Главная > Документ


МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

№ 4 2009

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

4 2009

Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики

Журнал основан в 2005 году.

С 2009 года Журнал «Медиаобразование» включен в международный реестр научных журналов DOAJ: Directory of Open Access Journals

http://www.doaj.org/doaj?func=loadTempl&templ=070507

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ 4 2009

Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики

ISSN 1994-4160 (печатная версия)

ISSN 1994-4195 (интернет-версия)

Журнал основан в 2005 году.

Периодичность – 4 номера в год.

Учредители:

Бюро ЮНЕСКО в Москве, МОО «Информация для всех»,

Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, Таганрогский государственный педагогический институт, издатель ИП Ю.Д.Кучма

Редакционная коллегия:

А.В.Федоров

главный редактор

Л.М.Баженова

О.А.Баранов

Е.Л.Вартанова

С.И.Гудилина

В.В.Гура

А.А.Демидов

Н.Б.Кириллова

С.Г.Корконосенко

А.П.Короченский

В.А.Монастырский

С.Н.Пензин

Г.А.Поличко

В.С.Собкин

Л.В.Усенко

Н.Ф.Хилько

А.В.Шариков

Адрес редакции:

Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, 109542, Москва,

Рязанский проспект, д.99, офис У-430.

e-mail: tina5@

/mediaeducation

/medialibrary

http://www.mediaeducation.boom.ru

Статьи для публикации в журнале принимаются только по электронной почте.

© журнал «Медиаобразование»

Информационная поддержка:

Портал Бюро ЮНЕСКО в Москве

http://www.unesco.ru/rus/pages/bythemes/stasya29062005124316.php

Портал «Информация для всех» http://www.ifap.ru

Портал «Информационная грамотность и медиаобразование» http://www.mediagram.ru

СОДЕРЖАНИЕ

Актуальные новости

Резолюция Европейского Парламента от 16 декабря 2008 года по медиаграмотности в мире цифровых технологий…......................................................................................5

Министр связи и массовых коммуникаций подчеркнул значение медиаобразования для граждан информационного общества………………………………………13

Бюро ЮНЕСКО в Москве поддерживает проект по тематике медиаграмотности и медиаобразования ………………15

В Московской городской думе обсудили проблемы внедрения медиаобразования в школах столицы………………15

Олейников А. Интернет: Обозрение педагогической печати……………………………………………………………….16

Научно-практическая конференция «Образовательные технологии XXI века»……………………………………………..18

Онкович Г.В., Морозова А.В. Медиаобразование как предмет обсуждения на конференциях Украины и Белоруссии………………………………………………………….20

Страницы истории

Онкович Г.В. Прессодидактика и прессолингводидактика: от грамматики до логоэпистемы…………………………….26

Практика медиаобразования

Колесниченко В.Л. К вопросу о методическом использовании новых информационных технологий (на примере Интернет-ресурсов) на занятиях по английскому язику…………………………………………………………..32

Саблукова Л.И. Проблемы экологии души кинозрителя

в расширяющемся медиапространстве……………………..37

Кузьмина М.В. Сетевые медиасервисы в системе повышения квалификации работников образования…………………………………………………..42

Игнатьев Д.И. Подготовка и проведение уроков по анатомии и физиологии человека с использованием учебного кино и мультимедийного сопровождения………………………………………………49

Мурюкина Е.В. Участники медиаклуба на фестивале «Сталкер» ……………………………………53

Хилько Н.Ф. Развитие зрительской культуры в киноклубах…………………………………………………58

Проблемы медиакультуры

Федоров А.В. Сравнительный анализ медийных стереотипов времен «холодной войны» и идеологической конфронтации (1946-1991)……………62

Жилавская И.В. Информационная среда закрытого города……………………………………………85

Челышева И.В. Насилие в современных произведениях медиакультуры ……………………………97

Учебные программы

Мурюкина Е.В. Программы занятий киноклуба для школьников…………………………………………...101

Хилько Н.Ф. Программа учебного курса для вузов «Медиакультура и творчество в социально-культурной сфере»……………………………124

