоятельно заниматься повышением математической квалификации, применять ее методы на практике. Именно от того, какими будут эти знания, как развито математическое мышление и воспитана математическая культура у выпускников школ, в определенной мере зависит будущее нашего общества. Ведь знания математики и свойственный ей стиль мышления в настоящее время рассматриваются как существенный элемент общей культуры современного человека, даже если он не занимается деятельностью в области точных наук или техники.

Но в то же время математическое образование учащихся считается сложным процессом, включающим в себя не только задачу приобретения учащимися определенной системы математических фактов, идей и овладения специальными умениями и навыками, но и развития математического мышления.

Основной целью обучения математике в средней школе является овладение всеми учащимися элементами мышления и деятельности, которые наиболее ярко проявляются в математической ветви человеческой культуры и которые необходимы каждому для полноценного развития в современном обществе.

Рассматривая мышление как продукт общественно-исторического развития, как особую форму человеческой деятельности, психологи подчеркивают изначальную связь мышления с практической деятельностью людей, совершающейся при помощи мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.

Развитие математического мышления младших школьников – очень сложный процесс. Чтобы раскрыть психологическую природу, внутренний механизм «умения думать», «разбудить творческую мысль», сформировать умения и навыки аналитико-синтетической деятельности, обучать технике мышления, учитель должен обладать высоким профессиональным мастерством, умением конструировать каждый этап урока, начиная с подготовки к нему, умением разрабатывать для этого наиболее удачные приемы, знать психологические особенности младших школьников.

Развитие математического мышления в основном осуществляется в процессе целенаправленного обучения, организуемого, направляемого и руководимого учителем. Обучение, в частности, – сложный процесс управления, осуществляемый учителем с использованием ряда вспомогательных средств (учебников, наглядных пособий, технических средств обучения).

В математике для выяснения возможности обучения учащихся определенному аспекту математической деятельности необходимо знать уровень мышления ученика. «Уровень мышления – это сложное понятие, включающее определенный уровень общности, абстракции и строгости обоснования и изучаемого материала, определенные логические структуры» [4, 126].

Источником мышления, критерием его истинности и конечной целью является практика. Мышление – это процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Хотя мышление имеет своим естественным источником ощущения, оно переходит границы непосредственно-чувственного отражения и позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком. Мышление составляет предмет изучения теории познания и логики, психологии и нейрофизиологии, оно изучается также в кибернетике в связи с задачами технического моделирования мыслительных операций. Мышление является функцией мозга и в этом смысле представляет собой естественный процесс. Однако каждый отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладевая языком, понятиями, логикой, которые суть продукты развития общественной практики. Даже задачи, которые он ставит перед своим мышлением, порождаются общественными условиями его жизни. Таким образом, мышление человека имеет общественно-историческую природу.

К важнейшим качествам математического мышления М. В. Потоцкий относит умение расчленять, комплексы, в частности, умение обнажить логическую структуру рассуждения, умение отделить то, что строго доказано, от всего привнесенного, не следующего логически из данных предпосылок. Это равносильно умению понимать из математической фразы только то, что в ней сказано, ничего к ней не примысливая, т.е. инстинктивно отбрасывая все посторонние ассоциации… В этом инстинктивном расчленении сложных комплексов, умении видеть с одного взгляда все логические этапы сложного рассуждения сказывается острота математического мышления, что «успех в математическом творчестве зависит от того, чтобы суметь, оторвавшись от проторенных путей (или иногда идя по ним), сразу заметить тот путь, который ведет от исходных предпосылок к намеченным выводам [3, 67]. Итак, М. В. Потоцкий считает, что математическое мышление должно обладать «способностью одновременного расчленения комплексов на логические элементы и умением заглянуть вперед, позволяющим сразу охватить закономерности и связи между, казалось бы, далеко друг от друга стоящими фактами» [3, 72].

Многие из этих качеств проявляются и формируются именно в младшем школьном возрасте, уже при решении простых задач. В ряде случаев наиболее точной характеристикой состояния математического мышления учащихся, уровня его развития считают умение решать задачи. Тесная связь мышления и процесса решения задач конкретизирована также в высказывании известного психолога О. К. Тихомирова: «Мышление психологически выступает как деятельность по решению задачи» [7, 236].

