Главная > Документ


из опыта Применения кейсовой технологии

на уроках информатики

Пырьева В.В., учитель информатики и ИКТ МОУ «СОШ №2»г. Катайска Курганской области

Самая молодая и самая проблемная из всех школьных дисциплин – информатика. Одной из основных проблем является недостаток методик преподавания. Существует сходство между информатикой, математикой и физикой в способах организации учебного процесса, в методиках обучения. Разумеется, в школе, при преподавании информатики часто используются уже отработанные методики, которые при учёте специфических проблем нуждаются в корректировке.

Важной проблемой являются не только различия материального и культурного уровня семей обучающихся, разные уровни доступа к компьютеру, но и то, что знания учащиеся приобретают не только на уроках, дома, но и в учреждениях дополнительного образования. Иногда дети приходят на уроки уже с имеющимися удостоверениями, и изучать ту или иную тему им становится неинтересно.

Обычно на уроки информатики школьники всех классов идут с удовольствием, и связано это с тем, что компьютер сам по себе уже является стимулом к изучению предмета. Этот стимул в последнее время ослабевает, в связи с проникновением компьютера во многие сферы человеческой деятельности, он становится привычным. Вот почему так остро стоит проблема разработки и совершенствования методик преподавания школьной информатики.

Новые информационные технологии позволяют наиболее эффективно реализовывать возможности обучающихся. Среди разнообразных педагогических технологий можно выделить кейсовую (кейс-метод).

Кейс-метод – метод анализа ситуаций.

Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Кейс представляет собой результат отражательной деятельности преподавателя. Как интеллектуальный продукт он имеет свои источники.

Первичные источники формирования кейсов

  1. Общественная жизнь во всем своём многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса.

  2. Образование определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в кейс-метод и другие методы обучения и воспитания.

  3. Наука – это третий источник кейса, как отражательного комплекса.

Вторичные источники формирования кейсов

  1. Художественная и публицистическая литература. Эффективное использование фрагментов из художественной литературы и публицистики могут не только украсить кейс, но и сделать его интересным, динамичным, хорошо усваиваемым. Фрагменты из публицистики повышает к нему интерес со стороны обучающихся. Применение художественной литературы и публицистики навязывает кейсу культурологическую функцию, стимулирует нравственное развитие личности.

  2. Местный материал. Большая масса кейсов, которые используются в программах и курсах, может базироваться на местном материале. И в данном случае речь идет не о том, что кейсы должны освещать только опыт национальных предприятий. Имеются в виду те компании и те товары или услуги, которые присутствуют на национальном рынке в том или ином виде.

  3. Статистические материалы, сведения о состоянии рынка, социально-экономические характеристики предприятия и т.п. Статистические материалы размещают либо в самом тексте кейса, либо в приложении.

  4. Анализы научных статей, монографий и научных отчетов,посвященных той или иной проблеме. Произведения науки придают кейсу большую строгость и корректность.

  5. Интернет с его ресурсами. Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью.

Все источники информации для кейсов представляют собой продукты человеческой деятельности. В них проявляются интересы людей, их субъективизм, а порой ложь и заблуждения. Однако ложь недопустима в базовом знании кейса. И самое главное в том, что ложные представления и заблуждения обязательно должны быть разоблачены в процессе анализа кейса.

Виды кейсов

  1. Практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации. Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. Учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.

  2. Обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение. Кейс с доминированием обучающей функции отражает жизнь не один к одному. Во-первых, он отражает типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни, и с которыми придется столкнуться специалисту в процессе своей профессиональной деятельности. Во-вторых, в обучающем кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нем жизни.

  3. Научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности. Основной смысл исследовательского кейса заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Применять его лучше всего не как метод общеобразовательного обучения, а как метод повышения квалификации, т.е. как метод переподготовки профессионалов.

Дидактические принципы, лежащие в основе кейс-метода

  1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

  2. Максимальное предоставление свободы в обучении.

  3. Обеспечение учеников достаточным количеством наглядных материалов, которые касаются задач (статьи в печати, видео-, аудиокассеты и СD-диски, продукция компаний, деятельность которых анализируется).

  4. Ученик не загружен большим объемом теоретического материала, концентрируется лишь на основных положениях.

  5. Формирование у обучающихся навыков умения работать с информацией.

  6. Акцентирование внимания на развитии сильных сторон ученика.

Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода

  1. Она осуществляется за пределами кабинета и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя. Однако хорошо подготовленного кейса мало для эффективного проведения занятия. Для этого необходимо еще подготовить методическое обеспечение, как для самостоятельной работы студентов, так и для проведения предстоящего занятия.