Жижина М.В. Программа учебного курса для

вузов «Основы медиапсихологии»………………..133

Книжная полка…………………………..149

Актуальныеновости

Резолюция Европейского Парламента от 16 декабря 2008 года по медиаграмотности в мире цифровых технологий (2008/2129(INI))

European Parliament resolution of 16 December 2008 on media literacy in a digital world (2008/2129(INI))

Европейский Парламент, руководствуясь следующими документами:

– «Конвенция о защите и развитии многообразия форм культуры», принятая ЮНЕСКО в 2005 году,

– Директива Европарламента и Европейского совета от 11 декабря 2007 года (2007/65/EC), вносящая поправку в Директиву Совета Европы 1989 года (89/552/EEC) по вопросу координирования определённых мер, установленных в законном и нормативно-административном порядке в странах Евросоюза, и касающихся вопросов телевещания, в особенности, декларативная часть 37 Директивы 2007 года (2007/65/EC) и статья 26 Директивы 1989 года (89/552/EEC),

– Решение № 854/2005/EC, принятое Европарламентом и Советом Европы 11 мая 2005 года, о создании долгосрочной общественной программы по повышению безопасности пользователей сети Интернет и новейших он-лайн технологий,

– Решение № 1718/2006/EC, принятое Европарламентом и Советом Европы 15 ноября 2006 года, и касающееся реализации программы поддержки европейского аудиовизуального сектора экономики (MEDIA 7),

– Рекомендация, выработанная Европарламентом и Советом Европы 20 декабря 2006 года, о защите национальных меньшинств, человеческого достоинства и о праве на ответное возражение в конкурентной европейской индустрии аудиовизуальных и информационных он-лайн услуг (2006/952/EC),

– Рекомендация, выработанная Европарламентом и Советом Европы 18 декабря 2006, о ключевых компетенциях обучения в рамках непрерывного образования в течение всей жизни (2006/962/EC),

– Коммюнике Еврокомиссии от 20 декабря 2007 года: «Европейский подход к медиаграмотности в мире цифровых технологий» (COM(2007)0833),

– рабочий документ Еврокомиссии 2007 года: «Медиаплюрализм в странах Евросоюза» (SEC(2007)0032),

– Коммюнике Еврокомиссии от 1 июня 2005 года: «i2010 – Европейское информационное общество профессионального роста и занятости» (COM(2005)0229),

– Резолюция от 20 ноября 2002 года о концентрации средств массовой коммуникации,

– Резолюция от 6 сентября 2005 года о применении Статьи 4 и 5 из Директивы 1989 года (89/552/EEC) («Телевидение без границ») с учётом поправок Директивы 1997 года (97/36/EC), на период 2001-2002 года,

– Резолюция от 27 апреля 2006 года о переходе от аналогового к цифровому вещанию: перспектива развития европейской аудиовизуальной политики и культурного многообразия,

– решения Совета Европы от 20 мая 2008 года, касающиеся компетенций межкультурной коммуникации и европейского подхода к медиаграмотности в эпоху цифровых технологий,

– Грюндвальская Декларация по медиаобразованию, принятая ЮНЕСКО в 1982 году,

– Парижская программа ЮНЕСКО или 12 рекомендаций по медиаобразованию,

– Рекомендация Комитета Министров Совета Европы (REC(2006)12) для стран-членов Евросоюза о предоставлении детям широких возможностей в сфере инфокоммуникационных технологий,

– Правило 45 Устава Европарламента,

– Отчёт Комитета по делам культуры и образования (А6-0461/2008),

и учитывая то, что:

а) влияние медиа всё сильнее ощущается в политической и повседневной жизни общества; высокая степень концентрации медиа может угрожать плюрализму средств массовой коммуникации; медиаграмотность играет центральную роль в политической культуре и активном участии граждан Евросоюза,

