Главная > Документ


ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

1

2010

КУРГАН

Приложение

к научно-практическому журналу

«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗАУРАЛЬЕ»

Главное управление образования Курганской области и

Институт повышения квалификации и переподготовки

работников образования Курганской области

Приложение

к научно-практическому журналу

«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗАУРАЛЬЕ»

Редакционная коллегия:

Главный редактор:

В.И. Дружинин -

ректор Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ

Заместители главного редактора:

Н.А. Криволапова -

проректор по науке и развитию образования Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ

А.В. Шатных -

проректор по методической работе и информатизации Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, кандидат педагогических наук, доцент

Члены редакционной коллегии:

В.В. Шалай -

главный специалист Главного управления образованием Курганской области

Л.В. Никулина -

зав. отделом редакционно-издательской деятельности и маркетинга Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области

Ответственный секретарь:

О.М. Болдырева -

заведующая кабинетом информационных связейИнститута повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области

Макет:

Е.А. Сергеева -

зав. кабинетом корректорской деятельности Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области

Адрес редакции:

640000 г. Курган, ул. Пичугина, 38, к. 202, тел. 53-76-68, факс 57-55-85,

Е-mail: KIPK@

© Главное управление образования

Курганской области

© Институт повышения квалификации и

переподготовки работников образования

Курганской области

Научно-практический журнал

Главного управления образования Курганской области и

Института повышения квалификации и переподготовки

работников образования Курганской области

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

ЗАУРАЛЬЕ

(приложение)

1

2010 год

I. Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе

«Сердце будущим живет» или Размышления об инновационной работе в учреждениях образования Далматовского района


Шаврина О.Г., доцент кафедры ГО,

к.п.н., заслуженный учитель РФ

«Сердце будущим живет» - эти слова великого А.С.Пушкина в полной мере можно отнести к инновационной деятельности, которая устремлена в будущее, прогнозирует, проецирует его.

Инновация – одно из самых модных и актуальных слов современной жизни, слово, ставшее привычным за последние 20 лет. Инновации в социальной жизни, экономике, образовании…

Инновационную деятельность учреждений образования сегодня, в частности, стимулирует Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. Семинары, практикумы, проводимые на курсах, дают реальное представление об организации инноваций.

Устремленность в будущее характеризует деятельность образовательных учреждений Далматовского района: создана стройная система инновационной работы, которая включает экспериментальные площадки областного, муниципального, учрежденческого уровня, педагогов-новаторов, внедряющих инновационные технологии. Каждая инновационная площадка – это предвосхищение школы будущего.

Сегодня в образовательных учреждениях района действует 26 экспериментальных площадок: 5 областного уровня (две экспериментальных и три внедренческих), 18 площадок; деятельность всех площадок осуществляется по одному из направлений:

духовно-нравственное воспитание учащихся;

здоровьесберегающие технологии;

предпрофильная подготовка и профильное обучение;

школа трудового обучения;

использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;

организация исследовательской деятельности обучающихся;

гражданско-патриотическое воспитание;

формирование познавательных компетенций обучающихся;

предшкольное образование.

Анализ тем областных экспериментальных площадок показывает, что педагогические работники Далматовского района умеют видеть актуальность и значимость проблемы.

1. Использование традиций русского народа в образовательном процессе как средство воспитания нравственности школьников.

МОУ «Любимовская ООШ» (Князева Людмила Сергеевна, директор школы;

Дисенгулова Айман Жетписбаевна, заместитель директора по УВР).

Школа – центр воспитания любой нации. От того, каковы ее духовно-нравственные традиции и основы, зависит качественное состояние народа. Система образования является важным слагаемым в формировании национального самосознания.

В настоящее время идет процесс рождения национальных школ в республиках СНГ, российских автономиях и самой России. Этот процесс коснулся и Курганской области, являющейся многонациональным регионом: в области проживают представители 109 национальностей.

2. Реализация процесса физического воспитания, включающего проведение ежедневного урока физической культуры.

МОУ «Кривская средняя общеобразовательная школа» (Муратов Владимир Иванович, директор школы; Плотников Алексей Владимирович, заместитель директора по ВР).

