Главная > Автореферат диссертации


На правах рукописи

Иванов Александр Михайлович

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ

К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РОСТУ

В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

(в системе повышения квалификации работников образования)

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Москва, 2007

Работа выполнена в Самарском государственном педагогическом университете.

Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор

В.И.Пугач

Официальные оппоненты: член-корреспондент РАО, доктор

педагогических наук, профессор

А.В.Баранников

кандидат педагогических наук, доцент

Д.Т.Рудакова

Ведущая организация Омский государственный педагогический университет

Защита состоится 28 июня 2007 года в 1500 часов на заседании диссертационного совета Д 008.008.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Институте содержания и методов обучения РАО (119121, г. Москва, ул. Погодинская, д.8).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института содержания и методов обучения РАО (119121, г. Москва, ул. Погодинская, д.8) РАО и на сайте института .

Автореферат разослан _21__ мая 2007 года.


Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат педагогических наук Е.А.Седова

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Прогресс, достигнутый в развитии информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), предопределил на рубеже тысячелетий значительные изменения в различных сферах: политике, экономике, науке, технике и других областях человеческой деятельности. Отражением этого обстоятельства стало появление многочисленных философских, социологических исследований, посвященных нарождающемуся этапу техногенной цивилизации. В теориях информационного общества представлены различные концепции социального прогнозирования. Но практически во всех из них отмечается тот факт, что применение ИКТ в образовании способно привести к кардинальной трансформации этого социального института.

Детальное изучение проблемы информатизации российского образования осуществлялось во многих работах (С.А.Бешенков, А.Д.Иванников, К.К.Колин, А.А.Кузнецов, М.П.Лапчик, В.С.Леднев, И.В.Роберт, А.Н.Тихонов и др.). В них и других исследованиях фиксируется многогранность контекста информатизации образования, связанного: с применением для предъявления учебной информации мультимедийных программ, обеспечивающих интерактивный диалог в системе «обучающийся–электронный образовательный ресурс» (С.Г.Григорьев, В.В.Гриншкун, И.И.Косенко, А.В.Осин, О.Г.Смолянинова и др.); с автоматизацией процессов информационно-методического обеспечения и организационного управления учебной деятельностью (А.Г.Абросимов, Я.А.Ваграменко, О.А.Козлов, И.В.Роберт, И.Н.Розина и др.); с ростом образовательного потенциала распределенного информационного ресурса глобальных сетей и ростом дидактического потенциала технологий дистанционного обучения, реализуемых на базе ИКТ (А.А.Андреев, А.В.Густырь, А.Д.Иванников, В.И.Овсянников, Е.С.Полат, В.И.Солдаткин, А.Н.Тихомиров, В.М.Филиппов, С.А.Щенников и др.).

При этом реализация дидактического потенциала телекоммуникационных технологий связывается с наличием педагогических кадров, способных адекватно использовать телекоммуникационные технологии в педагогической деятельности, готовых к постоянному повышению квалификации.

Здесь имеет смысл заметить, что повышение квалификации педагогических кадров далеко не новая научная проблема. Она изучалась многими авторами (С.Г.Вершловский, В.И.Загвязинский, Э.Ф.Зеер, Е.А.Климов, В.А.Крутецкий, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Г.Н.Сериков, В.Г.Онушкин, В.А.Сластенин, Г.С.Сухобская, Н.Ф.Талызина, Е.П.Тонконогая, К.М.Ушаков и др.). Но информатизация образования предопределяет как появление новых требований к системе повышения квалификации работников образования, так и открывает перед ней новые возможности, связанные, в первую очередь, с использованием технологий дистанционного обучения (на базе ИКТ) для реализации идеи непрерывного педагогического образования.

В этой связи отметим, что вопросы, связанные с формированием в системе повышения квалификации готовности педагогических кадров к профессиональному росту в условиях информатизации образования, не были предметом специального исследования. К ряду нерешенных относятся вопросы о содержании и структуре готовности педагога к профессиональному росту, о формах и методах организации формирования этой готовности в системе повышения квалификации в условиях информатизации образования.

