Главная > Документ


использование технологии направляющих текстов

в работе классного руководителя

Безбородова В.А., старший мастер ГОУ НПО «Профессиональное училище № 15» г. Шадринска

В современном понимании процесс воспитания – это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. К.Гельвеций писал: «Я продолжаю еще учиться; моё воспитание еще не закончено. Когда же оно закончится? Когда я не буду более способен к нему: после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание».

В решении главной задачи воспитания – формировании всесторонне и гармонически развитой личности, классному руководителю может помочь использование педагогических технологий.

Как известно, слово «технология» происходит от латинских слов: «техне» - искусство, мастерство, ремесло и «логос» - наука. Значит, применительно к воспитательному процессу эти слова следует понимать как искусство и мастерство классного руководителя, имеющее под собой научную основу.

По утверждению Беспалько В.П. «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала».

Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Но рано или поздно оно уступает «коллективному мастерству», концентрированным выражением которого и является технология.

Планируя проведение воспитательной работы, классному руководителю следует помнить, что главное в воспитательном процессе не число и не звучность воспитательных мероприятий, и их педагогическая целесообразность.

Любое воспитательное мероприятие следует рассматривать как коллективное воспитательное дело. Воспитательное дело – это вид (форма) организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников.

Главными отличительными особенностями воспитательного дела являются:

  • необходимость;

  • полезность;

  • осуществимость.

Воспитательный процесс следует рассматривать как монолитную цепь непрекращающихся воспитательных дел. В любом коллективном воспитательном творческом деле можно выделить следующие этапы:

  1. Анализ ситуации и формулировка цели.

  2. Планирование дела.

  3. Организация дела.

  4. Осуществление дела.

  5. Подведение итога.

Опыт работы показал, что в организации и проведении коллективных воспитательных дел большую помощь классному руководителю оказывает применение технологии направляющих текстов. Так, готовясь к встрече 65-летия Курганской области, мы с ребятами запланировали и провели два творческих коллективных дела:

  • фото-викторина «Где эта улица, где этот дом и какой купец жил в нем?»;

  • классный час «Милый сердцу уголок России».

В работу были включены все учащиеся группы, каждый получил творческое задание.

Творческое задание было предложено учащимся в форме направляющего текста, который помог выполнить полученное задание самостоятельно.

Этапы выполнения задания

Результаты исследования

Примечание

1.

Изучите следующую литературу и сделайте выписки:

А) Иовлева В.Н. «Шадринские улицы», ПО «Исеть»,

1994 г. (6п.1)

Б) Иовлева В.Н. «Шадринск и его обитатели»,

ОГУП «Шадринский ДП, 2006г. Стр.223-225.

В) Борисов Б.Г. Храмы Шадринска., Шадринск, ПО

«Исеть», 1993г. Стр.17-19

Г) Газета «Ваша Выгода» от 08.02.08г. Стр.6

 

 

2.

Уточните адрес объекта (улица, № дома, угол улиц дома, если здание угловое)

 

 

3.

Установите, как называлась улица в прошлом.

 

 

4.

Дайте характеристику усадьбе

 

 

5.

Укажите род занятий купца

 

 

6.

Назовите благотворительную деятельность купца

 

 

7.

Произведите фотосъемку усадьбы купца Густомесова М.Г.

 

 

8.

Сделайте ксерокопию со старых фотографий усадьбы

 

 

9.

Уточните, что расположено сегодня в здании

 

 

10.

Спишите текст с мемориальной доски (если имеется)

 

 

11.

Укажите, в каком состоянии находится здание сегодня (отреставрировано, сохранность здания, требуется ли реставрация).

 

 

Направляющий текст к творческому воспитательному делу (ТВД)

«Милый сердцу уголок России»

Цель задания: исследование усадьбы купца Михаила Гавриловича

Густомесова.

Ответственный: учащийся гр. 308 Макрушин Валентин

Сроки выполнения: с 1 января по 1 марта 2007 года

Содержание задания

Замечания классного руководителя по выполнению задания: _________________________________________________________________

Дополнительные задания:
2. ______________________________________________________________
3. _______________________________________________________________

Оценка за выполнение задания:

Подпись классного руководителя:

В результате коллективной творческой работы был собран интереснейший материал о памятниках архитектуры конца ХIХ – начала ХХ в.в., охраняемых государством и создающих неповторимый облик старинному городу Шадринску, оформлен красивый фотоальбом с цветными фотографиями, историческими справками о каждом объекте. Собранный материал записан на диск, что позволяет использовать мультимедийный проектор при проведении фото-викторины.

