Главная > Государственный образовательный стандарт


Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированные в ФГОС и примерной программе

ФГОС и примерная программа устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

Требования к результатам (сформулированные в ФГОС)

Личностные результаты

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Сформированность мотивации к обучению и познанию.

Ценностно-смысловые установки обучающихся.

Сформированность основ гражданской идентичности

Метапредметные результаты

Освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные)

Предметные результаты

Освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Требования к результатам, сформулированные в примерной основной образовательной программе начального общего образования

В сфере личностных универсальных учебных действий

Будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий

Выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий

Выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий

Выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

В УМК «Перспективная начальная школа» сформулированы следующие планируемые результаты освоения основной образовательной программы:

- личностные результаты: знание моральных норм, умение соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами, умение выделять нравственный аспект поведения, сформированность мотивации к обучению и умения учиться;

- метапредметные результаты: освоение обучающимися в процессе урочной и внеурочной деятельности универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных);

- предметные результаты: освоение обучающимися в ходе изучения того или другого предмета (в условиях урочной и внеурочной деятельности) системы знаний и опыта, специфичного для предметной области, по получению этих знаний, их преобразованию и применению в практике повседневной жизни.

Результатом интеграции информации из ФГОС, Примерной основной образовательной программы и УМК «Перспективная начальная школа» является обобщенная модель планируемых результатов.

Обобщенная модель планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы МОУ СОШ с. Селихово.

Планируемые личностные результаты

Само-

определение

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

  • внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

  • принятие образа «хорошего ученика»;

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

  • экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

  • осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • осознание своей этнической принадлежности;

  • гуманистическое сознание (*);

  • социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам (*);

  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире (*).

Смысло-

образование

  • мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

  • самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

  • эстетические потребности, ценности и чувства;

  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

  • гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.

* Здесь и далее звездочкой выделены показатели (характеристики), расширяющие и углубляющие базовый уровень планируемых результатов («выпускник получит возможность научиться»).

Планируемые метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Целеполагание

• формулировать и удерживать учебную задачу;

• преобразовывать практическую задачу в познавательную (*);

• ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (*).

Планирование

• применять установленные правила в планировании способа решения;

• выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

• определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

• составлять план и последовательность действий;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности (*).

Осуществление учебных действий

• выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;

• использовать речь для регуляции своего действия.

Прогнозирование

• предвосхищать результат;

• предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик (*);

• предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Контроль и самоконтроль

• сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона;

• различать способ и результат действия;

• использовать установленные правила в контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия (*).

Коррекция

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;

• адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

• вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Оценка

• выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

• устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

• соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Саморе

гуляция

• концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

• стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач;

• активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта (*).

Познавательные универсальные учебные действия

Общеу

чебные

• самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

• использовать общие приемы решения задач;

• применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

• ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

• выбирать наиболее эффективные способы решения задач (*);

• осуществлять рефлексию способов и условий действий;

• контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

• ставить, формулировать и решать проблемы;

• самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

• осуществлять смысловое чтение;

• выбирать вид чтения в зависимости от цели;

• узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Знаково-символические

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач (*);

• моделировать, то есть выделять и обобщенно фиксировать, существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Информационные

• поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

• сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;

• обработка информации (определение основной и второстепенной информации);

• запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст (*);

• анализ информации;

• передача информации устным, письменным, цифровым способами;

• интерпретация информации (структурирование; перевод сплошного текста в таблицу, презентация полученной информации, в том числе с помощью ИКТ) (*);

• применение и представление информации;

• оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).

Логические

• подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

• подведение под правило;

• анализ, синтез, сравнение, сериация;

• классификация по заданным критериям, установление аналогий;

• установление причинно-следственных связей;

• построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Инициативное сотрудничество

• ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

• предлагать помощь и сотрудничество;

• проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Планирование учебного сотрудничества

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

• определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Взаимодействие

• формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;

• строить понятные для партнера высказывания;

• строить монологичное высказывание;

• вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, слушать собеседника.