Проблема исследования определяется противоречием между запросами и реалиями образовательной практики в высококвалифицированных учителях, способных к непрерывному профессиональному саморазвитию в условиях информатизации образования и недостаточной представленностью в педагогической науке исследований по проблеме формирования готовности учителя к профессиональному росту в системе повышения квалификации.

Цель исследования заключается в определении потенциала системы повышения квалификации в аспекте формирования готовности учителя к профессиональному росту (в условиях информатизации образования) и отборе содержания, научно-обоснованных форм, методов и средств формирования готовности учителя к профессиональному росту в контексте реализации идеи непрерывного педагогического образования.

Объект исследования – процесс повышения квалификации педагогических кадров.

Предмет исследования – формирование готовности педагогических кадров к профессиональному росту в условиях информатизации образования.

Гипотеза исследования. В условиях постоянного усложнения педагогической деятельности, в немалой степени обусловленного информатизацией социума, система повышения квалификации работников образования способна обеспечить эффективную непрерывную подготовку учителей, предоставляющую им условия для личностного и профессионального совершенствования, если:

1) в ней в полной мере будет реализован дидактический потенциал телекоммуникационных технологий, призванных выступать эффективным средством организации непрерывного, интерактивного взаимодействия педагога с распределенными образовательными электронными ресурсами глобальной сети в процессе его самообразования, направленного на достижение профессионального роста;

2) в качестве одной из важнейших ее целей будет выступать формирование готовности педагогических кадров к профессиональному росту при согласованности социально-универсальной и личностной ориентаций образовательного процесса.

Предмет, цель и гипотеза исследования предопределили необходимость решения следующих задач:

1. Выявить доминирующие тенденции развития современной, российской системы повышения квалификации педагогических кадров в контексте информатизации образования.

2. Конкретизировать содержание дидактической категории «готовность учителя к профессиональному росту», определить ее структурные компоненты.

3. Разработать модель формирования готовности учителя к профессиональному росту в системе повышения квалификации в условиях информатизации образования.

4.Осуществить педагогический эксперимент, позволяющий соотнести сформулированные теоретические положениями с реалиями образовательной практики и оценить эффективность предложенной модели.

Методологическую основу исследования составили философские, социологические, педагогические, психологические теории и концепции.

В частности, существенное значение в концептуальном плане для настоящей работы имели:

  • основные положения методологии педагогики (В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, А.М.Новиков, В.М.Полонский и др.);

  • идеи гуманистической теории развития личности (А.Маслоу, Ш.Бюллер, С.Джурарду, К.Роджерс, Р.Мэй, Л.Франкл, Г.Мюррей, К.Хорни).

  • теоретические основы обучения взрослых (С.Г.Вершловский, С.И.Змеёв, И.А.Колесникова, И.П.Кузьмина, Ю.Н.Кулюткин, В.И.Подобед, Г.С.Сухобская, Е.П.Тонконогая и др.);

  • теоретико-методологические основы профориентологии личности (А.А.Деркач, Э.Ф.Зеер, Е.А.Климов, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, А.М.Новиков, Э.Э.Сыманюк и др.);

  • теории информационного общества (Д.Белл, Ж.Бодрийяр, Э.Гиденс, В.Иноземцев, М.Кастельс, К.К.Колин, Ж.-Ф.Лиотар, М.Люэн, Е.Масуда, Н.Н.Моисеев, А.И.Ракитов, В.С.Степин, А.Д.Урсул, Ф.Уэбстер, Ю.Хамбермас, Г.Шиллер и др.);

  • научные исследования в области информатизации образования (С.А.Бешенков, А.Д.Иванников, К.К.Колин, О.А.Козлов, А.А.Кузнецов, М.П.Лапчик, В.С.Леднев, И.В.Роберт, О.Г.Смолянинова, А.Н.Тихонов и др.);

  • психолого-педагогические исследования, посвященные проблемам повышения квалификации педагогических кадров (М.А.Ариарский, Н.И.Болдырев, Ф.И.Иващенко, А.К.Маркова, Л.М.Митина, П.В.Худоминский, К.М.Ушаков, и др.);