Как отмечает А. А. Свечников, «с начала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения, позволяет устанавливать разнообразные числовые отношения в наблюдаемых явлениях. В то же время решение задач способствует развитию мышления ребенка» [5, 67].

Об этом же говорит и М. В. Потоцкий: «Что же касается математического мышления, то его действительно надо развивать путем преодоления трудностей. Однако они должны состоять не в разгадывании «математических ребусов», а в решении целесообразно подобранных задач. Обучение самостоятельному мышлению особенно важно потому, что число фактов науки, которые человек познает в годы обучения, сравнительно не велико. Поэтому необходимо научить учащихся приобретать дальнейшие знания самостоятельно. Но для этого требуются умения, привычка и любовь к самостоятельному мышлению» [3, 89].

Так как самостоятельное мышление начинается с попыток ответить на вопрос, то при обучении надо не просто «излагать материал», но и ставить перед учащимися вопросы. Этому способствует решение посильных задач. Для того, чтобы решение задач будило мысль и развивало мышление, предлагаемые задачи должны быть посильны учащемуся. Непосильная задача не активизирует мышление, она быстро перестает интересовать школьника, не привыкшего к длительной концентрации внимания и усилий на одном вопросе. «Наоборот, решая посильную задачу, мысль учащегося последовательно переходит от одного объекта к другому. Это приковывает внимание к задаче и стимулирует дальнейшие поиски ее решения. Отсюда, в частности, вытекает, что развитие мышления может быть с большим успехом достигнуто путем упражнения его в самостоятельном решении посильных задач, чем путем изучения сложных и малодоступных теорий».

Завершая анализ характеристик специфических особенностей математического мышления, данных педагогами, психологами и математиками, следует отметить, что в структуре личности младшего школьника в процессе обучения интенсивно развивается мышление. И если мышление младшего школьника отличается слабой способностью к абстрагированию, то это не есть возрастная особенность мышления, а прямое следствие существующей системы обучения. Поэтому формированию у учащихся указанных выше качеств математического мышления следует уделить в школе особое внимание. Формирование их у школьников способствует не только успешному обучению математике, но и успешному обучению другим предметам естественно-математического цикла. Поэтому среди многих проблем совершенствования обучения математике младших школьников большое значение имеет проблема формирования у них математического мышления. И специфика математики такова, что изучение этого предмета, пожалуй, наиболее сильно влияет на развитие мышления школьников.

Литература

  1. Бабанский, Ю. К. Проблема оптимизации процесса обучения математике / Ю. К. Бабанский, В. Ф. Дарьковская // Изучение возможностей школьников в усвоении математике. – М., 1977. – С. 3–28.

  2. Большая советская энциклопедия. – М., 1974.

  3. Потоцкий, М. В. О педагогических основах обучения математике / М. В. Потоцкий. – М., 1963. – 199 с.

  4. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М., 1973. – 423 с.

  5. Свечников, А. А. Решение математических задач в 1-3 классах / А. А. Свечников. – М. : Просвещение, 1976. – 159 с.

  6. Столяр, А. А. Педагогика математики / А. А. Столяр. – Минск, 1969. – 368 с.

  7. Тихомиров, О. К. Структура мыслительной деятельности человека / О. К. Тихомиров. – М. : Изд-во Москов. ун-та, 1969. – 304 с.

  8. Фридман, Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе / Л. М. Фридман. – М. : Просвещение, 1983. – 158 с.

  9. Шиханович, Ю. Ф. Введение в современную математику. Начальные понятия / Ю. А. Шижанович. – М. : Наука, 1965. – 376 с.

Научный руководитель:

канд. пед. наук, доцент Терентьева Л.П.

Горшкова Е.,

студентка V курса ППФ

Обучение выразительному чтению
младших школьников

Выразительность – это важное требование, предъявляемое к чтению учащихся начальных классов. Мы называем выразительным такое чтение, в процессе которого читающий с достаточной ясностью выражает мысли и чувства, вложенные автором в произведение. Прочитать текст выразительно – это значит:

  1. раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нем;

  2. показать отношение автора к событиям, поступкам героев;

  3. передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.

Программой начальных классов предусмотрено требование к учащимся элементарных средств выразительности: соблюдение пауз, логического ударения, верной интонационной окраски. К этому надо добавить, что основой выразительности чтения детей является стремление наиболее ясно выразить свое понимание прочитанного.

