Главная > Методические рекомендации


«РАЗГОВОР С УЧАЩИМИСЯ» (КЛАССНЫЙ ЧАС)

Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Классные часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Они проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.

Существуют различные формы классных часов, и задача классного руководителя в зависимости от возраста и проблематики выбрать оптимальный вариант подготовки и проведения этого часа общения. Учащиеся любят классные часы в форме интеллектуальных игр, конкурсов, викторин. Сложнее организовать классный час, который требует от всех большой подготовки, работы с обширным дополнительным материалом.

По мнению Н. Е. Щурковой и Н. С. Финданцевич, классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительную, ориентирующую и направляющую.

 Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указан­ные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся.

Особенностью конкурсного классного часа является то, что тему выбирают ученики из 6-10 предложенных.

Тематика классных часов разнообразна. Классные часы могут посвящаться:

1.     морально-этическим проблемам;

2.     проблемам науки и познания;

3.     эстетическим проблемам;

4.     вопросам государства и права;

5.     вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни;

6.     психологическим проблемам;

7.     проблемам экологии;

8.     общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам и т. д.).

Организация классного часа начинается с психологической подготовки учеников к серьезному разговору. Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию. Тема классного часа может быть написана на доске или плака­те, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие обсуждению. На листе бумаги в качестве афоризма можно привести слова выдаю­щейся личности или цитату из известной книги.

 На классном часе воспитанники рассаживаются так, как им хо­чется.

 Продолжительность классного часа должна определена условиями конкурса (20-25минут см. положение).

 Перед проведением классного часа конкурсант должен решить ряд задач: определить методы проведения классного часа, составить план подготовки и проведения классного часа. Как и в любом воспитательном мероприятии, он учитывает возрастные особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития.

 В структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.

 Назначение вступительной части: активизировать внимание уче­ников, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки.

Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа.

Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса.

Оценивается; умение организовать открытый диалог; сформированность устойчивых положительных убеждений; заинтересованность и активность детей.

Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свою мнение, выступить с критикой.

Классный час может проводиться в различных формах: в форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа, это может быть экскурсия или тематическая лекция, встречи с интересными людьми, викторины по разным областям знаний, КВНы, игры-путешествия, тренинги, читательские конференции, театральные премьеры. Но, у конкурсантов выбор форм ограничен условиями конкурса – час общения – диалог!

Схема анализа  классного часа:

         Как решается воспитательная задача, какие положительные качества формируются у коллектива (группы) и отдельных учащихся во взглядах  (понятиях), умениях и привычках поведения?     

         Как подготовлены  учащиеся к мероприятию? Роль самих учащихся в его подготовке, как распределены поручения?

         Содержание и методика проведения:

      • идейная направленность, степень новизны информационного материала, примеров из жизни, задач, заданий, опытов, эстетическая  привлекательность исполнения и оформления;

      • разнообразие видов целесообразной деятельности организаторов и участников, приемы активизации учащихся.

      • отношение учащихся к мероприятию (интерес, внимание, дисциплинированность).

ОТКРЫТАЯ ДИСКУССИЯ

Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия.

Дискуссия (от лат.discussio – рассмотрение, исследование) – способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы.

Дискуссия обеспечивает активное включение членов в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия.

Дискуссия с коммуникативной точки зрения всегда полилогична. Но характер этого полилога может быть разным:

Полилог – разноголосие – разногласие, защита каждым своей позиции, своей точки зрения – спор;

Полилог – многоголосие – согласие, взаимодополнение, совместное решение проблемы – диалог.

Существуют разные точки зрения по поводу сходства и различия спора и дискуссии: от их противопоставления до рассмотрения спора как необходимого элемента любой дискуссии или как отдельного типа дискуссии. Безусловно, наличие оппонентов, противоположных точек зрения всегда обостряет дискуссию, повышает ее продуктивность, позволяет создать с их помощью конструктивный конфликт для более эффективного решения обсуждаемых проблем. Важно, чтобы спор не велся ради спора, ради стремления отстоять свою точку зрения во что бы то ни стало и победить.

Условия эффективного проведения дискуссии в общем виде следующие:

  • информированность и подготовленность учащихся к дискуссии, свободное владение материалом, привлечение различных источников для аргументации отстаиваемых положений;

  • правильное употребление понятий, используемых в дискуссии, их единообразное понимание;

  • корректность поведения, недопустимость высказываний, задевающих личность оппонента;

  • установление регламента выступления участников;

  • полная включенность конкурсантов в дискуссию.

