Главная > Доклад


Елин Альберт Максимович

Доклад главного научного сотрудника ФГУ «ВНИИ охраны и экономики труда, кандидата социологических наук Елина Альберта Максимовича на научно-практической конференции «Охрана труда 2010. Современные подходы и последние изменения законодательства» 2 декабря 2010 года в городе Москве.

Сертификация работ в сфере охраны труда как форма аудита условий производства.

Основываясь на опыте сотрудничества нашего Института со многими аналогичными учреждениями зарубежных государств можно с уверенностью, констатировать, что вопросам аттестации рабочих мест и организации социального аудита по условиям труда уделяется пристальное внимание как в России, так и за рубежом. Эти вопросы имеют свою историю, и стали в настоящее время в ряде стран составной частью системы управления условиями и охраной труда. За многие годы сложилась четкая система организации и проведения мероприятий по охране труда. Среди них определённая роль отводится сертификации организации работ в сфере охраны труда Ответственность за создание достойных условий труда на предприятии лежит по государственному законодательству на владельце предприятия. Предприятие выбирает себе страховую компанию, научное учреждение или специальную фирму, которые имеют опыт и знания по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, а контроль и надзор за правильностью проведения этих мероприятий осуществляет государственная инспекция по труду.

Совершенствование управления охраной труда за рубежом основывается на сформированном у работодателя понимании экономической выгоды, производственной обоснованности и социальной престижности своего предприятия. И хотя аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация организации работ по охране являются затратными мероприятиями в комплексе расходов на организацию охраны труда на предприятии, работодатель идет на такие затраты, будучи уверенным, что они окупятся как с точки зрения экономической выгоды, так и с точки зрения престижности, рекламы предприятия, защиты жизни и здоровья персонала, что в условиях конкуренции совсем не последний аргумент.

Социальные отношения во взаимосвязи с трудовыми и экономическими отношениями охватывают весь период жизни и деятельности человека, занимают особое место в федеральном и региональном законодательстве, регулируются гражданским, административным, трудовым, семейным, налоговым и уголовным правом, нормами практически всех действующих кодексов Российской Федерации.

Сегодня всё большую роль играют документы, содержащие нормативные требования, обеспечивающие социальную ответственность организаций, в первую очередь, в областях, определённых Всемирной декларацией прав человека, конвенцией ООН по правам детей и других категорий.

Социальная ответственность – это широкое понятие, охватывающее и такие проблемы, как экология, социальная справедливость, равноправие. Представляется, что организации обязаны проявлять ответственность, как минимум, в трёх областях – финансы, влияние деятельности организации на общество и окружающую среду, воздействие на экологию. Это относится не только к бизнесу, но и к правительственным и общественным организациям.

Откликаясь на потребность в регламентации ряд общественных, промышленных и других компаний, а также служб управления США и Европы создали на основе консенсуса первый международный стандарт «Социальная ответственность» (SA 8000:1997).

Его идеологической основой являются заложенные в документах международных организаций принципы, касающиеся принудительного и детского труда, равной оплаты мужского и женского труда, свободы создания объединений, техники безопасности, здравоохранения и т.д. Требования стандарта могут распространяться на любые географические регионы, отрасли промышленности и предприятия, которые должны соблюдать их наряду с национальным законодательством, разрабатывать и проводить в жизнь политику, процедуры и методы, обеспечивающие управление указанными проблемами, демонстрировать заинтересованным сторонам их соответствие требованиям безопасности.

Социально-экономическая эффективность управления охраной труда на зарубежных предприятиях достигается трехэтапным (комплексным) проведением соответствующих работ. На первом этапе предприятие проводит аттестацию рабочих мест по условиям труда. На двух последующих этапах проводится сертификация организации работ по охране труда и инспекционный контроль сертифицированных работ по охране труда.

Четкое проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда и инспекционного контроля (аудита) сертифицированных работ по охране труда позволяют добиваться постоянного улучшения условий труда работающих, снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Кроме этого, предприятия, прошедшие аттестацию и сертификацию приобретают определенные экономические преференции. Например, они получают скидку на страховой тариф по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другие льготы. Таким образом, деятельность работодателя по организации работ по охране труда на предприятии или в организации постоянно стимулируется материально и морально и заинтересовывает его в совершенствовании мероприятий по условиям и охране труда. (Сейчас специалистов, имеющих право проводить аттестацию рабочих мест, в отдельных странах Запада, примерно, в два с половиной раза больше, чем у нас в сопоставимых числах).

