Главная > Документ


Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам в системе дополнительного образования

Е.В.Осипова, директор Центра дополнительного образования «Пролог» г. Тюмень

Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т.е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью (Кухаренко В.А.). Одним из основных критериев сформированности коммуникативной компетентности личности является рефлексия, когда человек способен оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами партнера. Необходимо, чтобы у человека были также сформированы умения устанавливать связь с собеседником, анализировать его сообщения, адекватно реагировать на них, умело, пользуясь как вербальными, так и невербальными средствами общения. Определяя коммуникативную компетентность как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения коммуникативного воздействия в определенном круге ситуаций межличностных контактов, мы считаем, что коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшнего благополучия ученика, но и как ресурс благополучия его будущей взрослой жизни. Наиболее эффективным инструментом познания в условиях коммуникативно-ориентированного обучения является иностранный язык, который становится также средством социокультурного образования.

Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам означает формирование у школьников коммуникативной компетенции языковой, разговорной, практической, социально лингвистической и мыслительной, когда ученик готов использовать иностранный язык как орудие речемыслительной деятельности. Основным действием, с помощью которого осваивается иностранный язык, является процесс общения, речевая коммуникация, в процессе которой происходит не только обмен мыслями и чувствами, но и освоение языковых средств, придания им обобщенного характера.

В рамках базисного учебного плана и стандартов общего образования невозможно в полной мере достигнуть всеобъемлющего эффекта формирования коммуникативной личности, по причине регламентации образовательного процесса (единый учебный план, единые учебные программы, итоговый контроль в формате ЕГЭ). Только в условиях дополнительного образования, в котором процесс получения знаний личностно ориентирован, можно достичь желаемого результата. Дополнительное образование позволяет в полной мере раскрыть творческие возможности, как педагога, так и ученика, используя различные формы и методы формирования коммуникативной компетентности. Это и определяет сущность коммуникативного общения, которая заключается в том, что процесс обучения является моделью процесса общения. В этом случае коммуникативность рассматривается не как методический принцип, пусть даже и ведущий, а как принцип методологический, который определяет, с одной стороны, методические принципы обучения, а с другой – выбор общенаучных методов познания, исходных для построения процесса обучения.

Коммуникативность предполагает не «обучение иностранному языку», а «иноязычное образование». Целью иноязычного (как и любого другого) образования является сам человек, точнее, становление человека, духовного. А содержанием образования является культура, в нашем случае – иноязычная культура, которая имеет четыре аспекта:

-познавательный (знания о языке и культуре страны);

-развивающий (способности);

-воспитательный (нравственность);

- учебный (владение умением общаться).

В соответствии с коммуникативной направленностью обучения строится учебный процесс, в котором ситуация задается педагогом. Предметом речевой деятельности являются мысли, которые выражаются в связи с определенными мотивами в пределах определенной темы. Побуждение к речи может быть и внутренним (исходящим из потребностей самого человека) и внешним (исходящим от другого лица). Сама ситуация может заключать в себе противоречия, которые будут решены в процессе коммуникативного взаимодействия. Такая ситуация называется проблемной. Динамичность ситуации зависит от активности коммуникантов, их заинтересованности в общении, общности интересов, их отношением друг к другу, к ситуации.

Большое внимание уделяется созданию коммуникативной атмосферы. Роль преподавателя качественно меняется. Он становится стратегом, реализующим концепцию учебников и дополняющим их коммуникативными материалами. Значение имеет и поведение преподавателя, который организует иноязычное общение, дает время на размышление, не требуя моментального ответа, осуществляет гибкую коррекцию ошибок и т.д. Для успешной реализации идей коммуникативного метода необходима соответствующая материальная база и техническое оснащение. В нашем случае это: лингафонные кабинеты, позволяющие на каждом занятии вести индивидуальную работу по отработке навыков устной речи, оборудование для проведения телемостов с 4 аудиториями одновременно, которое используется нами для ежемесячного общения с носителями языка, а также интерактивные доски и многое другое.