  • современные подходы к проблемам применения технологий дистанционного обучения в контексте реализации идеи непрерывного образования (А.А.Андреев, Я.А.Ваграменко, А.В.Густырь, А.Д.Иванников, В.И.Овсянников, Е.С.Полат, В.И.Солдаткин, А.Н.Тихомиров, В.М.Филиппов, С.А.Щенников, D.R.Garrson , B.Holmberg, J.Huisman , T.Lajos, V.Gremeniere, A.Szucs, P.Marland, R.Mason, S.Nipper, O.Peters, E.Wagner, C.A.Wedemeyer, N.Zeller и др.);

  • работы по проблемам внедрения в практику компетентностного подхода к обучению (М.Холстед, Т.Орджи, С.Е.Шишов, Л.М.Долгова, В.К.Загвоздкин, А.Пинский, В.В.Шаповал, Н.В.Кисель, И.А.Колесникова, Н.Ф.Радионова, А.П.Тряпицына, Г.Н.Сериков, А.В.Хуторской, В.А.Сластенин, А.В.Баранников, Е.А.Ракитина и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования: анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы; изучение и обобщение опыта повышения квалификации педагогических кадров; моделирование; эмпирические методы (анкетирование, наблюдение); а также методы математической статистики (корреляционный анализ, факторный анализ, кластерный анализ, дисперсионный анализ).

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

  • определены доминирующие тенденции развития российской системы повышения квалификации образования в условиях информатизации (рост дидактического потенциала средств информационных и коммуникационных технологий, развитие инновационных образовательных технологий);

  • выявлены доминирующие тенденции в системе повышения квалификации работников образования в условиях информатизации (эволюция ее организационных форм и структур в направлении формирования единой, глобальной информационной среды непрерывного педагогического образования; трансформация иерархии целей и содержания образования в плане необходимости первоочередного решения задачи формирования готовности учителя к профессиональному росту);

  • определен потенциал глобальной информационной среды непрерывного педагогического образования в аспекте формирования готовности педагога к профессиональному росту (она предоставляет всем педагогам равные возможности для профессионального роста; для каждого учителя – возможность создания «индивидуальной траектории профессионального роста»; открывает широкие перспективы для проявления профессиональной состоятельности в сетевом научно-педагогическом сообществе);

  • конкретизировано содержание дидактической категории «готовность учителя к профессиональному росту» (интегральная характеристика личности учителя, отражающая его мотивационно-ценностное отношение к профессиональному росту; рефлексивно-оценочные способности, эмоционально-волевые качества, когнитивные возможности и операциональные умения, необходимые для профессионального роста);

  • выявлены внешние факторы, определяющие возможности профессионального роста учителя (социально-политические, экономические, технологические, реалии образовательной практики (на микроуровне));

  • определены стадии профессионального роста учителя (самоидентификации в профессии, самовыражения профессионала, самореализации в творчестве);

  • разработана модель дифференцированного (в зависимости от стадии) формирования готовности учителя к профессиональному росту в системе повышения квалификации работников образования (образовательная среда, порождаемая многоуровневой системой дистанционных курсов (модулей));

  • произведен и обоснован отбор содержания дистанционных курсов, обеспечивающих повышение готовности к профессиональному росту учителей, находящихся на различных стадиях профессионального роста (содержание должно отражать следующую проблематику: компетентностно-ориентированный подход к образованию и технологии его реализации; информационная компетентность как составляющая профессиональной компетентности учителя; образовательные парадигмы информационного общества; дидактический потенциал телекоммуникационных технологий в образовании; теоретико-методологические проблемы современного образования; индивидуальный стиль педагогической деятельности; профессиональный рост и творческое саморазвитие личности учителя).

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования позволят осуществить более широкий подход к решению проблемы повышения квалификации педагогических кадров в условиях информатизации образования, послужат основой для дальнейших исследований в этой области. Они расширят научные представления об образовательных технологиях, обеспечивающих профессиональный рост работников образования в единой, глобальной информационной среде непрерывного педагогического образования.