б) границы между всеми видами медиа (аудиовизуальными и печатными, традиционными и цифровыми) стираются и разные формы медиа сближаются в техническом и содержательном плане; новые средства массовой коммуникации проникают во все сферы человеческой жизни благодаря инновационным технологиям; эти новые медиа стимулируют граждан быть более активными медиапользователями; кроме того, сообщества граждан, сетевые блоги и видеоигры также являются формами медиа,

в) для юных медиапользователей Интернет выступает в качестве первого и наиболее важного источника информации; они применяют свои навыки работы в Интернете для удовлетворения личных потребностей по собственной инициативе, в отличие от взрослых, получающих информацию преимущественно благодаря радио, ТВ, газетам и журналам; ввиду этого в современном медиапространстве медиаграмотность помогает успешно решать задачи, которые ставят новые медиа, в особенности, – использовать широкие возможности медиа для интерактивного и творческого участия граждан, а также помогает восполнить знания, необходимые для традиционных медиа, которые продолжают оставаться главным источником информирования общественности,

г) некомпетентный пользователь может «утонуть» в океане информации, которую предлагают новейшие коммуникационные технологии, которая никак не систематизируется по степени важности, что приводит к ещё более серьёзной проблеме – нехватке информации,

д) соответствующая подготовка граждан в области информационных технологий и использования медиа с соблюдением прав и свобод других граждан, в значительной степени повышает возможности трудоустройства отдельных граждан, способствует развитию экономики в целом и позволяет достигнуть целей Лиссабонской образовательной стратегии;

е) широкий доступ к информационным технологиям предоставляет каждому члену общества возможность передачи информации в глобальном масштабе, делая его потенциальным «журналистом», и вызывает необходимость медиаграмотности не только для понимания информации, но также для создания и распространения собственного медиаконтента; притом владение навыками работы на компьютере сами по себе автоматически не ведут к повышению медиаграмотности,

ж) когда речь идёт о развитии телекоммуникационных сетей и степени распространения информационно-коммуникационных технологий, выясняется, что в данном вопросе существуют значительные различия между странами-членами Евросоюза, а также между отдельными районами, в особенности это касается отдалённых районов или сельской местности, что угрожает дальнейшему увеличению разрыва в области цифровых технологий на территории Евросоюза,

з) школы выполняют важную роль в процессе воспитания граждан, обладающих коммуникативной и критической компетентностью; а ситуация в плане медиаобразования значительно различается между странами Евросоюза и отдельными районами внутри этих стран, аналогичная ситуация складывается и в плане внедрения и использования инфокоммуникационных технологий в сфере образования; медиаобразование может осуществляться, в первую очередь, медиаграмотными учителями, получившими соответствующую подготовку в данной области,

и) медиаобразование имеет существенное значение для достижения высокого уровня медиаграмотности – важного компонента политического образования, который помогает людям подкрепить их активную гражданскую позицию и понимание их гражданских прав и обязанностей; более того, хорошо осведомлённые и политически зрелые граждане – основа плюралистического общества; создавая собственный медиаконтент и образцы медийной продукции, пользователи глубже понимают принципы и ценность профессионально созданных медиатекстов;

к) медиаобразование пожилых людей не очень развито по сравнению с медиаобразованием молодёжи, поэтому пожилые люди нередко испытывают страх и растерянность перед новыми медиа,

л) угрозы безопасности личных данных значительно возросли и усложнились, некомпетентные пользователи подвергаются высокому риску обмана,

м) медиаграмотность – это принципиально важное профессиональное качество в обществе инфокоммуникационных технологий,

н) медиа предоставляют возможности для глобальной коммуникации и открытого включения в мировое сообщество, медиа – краеугольный камень демократического общества, они передают знания и предоставляют информацию, новейшие цифровые средства коммуникации создают благоприятные условия для активного участия и творчества граждан, тем самым, вовлекая их в общественно-политические процессы,

