Главная > Документ


Процесс изучения иностранного языка тесно взаимодействует со всеми сферами жизнедеятельности общества. Иностранный язык выступает не только в качестве познания, хранения национальной культуры общения, развития и воспитания личности, но и в качестве важного средства межнационального, межгосударственного и международного общения.

Осуществление иноязычного речевого общения возможно только в том случае, если учащиеся владеют основным строительным материалом речи, её содержательной стороной, то есть лексикой. Овладение лексикой является важной предпосылкой развития речевых умений. Слова учить необходимо не только для того, чтобы их знать, а для того, чтобы, используя их, осуществлять общение.

Вопросами обучения лексической стороне речи на уроках иностранного языка занимались многие методисты, такие как И.Л. Бим, М.Л. Вайсбурд, Н.И. Гез, И.А. Зимняя, Е.И. Пассов, С.Ф. Шатилов и другие. Вопросами обучения лексике в начальной школе занимались Г.В. Рогова, И.Н.Верещагина и другие.

Осуществлять автоматически относительно самостоятельный ряд действий и операций, связанных с вызовом слова из долговременной памяти и соотнесения его с другими лексическими единицами (владение лексическим навыком), учащимся непросто. Причины этого кроются в ограниченных временных возможностях обучения, в личностных особенностях обучаемых, в их лингвистическом опыте, недостаточной сформированности у учащихся умений осуществлять речевую деятельность при отсутствии интереса. Нейтрализовать эти причины можно, используя такие формы, методы и средства обучения, которые бы способствовали повышению эффективности обучения лексической стороне речи.

Несмотря на то, что имеется большое количество эффективных способов обучения лексике, практика показывает, что некоторые ученики не готовы и не способны общаться на иностранном языке, потому что они не владеют достаточным количеством лексических единиц и у них не сформированы лексические навыки.

В ходе анализа методической литературы, мы пришли к выводу, что для того, чтобы повысить эффективность формирования лексических навыков при обучении иностранному языку, необходимо на уроке создавать ситуацию общения, использовать страноведческий материал, проводить тесты и нетрадиционные формы организации учебного процесса.

Для проверки нашей гипотезы мы решили проверить это в ходе опытно-экспериментальной работы.

Опытно-экспериментальная работа была проведена в 6 «А» классе МОУ «СОШ №53». Класс был поделён на две группы, по пятнадцать человек в каждой. В каждой группе было проведено по два урока на тему «School»: 1-ый урок- введение и закрепление новой лексики, 2-ой урок- контроль знаний, умений и навыков, полученных на предыдущем уроке.

В первой группе мы повели урок по стандартной программе. Во второй группе мы использовали дополнительный страноведческий материал. Аутентичный текст по теме «The System of Education in Great Britain».

После проведения всех мероприятий были подведены итоги и проанализированы достижения учащихся. Итого: средний балл группы 1 составил 8.3 балла, средний балл группы 2 составил 11.7 балла.

Тема «School» по программе занимает всего два урока, что в действительности мало для запоминания и овладения лексическими единицами. В ситуациях, тождественных, этой учитель иностранного языка может прибегать к использованию дополнительного страноведческого материала, который позволяет расширить и закрепить полученные на уроке знания.

Проведённая нами опытно-экспериментальная работа показала, что предложенные методистами и рассмотренные нами формы, методы и средства, а именно создание ситуации общения на уроке, использование страноведческого материала и аутентичных текстов , аудиовизуальных средств действительно способствуют эффективному овладению лексическими единицами.

Литература

  1. Ариян, М.А. Методика преподавания иностранного языка: общий курс. – Издание второе, переработанное и дополненное – Н.Новгород: НГЛУ им. Н.А.Добролюбова, 2004. – 190 с.

  2. Гез Н.И. методика обучения иностранному языку в средней школе: Учебное пособие для пед. институтов по специальности «Иностранный язык». – М.: Высшая школа., 1982. – 373 с.

  3. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка в средней школе / Е. И. Пассов. - М.: Просвещение, 1988.- 211 с.

  4. Шамов А.Н. Реализация лингвострановедческого подхода на уроках немецкого языка./ А.Н. Шамов // Иностранные языки в школе. 2003.- №6. - С. 56-62.

  5. Шамов А.Н. Лексические навыки устной речи и чтения – основа семантической компетенции обучаемых // А.Н.Шамов // Иностранные языки в школе. 2007. - №4. – С. 19-25.

Научный руководитель:

канд. пед. наук, доцент Иванова С. В.

Шутеева А.,

студентка III курса ППФ

Обучение математике первоклассников
в адаптационный период

Первый год обучения в школе – чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках.

Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой.

Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения наравне со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе. Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

 Адаптация (от лат. adaptare – приспособлять) — процесс приспособления живого организма к окружающим условиям. В данном случае адаптация - это процесс приспособления ребенка к школе. На наш взгляд, процесс адаптации играет важную роль в обучении ребенка. В зависимости от того, как пройдет адаптация ученика к школе, будет зависеть дальнейший учебно-воспитательный процесс. Поэтому учитель должен помочь ребенку привыкнуть к новым условиям.