Практическая значимость исследования. Его результаты способствуют совершенствованию педагогической деятельности в системе повышения квалификации работников образования на основе широкого использования технологий дистанционного обучения, выявлению и экспериментальной проверке организационно-педагогических условий, способствующих профессиональному росту педагогических кадров в процессе повышения квалификации без отрыва от производства. Опыт работы Самарского института повышения квалификации работников образования по формированию готовности учителей к профессиональному росту вошел в ряд реальных предпосылок создания единой информационной среды непрерывного педагогического образования.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии, ее соответствием поставленной проблеме; проведением исследования на теоретическом и практическом уровнях; применением комплекса методов, адекватных его предмету; возможностью повторения экспериментальной работы; репрезентативностью объема выборки и статистической значимостью полученных экспериментальных данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Современный этап развития российского образования характеризуется пересмотром парадигмы повышения квалификации педагогических кадров в контексте реализации дидактического потенциала средств информационных и коммуникационных технологий. Лейтмотивом новой парадигмы выступает тезис о том, что в системе повышения квалификации работников образования применение дистанционных форм и методов обучения на базе телекоммуникационных технологий способно обеспечить создание открытой, единой, корпоративной сети как элемента глобальной информационной среды непрерывного педагогического образования, предоставляющей педагогам: равные возможности для профессионального роста; свободу выбора режима интерактивного взаимодействия с распределенными в сети информационными ресурсами, адекватного личным предпочтениям и психологическим особенностям, иными словами, – возможность создания «индивидуальной траектории профессионального роста»; широкие возможности для проявления профессиональной состоятельности в сетевом научно-педагогическом сообществе.

2. Рождение новой парадигмы непрерывного педагогического образования выступает своеобразным отражением в сознании коллективного субъекта педагогической деятельности противоречий и недостатков, сложившихся в советское время в системе повышения квалификации работников образования. Об их наличии свидетельствуют глубокие противоречия между:

  • динамичным и непрерывным развитием инновационных образовательных технологий, а также научного знания в целом, обусловленного информатизацией общества, и сложившимся «дискретным» характером повышения квалификации учителя;

  • стремительно растущим дидактическим потенциалом средств информационных и коммуникационных технологий и использованием этих технологий в системе повышения квалификации работников образования в «режиме запаздывания»;

  • ростом социальных ожиданий по отношению к учителю, уровень личностного, морального и интеллектуального развития которого прямо, а не опосредовано детерминируют положительное/негативное развитие «другого» субъекта (ученика), и вынужденным игнорированием его индивидуальности в рамках сложившихся, традиционных массовых способов формирования и развития педагогического профессионализма;

  • ограниченностью финансовых ресурсов муниципальных и региональных бюджетов, образовательных учреждений, работников образования и высокой стоимостью повышения квалификации учителей в рамках традиционной очной курсовой подготовки в системе повышения квалификации;

  • между продолжающимся снижением профессиональной подготовки выпускников педагогических вузов, и практической невозможностью адекватно реагировать на это обстоятельство в сложившейся системе повышения квалификации работников образования.

По существу эти противоречия на современном этапе выступают существенными факторами развития российской системы повышения квалификации образования, объективно предопределяя:

  • эволюцию ее организационных форм и структур – от совокупности образовательных учреждений, осуществляющих периодическое повышение квалификации педагогов в предметно-профессиональной области в рамках очной формы обучения на краткосрочных курсах – до формирования единой, глобальной информационной среды непрерывного педагогического образования;

  • трансформацию иерархии целей и содержания образования – на первый план выступает задача формирования готовности учителя к профессиональному росту.

3. В сложившихся социально-экономических условиях информатизация российского образования, с одной стороны, открывает широкие возможности для профессионального роста подавляющей части педагогического корпуса страны, с другой, – именно, готовность учителя к профессиональному росту выступает существенным фактором, предопределяющим темпы информатизации не только сферы образования, но и страны в целом.

