Главная > Литература


Рекомендации к оцениванию ответа

Владение знанием на теоретическом уровне предполагает:

  • знание определений основных понятий курса, их существенных признаков, умение привести правильные примеры для конкретизации отдельных признаков понятия, употребление понятий в правильном контексте;

  • понимание содержания социальных норм, умение назвать общее и различное между определенными социальными нормами, привести примеры социальных норм, раскрыть роль различных социальных норм в системе регуляции общественных отношений;

  • умение раскрывать на примерах теоретические положения, используя при этом и собственные примеры;

  • умение логически стройно излагать в соответствии с вопросом билета соответствующие факты, идеи, делать выводы.

  • умение логично строить высказывание на поставленные вопросы8

  • глубина знания краеведческого материала.

При ответах по билетам за курс основной школы для оценивания знаний учащихся целесообразно исходить из ряда критериев, определяющих уровень овладения теоретическим материалом обществоведческого курса:

Отметка «5» выставляется при условии, если учащийся полно и правильно изложил теоретический вопрос, привел собственные примеры, правильно раскрывающие те или иные положения, сделал обоснованный вывод. широко использует краеведческий материал.

Отметка «4» выставляется при условии, если учащийся (не допуская ошибок) правильно изложил теоретический вопрос, но недостаточно полно или допустил незначительные неточности, не искажающие суть понятий, теоретических положений, правовых и моральных норм. Примеры, приведенные учеником, воспроизводили материал учебников. На заданные экзаменаторами уточняющие вопросы ответил правильно.

Отметка «3» выставляется при условии, если учащийся смог с помощью дополнительных вопросов воспроизвести основные положения темы, но не сумел привести соответствующие примеры или аргументы, подтверждающие те или иные положения.

Отметка «2» выставляется при условии, если учащийся не раскрыл теоретический вопрос, на заданные экзаменаторами вопросы не смог дать удовлетворительный ответ.

Билет № 1

1. Крестьянские хоромы.

2. Сообщение по краеведческой теме по выбору учащегося (см. приложение).

Билет № 2

1. Соловки.

2. Сообщение по краеведческой теме по выбору учащегося (см. приложение).

Билет № 3

1. Храм Покрова на Нерли.

2. Сообщение по краеведческой теме по выбору учащегося (см. приложение).

Билет № 4

1. Московский Кремль.

2. Сообщение по краеведческой теме по выбору учащегося (см. приложение).

Билет № 5

1. Летописи.

2 Сообщение по краеведческой теме по выбору учащегося (см. приложение).

Билет № 6

1. Икона «Живоначальная Троица».

2. Сообщение по краеведческой теме по выбору учащегося (см. приложение).

Билет № 7

1. Стольный град Москва.

2. Сообщение по краеведческой теме по выбору учащегося (см. приложение).

Билет № 8

1. Светлый образ Святой Руси: святыни и светочи.

2. Сообщение по краеведческой теме по выбору учащегося (см. приложение).

Билет № 9

1. Издательская деятельность просветителя И.Д. Сытина.

2. Сообщение по краеведческой теме по выбору учащегося (см. приложение).

Билет № 10

1. Земля Новгородская.

2. Сообщение по краеведческой теме по выбору учащегося (см. приложение).

Билет № 11

1. Поволжье. Сибирь.

2. Сообщение по краеведческой теме по выбору учащегося (см. приложение).

Билет № 12

1. Мотивы творчества.

2. Сообщение по краеведческой теме по выбору учащегося (см. приложение).

Билет № 13

1. Семейство русских городов.

2. Сообщение по краеведческой теме по выбору учащегося (см. приложение).

Билет № 14

1. Истоки законотворчества.

2. Сообщение по краеведческой теме по выбору учащегося (см. приложение).

Билет № 15

1. Творчество просветителя.

2. Сообщение по краеведческой теме по выбору учащегося (см. приложение).

Билет № 16

1. Священство.

2. Сообщение по краеведческой теме по выбору учащегося (см. приложение).

Билет № 17

1. Города легендарные.

2. Сообщение по краеведческой теме по выбору учащегося (см. приложение).

Билет № 18

1. Слово и образ малой родины. Деревня.

2. Сообщение по краеведческой теме по выбору учащегося (см. приложение).

Билет № 19

1. Пути и смыслы науки.

2. Сообщение по краеведческой теме по выбору учащегося (см. приложение).

Билет № 20

1. Мастера-ремесленники.

2. Сообщение по краеведческой теме по выбору учащегося (см. приложение).

Билет № 2.

1. Воинство. В чем смысл воинского служения.

2. Сообщение по краеведческой теме по выбору учащегося (см. приложение).