Первые 2-3 месяца начала обучения являются самыми сложными, ребенок привыкает к новому образу жизни, к правилам школы, к новому режиму дня. Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации, так или иначе, идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен. По статистике, половина детей в классе адаптируется за первое полугодие, для второй половины требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, был ли он психологически готов к школьному обучению, также это зависит от состояния здоровья ребенка и уровня его физиологического развития. Обучение первоклассников в четырехлетней на­чальной школе, в частности и обучение математике, должно обеспечить благоприятные условия для адаптации ребенка к школе и дальнейшее его благополучное развитие, обучение и воспитание.

Начальный период адаптации (приблизительно один месяц) совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношения, величины, действий с числами и др. (так называемый дочисловой период). Дети в этот период учатся целенаправленно проводить наблюдения над предметами и группами предметов в ходе их сравнения, расположения в пространстве, классификации по признакам (цвет, форма, размер), получая при этом количественные и пространственные представления. Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей, формированием их коммуникационных умений и воспитанием личностных качеств специальное внимание уделяется развитию математической речи детей, их общелогическому развитию.

Важно, особенно на первых порах, учить детей наблюдать предметы, сравнивать их, определяя, чем они похожи и чем отличаются, рассказывать, что нарисовано на картинке. Дети должны уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме, расположению в пространстве, назначению. Чтобы эти слова запоминались, надо использовать их почаще на уроках, на прогулках. При этом полезно ставить вопросы так, чтобы дети были вынуждены использовать термины: «Какое дерево расположено слева от нас, а какое справа?».

На детей благотворно действует природа. Много интересного для них в лесу, в парке, где они могут учиться наблюдать, сопоставлять предметы, явления. Экскурсии, помогая детям полюбить свой край, стать друзьями природы, принесут пользу и для занятий математикой, особенно на первых порах, когда детям трудно усидеть в помещении за столом долгое время. Дети наблюдают, что день заметно уменьшается (короткие дни осени), а ночь становится все длиннее по продолжительности - так дети получают временные представления и т.д.

Благоприятное для детей течение адап­тационного периода и, соответственно, ус­пех занятий во многом определяются тем, интересны ли эти занятия для детей. Поэто­му в I классе вообще, а в период привыка­ния к школе особенно, занятия не должны быть утомительными. Например, при ознакомлении с понятием числа после сравнения отдельных предметов можно переходить к работе с группами пред­метов. Именно сравнение групп предметов очень важно для дальнейшего ознакомления с числом, с арифметическими действиями. При этом в целях адаптации, особенно на первых порах, обучение должно иметь ярко выраженную практическую направленность, что соответствует возрастным особенностям детей. Так, выясняя, в какой из сравнивае­мых групп предметов больше (меньше), дети работают с дидактическим раздаточным и демонстрационным материалом, накладывая один на другой (прикладывая один к друго­му) предметы, располагая их рядами один под другим, сравнивая число предметов в строках и столбцах таблиц, раскрашивая па­ры предметов из разных групп (в тетради с печатной основой, обычной тетради, на дос­ке) одним цветом, соединяя пары предметов линией (веревочкой) и т.п.

В ходе индивидуальной работы с разда­точным материалом (наборы небольших иг­рушек, геометрических фигур разного цвета и размера, предметных картинок, счетных палочек и др.) дети проводят самостоятель­ные наблюдения, сравнения групп предме­тов, классификацию предметов по опреде­ленным признакам, выполняют действия и объясняют их, таким образом, решают пробле­му, поставленную перед ними учителем.

Речь учащихся при этом не должна сво­диться к односложным ответам на вопросы учителя. Необходимо использовать адаптаци­онный период для развития связной речи де­тей с использованием слов и выражений, важных для овладения речью математической.

Дальнейшая работа по ознакомлению детей с числами и действиями с ними строится на основе полной предметной наглядности в ходе проведения игр, практических работ, экскурсий и др. В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из-за парт, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, к полкам, игрушкам, книгам и т.д. На уроках часто используются игровые приемы обучения. Большое место на занятиях математикой следует отводить дидактическим играм, позволяя детям подвигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке. Для развития пространственных представлений у первоклассников полезно использовать разнообразные дидактические материалы (строительные наборы, конструкторы и пр.).

Изучение некоторых вопросов курса математики в этот период может проходить не только на уроках в классе, но и уроках - играх в хорошо оборудованной игровой комнате и уроках - экскурсиях. Один урок математики каждую неделю рекомендуется проводить на воздухе.

Перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы:

1. Признаки предметов (сравнение предметов по цвету, размеру, форме): экскурсии по школе, школьному двору и на спортивную площадку с включением игр «Как найти свою группу», «Кто первый», «Угадай-ка», «Кто дальше, кто выше, кто больше», «Научи другого» и др.; экскурсия в кабинет математики.

2. Пространственные представления, взаимное расположение предметов: экскурсии в парк, по улицам города, на пришкольный участок; подвижные игры с различными заданиями.

3. Сравнение групп предметов по их количеству, счет предметов: экскурсии по школе, в парк, магазин.