Готовность учителя к профессиональному росту – есть интегральная характеристика личности учителя, отражающая его:

  • мотивационно-ценностное отношение к необходимости профессионального роста (положительное личностно-смысловое отношение к достижению высоких результатов своего труда, широкий спектр профессиональных интересов, творческое отношение к профессиональной деятельности, потребность развивать себя как профессионала, побуждение к позитивной динамике профессионального роста, потребность в самоактуализации творческой деятельности);

  • рефлексивно-оценочные способности (способность к адекватной оценке своих профессиональных возможностей, стремлений, неудач, способность к самоанализу профессиональной деятельности и профессионального саморазвития);

  • эмоционально-волевые качества (способность уверенно управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями; уверенность в своих силах);

  • когнитивные возможности (спектр общекультурных и профессиональных знаний, наличие компетенций в области реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий для профессионального саморазвития);

  • операциональные умения (по построению собственной стратегии профессионального роста; по накоплению, обновлению и творческому применению профессионального опыта).

Как интегративное личностное образование готовность учителя к профессиональному росту предстает как неразрывное единство мотивационно-ценност­ного, рефлексивно-оценочного, эмоционально-волевого, когнитивного и операционального компонентов, содержание которых – соответствующий ансамбль профессионально-значимых способностей, умений, свойств и качеств.

4. Пространство профессионального роста учителя как динамическое интегративное образование, определяющее возможности его профессионального роста, формируется под воздействием:

  • социально-политических факторов, среди которых наиболее существенными являются: интегративные тенденции в мировом образовательном пространстве наряду со стремлениями к национальной, религиозной идентичности; международные конвенции и соглашения; государственная образовательная политика; правовое поле сферы образования; взаимодействие федеральных и региональных органов управления образованием; социальные ожидания и запросы населения к сфере образования в ментальном измерении; существующий уровень образованности нации; социальный статус учителя; представления о роли и значении образования коллективного субъекта педагогической деятельности;

  • экономических факторов, среди которых в качестве наиболее значимых можно отметить: схемы финансирования образовательных учреждений; баланс спроса и предложения на рынке труда в сфере образования; конъюнктура рынка образовательных услуг; качество жизни и условия труда работников образования; внутриотраслевая дифференциация оплаты и условий труда;

  • технологических факторов, среди которых можно выделить следующие: рост дидактического потенциала средств информационных и коммуникационных технологий в контексте: использования распределенного электронного образовательного ресурса локальных и глобальных сетей; автоматизации процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за ее результатами; широкое распространение инновационных образовательных технологий (технологий дистанционного обучения и т.д.); изменение технологий аттестации педагогических кадров и лицензирования образовательных учреждений; общественный контроль за деятельностью образовательных учреждений;

  • детерминированных этими факторами, но относительно самостоятельных реалий образовательной практики (на микроуровне), среди которых наиболее значимы: позиция конкретного учебного заведения на рынке образовательных услуг; кадровая политика в образовательном учреждении; наличие/отсутствие системы морального и материального стимулирования профессионального роста работника; доступность системы повышения квалификации и качество предоставляемых ею образовательных услуг.

5. В процессе профессионального роста учителя можно выделить следующие стадии: самоидентификации в профессии, самовыражения профессионала, самореализации в творчестве. В системе повышения квалификации работников образования с использованием технологий дистанционного обучения возможно формирование готовности учителя к профессиональному росту в зависимости от того, на какой стадии он находится. Такая дифференциация может быть достигнута в образовательной среде, «порождаемой» многоуровневой системой дистанционных курсов (модулей), содержание которых отражает такие проблемы, как:

  • компетентностно-ориентированный подход к образованию и технологии его реализации;

  • информационная компетентность как составляющая профессиональной компетентности педагога; образовательные парадигмы информационного общества; дидактический потенциал телекоммуникационных технологий в образовании;

  • теоретико-методологические проблемы современного образования; индивидуальный стиль педагогической деятельности; профессиональный рост и творческое саморазвитие личности педагога.