о) на данный момент отсутствует полная информация, которая позволила бы достаточно точно определить уровень медиакомпетентности граждан Евросоюза,

п) несомненная важность медиаграмотности была подчёркнута ЮНЕСКО, к примеру, в Грюндвальской Декларацией по медиаобразованию (1982) и Парижской программой ЮНЕСКО – 12 рекомендаций по медиаобразованию (2007),

выработал ряд положений, согласно которым он:

Принципы

  1. одобряет вышеизложенное коммюнике Еврокомиссии по вопросам медиаграмотности в эпоху цифровых технологий, и верит в возможность улучшения сложившейся ситуации до степени, которую европейский подход стремился достичь в том, чтобы более чётко представить круг проблем, связанных с медиаграмотностью, особенно в части вовлечения традиционных медиа и признания важности медиаобразования;

  2. одобряет решения Совета Европы от 22 мая 2008 года о ключевых компетенциях межкультурной коммуникации; выражает надежду, что страны Евросоюза сделают всё возможное для развития медиаграмотности и вносит предложение о том, чтобы комитет по связям стран Евросоюза в соответствии с Директивой 89/552/EEC укрепил свои позиции путём включения в свой состав специалистов в области образования;

  3. настоятельно советует Еврокомиссии принять соответствующую рекомендацию, составить план комплексных мероприятий по медиаграмотности; настоятельно рекомендует Еврокомиссии провести в 2009 году встречу комитета по связям стран Евросоюза по проблеме аудиовизуальных медиа услуг с целью интенсификации информационного обмена и оптимизации эффективного сотрудничества на постоянной основе;

  4. призывает авторитетные учреждения, ответственные за регулирование аудиовизуальных и электронных коммуникаций к сотрудничеству на разных уровнях в целях повышения медиаграмотности населения; подтверждает чрезвычайную необходимость разработки на федеральном уровне кодексов поведения и общих административных инициатив; особо подчёркивает необходимость участия всех заинтересованных лиц в поддержке систематического изучения и постоянного анализа различных аспектов и показателей медиаграмотности;

  5. также рекомендует Еврокомиссии привлечь Экспертную группу по медиаграмотности (MediaLiteracyExpertGroup) для обсуждения вопросов медиаобразования и предлагает, чтобы эта группа экспертов проводила более регулярные встречи и оказывала консультативную поддержку официальным представителям всех стран Евросоюза на постоянной основе;

  6. отмечает, что помимо ведущих политических деятелей, журналистов, работников радио и телевещания, а также медийных компаний, активно содействовать повышению медиаграмотности также могут малые организации на местах, такие как библиотеки, образовательные центры для взрослых, общественные центры культуры и медиа, учреждения дополнительной общеобразовательной и специальной подготовки, местные любительские медиа;

  7. призывает Еврокомиссию, руководствуясь Статьeй 26 из Директивы 89/552/ECC, выработать показатели медиаграмотности с целью развития медиаграмотности в Евросоюзе в долгосрочной перспективе;

  8. указывает на то, что медиаграмотность – это способность использовать медиа в личных целях и без посторонней помощи, понимать и критически оценивать различные аспекты медиа как таковые и содержание медиа, передавать (независимо от контекста), создавать и распространять медиатексты; отмечает, что при наличии многочисленных ресурсов в открытом доступе чрезвычайно важно уметь выделить необходимую информацию из огромного потока данных и видиоинформации, которые предоставляют современные медиа, и классифицировать их / отнести к определённой категории;

  9. подчёркивает, что медиаграмотность – базовый элемент политики в сфере потребления информации, это основа для понимания и осведомлённости в вопросах, касающихся интеллектуальных прав, и необходимое условие для привлечения граждан к участию в демократической жизни и стимулирования межкультурного диалога;