Большое влияние на учащихся оказывает пример чтения учителя. Подготовленное чтение учителя помогает слушателям понять замысел автора, проникнуться его настроением, определить свое отношение к положительным и отрицательным героям. Чем выразительнее прочитает учитель художественное произведение, тем глубже и устойчивее впечатления, оставшиеся в сознании юных слушателей, и сознательнее дальнейшая работа по анализу прочитанного.

Чтение учителя доставляет детям эстетическую радость, живописуя перед их мысленным взором красоту природы, раскрывая благородные переживания – «упражнения в нравственном чувствовании», как называл их К. Д. Ушинский. Наблюдая образцовое чтение учителя, учащиеся приучаются ценить выразительность чтения, стремятся и сами при чтении раскрывать свое отношение к прочитанному всеми доступными им средствами.

Художественные образы рассказов, сказок, стихотворений оказывают даже на самых маленьких ребят чуткое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности.

Звучащая устная речь легко воспринимается, если она содержательна, правильна и интонационно выразительна. Но восприятию речи, как и самой речи, детей надо учить.

При чтении учитель раскрывает эмоционально-образное содержание произведения, воздействует на учащихся, стремится пробудить у них ответную реакцию, вызвать нравственные чувства: сострадание, сочувствие, радость, удовольствие.

Любое произведение можно прочитать вслух так, что оно не оставит в душе ребенка никакого следа, а можно прочитать его по-иному, так что учащиеся после чтения будут называть целые строчки, предложения, четверостишия, будут изъявлять желание читать его сами, и таких желающих будет очень много.

Приведем, к примеру, высказывания детей о героях произведения после первичного знакомства с текстом. «Сказка о военной тайне», 2 класс: «Не понравился Плохиш, потому что он, предает друзей»; «Морозко», 2 класс: «Старухина дочка груба, с Морозкой разговаривает грубо, не любит трудиться».

Только тогда выразительность будет искренней, живой и богатой, когда учитель сумеет разбудить в ученике стремление передать слушателям свое понимание прочитанного.

Обучение выразительному чтению присутствует на всех этапах урока. Первый раз воспринимая произведение, когда читает учитель, дети слышат образец чтения. Затем направленное вопросами учителя выборочное чтение фактически позволяет соединить анализ содержания с обучением выразительному чтению, так как учащиеся должны внимательно вчитаться в текст и передать голосом состояние действующих лиц, их особенности.

Чтение учителя всегда должно являться образцом выразительной речи. Иногда учителю нужно обсуждать свое чтение с учащимися, что предупредит слепое подражание.

Работа над изобразительными средствами языка произведения в процессе повторного чтения направлена на углубление восприятия тех мыслей и чувств, которые ученику предстоит выразить.

Можно предложить следующие упражнения для работы над выразительностью речи.

1. Громко – тихо:

Можно говорить тихо, громко и нормально.

Скажи, когда следует говорить тише или громче обычного?

− Дома кто-то болен, отдыхает, работает, а к тебе пришли в гости друзья, и ты им рассказываешь о своих рыбках в аквариуме. (Тихо).

− Ты у доски на уроке математики объясняешь решение задачи. (Нормально, громко)

− Ребята заблудились в лесу и зовут на помощь. (Громко).

  1. Реши, как ты будешь говорить, если:

  1. ты выступаешь в огромном зале (громко);

  2. ты рассказываешь сказку младшей сестренке перед сном (тихо);

  3. ты с младшим братом на рыбалке: он не умеет удить рыбу, и ты ему объясняешь (тихо).

  1. Прочитай стихотворение.

(Обрати внимание на пометки). Какие строчки надо прочитать громко, какие – тихо, какие – совсем тихо? Приготовься читать, изменяя громкость своего голоса.

Тише, жабы!

Ни гугу –

Ходит цапля

На лугу.

Чтобы не было беды,

Наберите в рот воды.

Тихо, тоном предупреждения, можно использовать жест.

Тише, тоном испуга.

Совсем тихо, шепотом.

  1. Медленно – быстро: темп (скорость) речи бывает медленный, нормальный и быстрый.