Билет № 22

1. Крестьянство. Предназначение труда земледельца.

2. Сообщение по краеведческой теме по выбору учащегося (см. приложение).

Билет № 23

1. Купцы и предприниматели.

2. Сообщение по краеведческой теме по выбору учащегося (см. приложение).

Билет № 24

1. Век и жизненный круг.

2. Сообщение по краеведческой теме по выбору учащегося (см. приложение).

Билет № 25

1. Флаг, стяг, знамя как знак воинской чести.

2. Сообщение по краеведческой теме по выбору учащегося (см. приложение).

Билет № 26

1. Ядро земли Русской (Золотое кольцо России).

2. Сообщение по краеведческой теме по выбору учащегося (см. приложение).

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

1. Творчество Б.М. Кустодиева на Костромской земле.

2. Ефим Честняков – художник, писатель, педагог.

3. Ратные подвиги наших земляков.

4. Мастера – умельцы моей малой родины.

5. История Костромского ювелирного промысла.

6. Костромской музей деревянного зодчества.

7. Герои Великой Отечественной войны моей малой родины.

8. Княжеские династии родного края.

9. Обычаи и традиции жизни и быта крестьянской семьи Костромской губернии.

10. Кологривский лес как природная святыня.

11. Памятники истории и культуры на территории нашего края.

12. Святыни земли Костромской.

13. Святые земли Костромской.

14. Костромской кремль.

15. Икона Спасителя из Паисиево-Галичского монастыря художника Григория Журавлева. Рассказ о Г. Журавлеве.

16. Костромские летописи, летописцы.

17. Духовные подвиги наших земляков.

18. Промыслы родного края.

19. Кострома – колыбель династии Романовых.

20. Знаменитые иконописцы Костромского края.

21. Творчество костромских художников.

22. Историк, краевед, почетный гражданин Костромы А.А. Григоров.

23. Ипатьевский монастырь как чудо России.

24. Произведения Гурия Никитина в храмах Костромы.

25. Особо чтимая святыня царского дома Романовых – Чудотворная Феодоровская икона Божьей Матери.

26. Творчество П. Флоренского и В. Розанова.

27. Творчество костромских писателей и поэтов (по страницам региональных изданий).

28. Творчество А.Н. Островского на Костромской земле.

29. Костромские меценаты.

30. Местные святые и святыни твоего города, поселка…

Билеты для проведения государственной (итоговой) аттестации

выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений

Костромской области по предмету «История» в устной форме

в 2010 – 2011 учебном году

Экзаменационные билеты соответствуют обязательному минимуму содержания основного общего образования по предмету (приказ Минобразования России от 19 мая 1998 г. № 1236), а также федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089).

Экзаменационные билеты охватывают содержание курса истории России с древности до современности. Вопросы и требования к ответам ориентированы на базовые знания и умения учащихся. Таким образом, билеты могут использоваться независимо от учебников, по которым велось преподавание.

Экзамен по истории проводится по выбору учащихся.

Ответы на все вопросы экзаменационных билетов даются в устной форме.

Предлагаемые билеты отличаются от традиционных билетов устного экзамена по истории тем, что содержат типологически разные вопросы, каждый из которых позволяет проверить и оценить определенные стороны подготовки учащихся. В билеты включается также практическое задание для работы с историческим текстом, проверяющее умения анализировать текст, применять знания.

Билеты рассчитаны на комплексную проверку подготовки выпускников 9 классов в соответствии с требованиями образовательного стандарта.

В число проверяемых элементов подготовки входят:

  • знание важнейших дат, фактов, понятий и терминов;

  • понимание причинно-следственной обусловленности исторических событий, их места в ряду (контексте) исторических явлений и процессов;

  • умения составлять историческое описание (рассказ), систематизировать факты, соотносить единичный факт (событие) и общее явление или процесс, проводить сравнение событий и явлений, объяснять их причины и следствия, извлекать информацию из исторических текстов (источников).

С учетом того что ранние периоды отечественной истории изучаются в 6–7 классах, то есть за несколько лет до экзамена, установлено следующее общее соотношение вопросов в билетах: одна половина вопросов касается истории с древности до конца XIX века, другая половина – истории ХХ века (изучаемой в 9 классе). Поскольку проверка по периодам до начала XX века носит отсроченный характер, вопросы по ним формулируются укрупненно, касаются наиболее значительных событий.

Структура экзаменационных билетов

Каждый билет включает 3 вопроса.

Первый вопрос предполагает систематизированное описание значительного исторического события (событий), процесса, явления. При этом учащийся должен проявить знание базовой исторической информации, умение полно, последовательно изложить ее.

