Главная > Ученые записки


По всем показателям порог активности у офицеров и курсантов существенно различается. Чем выше порог, тем ниже активность. В выборке офицеров отмечается более высокий порог активности, особенно в выборке офицеров 2 курса, чем у курсантов. Данный показатель позволяет сделать вывод, что офицеры-слушатели в процессе учебы находятся в состоянии постоянной готовности действовать, высокой познавательной активности.

Личностные (психологические) образования, выявленные на 1 курсе офицеров-слушателей и развивающиеся на этапе профессионального роста -середина 2 курса существенно меняются у офицеров-слушателей. Это подтвердили результаты по тесту Кеттела, отраженные в таблице 2.

К управленческим способностям офицерских кадров Ракетных войск следует отнести высокие интеллектуальные показатели (фактор В), высокую доминантность (фактор Е), независимость, требовательность и ответственность (фактор I), практичность и добросовестность (фактор М), уверенность в себе (фактор О), умеренный консерватизм (фактор Q2), адекватная самооценка (фактор Q3).

В вопросах профессиональной мотивации основное наше внимание было сосредоточено на таких аспектах, как выявление ведущих мотивов профессионального развития; определение степени значимости тех или иных побудителей профессионального роста и развития.

Таблица 2

Показатели шкал теста Кеттела у офицеров на 1 и 2 курсах обучения

Офицеры

1-2

курсов

Шкалы по тесту

Сеттела

1 А

2 В

3 С

5F

6 G

7 Н

81

9L

М

N

О

Qi

Q2

Q3

Q4

на

1 курсе

6. 7

5.3

6.0

5. 6

4. 4

6. 6

6.2

5.3

5. 7

4. 1

6. 7

6.5

5. 9

5. 7

8.2

5. 3

на

2 курсе

6.7

5. 4

6. 1

5. 6

4. 4

6.7

6.2

5. 3

5. 9

4.2

6.7

6.5

6.0

5. 7

8.3

5. 3

Показано, что общий объем выборки составил 96 человек слушателей командного и инженерного факультетов. Из 35 видов предложенных мотивов выделялись наиболее значимые. Значимость устанавливалась количеством выборов и средним баллом по группе, где 5 баллов отдавались значимому мотиву. Результаты представлены ниже.

Таблица 3

Характеристика ведущей профессиональной мотивации

Наименование мотива

Количество выборов

Средний балл

Станд. отклонение

Материальное вознаграждение

31

3,4

1,38

Служебная карьера

32

3,09

1,25

Успех в жизни

30

3,03

1,62

Интерес к профессии

27

4,25

1,09

Желание получить образование

22

2,27

1Д7

Желание повысить

квалификацию

16

2,68

1,07

Полученные результаты показывают, что для половины слушателей на первое место выходят прагматические мотивы, связанные с реализацией карьерного роста, достижением определенного уровня социального положения и т.д. на втором месте стоит интерес и мотивы самореализации и саморазвития. Средние показатели свидетельствуют, что слушатели отдают предпочтение профессиональным мотивам. В данном случае налицо достаточно высокий уровень внутреннего принятия офицерами-слушателями характера и задач обучения в академии.

При рассмотрении динамики профессиональной мотивации офицеров слушателей командного и заочного факультетов при выборке 54 человека, установлено, что ведущими мотивами руководителей являются:

Таблица 4

Динамика профессиональной мотивации офицеров

Наименование мотива

Количество выборов

Средний балл

Станд. отклонение

Осознание

способностей

к управленческой

деятельности

37 *

4,59

1,21

Интерес к профессии

21

2,59

1,55

Важность

выполняемых

задач

25

3,44

1,15

Как видим, прагматические мотивы не являются ведущими, вместе с профессиональными мотивами все большее значение играют социальные мотивы. Следовательно, по мере ";погружения"; в процесс овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками происходит качественное изменение в мотивационной сфере офицера, меняются ведущие мотивы, их структура, что влияет на уровень познавательной активности в процессе развития управленческих способностей. Таким образом, профессиональная мотивация представляет собой совокупность психологических условий, которые детерминируют, направляют и регулируют процесс формирования управленческих способностей, поддерживают на необходимом уровне профессиональную компетентность.