Многое из этого хорошо знакомо нам и находит должное отражение в практической деятельности российских предприятий. Но жизнь выдвигает новые требования, и чтобы адекватно их решать мы, по согласованию с Департаментом заработной платы, охраны труда и социального партнёрства Минздравсоцразвития России, периодически коллективно советуемся со специалистами. В частности, по проблемным вопросам аттестации рабочих мест, сертификации работ по охране труда в организации и оценки профессиональных рисков провели 29-30 мая 2007г специальную научно-практическую конференцию в выставочном комплексе «Сокольники». На данной конференции присутствовало более 80 чел. Выступили на пленарном заседании и на секциях 23 чел., в том числе 12 докторов и кандидатов наук. На конференции намечены пути улучшения организационной работы по всем рассмотренным вопросам.

Приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 года №569 утверждён новый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Его успешная реализация в полном объёме потребовала проведения широкой подготовительной и разъяснительной работы непосредственно в коллективах, среди специалистов, занятых измерениями и оценкой факторов производственной среды и трудового процесса, подготовки дополнительных уточнений и разъяснений в виде комментария. В настоящее время такая работа проводится. Подготовлен измененный проект Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда. Вступил в силу приказ Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010г. № 205н, повышающий требования к испытательным (исследовательским) лабораториям, занятым оценкой и замерами факторов трудового процесса и производственной среды. Повышение требовательности и ответственности к качеству проводимых работ в сфере аттестации рабочих мест и измерения факторов среды и трудового процесса действительно вызвано велением времени.

Однако исполнители, которым данным приказом поручено проводить уведомительную аккредитацию, предъявляют необоснованные и некорректные требования к уже аккредитованным в систем ССОТ лабораториям, что создало серьёзные разногласия и недопонимание в их среде.

Отдельно хочу остановиться на вопросе социального аудита по условиям труда. Дело в том, что этот термин еще не закрепился по-настоящему в нашей терминологии, а для многих он просто нов. Поэтому, видимо, уместно сказать несколько слов об истории социального аудита.

История социального аудита началась в США в 1940-е годы, когда стали регулярно проводиться социальные рейтинги компаний. Эти рейтинги оценивали отношение администрации компаний с персоналом и профсоюзами, с местным сообществом, филантропию (пожертвования), волонтерство и другие программы компаний в местных сообществах.

В 1960-е и 1970-е гг. стало возрастать общественное недовольство в отношении негативных последствий роста производства. Все чаще экономический рост осуществлялся за счет загрязнения окружающей среды, всякого рода дискриминации, снижения безопасности производства, ухудшения качества товаров.

Львиная доля ответственности за социальную несправедливость и экономическое неравенство была возложена на бизнес. Так рассудили правительство и общественное мнение. Общественное мнение и его лидеры стали меньше доверять корпорациям, и, как следствие, число покупателей сократилось. Результатом стало общественное давление на бизнес с целью регулирования социально значимых аспектов деятельности компаний. В ответ на это бизнес стал все чаще выступать инициатором «социально-ответственного поведения».

Поначалу некоторые прогрессивные компании отдавали в эти фонды до 5% налогооблагаемой прибыли. Однако, к концу 1970-х годов, когда схлынула первая волна энтузиастов «социально-ответственного поведения», американский бизнес стал относиться к филантропии прагматично. У правительства появилось опасение, что корпорации вовсе перестанут заботиться о нуждах своих сообществ. Поэтому в 1977 г. Конгрессом США был принят документ, по которому американским банкам предписывалось делать инвестиции в территории, на которых они оперируют. Закон о реинвестициях в местные сообщества и по сей день остается основным инструментом поощрения социальной вовлеченности банков на местном уровне. Заметим, что реально закон заработал к середине 1980-х гг.

Никаких карательных санкций закон не предусматривал. Банк не может быть лишен лицензии или оштрафован за невыполнение плана по инвестициям в местные сообщества. Как же отчитываются банки, и кто определяет, много они инвестировали или мало?