  2. Деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад учеников в анализ ситуации.

В этом учебном году я решила применить на уроках информатики в 10 классе кейсовую технологию при изучении темы «Алгоритмы».

Учащимся был предложен вариант работы с кейсовой технологией по следующей схеме: вначале ученики самостоятельно изучают теоретический материал. Затем решают предложенные в конце темы задачи, отвечают на теоретические вопросы. Затем задают вопросы, если таковые имеются по одному или нескольким модулям, показывают домашнюю работу (самостоятельно решенные задачи). На следующем занятии они выполняют контрольную работу, тесты.

Ниже представлен лист контроля для каждого обучающегося:

Тема

Вопросы и задания по теории

(оценка)

Домашняя работа

(оценка)

Контрольное тестирование

(оценка)

1

Этапы решения задач. Алгоритм и его свойства. Способы записи.

 

 

 

2

Виды алгоритмов.

 

 

 

3

Запись алгоритмов с помощью блок-схем.

 

 

 

Оценка “отлично” за контрольное тестирование выставляется, если учащийся набрал более 80% от максимального количества баллов, “хорошо” более 66%, оценка “удовлетворительно” выставляется, если учащийся набрал не менее 50%.

Достоинства использования кейсовой технологии:

  1. Естественным образом достигается оптимизация темпа работы учащегося.

  2. Легко достигается уровневая дифференциация обучения.

  3. Урок можно обеспечить материалами из удаленных источников, пользуясь средствами телекоммуникаций.

  4. Работа с кейсом приобретает характер учебной игры, и у большинства учащихся повышается мотивация учебной деятельности.

  5. Увеличивается количество тренировочных заданий.

Недостатки использования кейсовой технологии:

  1. Трудность данной технологии в создании кейса. Много времени тратится на подбор как теоретической, так и практической части. Среди имеющегося на рынке программного обеспечения много некачественного, не учитывающего специфику работы с обучающимися, имеющего много фактических или методических ошибок. На классическом уроке, имеется возможность скорректировать тот или иной материал, сделать его доступнее, решить другим способом.

  2. При создании кейса нельзя учесть особенностей конкретной группы обучающихся, поэтому крайне важна роль преподавателя.

  3. Не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся.

  4. Диалог с кейсом лишен эмоциональности и, как правило, однообразен.

Приложение

Примерные материалы из кейса к лекции №1.

«Этапы решения задач. Алгоритм и его свойства. Способы записи»

(Все материалы были предложены учащимся в электронном варианте)

Контрольные вопросы и задания по материалам лекции №1

Задание 1. Какие из документов являются алгоритмами?

  1. Программа телепередач

  2. Правило правописания приставок, оканчивающихся на з, с

  3. Кулинарный рецепт приготовления блюда

  4. Инструкция по сборке проданного в разобранном виде шкафа

  5. Порядок набора международного телефонного номера

  6. Настенный календарь на текущий год

  7. Каталог книг в библиотеке

  8. Рецепт приготовления клея

  9. Правила игры в футбол

  10. Политическая карта мира

  11. Телефонный справочник

  12. Файл Readme, содержащий информацию об инсталляции программы

  13. Вычисление корней квадратного уравнения

  14. Решение шахматной задачи

  15. Инструкция по сборке видеомагнитофона

  16. Морфологический разбор слова

Задание 2. Установите соответствие между свойствами алгоритма и ситуациями, в которых эти свойства были нарушены.

Переставьте строки второго столбца, чтоб они соответствовали строкам первого. Запишите в ответе последовательность из пяти букв, соответствующую последовательности названий строк второго столбца.

1. Результативность

А. Компьютер посчитал результат вычислений, но не вывел его на экран.

2.Конечность

(Завершённость)

Б. Программист составил программу для одного конкретного значения исходных данных.

3. Массовость

В. В алгоритме в одной из строк программист написал «И так далее».

4. Дискретность

Г. В программе для Черепашки кто-то вместо команды НАПРАВО написал ВПРАВО.

5. Понятность

Д. В инструкции по приготовлению горячего блюда содержался пункт «Ждать, пока закипит», но оказалась ошибочно пропущена строка «Включить плиту».

Задание 3. Некоторый исполнитель живёт на числовой оси. Он умеет выполнять две команды: ВПЕРЁД 3 (перемещается вправо по числовой оси на 3 единицы) и НАЗАД 2 (перемещается влево по числовой оси на 2 единицы). Исполнитель выполнил программу, состоящую из 50 команд, в которой команд «НАЗАД 2» на 12 больше, чем команд «ВПЕРЁД 3». (Других команд в программе не было).

