Главная > Методические рекомендации


ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ И КРИТЕРИИ ЕГО ОЦЕНКИ

Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня - это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения.

Использование информационных технологий - это обновление роли учителя, его готовности передавать свои знания и опыт новыми средствами. С их помощью уже сегодня можно решать множество дидактических, организационных и методических проблем.

Сегодня по сути дела возникла новая форма профессионального взаимодействия – обмен информацией и собственными разработками в сети Интернет, создание условий для дистантного обучения.

Положительные стороны данного взаимодействия:

  • возможность самообразования: нахождения соответствующую своему уровню подготовки информацию;

  • возможность самореализации;

  • возможность сравнения, анализа;

  • возможность диалога, обсуждения в основе большинства представленных информационных массивов;

  • возможность «вхождения» в тему на разную «глубину», с разной скоростью и степенью детализации, что является «прообразом» дифференцированного обучения;

  • способ расширения зоны индивидуальной активности, самовыражения;

  • возможность широкой географической самопрезентации;

  • знакомство с разными мнениями;

  • возможность моделирования;

  • возможность многократности повторения;

  • возможность пользоваться;

  • наглядное и эмоциональное восприятие представляемой информации.

Педагоги создают свои персональные сайты, блоги, не боятся выступать на форумах. Безусловно, бывает жалко делиться тем, что с большим трудом создавалось в течение многих лет. Но это ваше право, вы можете им и не воспользоваться.

Основная цель любого сайта в Сети - чтобы как можно больше людей узнали о авторе и его деятельности. Нужно сказать, что специфика Интернет предоставляет учителю массу дополнительных возможностей по привлечению внимания к своему предмету, к себе (профессиональная деятельность, портфолио), своим достижениям – открывая огромные возможности. Во-первых, Сеть работает круглосуточно. Любой пользователь в любой момент времени может зайти на сайт и получить необходимую информацию по предмету, конкретному уроку, вопросу (ЕГЭ, д/з, психология, методика и т.д.), написать письмо, найти другие координаты для связи. Таким образом, ученик, учитель, родитель в удобное для себя время могут получить большое количество предварительной полезной информации без необходимости ждать, ехать, звонить.

Однако все вышесказанное может быть реализовано и на сетевых сообществах (открытый урок, campus и т.д.), где учитель может завести персональную страничку с аналогичной информацией. Зачем тогда персональный сайт?

Дело в том, что персональный сайт позволяет наилучшим образом соискателю ";подать себя"; в выгодном свете: учитель может более подробно рассказать о себе, продемонстрировать полную галерею работ, завести личный блог, разместить свои статьи и комментарии - то есть подчеркнуть свои профессиональные личностные качества, персональный имидж. Безусловно, грамотно разработанный персональный сайт с актуальной информацией, интересными статьями, библиотекой электронных книг, блогом, ссылками на другие ресурсы будет интересен многим посетителям Сети. Естественно, что поддержка работоспособности сайта и высоких позиций в рейтингах поисковых систем потребует определенных затрат. Создание web-сайтов - трудный и кропотливый процесс.

Общие критерии оценки персональных сайтов.

Администрирование:

1. Контент (содержание)

  • Ясно ли предназначение сайта?

  • Присутствует ли информация на всех страницах (во всех разделах) сайта?

  • Ориентирован ли сайт на целевую аудиторию?

  • Соответствует ли содержание сайта (текстовое, графическое) его тематике?

  • Есть ли грамматические или синтаксические ошибки?

2. Эргономичность использования (юзабилити)

  • Организовано ли содержание логически?

  • Насколько проста и понятна навигация?

  • Расположена ли навигация в одном и том же месте на всех страницах?

  • Позволяет ли навигация вернуться на предыдущие подуровни?

  • Присутствует ли ссылка обратной связи и насколько она доступна?

  • Имеется ли понятный способ перехода между последовательно связанными страницами и разделами сайта?

  • Приходится ли пользователю делать более 3-х кликов для того, чтобы найти нужную информацию?

  • Работает ли сайт на всех платформах и браузерах?

  • Можно ли просматривать сайт на разных разрешениях?

  • Если применены технические и программные новшества, то доступны ли плагины?

3. Техническая реализация (функционал)

  • Оправдывает ли себя время загрузки страницы?

  • Если есть Flash intro, то предусмотрена ли функция пропуска заставки?

  • Если сайт располагает большим количеством информации, то предусмотрены ли системы поиска и отбора (фильтрации)?

4. Оптимизация

  • Отражают ли заголовки страниц их содержимое?

