Главная > Методические рекомендации


ОТКРЫТЫЙ УРОК И ЕГО АНАЛИЗ

Урок - это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса, основная форма организации обучения в современной школе. В нем находятся все основные компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, задачи, содержание, формы, методы, средства, взаимосвязанная деятельность учителя и ученика.

К необычному на уроке выдающиеся педагоги относились по-разному. В античной и средневековой педагогике необычное, т.е. выходящее за рамки установленных канонов преподавания, было фактически недопустимым, а учителя, нарушавшие это требование, жестоко наказывались. Бывали и редкие исключения, только подтверждающие незыблемость правила: диалогистика Сократа, уроки на природе в ";Доме радости"; Витторино де Фельтре.

Первые, как бы ";узаконенные"; элементы необычного вносит в урок ";Великая диалектика"; Я.А.Каменского. Прежде всего - это принцип наглядности. Введение этого принципа в строгую канву урока произвело революцию в педагогическом сознании и поколебало уверенность в неизменности классических правил. Появилась возможность не просто давать положенные знания, но и ";раскрашивать"; их, представлять с необычной стороны.

Кто знает, может быть, на своем открытом уроке вы продемонстрируете новый прием или технологию, которые впоследствии войдут в повседневную педагогическую практику.

Однако, увлекаясь новейшими достижениями и эмоционально окрашенными формами работы, не забывайте про классику!

МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Структура урока изучения нового материала:

        • первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

        • указание на то, что учащиеся должны запомнить;

        • мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

        • сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

        • первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

        • контроль результатов первичного запоминания;

        • регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

        • внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

        • частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:

        • сообщение учащимся цели предстоящей работы;

        • воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

        • выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

        • проверка выполненных работ;

        • обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

        • задание на дом (если это необходимо).

Структура урока формирования умений и навыков:

        • постановка цели урока;

        • повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

        • проведение проверочных упражнений;

        • ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

        • упражнения на их освоение;

        • упражнения на их закрепление;

        • тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

        • упражнения на перенос в сходную ситуацию;

        • упражнения творческого характера;

        • итог урока;

        • задание на дом.

Структура урока повторения:

        • организация начала урока;

        • постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

        • проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

        • подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

        • задание на дом.

Структура урока проверки знаний:

        • организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

        • постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;

        • изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;

        • подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

        • определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Структура урока применения знаний, умений и навыков:

        • организация начала урока (психологический настрой учащихся);

        • сообщение темы урока и его задач;

        • изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

        • формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;

        • упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

        • творческое применение знаний и умений;

        • упражнение по отработке навыков;

        • домашнее задание;

        • итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Структура повторительно-обобщающего урока:

        • организационный момент;

        • вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

        • выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;

        • проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

        • формулирование выводов по изученному материалу;

        • оценка результатов урока;

        • подведение итогов;

        • задание на дом (не всегда).

Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

        • организация начала урока;

        • проверка домашнего задания, постановка цели урока;

        • подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

        • изучение нового материала, в том числе и объяснение;

        • закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

        • обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

        • подведение итогов и результатов урока;

        • задание на дом;

        • подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

ТИПОЛОГИЯ УРОКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Классические типы

Нетрадиционные формы

Вводный урок

Урок фантазирования

Тренировочный урок

Урок-соревнование

Контрольный урок

Урок открытых мыслей

Урок самостоятельной работы

Урок-диспут

Урок практической работы

Урок-зачет

Комбинированный урок

Урок-спектакль

Повторительно-обобщающий урок

Урок-конференция

Интегрированный урок

Урок-игра

Урок-сказка

Урок взаимного обучения

Урок-КВН

Урок-путешествие

Аукцион знаний

1.Типология уроков С.В.Иванова:

  • вводные уроки,

  • уроки первичного ознакомления с материалом,

  • уроки образования понятий,установление законов,правил,

  • уроки применения знаний на практике,

  • уроки навыков (тренировочные),

  • уроки повторения и обобщения,

  • контрольные уроки,

  • смешанные или комбинированные уроки.

2.Типология уроков И.Н.Казанцева:

  • уроки с разнообразными видами занятий,

  • уроки в виде лекций,

  • уроки в виде беседы,

  • уроки-экскурсии,

  • уроки с использованием телефильма,

  • уроки самостоятельной работы,

  • лабораторные и др. практические занятия.