Учителями накоплен богатый опыт ра­боты с детьми младшего возраста. Это да­ет основания надеяться, что квалифика­ция и творческий потенциал учителей позволят им, учитывая уровень подготов­ки детей, конкретные условия общения с ними, организовать работу так, чтобы период адаптации проходил без ущерба для здоровья детей, не травмируя их психику. Учителю следует постоянно заботиться об этом и быть предельно внимательным к детям.

Научный руководитель:

канд. пед. наук, доцент Архипова С. Е.

Юдина Н.,

студентка V курса ППФ

Профилактика алкогольной зависимости
среди подростков

Алкоголизм – это серьезная социальная проблема, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространенный вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью. Актуальна эта проблема и потому, что алкоголизм и наркомания, по данным ВОЗ, перестали быть сегодня медицинскими или моральными проблемами только отдельных лиц, они затрагивают здоровье, благополучие и безопасность всего населения, более того, влияют на национальное развитие, другими словами, алкоголизм и наркомания – это трагедия не только семьи, но и общества в целом, и решать ее необходимо совместными усилиями. Поэтому необходимо организовать деятельность по оказанию помощи школьникам в предупреждении и преодолении проблемы алкоголизации. Эту функцию в школе выполняют классный руководитель, воспитатель, психолог и социальный педагог.

К проблеме детского алкоголизма обращались разные ученые: М. А. Галагузова, Д. И. Фельдштейн, Д. Д. Еникеева, Н. В. Подхватилин, М. И. Рожков.

Приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболее эффективно проходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста.

Первый период – раннее детство, в котором алкоголизация детей носит неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя в период беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.

Второй период – дошкольный и младший школьный возраст. В этот период наиболее существенными причинами являются две – педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному. Алкоголизации детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют пьющие ближайшие родственники, а также устойчивые алкогольные традиции, связанные обычно торжественными, радостными или печальными событиями. В укоренении алкогольной традиции роковую роль играет воспитание детей в семьях в условиях систематического употребления спиртных напитков с угощением детей. Биологическими исследованиями доказано, что сам алкоголизм генетически не передается, передается лишь склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль играют дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.

Третий период – подростковый и юношеский возраст. В качестве основных причин можно назвать следующие семь: 1) неблагополучие семьи; 2) позитивная реклама в средствах массовой информации; 3) незанятость свободного времени; 4) отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; 5) уход от проблем; 6) психологические особенности личности; 7) самоутверждение.

Особая роль в профилактике алкогольной зависимости среди подростков отводится социальному педагогу.

Ученые выделяют следующие направления деятельности социального педагога в работе с детьми, склонными к употреблению алкоголя:

1) деятельность по повышению уровня социальной адаптации ребенка, склонного к употреблению спиртных напитков, посредством его личностного развития и формирования потребности в обучении;

2) деятельность по профилактике алкоголизма, включающую противоалкогольное обучение и воспитание детей с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя;

3) деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами, включая выработку общего отрицательного отношения к алкоголю и пьющим людям, моральное осуждение этой проблемы;

4) деятельность по социальной реабилитации ребенка, имеющего алкогольную психическую или физическую зависимость посредством проведения индивидуальных консультаций (с целью устранения причин, негативно влияющих на жизнедеятельность ребенка) и социальное обучение личности, включающее формирование представлений о риске, связанном с употреблением спиртных напитков;

5) посредническую деятельность между ребенком и окружающим его социумом по преодолению явлений дезадаптации [1;158].

С целью выявления педагогических условий эффективности профилактики алкогольной зависимости среди подростков нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе МОУ «СОШ № 6 г. Чебоксары». Количество испытуемых – 20 человек ( 9 мальчиков и 11 девочек ).

На первом этапе опытно-экспериментальной работы проводилось исследование отношения подростков к своему здоровью, к алкоголю и склонность к зависимости. С этой целью первоначально был реализован констатирующий эксперимент, включающий в себя следующие методики:

– опросник «Отношение к здоровью». С помощью этого опросника мы выявили, как подростки относятся к своему здоровью, какое место оно занимает в их жизни, достаточно ли хорошо они заботятся о нем, что они делают для поддержания, укрепления своего организма;

– опросник «Отношение к алкоголю». С помощью опросника выявили отношение подростков к алкоголю;

– методика «Склонность к зависимости». Методика предназначена для выявления предрасположенности подростков к различным зависимостям, в частности к алкогольной зависимости.

Анализ полученных результатов показывает, что 8 испытуемых (что составляет лишь 40% опрошенных подростков), считают здоровье важной ценностью человека в жизни человека, 6 (30 %) детей считают, что на состояние их здоровья наиболее существенное влияние оказывают вредные привычки, 10 (50 %) – недостаточная забота о здоровье, 4 (20 %) – особенности питания. Только 3 (15 %) испытуемых занимаются физическими упражнениями, 2 (10 %) – посещают врача с профилактической целью, лишь 4 (20 %) – избегает вредных привычек, а 8 (40 %) вообще стараются не обращать внимание на недомогание. 12 испытуемых, что составляет 60 % опрошенных, подвержены различного рода зависимостям, в том числе алкогольной зависимости. У 5 (25 %) испытуемых отношение к алкоголю положительное.