  • Используются ли метаданные (meta, description, author, date…)?

  • Снабжены ли картинки альтернативным текстовым описанием (alt)?

5. Внешний вид (дизайн)

  • Выдержаны ли цвета, шрифты, графика в едином стиле?

  • Сбалансированы ли цвета дизайна страниц?

  • Сбалансирован ли макет страницы (наличие сетки)?

  • Не перегружена ли страница информацией (особенно касается главных станиц)?

  • Качественна ли графика и сочетается ли она с остальными составляющими страницы?

  • Не мешает ли графика пользователю воспринимать информацию?

6. Посещаемость

Педагогическая составляющая:

  • Наличие системы методических разработок и рекомендаций для учителей данного предмета;

  • Наличие систематизированных тестовых материалов для учащихся;

  • Наличие рекомендаций для родителей;

  • Наличие форумов и форм обратной связи и их активность;

  • Наличие возможности дистанционного образования учащихся;

  • Наличие аналитических материалов: вопросников-анкет; сравнительного анализа достижений учащихся;

  • Наличие статей на профессиональную тему;

  • Отзывы посетителей сайта.

ОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

Зачастую выступающие готовят исключительно содержание своего выступления: пишут-пишут-пишут и учат-учат-учат текст, не уделяя достаточного внимания личному имиджу и управлению впечатлением. Известен философский закон о связи формы и содержания. То, что говорит оратор, его глубокие мысли — это содержание. То, как выглядит оратор, его манеры, стиль поведения — это форма. Данный закон еще никто не отменял. Глубокое содержание выступления, владение материалом оратору целесообразно представить в адекватной форме. Чтобы не получилось так, что аудитория не слушает оратора, а рассматривает его броские аксессуары или считает жесты-паразиты.

Гармония мысли и слова — закон публичного выступления. Работа над ним, и прежде всего над языком, должна стремиться к приданию выступлению возможно большей ясности, образности, доходчивости.

К числу важнейших элементов публичного выступления относятся: правильность речи, ее эмоциональность, наглядность изложения. Совершенствование выступления связано с выбором различных средств: слов, крылатых выражений, образов, способов и методов изложения. К числу основных элементов техники речи относятся: интонация, дикция, темпо-ритм, жесты и мимика.

Мыслить образно — закон искусства публичного выступления. Образная речь дает пищу воображению слушателей, побуждает их думать, вызывая связи по аналогии, по контрасту, по сложности. Образность помогает выступающему передавать свои мысли ярче, точнее, глубже, убедительнее.

«Самопрезентация», «самоподача», «самопредъявление» — все эти слова означают, что оратор предъявляет себя аудитории. Самопрезентация в публичном выступлении — это умение направить восприятие аудитории по определенному пути, выгодному оратору.

Самопрезентация — это управление впечатлением, которое оратор производит на аудиторию с целью влияния на нее.

Несколько правил компьютерной презентации.

Правило 1. Содержание должно быть структурировано

Содержание презентации должно быть четко структурировано: стройность и логичность изложения позволяют слушателю не потеряться в презентации. Это относится как к плану устного выступления, так и к визуальным элементам. Каждый новый слайд должен логически вытекать из предыдущего и одновременно подготавливать появление следующего.

Правило 2. Краткость — сестра убедительности

После того как содержание презентации собрано, с ним следует аккуратно поработать, сократив его насколько возможно. Краткость — сестра не только таланта, но и убедительности.

Оптимальным объемом презентации считается 24 традиционных слайда, если презентация умещается в 16 слайдов — еще лучше, ну а 12 и менее слайдов — это то, что редко встречается, но крепко запоминается.

Сокращая, продумывайте, что именно услышит и увидит аудитория, ведь публика видит вас впервые и не знает ни ваших заслуг, ни предыдущих разработок. Чтобы убедить слушателей необходимо выделить, прежде всего, суть (сущность) вашего опыта и доказать его эффективность.

Не накладывайте на один слайд множество фотографий и схем – это не в пользу докладчика, к тому же, очень часто наложения из-за того что на разных компьютерах установлены разные версии программ и приложений, презентации могут «зависнуть», и вы окажетесь в неудобном положении.

Правило 3. Смерть тексту!