Рекомендации для участника дискуссии

Когда вы участвуете в споре, в дискуссии, от вас хотят услышать четкое обоснованное мнение. Вы можете стремиться убедить или переубедить, или просто сообщить свою позицию.

Чтобы ваше выступление было кратким и ясным, можно воспользоваться П(М)ОПС-формулой:

П – позиция (мнение, точка зрения,) – Я считаю, что…

О – обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) - …потому, что…

П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) - …например…

С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) -…поэтому….

Все ваше выступление, таким образом, может состоять из двух-четырех предложений и занимать 1-2 минуты.

Правила поведения в дискуссии

Я критикую идеи, а не людей

Моя цель не в том, чтобы “победить”, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению

Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении

Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен

Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям

Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему

Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов

Ошибки в дискуссии

  • Монополия ведущего дискуссии, который знает правильный ответ, а другие должны его отгадать.

  • Издержки стимулирования: ведущий, похвалив одного участника, невольно огорчает другого.

  • Увлечение обсуждением абстрактных проблем, отклонение от заданной темы

  • Нередко некоторые участники дискуссии “забивают” других, не давая сказать им ни слова.

Анализ дискуссии

Существенный элемент дискуссии – ее анализ. Анализируются выводы, к которым пришли участники дискуссии, подчеркиваются основные моменты правильного понимания проблемы, оценивается логичность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных замечаний по конкретным вопросам темы дискуссии. Обращается внимание на содержание речей, глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей, правильность употребления понятий. Оценивается умение отвечать на вопросы, использовать приемы доказательства и опровержения, применять различные средства полемики.

МАСТЕР-КЛАСС.

После проведения многочисленных мастер-классов слышатся реплики:

- Ну, разве это мастер-класс? Это обычный урок, только со взрослыми!

- Нет, это не мастер-класс! Это просто лабораторная работа!

И объяснить в чем же суть мастер-класса не могут ни участники, ни уважаемые члены жюри.

В данных рекомендациях мы предлагаем ответы на следующие вопросы: что такое мастер-класс, каковы требования к его подготовки и представлению, каковы критерии его эффективности.

В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс». В данных рекомендациях мы будем опираться на следующие определения, так как считаем, что в них обозначены ключевые свойства мастер-класса.

Мастер-класс – это главное средство передачи концептуально новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Учитель как профессионал на протяже­нии ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую целеполагание, про­ектирование, использование последовательности ряда изве­стных дидактических и воспитательных методик, уроков, ме­роприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные ус­ловия работы с различными категориями учащихся и т.п.

Мастер-класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.  

Мастер-класс – это форма занятия, которое построено не на сообщении знаний, а на способе самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений и др.

Мастер-класс – ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, то есть передача мастером ученикам опыта, мастерства,  чаще всего – путём прямого и комментированного показа приёмов работы.

Итак, обобщая представленные выше определения, мы можем выделить важнейшие особенности мастер-класса, а именно:

1) новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;

2) метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;

3) создание условий для включения всех в активную деятельность;

4) постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;

5) приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;

6) формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;

7) доминирование процесса познания над самим знанием.

Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера.

Требования к организации и проведению мастер-класса:

Мастер-класс – это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников)

Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы.

Алгоритм технологии  мастер-класса:

  1. Объяснение причины выбора именно этой темы мастер-класса.

Обращаем внимание, что тема должна включать метод (технологию, прием) обучения или воспитания. Не столь принципиально, на какой учебной теме будет показ.

  1. Характеристика основных идей метода (технологии, приема).

  2. Результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности метода (технологии, приема).

  3. Система учебных занятий в режиме использования метода (технологии, приема);

  4. Проведение имитационной игры. Учебное занятие со слушателями.

  5. Моделирование. Учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера. Большая часть мастер-классов, которую довелось видеть, не содержала данный раздел, и это было не в пользу конкурсантов. Так как в первую очередь задача мастера обучить технологии, методу или приему, а не дать знания по определенной учебной теме.

  6. Рефлексия. Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей. Подводные камни данного раздела:

- педагогическая солидарность: понимая и сочувствуя Мастеру, коллеги выражают только благодарность, оценивая исключительно положительные моменты;

- соперничество: коллеги видят только отрицательные моменты;

- объективная оценка.

Судьями оценивается умение выслушать как положительные, так и отрицательные оценки участников и умение аргументированно отстоять свою точку зрения.

