Главная > Документ


Статистика и анализ результатов государственной (итоговой) аттестации в новой форме по русскому языку в 2009 году

1. Особенности проведения государственной итоговой аттестации по русскому языку и состав его участников в 2009 году

Апробацияновой формы государственной (итоговой) аттестации по русскому языку выпускников IX классов в Тамбовской области проходит третий год. Экзаменационные материалы постоянно совершенствуются с учётом требований модернизации российского образования (в частности, повышения объективности результатов экзаменов)

В 2008 – 2009 учебном году итоговая аттестация по русскому языку за курс основной школы проводилась в новой форме, приближенной к модели ЕГЭ, впервые. Использование такой формы позволило учесть опыт организации и технологии проведения ЕГЭ по русскому языку, в ходе которого уже была отработана методика контроля учебных достижений выпускников с использованием заданий разного типа и уровня сложности; обеспечена открытость и прозрачность системы оценивания.

Концептуальные подходы к формированию контрольных измерительных материалов определялись в соответствии с государственными образовательными стандартами по русскому языку.

Характеристика участников ГИА по русскому языку 2009 года

Государственную итоговую аттестацию по русскому языку в новой форме в 2009 году проходили выпускники основной общеобразовательной школы. Из 6981 выпускников 6818 девятиклассников выполняли экзаменационную работу, т.к. 142 человека по определенным причинам не явились на экзамен. Большинство выпускников, проходивших ГИА, проживает в населённых пунктах сельского типа - 4218 человек, что составляет 63% от общего числа выпускников, и 37% выпускников проживает в населённых пунктах городского типа.

  1. Характеристика контрольно-измерительных материалов

Цель экзаменационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся IX классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы.

Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов:

1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236).

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

Структура и содержание экзаменационной работы

В экзаменационную работу были включены задания, проверяющие следующие виды компетенций:

лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей, которые последовательно выполняются учениками. Выполнение трех частей обязательно для всех учащихся. Трёхчастная структура работы по русскому языку обусловлена несколькими причинами: она воспроизводит логику познавательной деятельности ученика (слушание – чтение – письмо), а также реализует компетентностный подход к проверке уровня обученности выпускников.

Первая часть работы – это написание сжатого изложения по тексту.

Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника и сосредоточенности его на правописных нормах, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Иными словами, сжатое изложение побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста.

Вторая и третья части работы выполняются на основе одного и того же прочитанного текста, который тематически связан с прослушанным, но представляет общую тему несколько иначе. Если первый текст (для сжатого изложения) носит обобщённо-отвлечённый характер, то второй раскрывает тему на живом, жизненном материале; если первый текст – рассуждение, то во втором могут быть представлены разные функционально-смысловые типы речи и их сочетания. Иными словами, тексты подобраны так, чтобы соблюдался принцип «от общего к частному, от отвлечённого к конкретному».

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (А1 – А7) и задания с открытым ответом (В1 – В14). При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения: в заданиях типа А необходимо, как и в едином государственном экзамене, выбрать один ответ из четырёх предложенных, в заданиях типа В – записать найденный ответ цифрами или словами.

Семь заданий типа А проверяют глубину и точность понимания содержания, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий текста: понимание его основной проблемы, позиции автора или героя, характеристики героя, понимание отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа; опознавание изученных средств выразительности речи.

Четырнадцать заданий типа В проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций выпускников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами.

Третья часть работы содержит два альтернативных творческих задания (С2.1 и С2.2), из которых выпускник должен выбрать только одно. И то и другое задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст.

Оба задания этой части одинаковы по уровню сложности, потому что сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание С2.1) не предполагает каких-либо узких тем и специальных знаний. Эта тема может быть раскрыта школьниками в широком общекультурном плане, выявляя ценностные ориентиры, которые были сформированы в результате всего курса русского языка в основной школе.

Задание С2.2 направлено на самостоятельную интерпретацию выпускниками смысла одного из ключевых фрагментов текста.

С помощью этого задания проверяется уровень сформированности ряда речевых умений и навыков, в том числе умение понимать читаемый текст и аргументировать свою точку зрения, используя прочитанное.

Значительная часть дидактических единиц содержания контрольных измерительных материалов представлена в экзаменационной работе в рамках коммуникативно-деятельностного подхода, то есть не только в заданиях, целью которых является определение уровня сформированности аналитических языковых умений, но и в заданиях, выявляющих умения в различных видах речевой деятельности (аудировании, чтении, письме).

Варианты экзаменационной работы равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы представлено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

N

Части работы

Число

зада-

ний

Макси-мальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 45 баллам

Тип заданий

1

Часть 1

1 (C1)

7

15, 5%

Задание с развёрнутым ответом

2

Часть 2

7

7

15, 5%

Задания с выбором ответа

14

14

31%

Задания с кратким ответом

3

Часть 3

1 (C2.1 или С2.2)

7

15, 5%

Задание с развёрнутым ответом

Части 1, 3 (соблю-дение фактической точности, а также языковых и речевых норм в заданиях с развёр-нутым ответом)

2

(С1, С2.1 или С2.2)

10

22, 5%

Задания с развёрнутым ответом

Итого

23

45

100%

Распределение заданий экзаменационной работы

по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности

Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Русский язык» представлено в таблице 2.