  10. настоятельно рекомендует Еврокомиссии развивать политику в области повышения медиаграмотности, работая в тесном сотрудничестве со всеми подразделениями Евросоюза, а также с местными и региональными организациями, усилить сотрудничество с ЮНЕСКО и Советом Европы;

Цели и целевые группы

  1. утверждает, что работа в области медиаобразования должна охватывать всех граждан – детей, молодёжь, взрослых, пожилых людей, а также нетрудоспособных людей;

  2. отмечает, что овладение навыками медиаграмотности начинается в семье, где ребёнка учат делать правильный выбор в отношении различных доступных услуг медиа, – подчёркивая, тем самым, важность медиаобразования для родителей, которые играют решающую роль в развитии навыков и умений будущих медиапользователей, – и продолжается в школе и на протяжении всей жизни благодаря усилиям федеральных, государственных и административных органов, а также благодаря работе медийных профессионалов и институтов медиа;

  3. обращает внимание, что цель обучения медиаграмотности – помочь людям в практическом и творческом использовании медиа и их содержания, научить их критически анализировать продукцию медиа, понимать характер работы индустрии медиа, а также самостоятельно создавать собственный медиаконтент;

  4. рекомендует применение медиаобразования для просвещения населения в вопросах, касающихся авторских прав при использовании медиа и важности соблюдения прав на интеллектуальную собственность (особенно это касается сети Интернет), по проблеме защиты данных и конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и права на самостоятельный выбор информации; особо подчёркивает необходимость информирования медиапользователей о потенциальных рисках, связанных с безопасным использованием информационных технологий и защитой личных данных, а также рисках, связанных с кибернасилием;

  5. отмечает, что рекламная деятельность – это важная сфера услуг, которую предоставляют современные масс-медиа; особо подчёркивает, что медиаграмотность позволяет выработать критерии оценки средств и технологий, используемых в рекламной деятельности;

Обеспечение доступа к информационно-коммуникационным технологиям

  1. призывает европейских политических лидеров сократить разрыв между странами Евросоюза, городом и сельской местностью, в применении цифровых технологий путём развития информационно-коммуникационной инфраструктуры, а главное, путём установления широкополосного доступа в районах, полностью не оснащённых соответствующим оборудованием;

  2. отмечает, что обеспечение доступа к широкополосной сети Интернет также важно для предоставления массовых услуг общего направления, этот доступ должен отличаться разнообразием, высоким уровнем качества и широкими потребительскими возможностями; каждый гражданин должен иметь возможность для использования недорогой широкополосной связи;

Медиаобразование в школах и педагогических образовательных учреждениях

  1. утверждает, что медиаобразование должно стать компонентом формального образования, доступным всем учащимся, оно должно стать неотъемлемой частью учебного программы на каждой ступени школьного обучения;

  2. настоятельно рекомендует включить медиаграмотность в качестве 9 базовой компетенции в европейскую программу образования в течение всей жизни, представленную в Рекомендации 2006/962/EC;

  3. рекомендует сделать медиаобразование максимально приближенным к практической деятельности и связать его с предметами экономической, политической, словесной, социальной, художественной и информационной направленности, и предлагает в перспективе ввести специальный предмет – «Медиаобразование», а при использовании междисциплинарного подхода связать его с реализацией внешкольных проектов;

  4. рекомендует образовательным учреждениям поощрять и поддерживать создание медийной продукции (печатная полоса, аудио/видео продукция) путём вовлечения в этот процесс учащихся и преподавателей, тем самым, обеспечивая практическое обучение медиаграмотности;

  5. призывает Еврокомиссию учесть при разработке критериев медиаграмотности качество школьного и педагогического образования в данной области;

  6. отмечает, что помимо вопросов образовательной политики, немаловажное значение имеет техническое оснащение и доступ к новейшим технологиям; школьная техническая база остро нуждается в модернизации, чтобы обеспечить всем школьникам доступ к компьютерам, сети Интернет и необходимому обучению;