Реализация психолого-акмеологических условий развития управленческих способностей офицерских кадров осуществляется в процессе такой управленческой подготовки, которая способствует полному раскрытию личностного потенциала военнослужащих. Современный военный руководитель должен обладать стратегическим мышлением, широкой эрудицией, высокой культурой. Это выдвинуло на повестку дня требование непрерывного развития руководителей. Соответствующая управленческая подготовка может быть индивидуальной или групповой, проводиться в ходе деятельности или специализировано, ориентировано на развитие общих и специальных управленческих навыков и умений. Задача развития управленческих способностей может быть рассмотрена, как элемент общего профессионального развития, представляющего собой процесс подготовки офицеров к выполнению новых управленческих функций, решению новых задач, направленный на преодоление расхождения между требованиями управленческой деятельности и качествами реального человека.

В числе путей актуализации психологических условий развития управленческих способностей офицеров слушателей военной академии предлагаются: отбор кандидатов для поступления в ВВУЗы с учетом их мотивации и сформированное™ профессиональных установок на личностное развитие; повышение уровня профессиональной компетентности, коррекция программ обучения; обучение навыкам саморегуляции эмоционально-волевой сферы и саморазвития.

Совершенно очевидно, что необходимы новые подходы в развитии управленческих способностей офицеров слушателей военной академии. Наличный опыт необходимо переосмыслить как возможное препятствие на пути порождения нового. Как только происходит такое переосмысление, то возникает предпосылка к порождению нового. Обеспечение функционирования таких механизмов возможно путем создания рефлексивно-инновационной среды.

В качестве системообразующих факторов названной выше среды выступают носители произвольной (сознательной) и организованной рефлексивности. Ими могут быть различные психодиагностические методики, построенные на основе рефлексивного проживания профессионального опыта и функционирующие в качестве организационного компонента различных видов образовательно-рефлективных сред. Соответственно, наиболее перспективными в развивающем смысле будут те системы подготовки, которые построены на основании рефлексивно-инновационной модели творческого мышления, т.е. не на прямом психолого-педагогическом воздействии на развитие человека, а на косвенном культивировании его рефлексивных способностей, обеспечивающих саморазвитие как тип психогенеза.

Избранные цели, содержание, методы, формы подготовки, стиль педагогического руководства и характер учебной деятельности позволят решать задачу самореализации личностью своего индивидуального склада и развитие управленческих способностей в короткие сроки. В соответствии с предложенными этапами, а также теоретической моделью был разработан типовой технологический модуль развития управленческих способностей.

Разработанные с учетом особенностей управленческой деятельности офицеров РВСН психологические условия развития управленческих способностей позволят обеспечить выполнение задач подготовки офицеров к их управленческой деятельности во время обучения в ВВУЗе. Психологические условия развития управленческих способностей выступают в единстве своих внешних и внутренних воздействий и являются источником профессионального развития личности офицера.

В заключение - некоторые теоретические и практические выводы.

Во-первых, процесс развития управленческих способностей офицеров слушателей в ВВУЗах РВСН предполагает реализацию следующих психологических условий: актуализацию мотивационно-смысловой сферы офицеров на данном этапе личностного развития; развитие установок на саморазвитие в процессе учебной деятельности; развитие адекватной самооценки профессиональных знаний, умений и навыков; совершенствование профессионально важных качеств интеллектуального, социально-психологического, управленческого плана; развитие навыков саморегуляции эмоционально-волевой сферы личности офицера.