И наконец, еще одно правило, которое тем важнее, чем чаще им пренебрегают. Оно гласит: смерть тексту! А точнее, смерть любому тексту, кроме абсолютно необходимого. Толку в нем меньше, чем думает подавляющее большинство презентеров, населяющих слайд за слайдом списками с маркерами. Читать страницу за страницей и запоминать текст совсем непросто, не говоря о том, что голое чтение никого не убеждает. Словом, весь ненужный текст следует оставить либо для устного выступления, либо заменить его иллюстративным материалом: графиками, картинками и т.д.

Правило 4. Лаконичный дизайн.

Шрифт текста не менее 24. Отсутствие громоздких схем и таблиц. Подбор цветовой гаммы. Не используйте белый шрифт на желтом или голубом поле. Не все проекторы отображают выбранную вами палитру. Более того, наличие естественного освещения снижает видимость светлых тонов.

Откажитесь от большого количества анимационных эффектов — они могут отвлекать слушателей.

Каждый переход на другую презентацию, файл с документом или фильм должны быть оправданы целю вашего выступления и ограничены временными рамками выступления.

«ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА».

Как правило, если это часть конкурса, то первая цель – дать жюри представление об участнике как личности, его индивидуальности, качествах, вторая – познакомить участников конкурса друг с другом.

Визитная карточка («визитка») – самопрезентация, самопредставление в свободной форме с использованием любых форм презентации. Регламент данного конкурсного испытания – 7 -10 минут.

Самопрезентация участника не оценивается, но она призвана сформировать первое впечатление о конкурсанте, создать его уникальный образ, дать жюри представление о его личности, о его лидерских качествах, креативности.

Впечатление — образ, отражение, след, воздействие, влияние, эффект. Хочет конкурсант или нет, планирует специально или пренебрегает, но первое впечатление формируется всегда.

Аксиома публичного выступления гласит: у оратора никогда не будет второго случая произвести первое впечатление. Народная мудрость утверждает: как придешь, так и прослывешь. Первое впечатление содержит эмоциональный и оценочный компоненты.

Исследования подтверждают, что в 75 % случаев первое впечатление оказывается верным.

Успех самопрезентации зависит от умения представить себя другим людям, умения подать себя, привлечь внимание, актуализировать интерес людей к своим качествам. В построении успешной самопрезентации нет мелочей, в ней важно все: внешность конкурсанта, его одежда, язык, интеллект, стиль поведения, манера держаться на сцене, которая проявляется в свободе движений, умении саморегуляции. Разрабатывая сценарий визитной карточки, помните, что главными целями в этом конкурсе являются следующий позиции: выделиться, запомниться, убедить, сделать своими сторонниками членов жюри. На этом и будет строиться стратегия успеха, но единого рецепта как это сделать не существует – у каждого он свой.

В книге К.С. Станиславского «Работа актёра над собой» есть строки: «Знаете ли Вы таких актёров, которым стоит только появиться на сиене, и зрители их уже любят? За что? За красоту? Но очень часто ее нет. За голос? И он нередко отсутствует. За талант? Он не всегда заслуживает восхищения. За что же? За то неуловимое свойство, которое мы называем обаянием».

Правильным будет сказать, что главной составляющей визитки, не зависимо от личности конкурсанта и выбранной формы представления является искренность.

Конкурсное задание «визитка» может быть выполнено в любой форме. Вариантов представления «визитки» огромное множество – это может быть и спектакль одного актера, и презентация (в том числе использованием мультимедийной презентации и видеофильма), шоу, монолог, исповедь, акция, лекция и так далее. Участник во время представления «визитки» должен быть на сцене один - он является главным действующим лицом.

Задание может быть выполнено в любой форме. В ходе 7-минутного выступления Вы должны ярко, эмоционально и оригинально дать представление о себе, как о ярком креативном человеке. Рассказать о личных находках, профессиональных успехах, хобби, жизненном кредо. Приветствуется использование современных технических форм – видео, презентации, демонстрация личного web–ресурса.

Однако, нельзя целиком «переложить» свою презентацию на видеорепортаж. Это автоматически дает отрицательную оценку участнику конкурса.

«ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА»

Если «визитная карточка» может содержать информацию о хобби и достижениях в областях не связанных с образовательной деятельностью, то конкурс «представление опыта», как раз предполагает исключительно профессиональную деятельность.

Очевидно, что конкурсанту имеет смысл специально продумывать, как будет формироваться впечатление о нем, какие акценты уместно расставить в момент появления перед публикой.

Так как деятельность многоаспектна, презентацию – представление опыта лучше разбить на несколько разделов.

Раздел 1. Общие сведения об учителе

  1. Слайд. Вам необходимо указать ФИО, где работаете, кем работаете, вашу квалификационную категорию, стаж работы, образование, какое профессиональное учреждение закончили.