По данным статистики, в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение числа хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончанию школы. Введение ежедневного урока физкультуры способствует формированию здоровой личности.

3. Организация профильного обучения в условиях сельского территориального школьного округа. МОУ «Уксянская СОШ (Бендюжик Надежда Александровна, директор школы).

Профильное обучение, реализующее личностно-ориентированный подход, принципы дифференциации, индивидуализации.

4. Социально-профессиональное самоопределение обучающихся старших классов сельской школы. МОУ «Кривская средняя общеобразовательная школа».

Проблемы подготовки школьников к жизни являются важными для сельского социума.

5. Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в начальной школе. МОУ «Далматовская начальная общеобразовательная школа» (Шаталова Татьяна Федоровна, директор школы).

Формирование здоровьесберегающей образовательной среды необходимо для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения учеников начальной школы, сохранения их здоровья.

Актуальны и темы экспериментальных площадок муниципального уровня.

В МОУ «Далматовская СОШ № 2» организована инновационная площадка «Школа критического мышления», которая имеет своей целью формирование информационно-коммуникационной компетентности обучающихся.

Учение, ориентированное на выработкунавыков критиче­ского мышления, предусматривает не просто активный поискучащимися инфор­мации для усвоения, а соотнесение того, что они усвоили, с собст­венным опытом, а также сравнение усвоенного с другими исследованиями в дан­ной области знания. Учащиеся вправе подвергать сомнению достоверностьпли ав­торитетность полученной информации, проверять логику доказательств,делать выводы, конструировать новые примеры для её применения, рассматривает воз­можности решения проблемы и т.д.

Формирование информационно-коммуникационной компетентности. МОУ «Кривская средняя общеобразовательная школа».

Информационно-коммуникационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать учебный процесс.

Проблема предшкольного образования успешно реализуется в МДОУ «Детский сад №10 комбинированного вида» (заведующая д/с Зуйкова Н.К.), МДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида» (заведующая д/с Задорина Л.М.).

Руководителями, вдохновителями всех инновационных площадок района являются работники института повышения квалификации и переподготовки: Криволапова Н.А., проректор по науке и развитию образования ИПК И ПРО, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ; Абрамов Эдуард Николаевич, заведующий кабинетом физических и спортивных дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент; Должикова Римма Александровна, заведующая кафедрой управления, кандидат педагогических наук, доцент; Ионина Наталья Геннадьевна, заведующая кафедрой естественно-математического образования, кандидат педагогических наук, доцент, Квашнин Евгений Геннадьевич, доцент кафедры естественно-математического образования.

Успешности работы инновационных и экспериментальных площадок способствует деятельность заведующей районным методическим кабинетом Далматовского района Драницыной Натальи Викторовна, которая мудро активизирует их. Координацию осуществляет районный экспертный совет, возглавляемый заместителем заведующего управлением отдела по делам образования, молодежи, культуры, спорта, туризма Степанова Марина Николаевна.

Деятельность совета осуществляется в соответствии с планом. План – ориентир деятельности, включающей отчеты инновационных площадок, экспертизу программ элективных курсов рекомендации, а научно-методическое сопровождение осуществляют сотрудники института повышения квалификации и переподготовки Курганской области.

Инновационная деятельность образовательных учреждений позволяет им искать, устремиться в будущее, работать для него.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО

МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Афанасьева И.И., учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №47»

Современному человеку крайне важно обладать способностью приобретать знания и использовать их для решения сложных задач. Это, в свою очередь, требует умения мыслить критически, т.е. уметь работать с информацией: находить и отбирать нужную информацию для решения поставленных задач, анализировать и оценивать ее, делать обоснованные выводы и принимать решения. Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов: насколько правильно принятое нами решение или достигли ли мы цели. Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса — хода рассуждений, которые привели к определенным выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решений.

Сегодня можно найти очень много литературы о новых педагогических технологиях, в том числе о технологии критического мышления. Это одна из универсальных методик. Технология критического мышления пришла к нам из США, где она активно используется. В 1997 году, благодаря волонтерскому движению, началось распространение технологии развития критического мышления (РКМ) в российском педагогическом сообществе.

Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность обучающихся для достижения поставленных учебных целей. Эта технология помогает преподавателю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие школьников в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность уроков.

Занятие в технологии РКМ состоит из трех фаз:

ВЫЗОВ: пробуждение интереса к изучаемой теме, актуализация знаний по теме и целеполагание. Реализация этого этапа может осуществляться посредством таких приемов, как мозговой штурм, инсерт,постановка проблемных вопросов, конструирование плана изучения материала совместно с учениками. Педагогический результат этапа заключается в повышении мотивационной, информационной и коммуникационной составляющей личности обучающегося.

ОСМЫСЛЕНИЕ или реализация смысла: знакомство с новой информацией. Целью этого этапа выступает развитие творческого мышления; навыков самостоятельной работы; освоение приемов поисковой деятельности, эвристической деятельности. Реализации этой технологической фазы способствуют различные приемы: прием пошагового чтения, составление кластера, прием цепочки проблемных вопросов, «продвинутая лекция», ключевые термины, взаимоопрос. Результатом этой фазы выступает креативное знание, а так же когнитивные умения — умение отслеживать свое понимание прочитанного, услышанного.

РЕФЛЕКСИЯ или размышление: новые знания присваиваются и включаются в систему имеющихся сведений по теме, вырабатывается отношение к ней, намечаются пути дальнейшего поиска по теме и т.д. Способность к рефлексии является одним из условий творческой деятельности. Цель этого этапа — персонализировать знание; увеличить прочность, глубину знаний; осознать, осмыслить актуальное знание. Приемы, использующиеся на данном этапе: сочинение стихов (синквейн, хайку);  приемы познания (анализ, синтез, аналогия); перекодирование информации (графический эквивалент); диалог (логическая цепочка, дискуссия); письменное изложение выводов («я понял, что…», «я думаю, что …»).

По мнению сторонников технологии, к каковым отношу и себя, работа в данном направлении приводит к следующим положительнымрезультатам:

высокая мотивация обучающихся к образовательному процессу;

возрастание мыслительных возможностей учеников, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой;

развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими;

развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека;

развитие умения анализировать получаемую информацию. 

Рассмотрим практическое использование приемов критического мышления на примере творческой мастерской по новелле П.Мериме «Маттео Фальконе».

Этапы урокаи приемы использования технологии развития критического мышления.

I. Индукция. Прием «мозговая атака».

Дидактическая задача «мозговой атаки» активизировать имеющиеся знания на первой стадии урока при работе с фактологическим материалом.

Задания для обучающихся:

-назовите ключевые понятия, без которых замысел автора, идею новеллы не понять;

-опишите цветовую гамму, с которой у вас ассоциируются эти понятия, а значит и все произведение в целом;

-подберите для этого произведения другое название, используйте в нем ключевые понятия или цвета.

Выступления групп после внутреннего обсуждения и взаимообогащения.

Ключевые понятия новеллы:

честь

предательство

наказание

убийство

Цветовая гамма:

Красный, кровавый

черный

темный

темно – коричневый

стальной

Варианты названий новеллы:

Предательство Фортунатто

Сын – предатель

Суд чести

Убийство сына

Наказание смертью

Черный день

Береги честь смолоду.

(Все варианты предложены учениками)

II. Самоконструкция. 5-минутное эссе по методике свободного письма.

Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять.

Задание для обучающихся:

-напишите эссе на тему «Меня предали»; опишите, что, по вашему мнению, испытывает человек, которого предали.

-ответьте на вопрос, сможете ли вы простить предателя.

После самостоятельного творчества семиклассники делятся друг с другом своими рассуждениями, выбирают самые интересные для афиширования в классе.

III. Социоконструкция. Погружение в текст. Составление кластера.

Дидактическая задача - систематизировать информацию, найденную в процессе работы с текстом произведения.

Задание для обучающихся: выписать из текста характеристики Маттео Фальконе и Фортунатто.