Второй вопрос требует, чтобы экзаменуемый выполнил одно из следующих действий: раскрытие места событий в историческом контексте; объяснение их причин и следствий, значения; сравнение событий, явлений.

В этом случае проявляются и оцениваются умения выпускников анализировать материал, применять знания в заданной познавательной ситуации, отвечать на проблемный вопрос.

Третий вопрос носит практический характер, требует применения знаний, умений. Он предусматривает работу с историческим текстом – отрывком из источника или работы историка. Экзаменуемому предлагается:

а) определить, о каком событии, историческом лице и т. д. говорится в отрывке;

б) объяснить, на основании чего (каких данных) он это сделал.

Исторические тексты помещаются на специальных раздаточных листах, которые прилагаются к экзаменационным билетам в начале экзамена (включать их в билеты заранее представляется нецелесообразным).

Рекомендуемое время на подготовку ответа – 20–30 минут. При устной форме ответа экзаменуемые могут предварительно составлять письменный план ответа, тезисы.

Оценивание ответов экзаменуемых осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта, которые конкретизированы для вопросов 1, 2 и 3 (см. п. 7). При этом учитываются объем, сложность каждого из вопросов.

Основное место в ответе – по объему, сложности – занимают вопросы 1 и 2 (примерно в паритетном соотношении). Оценка их выполнения в основном определяет общую экзаменационную отметку.

При выведении итоговой отметки результат определяется по принципу среднего арифметического из результатов ответов на все вопросы экзаменационного билета.

Билет № 1

1. Древняя Русь в IX – начале XII в.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность.

2. К какому периоду истории России относятся названия РСДРП, октябристы, кадеты, эсеры? На какие две группы их можно разделить? Объясните, чем отличались эти группы.

3. Работа с источником.

Билет № 2

1. Борьба Руси против внешней агрессии в XIII-ХV веках. Битва костромичей на Святом озере.

2. Сравните развитие культуры в СССР в 1945–1953 гг. и в период «оттепели», назовите общие черты и различия.

3. Работа с источником.

Билет № 3

1. Культура Руси в XIV–XVI вв. Памятники древнерусского искусства в Костромском крае.

2. С какими событиями, процессами в истории России связаны понятия «отруб», «хутор», «Крестьянский банк»? Объясните их значение.

3. Работа с источником.

Билет № 4

1. Объединение русских земель вокруг Москвы и образование единого Российского государства в XIV–XV вв.

2. С какими событиями, процессами в истории России связаны понятия «приватизация», «либерализация цен», «шоковая терапия»? Объясните их значение.

3. Работа с источником.

Билет № 5

1. Преобразования Петра I: содержание, итоги.

2. Сравните внешнюю политику СССР в середине 1950-х – середине 1960-х гг. и в 1970-е гг. Объясните, что было общим и в чем заключались различия.

3. Работа с источником.

Билет № 6

1. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Визит Екатерины II в Кострому.

2. К какому периоду (периодам) истории России относится понятие «многопартийность»? Объясните, с какими событиями, процессами оно связано.

3. Работа с источником.

Билет № 7

1. Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в.: задачи, основные направления, итоги.

2. К какому периоду отечественной истории относятся понятия «реабилитация», «совнархоз», «освоение целины»? Объясните, какие характерные черты этого периода они отражали.

3. Работа с источником.

Билет № 8

1. Культура и общественная мысль России во второй половине XVIII в.

2. Сравните периоды восстановления хозяйства России, СССР после Гражданской войны и после Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Объясните, в чем заключались общие черты и различия.

3. Работа с источником.

Билет № 9

1. Отечественная война 1812 г. Костромичи – участники военных событий. Заграничный поход русской армии.

2. К какому периоду отечественной истории относятся понятия «гласность», «политический плюрализм», «парад суверенитетов»? Объясните, какие черты, процессы этого периода отражали названные понятия.

3. Работа с источником.

Билет № 10

1. Движение декабристов: предпосылки возникновения, участники, цели, основные выступления, значение. Декабристы и Костромской край.

2. Что означает понятие «коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны»? Объясните, с какими событиями на фронтах и в тылу оно было связано.

3. Работа с источником.

Билет № 11

1. Общественные движения в России в 70–90-е гг. XIX в.: организации, участники, деятельность.

2. С каким событием отечественной истории 1920–1930-х гг. связаны понятия «автономизация», «федеральное устройство»? Объясните, какие позиции партийных руководителей они отражали.

3. Работа с источником.

Билет № 12

1. Модернизация в России в начале ХХ в.: основные направления, особенности. Костромской край в начале ХХ в

2. С каким периодом отечественной истории связаны понятия «Избранная рада», «опричнина»? Объясните, какой политический курс отражало каждое из этих понятий.