  2. Слайд. Дипломы, грамоты, сертификаты. Укажите, какие педагогические конференции, семинары, марафоны, курсы повышения квалификации посещали, в каких конкурсах профессионального мастерства участвовали и результат этого участия - это оценка вашей работоспособности и гражданской позиции.

  3. Слайд. Публикации – общая характеристика: направленность, тираж.

  4. Слайд. Эпиграф к своей педагогической деятельности.

  5. Слайд. Принципы работы.

Раздел 2. Результат своей педагогической деятельности

  1. Слайд. Результат своей педагогической деятельности можно представить за последние 2-3 года (результат вытекает из ваших принципов работы). Например, можно показать сравнительную диаграмму качества знаний учащихся, результат контрольных работ по четвертям.

  2. Слайд. Результаты участия учащихся в международных интеллектуальных играх, олимпиадах.

Раздел 3. Научно-методическая работа

  1. Слайд. Ваша методическая тема. Цели и задачи работы над методической темой.

  2. Слайд. Использование инновационных технологий в рамках обозначенной методической темы.

  3. Слайд. Результат научно-методической работы. Результат можно представить в виде портрета выпускника, публичных выступлений, городских и областных семинарах.

Раздел 4. Внеклассная работа

  1. Слайд. Направление в воспитательной работе. Формы и методы работы. Например, проводите систематически классные часы на определенную тему, которая вытекает из направления воспитательной работы, организуете и проводите встречи с интересными людьми, экскурсии, походы и т.д.

  2. Слайд. Результат воспитательной работы (сплоченность коллектива, изменение определенных личностных качества ваших учащихся).

Раздел 5. Работа с родителями

  1. Слайд. Направления взаимодействия с родителями. Например, организация и проведение праздников, проведение классных родительских собраний по определенной тематике, походы, экскурсии и т.д.

  2. Слайд. Результативность работы с родителями.

Данная презентация позволит составить ваш педагогический портрет.

При планировании выступления, (кроме первого и второго слайдов) очередность разделов может варьироваться в зависимости от наилучшей деятельности учителя. Разделы могут быть неравнозначны и по времени и по объему содержания. Больше внимания уделяется наиболее успешному опыту.

Закончив выступление, не спешите уходить со сцены. Возможно, слушатели или члены жюри захотят задать вам вопросы.

«МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ».

Работа в ГМО может строиться по нескольким направлениям. Самые распространенные – доклад по заданной теме, например, «Сравнительный анализ УМК по предмету» и(или) творческий отчет о работе над методической темой.

Несколько важных моментов при подготовке к творческому отчету о работе над методической темой.

Изучая много лет работу учителей по выбранной методической теме, мы выделили целый ряд проблем.

Одна из проблем методической работы учителя - отсутствие операционально поставленной задачи деятельности УЧИТЕЛЯ в данном направлении. Педагогам чаще всего не хватает самостоятельно, или с чьей-то помощью, выработанных и достижимых, а не абстрактных целей. Не хватает точных инструкций, указаний, что надо конкретно сделать и каков предполагаемый результат.

Вторая проблема в научности методической работы над определенной темой. На всеобщее обозрение выносится чаще всего результат собственной деятельности учителя, имеющего хорошие качественные образовательные показатели. Это очень хорошо. НО! Изучить реальную педагогическую практику – это значит познать фактически действующие закономерности того, что есть, познать законы, по которым управляется процесс или осуществляется саморазвитие явлений. Поэтому переход от повседневного опыта и здравого смысла к научному знанию имеет место тогда, когда осуществляется выяснение уже сложившихся существенных связей в педагогическом процессе, предопределяющих его результаты, «хорошие» или «плохие», какие они есть на самом деле. Только зная «точку отсчета», можно правильно преобразовывать педагогическую действительность, удерживая управляемый процесс обучения и воспитания в желательных границах, экономно при этом расходуя духовные, временные и материальные ресурсы. Без такого рода научных знаний, принимаемые решения основываются в лучшем случае на опыте, традициях, интуиции, но не на научном предвидении.

Третья проблема – можно бесконечно описывать методы и формы преподавания, и не прийти к выводу о наилучших, так как для каждого конкретного ребенка и конкретной группы учащихся, и в каждый конкретный момент времени они будут свои. Выявление общих закономерностей в проблемах обучения дело трудоемкое и весьма неблагодарное.