 Позиция Мастера

Учитель-Мастер проводит урок со слушателями, демонстрируя приёмы эффективной работы с аудиторией.

Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

Во взаимоотношениях с коллегами Мастер должен применять определённый стиль, проявляя свои  личностные качества: коммуникативность, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения, мировоззрение, характер, волю, темперамент и др. Авторские технологии, представляемые в рамках мастер-класса, не обладают свойством фотографической воспроизводимости; однако каждая из них несёт идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов, элементов учительского мастерства.

Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса в литературе предлагается использовать следующие критерии.

Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представления, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.

Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.

 Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и  к научному обобщению опыта.

Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.

Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).

Эффективность. Результативность, полученная для  каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.

Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры),

Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта

Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

В роли Мастера, как правило, рядовой учитель. Допускаем, что на мастер-классе он показывает не новую, изобретенную им технологию, а усовершенствованный способ научения, «отточенный», проверенный и дающий результат. Мы предлагаем упростить систему оценки:

  1. Целесообразность технологии, методики, и.д.

  2. Технологичность демонстрации.

  3. Эффективность. Результат – что усвоили слушатели.

  4. Рефлексия. Умение вести диалог в дискуссии.

  5. Общая культура. Внешний вид. Стиль общения.

  6. Артистичность. Способность к импровизации. Умение убедить аудиторию.

На наш взгляд данные критерии позволят сконцентрироваться на самом главном.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Богинская С.К. Материал из курса лекций по риторике. Национальный институт Екатерины Великой (НИЕВ), Серпухов, 2010.

  2. Галицких Е. Заманчивей всего и бескорыстнее на свете: педагогическая мастерская для педагогов и школьников, посвященная игре/А.А.Галицких //Воспитание школьников. – 2003. – № 2. – С. 31–33.

  3. Гирба Е.Ю., Светлолобова С.Б., Полковникова О.С., Хохлова Ю.Г. Презентация профессионального мастерства как средство повышения квалификации учителя. Учебно-методическое пособие. Под редакцией к.п.н. Гирба Е.Ю. — М.:УЦ «Перспектива», 2012. — 144 с.

  4. Гузова Л П. Развитие профессиональной культуры учителя – фактор успешной работы /Л.П. Гузова //Методист. – 2005. – № 2. – С. 34–37.

  5. Комарь В. Д. Повышение профессионального мастерства педагогов- воспитателей / / Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2005. – № 1. – С.84–87.

  6. Ленц А.Н. Спортивная борьба / А. Н. Ленц. - М.: ФиC, 1964. - 494 с.

  7. Лысенко Л. И. Рабочие материалы методисты лаборатории по сопровождению федеральных и региональных экспериментальных проектов (ФЭП и РЭП) ГОУ РК «ИПКРО».

  8. Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. – 2005. - № 2.

  9. Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе : учебно-методическое пособие. – М. : АПКиППРО, 2006. – 168 с.

  10. Положение о ";мастер-классе"; как форме профессионального обучения учителей //Практика административной работы в школе. – 2004. – № 5. – С. 46.

  11. Привалова, Г Ф Творчество - основа деятельности современного учителя [Текст] / Г Ф Привалова // Научно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях непрерывного обучения тр Всерос науч -практ конф ,2-3 нояб 2005 г , Томск - Томск Изд-во Том политехи ун-та, 2005 -С.145-147

  12. Привалова, Г Ф Творчество — основа деятельности современного учителя [Текст] / Г Ф Привалова П Дополнительное профессиональное образование достижения, проблемы, тенденции материалы Всерос науч -практ конф , 23 -24 нояб 2005 г , Кемерово в 2 ч / сост Л Н Вавилова, под общ ред И А Жигаловой, ТС Паниной - Кемерово ГОУ «КРИРПО», 2005 -Ч 1 - С 197199

  13. Привалова, Г Ф Формирование творческого потенциала педагога в конкурсах профессионального мастерства [Текст] / ГФ Привалова // материалы Всерос науч -практ конф с междунар участием в 2 ч - Кемерово ГОУ «КРИРПО», 2007 - Ч 2 -С 178-180

  14. Привалова, ГФ Педагогическое творчество как профессиональная потребность каждого современного учителя [Текст] / Г Ф Привалова // Развитие современной школы опыт, проблемы, перспективы материалы гор науч -практ конф, 8 нояб 2005 г, Березовский - Кемерово Изд-во КРИПКиПРО, 2005 -С 131-135