6. Условиями практического воплощения разработанной модели формирования готовности учителя к профессиональному росту в системе повышения квалификации в условиях информатизации образования выступают:

  • деятельностный, междисциплинарный и дифференцированный подход к отбору содержания курсов, обеспечивающих формирование готовности учителя к профессиональному росту;

  • рациональное сочетание рефлексивных образовательных технологий, технологий дистанционного обучения, реализуемых на базе телекоммуникационных технологий, и традиционных методов повышения квалификации;

  • постоянный мониторинг процесса формирования готовности педагога к профессиональному росту.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на научно-методических семинарах кафедры математики и информатики Самарского филиала Московского городского педагогического университета, на заседаниях кафедры информационных технологий Самарского института повышения квалификации работников образования, на заседаниях кафедры информатики и вычислительной техники Самарского государственного педагогического университета. Основные положения и результаты диссертационной работы нашли отражение в статьях, методических разработках, опубликованных автором. Они обсуждались и получили одобрение на I и II всероссийских научно-практических конференциях «Российская школа и Интернет (Санкт-Петербург, 2001, 2002); на областной научно-практической конференции «Модернизация содержания математического образования и новые средства обучения математике» (Самара, 2003); на международной научной конференции «Проблемы математического образования и культуры» (Тольятти, 2003), на V и VII всероссийских научно-практических конференциях «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров» (Челябинск, 2004, 2006), на VI международной научно-практической конференции «Социальные процессы и молодежь: взгляд в будущее» (Самара, 2004), на межрегиональной научно-практической конференции «Дополнительное профессиональное образование: времен связующая нить» (Москва – Самара, 2004), на V всероссийской научно-практической конференции «Качество педагогического образования. Сельский учитель» (Орел, 2004), на III и IV всероссийской научно-практической конференции «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (Челябинск, 2004, 2005), на международной научно-практической конференции «Качество дистанционного образования. Концепции, проблемы, решения» (Москва, 2004), на II-ой международной научно-практической конференции «Здоровое поколение – международные ориентиры XXI века» (Москва – Самара, 2005), на III всероссийской научно-методической конференции «Пути дальнейшего повышения эффективности и качества образовательного процесса в высшей школе» (Самара, 2005), на всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогические исследования в системе образования» (Челябинск, 2005).

Материалы исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности (2000–2007 гг.) в качестве проректора по информатизации Самарского института повышения квалификации работников образования, а также в качестве преподавателя и директора Самарского регионального центра дистанционного обучения.

Структура диссертации. Диссертациясостоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ахметзянова гулия наильевна педагогическая система формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования 13 00 08 – теория и методика профессионального образования диссертации на

    Автореферат диссертации
    ... профиля в условиях непрерывного образования отражает профессиональнуюготовность специалиста с учетом профессионально важных личностных качеств. В основу формированияпрофессиональной компетентности ...
  2. Научно-методический журнал издается при участии Академии информатизации образования Учредители

    Научно-методический журнал
    ... информатики" и ставить целью формирование у будущих учителей методических навыков обучения решению ... информатизацииобразования Пермской области охватывала лишь общее и начальное профессиональноеобразование. Однако в связи с изменившимися условиями ...
  3. Об­ра­зо­ва­ние и на­ука из­вес­тия уральско­го от­де­ле­ния рос­сийской ака­де­мии об­ра­зо­ва­ния (1)

    Документ
    ... условиях. Информатизацияобразования обеспечивает ... профессиональногообразования в условиях автономии: проблемы и перспективы. 2. Управление образовательным процессом в условиях новых ФГОС. 3. Профессиональноеобразование как фактор формирования ...
  4. Учитель и ученик возможность диалога и понимания Том 2 Москва «БОНФИ» 2002 ISBN 5-93085-013-5

    Учебники и учебные пособия
    ... учителей в профессиональных группах - главное ус­ловие появления «школы сотрудничества». Кооперация учителей помога­ет профессиональномуросту педагогов, создает благоприятные условия ...
  5. Аннотации к программам дисциплин (модулей) аннотация к рабочей программе дисциплины «современные проблемы науки и образования» 1 место дисциплины в структуре основной образовательной программы в модульной структуре ооп

    Программа
    ... образованием». Цель прохождения практики. Цель прохождения научно-исследовательской практики состоит в формированииготовности к решению профессиональных ...

Другие похожие документы..