Правительство поступило просто. Оно выделило каждому банку подшефную территорию и прикрепило его к местному правительственному агентству, наблюдающему за ходом программы. В конце года каждый банк отчитывался о проделанной работе. По итогам отчета был составлен список активности банков в сфере социальных инвестиций. Список был опубликован крупнейшими изданиями с мелко набранным пояснением, что рейтинг касается показателей социальной вовлеченности и ничего более. Но американцы, увидевшие знакомые банки не в первых рядах, посчитали это признаком их финансовой несостоятельности и бросились переводить свои счета в более достойные финансовые институты.

На следующий год банки изо всех сил старались доказать свое желание работать на местное сообщество.

Что касается развития социального аудита в России, то с 2000 года в нашей стране проводится конкурс «Российская организация высокой социальной эффективности». С 2004 г. конкурс, по решению Правительства Российской Федерации, решено сделать ежегодным. По заявлению членов оргкомитета конкурса, в нем ежегодно принимают участие около тысячи компаний. Участие в конкурсе платное, регистрационный взнос составляет 18 тыс. руб. Для организаторов конкурс стал прибыльным бизнесом, а участники в доверительных беседах жалуются на «добровольно-принудительный» характер мероприятия и выражают сомнения в объективности выбора победителей. Подобные «мероприятия» вряд ли способствуют социальной эффективности.

Под социальной эффективностью, по мнению организаторов конкурса, следует понимать отсутствие задолженности перед государством, наличие коллективного договора, наличие профсоюзной организации. Отчеты о социальной поддержке работников и местных сообществ принимаются в произвольной форме и оцениваются по не вполне понятным критериям.

Сам факт проведения подобного конкурса говорит о том, что государство будет оценивать социальную эффективность компаний. Вопрос в том, как это будет делаться. Не получится ли это своеобразным налогом на бизнес? Мне известно, что в Госдуме России уже думают об этом.

Теперь посмотрим на социальный аудит в преломлении к сфере условий труда. Дело в том, что социальный аудит – это, по существу, более высокая стадия контроля организации работ по охране труда, в том числе системы аттестации рабочих мест. Если Вы помните, то в самом начале становления аттестации рабочих мест для проведения этой работы были аккредитованы различные, и далеко не равнозначные по уровню подготовки специалистов организации, по оснащению контрольно-измерительной аппаратурой, а также по степени ответственности за качество заключений.

В результате, зачастую, не оценивалась комплексность многих, так называемых, не основных факторов производственного риска, не осуществляется адекватная оценка влияния профессиональных рисков на здоровье работающих, и соответственно не разрабатываются с учетом этого комплексные меры по оздоровлению условий труда. То есть мероприятия оказываются работой на процесс, а не на результат. А ведь достаточно изменить акценты, возложив ответственность за их проведение на работодателей и их специалистов по охране или медицине труда, и результаты могут быть иными.

Значит, это один из аспектов, в котором мы должны перераспределить функции и, который должен оказать существенное влияние, на улучшение охраны и условий труда и соответственно здоровье работающих. И начало этому положено. Сейчас изменяется порядок и требования к аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Это абсолютно верный путь решения одной из проблем –. качества оказываемых услуг. Но процесс подготовки порядка аккредитации неоправданно затянулся.

По нашему мнению, необходим пересмотр самой процедуры аттестации, включение в нее компонентов оценки производственных рисков на основе разработки и утверждения соответствующих методик. Требуется унификация подходов к проведению измерения гигиенической оценки полученных данных, то есть разработка и совершенствование соответствующих механизмов их реализации, подготовка специального руководства и критериев оценки соответствующих параметров, пригодных для целей аттестации. Используемое ныне Руководство Р 2.2. 2006-05 не отвечает требованиям аттестации, да оно и не может им отвечать, так как было принято для других целей.

Учитывая, что ведущими научно-практическими учреждениями страны наработаны различные компьютерные технологии, наступил момент, когда необходимо создать единую унифицированную программу для проведения аттестации рабочих мест и оценки степени риска для здоровья, включая также оценку репродуктивной функции работников.