Четвертая проблема – отсутствие соответствия между ставящимися целями и формой анализа

Как известно, общей целью управления любой социальной системой, в том числе и методической работой, является упорядочение ее дея­тельности и перевод в новое, качественно более высокое состояние. Дости­жение общей цели происходит за счет реализации специфических целей каждой функции методического цикла.

Цель анализа методической работы, в данном случае, заключается в выявлении соответствия педагогического процесса выбранной методической теме, норма­тивным документам (учебным планам, программам, планам школьных методических объединений), существующим стандартам обучения, определенным пра­вилам и нормам педагогического воздействия, в определении результатов применения разработанных методик, технологий, программ, степени отклонения учебно-воспитательного процесса, его результатов от общепринятых нормативов или результатов предыдущего периода.

Методическая работа имеет объективно необходимый аналитический характер. Всякое разумное действие должно обязательно носить целенаправленный характер, а не представлять собой набор случайных, зачастую ничем между собой не связанных управленче­ских воздействий. Но цель как спроектированный результат деятельности системы может сформироваться лишь в итоге анализа предшествующего состояния этой системы. Таким образом, цель - это не только результат деятельности системы, но и итог предшествующего ее развития.

Основные ошибки конкурсантов прошлых лет. Ошибки при постановке цели: нет разграничения между целями работы учителя над методической темой! и обязательными целями обучения; цель должна быть достижима и проверяема. Цель – конечный методический продукт, являющийся средством повышения качества знаний учащихся. (Цель - разработать, внедрить, проверить, исследовать).

Ошибки при постановке задач: отсутствие принятия задач как этапов деятельности по выбранным направлениям. Как следствие этого проблема анализа, что конкретно сделано по каждой из задач и насколько цель достигнута. Отсутствуют материалы диагностических работ, в частности достижения учащихся. А для доказательства эффективности работы по разработанным материалам это просто необходимо.

Для учителя современной школы при сравнительном анализе УМК важно получить ответы на следующие вопросы:

1. Каковы концептуальные положения комплекта?

2. В чем состоят принципиальные особенности УМК, отличающие его от других комплектов?

3. Каковы особенности методики преподавания предмета по конкретному УМК?

4. Какова роль УМК в формировании у школьника умения учиться?

5. Каковы отличительные особенности характеристики ученика, обучившемуся по выбранному УМК?

Каждый раз на индивидуальных консультациях с педагогами мы затрагиваем эту тему. Проигрывает тот, кто либо не внимательно слушает данные рекомендации, либо тот, кому нечего сказать и он прячется за красивыми общими словами по выбранной проблеме.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ

    Доклад
    ... Хохлова Ю.Г. под редакцией Гирба Е.Ю. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГОМАСТЕРСТВА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ... мастерстваконкурс. А в конкурсе, как известно, есть победители и побежденные. Завершен один из конкурсовпрофессиональногомастерства ...
  2. Муниципальная методическая служба методическое сопровождение образовательных процессов

    Конкурс
    ... Методист. – 2009. – № 1. – С. 14-23. Гирба, Е. Ю. Об особенностях педагогического общения в сети ... № 3. – С. 2-9. – Библиогр.: с. 9 (15 назв.). Пахомова, Е. М. Конкурсыпрофессиональногомастерства: анализ явления, потребность и отрицание, развивающаяся ...
  3. Мониторинг 27.08.2012 0:00:00 - 03.09.2012 0:00:00 Содержание Дайджест СМИ 17 Алтайский край 17 СМИ:

    Документ
    ... ДОУ стали активнее участвовать в конкурсахпрофессиональногомастерства. В муниципальном конкурсе «Воспитатель года-2012» победителем стала ... Учебно-методического центра Елена Юрьевна Гирба. Почётными грамотами Министерства образования и науки ...
  4. План работы «городской информационно - методический центр» на апрель 2011 года

    Анализ
    ... 2011» 1 - 10 Заочный этап областного конкурсапрофессиональногомастерства «Педагог года Тюменской области – 2011» ... Н. Ф. Заборская, Е. Ю. Гирба // Методист. - 2010. - № 10. - С.27 - 28. 3. Коптелов, А.В. Модель развития профессиональной компетентности ...
  5. Методические рекомендации по проведению августовских совещаний педагогических работников образования в 2010 году ставрополь 2010

    Методические рекомендации
    ... методика и практика обучения. – М., 2007, № 3. – с. 2-8. 6. Гирба Е.Ю. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока ... и участия классного руководителя в конкурсахпрофессионально-педагогического мастерства. Роль классного руководителя в психологической ...

Другие похожие документы..