Главная > Урок


Сергеева Марина Геннадьевна, учитель первой категории МАОУ СОШ №152

г. Челябинска

Открытый урок по истории Древнего мира «Древнее Двуречье»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа№ 152

г. Челябинска

Открытый урок в 5 - б классе

на тему: «Древнее Двуречье»

Подготовил:

учитель истории и обществознания

I квалификационной категории

Сергеева Марина Геннадьевна

Тема урока: Древнее Двуречье.

Цели урока: 1.Познакомить с историей Месопотамии.

2. Закрепить полученные знания о древнем Египте.

3. Продолжить формирование умений работать с исторической картой.

Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия»

Понятия: Двуречье, клинопись.

Ход урока:

I Организационный момент

Готовность к уроку: наличие учебника, тетради, дневника.

II Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Древний Египет»

  1. Подготовка устного ответа по карточкам:

а) Рассказать о жизни ремесленников и земледельцев в Древнем Египте.

Карточка №1

  1. Кого называли ремесленниками?

  2. Какие ремесла были развиты в Древнем Египте?

  3. В каких условиях трудились земледельцы, ремесленники?

б) Рассказать о жизни вельможи в Древнем Египте.

Карточка №2

  1. Кто такие вельможи?

  2. Как они жили?

  3. Чем занимались вельможи?

в) Рассказать о жизни фараона в Древнем Египте.

Карточка №3

  1. Кто такой фараон?

  2. Для чего фараоны участвовали в военных походах?

  3. Как было вооружено войско фараона?

  4. Как выглядела боевая колесница?

  5. Что фараон привозил из похода?

  1. Индивидуальная работа с учащимися

а) Заполнить пропуски:

  1. Первые земледельцы вскапывали землю деревянной ____________.

  2. Колосья срезали ____________.

  3. Растирали зерна на ____________.

  4. Рубили деревья ____________.

  5. Земледелие и скотоводство возникли в Западной __________.

  6. Из глины научились делать _____.

  7. Женщины научились _______ и ____________.

б) Заполнить пропуски:

  1. Вера в богов и духов ____________________.

  2. Изображение богов и духов ______________.

  3. Подарки богам и духам __________________.

  4. Поражение копьями нарисованное животное ___________________.

  5. Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей ___________.

в) Вставьте пропущенные буквы

1. Дельта

……

2. …..

Высокий тростник в Египте, из которого делали материал для письма.

3. Фараон

…..

4. …..

Сбор в пользу государства.

5. Религия

….

6. ….

Мастер, изготавливающий изображения из глины, камня, дерева, металла

III Изучение нового материала.

На доске план урока: 1. Природные и климатические условия Древнего Двуречья.

2. Занятия жителей Двуречья.

3. Религия и письменность древних жителей Двуречья.

Мозговой штурм:

  1. Страна расположенная на берегах Нила (Египет).

  2. Островки зелени в пустыне (оазизы).

  3. Правитель Египта (фараон).

  4. Приспособление для поливов садов и огородов (шадуф).

  5. Вера в богов, духов, души и поклонение им (религия).

  6. Жилище богов (храм).

  7. Богиня красоты (Бастет).

  8. Злой бог пустыни и песчаных бурь (Сет).

  9. Название египетского письма (иероглифы).

  10. Сплав олова и меди (бронза).

  11. Книга из папируса (свиток).

  12. Человек пускающий в ход плеть и палку (надсмотрщик).

  13. Вырезанная из камня фигура льва с головой человека (сфинкс).

  14. Имя фараона совершившего 17 походов (Тутанхамон).

Объяснение нового материала

- С каким государством мы познакомились на предыдущих уроках?

(Древний Египет)– ответ у доски

- Где находится это государство? (в северо-восточной Африке).

Сегодня мы на уроке мы продолжим знакомство с государствами древнего мира.

Работа с картой

- Давайте совершим путешествие из Египта на Восток.

- Открываем учебник на стр.31, перед вами карта, которая будет нашим путеводителем.

- Приготовились!

- Из дельты Нила отправляемся на северо-восток путь преграждает Красное море, пройдя по перешейку между Средиземным и Красным морями, попадаем на север Синайского полуострова. Здесь начинается Азия.