Необходимо интенсифицировать работу по совершенствованию гигиенических и эргономических критериев оценки и квалификации условий труда, ускорить разработку технических нормативов или параметров безопасности по ряду действующих вредных и опасных факторов трудового процесса и производственной среды, разработать и принять единый порядок по внедрению современных технических средств защиты работников от влияние вредных и опасных факторов на рабочих местах всех категорий работников, в том числе государственных служащих. Требуется также усилить контроль состояния условий и охраны труда на производстве со стороны специалистов Роспотребнадзора, инспекции по труду и иных уполномоченных организаций. Непосредственно в организациях в этот процесс должны быть более активно вовлечены представители работников.

На следующем этапе целесообразно привлечь к организации социального аудита специалистов государственной экспертизы условий труда.

Государственная экспертиза условий труда должна включить в себя контроль за условиями охраны труда, качеством аттестации, подготовку предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска, осуществление государственной экспертизы на рабочих местах при проектировании и строительстве, реконструкции.

Но все проблемы, о которых я говорил, касаются, в основном, оценки условий и охраны труда. Вместе с тем, в определенной степени и за пределами законодательного и нормативно-правового решения остались не менее важные проблемы. И, прежде всего, это отсутствие действенной экономической, в том числе налоговой политики, направленной на повышение заинтересованности и ответственности работодателей за выполнение правил по охране труда и сохранения здоровья работающего персонала. Это привело к нарастанию тенденций сокрытия предпринимателями имеющихся рисков развития профессиональной заболеваемости.

Не последняя, а одна из ведущих ролей должна быть отведена эргономической оценке рабочих мест, их обустройству и соответствию, эргономическим параметрам безопасности производственного оборудования, рабочего инструмента и другой оснастки, используемой в различных видах труда.

Практически утрачены позиции по преимущественному медицинскому обслуживанию работников различных видов деятельности. Резкое сокращение инфраструктуры здравоохранения на производстве, включая сеть здравпунктов, санаториев - профилакториев на предприятиях, договоров с медицинскими учреждениями на оказание дополнительных медицинских услуг привело к значительному сокращению объемов и качества профилактической и оздоровительной работы.

Мне хотелось бы привести один пример решения этого вопроса на предприятиях различной мощности во Франции.

В этой европейской стране 50% работающих заняты на крупных предприятиях. На крупных предприятиях имеются комиссии, собственные службы по охране здоровья и безопасности труда, для обеспечения работников малых и средних предприятий создаются корпоративные службы для нескольких предприятий. Финансируются подобные службы системой социального страхования за счет взносов работодателей в специальный фонд профилактики профзаболеваний и несчастных случаев на производстве. Координацию всей этой работы осуществляет высший совет профилактики профессиональных рисков при Минтруде Франции, в состав которого входят представители исполнительной власти, работодателей, профсоюзов, медико-социальной и технической науки.

К сожалению, в нашей стране подобная система не предусмотрена, а ранее существовавшие на предприятиях медико-санитарные части в во многих из них - ликвидированы. В большинстве хозяйствующих субъектов нет ресурсных и иных возможностей для оказания первой неотложной помощи на рабочем месте в случае травмы или острого заболевания. Элементарно отсутствуют аптечки, не подготовлены к оказанию первой помощи кадровые рабочие, руководители, особенно среднего звена. Из-за низкого уровня социальной ответственности бизнеса чрезвычайно высоки показатели неблагоприятных исходов.

Для решения этих проблем наряду с воссозданием системы государственной экспертизы условий труда, необходимо формирование национальной системы социального и медицинского аудита.

Международный опыт по решению многих проблемных вопросов, накопленный в различных отраслях экономики, свидетельствует об эффективности добровольных методов совершенствования медико-социального и промышленного менеджмента, к числу которых относится аудит. Национальная система медико-социального аудита – это система независимой комплексной документированной оценки соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности, требований и норм в области охраны здоровья работающих и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

И если мы говорим, что необходимо соблюдать нормы и требования безопасности и сохранения здоровья, то вначале должны быть разработаны механизмы их осуществления. Это утверждение в установленном порядке норм и требований технической и эргономической безопасности, регламентов по профилактике профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, стандартов и методик осуществления мер профилактики, медико-санитарного и медико-социального обеспечения работающих и пострадавших. Над этим вопросам сейчас работают специалисты Минздравсоцразвития России. В то же время сегодня пока не учитываются комплексные многофакторные влияния различных производственных, экологических, поведенческих и иных рисков для здоровья. Можно только предполагать, что углубленное изучение состояния здоровья работников позволило бы внести коррективы в медицинские регламенты их освидетельствования и возможно, профессиональной деятельности. Но таких исследований пока очень и очень мало.