  15. Привалова, ГФ Творческий подход к обучению - определяющий фактор успешного взаимодействия учителя и ученика [Текст] / Г Ф Привалова II Эффективность образования в условиях его модернизации материалы Междунар науч -практ конф ,26-28 апр 2005 г, Новосибирск в 3 ч – Новосибирск

  16. Привалова, ГФ Творчество как философская и психолого-педагогическая проблема в деятельности современного учителя [Текст] / Г Ф Привалова // Развитие творческого потенциала студентов материалы Первой межрегион науч -практ конф , 6 апр 2006 г, Кемерово - Кемерово Изд-во «КемГППК»,2006 -С 35^12

  17. Психология. Немов Р.С. Кн. 2. Психология образования. 1995, 2-е изд., 496с.

  18. Русских Г.А. Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности /Г.А.Русских //Методист.– 2002. – № 1. С. 38–40.

  19. Русских Г.А. Педагогическая мастерская как средство подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика /Г. А. Русских //Методист. – 2004. – № 2. – С. 25–28.

  20. Савина Н.М. Конкурс педагогического мастерства как средство развития творческого потенциала //Справочник заместителя директора школы, школы №3, 2010

  21. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 224 с.

  22. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.

  23. Творческая школа ";Мастер-класс";/Е. Долинина, Р. Рахмани, И. Мамаева и др. //Учитель. – 2003. – № 5. – С. 44–74.

Интернет-источники:

1. /lib/uspeH21.htm

2. Медведев И. Правила успешного публичного выступления /lib/orator1.htm

3. Модестов С.Ю., 2004 г. /show_article_2

4. /wiki/Эссе

5. /articles/6-4-5.html

6. /p30aa1.html

7. Левченко Е.В., оригинал .doc /2011/02/thesis/

8. Виноградова Т. Ю. /linguistics1/vinogradova_t-04.htm

9. Старшенбаум Г.B., кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт высшей категории, профессор Института психоанализа при МГУ /2006/09/01/pravila_konstruktivnojj_kritiki.html

10. Шаповалова Н.Ю. Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации.

http://www.proshkolu.ru/user/savolga65/blog/34704/

11. .ua/live/release/preodolenie_straha_pered_publichnim_vistupleniem_za_schet_upravlenija_svoim_sostojaniem

12. Гоппе Л.А. Опорная схема для конструирования занятия в дошкольном учреждении /detskii-sad/raznoe/library/analiz-zanyatiya-v-detskom-sadu

13. Приходько Е. /index.php?page=72

14. http://omczo.org/publ/168-1-0-366



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ

    Доклад
    ... Хохлова Ю.Г. под редакцией Гирба Е.Ю. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГОМАСТЕРСТВА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ... мастерстваконкурс. А в конкурсе, как известно, есть победители и побежденные. Завершен один из конкурсовпрофессиональногомастерства ...
  2. Муниципальная методическая служба методическое сопровождение образовательных процессов

    Конкурс
    ... Методист. – 2009. – № 1. – С. 14-23. Гирба, Е. Ю. Об особенностях педагогического общения в сети ... № 3. – С. 2-9. – Библиогр.: с. 9 (15 назв.). Пахомова, Е. М. Конкурсыпрофессиональногомастерства: анализ явления, потребность и отрицание, развивающаяся ...
  3. Мониторинг 27.08.2012 0:00:00 - 03.09.2012 0:00:00 Содержание Дайджест СМИ 17 Алтайский край 17 СМИ:

    Документ
    ... ДОУ стали активнее участвовать в конкурсахпрофессиональногомастерства. В муниципальном конкурсе «Воспитатель года-2012» победителем стала ... Учебно-методического центра Елена Юрьевна Гирба. Почётными грамотами Министерства образования и науки ...
  4. План работы «городской информационно - методический центр» на апрель 2011 года

    Анализ
    ... 2011» 1 - 10 Заочный этап областного конкурсапрофессиональногомастерства «Педагог года Тюменской области – 2011» ... Н. Ф. Заборская, Е. Ю. Гирба // Методист. - 2010. - № 10. - С.27 - 28. 3. Коптелов, А.В. Модель развития профессиональной компетентности ...
  5. Методические рекомендации по проведению августовских совещаний педагогических работников образования в 2010 году ставрополь 2010

    Методические рекомендации
    ... методика и практика обучения. – М., 2007, № 3. – с. 2-8. 6. Гирба Е.Ю. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока ... и участия классного руководителя в конкурсахпрофессионально-педагогического мастерства. Роль классного руководителя в психологической ...

Другие похожие документы..