Далее простирается огромная пустыня. Лишь через много дней странствий по пескам с караваном верблюдов мы сможем увидеть, что достигли границ какого-то государства.

- Кто может сказать название этого государства? (Междуречье)

- А второе название Двуречье.

Запишем название темы нашего урока: «Древнее Двуречье»

- Почему страна получила такое название? (Она расположена между реками Тигр и

Евфрат).

- Эти реки берут свое начало с Закавказских гор на севере и текут впадая в Персидский

залив.

- Давайте по карте попробуем определить географическое положение и климатические условия Двуречья (учебник стр.31)

Двуречье- страна расположенная в Передней Азии, между реками Тигр и Евфрат.

(Запись в тетрадь).

- Каков климат Древнего Двуречья? (теплый, мягкий, влажный).

- Чем могли заниматься жители? (земледелием).

- Что такое земледелие? (возделывание, обработка земли с целью выращивания

сельскохозяйственных растений).

-Что способствовало этому виду деятельности?(климат, наличие рек, разливы, плодородие).

Работа с учебником

- Откройте учебник на стр. 63, рассмотрите рисунок.

- Что вы видите на нем, опишите.

-Чем кроме земледелия занимались жители Двуречья? (скотоводством)

- Что такое скотоводство? (разведение крупного и мелкого рогатого скота для получения

молока, мяса, шкур, шерсти, и др. продуктов.

Работа с контурной картой

стр. 32 задания 2,3,4 – рабочая тетрадь № 1.

Работа с учебником

- Читаем на стр. 64 текст о природе Древнего Двуречья.

- Несмотря на то, что строительного материала было мало, строились, дома, дворцы,

храмы.

-Что такое храм? (жилище богов).

- Почему я спросила вас о храме? (в Двуречье люди тоже покланялись богам).

- Каким богам поклонялись люди?

Запись в тетради стр.64.

-Рассмотрите рисунок на стр. 68, что вы видите? (школа для писцов)

Чему учили в школе? На чем писали? Чем писали? Как называлось письмо?

-Клинопись – письмо клинообразными значками (запись в тетради).

Обобщение

Заполните сравнительную таблицу «Египет и Двуречье – общее и различия»

Общее

Различия

Реки

Земледелие, скотоводство

Язычники

Письменность

Нет древесины

Клинопись, иероглифы

Две реки

Разные боги

Местоположение

Материал для письма

Итоги

- С каким государством познакомились?

- Где оно располагается?

- Основные занятия?

Д/З § 13, вопросы, № 5,6; р.т. с 32, з. 48, 49

Выставление оценок.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Культурология - обязательный общеобразовательный предмет в вузах России

    Учебное пособие
    ... богам в Двуречье строились на высоких платформах ... превращались в правящий класс кшатриев»1. 1 Открытие Индии. М., 1987 ... целью умилостивить их и тем ... — в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции — ... целые исторические эпохи и служить по­стоянным уроком ...
  2. Культурология - обязательный общеобразовательный предмет в вузах России

    Книга
    ... богам в Двуречье строились на высоких платформах ... превращались в правящий класс кшатриев»1. 1 Открытие Индии. М., 1987 ... целью умилостивить их и тем ... — в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции — ... целые исторические эпохи и служить по­стоянным уроком ...
  3. Культур ология содержание преамбула темы

    Литература
    ... и его уроки. Персоналии: ... древнегоДвуречья. М., 1965. Реконструкция древних верований: источники, метод, цель ... М., 2010. Господствующий класс феодальной Европы. М., ... открытий. Т. 2. Великие географические открытия ... Эко У. Пять эссе натемы этики. СПб., ...
  4. Культур ология содержание преамбула темы

    Литература
    ... и его уроки. Персоналии: ... древнегоДвуречья. М., 1965. Реконструкция древних верований: источники, метод, цель ... М., 2010. Господствующий класс феодальной Европы. М., ... открытий. Т. 2. Великие географические открытия ... Эко У. Пять эссе натемы этики. СПб., ...
  5. По учебному курсу «история» 5 класс

    Рабочая программа
    ... по теме «Государство на берегах Нила» 7. 15. ДревнееДвуречье. Презентация по теме «ДревнееДвуречье» 8. 16. Древнее Вавилонское царство ...

Другие похожие документы..