Прочитай внимательно стихотворение «Куда спешат головастики». Приготовься читать его вслух (обрати внимание на подсказки о темпе чтения):

Вихрем мчится под водой

Головастик молодой

А за ним – еще пяток.

А за ним – сплошной поток:

Тот – без ног, а тот – с ногами,

Это прямо, тот – кругами.

Почему? Зачем? Куда?

Головастики спешат

Превратиться в лягушат!

Быстро.

Быстро.

Еще быстрее, все время, ускоряя темп.

Медленно, как бы размышляя.

Спокойно, размеренно.

  1. Узнай по голосу: голос человека отличается от голосов других людей своей собственной, особой окраской (тембром).

● Вспомним сказку «Волк и семеро козлят». Что сделал волк со своим голосом, чтобы попасть в дом. (Дети отвечают. – Волк ходил к кузнецу, чтобы изменить свой голос).

● Игра «Телефон». Дети выбирая слова автора и героев сказки произносят их. (Слон, крокодил, зайчата, мартышка, медведь, цапля, свиньи, газели, кенгуру, носорог).

● Игра «Медведь». Каждый должен представить себя в роли любого животного, например, медведя, и рассказать окружающим, что с ним произошло.

  1. «Выделяй главное». Логическое ударение.

● Прочитайте «Грибную считалку», выделите подчеркнутые слова голосом ( // ). Почему нужно выделить эти слова?

Я вошел в тенистый бор

И увидел мухомор, //

Розоватую волнушку, //

Сыроежку, // зеленушку, //

Два опенка, // три сморчка, //

Два масленка, // три строчка, //

Боровик, // моховик, //

Ежевик // и дождевик //.

Ну, а ты, шампиньон, //

Выходи из круга вон.

Ты не здешний, не таежный,

Целый кон считай ворон.

● Прочитай рассказ (предлагается короткий, но яркий текст). Подумай, какие слова при чтении надо выделить голосом? Почему? Перескажи этот рассказ от имени героя, правильно используя логическое ударение.

  1. «Каким тоном ты разговариваешь?»

● Предлагается задание рассказать о своем любимом занятии так, чтобы аудитории было понятно, что ты говоришь о любим делах и занятиях.

● «Оцени поведение человека».

Лена сидела в трамвае и вертелась. Старушка предупредила ее: «Девочка, сиди спокойно, пожалуйста». Девочка нагрубила бабушке.

● Прочитай пословицу. Как вы ее понимаете?

Ласковым словом и камень растопишь.

(Дети отвечают, что доброе, ласковое сердце за душу берет (теплее становится), душу греет; а от злого слова холодно становится).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МОДУЛЬНОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

    Учебно-методическое пособие
    ... образовательной практики, будут полезны студентампедагогическихвузов и ... , «Школа (вуз) нашими глазами». «Виртуальная экскурсия» ... теория и практика.- М.: Изд.дом «Новый учебник», 2003. Карстанье П. Миссия школы//Управление в образовании. Проблемы ...
  2. Педагогические условия обеспечения личностно-профессионально ориентированного обучения

    Документ
    ... педагогическойтеории и практики дает возможность наметить перспективы дальнейшего исследования проблемы: разработка социально-педагогических ... её изучения и ослабляет ценность в глазахстудентов. Помимо этого, принципиальные возможности воспитательно ...
  3. МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ научно-практическОЙ конференциИ (1)

    Документ
    ... просматривается вечная проблемапедагогическойтеории и практикипроблема воспитания студентов в условиях ... реабилитации их в глазах населения, привлечению молодежи ... развития студента в вузе достигаются: 1. воспитанием у студентов высоких морально ...
  4. Российский журнал истории теории и практики медиапедагогики № 1/2010

    Документ
    ... медийная эпоха глазами культуролога……………………………….. 107 ... результата: преподаватели, аспиранты и студентывузов, ученые-исследователи в области ... Педагогическаятеория, эксперимент, практика. Иркутск: ИПКРО, 2009. Иванова Л.А., Григорьева И.В. Проблема ...
  5. 2 2009 Российский журнал истории теории и практики медиапедагогики

    Документ
    ... Пензина «Некоторые проблемытеории и практики телевизионной пропаганды ... студентовпедагогическоговуза. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Вологда, 2004. Короченский А.П. Медиакритика в теории и практике ... заглядывает вам в глаза, в самую душу ...

Другие похожие документы..