Полученные результаты подтверждают необходимость проведения профилактической работы. С этой целью на втором этапе опытно-экспериментальной работы нами был проведен формирующий эксперимент, представляющий собой коррекционно-развивающую работу, направленную на формирование устойчивого отрицательного отношения подростков к употреблению спиртных напитков Для достижения поставленной цели нами была разработана программа по профилактике алкогольной зависимости среди подростков. Она включает в себя ряд тренинговых занятий и упражнений, при проведении которых социальный педагог должен учитывать психологические особенности каждого подростка, соблюдая его права и интересы.

Цель программы – формирование положительного образа будущего, свободного от алкоголизма. Повысить уровень мотивации бережного отношения к своему здоровью, уровень информированности подростков по проблемам, связанным с вредными привычками, выработать и развить навыки предотвращения зависимого поведения.

Задачами программы были выявление исходного уровня информированности подростков по проблеме, сообщение достоверной информации о причинах и последствиях употребления спиртных напитков, возможных стратегиях поведения, формирование отрицательного отношения к употреблению спиртных напитков, проверка уровня усвоении информации. Разработанная нами программа состоит из 8-ми частей и рассчитана на 4 недели.

На третьем этапе опытно-экспериментальной работы нами был проведен контрольный эксперимент. С этой целью нами была проведена повторная диагностика с использованием тех же методик, с целью подтверждения эффективности разработанной нами программы формирующего эксперимента. Результаты контрольного эксперимента показали, что отношение испытуемых к своему здоровью изменилось в лучшую сторону, показатели повысились на 50 %, что составило 90 % (18 человек из числа опрошенных), отношение к алкоголю стало отрицательным у всех 20 ( 100 % испытуемых ), также снизилась склонность к зависимому поведению на 30 % ( 6 человек из числа опрошенных ).

Таким образом, разработанная нами программа способствует формированию бережного отношения к своему здоровью, способствует информированности по проблемам, связанным с вредными привычками, выработке навыков предотвращения зависимого поведения.

Литература

1. Галагузова, М. А. Социальная педагогика: курс лекций : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М. А. Галагузовой. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 416 с.

2. Еникеева, Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков : учеб. пособие для студентов средн. и высш. пед. учеб. заведений / Д. Д. Еникеева. – М. : Академия, 1999. – 144 с.

3. Зайнышева, И. Г. Технология социальной работы : учебное пособие для студ. пед. вузов / Под ред. И. Г. Зайнышева. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 240 с.

4. Коробкина, З. В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / З. В. Коробкина. – М. : Академия, – 2002. – 192 с.

5. Марков, В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней : учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. В. Марков. – М. : Академия, 2001. – 288 с.

Научный руководитель:

канд. пед. наук, доцент Романова Т. В.

Юлина А.,
студентка III курса ППФ

Использование краеведческого материала
на уроках математики в начальных классах

Решение задач, включающих в себя краеведческий материал, способствует формированию у учащихся диалектико-материалистического понимания природы, расширяет кругозор, связывает математику с окружающей действительностью. Текстовая задача, содержащая конкретные данные из окружающей действительности, практики, должна помочь учащимся использовать подобные сведения в любых жизненных ситуациях. Только в таком случае школьники начинают осознавать роль математики в жизни и убеждаются в необходимости знаний по этому предмету для удовлетворения практических нужд.

Одно из основных требований к текстовым задачам – это наличие в содержании познавательного материала. Отсутствие его в тексте впоследствии отрицательно скажется на понимание роли математики в познании окружающей действительности, на развитии умения применять знания на практике и осуществлять связь с жизнью, на воспитательном значении текста задачи. Следовательно, отражение в текстовых задачах конкретной жизненной ситуации следует считать обязательным дидактическим принципом обучения. Однако реализовать этот принцип в учебниках математики различных авторов для всей страны в целом невозможно из-за различных национальных, географических и производственных специфик того или иного микрорайона. На самом деле, мышление, культура, кругозор, интересы детей, проживающих в городе, отличаются от соответствующих качеств сверстников, проживающих в селе (или в другом городе), хотя их способности к восприятию того или иного материала одинаковы, если исходить из накопленного ими жизненного опыта. Другими словами, один и тот же пример или задача, на основе которой разъясняется то или иное понятие, может восприниматься ребенком неодинаково, так как реальное содержание текста задачи может оказаться близким к условиям одного из них, но менее близким к условиям другого. Отсюда и различный уровень восприятия и усвоения одной и той же темы, предусмотренной программой и учебником, в различных местах расположения школы. Именно поэтому следует обратить внимание на использование краеведческого материала в процессе обучения математике. От учителя, его умения и мастерства переделать материал, изложенный в учебнике, и подобрать примеры из окружающей действительности зависит качество усвоение материала детьми. Примеров может быть много: это задачи-расчеты, информация о животном и растительном мире, выработке продукции и т. д. – вот неполный перечень краеведческого материала для составления текстов задач, если та или иная задача мало характерна для данных условий города или села.

При подборе и составлении задач следует исходить из той функции, которую выполняет задача в учебнике в качестве основной. Если задача решается в момент усвоения нового материала, в момент объяснения новой темы, то содержание текста обязательно должно быть взято непосредственно из окружения ребенка и включать в себя понятные слова или выражения, чтобы ребенок мог сосредоточить внимание на математической стороне вопроса.