3.Типология урока В.А.Онищука

  • урок усвоения новых умений и навыков.

  • урок усвоения новых знаний,

  • урок комплексного применения знаний,

  • урок обобщения и систематизации знаний,

  • контрольный урок,

  • комбинированный урок.

4.Типология уроков Л .В. Маховой:

  • рассказ обзорного типа по всей теме.

  • урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснении.

  • урок - практическая работа.

  • урок обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала.

  • заключительный опрос по теоретическому материалу.

  • решение задач по теме с применением микрокалькуляторов.

5.Типология уроков, разработанная Н.П. Гузиком:

  • уроки теоретического разбора материала учителем.

  • уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам.

  • уроки-семинары.

  • уроки-практикумы.

  • уроки контроля и оценки.

6.Типология уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанктым:

  • урок-лекция по всей теме.

  • уроки решения ключевых задач.

  • урок-консультация.

  • урок-зачет.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

I. Дидактические требования к современному уроку:

  • четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

  • реализация на уроке всех дидактических принципов;

  • создание условий успешного учения учащихся.

II. Психологические требования к уроку

Психологическая цель урока:

1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3) предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока:

1) определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

  • соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

  • определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

  • планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

  • выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

  • учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа уча-
    щихся;

  • соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);

  • 2) особенности самоорганизации учителя:

  • подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;

  • рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

  • педагогический такт (случаи проявления);

  • психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся:

1) Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

  • планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

  • использование установок в форме убеждения, внушения;

  • планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

  • использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

2) Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

  • определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, ";открытий";, формулирования выводов);

  • опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;

  • планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

  • руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

  • использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3) Закрепление результатов работы:

  • формирование навыков путем упражнений;

  • обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

  1. отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;

  2. возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

  1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

  2. проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

  3. дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

III. Гигиенические требования к уроку:

  1. температурный режим;

  2. физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

  3. освещение;

  4. предупреждение утомления и переутомления;

  5. чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);

  6. своевременное и качественное проведение физкультминуток;

  7. соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

  8. соответствие классной мебели росту школьника.

IV. Требования к технике проведения урока:

  1. урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

  2. темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

  3. необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

  4. доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

  5. по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

  6. обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

  7. учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ

    Доклад
    ... Хохлова Ю.Г. под редакцией Гирба Е.Ю. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГОМАСТЕРСТВА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ... мастерстваконкурс. А в конкурсе, как известно, есть победители и побежденные. Завершен один из конкурсовпрофессиональногомастерства ...
  2. Муниципальная методическая служба методическое сопровождение образовательных процессов

    Конкурс
    ... Методист. – 2009. – № 1. – С. 14-23. Гирба, Е. Ю. Об особенностях педагогического общения в сети ... № 3. – С. 2-9. – Библиогр.: с. 9 (15 назв.). Пахомова, Е. М. Конкурсыпрофессиональногомастерства: анализ явления, потребность и отрицание, развивающаяся ...
  3. Мониторинг 27.08.2012 0:00:00 - 03.09.2012 0:00:00 Содержание Дайджест СМИ 17 Алтайский край 17 СМИ:

    Документ
    ... ДОУ стали активнее участвовать в конкурсахпрофессиональногомастерства. В муниципальном конкурсе «Воспитатель года-2012» победителем стала ... Учебно-методического центра Елена Юрьевна Гирба. Почётными грамотами Министерства образования и науки ...
  4. План работы «городской информационно - методический центр» на апрель 2011 года

    Анализ
    ... 2011» 1 - 10 Заочный этап областного конкурсапрофессиональногомастерства «Педагог года Тюменской области – 2011» ... Н. Ф. Заборская, Е. Ю. Гирба // Методист. - 2010. - № 10. - С.27 - 28. 3. Коптелов, А.В. Модель развития профессиональной компетентности ...
  5. Методические рекомендации по проведению августовских совещаний педагогических работников образования в 2010 году ставрополь 2010

    Методические рекомендации
    ... методика и практика обучения. – М., 2007, № 3. – с. 2-8. 6. Гирба Е.Ю. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока ... и участия классного руководителя в конкурсахпрофессионально-педагогического мастерства. Роль классного руководителя в психологической ...

Другие похожие документы..