В соответствии с коммуникативным методом, обучение варьируется в зависимости от уровня обучаемых. Прежде всего, учебный процесс направлен на формирование содержания, которое помогает ориентироваться в мире чужой культуры, развивает собственный мир видения разных культур. Обучаемые выступают как активные партнеры по общению, их побуждают к осознанному и самостоятельному использованию языковых и речевых средств. Занятия имеют социальный характер, фронтальная работа заменяется на партнерскую, индивидуальную и групповую. Работа по коммуникативному методу, активное использование учебников и пособий с коммуникативной направленностью в учебном процессе дает положительные результаты при обучении иностранному языку. Для организации процесса формирования коммуникативной компетентности важно использование коммуникативной методики. В связи с этим необходимо соблюдение следующих характеристик, позволяющих назвать образовательный процесс коммуникативным:

-иноязычное образование,

-реальное общение,

-личностный смысл,

-мотивированность любого действия,

-речемыслительная активность,

-связь общения с другими видами речевой деятельности,

-ситуации как системы взаимоотношений,

-функциональность,

-новизна и эвристичность,

-содержательность,

-проблемность.

Первый уровень формирования коммуникативной компетентности – уровень начинающего, не ограничивающийся возрастными рамками. Для него характерно развитие исходных умений в основных видах иноязычной речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме) на основе начальных языковых и страноведческих знаний и навыков. На первом этапе обучения желательно достичь данного уровня и заложить основы для достижения следующего уровня.

Второй уровень – уровень элементарной коммуникативной компетентности. Он предполагает развитие способности и готовности устно объясниться с носителем языка в ограниченном числе стандартных ситуаций общения, добиваясь в целом взаимопонимания, а также извлечь информацию из облегченного устного и письменного текста, написать письмо. На втором этапе возможно достижение этого уровня, однако сформулированные речевые умения нуждаются в закреплении и развитии в последующем.

Третий уровень – уровень продвинутой коммуникативной компетентности. Он позволяет практически использовать иностранный язык в относительно естественных условиях общения без значительных ограничений (имеющих место на предыдущем этапе), например, читать несложные аутентичные тексты, уметь объясниться с носителем языка в нестандартных ситуациях общения.

В рамках изучения иностранного языка в системе дополнительного образования каждый ученик индивидуально, независимо от возрастной категории или класса обучения идет от начальной коммуникативной компетентности в говорении, чтении, аудировании, письме к элементарной коммуникативной и к продвинутой коммуникативной компетентности.

Роль освоения иностранных языков в экономической, политической и культурной жизни постепенно возрастает, именно это заставляет искать новые подходы, формы и методы для получения качественных знаний, которые, на наш взгляд, можно получить, в том числе, используя широкие возможности системы дополнительного образования.

Литература:

1. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. – Киров, 1991. – 142 с.

2. Изучение иностранного языка в школе: новые перспективы. // Педагогика, 1998. - № 1. – С. 46-48.

3. Коммуникация и обучение иностранным языкам. – Минск, «Вышейшая школа»,1970.

4. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам. // Иностранные языки в школе, 2000. - № 4. – С. 9-15.

5. Нуждина М.А. Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике. // Иностранные языки в школе, 2002. - № 2. – С. 15-25.

6. Пассов Е.И. Портрет коммуникативности. // Коммуникативная методика, 2002. – № 1. – С. 50-51.

7. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. – М., Изд-во МГУ, 1989. – 216 с.

8. Скалкин В.Л. Структура устной иноязычной коммуникации и вопросы обучения устной речи на иностранном языке. // Общая методика обучения иностранным языкам. – М., Рус.яз., 1991. – С. 173-180.

9. Царькова В.Б. Какие упражнения нужны для развития умения говорить? // Коммуникативная методика, 2002. - № 2. – С. 14-17.

  1. ИКТ В ОБРАЗОВАНИИ

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Иванова И.А., заместитель директора по инновационно - методической работе, Марфицына О.А., учитель английского языка, Королева Е.С., учитель информатики МОУ «Гимназия №57» г. Кургана

Ориентируясь на приоритеты системы образования России, Курганской области и города Кургана гимназия выстраивает собственную стратегию развития на период до 2011 года, изложенную в Программе развития «Школа творческой самореализации». Одна из системных задач, обозначенных в программе: создание единого информационного пространства гимназии.

Для ее реализации была разработана программа школьной инновационной площадки «Телекоммуникационная деятельность в образовательном учреждении».