На какую одну команду можно заменить эту программу, чтобы исполнитель переместился в ту же точку, что и после выполнения программы?

А) вперед 3

Б) назад 4

В) назад 5

Г) вперед 5

Д) вперед 4

Задание 4. Вы обучаете Светлого Робота перемещаться по клетчатому полю, в котором между соседними клетками могут располагаться стены. Начальное положение Светлого Робота – клетка a1.

Робот умеет выполнять команды:

(1) – передвигается на одну клетку вверх;

(2) - передвигается на одну клетку вниз;

(3) - передвигается на одну клетку вправо;

(4) - передвигается на одну клетку влево.

6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

В какую клетку попадёт Робот, если выполнит команды: 1111314?

Задание 5. Продолжение задания 4. На поле расположены ещё три Робота (шоколадного цвета). Их начальные положения указаны на рисунке. Сможет ли кто-то из них добраться до клетки, в которую стремится Светлый Робот, за меньшее число команд.

Если сможет, то приведите в качестве ответа начальное положение такого Робота. Если нет – выведите в ответе 0.

А) f5 Б) а6 В) с4 Г) е6 Д) b6

Домашнее задание по материалам лекции №1

  1. Запишите исполнителей для приведённых ниже видов работ:

Уборка мусора во дворе –

Перевозка пассажиров в поезде –

Выдача заработной платы –

Приём экзаменов в школе –

Сдача экзамена в университете –

Набор текста на компьютере –

Приготовление еды в ресторане -

2. Есть исполнитель «Перевозчик», который перевозит через реку волка, козу и капусту. Напишите алгоритм перевоза через реку волка, козы и капусты, если СКИ «Перевозчика» содержит 5 команд: ВЗЯТЬ КОЗУ, ВЗЯТЬ ВОЛКА, ВЗЯТЬ КАПУСТУ, ВЫСАДИТЬ, ПЕРЕПЛЫТЬ. В лодку может поместиться только один предмет или животное. Нельзя оставлять на берегу одних волка с козой и козу с капустой.

3. Напишите алгоритм приготовления какого-либо блюда. Какими свойствами он обладает?

4. Есть исполнитель «Арифмометр», который понимает следующие команды:

- взять число N (занести в память число N),

- умножить (перемножаются занесённые в память последние два числа),

- сложить (складываются занесённые в память последние два числа),

- вычесть (вычисляется разность занесенных в память последних двух чисел),

- результат (вывести результат)

Какой результат будет получен при выполнении приведённого ниже алгоритма?

- взять число 4,

- взять число 8,

- взять число 2,

- вычесть,

- взять число 10,

- умножить,

- взять число 56,

- вычесть,

- вычесть,

- результат.

Дайте объяснение своему ответу (приведите формулу для вычисления).

5. Почему приведённые ниже алгоритмы для исполнителя «Арифмометр» не могут бытьвыполнены (какие свойства алгоритма нарушены)?

А) – взять число 4,

- взять число 5,

- умножить,

- вычесть,

- результат.

Б) – взять число 6,

- взять число 3,

- разделить,

- результат

В) – взять число,

- взять число,

- сложить,

- результат



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал

    Документ
    ... практический журнал Главного управленияобразования Курганской области Учредитель – Главное управлениеобразования Курганской области ... ОУ отделом контроля качества образования Главного управленияобразования Курганской области выявлены следующие ...
  2. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал (1)

    Документ
    ... журнал Главного управленияобразования Курганской области Учредитель – Главное управлениеобразования Курганской ... отделом профессионального образования, Управлением по надзору и контролю в сфере образования Главного управленияобразования Курганской ...
  3. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал (2)

    Документ
    ... практический журнал Главного управленияобразования Курганской области Учредитель – Главное управлениеобразования Курганской области ... ОУ отделом контроля качества образования Главного управленияобразования Курганской области выявлены следующие ...
  4. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал (3)

    Документ
    ... журнал Главного управленияобразования Курганской области Учредитель – Главное управлениеобразования Курганской области ... Ю.В. Кондратова - главный специалист Главного управленияобразованием Курганской области Л.В. Никулина - заведующая издательским ...
  5. Г лавное управление образования педагогическое зауралье

    Документ
    ... имеют высшее педагогическое образование. Со средним профессиональным образованием в отделах и управленияхобразования работают 10% ... специалистов системы дополнительного образования детей / Главное управлениеобразования Курганской области; ИПКиПРО ...

Другие похожие документы..