Рассмотрим несколько вариантов задач, построенных на основе материала о Чувашском крае, об окружающей реальной действительности.

3 класс.

1. От Чебоксар до Москвы поезд идет 12 ч, а самолет тратит в 6 раз меньше времени, чем поезд. Сколько часов экономит самолет для пассажира?

2. В пекарне нашего района за 3 дня израсходовали 48 мешков муки. На сколько дней хватит 80 мешков муки, если каждый день будет расходоваться одинаковое количество муки?

3. За неделю районный краеведческий музей посетили 3 первых класса, по 24 человека в каждом, и 2 вторых класса, по 28 человек. На сколько больше было на этой неделе в музее первоклассников, чем второклассников?

4 класс.

1. Расстояние между Чебоксарами и Шумерлей 130 км. Автобус проехал 117 км. Во сколько раз оставшийся путь меньше пройденного?

2. Фермер засеял пшеницей половину поля прямоугольной формы длиной 400 м и шириной 200 м. Сколько гектаров этого поля заняла пшеница?

3. Расстояние от Москвы до Екатеринбурга по железной дороге 1667 км, От Екатеринбурга до Новосибирска 1574 км и от Москвы до Иркутска 5042 км. Чему равно расстояние от Новосибирска до Иркутска?

Конечно, учитель должен заранее готовиться, иметь реальные данные, чтобы в нужный момент изменить текст задачи. Замена задачи учебника своей задачей не должна вести к изменению дидактической функции оригинала, математическая суть ее должна быть сохранена. А что касается вычислительных навыков, то от замены одних чисел другими вычислительные навыки не пострадают.

Вопрос об адаптации содержания задачи к условиям ребенка – задача нелегкая. Здесь нужно и сохранить замысел авторов учебника, и придерживаться тех же дидактических функций.

Творческий подход к текстовым задачам помог бы приблизить обучение математике к жизни и сделать его увлекательным; раскрыть роль учебника как необходимого источника познания; учить ребенка применять знания на практике, в различных жизненных ситуациях; повышать качество знаний, умений и навыков учащихся независимо от места расположения школы.

Познавательный краеведческий материал, такой, как протяженность рек местного характера, высота гор, площади территорий, протяженность территориальных границ села (города, района), нормы выработки, расстояния и т. д., дает возможность дополнить задачи учебника своими не только на этапе усвоения нового материала, но и на этапе его закрепления. Если учащиеся, скажем, решали задачи из учебника на встречное движение или пропорциональное деление, то было бы интересно составить и решить ряд задач такого вида , используя цифровые данные местного характера.

Целенаправленная работа по составлению текстовых задач на местном цифровом материале, собранном учителем или учащимися, снимает неуверенность ребенка в своих математических способностях, ликвидирует формализм в знаниях, связывает математику с окружающей жизнью, а это и есть одна из основных задач обучения математике.

Научный руководитель:

канд. пед. наук, доцент Архипова С. Е.

Яндушкина Т. Е.,

студентка V курса ППФ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

С ДЕТЬМИ, СКЛОННЫМИ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

В современной России в последнее десятилетие сложилась стойкая тенденция интенсивного роста количества детей и подростков с аддиктивным поведением, связанным со злоупотреблением различных психоактивных веществ. Проблема аддиктивного поведения неоднократно выступала предметом исследования специалистов многих областей знаний. В современной науке все большее значение придается изучению аддикции как одной из форм девиантного, отклоняющегося от нормы поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Данной проблемой занимались такие ученые, как С. В. Березин, И. В. Воеводин, А. В. Гоголева, Е. П. Ильин, Ц. П. Короленко, К. С. Лисецкий, В. Д. Менделевич, Н. А. Сирота, Н. П. Фетискин, В. М. Ялтонский и другие. Ими были изучены факторы, влияющие на предрасположенность к аддиктивному поведению, были исследованы влияния на детей различных субкультур. Так, С. А. Кулаков, понимает под аддиктивным поведением вид нарушенной адаптации в подростковом возрасте, который характеризуется злоупотреблением одним или несколькими ПАВ без признаков индивидуальной психической или физической зависимости в сочетании с другими нарушениями поведения. И. П. Короленко, А. С. Тимофеева, А. Ю. Аконов, рассматривают аддиктивное поведение как одну из форм деструктивного (разрушительного) поведения, то есть причиняющего вред человеку и обществу. А. Н. Гоголева понимает аддиктивное поведение как одну из форм отклоняющегося, девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности.

Проанализировав основные понятия аддиктивного поведения, мы выяснили, что аддиктивное поведение – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Основным мотивом личностей, склонных к аддиктивным формам поведения, является активное изменение не удовлетворяющего их психического состояния, которое рассматривается как «серое», «скучное», «монотонное», «апатичное». Такому человеку не удается обнаружить в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способные привлечь надолго его внимание, увлечь, обрадовать или вызвать иную существенную и выраженную эмоциональную реакцию. Жизнь видится ему неинтересной в силу ее обыденности и однообразности. Он не приемлет того, что считается в обществе нормальным: необходимости что-то делать, заниматься какой-либо деятельностью, соблюдать какие-то принятые в семье или в обществе традиции и нормы. Можно говорить о том, что у индивида с аддиктивной нацеленностью поведения значительно снижена активность в обыденной жизни, наполненной требованиями и ожиданиями. При этом аддиктивная активность носит избирательный характер – в тех областях жизни, которые пусть временно, но приносят человеку удовлетворение и вырывают его из мира эмоциональной бесчувственности.