Начинали работу над телекоммуникационными проектами четыре года назад в сотрудничестве с Центром «Эйдос», возглавляемым доктором педагогических наук А.В.Хуторским. Работая в сотрудничестве, реализовали следующие проекты: дистанционные олимпиады для обучающихся по широкому спектру предметов, дистанционные курсы для групп педагогов по темам «Ключевые компетенции в образовании», «Проектная деятельность в начальной школе», дистанционный конкурс «Учитель года», Попова Н.А. стала лауреатом этого конкурса. Работа над проектом дистанционного образования «Школьный университет ТУСУР» продолжается в течение 5 лет.

Круг наших партнеров за время работы над проектами серьезно расширился. Такая работа способствует преодолению закрытости и автономности в системах обучающей деятельности, формированию ценностей свободного информационного обмена и ценностей открытого партнерства, умения работать в зоне общих интересов и соблюдения принципа ";не насилия"; в совместной коллективной работе. Эти человеческие ценности, все более утверждаемые в обществе, являются на наш взгляд одним из главных достижений использования телекоммуникационных технологий.

Все более популярными становятся дистанционные сетевые курсы и конкурсы. Это позволяет не замыкаться в рамках школьного коллектива или города, а выходить далеко за их рамки. Практика показывает, что с помощью Сети Интернет школьники часто и охотно занимаются самообразованием, общаются со своими сверстниками, находя общие интересы.

Поскольку творчество есть деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью и оригинальностью, то разработка учащимися темы с использованием информационных технологий всегда носит характер творческой деятельности. Это проявляется в поиске новых дизайнерских и технических решений. Современные средства информационных технологий позволяют ученику самому воплотить свои фантазии в ";электронном виде"; и проверить конкурентоспособность своего изделия, популярность своих идей. Для того чтобы создать по-настоящему интересный и оригинальный ресурс, ученик должен, прежде всего, пропустить через себя всю информацию, почувствовать особенности психологии ее потребителя, определить новизну и осознать практическую значимость ресурса. Все это способствует формированию ключевых компетенций ученика, его умению ориентироваться в практической жизни. Опыт гимназии по теме «Информационно-коммуникативные технологии в управлении» представлен на областном совещании руководителей образования в марте 2008 года.

Необходимым условием внедрения ИКТ в учебный процесс является наличие у школьников компьютерной грамотности, а также умений и навыков владения ИКТ – одной из базовых компетенций обучающихся. Традиционно в общеобразовательной российской школе на уроках информатики делается упор на развитие умения программировать. В результате большинство учащихся получают знания и умения, которые могут не потребоваться им в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности. Поэтому необходимо больше внимания уделить становлению обучающихся как пользователей ПК, формированию у них информационной и телекоммуникационной культуры. Для решения этой проблемы предлагается выполнение учебных телекоммуникационных проектов в школе в рамках любого предмета. В процессе выполнения таких проектов обучающиеся будут приобретать необходимые для современного человека знания, умения и навыки в области информационных технологий.

Компьютерные телекоммуникации считаются сейчас не только самым новым, но и самым перспективным видом телекоммуникаций. Они обладают рядом неоспоримых преимуществ по сравнению с традиционными средствами общения и передачи информации.

Наиболее эффективной формой внедрения телекоммуникаций в образовательный процесс стало выполнение учебных образовательных телекоммуникационных проектов, построенных на активной творческой совместной деятельности учащихся одного класса, разных классов, школ, городов, стран. За прошлый учебный год в гимназии осуществлены два международных интернет - проекта «Виртуальная классная комната» и «Двери в дипломатию».

Телекоммуникационный проект «Виртуальная классная комната»

(GlobalVirtualClassroom)

В условиях полилингвального и поликультурного образования изучение иноязычной и собственной культур становится основой современной концепции обучения иностранным языкам. В настоящее время актуальность приобретает межкультурная коммуникация в сфере повседневного общения - знание моделей общения, культурных стереотипов, ценностных ориентиров, образов и символов культуры.

Использование новых информационных технологий помогают формировать основы вышеуказанной компетенции у школьников. Новые информационные технологии позволяют создавать аутентичную языковую среду и открывают новые возможности для межкультурного общения. Это позволяет обучающимся увидеть практическую пользу изучения иностранного языка.

Системное и целенаправленное использование метода телекоммуникационных проектов в учебном процессе является тем средством, которое обеспечивает наиболее эффективное иноязычное общение на межкультурном уровне в пределах школьной программы. Телекоммуникационный проект «Виртуальная классная комната»(Global Virtual Classroom) – это свободная образовательная программа для школьников всего мира в возрасте от 8 до 18 лет. Цель проекта – содействовать международным культурным связям, использованию технологий Internet среди сегодняшних студентов – завтрашних лидеров. В конкурсе могут принимать участие команды со всего мира, в каждой команде по 3 школы из разных стран.