Таблица 2

Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Русский язык»

Содержательные разделы

Число заданий

Макси-мальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного блока содержания от максимального первичного балла за всю работу, равного 45 баллам

Речь. Адекватное понимание устной речи.

Речь. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)

1

7

15, 5%

Речь. Адекватное понимание письменной речи.

5

5

11%

Речь. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей, языка художественной литературы.

2

2

4, 5%

Лексика и фразеология

1

1

2%

Синтаксис

7

7

15, 5%

Речь. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

1

7

15, 5%

Языковые нормы.

Лексические нормы.

Орфографические нормы.

Пунктуационные нормы.

Грамматические нормы.

Выразительность и точность русской речи

6 (81)

16

36%

Итого

23

45

100%


1 Часть 1 – 1 задание, часть 2 – 6 заданий, часть 3 – 1 задание.

Задания экзаменационного теста по русскому языку различны по способам предъявления языкового материала (см. таблицу 3). Экзаменуемый работает с языковыми явлениями, предъявленными в тексте; создаёт собственное письменное монологическое высказывание.

Таблица 3

Распределение заданий по видам работы с языковым материалом

Виды работы с языковым материалом

Число заданий

Макси-мальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за выполнение заданий, предусматривающих различные виды работы с языковым материалом, от максимального первичного балла за всю работу, равного 45 баллам

Написание изложения и сочинения

2

242

53, 5%

Работа с текстом: работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте (языковой анализ текста)

14

14

31%

Работа с текстом: содержательный анализ прочитанного текста

7

7

15, 5%

Итого

23

45

100%

2 Максимальное количество баллов, включающее баллы за грамотность и фактическую точность речи.

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший задание первой части экзаменационной работы по критериям И1 – И3, – 7 баллов.

За верное выполнение каждого задания части 2 экзаменационной работы учащийся получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальная сумма – 21 балл.

Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший задание третьей части работы по критериям С 1 – С 4 – 7 баллов.

Практическая грамотность работы учащегося оценивается на основании проверки изложения и сочинения в целом (с учетом положения о грубых и негрубых, однотипных ошибках). Максимальная сумма, которую может получить учащийся за соблюдение языковых и речевых норм, – 10 баллов.

Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший экзаменационную работу,– 45 баллов.

3.Основные результаты государственной итоговой аттестации выпускников 2009 года по русскому языку

Государственную итоговую аттестацию по русскому языку в новой форме по описанной выше модели в 2009 году проходили выпускники основной общеобразовательной школы. Оценки распределились следующим образом:

Таблица 4

Отметка по пятибалльной шкале

«5»

«4»

«3»

«2»

Процент выполнения

13,8%

43,5%

38.5%

4,5%

Количество выпускников

939

2968

2603

308

Первичный балл

41-45

32-40

17-31

0-16

Тестовый балл

72-100

53-71

31-51

0-30

Распределение экзаменационных отметок по пятибалльной шкале показывает, что 95,5% участников экзамена получили положительную отметку, при этом отметки «4» и «5» получило 57,3% выпускников, максимальный балл (45) получило всего 0,6% сдававших экзамен.

Таким образом, уровень обученности составил 95,5%, качественный уровень знаний –57,3 %, средний балл – 3,7.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Имени ивана федорова»

    Отчет
    ... итоговымигосударственнымиаттестациями, включая: защиту выпускной квалификационной работы; государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности. В таблице 4.1 приведены результатыанализа ...
  2. Имени ивана федорова» (6)

    Отчет
    ... итоговымигосударственнымиаттестациями, включая: защиту выпускной квалификационной работы; государственный (междисциплинарный) экзамен по специальности. В таблице 4.1 приведены результатыанализа ...
  3. Имени ивана федорова» (5)

    Документ
    ... государственных образовательных стандартов. Документы, регламентирующие порядок проведения и содержание итоговойаттестации выпускников: Методические указания по ... по-новому подойти к решению задач предприятия.. Выпуск 2009года ... ГСЭ.Ф.5 Русскийязык и ...
  4. Ежегодный публичный доклад (3)

    Документ
    ... 2009года школа является структурным компонентом в региональной методической сети по ... русскийязык, математика, физика, химия, биология, история, алгебра, география, английский язык. Результатыгосударственной (итоговой) аттестации ... в новойформе Класс ...
  5. Информационно-аналитическая карта (паспорт) чиканской средней общеобразовательной школы раздел i

    Документ
    ... порусскомуязыку на ЕГЭ: 100% обучающихся сдали государственный экзамен, лучшие результаты ... Формыпроведенияитоговойаттестации выпускников основной и средней школы Формыитоговойаттестации2009/2010 учебный год ... анализособенностей адаптации ...

Другие похожие документы..