  7. утверждает, что медиаобразование представляет особую важность для специализированных школ, если учесть, что медиа могут во многом помочь нетрудоспособным людям преодолеть препятствия на пути к коммуникации;

  8. рекомендует Еврокомиссии включить в программу подготовки педагогических кадров обязательные модули по медиаобразованию для всех ступеней школьного образования, чтобы способствовать более интенсивному внедрению этого предмета; призывает соответствующие органы федеральной власти познакомить учителей всех специальностей и во всех типах школ с использованием аудиовизуальных средств обучения и с проблемами, касающимися медиаобразования;

  9. подчёркивает острую необходимость постоянного обмена информацией, опытом эффективной практической деятельности в сфере образования, педагогических методов между странами Евросоюза;

  10. призывает Еврокомиссию посветить отдельный раздел последующих программ вопросам медиаграмотности, т.к. в текущей программе «MEDIA 2007» уделяется очень мало внимания развитию медиаграмотности; поддерживает предложение Еврокомиссии разработать новую программу «Media Mundus» в поддержку международного сотрудничества в аудиовизуальном секторе экономики; призывает отводить более важное место проблеме медиаграмотности в других программах поддержки, реализуемых Евросоюзом, в частности таких, как «Life Learning», «eTwinning», «Safer Internet» и «European Social Fund»;

Медиаобразование для пожилых людей

  1. утверждает, что медиаобразование пожилых людей должно осуществляться по месту их пребывания, к примеру, в домах и интернатах для престарелых с разными формами обслуживания, в обществах для пожилых людей, в местах для отдыха, в клубах по интересам, общественно-политических комитетах и организациях для представителей старшего поколения;

  2. отмечает, что цифровые технологии позволяют людям старшего поколения, в частности, принимать участие в повседневной жизни общества посредством обмена информацией и через общение, а также они помогают им как можно дольше сохранять независимость и вести самостоятельный образ жизни;

  3. подчёркивает, медиаобразование для людей старшего поколения должно учитывать различные сферы их жизнедеятельности, их знания и опыт, также их способ работы с медиа;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 2 2009 Российский журнал истории теории и практики медиапедагогики

    Документ
    МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ № 2 2009 МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ № 2 2009Российскийжурналистории, теории и практикимедиапедагогикиЖурнал основан в 2005 году. МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ № 2 2009Российскийжурналистории, теории и практикимедиапедагогики ISSN 1994-4160 ( ...
  2. 1 200 9 Российский журнал истории теории и практики медиапедагогики

    Документ
    МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ № 1 2009 МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ № 1 2009Российскийжурналистории, теории и практикимедиапедагогикиЖурнал основан в 2005 году. МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ №1 2009Российскийжурналистории, теории и практикимедиапедагогики ISSN 1994-4160 ( ...
  3. Российский журнал истории теории и практики медиапедагогики № 1/2010

    Документ
    ... Медиаобразование Российскийжурналистории, теории и практикимедиапедагогики № 1/2010 Медиаобразование. 2010. № 1. Российскийжурналистории, теории и практикимедиапедагогики ... ин-та, 2009. 292 c. Медиаобразование: от теории – к практике / Сост. ...
  4. Российский журнал истории теории и практики медиапедагогики (5)

    Документ
    МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ № 2 2008 Российскийжурналистории, теории и практикимедиапедагогики МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ Российскийжурналистории, теории и практикимедиапедагогики № 2 2008 ISSN 1994- ... 2004-2006; 2008; 2008-2009). Всего коллективом опубликовано 15 ...
  5. Российский журнал истории теории и практики медиапедагогики (7)

    Документ
    МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ № 2 2008 Российскийжурналистории, теории и практикимедиапедагогики МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ Российскийжурналистории, теории и практикимедиапедагогики № 2 2008 ISSN 1994- ... 2004-2006; 2008; 2008-2009). Всего коллективом опубликовано 15 ...

Другие похожие документы..