Коллективные воспитательные творческие дела позволяют решать такие важные задачи, как:

  • формирование интереса к истории и культуре родного края;

  • патриотическое воспитание;

  • бережное отношение к наследию прошлого;

  • привитие любви к большой и малой Родине;

  • формирование патриотизма средствами краеведения и др.

Применение технологии направляющих текстов в воспитательном процессе имеет ряд важных преимуществ перед проведением обычных воспитательных мероприятий, которые отражены в таблице:

Индивидуальное мастерство

Технология направляющих текстов

1. Процесс выполняется классным руководителем от начала до конца.

1. Процесс расчленяется на части, каждый воспитанник и классный руководитель выполняют свою часть работы.

2. Необходимо знание всей системы, всех тонкостей процесса.

2. Необходимо знание той части процесса, которую выполняет отдельный воспитанник.

3. Нужно всё делать только самому (полностью готовить и проводить классный час).

3. Классный руководитель освобождается от необходимости все делать самому, а выполняет лишь роль «дирижера» большого оркестра своих воспитанников.

4. Процесс подготовки классного часа более длительный.

4. Процесс подготовки коллективного воспитательного дела намного короче.

5. Продукт (качественная методическая разработка, сценарий).

5. Продукт не менее качественный.

6. В основе – интуиция, чувствование, знания, опыт.

6. В основе – научный расчет, знания.

7. В проведении классного часа заняты классный руководитель и отдельные воспитанники, которым были даны готовые «роли».

7. В проведении воспитательного дела занята вся группа воспитанников, здесь свою работу демонстрирует каждый.

8. Подготовка классного часа классным руководителем осуществляется с большими затратами времени.

8. Время на подготовку к проведению коллективного воспитательного дела значительно сокращается.

Применение технологии направляющих текстов

на уроках профессиональной подготовки при обучении учащихся

с ограниченными возможностями здоровья

Захарова Т.Ю., преподаватель профессиональной подготовки

ГОУ НПО «Профессиональное училище № 15» г. Шадринска

Происходящие в России кардинальные перемены в экономической и социокультурной сферах требуют изменений в функционировании основных социальных институтов общества, в том числе и начальном профессиональном образовании.

В современных социально-экономических условиях одним из основных планируемых эффективных преобразований является обновление качества обучения. Исследования Российской Академии образования позволяют сформулировать характеристики качественного образования:

  • вооружить учащихся способами самостоятельного получения знаний и умений;

  • сформировать личностные качества, которые позволят обучающимся социально адаптироваться и определиться в обществе в условиях новой рыночной экономики.

В реализации социально-профессионального содержания образования при обучении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с ограниченными возможностями слуха и речи; с легкой умственной отсталостью (ЛУО) немаловажное значение имеет применение новых педагогических технологий.

Дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются не только в коррекционных школах, но и в профессиональных училищах города Кургана и Курганской области.

Статистика комплектования учреждений НПО детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми-инвалидами показывает, что число таких детей ежегодно растет:

  • 2006 г - 231 чел. из 6158 чел.;

  • 2007 г – 311 чел. из 5435 чел.;

  • 2008 г. – 326 чел. из 4235 чел.

Дети данной категории нуждаются в профессиональном обучении и социальной адаптации к будущей самостоятельной жизни. Большую помощь в профессиональном обучении таких детей оказывает применение новых педагогических технологий на уроках профессионального цикла. Новые педагогические технологии, наряду с традиционными методами, помогают развивать память, внимание и логическое мышление обучающихся. Процесс усвоения знаний и умений при освоении профессии ускоряется, а значит, эти технологии востребованы современным обществом.

Поэтому в своей педагогической деятельности широко применяю новые педагогические технологии:

  • технологию обучения с направляющими текстами;

  • технологию коллективного (группового) обучения;

  • технологию проектного обучения.

Совместное применение традиционных и новых педагогический технологий значительно повышает:

  • познавательный интерес к изучению предмета, профессии;

  • любовь к избранной профессии и предмету;

  • уверенность обучающихся в своих силах;

  • самостоятельность обучающихся в решении жизненных ситуаций.

Технологию обучения с направляющими текстами на уроках профессиональной подготовки применяю

  • на этапе изучения нового материала;

  • на этапе повторения пройденной темы;

  • на этапе закрепления и систематизации знаний.

Технология обучения с направляющими текстами позволяет самостоятельно изучить новый учебный материал при помощи текста учебника и направляющих вопросов. При этом учитываются этапы урока и их результативность.

Схема изучения конкретной темы

Вид задания

Результат урока

Содержание карточек-заданий с направляющими текстами:

  • на этапе изучения нового материала;

  • краткий конспект;

  • заполнение таблицы;

  • составление технологической схемы.