Во-вторых, в числе путей актуализации социально-психологических условий развития управленческих способностей мы можем назвать:

отбор кандидатов для поступления в академии (университеты) с учетом их мотивации и сформированных профессиональных установок на развитие;

коррекция программы обучения военнослужащих, повышение уровня профессиональной компетентности с учетом уровня развития общих и специальных способностей;

- обучение навыкам саморегуляции эмоционально-волевой сферы и саморазвития;

создание условий учебной деятельности и ее всестороннее обеспечение поставленным адекватным задачам.

В практическом плане важно проводить профессиографическое изучение офицерских специальностей РВСН; в процессе воспитательной работы и мероприятий психологического сопровождения учебной деятельности с офицерами слушателями военной академии основное внимание следует сосредоточить на формировании мотивов профессиональной деятельности, актуализации общественно значимых ценностей, развитии чувства гордости за принадлежность к РВСН; включить в учебно-воспитательный процесс ВВУЗов адекватные методики развития управленческих способностей; в процессе подготовки офицеров РВСН активнее использовать предлагаемые психологической наукой методики отбора, сопровождения, коррекции профессионального развития; в интересах интенсификации процесса развития управленческих способностей офицеров слушателей группам профессионального психологического отбора в ВВУЗах необходимо иметь банк индивидуально-психологических характеристик офицеров.

Дальнейшие исследования целесообразно осуществлять в направлении изучения динамики развития управленческих способностей офицерских кадров (основных командно-инженерных должностей) на различных этапах управленческой деятельности; разработки и апробации методов развития управленческих способностей в процессе занятий по боевой подготовке частей и подразделений РВСН. Перспективы также выявление своеобразия компонентного состава профессиональных способностей управленцев в разных социальных сферах, на различных этапах профессионализации.

Литература

1. См., напр. А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. М., Изд-во РАГС, 2003; Б.Г. Ананьев. Очерки психологии. Лениздат, 1945; П.С. Гуревич. Психология. Учебное пособие. М., Изд-во «Знание», 1999; В.Г. Зазыкин. Психология проницательности. М., Изд-во РАГС, 2007; Е.А. * Климов. Психология ЮНИТИ. М., 2000.

УДК 338.246.025.2

Муллахметов Х.Ш., доц.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ОТ РЕДАКЦИИ Уважаемые читатели! Задача предлагаемой вам книги "

    Задача
    ОТРЕДАКЦИИ. Уважаемые читатели! Задача предлагаемой вам ... образы для него представляют большую актуальность, чем реально происходящие события. ... слабоумие. - Одной из наиболее актуальных проблем психоэндокринологии является взаимосвязь психической ...
  2. От редакции предисловие i вселенский собор в никее 325 г

    Документ
    ... . А.В. Карташев. Вселенские Соборы. Отредакции. Предисловие. I Вселенский собор в ... иконоборчества в армянской церкви. Отредакции. История вселенских соборов христианской ... , при его нетленности актуальной. Последовательное развитие севирианского ...
  3. У всякой эпохи свои задачи от редакции

    Документ
    ... Бекметов, отличник просвещения РК Отредакции. Е. Бекметов родился в ... развития и формирования актуальных педагогических компетенций имеет несколько ... маркетинговых исследований востребованности, актуальности определенных педагогических компетенций ...
  4. вселенские соборы оглавление от редакции предисловие

    Документ
    ... Карташев. Вселенские Соборы Оглавление. Отредакции. Предисловие. I Вселенский собор в ... иконоборчества в армянской церкви. Отредакции. История вселенских соборов христианской ... , при его нетленности актуальной. Последовательное развитие севирианского ...
  5. Алексей алексеевич гастев леонардо да винчи от редакции

    Документ
    ... Алексеевич Гастев Леонардо да Винчи Отредакции Герой этой книги принадлежит к тем ... Леонардо да Винчи – художника была актуальной забота о создании особой живописной ... противорычаг ad, поддерживающий груз; abc – актуальная поддержка груза; af и ad – ...

Другие похожие документы..