Определены главные факторы развития аддиктивного поведения у детей и подростков. К ним относятся стресс, любопытство, внушаемость, педагогическая запущенность, инфантильность и недостаточное развитие навыков поведения в условиях проблемных жизненных ситуаций.

В содержание социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к аддиктивному поведению, входят диагностическая работа, включающая в себя диагностику личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование аддиктивного поведения; информационно-просветительская работа, которая расширяет компетентность ребенка в различных областях знаний; профилактическая работа, которая включает в себя информирование о последствиях злоупотребления психоактивными веществам, формирование личности и осознание ребенком ценности собственной жизни и здоровья. Профилактическая деятельность должна иметь не разовый, эпизодический характер, а представлять собой долгосрочный, протяженный во времени процесс обучения и воспитания, в котором могут быть выделены два этапа. На первом этапе профилактической работыследует сосредоточить внимание на специфическом информационном посредничестве, формирующем у детей знания о средствах, вызывающих удовольствие и зависимость, об их действии и последствиях. На этом этапе у воспитуемых складывается осознанное отношение к указанным средствам. Наконец, у них формируются навыки критического отношения к рекламе любых средств зависимости. Второй этап профилактической работы –формирование личности и осознание ребенком ценности собственного здоровья. Задача социального педагога на этом этапе – помочь ребенку укрепить свою самооценку; научить его переживать конфликты и справляться с ними, не прибегая к средствам зависимости; предоставить ему возможность осознать собственные и чужие чувства. В результате такой целенаправленной деятельности у ребенка формируются здоровые ценности и здоровое отношение к окружающему миру.

В ходе изучения данной проблемы нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе МОУ СОШ № 50 г. Чебоксары, с целью выявления уровня склонности подростков к аддиктивному поведению. Для достижения поставленной цели нами были использованы следующие методики: 1) определение склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел), 2) методика «Потребность в поисках ощущений», 3) методика «Способы преодоления жизненных проблем». По результатам проведенного исследования нами были получены следующие результаты, которые представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Уровни склонности к аддиктивному поведению

В результате проведенного нами исследования мы выявили лиц, имеющих низкий, средний и высокий уровень склонности к аддиктивному поведению. Низкий уровень был выявлен у 60 % испытуемых, средний уровень был выявлен у 12 % испытуемых и у 28 % испытуемых был выявлен высокий уровень склонности к аддиктивному поведению.

Таким образом, данные эксперимента свидетельствуют о том, что у детей, склонных к аддиктивному поведению, имеется высокая потребность в новых ощущениях, высокая склонность к риску. Также эти дети не могут самостоятельно решать возникающие у них проблемы, не могут бороться со стрессом и с негативными факторами среды. Эти факторы являются главными факторами развития аддиктивного поведения детей и подростков.

Литература

1. Гоголева, А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А. В. Гоголева. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2003. – 240 с.

2. Кулаков, С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков / С. А. Кулаков. – М. : Просвещение, 1998. – 284 с.

3. Леонова, Л. Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте / Л. Г. Леонова, Н. Л. Бочкарева. – Новосибирск. : Новосибирский медицинский институт, 2998. – 48 с.

Научный руководитель:

канд. пед. наук, доцент Романова Т. В.

Яштаева А.,

Совершенствование навыка полноценного чтения
у младших школьников

В современной начальной школе большое внимание уделяется развивающей направленности образовательного процесса. Особенности развития личности младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, специфику овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивность формирования у него общеучебных умений и навыков. Одним из таких общеучебных умений является навык чтения. За последнее десятилетие немало работ было посвящено исследованию процесса чтения и особенности его развития в начальной школе. Так, при автоматизации читательских умений младших школьников одни авторы на первое место выдвигают необходимость развития оперативной памяти и внимания учащихся (И.Т. Федоренко), другие – систему особых упражнений и их многократный повтор (В.И. Зайцев), третьи - информационно-ценностный подход ( А.М. Кушнир), четвертые – учет особенностей развития разных качеств навыка чтения (М.И. Оморокова).«Чтение – вот лучшее учение». От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы, зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Действительно, чтение – это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно-популярной литературе, к периодике. Чтение – неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств. Чтение - это то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают; это то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов.

Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер и, следовательно, используемый учеником при изучении почти всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни, когда ему приходится иметь дело с печатными и рукописными материалами, источниками какой-либо информации.

Условием овладения читательской деятельностью является также знания способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно.

Итак, чтение требует определенных знаний, умений и навыков для осуществления читательской деятельностью и вместе с тем развивает у читателя навыки трудовой и творческой деятельности, обогащает его жизненный опыт.

Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и систему обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.