  • на этапе закрепления и систематизации знаний учащихся.

  • комплексное выполнение задания:

- краткий ответ (конспект);

- дополнение текста;

- вставка ключевых слов в

текстовое содержание задания;

- определение простейших

объемов работ и расхода

материалов.

Перед началом выполнения задания и в ходе урока допускается консультация преподавателя.

Своевременное проведение консультации преподавателя позволяет обучающимся с ОВЗ:

  • развивать интерес к изучению новой темы;

  • понять изучаемый или повторяемый материал;

  • быть уверенным в своих силах;

  • быть помощником-консультантом преподавателю (работая в паре с напарником).

Направляющие тексты играют большую роль при подготовке обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, т.к. они помогают им в игровой форме изучить, а также повторить материал программы.

Направляющие вопросы в карточках-заданиях с направляющими тестами должны быть простыми, т.е. доступными, а информационно-дидактическим материалом должен быть обеспечен каждый учащийся группы.

При использовании новых педагогических технологий в обучении детей с ОВЗ необходимо учитывать уровень развития и способностей таких обучающихся. Именно планомерно и поэтапно повышая уровень знаний и умений обучающихся данной категории, преподаватель способен добиться больших результатов в их развитии. Обучающиеся с ОВЗ на таких уроках охотно идут на контакт, стараются показать, что они много достигли на данном уроке.

Выпуск 2008-2009 учебного года групп обучающихся с ОВЗ доказал, что они получили хорошие знания, умения и навыки: в течении 2 лет по предметам профессиональной подготовки все обучающиеся имеют оценки «4» и «5», а на итоговой квалификационной аттестации всей группе с ОВЗ (нарушение слуха и речи) был присвоен повышенный разряд.

Вместе с развитием обучающихся с ОВЗ развивается и мастерство преподавателя. Преподаватель предметов профессиональной подготовки становится специалистом нового типа, обладающим такими качествами, которые характеризуют его как педагога-исследователя, подготовленного не только к анализу результатов собственного педагогического труда, но и генерированию идей и обладающего развитым педагогическим «чутьем», основанным на способности видеть перспективность новейших педагогических технологий.

Новая система оценивания учебных достижений обучающихся на основе индивидуальной накопительной ведомости по физической культуре

Лазаренко Т.М., заместитель директора по УВР,

Белякова М.Н., учитель физической культуры МОУ«СОШ №56» г. Кургана

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года требует изменений организации образовательного процесса, и контрольно-оценочной деятельности. Существующая в нашей стране 5 балльная система оценки не в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к оценке результатов образовательного процесса. К недостатками 5 балльной системы оценивания можно отнести малоэффективность, субъективность.

Современный подход к контрольно-оценочной деятельности заключается в переходе от оценки результатов обучения к рассмотрению процесса обучения, его динамике, от пассивного ответа обучающегося к активному конструированию содержания ответа, от оценки отдельных изолированных умений к интегрированной и междисциплинарной оценке. Основными особенностями оценки становятся сформированность внутренних мотивов обучения, оценивание динамики индивидуальных достижений. Многие школы нашей страны и за рубежом экспериментируют, используя различные системы оценивания:

  • портфолио;

  • рейтинговые системы;

  • накопительные системы;

  • карты индивидуальных достижений и т. д.

В 2008-2009 учебном году наша школа вступила в эксперимент по переходу на новую систему контрольно – оценочной деятельности – накопительную систему оценивания по физической культуре.

Целью данного эксперимента является:

1. Повышение мотивации обучающихся к изучению предмета «Физическая культура»;

2. Формирование ответственности за результат образовательной деятельности;

3. Развитие рефлексивных умений;

4. Создание для обучающихся ситуаций успеха.

В эксперименте участвуют обучающиеся 2-х, 6-х, 10-х классов. Школа располагает необходимой учебно-материальной базой, квалифицированными кадрами для проведения эксперимента. Эксперимент проводят учителя физической культуры: Белякова М.Н. Бачинина О.М., Андреева Е.Ю.

Учителем физической культуры высшей категории Беляковой М.Н. разработана «Модель новой системы оценивания образовательных достижений обучающихся по физической культуре», которая успешно прошла предварительную экспертизу в ИПКиПРО в 2008 году и рекомендована к внедрению.

В ней отражены оригинальные авторские подходы, выполнена технологическая разработка системы оценки. Представлена контрольно-оценочная деятельность, основанная на накопительном принципе, разработан необходимый методический инструментарий для оценивания достижений обучающихся.

С января 2008 года наша школа является опорной площадкой учебно- методического кабинета физической культуры и спортивных дисциплин ИПКиПРО по теме «Внедрение контрольно – оценочной деятельности по физической культуре, основанной на индивидуальной накопительной деятельности».