В связи с изменяющимися условиями труда перечень общих противопоказаний к приему на работу во вредные, неблагоприятные условия труда требуют постоянной корректировки с учетом развития новых производственных технологий, комплексного и потенцирующего воздействия различных рисков как производственных, так и других. И задача эта, что не менее важно, должна учитывать также политическую и экономическую ситуацию в стране. Это особенно важно сейчас, когда активно ведутся работы по освоению нанотехнологий и освоение новых производственных и технологических процессов в нефтехимии и других видах деятельности.

Аудит системы управления охраной труда – это независимая проверка положения с охраной труда в организации и определение соответствия деятельности, направленной на обеспечение безопасности труда, законам и иным нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда.

Социальные отношения во взаимосвязи с трудовыми и экономическими отношениями охватывают весь период жизни и деятельности человека, занимают особо место в федеральном и региональном законодательстве, регулируются гражданским, административным, трудовым, семейным, налоговым и уголовным правом, нормами практически всех действующих кодексов Российской Федерации.

Социальная ответственность – это широкое понятие, охватывающее и такие проблемы, как экология, социальная справедливость, равноправие. Представляется, что организации обязаны проявлять ответственность в трёх областях – финансы, влияние деятельности организации на общество и окружающую среду, воздействие на экологию и здоровье человека. Это относится не только к бизнесу, но и к органам исполнительной власти, и общественным организациям.

Откликаясь на потребность в регламентации, ряд общественных, промышленных и других компаний, а также служб управления США и Европы создали на основе консенсуса первый международный стандарт «Социальная ответственность» (SA 8000:1997). Требования стандарта могут распространяться на любые географические регионы, отрасли промышленности и предприятия, которые должны соблюдать их наряду с национальным законодательством, разрабатывать и проводить в жизнь политику, процедуры и методы, обеспечивающие управленческие воздействия на указанные проблемы, демонстрировать заинтересованным сторонам их соответствие государственным нормативным требованиям.

В Российской Федерации аналогичного стандарта социальной ответственности нет. Однако это не означает, что проблеме вовсе не уделяется внимания. Сегодня в сфере охраны труда активно действуют испытательные лаборатории и органы по сертификации Системы сертификации работ в сфере охраны труда (ССОТ), которые накопили достаточно большой опыт работы и оказывают существенное влияния на состояние условий и охраны труда в большинстве регионов.

Мировая практика показывает, что степень воздействия на людей негативных факторов производственной деятельности (в т.ч. при различных авариях, экологических нарушениях) зависит не только от существующих технологий, но и, в первую очередь, от уровня систем управления охраной труда.

Любая система может считаться эффективно функционирующей лишь в том случаев, если обеспечено её непрерывное совершенствование, достигаемое благодаря постоянному анализу и оценке её качества. Именно на получение информации для последующего анализа и корректировки системы управления охраной труда в организации должен быть направлен аудит. Одной из форм такого аудита (внешнего) сегодня выступает инспекционный контроль мероприятий, проводимых в области охраны труда органами сертификации системы СОТ. Её надо совершенствовать и укреплять. Данная система была сформирована в 2002 году, зарегистрирована Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии постановлением от 30 августа 2002 года № 83 «О государственной регистрации Системы сертификации работ по охране труда в организациях и её знака соответствия», имеет свидетельство о государственной регистрации № РОСС RU. 0013.01 ОТ 00 и на сегодняшний день является единственной национальной системой сертификации работ в сфере охраны труда.

Аудит (внутренний и внешний) должен быть направлен на оценку качества и эффективность функционирования системы управления охраной труда, а не на поиск конкретных нарушений. Любое нарушение – это повод к поиску несоответствия в структуре системы управления охраной труда, либо в процессе реализации намеченных целей.

К осуществлению аудита необходимо привлекать независимых специалистов, которые не несут персональной ответственности за проверяемые участки. Специалисты, занятые аудитом, могут быть штатными сотрудниками в составе организации либо наняты для проведения конкретной проверки. Лучший вариант, когда специалисты, привлекаемые для проведения аудита, не являются штатными сотрудниками организации, но хорошо знают технологию работ и знакомы с требованиями охраны труда и управления этими процессами. Сегодня в России необходимо сформировать национальный институт экспертов (аудиторов) в области охраны и безопасности труда из числа наиболее подготовленных и высококвалифицированных специалистов, умеющих не только контролировать требования безопасности, что очень важно, но и знающих как обеспечить решение данных проблем и способных оказать практическую помощь работодателю в конкретно сложившейся ситуации.