Команды-участники должны были в течение пяти месяцев (с сентября по февраль) создать совместный web -сайт, используя WWW-сервер. Тему сайта выбирали и обсуждали сами участники, используя электронную почту, Internet- видеоконференции и другие средства. Вся работа и переписка велась на английском языке.

Первый этап – знакомство (self introduction). Обучающиеся познакомились со своими виртуальными одноклассниками, с которыми они планировали сотрудничать, чтобы узнать друг друга лучше. Посылали сообщения по электронной почте, свои фотографии, рассказывали о себе, о своих увлечениях.

Второй этап – обсуждение проекта в целом, название темы и включаемых разделов. Третий этап – обсуждение и разработка совместной структуры сайта, вид главной страницы и связи. Четвертый этап – создание школьных страниц по каждой теме и пересылка их по FTP на сервер.

В этом проекте вместе со школами из США, Великобритании, Японии, Китая, Индии, Пакистана, Таиланда, Индонезии уже второй год принимают участие обучающиеся 7-х и 6-х классов гимназии № 57. В этом году команда нашей школы состоит из 35 участников.

В нашем  «виртуальном классе №7» над созданием нового сайта «Животные и растения наших регионов» работают ещё две команды – Epiphany Cathedral School (Venice, Florida) и Reservoir Middle School (Newport News, USA). В прошлом году нашими партнерами были американские и японские школьники. 6 ноября состоялась первая в этом учебном году в режиме он-лайн видео-конференция по организации совместной деятельности «Виртуального класса».

Проект помогает создать аутентичную языковую среду, в которой происходит приобщение обучающихся к иноязычной культуре с учетом особенностей российской культуры, через осознание учащимися культуры родного, русского и изучаемого языка и помогает решить следующие задачи:

1) развитие умений и навыков говорения, чтения и письма в условиях реальной коммуникации с использованием глобальных телекоммуникационных сетей;

2) формирование лексических и грамматических навыков письменной и устной речи;

3) расширение словарного запаса по теме сайта;

4) обучение участников проекта умению вводить с клавиатуры текст на английском языке;

5) обучение участников проекта умению отправлять и получать письма по электронной почте.

После завершения телекоммуникационного проекта обучающийся должен уметь:

Решать предложенные коммуникативные задачи в социально-культурной сфере общения. Аргументировано излагать свою точку зрения, мнение, отношение по осуждаемой проблеме, отвечать на вопросы американских детей во время видео конференций. Извлекать смысл и детали содержания, находить нужную информацию в оригинальных текстах. Уметь составлять и отправлять по сети письмо. Уметь входить в электронные конференции, размещать там собственную информацию. Уметь читать и использовать, размещённую на различных сайтах информацию.

Информатизация образования, использование методов инновационного и развивающего обучения на основе перспективных информационных технологий предоставили нам реальные условия для учебно-познавательной творческой деятельности в рамках международных телекоммуникационных проектов.

Участие в конкурсах «Глобальная виртуальная комната», «Двери в дипломатию» позволяет сделать первые выводы, проанализировать плюсы и минусы инновационной работы, поделиться опытом с коллегами.

Хотелось бы обратить внимание на некоторые аспекты телекоммуникационного проекта, предупредить появление трудностей, возможных проблем.

1. Необходимы четкое планирование и координация деятельности на протяжении всего проекта. Важно сразу оценить свои силы и возможности, знания и умения детей, техническую и программную оснащенность своей школы, а также школ партнеров. Это позволит на первом подготовительном этапе распределить функции между участниками проекта.

2. Большое значение имеет промежуточное подведение итогов на каждом этапе. Это могут быть новостные листовки, плакаты, встречи-обсуждения, например, «визитных карточек» участников команды, структуры сайта и т.д. Таким образом, дети не теряют интерес к проекту, не снижается активность их участия в совместной работе.

3. На каждом этапе проекта целесообразно в помощь детям предлагать обучающие мастер-классы.

Этапы проекта

Мастер-класс

Пользовательские умения в области телекоммуникаций

1-2. Знакомство с проектом.

«Презентация»

команды.