Суть инновационного проекта заключается в том, что обучающиеся в течение года зарабатывают баллы за учебную деятельность. Оценка в течение года не ставится. Итоговые оценки выставляются в конце учебного года, в 10-х классах оценка выставляется по полугодиям.

  • «5» - 500 баллов;

  • «4» - 400 баллов;

  • «3» - 300 баллов.

Обучающиеся имеют личную накопительную ведомость, в которой четко прописаны критерии получения баллов. Обучающиеся, не набравшие 500 баллов в учебной деятельности, могут набрать баллы за счет бонусов – дополнительных баллов.

Бонусная система

1. Победа в соревнованиях – от 5 до 50 баллов;

2. 100% посещаемость уроков – 100 баллов за учебный год;

3. Занятия в спортивных кружках, секциях – от 40 до 50 баллов;

4. Улучшение предыдущего результата – от 1 до 5 баллов;

5. Бонус учителя - от 1 до 5 баллов;

Предусмотрена также и система штрафов:

1. Прогул без уважительной причины – минус 20 баллов;

2. Отсутствие спортивной формы на уроке – минус 3 балла;

3. Опоздание на урок – минус 3 балла;

4. Нарушение ТБ – минус 5 баллов.

Учитель ведет сводную ведомость достижений обучающихся по тем же критериям, что и обучающиеся. Личная накопительная ведомость может храниться как у самих обучающихся, так и у учителя физической культуры.

Мы предполагаем, что новая система оценивания будет способствовать:

1. Освоению приемов выбора стратегии и тактики организации самостоятельного процесса обучения;

2. Популяризации физкультуры и спорта;

3. Росту мотивации к обучению;

4. Увеличению количества обучающихся, посещающих спортивные кружки, секции;

5. Формированию ответственности обучающихся за результат обучения;

Итоги I полугодия можно увидеть в сводной таблице предварительных результатов учебных достижений по физической культуре (см. табл. № 1).

Сводная таблица предварительных результатов учебных достижений по физической культуре за I полугодие 2008-2009 учебного года без учета бонусов.

Класс

I полугодие

II полугодие

6-а

103 балла

108 баллов

6-б

103 балла

63 балла

6-в

88 баллов

78 баллов

Девушки

Юноши

Девушки

Юноши

10-а

83 балла

102 балла

156 баллов

89 баллов

10-б

73 балла

108 баллов

137 баллов

108 баллов

Во II четверти в 6-б,в, классах наблюдается малый прирост баллов по причине сложности освоения обучающимися упражнений раздела «Гимнастика», недостаточного использования бонусной системы. В 10 классе напротив, повысилась мотивация к изучению предмета. Примером может служить использование бонусной системы при написании рефератов, разработка индивидуальных программ саморазвития, подготовка и проведение фрагментов урока – степаэробики, гимнастики.

Подводя первые итоги, можем сказать, что появились положительные результаты, а именно:

  • Возросла мотивация к изучению предмета;

  • Улучшилась посещаемость уроков физической культуры.

Высшей оценкой новой системы оценивания является отзыв девушек 10-а класса – «…мы полностью пересмотрели свое отношение к урокам физической культуры, поняли, что можно быть успешным по этому предмету, несмотря на слабую физическую подготовку, отклонения в состоянии здоровья».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал

    Документ
    ... практический журнал Главного управленияобразования Курганской области Учредитель – Главное управлениеобразования Курганской области ... ОУ отделом контроля качества образования Главного управленияобразования Курганской области выявлены следующие ...
  2. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал (1)

    Документ
    ... журнал Главного управленияобразования Курганской области Учредитель – Главное управлениеобразования Курганской ... отделом профессионального образования, Управлением по надзору и контролю в сфере образования Главного управленияобразования Курганской ...
  3. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал (2)

    Документ
    ... практический журнал Главного управленияобразования Курганской области Учредитель – Главное управлениеобразования Курганской области ... ОУ отделом контроля качества образования Главного управленияобразования Курганской области выявлены следующие ...
  4. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал (3)

    Документ
    ... журнал Главного управленияобразования Курганской области Учредитель – Главное управлениеобразования Курганской области ... Ю.В. Кондратова - главный специалист Главного управленияобразованием Курганской области Л.В. Никулина - заведующая издательским ...
  5. Г лавное управление образования педагогическое зауралье

    Документ
    ... имеют высшее педагогическое образование. Со средним профессиональным образованием в отделах и управленияхобразования работают 10% ... специалистов системы дополнительного образования детей / Главное управлениеобразования Курганской области; ИПКиПРО ...

Другие похожие документы..