Содержание кластеров

Маттео Фальконе

  • довольно богатый человек

  • около 50 лет

  • меткий стрелок

  • хороший друг

  • опасный враг

  • услужливый для друзей

  • щедрый к бедным

  • со всеми в округе жил в мире

  • имя его пользовалось доброй славой

  • его совесть была чиста

  • Совершил правосудие

Фортунатто

  • около 10 лет

  • долгожданный, любимый ребенок

  • подавал большие надежды

  • бесстрашный

  • ловкий

  • с хитростью дикаря

  • шельмец, плут, мошенник

  • был похож на кота, которому подносят целого цыпленка

  • не может справиться с соблазном

  • Первый в роду стал предателем

IV. Социализация. Дискуссия.

Дидактическая задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, переосмысление полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

Вопросы для дискуссии:

Как вы оцениваете поступок отца и сына?

Как оценивает поступки героев автор: убийство или правосудие? предательство или ошибка?

Насколько важен для вас и для автора обычай Корсики, определивший поступок Маттео Фальконе?

Обсуждение внутри группы. Выступления групп. На этом этапе мастерской побеждает мнение, что Маттео Фальконе совершает жестокое убийство, а его сын совершает ошибку, за которую его можно было простить.

V. Самокоррекция. Острые вопросы.

Участникам мастерской предлагается задать вопросы автору или героям новеллы, чтобы выяснить то, что волнует или осталось непонятным.

Составляется список вопросов (большая часть из них отражает непонимание и несогласие с поступком главного героя)

VI. Разрыв. Прием познания, интерпретация, ключевой термин.

Задания и вопросы:

- Сравните двух отцов, Маттео Фальконе и Тараса Бульбу.

- Что общего между героем Гоголя и героем Мериме?

- В чем вы видите разницу, чье отношение к сыну жестче? Чем вы объясните разное поведение отцов после смерти сыновей?

- Как объясняет нам поступки героев понятие «героический характер в литературе»?

VII. Рефлексия. Логические цепочки и 5-минутное эссе.

Дидактическая задача: подытожить свои знания по изученной теме.

Задание: Составьте из ключевых слов (честь, предательство, малодушие, убийство) логическую цепочку. Что вы поставите на первое место? Объясните свое мнение в письменном высказывании.

Чтение по кругу.

В качестве домашнего задания предлагается выбрать вопрос, который обучающийся считает очень важным и для жизни современного подростка и ответить на него письменно.

Итак, использование приемов технологии критического мышления позволяет учителю помочь обучающимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе. Появляется реальная возможность создать в классе атмосферу партнерства.

Список литературы

  1. Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999.

  2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособ. для учителя. М.: Просвещение, 2004.

  3. Матвеева Т.М. Формирование критического мышления у современного школьника//Ученик в обновляющейся школе. М., 2002.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал

    Документ
    ... практический журнал Главного управленияобразования Курганской области Учредитель – Главное управлениеобразования Курганской области ... ОУ отделом контроля качества образования Главного управленияобразования Курганской области выявлены следующие ...
  2. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал (1)

    Документ
    ... журнал Главного управленияобразования Курганской области Учредитель – Главное управлениеобразования Курганской ... отделом профессионального образования, Управлением по надзору и контролю в сфере образования Главного управленияобразования Курганской ...
  3. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал (2)

    Документ
    ... практический журнал Главного управленияобразования Курганской области Учредитель – Главное управлениеобразования Курганской области ... ОУ отделом контроля качества образования Главного управленияобразования Курганской области выявлены следующие ...
  4. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал (3)

    Документ
    ... журнал Главного управленияобразования Курганской области Учредитель – Главное управлениеобразования Курганской области ... Ю.В. Кондратова - главный специалист Главного управленияобразованием Курганской области Л.В. Никулина - заведующая издательским ...
  5. Г лавное управление образования педагогическое зауралье

    Документ
    ... имеют высшее педагогическое образование. Со средним профессиональным образованием в отделах и управленияхобразования работают 10% ... специалистов системы дополнительного образования детей / Главное управлениеобразования Курганской области; ИПКиПРО ...

Другие похожие документы..