Развитие навыка чтения на первом году обучения предполагает формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова, интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости, на втором году обучения – постепенное введение чтения про себя, на третьем году – наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.

Параллельно ведется работа постижения смысла прочитанного, обобщение, выделение главного, овладение приемами выразительного чтения.

Итак, цель обучения чтению исходит из общей задачи развития личности ребенка, формирование сознательного читателя, владеющего прочными навыками чтения, обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим развитием.

Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению.

Каждый из компонентов, входящих в состав навыков чтения, сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, т.е. осуществляется без напряжения, полу - или совсем автоматически.

Первичные умения, восходя на ступень первичных навыков, с помощью упражнений, тренировки поднимаются на более высокие уровни, превращаясь в более сложные умения и навыки, которые, в свою очередь, пройдя определенные пути развития, образуют еще более высокий комплекс умений и навыков. В целом навык чтения складывается из двух сторон – смысловой, которая обеспечивается процессом понимания, и технической, подчиненной первой и обслуживающей ее.

Ведущее место в этом комплексе занимает такой компонент, как сознательность, понимание того, что прочитывается. Сознательность чтения проявляется в умении читателя ясно, глубоко понять содержание текста. Это умение слагается из понимания значений отдельных слов, смысла предложений и путем установления логической или психологической связи между частями прочитанного.

Сознательное чтение текста основывается на том, что учащиеся овладели техникой чтения и сам процесс чтения не вызывает затруднений, протекает довольно быстро. Для того, чтобы учащиеся прочитали текст сознательно, проводится его анализ со стороны содержания и художественных средств изображения.

Важнейшим условием сознательного чтения является понимание структуры и содержание произведения. О сознательности чтения учитель судит по выразительности чтения и по ответам на вопросы. Собственно, чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь информацию, заключенную в читаемом тексте, понять и осознать ее.

Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем чтение – один из основных способов приобретения информации. Каждый урок чтения должен стать определенным шагом вперед на пути овладения навыками чтения. Для того, чтобы навыки чтения отрабатывались в целом и по каждому из составляющих его компонентов, любой урок чтения должен создавать для этого реальные возможности и условия. Главные из них – на каждом уроке дети должны не просто читать больше, но и работать над произведениями разнообразных жанров.

Формирование навыка чтения продолжается в течение всего периода обучения. Курс чтения основывается на совершенствовании овладения чтением как важнейшим видом речевой и мыслительной деятельности.

Для развития и совершенствования навыка чтения необходима систематическая и целенаправленная работа. Сюда относится и привитие интереса к чтению и различные виды упражнений для формитрования техники чтения.

Литература

  1. Адамович, Е. А. Чтение в начальных классах / Е. Адамович, В. Яковлева. – М., 1967. – 150 с.

  2. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах; под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.; 1977. – 134 с.

  3. Бессчастная, Е.И. Как я работаю над техникой чтения учеников / Е. И. Бессчастная // Начальная школа. – 2000. – №9. – С. 76 – 80.

  4. Бунеева, Е. В. Проверка умений и навыков чтения в конце учебного года / Е. В. Бунеева. Начальная школа «плюс минус». – 1999. – №4. – С. 73.

  5. Быстрова, Н.Л. Обучение динамичному чтению / Н. Л. Быстрова. Начальная школа. – 1994. –№11. – С. 41 – 44

  6. Васильева, М. С. На уроках чтения / М. С. Васильева // Начальная школа. – 1986. – №1. – 37 – С. 40.

  7. Горбкшина, Л. А. Выразительное чтение и рассказывание учителя / Л. А. Горбкшина. – М., 1965. – 235 с.

  8. Горкунова, Л. И. Вопросы и задания для уроков чтения: пособие для учителя / Л. И. Горкунова. – М., 1979. – 69 с.

  9. Гритчина, Н. М. Еще раз о навыках чтения / Н. М. Гритчина // Начальная школа. – 1994. – №2. – С. 24.

  10. Кучумова, Я.Н. Из опыта обучения чтению / Я. Н. Кучумова // Начальная школа. – 1974. –№3. – С. 43 – 45.

  11. Лезер, Ф. П. Рациональное чтение: более быстрое и основательное / Ф. П. Лезер. – М.: Педагогика, 1980. – 211 с.

12.Локалова, Н.К. Как преодолеть медленное чтение у школьников / Н. К. Локалова // Начальная школа: Приложение к газете «Первое сентября». – 1998. – №18. – С. 5.

Научный руководитель:
канд. филол. наук, доцент Кузнецова И.В.

оглавление

Александрова А. Использование образовательных интернет-ресурсов в учебно-воспитательной деятельности………………………

3

Ауст Е. Активизация обучения диалогической речи на уроках иностранного языка в младших классах………………………………...

6

Афанасьева Н.Типы аспектуальных ситуаций в русском и чувашском языках…………………………………………………………...

10

Афаринова С. Профилактика наркомании среди подростков…...

13

Башкирова А.Проблема преемственности между дошкольным и школьным образованием……………………………………………….

16

Белова Д. Роль наглядности при обучении математике младших школьников………………………………………………………………..