«Визитная карточка» команды

- умение войти в сеть, пользоваться ее службами (электронная почта, http, ftp);

- умение предпринимать меры антивирусной безопасности;

- ввод и редактирование текстовой и графической информации;

- оптимизация изображений с помощью офисного менеджера и программы Adobe Photoshop (фото для личных страниц и фотогалереи сайта);

- создание страниц сайта – «визитной карточки» (HTML-конструирование);

- умение пользоваться проекционным экраном.

3. Планирование работы проекта.

«Сетевой этикет»

- составление и отправка по сети писем с соблюдением норм и этикета, применяя вложения, ответные письма;

- создание архивов;

- разархивирование информации;

- копирование информации из сети на жесткий или гибкий диски и наоборот;

- распечатка информации на принтере;

- вход в электронные конференции, чтение и размещение там информации.

4-5. Сбор, структурирование информации.

«Поиск информации в сети»,

«Авторские права»

- искать информацию с применением конструкций и правил поиска в базах данных, в Интернете, в некомпьютерных справочниках и словарях;

- соблюдать права собственности на информацию;

- структурировать текст статей для сайта (нумерация страниц, использование списков, ссылок, колонтитулов, адресов);

- проводить электронную проверку орфографии, грамматики.

6. Изготовление и оформление продукта.

«Готовим контент для сайта»,

«Виды анимации»

- сканирование информации;

- создание слайд-шоу по определенной теме и сохранение в формате web-презентации;

- создание gif-анимации на основе графических работ;

- создание анимационных роликов, познавательных игр с помощью программы Adobe Flash CS3 Professional;

- выполнение операций с использованием средств ИКТ, соблюдая при этом требований техники безопасности, гигиены, эргономики, ресурсосбережения и условий эксплуатации.

Разумеется, данный перечень умений далеко не полный. В зависимости от типа, целей и задач проекта список может пополняться новыми элементами информационно-коммуникационной грамотности.

4. Не стоит опасаться участия в международных телекоммуникационных проектах детей младшей и средней возрастных групп. Конечно, в данном случае возрастает нагрузка учителя-координатора проекта, учителя информатики. Но полученный результат оправдывает эти издержки. В текущем учебном году команда от нашей гимназии была представлена учениками 6-7 классов. Согласно программному изучению информатики в школе дети не были знакомы с программами Adobe Photoshop, Adobe Image Ready и др. Не было у ребят и опыта сайтостроения. Поэтому в помощь были предложены мастер-классы от школьного клуба любителей информатики K^IT, с ребятами занимались старшеклассники, оказывали помощь в работе, давали практические рекомендации. Подготовка отдельных ребят в течение года проводимая в рамках спецкурса по программе «Flash: студия художников и аниматоров» позволила получить новые творческие продукты: анимационные ролики и игры.

5. Как показала практика, ценность телекоммуникационного проекта не только в развитии навыков и приобретении новых знаний. Важно, что участниками проекта создается и размещается в сети информационный продукт, который в дальнейшем становится доступным и полезным для широкого круга пользователей.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал

    Документ
    ... практический журнал Главного управленияобразования Курганской области Учредитель – Главное управлениеобразования Курганской области ... ОУ отделом контроля качества образования Главного управленияобразования Курганской области выявлены следующие ...
  2. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал (1)

    Документ
    ... журнал Главного управленияобразования Курганской области Учредитель – Главное управлениеобразования Курганской ... отделом профессионального образования, Управлением по надзору и контролю в сфере образования Главного управленияобразования Курганской ...
  3. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал (2)

    Документ
    ... практический журнал Главного управленияобразования Курганской области Учредитель – Главное управлениеобразования Курганской области ... ОУ отделом контроля качества образования Главного управленияобразования Курганской области выявлены следующие ...
  4. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал (3)

    Документ
    ... журнал Главного управленияобразования Курганской области Учредитель – Главное управлениеобразования Курганской области ... Ю.В. Кондратова - главный специалист Главного управленияобразованием Курганской области Л.В. Никулина - заведующая издательским ...
  5. Г лавное управление образования педагогическое зауралье

    Документ
    ... имеют высшее педагогическое образование. Со средним профессиональным образованием в отделах и управленияхобразования работают 10% ... специалистов системы дополнительного образования детей / Главное управлениеобразования Курганской области; ИПКиПРО ...

Другие похожие документы..