Управление коммуникацией

• определять общую цель и пути ее достижения;

• осуществлять взаимный контроль;

• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

• оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности (*);

• прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

• разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;

• координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Планируемые предметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в ФГОС и Примерной основной образовательной программе с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя следующие учебные предметы:

- филология (русский (родной) язык, литературное чтение (литературное чтение на родном языке), иностранный язык);

- математика и информатика;

- обществознание и естествознание (окружающий мир);

- основы духовно-нравственной культуры народов России;

- искусство (изобразительное искусство, музыка);

- технология;

- физическая культура.

Реализация данного раздела Образовательной программы осуществляется с одной стороны в свете требований Стандарта, с другой - содержанием УМК «Перспективная начальная школа».

Русский язык

В результате изучения курса русского языка учащиеся начальной школы научатся осознавать язык основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения русского языка ученики начальной школы получат возможность реализовать в устном и письменном общении потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

У выпускников начальной школы будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека; они получат начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве,

стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Выпускники начальной школы научатся осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, они смогут применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) записи собственных и предложенных текстов, овладеютумением проверять написанное. Выпускники начальной школы получат первоначальные представления о системе и структуре русского языка: познакомятся с разделами изучения языка — фонетикой и графикой,лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научатся находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами. В результате изучения курса русского языка у выпускников начальной школы будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

• различать звуки и буквы;

• характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);

• знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Выпускник получит возможность научиться:

• проводить фонетико-_графический (звуко-_буквенный)

разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

• различать изменяемые и неизменяемые слова;

• различать родственные (однокоренные) слова и формы

слова;

• находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами

окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться:

• разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

• выявлять слова, значение которых требует уточнения;

• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Выпускник получит возможность научиться:

• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

• оценивать уместность использования слов в тексте;

• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

• определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж, склонение;

• определять грамматические признаки имен прилагательных –род, число, падеж;

• определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

Выпускник получит возможность научиться:

• проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора

;• находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с

существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Начальное общее образование (14)

    Основная образовательная программа
    ... к учебникам 6.3. материалы из опыта работы Начальноеобщееобразование Структура УМК Образовательная программа Учебно ... ) и русским (неродным) языком обучения. Митюшина Л.Д. Начальноеобщееобразование Структура УМК Образовательная программа Учебно ...
  2. Начальное общее образование (15)

    Документ
    Начальноеобщееобразование Ведерникова Наталья Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, образование – высшее, педагогический стаж ...
  3. Начальное общее образование (17)

    Программа
    НАЧАЛЬНОЕОБЩЕЕОБРАЗОВАНИЕ класс часы ... 1-4 класс. – М.: Просвещение, 2009г. ОСНОВНОЕ общееобразование РУССКИЙ ЯЗЫК класс часы программы ... 2 Плешаков А.А., Сонин Н. И.Программа основного общегообразования по природоведению 5 класс. - М., Дрофа. ...
  4. Начальное общее образование (6)

    Программа
    ... Большая Вишера наименование соискателя лицензии Начальноеобщееобразование код, наименование образовательной программы № ... Е.В. Бунеева. Программа «Чтение и начальное литературное образование» (для четырёхлетней начальной школы) М.: Баласс, 2004г 4 ...
  5. Начальное общее образование (4)

    Учебники и учебные пособия
    ... г. Технология Труд 1 1 Примерная программа начальногообщегообразования. Технология (труд). Сборник нормативных документов ... г. Технология Труд 2 1 Примерная программа начальногообщегообразования. Технология (труд). Сборник нормативных документов ...
  6. Начальное общее образование (8)

    Рабочая программа
    ... стандарта, примерной программы начальногообщегообразования по математике и авторской программы «Начальная школа XXI века» ... основных видов учебной деятельности обучающихся начальногообщегообразования Содержание учебного предмета, курса Тематическое ...

Другие похожие документы..