Заказчиком (потребителем, клиентом) аудита может выступать сама организация (1-я сторона), потребитель продукции и услуг данной организации (2-я сторона) и какая-либо независимая внешняя организация (3-я сторона – акционеры, инвесторы и др.)

Согласно ГОСТ Р 12.0.230-2007 объектами аудита могут быть:

  • риски;

  • требования законодательных актов и иные требования;

  • цели и задачи в области охраны труда;

  • планы мероприятий (программы);

  • ответственность за соблюдение требований охраны труда;

  • обучение и осведомлённость персонала в области охраны труда;

  • связь и информация между структурными подразделениями и должностными лицами по вопросам охраны труда;

  • документация и управление документацией;

  • управление операциями (проектирование, технологический процесс, производственное оборудование, эксплуатация и др.);

  • готовность к действиям в условиях аварийных ситуаций;

  • мониторинг условий и охраны труда, измерение параметров условий труда;

  • несоответствия и профилактические действия;

  • зарегистрированные данные;

  • анализ со стороны руководства;

  • степень соответствия конкретных административных, рабочих процедур и рабочих участков, операций (производственных процессов) нормативной документации по охране труда.

Исходя из требований государственных нормативных правовых актов, объекты аудита целесообразно подразделить по видам оборудования. Объектом аудита будет, к примеру, не просто структура и ответственность, а структура и ответственность в области безопасной эксплуатации конкретного оборудования, например, грузоподъёмных машин.

По видам аудит должен подразделяться на: аудит адекватности и аудит соответствия. Аудит адекватности устанавливает, отвечает ли документация системы управления охраной труда требованиям соответствующего стандарта безопасности. Аудит соответствия уточняет в какой степени требования этих документов понятны и соблюдаются персоналом.

Аудит может быть внешним и внутренним. Внешний аудит осуществляется организацией, не зависящей от проверяемого субъекта. Внутренний аудит связан с изучением организацией своей собственной системы управления охраной труда. Внутренний аудит является самым важным из всех аудитов. Он обеспечивает акционеров, инвесторов и руководство организации информацией об эффективности системы. В зависимости от количества объектов аудит делится на оперативный (внеплановый), целевой и комплексный.

Оперативный (внеплановый) аудит проводят специалисты службы охраны труда в организации при установлении недопустимых фактов или происшествий. Его основная цель – сбор данных для оперативного принятия корректирующих мер. Инициаторами данного вида аудита могут быть руководитель службы охраны труда или соответствующий специалист.

Целевой аудит по сути является аналогом оперативного, но проводится согласно утверждённому плану и своей основной целью имеет сбор информации об одном из объектов аудита. Такие аудиты включают в планы работы группы, которые утверждает руководитель службы охраны труда или работодатель и в обязательном порядке рассылают во все подразделения организации.

Комплексный аудит должен проводиться по всем возможным объектам аудита и чётко по графику, который разрабатывается службой охраны труда и утверждается работодателем до начала следующего года и направляется руководителям структурных подразделений.

И еще одно о социальном аудите – это разработка механизма (руководства), основных принципов проведения социального и медицинского аудитов, строго регламентирующих процедуру, аккредитацию организаций и все подходы к этой деятельности.

Если такая система будет принята, если нам удастся ее разработать, то я уверен, что страна сможет выполнить ту задачу, которую поставил Президент в части сохранении здоровья работающего населения и удвоении валового внутреннего национального продукта.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Г тула к оординационный совет по оохране труда и проблемам управления профессиональными рисками создан с целью формирования культуры охраны труда в российской федерации и обеспечения защиты здоровья работников и охраны труда путем внедрения

    Документ
    ... ЕлинАльбертМаксимович - первый заместитель генерального директора ФГУ «ВНИИохраны и экономикитруда» ... ЧС Доклад заместителя начальника Главного управления ... - основные научно-технических проблемы ... подготовку (сотрудниками органов внутренних ...

Другие похожие документы..