20

БородинаТ. Диагностика педагогической запущенности детей в деятельности социального педагога……………………………………..

23

Васильева А. Физическое воспитание в Древне Спарте и организация основ здоровьесберегающей деятельности в школе………….

27

Васильева Е.Деятельность социального педагога по выявлению детей, склонных к агрессивному поведению…………………………...

30

Волкова А. Развитие речи при изучении устойчивых сравнений.

33

Воронина А., Мишина А. Инновации в обучении……………….

37

Гайдук Е. Развитие математического мышления учащихся начальной школы……………………………………………………………

42

Горшкова Е. Обучение выразительному чтению младших школьников……………………………………………………………….

46

Гуслярова Т., Архипова С. Е.Пословицы и поговорки на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности младших школьников……………………………………………..

50

Дмитриева Н. Развитие абстрактного мышления школьников при изучении грамматических категорий именных частей речи……...

53

Егорова О.Формирование геометрических понятий и представлений у учащихся начальных классов…………………………………..

56

Егорова Т.Совершенствование деятельности социального педагога в процессе ресоциализации осужденных в исправительных учреждениях…………………………………………………………………

60

Захарова Л. Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

64

Иванова Л. Специфика проведения уроков внеклассного чтения

67

Иванова Р. Беляева З. М.Условия формирования успешного чтения в начальной школе………………………………………………..

70

Константинова Т.Методика решения комбинаторных задач на уроках математики в начальной школе……………………....................

77

Краснова Т.Пуçламăш классенче вěренекен ачасен пуплев культурине аталантармалли мелсем…………………………………….

81

Кротова О. В. Роль внеклассных занятий в формировании интереса к изучению математики у учащихся начальных классов…………

83

Кузьмина Н. К вопросу о нравственном воспитании младших школьников в учебной деятельности……………………………………

88

Куленок Л. Формирование орфографической зоркости и навыков самоконтроля у младших школьников……………………………..

92

Михайлова М. Преемственность в обучении математике в старших группах детских садов и первоклассников начальной школы…...

96

Романова Е. Подготовка младших школьников к креативной деятельности в условиях села……………………………………………

101

Рябкина Т.Деятельность социального педагога с неполной семьей……………………………………………………………………..

105

Рябчикова Т.Отвлеченные имена существительные в учебниках для начальной школы………………………………………………...

108

Сорокина Е.Социально-педагогическая деятельность по формированию мотивации к учению среди учащихся асоциального поведения…………………………………………………………………….

111

Сымова М. В. Использование нестандартных задач в обучении математике в начальных классах………………………………………...

116

Тарасова М. П.Подготовка старшеклассников к семейной жизни

119

Тимофеева Н. Основные направления социально-педагогической деятельности с педагогически запущенными детьми..

123

Фурсикова О.Причины табакокурения среди подростков……...

127

Штыкова Е. Формирование лексических навыков при обучении иностранному языку с использованием страноведческого материала..

131

Шутеева А. А. Обучение математике первоклассников в адаптационный период………………………………………………………..

133

Юдина Н. Профилактика алкогольной зависимости среди подростков…………………………………………………………………….

136

Юлина А. Использование краеведческого материала на уроках математики в начальных классах………………………………………..

140

Яндушкина Т.Социально-педагогическая деятельность с детьми, склонными к аддиктивному поведению…………………………….

143

Яштаева А.Н. Совершенствование навыка полноценного чтения у младших школьников……………………………………………...

145



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МОДУЛЬНОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

    Учебно-методическое пособие
    ... образовательной практики, будут полезны студентампедагогическихвузов и ... , «Школа (вуз) нашими глазами». «Виртуальная экскурсия» ... теория и практика.- М.: Изд.дом «Новый учебник», 2003. Карстанье П. Миссия школы//Управление в образовании. Проблемы ...
  2. Педагогические условия обеспечения личностно-профессионально ориентированного обучения

    Документ
    ... педагогическойтеории и практики дает возможность наметить перспективы дальнейшего исследования проблемы: разработка социально-педагогических ... её изучения и ослабляет ценность в глазахстудентов. Помимо этого, принципиальные возможности воспитательно ...
  3. МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ научно-практическОЙ конференциИ (1)

    Документ
    ... просматривается вечная проблемапедагогическойтеории и практикипроблема воспитания студентов в условиях ... реабилитации их в глазах населения, привлечению молодежи ... развития студента в вузе достигаются: 1. воспитанием у студентов высоких морально ...
  4. Российский журнал истории теории и практики медиапедагогики № 1/2010

    Документ
    ... медийная эпоха глазами культуролога……………………………….. 107 ... результата: преподаватели, аспиранты и студентывузов, ученые-исследователи в области ... Педагогическаятеория, эксперимент, практика. Иркутск: ИПКРО, 2009. Иванова Л.А., Григорьева И.В. Проблема ...
  5. 2 2009 Российский журнал истории теории и практики медиапедагогики

    Документ
    ... Пензина «Некоторые проблемытеории и практики телевизионной пропаганды ... студентовпедагогическоговуза. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Вологда, 2004. Короченский А.П. Медиакритика в теории и практике ... заглядывает вам в глаза, в самую душу ...

Другие похожие документы..