3. Работа с источником.

Билет № 13

1. Революция 1905–1907 гг. в России: причины, основные события, итоги.

2. К какому периоду отечественной истории относится появление понятий «всероссийский рынок», «мануфактуры», «Новоторговый устав»? Объясните, с какими процессами они были связаны.

3. Работа с источником.

Билет № 14

1. Революционные события 1917 г. в России от Февраля к Октябрю: основные события, их участники, итоги.

2. С событиями какой из войн XVIII в. связаны названия Нарва, Лесная, Полтава, Гангут? Раскройте место и значение каждого из этих событий в истории войны.

3. Работа с источником.

Билет № 15

1. Гражданская война 1918–1920 гг. в России: причины, участники, итоги.

2. Объясните, как менялся характер внутренней политики Александра I в первой и второй половине его царствования. В чем это выразилось?

3. Работа с источником.

Билет № 16

1. Переход от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике: причины введения, основные мероприятия и результаты нэпа.

2. Когда в истории России происходили дворцовые перевороты? Объясните, к каким последствиям они привели.

3. Работа с источником.

Билет № 17

1. Общественно-политическая жизнь в СССР в 1920–1930-е гг.

2. С какими событиями в истории России связаны понятия «самозванец», «семибоярщина», «тушинский вор»? Объясните, чем эти события были вызваны.

3. Работа с источником.

Билет № 18

1. Основные направления и события внешней политики СССР в 1920–1930-е гг.

2. Объясните, почему XVII в. отечественной истории был назван «бунташным». Какие события дали основание для этого названия?

3. Работа с источником.

Билет № 19

1. Индустриализация в СССР: причины, особенности проведения, итоги.

2. Сравните взгляды славянофилов и западников на пути развития России. Объясните, в чем заключались основные различия.

3. Работа с источником.

Билет № 20

1. Великая Отечественная война: основные этапы, события, причины победы советского народа. Костромичи на фронтах войны.

2. С какими событиями отечественной истории связаны понятия «выкупные платежи», «отрезки», «уставные грамоты», «временнообязанные крестьяне»? Объясните, как они характеризуют эти события.

3. Работа с источником.

Билет № 21

1. СССР в 1945–1953 гг.: основные направления и события внутренней и внешней политики.

2. К какому периоду отечественной истории относится понятие «золотой век русской культуры»? Творчество каких деятелей культуры дало основание для этого названия?

3. Работа с источником.

Билет № 22

1. «Оттепель» в СССР: изменения в политической, социально-экономической жизни, культуре. Итоги «оттепели».

2. Сравните политический строй Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли в XIII–XIV вв. Объясните, в чем заключались основные различия.

3. Работа с источником.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Билеты для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений

    Литература
    БИЛЕТЫдляпроведениягосударственной (итоговой) аттестациивыпускников 9 классовобщеобразовательныхучреждений Костромской области в 2010 – 2011 учебном году СОДЕРЖАНИЕ Билетыдляпроведениягосударственной (итоговой) аттестациивыпускников 9 ...
  2. шилов билеты по физике для устной итоговой аттестации выпускников ix классов общеобразовательных учреждений

    архив
    ... . — 111 с.: ил. — (Итого­ваяаттестация). Примерные билеты и ответы по физике для под­готовки к устной итоговойаттестациивыпускни­ков 9 классовобщеобразовательныхучреждений в 2001/2002 ...
  3. Билеты для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений «основы безопасности жизнедеятельности» в устной форме

    Экзаменационные билеты
    Билетыдляпроведениягосударственной (итоговой) аттестациивыпускников 9 классовобщеобразовательныхучреждений Костромской области по предмету «Основы ...
  4. Примерные экзаменационные билеты для проведения устной итоговой аттестации выпускников ix классов общеобразовательных учреждений в 2005/06 учебном году

    Документ
    ... образования и науки ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫДЛЯПРОВЕДЕНИЯ УСТНОЙ ИТОГОВОЙАТТЕСТАЦИИВЫПУСКНИКОВ IX КЛАССОВОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХУЧРЕЖДЕНИЙ В 2005/06 УЧЕБНОМ ГОДУ ...
  5. Примерные экзаменационные билеты для проведения устной итоговой аттестации выпускников ix классов общеобразовательных учреждений в 2005/06 учебном году

    Экзаменационные билеты
    ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫДЛЯПРОВЕДЕНИЯ УСТНОЙ ИТОГОВОЙАТТЕСТАЦИИВЫПУСКНИКОВ IX КЛАССОВОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХУЧРЕЖДЕНИЙ В 2005/06 УЧЕБНОМ ГОДУ Объяснительная ...

Другие похожие документы..